Jump to content

Конституция Чада 1996 г.

Конституция Республики Чад ( фр . «Constitution de la République du Tchad ») является высшим законом Чада . [ 1 ] Седьмая конституция Чада, [ 2 ] он был принят в 1996 году, через шесть лет после того, как президент Идрисс Деби пришел к власти после успешного восстания против президента Хиссена Хабре . Этот официальный документ устанавливает структуру государства и правительства Чада и перечисляет права и свободы его граждан. В нынешнем виде содержание Конституции включает преамбулу , 16 частей и 225 статей. [ 1 ]

Конституция, первоначально состоявшая из 239 статей и 15 частей, [ 3 ] в 2005 году были внесены поправки впервые с 1996 года. В поправках, одобренных населением Чада на фоне обвинений в мошенничестве, были отменены ограничения на срок полномочий президента, и эта поправка вызвала глубокое недовольство оппозиции и некоторых представителей истеблишмента. он был заменен новым текстом В 2018 году .

Предыдущие конституции

[ редактировать ]

До того, как действующая конституция была одобрена в 1996 году, в период с 1959 по 1990 год в Чаде уже действовало восемь конституций. Первая конституция была принята 31 марта 1959 года, когда страна еще была французской колонией . Конституция создала парламентскую систему , при которой исполнительная власть осуществляется на пятилетний срок премьер-министром при условии утверждения Национальной ассамблеей . Эта конституция была досрочно заменена 28 ноября 1960 года, когда страна только что обрела независимость, на новую, которая ввела полупрезидентскую систему. Президент Франсуа Томбальбай заменил эту конституцию 16 апреля 1962 года третьей конституцией, которая предусматривала полностью президентскую систему . Согласно этой конституции, президент избирался сроком на семь лет коллегией выборщиков ограниченного состава, состоящей из депутатов Национального собрания, мэров, муниципальных советников и вождей. Новая конституция также проложила путь к однопартийной системе, ограничив выборы в собрание единым избирательным списком. Переход к однопартийному правлению был позже официально закреплен конституционным законом от 29 декабря 1965 года, внесшим поправки в конституцию 1962 года. В конце концов, Томбалбайе выбрал новую конституцию в ноябре 1973 года, на волне культурная революция и упадок Прогрессивной партии Чада в пользу Национального движения за культурную и социальную революцию , чтобы новый конституционный текст закрепил идеологию режима. [ 4 ]

После падения Томбалбайе в 1975 году и соглашения между президентом Феликсом Маллумом и лидером повстанцев Хиссеном Хабре в 1978 году 29 августа 1978 года была принята новая конституция, освобождающая место для коалиционного правительства, исполнительная власть которого была разделена между президентом. и премьер-министр. В рамках коалиционного соглашения был создан Национальный совет, представляющий все префектуры, а также Совет обороны и безопасности, в котором партизаны Маллума и Хабре получили равное представительство. [ 4 ]

Еще одним конституционным текстом, которому предстояло следовать, была недолговечная Нджаменская декларация , временный документ, созданный 8 мая 1982 года после долгих переговоров между фракциями, входившими в состав Переходного правительства национального единства . Декларация предусматривала назначение исполнительного президента Гукуни Уэддея и директивного органа из 15 человек, в котором по закону должны были быть представлены все фракции. Члены совета не могли находиться в кабинете министров, который подчинялся Гукуни и возглавлялся премьер-министром Джидингаром Доно Нгардумом . [ 4 ] Менее чем через месяц декларация уже прекратила свое существование, когда силы Хабре захватили столицу 7 июня. [ 5 ] Придя к власти, 29 сентября Хабре разработал конституцию, отвечающую его потребностям и нуждам его фракции « Вооруженные силы Севера» (ФАН). Конституция предусматривала назначение могущественного президента, который был одновременно главой государства и правительства, которого на его место поставило политбюро ФАН. В случае государственной измены президент нес ответственность за свои действия перед специально созданным Высшим судом ФАН. Также планировалось создать Национальный консультативный совет в составе 30 членов, члены которого должны были представлять все префектуры Чада и назначаться и увольняться президентом. [ 4 ]

После того, как Хабре победил Ливию в войне Тойоты , на Чад было оказано значительное давление со стороны Франции, чтобы тот начал процесс демократизации и двинулся к национальному примирению. В ответ на это давление правительство Хабре подготовило в июне 1989 года проект конституции, который должен был установить сильного президента, избираемого на семилетний срок, и вновь ввести Национальное собрание, всегда в рамках однопартийной системы. При официальной, но невероятной явке в 99,4%, всенародный референдум санкционировал одобрение конституции 92% голосов «за». Такой референдум вряд ли мог легитимизировать режим и давал мало надежд на прогресс на пути к истинному национальному примирению. [ 6 ]

Конституционный процесс

[ редактировать ]

На следующий день после прихода к власти 2 декабря 1990 года Идрисс Деби приостановил действие конституции 1989 года. [ 7 ] 1 марта 1991 года она была заменена переходной национальной хартией, после того как она была принята 28 февраля Советом национального спасения, и было объявлено, что через 30 месяцев она будет заменена новой конституцией, разработанной Суверенной национальной конференцией . [ 8 ] Хартия, хотя и давала президенту огромные, если не непомерные, полномочия, [ 9 ] гарантировала основные свободы и права, включая свободу мнений и объединений, свободу печати, свободное передвижение людей и имущества, право на владение собственностью, а также индивидуальные и коллективные свободы в рамках плюралистической демократии. [ 10 ] Хартия также запрещала судьям, военным и службам безопасности быть членами какой-либо партии. В Хартии также предпринята попытка избежать возвращения полевых командиров и сектантской политики, которые уже давно преследуют Чад: статья 5 требует от партий «избегать нетерпимости, трайбализма, регионализма, религиозной дискриминации и ксенофобии, а также подстрекательства к ненависти, а также ресурсов [к] насилию в во всех его формах», а статья 6 запрещает партиям «создавать военные или военизированные организации для преобразования в политические партии любых бывших военно-политических организаций; тела». Для ослабления трайбализма также было добавлено, что для регистрации партиям потребуется как минимум три члена, взятых от каждой из десяти префектур . Несмотря на это, хартия была широко воспринята как попытка правительства, лишь неохотно приверженного демократии, строго контролировать каждую часть процесса демократизации. [ 11 ]

В декабре 1991 года, со значительной задержкой и из-за серьезных вооруженных вызовов правлению Деби и давления Франции, [ 9 ] Комиссия из 79 членов была создана для подготовки почвы для конференции, которую первоначально планировалось созвать в мае 1992 года, но по этому случаю было отложено. После месяца обсуждений комиссия сформулировала план конференции и ее состав. [ 12 ] В ноябре 1992 года последовала еще одна комиссия, известная как Трехсторонняя комиссия, в состав которой вошли представители политических партий, правительства и гражданского общества под председательством министра внутренних дел. Комиссия назначила 830 делегатов, которые будут представлены в CNS из самых разных слоев общества Чада. Конференция, открывшаяся 15 января 1993 г., получила суверенные полномочия и ей было поручено подготовить проект конституции в течение одного месяца. [ 13 ]

Национальная конференция, руководившая до 6 апреля, [ 14 ] когда он избрал вместо себя Высший совет переходного периода (CST), переходный парламент в составе 57 человек и переходное правительство, оба из которых должны были оставаться у власти в течение года, то есть до 6 апреля 1994 года, согласно которому должны были состояться досрочные выборы и быть одобрена окончательная конституция. Тем временем конференция приняла Национальную хартию в качестве временной конституции. Поскольку в течение первого года переходного периода было достигнуто немногое, срок позже был продлен КНТ до 9 апреля 1995 года. [ 15 ] Этот период был дополнительно продлен CST 31 марта 1995 года, а дата утверждения конституции референдумом назначена на 31 марта 1996 года. [ 16 ]

Наконец, после более чем трех лет переходного периода, в 1996 году, как и было запланировано, был проведен референдум , на котором был предложен проект по образцу французской конституции , продвигающий президентское и унитарное государство. [ 17 ] [ 18 ] Предлагаемый проект, разработанный в основном среди президентского окружения и французских союзников Деби, [ 9 ] была одобрена 61,4% избирателей, но встретила сильную оппозицию на юге Чада: в четырех префектурах конституция была отклонена более чем 80% голосов, подтвердив существование глубоких разногласий в Чаде между мусульманским Севером и христианским и анимист Юг. [ 19 ] Среди мотивов, приведенных сторонниками голосования «против», было то, что оно не создало независимую судебную систему, сконцентрировало слишком много власти в руках президента и установило арабский язык в качестве официального языка. [ 13 ]

Конституция 1996 года

[ редактировать ]

Преамбула

[ редактировать ]

Конституция начинается с преамбулы, в которой резко критикуется прошлое Чада, утверждая, что «годы диктатуры и однопартийного правления помешали расцвету любой демократической культуры и многопартийной политики» и способствовали распространению « трайбализма » и нарушения прав человека , что порождает «войны, политическое насилие, ненависть, нетерпимость и подозрительность между различными общинами, составляющими чадскую нацию». [ 20 ] Чтобы положить конец «институциональному и политическому кризису, который сотрясает Чад на протяжении более трех десятилетий», в преамбуле говорится, что народ Чада привержен «построению правового государства и единой нации, основанной на общественных свободах и фундаментальных правах человека». права, достоинство человеческой личности и политический плюрализм на африканских ценностях солидарности и братства», а также стремиться к достижению цели африканского единства . В преамбуле право на революцию : индивиды имеют не только право, но и обязанность противостоять «любому государственному органу, который примет власть силой или будет осуществлять ее в нарушение настоящей Конституции». предусмотрено [ 3 ]

Конституция также обязуется уважать права человека, определяя последние путем одобрения Устава Организации Объединенных Наций , Африканской хартии прав человека и народов и Всеобщей декларации прав человека . [ 3 ] Конституционное одобрение Всеобщей декларации прав человека — это аспект, общий для Чада со многими национальными конституциями: среди африканских стран его поддерживают Бенин , Буркина-Фасо , Бурунди , Камерун , Кабо-Верде , Коморские Острова , Конго-Браззавиль , Кот-д 'Ивуар , Экваториальная Гвинея , Эфиопия , Габон , Гвинея , Гвинея-Бисау , Мали , Мавритания , Нигер , Руанда , Сенегал и Танзания . [ 21 ] Проблемой является реализация норм прав человека, так как существует правовой вакуум из-за отсутствия необходимых положений в Уголовном кодексе, в который необходимо внести поправки, чтобы национальное законодательство было приведено в соответствие с международными нормами по правам человека. инструменты. [ 22 ]

Название первое

[ редактировать ]

Первый раздел конституции в 11 статьях охватывает темы, касающиеся государства и суверенитета. В первой статье говорится, что «Чад является… светской… республикой», добавляя, что «подтверждается разделение между государством и религией», а во второй утверждается, что страна организована в виде «децентрализованных территориальных коллективов». чья автономия гарантирована конституцией». Суверенитет передается в руки народа, который выражает его либо посредством референдума, либо путем выборов представителей всеобщим голосованием. Французский и арабский языки объявлены официальными языками. Нджамена становится столицей страны. Конституция также определяет национальный девиз, флаг и гимн . [ 3 ]

Название второе

[ редактировать ]

Во второй части (12–58 статей) перечислены права и обязанности граждан Чада. Мужчины и женщины равны перед законом (статья 13), и государство «обязанно следить за ликвидацией всех форм дискриминации в отношении женщин и обеспечивать защиту их прав во всех сферах частной и общественной жизни». (статья 14). В остальных статьях говорится, что «человеческая личность священна и неприкосновенна» (статья 17), а также пытки, рабство, произвольные аресты и задержания запрещаются , коллективная уголовная ответственность. К числу прав чадцев относятся права на мнение, распространение информации, прессу, забастовку, труд, образование, культуру и на здоровую окружающую среду. «Частная собственность неприкосновенна и священна» (статья 41), равно как и место жительства, а «тайна переписки гарантируется законом». Государство и децентрализованные территориальные образования обязуются защищать окружающую среду (статья 48). [ 3 ]

Среди обязанностей граждан, помимо уважения Конституции, стоят «защита отечества» посредством обязательной военной службы (статья 51), уважение окружающей среды и участие в государственных расходах. Вместо этого среди обязанностей государства стоит уважение нейтралитета правительства и вооруженных сил, а также осуществление своего «полного и постоянного суверенитета над всеми национальными богатствами и природными ресурсами на благо всего национального сообщества» (статья 57). . [ 3 ]

Название третье

[ редактировать ]

Третий раздел конституции посвящен исполнительной власти (59–105 статей), которую осуществляют Президент и Правительство . Президент, который является главой государства и командующим вооруженными силами , избирается всенародным голосованием сроком на пять лет и может быть переизбран только один раз. Он должен быть чадцем по рождению и обладать «высокой моралью». должен Конституционный совет следить за правильностью проведения выборов . В случае объявления Верховным судом вакансии или полномочия импичмента президентские осуществляет Председатель Сената . Президент назначает и заменяет премьер-министра , а также, по рекомендации премьер-министра, всех министров. Президент присутствует и председательствует на заседаниях кабинета министров. Президент может выступить против обсуждения Национального собрания, отправив обратно в Ассамблею уже одобренный закон, но если он будет снова одобрен, он должен его принять. Президент может назначать послов, назначать гражданский и военный персонал, распускать Национальное собрание и объявлять чрезвычайное положение на 15 дней, которое может быть продлено с согласия Национального собрания. [ 3 ]

Вместо этого правительство возглавляет премьер-министр, в обязанности которого входит координация работы правительства и обеспечение управления страной. После назначения президентом он должен предстать перед парламентом для вынесения вотума доверия . Он может заменить президента в Совете министров , но только на своем прежнем мандате. Его акты в конкретных областях должны быть подписаны также соответствующим министром. [ 3 ]

Название четвертое

[ редактировать ]

В четвертой части подробно рассматривается законодательная власть от статьи 106 до статьи 124. Законодательная власть находится в руках Национального собрания и Сената; в то время как представители Национального собрания избираются прямым голосованием всеобщим голосованием , представители Сената представляют децентрализованные территориальные коллективы и избираются косвенно коллегией, состоящей из региональных, департаментских и муниципальных советников. Первые избираются сроком на четыре года, вторые - на шесть лет. Депутаты и сенаторы пользуются парламентским иммунитетом от судебного преследования, за исключением случаев, когда парламентарий пойман с поличным. Парламентарий может быть законно преследован и даже арестован по решению своей палаты парламента. [ 3 ]

Название пятое

[ редактировать ]

Пятая часть (125–145 статей) посвящена взаимоотношениям законодательной и исполнительной власти. Утверждается, что, хотя принятие законов является компетенцией парламента, как и объявление войны, объявление чрезвычайного положения ожидается от президента, и правительство может получить от парламента разрешение на издание постановлений в областях, обычно конкурирующих с законодательной властью. тело. Законодательная инициатива конкурирует как с правительством, так и с членами парламента. Всякий раз, когда между исполнительными и законодательными органами возникает конфликт по поводу соответствия предлагаемой поправки обсуждаемому закону, Конституционный совет должен принять решение в пользу той или иной стороны. [ 3 ]

Название шестое

[ редактировать ]

В этом разделе учтена третья власть государства – судебная власть (146 – 163 статьи). Подтверждена его автономия от законодательной и исполнительной власти, и она осуществляется Верховным судом , апелляционными судами, трибуналами и мировыми судьями . Высшей юрисдикцией является Верховный суд, состоящий из 16 членов. Из них Президент назначает Председателя суда и 6 судей, 5 – Председателя Национальной ассамблеи, а остальных 4 – Председателя Сената. Независимость судебной власти гарантируется Президентом с помощью Высшего совета магистратуры , который возглавляет Президент. Высший совет предлагает кандидатуры и продвижения по службе президенту, которому он соревнуется за их назначение и отстранение. [ 3 ]

Место также оставлено обычному и традиционному праву : оно может применяться в тех местах, где оно признано, и в той степени, в которой оно не мешает общественному порядку или конституционным гарантиям равенства для всех граждан. Кроме того, традиционные правила, определяющие режимы брака и наследования, могут применяться только с согласия заинтересованных сторон, в противном случае по умолчанию используется национальное право. [ 3 ] Эта явная конституционная ссылка на обычаи во франкоязычной Африке является особенностью Чада, поскольку другие франкоязычные страны, похоже, отрицают существование обычаев. [ 23 ]

Название седьмое

[ редактировать ]

Седьмая часть (164–175 статей) касается Конституционного совета , состоящего из 9 членов, избирающихся сроком на 9 лет каждый, из которых треть избирается президентом Чада, треть — президентом Национальной ассамблеи, а оставшаяся треть председателем Сената. Его функция заключается в том, чтобы устанавливать, соответствуют ли законы и договоры конституции, а также следить за регулярностью референдумов, законодательных и президентских выборов. Он также вмешивается в разрешение конфликтов между институтами государства. [ 3 ]

Название восьмое

[ редактировать ]

Восьмая часть (176–182 статьи) также касается судебной власти, на этот раз речь идет о Высшем суде справедливости , состоящем из 15 членов, из которых 10 являются парламентариями и по 5 судьями Конституционного совета и Верховного суда. Единственная юрисдикция, которая может судить президента и его министров по делам о государственной измене (которая включает в себя нарушения прав человека, растраты, коррупцию, вымогательство и торговлю наркотиками), единственном преступлении, за которое президент может быть осужден во время своего пребывания в должности. функции. Чтобы предстать перед трибуналом, президент должен сначала быть привлечен к ответственности 2/3 голосов обеих палат парламента. [ 3 ]

Название девять

[ редактировать ]

Часть девятая (статьи 183–187) касается создания Высшего совета связи в составе девяти членов, избираемых Президентом (статья 184). В обязанности совета входят контроль за соблюдением этических правил в вопросах информации и коммуникации, гарантия свободы прессы и обеспечение политическим партиям равного доступа к общественным средствам массовой информации (статья 186). [ 3 ]

Название десятое

[ редактировать ]

Часть десятая (188 – 202 статьи) касается внутренней безопасности и национальной обороны, которые гарантируются силами безопасности и вооруженными силами (статья 188). Этими силами являются Национальная армия Чада (АНТ), Жандармерия , Национальная полиция и Кочевники и Национальная гвардия (ГННТ). АНТ и жандармерия задействованы в национальной обороне, а ГННТ, полиция и жандармерия гарантируют общественный порядок. Силы безопасности и вооруженные силы подчиняются гражданскому правлению и соблюдают республиканскую законность (статья 190). [ 3 ]

Название одиннадцать

[ редактировать ]

Одиннадцатый раздел (статьи 203–213) касается децентрализованных территориальных коллективов, представленных регионами , департаментами , коммунами и сельскими общинами Чада (статья 203). DTC обладает экономической и финансовой автономией и управляется избранными местными собраниями; в их число входят управление территорией, охрана общественного порядка, культурное, санитарное и экономическое развитие, а также защита окружающей среды. [ 3 ]

Название двенадцатое

[ редактировать ]

Двенадцатый раздел (статьи 214–217) касается традиционных и обычных властей, которые рассматриваются как гаранты традиций и обычаев и сотрудничают с местными администрациями. [ 3 ]

Название тринадцатое

[ редактировать ]

Аргументы, рассматриваемые здесь, касаются сотрудничества, договоров и международных соглашений (218 – 222 статьи). Президенту поручено ведение переговоров и ратификация договоров, но Парламент должен дать свое одобрение на ратификацию мирных договоров, коммерческих договоров и договоров, касающихся благосостояния людей. [ 3 ]

Название четырнадцать

[ редактировать ]

Этот раздел касается пересмотра конституции (223 – 226 статей). Это конкурирует с Президентом совместно с Кабинетом министров и Парламентом. Чтобы поправка была принята к рассмотрению, она должна быть одобрена обеими палатами парламента большинством в 2/3 ее членов. После голосования парламента должен состояться референдум, чтобы изменения вступили в силу. Некоторые части конституции не могут быть пересмотрены: они касаются республиканской формы государства, политического плюрализма, основных прав человека и разделения между государством и религией. [ 3 ]

Название пятнадцатое

[ редактировать ]

В последней главе рассматриваются переходные диспозиции (227 – 235 статей). Они предсказывают, что Конституция должна быть одобрена референдумом; что нынешний президент Идрисс Деби останется на своем посту до новых выборов; и что Высший переходный совет пока останется законодательным органом страны. Также добавляется, что до начала работы Сената его полномочия будут принадлежать Национальному собранию. Что касается высших судебных органов, то в нем говорится, что до их создания их функции будет выполнять Апелляционный суд Нджамены . [ 3 ]

пересмотр конституции 2005 г.

[ редактировать ]

В ноябре 2003 года на съезде правящего Движения патриотического спасения (ПДС) активисты партии впервые озвучили идею пересмотра Конституции. Это предложение было быстро поддержано Национальным собранием, контролируемым МПС, которое создало парламентскую комиссию, которая пришла к выводу, что «после восьми лет ее существования по исправлению недостатков конституции исправление конституции стало неизбежным и необходимым», предложив восемь статей для конституционного контроля. Эти поправки были одобрены Национальным собранием 26 мая 2004 года 123 голосами за, 1 воздержавшимся и никто против. Благодаря подавляющему большинству в палате, депутаты парламента без труда набрали необходимое большинство в 2/3, в то время как депутаты от оппозиции покинули парламент в знак протеста. [ 24 ]

Поправки заменили Сенат Экономическим, социальным и культурным советом, назначаемым президентом, и сделали внесение изменений в конституцию президентской прерогативой. [ 25 ] Но самым спорным моментом является поправка к статье 61, в которой говорится, что президент может быть переизбран на должность только один раз. Это исключило возможность того, что президент Идрисс Деби сможет баллотироваться на переизбрание на президентских выборах 2006 года , поскольку он уже был переизбран в 2001 году . После внесения поправки ограничение на два срока было снято, что вызвало опасения, что Деби стремится продлить свое правление на неопределенный срок. Оппозиция исходила как от более мелких партий, которые объединились в Координацию политических партий защиты конституции (CPDC), так и от важных сегментов MPS и этнической группы Деби, загава . [ 26 ] Реформа конституции также подверглась резкой критике со стороны международного сообщества, и были высказаны сомнения в будущем процесса демократизации, который рассматривался как «авторитарная реставрация». [ 27 ]

Согласно статье 224, поправки к конституции должны были быть вынесены на референдум. Первоначально запланированный на конец 2004 года, в конце концов он был проведен в июне 2005 года. На фоне обвинений в повсеместных нарушениях в процессе регистрации избирателей и репрессиях правительства в отношении независимых СМИ во время кампании референдума референдум прошел с 71% голосов «за». , результат, по утверждению оппозиции, был зафиксирован заранее. Легальная оппозиция на референдуме разделилась: одни партии выступали за голосование «против», а другие — за бойкот. [ 25 ] [ 26 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Действующая конституция Чада
  2. ^ «Хронология» . Составить . Проверено 22 апреля 2015 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Конституция Чада 1996 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Декало, Сэмюэл (1987). Исторический словарь Чада . Пугало Пресс. стр. 96–97. ISBN  0-8108-1937-6 .
  5. ^ Нолутшунгу, Сэм К. (1995). Пределы анархии: вмешательство и формирование государства в Чаде . Университет Вирджинии Пресс. п. 168. ИСБН  0-8139-1628-3 .
  6. ^ С. Нолутшунгу, Пределы анархии , 236.
  7. ^ «Чад» . Архивировано из оригинала 4 мая 1999 г.
  8. ^ С. Нолутшунгу, Пределы анархии , 253.
  9. ^ Jump up to: а б с «Чад: к возвращению войны?» (PDF) . Международная кризисная группа , Отчет по Африке № 111. 01.06.2006.
  10. ^ УВКБ ООН
  11. ^ С. Нолутшунгу, 253–254.
  12. ^ С. Нолутшунгу, 254
  13. ^ Jump up to: а б Виднер, Дженнифер (август 2005 г.). Написание конституции и разрешение конфликтов: данные и резюме . Принстонский университет.
  14. ^ Майлз, Уильям Ф.С. (март 1995 г.). «Трагические компромиссы: демократия и безопасность в Чаде». Журнал современных африканских исследований . 33 (1): 53–65. дои : 10.1017/S0022278X0002084X . S2CID   153607154 .
  15. ^ « Справочная информация: Чад ». 1995. Государственный департамент США.
  16. ^ Гай Арнольд , Книга года Britannica
  17. ^ Тони, Аксон (2003). Обзор Африки 2003/04: Отчет об экономике и бизнесе . Коган Пейдж. п. 60. ИСБН  0-7494-4065-1 .
  18. ^ Адриан, Каратницкий (2002). Свобода в мире: Ежегодный обзор политических прав и гражданских свобод, 2001–2002 гг . Издатели транзакций. п. 152. ИСБН  0-7658-0977-Х .
  19. ^ Буйтенхейс, Роберт (декабрь 1984 г.). « Чад не поддается классификации»: конституционный референдум 31 марта 1996 г.» (PDF) . Африканская политика (62): 117–123.
  20. ^ «Чад 1996 (ред. 2005)» . Составить . Проверено 22 апреля 2015 г.
  21. ^ Камарей, Ахмад Реза (2005); Конституционные положения, относящиеся ко Всеобщей декларации прав человека. Архивировано 24 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  22. ^ « Чад ». Инструменты по правам человека. Комиссия ООН по правам человека . 12 декабря 1997 года.
  23. ^ « Чад. Архивировано 14 июня 2007 года в Wayback Machine ». Женщины мира: законы и политика, влияющие на их репродуктивную жизнь – Франкоязычная Африка . Центр репродуктивных прав . 2000 г.
  24. ^ Самсон, Дидье (26 мая 2004 г.). «Чад: Деби может постоять за себя» . РФИ .
  25. ^ Jump up to: а б «Чад (2006)» . Свобода в мире . Дом Свободы . 2006 год . Проверено 29 августа 2007 г.
  26. ^ Jump up to: а б Рой Мэй и Саймон Мэсси (март 2007 г.). «Чад: политика и безопасность» (PDF) . УВКПЧ ООН, Документы страны WriteNet. Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2007 г. Проверено 29 августа 2007 г.
  27. ^ Ханс, Эрикссон; Бьорн, Хагстремер (2005). Чад: на пути к демократизации или нефтедиктатуре? . Институт Северной Африки. стр. 27–28. ISBN  91-7106-549-0 .
  • Декало, Сэмюэл (1987). Исторический словарь Чада . Пугало Пресс. стр. 96–97. ISBN  0-8108-1937-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3cdb64d09a8f2ecf97115dedbc4df538__1724086800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/38/3cdb64d09a8f2ecf97115dedbc4df538.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chadian constitution of 1996 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)