Список самолетов авиации флота во Второй мировой войне
В этом списке конкретно рассматриваются самолеты Королевского флота ( ВВС FAA) во время Второй мировой войны .
ФАУ управляло самолетами с кораблей Королевского флота, в основном с авианосцев, но также включая крупные корабли и крейсеры, а также с наземных баз, защищающих порты и атакующих корабли противника.
Авианосец Второй мировой войны
[ редактировать ]Истребители
[ редактировать ]- Глостерский морской гладиатор
- Авиационная версия «Гладиатора» с предохранительным крюком. Один из двух истребителей ФАУ Второй мировой войны, находившихся на вооружении вначале вместе с Blackburn Skua. [ 1 ] [ 2 ]
- Блэкбернский поморник
- «Поморник» был истребителем и пикирующим бомбардировщиком; один из двух истребителей ФАУ в начале войны, наряду с Gloster Sea Gladiator. Вооруженный четырьмя стационарными пулеметами, стреляющими вперед в крыльях, и одним гибко установленным пулеметом Vickers K в задней кабине, Skua нес большую бомбу, запускаемую с поворотной опоры под центральным фюзеляжем. [ 3 ] [ 4 ]
- Блэкберн Рок
- Roc представлял собой истребитель сопровождения с турельным вооружением, созданный на базе Skua, оснащенный четырехорудийной башней с гидравлическим приводом в кормовой части кабины, аналогичной Boulton Paul Defiant . Roc не закупался в больших количествах из-за низкой скорости. [ 5 ] [ 6 ]
- Фейри Фулмар
- Истребитель/разведчик Fulmar был принят на вооружение в мае 1940 года и был первым истребителем ФАУ, имевшим восемь пулеметов, а также штурманом / наблюдателем/наводчиком для помощи пилоту в навигации, разведке и защите. [ 7 ] [ 8 ]
- Хокер Морской Ураган
- Авианосный и катапультный варианты «Харрикейна», принятые на вооружение в 1941 году. Все «Си Харрикейны», за исключением IA, были авианосными и были оснащены стопорными крюками. [ 9 ] [ 10 ]
- Грумман Мартлет (позже Wildcat)
- Martlet — авианосный истребитель, вооруженный четырьмя 0,5-дюймовыми крупнокалиберными пулеметами M2 Browning , широко использовавшийся с сентября 1941 года. Martlet — британское название самолетов Grumman G-36A и G-36B, находящихся на вооружении Великобритании. Позже во время войны новые приобретения (FM-1 и FM-2) использовали название US Wildcat. [ 11 ] [ 12 ]
- Супермарин Спитфайр
- «Спитфайры» использовались наземными эскадрильями.
- Супермарин Сифайр
- Морская версия Spitfire, поступившая на вооружение в ноябре 1942 года. [ 13 ] [ нужна страница ] [ 14 ] [ нужна страница ]
- Воут F4U Корсар
- Corsair использовался ФАУ с ноября 1943 года с модификациями, подходящими для службы на британских авианосцах. [ 15 ] [ нужна страница ] [ 16 ]
- Грумман Хеллкэт
- Hellcat был более совершенным самолетом, чем Wildcat, вооруженным шестью 0,5-дюймовыми M2 Browning крупнокалиберными пулеметами . Он поступил на вооружение ФАУ в начале 1944 года под американским названием Hellcat. Использовался как в Европе, так и в Средиземноморье. [ 17 ] [ 18 ]
- Фейри Светлячок
- «Светлячок» был последним авианосцем-истребителем ФАУ, принятым на вооружение во Второй мировой войне в июле 1944 года в качестве разведывательного и ударного истребителя. [ 19 ] [ 20 ]
-
Глостерский морской гладиатор
-
Блэкбернский поморник
-
Блэкберн Рок
-
Фейри Фулмар
-
Хоукер Си Харрикейн IB.
-
ФАУ Грумман Уайлдкэт/Мартлет
-
Супермарин Сифайр
-
ФАУ Воут Корсар
-
«Хеллкэты» 1840 года военно-морской авиационной эскадрильи ФАУ.
-
Фейри Светлячок FR.IV 1944 г.
Торпедоносцы
[ редактировать ]



Fairey Swordfish был торпедоносцем ФАУ в начале войны и, вероятно, самым известным самолетом ФАУ. Он также был разработан для разведки/обнаружения, а позже во время войны он был заменен в качестве передового торпедоносца и получил противолодочные функции от эскортных авианосцев. [ 21 ] [ 22 ]
Fairey Albacore был задуман как замена Swordfish, выполняющий те же функции, но с улучшенным двигателем и закрытой кабиной. Поступил на вооружение в 1940–1943 годах, но перед окончанием войны был заменен на «Барракуду». [ 23 ]
Фейри Барракуда Цельнометаллический моноплан-торпедоносец/пикирующий бомбардировщик Barracude был последним британским бомбардировщиком-торпедоносцем, поступившим на вооружение во время войны и служившим с января 1943 года.
Этот самолет поступил на вооружение ФАУ в ноябре 1943 года. Первоначально назывался Tarpon, но был изменен на Avenger, когда ФАУ перешло на использование названий США. [ 24 ] [ 25 ]
Пикирующие бомбардировщики
[ редактировать ]

Все торпедоносцы ФАУ, кроме Grumman Avenger, также могли действовать как пикирующие бомбардировщики.
Комбинированный истребитель и пикирующий бомбардировщик: «Скуа» мог нести одну 250-фунтовую или 500-фунтовую бомбу под фюзеляжем и четыре 40-фунтовые бомбы или восемь 20-фунтовых бомб «Купер» под крыльями.
Британцы приняли французский заказ на 50 Vought Vindicators после битвы за Францию . Доработанные под британские требования, им было присвоено служебное название «Чесапик». После непродолжительной службы в 811-й морской авиационной эскадрилье в 1941 году они были отозваны с линии фронта и использовались для тренировок. [ 26 ] [ 27 ]
Разведка
[ редактировать ]Разведка велась с самолетов, которые были разработаны для выполнения этой роли, а также для наступательных целей, таких как истребитель или бомбардировщик:
- Рыба-меч Фейри
- При перевозке наблюдатель был третьим членом экипажа помимо пилота и «телеграфиста / воздушного стрелка».
- Фейри Альбакор
- Альбакор разрабатывался как торпедоносец/бомбардировщик/разведчик. Для разведывательных операций перевозился третий член экипажа.
- Фейри Фулмар
- Представлен в 1940 году.
- Фейри Светлячок
- Преемник Fairey Fulmar, поступивший на вооружение в 1944 году первоначально для боевых разведывательных полетов и ударов по судоходству. Наблюдатель размещался в хвостовой части фюзеляжа.
Противолодочный
[ редактировать ]- Рыба-меч Фейри
- В дальнейшем «Суордфиш» служил противолодочным самолетом, действовавшим в составе конвоев с авианосцев сопровождения. Для выполнения этой роли Swordfish Mark II был оснащен радаром ASV Mark II , первым экземпляром самолета-носителя, оснащенным радаром класса «воздух-поверхность» (ASV) , и РП-3 ракетами . Swordfish Kk III получил более совершенный сантиметровый радар ASV Mk XI. Его использовали для уничтожения немецкой сверхмалой подводной лодки .
Другой
[ редактировать ]Обучение после ухода в качестве авианосного истребителя.
Непалубный корабельный самолет
[ редактировать ]Истребители
[ редактировать ]
Sea Hurricane mk IA представлял собой самолет только с катапультой, который перевозился и запускался с кораблей CAM . У этих кораблей были средства только для запуска самолета, поэтому, если поблизости не было наземных баз, пилот был вынужден бросить самолет в море, когда закончилось топливо.
Разведчики и корректировщики корабельной артиллерии
[ редактировать ]
«Рыба-меч Фэйри» была развернута с обычных кораблей Королевского флота с поплавками через авиационную катапульту на борту корабля для ведения разведки или действия в качестве артиллерийского корректировщика корабля. Для обнаружения артиллерии «Рыба-меч» отслеживала падение выстрела со своего корабля и сообщала, где он приземлился, чтобы помочь своему кораблю внести коррективы в прицел своих орудий, чтобы они были более точными.

Supermarine Walrus — гидросамолет, предназначенный для использования на линкорах и крейсерах в разведывательных целях и в качестве корректировщика основного вооружения. Было только два случая, когда его использовали в качестве корректировщика, но он использовался для разведки и спасения на море на протяжении всей войны . С усовершенствованием радара его убрали с некоторых крупных кораблей, поскольку он стал устаревшим для выполнения другой функции по патрулированию подводных лодок оси с радаром ASV. [ 28 ] [ 29 ]
Наземный самолет
[ редактировать ]
Торпедоносцы
[ редактировать ]«Бофорт» был создан на базе среднего бомбардировщика и использовался авиацией флота с 1940 года до конца войны. Бофорты могли использовать как торпеды, так и бомбы, а также ставить морские мины. [ 30 ] [ 31 ]

Bristol Beaufighter — временный тяжёлый истребитель, созданный на базе Bristol Beaufort. Он использовался ФАУ и прибрежным командованием Королевских ВВС для атак на суда стран Оси . Основным вариантом, используемым ФАУ, был Beaufighter Mk X, использовавшийся 772-й военно-морской авиационной эскадрильей и 728-й военно-морской авиационной эскадрильей . В дополнение к четырем 20-мм Hispano Mk.II автопушкам , которые они имели, они были вооружены либо восемью ракетами РП-3 , либо одной торпедой. Они были оснащены радаром ASV . [ 32 ] [ 33 ]
Другой
[ редактировать ]- Армстронг Уитворт Уитли
- Небольшое количество используется для обучения управлению двигателем Merlin. [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Барбер, Марк (2008). Авиация британского флота во Второй мировой войне . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. п. 6. ISBN 978-1-84603-283-7 .
- ^ Матрикарди, Паоло. Военные самолеты: истребители и разведчики (на итальянском языке). Милан: Мондадори Электа, 2006 .
- ^ Смит, Питер Скуа! Пикирующий бомбардировщик Королевского флота. Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Перо и меч, 2006. ISBN 1-84415-455-6 .
- ^ Браун 1980 , с. 29–40.
- ^ Завари, Алек. Истребители турелей: Дефайант и Рок. Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: Crowood Press, 2002. ISBN 1-86126-497-6 .
- ^ Тетфорд 1978 .
- ^ Браун 1980 , с. 69–78.
- ^ Браун, Дэвид. Fairey Fulmar Mks I и II, номер самолета 254. Лондон: Профильные публикации, 1973. Нет ISBN .
- ^ Браун 1980 , с. 114.
- ^ Тетфорд 1994 , с. 228.
- ^ Джонс Бен (ред.). Авиация флота во II томе Второй мировой войны, 1942–1943 гг., Авиация флота в переходный период: Средиземное море, битва за Атлантику и Индийский океан. Лондон: Рутледж, 2018. ISBN 978-0-8153-5507-6 .
- ^ Марч, Дэниел Дж. (редактор). Британские военные самолеты Второй мировой войны. Лондон: Аэрокосмическое издательство. 1998. ISBN 1-874023-92-1 . [ нужна страница ]
- ^ Браун, Дэвид (1989). «Сифайр»: «Спитфайр», ушедший в море . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-039-1 .
- ^ Стертивант, Рэй и; Берроу, Мик (1995). Самолеты ВВС флота с 1939 по 1945 год . Тонбридж, Кент, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0-85130-232-7 .
- ^ Марш, Дэниел Дж. «Британские военные самолеты Второй мировой войны». Вестпорт, Коннектикут: AIRtime Publishing Inc., 1998. ISBN 1-880588-28-5 .
- ^ Стиль, Марк. Корсары-асы Второй мировой войны (Самолет Асов №8 «Оспри»). Лондон: Osprey Publishing, 1995. ISBN 1-85532-530-6 . [ нужна страница ]
- ^ Труэльсен, Ричард (1976). История Груммана. Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers, ISBN 0-275-54260-2 . п. 181.
- ^ Тиллман, Барретт (1996). Адские асы Второй мировой войны. Лондон: Osprey Aerospace, ISBN 1-85532-596-9 . п. 78.
- ^ Браун 1980 , с. 145–157.
- ^ Харрисон, Уильям А. Фейри Светлячок – Операционный отчет. Шрусбери, Великобритания: Airlife, 1992. ISBN 1-85310-196-6 .
- ^ Браун 1980 , с. 7–20.
- ^ Килбракен, лорд. Верни мою авоську: пилот-меч-рыба на войне. Лондон: Pan Books Ltd, 1980. ISBN 0-330-26172-X .
- ^ Харрисон, Вашингтон (2002). Рыба-меч Фейри и Альбакор . Мальборо: Кровуд. стр. 77–80. ISBN 1-86126-512-3 .
- ^ Тиллман, Барретт (1979). Мститель на войне . Лондон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0957-0 .
- ^ Тиллман, Барретт (1999). Подразделения TBF/TBM Avenger времен Второй мировой войны . Боевые самолеты 16. Ботли, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 1-85532-902-6 .
- ^ Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Анналы двух дядей Шугар Бейкера». Air Enthusiast, Eight, октябрь 1978 г. – январь 1979 г. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. стр. 1–8, 74–79 . п. 8.
- ^ Тетфорд 1978 , с. 340.
- ^ Грин, Уильям (1972) [1962]. Боевые самолеты Второй мировой войны . Том. Пятое: Летающие лодки (5-е изд.). Лондон: ISBN Macdonald & Co. 0-356-01449-5 .
- ^ Лондон, Питер. Британские летающие лодки. Стауд, Великобритания: Саттон, 2003. ISBN 0-7509-2695-3 .
- ^ Баттлер, Тони. Бристоль Бофорт (серия Warpaint № 50). Лутон, Warpaint Books Ltd., 2000. OCLC 64949059 .
- ^ Барнс, CH Bristol Aircraft с 1910 года . Лондон: Putnam Aeronautical, 1988 (3-е исправленное издание). ISBN 0-85177-823-2 .
- ^ Бриджман, Леонард, изд. «Бристоль 156 Бофайтер». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны. Лондон: Студия, 1946. ISBN 1-85170-493-0 . стр. 110–111.
- ^ Мойес, Филип-младший (1966). Бристоль Бофайтер I и II . Самолет в профиле № 137. Лезерхед: Профильные публикации. п. 16.
- ^ Кросби, Ф. (2007). Всемирная энциклопедия бомбардировщиков . Лондон: Эннесс. стр. 48–49. ISBN 978-1-84477-511-8 .
Ссылки
[ редактировать ]- Тетфорд, Оуэн (1994), Британские военно-морские самолеты с 1912 года , Лондон: Putnam Aeronautical Books, ISBN 0-85177-861-5
- Тетфорд, Оуэн (1978), Британские военно-морские самолеты с 1912 года (4-е изд.), Лондон: Putnam Aeronautical Books, ISBN 0-370-30021-1
- Браун, Эрик (1980). Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (ред.). Крылья ВМФ, летающие авианосцы союзников времен Второй мировой войны . Лондон: Издательство Джейн. ISBN 0-7106-0002-Х .