Пьер д'Айи
Пьер д'Айи (англ. Французский: [d‿aji] ; Латинский Petrus Aliacensis , Petrus de Alliaco ; 1351 — 9 августа 1420) — французский богослов , астролог и кардинал Римско -католической церкви .
Академическая карьера
[ редактировать ]Д'Айи родился в Компьене в 1350 или 1351 году в зажиточной буржуазной семье. Учился в Париже в Коллеж де Наварра . [1] получив в 1367 году лиценциата искусств, а год спустя — магистра, [2] и к 1372 году принимал активное участие в университетских делах. [3] Д'Айи преподавал Библию в 1375 году и « Слова в Петра Ломбардии» 1376–1377 годах, а в 1381 году получил лицензию и докторскую степень богословия. Он был связан с университетом и занимал должность ректора в 1384 году; среди его учеников были Жан Жерсон и Николас Клеманж .
Великий церковный раскол между двумя папами возник в 1378 году. Весной 1379 года д'Айи, предвидя даже решение Парижского университета , возложил на папу Авиньонского Климента VII «роль» французской нации. Несмотря на это быстрое присоединение, он был твёрд в своём желании положить конец расколу, и когда 20 мая 1381 года университет постановил, что лучшим средством для достижения этой цели было собрать генеральный совет , д'Айи поддержал это предложение перед королевским советом в присутствии герцога Анжуйского . Недовольство, проявленное вскоре после этого правительством, вынудило университет отказаться от этой схемы, и это, вероятно, стало причиной временного ухода Пьера д'Айи в Нуайон , где он занимал каноническую должность . Там он продолжил борьбу на своей стороне в юмористическом произведении, в котором сторонники совета забавно подвергаются критике со стороны демона Левиафана . [1]
Д'Айи вернулся к известности, возглавив усилия университета по обеспечению смещения Джона Бланшара с поста канцлера , в результате чего Бланшар был обвинен д'Айи перед авиньонским антипапой Климентом VII в злоупотреблении служебным положением. [4] Впоследствии д'Айи дважды поручалась миссия к Клименту VII: в 1388 году — для защиты учений университета, особенно касающихся Непорочного зачатия Девы, от проповедующего монаха Жана де Монсона , а в 1389 году — для подачи петиции в имени короля для канонизации молодого кардинала Пьера Люксембургского . Успех, который сопутствовал его усилиям в этих двух случаях, и проявленное им красноречие, возможно, способствовали его выбору в качестве королевского раздатчика милостыни и исповедника . В то же время путем обмена он получил высший сан в университете, став канцлером собора Парижской Богоматери . [1] Эта приемлемость для многих интересов помогает объяснить его продвижение. [5]
Д'Айи занимал пост канцлера университета с 1389 по 1395 год, и его сменил Жерсон. Оба участвовали в исключении Доминиканского ордена из университета за отказ принять идею Непорочного зачатия, а также в упомянутых выше усилиях положить конец Великому расколу посредством Вселенского собора.
Когда антипапа Бенедикт XIII сменил Климента VII в Авиньоне в 1394 году, король поручил д'Айи миссию поздравить нового понтифика. Его подобострастные высказывания по этому поводу и милости, которыми они были вознаграждены, составляли слишком резкий контраст с решительной позицией Парижского университета, который, устав от раскола, уже тогда требовал отставки двух понтификов. Сам д'Айи незадолго до этого принял участие в составлении письма королю, в котором излагались преимущества этого двойного отречения, но с тех пор его рвение, казалось, несколько остыло. Тем не менее, по возвращении из Авиньона, он снова в присутствии короля подробно рассказал о преимуществах способа, одобренного университетом. [1]
Подозрения, вызванные его поведением, нашли дальнейшее подтверждение, когда он добился - или позволил себе - быть назначенным Бенедиктом епископом Ле-Пюи 2 апреля 1395 года. Большое количество бенефиций , которыми он владел, оставляло место для некоторых сомнений относительно его бескорыстия. С тех пор он находился под подозрением в университете и был исключен из собраний, на которых обсуждался союз. [1]
Церковная карьера
[ редактировать ]Назначения
[ редактировать ]Однако церковная карьера Д'Айи процветала. После Ле Пюи он был назначен епископом Нуайона и епископом Камбре (1397 г.). [6] В силу этого положения он стал также принцем Священной Римской империи . Чтобы завладеть своей новой епископской кафедрой , ему пришлось выдержать гнев Филиппа, герцога Бургундского , преодолеть сопротивление духовенства и буржуазии и даже выдержать вооруженное нападение со стороны нескольких сеньоров; но его покровитель, герцог Орлеанский, ввел в должность Вацлава , короля римлян. Последний, хотя и был сторонником папы Римского, воспользовался случаем и повелел д'Айи пойти от его имени и спорить с папой Авиньонским, целью которого было убедить Бенедикта отречься от престола, необходимость что становилось все более и более очевидным. Однако в данном случае языку д'Айи, по-видимому, недоставало решительности; как бы то ни было, к благополучному результату это не привело. [1] С этого момента он потратил большую часть своей энергии на борьбу с расколом. Хотя поначалу он не спешил принять соборное решение раскола, к 1409 году он уже участвовал в соборах.
Раскольническое давление
[ редактировать ]Затем Франция попыталась оказать жестокое давление, чтобы побороть упрямство Бенедикта XIII, угрожая формальным выходом из его повиновения. Д'Айи, который, несмотря на свою привязанность к папе, увлекся примером королевства, был одним из первых, кто в 1403 году, после опыта случившегося, советовал и праздновал восстановление послушания. отправил его с Карл VI посольством к Бенедикту, и он воспользовался этой возможностью, чтобы осыпать понтифика дружескими поздравлениями, смешанными с полезными советами. Два года спустя, перед тем же понтификом, он произнес в городе Генуе проповедь, которая привела к всеобщему установлению в странах послушания Авиньона праздника Святой Троицы . [1]
На церковном соборе, состоявшемся в Париже в 1406 году, д'Айи приложил все усилия, чтобы предотвратить новый выход из повиновения, и по приказу короля занял позицию защитника Бенедикта XIII, что еще раз подвергло его опасности. нападкам со стороны университетской партии. В следующем году он и его ученик Герсон вошли в состав большого посольства, отправленного князьями к двум понтификам, и, находясь в Италии, он был занят похвальными, но тщетными попытками убедить папу Римского переехать в город на Итальянском побережье. побережье, по соседству с его соперником, где надеялись, что произойдет двойное отречение. Обескураженный неудачей в достижении этой цели, он вернулся в свою епархию Камбре в начале 1408 года. ратификация королевской декларации о нейтралитете вызвала гнев правительства Карла VI, и мандат , который, однако, не был исполнен, приказал арестовать епископа. [1]
Соборные советы
[ редактировать ]Лишь после того, как кардиналы двух коллегий привели к созыву Пизанского собора (1409 г.), д'Айи отказался от поддержки Бенедикта XIII и, из-за отсутствия лучшей политики, снова присоединился к делу которую он отстаивал в юности. В совете был теперь, судя по его словам, единственный шанс на спасение; и, ввиду требований дела, он стал доказывать, что в случае раскола собор мог быть созван любым из верующих и имел право судить и даже низлагать соперничающих понтификов. Такова была процедура Пизанского собора, в котором принимал участие д'Айи. После объявления о низложении римского папы Григория XII и Бенедикта XIII собор избрал Александра V (26 июня 1409 г.). Этот папа правил всего десять месяцев; его преемник, Иоанн XXIII , возвел д'Айи в сан кардинала (6 июня 1411 г.), а затем, чтобы возместить ему потерю епископства Камбре, возложил на него управление епископством Камбре. Лимож (3 ноября 1412 г.), который вскоре был обменян на епископство Оранж . Он также назначил д'Айи своим легатом в Германии (18 марта 1413 г.). [1]
Забыв об этих льготах, д'Айи был одним из самых грозных противников Иоанна XXIII на Констанцском соборе (1414–1418); Вместе с Жерсоном д'Айи был одним из ведущих теологов собора. [7] Убежденный в необходимости союза и реформ, он больше, чем кто-либо, способствовал принятию принципа, согласно которому, поскольку раскол пережил Пизанский собор , необходимо снова приступить к работе над фундаментальным союзом, без считая права Иоанна XXIII не более правами, чем права Григория XII и Бенедикта XIII. С этой точки зрения д'Айи вместе со своим соотечественником кардиналом Филластром в первые несколько месяцев играли решающую роль. Впоследствии, видя ход событий, он выказал некоторое беспокойство и колебание. Однако он отказался взять на себя защиту Иоанна XXIII и явился на суд над этим папой только для того, чтобы дать против него показания , которые иногда носили подавляющий характер. [1]
Другие вопросы, которые привлекли его внимание в Констанце, включали осуждение Джона Уиклифа и суд над Яном Гусом . Публичное чтение его двух трактатов De Potestate ecclesiastica и De Reformatione Ecclesiae выявило, помимо весьма свойственных ему идей о реформе и устройстве церкви, его намерение уменьшить власть англичан в совете, лишив их права образование отдельной нации (1 октября – 1 ноября 1416 г.). Этой кампанией, которая подвергла его жесточайшему возмездию со стороны англичан, он утвердил свою роль «прокурора и защитника короля Франции». [8] [ нужен лучший источник ]
Когда наконец встал вопрос о предоставлении христианскому миру нового Папы, на этот раз единственного и неоспоримого, д'Айи защищал право кардиналов если не держать выборы полностью в своих руках, то, во всяком случае, участвовать в выборов, и он выдвинул систему, позволяющую примирить притязания совета с правами Коллегии кардиналов . Таким образом был избран Папой Мартин V (11 ноября 1417 г.), и задача д'Айи была наконец завершена. [9]
Выход на пенсию
[ редактировать ]После совета д'Айи вернулся в Париж. Когда во время гражданских разногласий во Франции бургундская фракция захватила Париж в 1419 году, убив при этом нескольких профессоров, он бежал на юг и удалился в Авиньон . [10] Его бывший ученик Герсон поселился неподалеку в доме Ордена Селестины . Д'Айи, известный как кардинал Камбре, умер в 1420 году в Авиньоне.
Сочинения
[ редактировать ]Д'Айи много писал о расколе, реформах, астрологии и других темах. Его идеи о полномочиях коллегии кардиналов и непогрешимости Генерального совета имели большое влияние. [11] Д'Айи «Imago Mundi» (1410 г.), работа по космографии , повлияла на Христофора Колумба в его оценках размеров мира. Многие вопросы науки и астрологии, такие как реформа календаря , привлекли его внимание. [9] Его взгляды на астрологию, выраженные в нескольких работах, пытались сбалансировать божественное всеведение и свободную волю человека . [12] Работы Д'Айи о расколе помещают кризис и необходимость реформ в апокалиптический контекст. [13] Его астрология также была связана с расколом, когда он пытался определить, было ли разделение церкви признаком прихода Антихриста . [14] Его произведения начали появляться в печати еще в конце пятнадцатого века. [15]
Наследие
[ редактировать ]В «Восемнадцатом брюмера Луи-Наполеона » Карл Маркс писал, что д'Айи сказал сторонникам этической реформы на Констанцском соборе: «Только дьявол лично может спасти католическую церковь, а вы просите ангелов». [16]
Его именем назван кратер Алиасенсис на Луне.
Работы и переводы
[ редактировать ]- Quaestiones super libros Sententiarum (1376–1377), анастатическое переиздание издания 1490 года: Франкфурт-на-Майне: Минерва, 1968.
- Петр де Аллиакус Вопросы по первой, третьей и четвертой книге «Сговоров». I: Принципы и вопросы о Прологе , уходе и изучении Моники Бринзей, Тюрнхаут: Бреполс, 2013.
- Ymago Mundi Пьера д'Айи , Эдмона Бурона (редактор), Париж: Maisonneuve Frères, 1930, 3 тома, том. 1 онлайн здесь .
- О соответствии астрономической истины и исторического повествования (1414 г.).
- Трактат о согласии богословия и астрономии (1414 г.).
- Разрушение способов значения , Л. Качмарек (редактор), Амстердам: ГБ Грюнер, 1994.
- Tractatus de anima , О. Плута (редактор), в «Философской психологии Питера фон Айли» , Амстердам: GB Grüner, 1987.
- Трактат об утешении философией , М. Шаппюи (редактор), Амстердам: GB Grüner, 1988.
- Концепции и неразрешимости Парижа, ок. 1495
- Концепции и неразрешимые: аннотированный перевод , Пол Винсент Спейд (редактор), Дордрехт: Рейдель, 1980.
- Разрушение способов смысла. Концепции и неразрешимые вопросы , Лион ок. 1490–1495 .
- Tractatus exponibilium , Париж, 1494 г.
Рукописи
[ редактировать ]- Чтение стрекоз ad formandos (на латыни) (Толедо, Библиотека Толедского собора, Рукописи под ред.). стр. 40–10. 18 век нашей эры
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Валуа 1911 , с. 438.
- ^ Паско, с. 8,
- ^ Смоллер, с. 7.
- ^ Бернштейн, стр. 60-176.
- ^ Смоллер, с. 7.
- ^ Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). «Айли, Пьер» . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- ^ Стамп, с. 8.
- ^ Валуа 1911 , стр. 438–439.
- ^ Jump up to: а б Валуа 1911 , с. 439.
- ^ Гене, стр. 252-253.
- ^ Фрэнсис Окли, «Пьер д'Айи и непогрешимость папы», Medieval Studies 26 (1964), 353-358.
- ↑ См. хронологию этих работ у Смоллера, стр. 136–137.
- ^ Паско, стр. 11-51.
- ^ Смоллер, стр. 85-86.
- ^ Смоллер, стр. 133-134.
- ^ К. Маркс (1869), Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта , перевод 1934 года, Москва: Издательство «Прогресс», Глава VII, с. 112.
- Алан Э. Бернштейн, Пьер д'Айи и дело Бланшара: Университет и канцлер Парижа в начале Великого раскола , Лейден: Брилл, 1978.
- Бернар Гене, Между церковью и государством: жизнь четырех французских прелатов в позднем средневековье , перевод Артура Голдхаммера , Чикаго: University of Chicago Press, 1991.
- Луи Б. Паско, Церковь и реформа: епископы, богословы и канонические юристы в размышлениях Пьера д'Айи (1351–1420) , Лейден: Брилл, 2005.
- Лаура Акерман Смоллер, История, пророчества и звезды - христианская астрология Пьера д'Айи, 1350–1420 , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1994. ISBN 0-691-08788-1 .
- Филип Х. Стамп, Реформы Констанцского совета (1414–1418) , Лейден: Брилл, 1994. ISBN 90-04-09930-1 .
- свободном доступе : Валуа, Жозеф Мари Ноэль (1911). « Айли, Пьер Д' ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 437–439. Процитированная библиография:
- П. Чакерт, Петер ван Айли (Гота, 1877 г.)
- Л. Салембье, Петрус де Альяко (Лилль, 1886 г.)
- Х. Денифл и Эм. Шатлен, Chartulary Парижского университета , т. iii. (Париж, 1894 г.)
- Н. Валуа, Франция и Великий западный раскол (Париж, 4 тома, 1896–1902)
- Чартерная школьная библиотека , том. lxv., 1904, с. 557–574.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Л.А. Кеннеди, Питер Эйли и урожай философии четырнадцатого века , Льюистон: Mellen Press, 1986.
- Фрэнсис Окли, Политическая мысль Пьера д'Айи: волюнтаристская традиция , Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1964.
- Хейко Оберман , Урожай средневековой теологии: Габриэль Биль и позднесредневековый номинализм , исправленное издание, Гранд-Рапидс, Мичиган: Бейкер, 2001.
- 1351 рождение
- 1420 смертей
- Апокалиптики XIV века
- Астрологи XIV века
- Апокалиптики XV века
- Астрологи XV века
- Епископы Камбре
- Епископы Ле-Пюи-ан-Веле
- Канцлеры Парижского университета
- Французские астрологи
- Французские кардиналы XV века
- Средневековые французские богословы
- Люди из Компьеня
- Академический состав Парижского университета
- Епископы Оранского
- Французские философы XV века.