Теория реальности
Теория королевских и кунгических социальных структур , или теория королевства , – это теория , которая пытается объяснить определенные культурные различия, основанные на воспринимаемой коллективной опасности и страхе . [1]
Согласно этой теории, люди проявят психологическое предпочтение сильного лидера и строгой дисциплины, если они живут в обществе, полном конфликтов и опасностей, в то время как люди в мирной и безопасной среде предпочтут эгалитарную и толерантную культуру. Психологические предпочтения отдельных членов социальной группы отражаются на социальной структуре и культуре всей группы. Опасная и конфликтная среда будет вести культуру в направлении строгой иерархии и авторитаризма . Такой тип культуры называется царственным . Противоположная ситуация наблюдается в безопасной и мирной среде, где культура развивается в направлении эгалитаризма и толерантности. Этот тип культуры называется кунгической . Большинство культур и обществ находятся где-то между этими двумя крайностями. [1] [2] [3] Оба этих типа общества могут подвергаться влиянию других групп, а также вероятности конфликта с соседними группами. [1] [2] При рассмотрении этих психологических реакций на культурные структуры теория применяется как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы. Предшественниками этой теории реальности являются культурные теории r/K. [4] и теория культурного отбора . [2] [5]
Терминология
[ редактировать ]В своей работе «Воинственные и мирные общества » Агнер Фог объясняет названия двух типов обществ. Regal происходит от латинского regalis, что означает «королевский» и означает иерархические и агрессивные общества. Кунгич происходит из народа окунг из Южной Африки, которого Фог использует, чтобы продемонстрировать эгалитарное и мирное общество. [1]
Теоретические основы и концептуальные связи
[ редактировать ]Эволюционная психология — основная дисциплина, к которой относится теория царственного и кунгического общества. Эволюционная психология фокусируется на психологических адаптациях, которые считаются специфичными для всего вида, которые проявляются и наблюдаются особями этого вида. [6] [7] [8] Эти психологические адаптации затем предлагаются для объяснения элементов культуры, поскольку они связаны с моделями социальной организации, основанными на том, как люди, создающие и увековечивающие культуру, думают об окружающем мире, что считается мировоззрением . Теория королевского и кунгического общества утверждает, что среда социальной группы запускает психологическую адаптацию, которая призвана противостоять любым коллективным опасностям, исходящим из этой окружающей среды. Моделирование теории реальности также приписывается эволюционной теории игр и теории биологической истории жизни . [1] [9] В частности, теория королевства фокусируется на проблеме безбилетника в войне или межгрупповом конфликте. Сильный лидер может подавить безнаказанность на войне, награждая храбрых воинов и наказывая перебежчиков. Это преимущество для всей группы, поскольку повышает шансы на победу в конфликте. Поэтому всем членам группы выгодно поддержать в этой ситуации сильного лидера. Однако сильный лидер является недостатком, когда нет конфликта и нет необходимости в коллективных действиях , потому что сильный и могущественный лидер может быть деспотичным и использовать в своих целях всех остальных. Борьбу индивидов за коллективную социальную группу ( местнический альтруизм или самопожертвование ) можно объяснить царственной реакцией. [1]
Связь теории истории жизни с теорией реальности проистекает из общих ожиданий относительно моделей воспроизводства, основанных на экологических условиях. [1] [10] Это также связывает теорию царственных и кунгических социальных структур с дисциплиной эволюционной экологии , поскольку обе теории обращаются к событиям, которые считаются универсальными стадиями/событиями жизни всех организмов — рождение , размножение , смерть . [2] [11]
Другие теории, связывающие угрозу с нетерпимостью и авторитаризмом, включают теорию комплексной угрозы , теорию авторитаризма и теорию жесткой и свободной культур .
Агнер Фогг
[ редактировать ]Агнер Фог считается главным писателем и исследователем теории королевства. Туману приписывают появление термина «теория реальности». В настоящее время он является доцентом Технического университета Дании (DTU) и работает в DTU с 1995 года. [12] В это время Фог изучал и публиковал исследовательские работы, посвященные культурной и эволюционной антропологии (включая теорию королевства), информатике (область, которую он преимущественно читает лекции) и социальным системам . [12] Фог также разработал некоторые формы компьютерного моделирования, предназначенные для моделирования некоторых элементов культурных моделей. [13] Он разработал эту теорию царственного и кунгического социального паттерна на протяжении 1990-х и 2010-х годов, но термин «теория царственности» напрямую используется в его работе 2017 года « Воинственные и мирные общества: взаимодействие генов и культуры» . [1] Однако первые версии теории королевского и кунгического общества Тумана представлены в его книге «Культурный отбор» , которая была опубликована в 1999 году. В ней он использует термины «царственный» , «кунгический» или «калиптический» так же, как и в своей книге 2017 года. [1] [2]
Воинственные и миролюбивые общества: взаимодействие генов и культуры
[ редактировать ]В этой книге под названием «теория реальности» в мельчайших подробностях разбирается теория королевских и кунгических общественных структур. [1] Эта книга, опубликованная в 2017 году, призвана изучить королевские и кунгические условия, чтобы понять, как коллективные опасности (реальные или предполагаемые) влияют на психологические установки членов социальной группы, которые приводят к предпочтению условий сильного лидерства и иерархии или эгалитарного, мирные социальные системы. Типичные характеристики королевских и кунгических обществ обобщены в следующей таблице. Общества можно расположить по непрерывной шкале от крайне царственных до крайне кунгических, причем большинство обществ находятся где-то между этими двумя крайностями. [1] [2] [3]
Королевское общество | Кунгическое общество |
---|---|
Мир кажется полным опасностей и врагов. | Мир считается мирным и безопасным, между нами и ними практически нет различий. |
Иерархическая политическая система с сильным лидером. | Плоская и эгалитарная политическая система |
Сильные чувства национальной или племенной идентичности | Высокий индивидуализм |
Строгая дисциплина и наказание девиантов | Слабая дисциплина и высокая толерантность к девиантам |
Ксенофобия | Толерантность к иностранцам |
Вера в то, что люди существуют на благо общества | Вера в то, что общество существует для блага отдельных людей. |
Строгая религия | Религия практически не имеет дисциплинирующей силы. |
Строгая сексуальная мораль | Высокая сексуальная свобода |
Высокая рождаемость | Низкая рождаемость |
Низкие родительские инвестиции, т.е. короткое детство и низкий уровень образования. | Долгое детство и образование |
Искусство и музыка перфекционистские, сильно приукрашенные и следуют определенным схемам. | Искусство и музыка выражают индивидуальную фантазию, ценят индивидуальность и новаторство. |
Королевское общество
[ редактировать ]Согласно этой теории королевства, в суровых или враждебных условиях окружающей среды ожидается королевская реакция. Термин «воинственный» относится к социальной модели. Люди, живущие в таких условиях, скорее всего, предпочтут организацию, в которой есть сильный лидер, который воспринимается как достаточно адекватный, чтобы справиться с коллективной опасностью, реальной или предполагаемой. [1] [2] [14] Это условие, основанное на лидерстве, затем решит так называемую проблему коллективных действий . Эта проблема понимается как необходимость того, чтобы все члены коллектива действовали сообща или альтруистически, когда они «боролись» за коллективное благо, независимо от индивидуальных затрат, которыми могут быть потеря ресурсов, травмы и/или смерть, но существует неспособность сделать это, если интересы группового уровня находятся в противоречии с интересами личности. [15] Считается, что эти индивидуальные интересы перевешивают затраты и потенциальные выгоды от групповых/совместных действий. Если лидеры достаточно хорошо используют свою централизованную власть среди членов социальной группы, эта проблема коллективных действий может быть решена, и потенциал безбилетника уменьшается, что искореняет возникновение дилеммы узника . Дилемма заключенного, концепция теории игр (а впоследствии и эволюционной теории игр), относится к ожидаемому выбору стратегии людьми в отношении получения той или иной формы выгоды/выигрыша(й). В этой дилемме есть перебежчик (мошенник) и сотрудничающий. [1] [2] [16] Идея предполагает, что люди будут выбирать поведение (дезертировать/сотрудничать), основываясь на том, какой выбор, скорее всего, принесет наибольшую выгоду и/или наименьшие затраты. Идея королевского состояния/ответа будет иметь авторитарную фигуру, достаточно сильную, чтобы обеспечить сотрудничество членов социальной группы, поскольку считается, что такое сотрудничество обеспечит поражение коллективной опасности, которой обычно является война или межгрупповой конфликт. [1] [17] Также упоминается, что в этом состоянии тирания становится возможной, поскольку коллектив поддерживает центральную власть, которая могла бы, используя страх группового вмешательства в коллективную опасность (реальную или нет), монополизировать ресурсы и способствовать укреплению своей власти. Характеристики, ожидаемые от общества на этом королевском уровне, будут включать авторитаризм, иерархию , ксенофобию (нетерпимость к меньшинствам и чужим группам), территориальность и высокую степень дисциплины. [1] [2] [3] [18]
Кунгическое общество
[ редактировать ]Таким образом, кунгическое общество представляет собой результат формирования сообщества из среды коллективной безопасности и общего мира . [1] и считается состоянием, противоположным царственному состоянию, что предполагает дихотомическую структуру. Ожидаемой, воспринимаемой или реальной коллективной опасности, которая могла бы вызвать психологическую адаптацию, специфичную для устранения опасностей, практически нет. Безопасность ресурсов, территории и внутригрупповой мир приведут к психологической предрасположенности к эгалитарной системе. [1] [2] Теория утверждает, что на этом уровне между членами группы будет большее равенство / справедливость и что лидерство будет небольшим или, по крайней мере, не централизованным, как в королевском аналоге. В кунгическом обществе также ожидается, что тирания будет невозможна, поскольку коллектив не потерпит возможности централизованной власти эксплуатировать ресурсы и членов группы для собственного самообогащения. Ожидаемые характеристики этой социальной модели будут включать эгалитарную систему, толерантность к меньшинствам и чужим группам (в отличие от ксенофобии), миролюбие, небольшое разделение «нас» и «них» и меньшую специализацию. [1] [18]
Авторитарная теория личности
[ редактировать ]Авторитарная теория личности похожа на теорию королевской власти, особенно на королевском уровне. [1] Авторитарная личность предполагает, что у человека есть установки, описываемые как вера в абсолютное подчинение/подчинение власти. Это подчинение или вера в подчинение осуществляется через угнетение тех, кто не у власти (типичных членов социальной группы) со стороны централизованной власти. [17] [19] В настоящее время оно рассматривается в двух разделах, основанных на двух выявленных мировоззрениях. Мировоззрение, согласно которому мир является опасным местом, увековечивает правый авторитарный тип личности, в то время как психологическое понимание мира как мира, основанного на принципах «собака-собака», приведет к ориентации на социальное доминирование . [20] Восприятие коллективной опасности и ожидаемая реакция на такую опасность, описанные авторитарной теорией личности, позволяют установить связь между этой теорией и теорией королевства. Разница между ними и оправдание рассмотрения теории королевства по сравнению с авторитарной теорией личности заключается в том, что теория королевства позволяет проводить более масштабные эмпирические исследования посредством статистического анализа причинно-следственных связей, а также лучше избегать политической предвзятости в теории королевства . [1] [2] [19] [20]
Приложения
[ редактировать ]Методы исследования
[ редактировать ]Важно отметить, что формы исследования, используемые для эмпирического наблюдения за королевством культуры, все еще развиваются. Наиболее распространенной формой является попытка задним числом найти доказательства королевских и кунгических замыслов на уже завершенных исследованиях. [18] [21] Таким образом, исследования, специально разработанные с использованием инструментов для изучения царственности и кунгиков, несколько ограничены. Исследование было проведено путем сбора данных 186 неиндустриальных обществ в форме стандартной межкультурной выборки и этнографических записей, которые создали подвыборку. В исследовании использовались различные статистические методы и ретроспективно проводились данные исследователей 19 и 20 веков. [18] Исследовательский факторный анализ, моделирование структурными уравнениями и множественный корреляционный анализ были проведены на основе этих данных и обнаружили, что культурные переменные, такие как политическая интеграция, сексуальная мораль, тенденции к автономии, классовое расслоение и высшие боги, коррелируют с межгрупповыми конфликтами в следующих направлениях: что теория реальности предсказывает. [18] Исследования, которые считаются связанными с этим, представляют собой исследования, которые также пытаются изолировать связь культурных переменных с коллективными опасностями. Варианты факторного анализа кажутся наиболее распространенным статистическим методом, который можно применять к исследованиям царского и кунгического общества. [18]
Есть предположение, что археологические данные могут также доказывать царственную и кунгическую социальную структуру предкового населения. [5] [22] Артефакты, согласно теории королевства, по своему дизайну показывают, смотрит ли исследователь на предмет из кунгического общества или королевского общества. На примере организации конструкции рассматривается эта связь. Если дизайн кажется однородным и упорядоченным, то, скорее всего, он принадлежит царственному обществу, поскольку это условие будет иметь более высокую ценность для этих стилей детализации - это если верить, что идентификация может быть получена из артефакта. Тогда артефакт кунгического общества может иметь более абстрактный, беспорядочный и лишенный единообразия дизайн. [5]
Реакция на войну и межгрупповые конфликты
[ редактировать ]Межгрупповые конфликты и войны являются основными эволюционными факторами, которые, как считается, создают коллективные опасности, с которыми может столкнуться социальная группа. [1] [2] Это делает эти два эволюционных фактора очень важными для теории реальности. Реакция на войну и межгрупповые конфликты — это то, для чего теоретически предназначены психологические предрасположенности, которые выбирают королевское общество. [1] Основная цель изучения царственных и кунгических (калиптических) реакций состоит в том, чтобы можно было изолировать универсальные условия, ведущие к войне и межгрупповым конфликтам, и необходимые условия для миростроительства и поддержания мира. [23] [24] [25] [26] Это практическое приложение соединяет теорию реальности с политической психологией .
Царственный/кунгический социальный паттерн у нечеловеческих видов
[ редактировать ]Учитывая, что изучение теории королевства среди человеческих сообществ реального мира является относительно новым, исследования обществ королевского и кунгического уровня среди нелюдей остаются практически несуществующими и потенциально более спорными, чем на человеческом уровне. [1] [3] Это потребует использования определения культуры, которое не является специфическим для человека. Определение культуры остается спорной темой во всех социальных науках. Эмпирический компромисс заключался в изучении моделей социальной организации нечеловеческих видов, что не обязательно требует однозначного использования определения культуры, допускающего включение нечеловеческих видов. [27] Тем не менее, это основано на царственном и кунгическом поведении и не обеспечивает необходимой психологической гибкости теории королевства и культуры в целом.
Исследования социальных структур нечеловеческих приматов , некоторых социальных хищников и перепончатокрылых могут выявить царственные и кунгические социальные модели. Нечеловекообразные приматы, как ближайшие родственники человека, являются объектом большинства исследований с целью наблюдения за «уникальными для человека» характеристиками у нечеловеческих видов в целом. Шимпанзе и бонобо представляют собой наиболее популярный пример нечеловеческих видов, потенциально демонстрирующих царственные и кунгические социальные модели, хотя исследования их социальной организации не обязательно были нацелены на доказательства теории королевства. [28] [29] Шимпанзе обычно существуют в небольших временных группах самцов и самок с совместным обучением, где самцы имеют высокий или низкий ранг, что влияет на возможность спаривания. [30] Агрессивное поведение наблюдается среди шимпанзе с некоторыми авторитарными характеристиками, что позволяет рассматривать их как представители королевского общества. [1] [2] Замечено, что у бонобо существует кунгическое общество, основанное на кунгическом социальном самовыражении. Подобно шимпанзе, они существуют в совместных группах и следуют схеме деления-слияния . В этих группах самки обычно ассоциируются с рангом, а агрессивное поведение между особями для этого вида встречается редко. В отличие от шимпанзе, самцы группы более терпимы к младенцам и молодняку этой группы. [31] Эти эгалитарные модели позволяют рассматривать их как кунгический тип. [2]
Социальные хищники, такие как волки , львы , сурикаты и дельфины, также подвергались длительным записям их социальной организации. [27] [32] Считается, что волки и львы следуют царственной социальной структуре. [5] Однако сурикаты занимают странное место. Известно, что они гармонично делят пространство для норы с другими роющими видами, хотя в сообществах сурикатов также есть альфа-пара, которая будет отмечать запахом пространство подчиненных членов группы, чтобы утвердить доминирование / авторитет. Кроме того, в этих сообществах происходит убийство детенышей, часто подчиненными членами детенышей альфа-пары. [27] [33] [34] Это предназначено для повышения физической подготовки и возможностей подчиненной молодежи. Их толерантность к чужим группам препятствует их прямому встраиванию в динамику теории королевского или кунгического общества. [1] [2]
Дельфины также интересны тем, что они являются одним из немногих видов, не относящихся к человеку, которые, как считается, демонстрируют признаки культуры. [27] [35] [36] Это основано на том, что взрослые учат молодежь изготавливать и использовать инструменты, что считается культурной передачей усвоенного поведения . Их поведение различается в зависимости от вида и окружающей среды, поэтому решение о том, следуют ли они кунгическому или царственному социальному образцу, не может быть универсально применимо. Однако все они общительны, образуют прочные социальные связи и, как правило, готовы сотрудничать. [37]
как пчелы Перепончатокрылые относятся к таким насекомым , , осы и муравьи . Их считают видом, который усовершенствовал социальную систему полицейского государства . [38] и, таким образом, они являются яркими примерами королевской общественной структуры. [19] [27] [38] В этих группах существует авторитарная структура — королевы, рабочие, солдаты — и зачастую агрессивное поведение, смертельное для индивидов, не вписывающихся в коллектив. [38]
Критика
[ редактировать ]К недостаткам теории королевства можно отнести ее относительную новизну и то, что изучение этой теории кажется Агнеру Фогу узкоспециализированным, хотя существуют родственные теории культурных измерений и организации. [2] [3] [18] [39] В некоторых теориях культурного дизайна есть некоторые сомнения относительно того, что эта теория потенциально может неправильно использоваться в негативных объяснениях некоторых культур/групп людей. Потенциальная маргинализация групп людей усугубляется дихотомической структурой теории. Подобно аргументу о личности как о состоянии или чертах, теория королевства утверждает, что культуры/общества представляют собой совокупность черт и что они создают только два уровня — царственный/воинственный или кунгический/мирный. [40] [41] Это предполагает два общих мировоззрения, хотя не найдено никаких доказательств того, что все люди думают только этими двумя способами.
См. также
[ редактировать ]- Асабия
- Эволюционная психология и культура
- Эволюционная экология
- Эволюционная теория игр
- Теория истории жизни
- Теория культурного отбора
- Авторитарная личность
- Теория культурной тесноты и рыхлости
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Туман, Агнер (2017). Воинственные и мирные общества: взаимодействие генов и культуры (1-е изд.). Великобритания: Открытые книжные издательства . ISBN 9781783744039 . OCLC 1012158524 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Туман, Агнер. (1999). Культурный отбор . Дордрехт: Springer Нидерланды. ISBN 9789401592512 . OCLC 851368170 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Эволюционная теория культурной дифференциации» . Исследовательские ворота . 4 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 7 июня 2024 г. Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ «Меметика и социальное заражение: две стороны одной медали?» . Журнал меметики . 2 (2): 171–185. Архивировано из оригинала 18 апреля 2022 г. Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Защита теории культурного отбора» . Исследовательские ворота . Январь 2004 г. Архивировано из оригинала 7 июня 2024 г. Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ Туби, Джон (1989). «Эволюционная психология и порождение культуры, часть I». Этология и социобиология . 10 (1–3): 29–49. дои : 10.1016/0162-3095(89)90012-5 .
- ^ Блондер, Ли (сентябрь 1993 г.). «Адаптированный разум: эволюционная психология и порождение культуры. Джером Х. Баркоу, Леда Космидес, Джон Туби». Американский антрополог . 95 (3): 777–778. дои : 10.1525/aa.1993.95.3.02a00690 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Баркоу, Джером Х. (1992). Адаптированный разум: эволюционная психология и порождение культуры . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195101072 . OCLC 1040141738 .
- ^ Каплан, Хиллард С.; Гангестад, Стивен В. (08 сентября 2015 г.), «Теория истории жизни и эволюционная психология», Справочник по эволюционной психологии , John Wiley & Sons, Inc., стр. 68–95, doi : 10.1002/9780470939376.ch2 , hdl : 2318/1852935 , ISBN 9780470939376
- ^ Флэтт, Томас; Хейланд, Андреас, ред. (12 мая 2011 г.). Механизмы эволюции истории жизни . doi : 10.1093/acprof:oso/9780199568765.001.0001 . ISBN 9780199568765 .
- ^ Альстрем, Т. (13 января 2010 г.). «Теория истории жизни, прошлые человеческие популяции и климатические возмущения». Международный журнал остеоархеологии . 21 (4): 407–419. дои : 10.1002/oa.1147 . ISSN 1047-482X .
- ^ Перейти обратно: а б «Агнер Фог – ДТУ» . Архивировано из оригинала 7 июня 2024 г. Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ Туман, Агнер (ноябрь 2000 г.). «Моделирование эволюции в структурированных популяциях: пакет программного обеспечения с открытым исходным кодом Altruist». Биотехнологическое программное обеспечение и Интернет-отчет . 1 (5): 226–229. дои : 10.1089/152791600750034767 . ISSN 1527-9162 .
- ^ «Воспринимаемая опасность предсказывает культурные переменные: метаанализ культурных измерений» . Исследовательские ворота . Архивировано из оригинала 7 июня 2024 г. Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ Браун, Гаррет Уоллес; Маклин, Иэн; Макмиллан, Алистер (2018). Краткий Оксфордский словарь политики и международных отношений . Браун, Гаррет Уоллес, Маклин, Иэн, Макмиллан, Алистер (4-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191749568 . OCLC 1020773939 .
- ^ Стирлинг, Винн К. (2003), «Основы теории игр», Удовлетворительные игры и принятие решений , Cambridge University Press, стр. 219–222, doi : 10.1017/cbo9780511543456.013 , ISBN 9780511543456 , S2CID 124780063
- ^ Перейти обратно: а б Списак, Брайан Р.; О'Брайен, Майкл Дж.; Николсон, Найджел; ван Вугт, Марк (апрель 2015 г.). «Строительство ниши и эволюция лидерства» . Обзор Академии менеджмента . 40 (2): 291–306. дои : 10.5465/amr.2013.0157 . ISSN 0363-7425 . Архивировано из оригинала 2 июня 2020 г. Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Туман, Агнер (17 февраля 2014 г.). Почему культуры воинственны или миролюбивы? Проверка теории королевства на 186 неиндустриальных обществах . РАЗНОЕ. OCLC 958611577 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бунцель, Джозеф Х.; Адорно, ТВ; Френкель-Брунсвик, Эльза; Левинсон, Дэниел Дж.; Сэнфорд, Р. Невитт; Беттельхейм, Бруно; Яновиц, Моррис; Акерман, Натан В.; Яхода, Мари (август 1950 г.). «Авторитарная личность». Американский социологический обзор . 15 (4): 571. дои : 10.2307/2087322 . ISSN 0003-1224 . JSTOR 2087322 .
- ^ Перейти обратно: а б Дакитт, Джон; Сибли, Крис Г. (25 августа 2009 г.). «Двойная мотивационная модель идеологии, политики и предрассудков». Психологический опрос . 20 (2–3): 98–109. дои : 10.1080/10478400903028540 . ISSN 1047-840X . ПМИД 21039534 . S2CID 143766574 .
- ^ Туман, Агнер (16 сентября 2020 г.). «Тест воспроизводимости кластеризации культурных переменных». Межкультурные исследования . 55 : 29–57. дои : 10.1177/1069397120956948 . S2CID 224909443 .
- ^ Джейкобс, Дональд Трент (2006). Отказ от языка завоеваний: ученые разоблачают антииндейство в Америке: обманы, влияющие на войну и мир, гражданские свободы, государственное образование, религию и духовность, демократические идеалы, окружающую среду, право, литературу, кино и счастье . Издательство Техасского университета. ISBN 0292706545 . OCLC 62525141 .
- ^ Фрай, Дуглас П. (2006). Человеческий потенциал мира: антропологический вызов представлениям о войне и насилии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195181778 . OCLC 56921107 .
- ^ Фрай, Дуглас П.; Суйяк, Женевьева (2 марта 2017 г.). «Первоначальные общества партнерства: развитая склонность к равенству, просоциальности и миру» . Междисциплинарный журнал исследований партнерства . 4 (1). дои : 10.24926/ijps.v4i1.150 . ISSN 2380-8969 .
- ^ Келли, Рэймонд (2000). Общества без войны и происхождение войны . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. дои : 10.3998/mpub.11589 . ISBN 9780472097388 .
- ^ Харви, Фрэнк П. (март 2000 г.). «Примордиализм, эволюционная теория и этническое насилие на Балканах: возможности и ограничения для теории и политики». Канадский журнал политической науки . 33 (1): 37–65. дои : 10.1017/S0008423900000032 . ISSN 1744-9324 . S2CID 144034172 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лаланд, Кевин Н.; Хоппитт, Уильям (19 мая 2003 г.). «Есть ли у животных культура?». Эволюционная антропология: проблемы, новости и обзоры . 12 (3): 150–159. дои : 10.1002/evan.10111 . ISSN 1060-1538 . S2CID 51913817 .
- ^ Ван Лавик-Гудолл, Джейн (январь 1968 г.). «Поведение свободноживущих шимпанзе в заповеднике ручья Гомбе». Монографии по поведению животных . 1 : 161–IN12. дои : 10.1016/s0066-1856(68)80003-2 . ISSN 0066-1856 .
- ^ Пеппер, Джон В.; Митани, Джон К.; Уоттс, Дэвид П. (октябрь 1999 г.). «Общая стадность и особые социальные предпочтения диких шимпанзе» (PDF) . Международный журнал приматологии . 20 (5). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 613–632. дои : 10.1023/а:1020760616641 . hdl : 2027.42/44563 . ISSN 0164-0291 . S2CID 25222840 . Архивировано (PDF) из оригинала 7 июня 2024 г. Проверено 30 августа 2019 г.
- ^ Альтманн, Дж. (20 мая 1988 г.). «Приматология: общества приматов. Барбара Б. Смэтс, Дороти Л. Чейни, Роберт М. Сейфарт, Ричард В. Рэнгхэм и Томас Т. Струсакер, редакторы. University of Chicago Press, Чикаго, Иллинойс, 1987. xii, 578 стр. , ил. 70 долларов; бумага — 27,50 долларов». Наука (Рецензия на книгу). 240 (4855). Американская ассоциация развития науки (AAAS): 1076–1078. дои : 10.1126/science.240.4855.1076.b . ISSN 0036-8075 . ПМИД 17731746 . S2CID 239879327 .
- ^ Нисида, Тошисада (1996). МакГрю, У.К.; Марчант , .; Линда Ф 0-521-55494-2 . ОСЛК 33104578 .
- ^ Гарфилд, Закари Х.; фон Рюден, Кристофер; Хаген, Эдвард Х. (2019). «Эволюционная антропология политического лидерства» . Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 30 :59–80. дои : 10.1016/j.leaqua.2018.09.001 .
- ^ Мюррей, Мартин Дж (2013). «Дилеммы развития в Южной Африке после апартеида под ред. Билла Фройнда и Харальда Витта». Трансформация: критический взгляд на юг Африки . 83 (1): 119–121. дои : 10.1353/trn.2013.0021 . ISSN 1726-1368 . S2CID 154225174 .
- ^ Мур, Хайди (2004). Толпа сурикатов . Чикаго, Иллинойс: Библиотека Хайнемана. ISBN 1403446946 . OCLC 52418369 .
- ^ Хупер, Роуэн (сентябрь 2011 г.). «Похоже, что дельфины скорбят по-разному». Новый учёный . 211 (2828): 10. Бибкод : 2011NewSc.211R..10H . дои : 10.1016/s0262-4079(11)62128-3 . ISSN 0262-4079 .
- ^ «Разум, Джон (умер 9 февраля 2007 г.), журналист и писатель; корреспондент Союза регби, Daily Telegraph и Sunday Telegraph, 1964–94; директор Rugby Football Books Ltd, с 1971 г.», Who Was Who , Oxford University Press, 01 декабря 2007 г., номер документа : 10.1093/ww/9780199540884.013.u32041.
- ^ Диас Лопес, Бруно; Метион, Северин (18 марта 2017 г.). «Влияние выращивания моллюсков на использование среды обитания обыкновенными афалинами». Морская биология . 164 (4). дои : 10.1007/s00227-017-3125-x . ISSN 0025-3162 . S2CID 90604613 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уитфилд, Джон (1 апреля 2002 г.). «Полицейское государство» . Природа . 416 (6883): 782–784. дои : 10.1038/416782a . ISSN 1476-4687 . ПМИД 11976646 . S2CID 4421177 .
- ^ Нардон, Лусара; Стирс, Ричард М. (2009), «Джунгли теории культуры: расхождение и конвергенция в моделях национальной культуры», Кембриджский справочник по культуре, организациям и работе , Cambridge University Press, стр. 3–22, doi : 10.1017/cbo9780511581151 .002 , ISBN 9780511581151
- ^ Кандлер, Кристиан (2017). «Открытый комментарий коллег и ответы авторов: Черты личности и состояния: нечеткая пространственная дифференциация или подлинная интеграция» . Европейский журнал личности . 31 (5): 529–595 [549–550]. дои : 10.1002/per.2128 . hdl : 20.500.11820/c16b1301-ae6e-41f8-bad2-29ab2a511a3c . S2CID 227257224 . Архивировано из оригинала 7 июня 2024 г. Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ Чаплин, Уильям Ф.; Джон, Оливер П.; Голдберг, Льюис Р. (1988). «Концепции состояний и черт: размерные атрибуты с идеалами в качестве прототипов». Журнал личности и социальной психологии . 54 (4): 541–557. дои : 10.1037/0022-3514.54.4.541 . ISSN 0022-3514 . ПМИД 3367279 . S2CID 35647484 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (сайт Агнера Фога, посвященный теории реальности)
- Интервью с Агнером Фогом , 13 августа 2020 г., YouTube