Jump to content

Андрей Туполев

(Redirected from Andrey Nikolaevich Tupolev )
Андрей Туполев
Андрей Туполев
Туполев в 1944 году.
Рожденный
Andrei Nikolayevich Tupolev

10 ноября [ OS 29 октября] 1888 г.
Умер 23 декабря 1972 г. ( 1972-12-23 ) (84 года)
Место отдыха Новодевичье кладбище , Москва.
Национальность Русская, Советская
Занятие Инженер
Инженерная карьера
Дисциплина Авиационная техника
Работодатель(и) ОКБ Туполева
Значительный дизайн Ту-95 , Ту-104
Награды Герой Социалистического Труда
Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени
Подпись

Андрей Николаевич Туполев ( русский : Андрей Николаевич Туполев ; 10 ноября [ OS 29 октября] 1888 - 23 декабря 1972) был российским, а затем советским авиационным инженером , известным своими новаторскими проектами самолетов в качестве директора ОКБ Туполева .

Туполев был пионером воздухоплавания в России и был протеже Николая Жуковского . Туполев спроектировал или руководил проектированием более 100 типов гражданских и военных самолетов в Советском Союзе за 50 лет, некоторые из которых установили 78 мировых рекордов . Туполев произвел много известных проектов, таких как Ту-2 , Ту-16 , Ту-95 и Ту-104 , а также реверс-инжиниринг Ту-4 .

Туполев пользовался большим уважением в Советском Союзе, удостоился различных званий и наград, в том числе Героя Социалистического Труда трижды , восьми раз ордена Ленина , ордена Трудового Красного Знамени дважды удостоен звания академика Российской академии наук. , в 1953 году и генерал-полковник ВВС СССР в 1968 году. [1] Туполев также был удостоен звания почетного члена Британского королевского авиационного общества и Американского института аэронавтики и астронавтики за пределами Советского Союза в знак признания его работы. [2] [3] В 2018 году международный аэропорт Внуково в его честь был официально переименован в Международный аэропорт имени Андрея Туполева Внуково.

Ранний период жизни

[ редактировать ]
«Начало» Татьяны Ивановой, изображающей Туполева (в вишневой косоворотке ), Николая Жуковского и других пионеров русской авиации на Ходынском поле , готовящих моноплан ITU к испытательному полету в 1911 году.
Внешний образ
значок изображения Туполев взлетает на планере во время испытательного полета с заснеженного Ходынского поля в 1910 году.

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября [ OS 29 октября] 1888 года в Пустомазово ( русский язык : Пустомазово ), деревне недалеко от города Кимры в Тверской губернии , Российская империя , шестым из семи детей, родившихся у его русских родителей. [4] Отец Туполева, Николай Иванович Туполев (1842—1911), был уроженцем Сургута , работал нотариусом губернии . Николай изучал право в Санкт-Петербургском университете , но был отчислен после убийства Александра II за связи с революционерами, несмотря на то, что не участвовал в их действиях. Мать Туполева, Анна Васильевна ( урожденная Лисицына) (1850—1928) родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую гимназию в Твери . Родители Анны приобрели небольшое имение в Пустомазово, где родился Туполев. Получив первое домашнее образование, Туполев учился в гимназии Тверской . Затем Туполев подал документы на курсы в два российских университета: Императорское Московское техническое училище ( ИМТУ ) и окончил ее в 1908 году и Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II. . Туполев был принят в оба, но в конечном итоге решил поступить в IMTU.

В 1909 году Туполев начал изучать аэродинамику у пионера русской авиации Николая Жуковского и поступил добровольцем в Аэронавигационную мастерскую ( «Кружок» ), возглавляемую Жуковским. В 1910 году вместе с друзьями по цеху Туполев построил и испытал свой первый планер . Во время работы в мастерской Туполев также построил аэродинамическую трубу , что привело к созданию аэродинамической лаборатории в ИМТУ. В 1911 году Туполев был обвинен в участии в революционной деятельности, в том числе в демонстрациях и распространении подрывной литературы, и арестован. Позже Туполева отпустили при условии, что он вернется в родной дом в Пустомазово. Туполеву разрешили вернуться в ИМТУ только в 1914 году, где он учился во время Первой мировой войны и Русской революции . Туполев завершил учебу в 1918 году и получил степень инженера-механика, когда защитил диссертацию по созданию гидросамолетов . К 1920 году ИМТУ был переименован в Московское высшее техническое училище (МВТУ), и Туполев читал там курс основ аэродинамических расчетов. [5]

Проектирование самолетов

[ редактировать ]
Туполев (справа) с экипажем самолета АНТ-25 на аэродроме Щелково в 1936 году. Фото Михаила Калашникова.

Центральный аэрогидродинамический институт

[ редактировать ]

Туполев был ведущим деятелем Московского Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ; русский язык : Центральный аэрогидродинамический институт; ЦАГИ ) с 1929 года до своей смерти в 1972 году. На базе Центрального конструкторского бюро или ЦКБ ( русский язык : Центральное конструкторское бюро; ЦКБ ) там производились бомбардировщики для советских ВВС и некоторые авиалайнеры , которые в годы перед Второй мировой войной и особенно в его проектах 1930-х годов частично основывались на концепциях конструкции цельнометаллических самолетов, впервые разработанных Хьюго Юнкерсом . В 1925 году Туполев спроектировал двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 , считавшийся одной из самых совершенных конструкций того времени. К 1934 году Туполев возглавил конструкторское бюро, которое спроектировало самый большой летающий самолет в мире того времени — восьмимоторный « Максим Горький» с размахом крыльев 63 метра , снова построенный по концепции планера Юнкерса с металлической конструкцией. В 1937 году улучшенная версия более раннего ТБ-1, четырёхмоторный ТБ-3 , совершила посадку на Северном полюсе . По мере того как число квалифицированных авиаконструкторов увеличивалось, Туполев открыл собственное бюро, выпустив ряд проектов, получивших приставку АНТ ( Русский : АНТ ) по его инициалам.

Однако 21 октября 1937 года Туполев был арестован вместе с Владимиром Петляковым и всем управлением ЦАГИ и ОКБ во время Большой чистки по сфабрикованным обвинениям в диверсиях , шпионаже и пособничестве Русской фашистской партии . Многих его коллег казнили, а самого Туполева посадили в тюрьму. В 1939 году Туполева перевели из тюрьмы в НКВД шарашку для авиаконструкторов в подмосковном Болшево , куда уже были отправлены на работы многие оставшиеся в живых бывшие ЦАГИ. Вскоре шарашка . переехала в Москву и получила название «Туполевка» в честь Туполева, самого известного ее обитателя В 1940 году Туполева судили и приговорили к десяти годам лишения свободы, и за это время он разработал Ту-2 , который стал одним из самых важных самолетов Второй мировой войны. [6] Туполев был освобожден в июле 1941 года, примерно во время немецкого вторжения в Советский Союз, для «ведения важной оборонной работы», но не был полностью реабилитирован советским государством до 1955 года, через два года после смерти Иосифа Сталина .

Послевоенный

[ редактировать ]

Туполев возглавил проект B-4, как он первоначально назывался, по реконструированию американского стратегического бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress , который был первым самолетом, доставившим ядерное оружие . Советский Союз неоднократно запрашивал B-29 в рамках программы ленд-лиза во время Второй мировой войны , но все эти запросы были отклонены США. Туполеву удалось решить сложную задачу по переработке конструкции с использованием российских двигателей, вооружения, оборудования и секций аэродинамического профиля, используя при этом доступный метрический листовой металл, что потребовало почти полной переработки конструкции, поскольку оригинал был построен по имперским размерам, а новые сплавы также пришлось использовать. быть запущено в производство. В качестве образца они использовали четыре B-29, которые упали на территории, контролируемой Советским Союзом, после того, как получили легкие повреждения во время бомбардировки Японии в 1945 году. Собственный проект Туполева на эту роль был проигнорирован в интересах принятия на вооружение нового дальнего бомбардировщика в качестве образца. как можно быстрее реагировать на многочисленные незаконные пролеты американских самолетов, в основном Martin PBM-5 Mariners , которая уже началась, и явная угроза ядерного нападения. У Туполева было несколько экземпляров Ту-4, летавших к первомайскому параду 1947 года.

К моменту реабилитации 9 апреля 1955 года Туполев спроектировал и собирался приступить к испытаниям своего уникального турбовинтового стратегического бомбардировщика Ту-95 . В последующие годы Туполев преодолел конкуренцию со стороны Владимира Мясищева и его серии реактивных стратегических бомбардировщиков М-4, чтобы принять на вооружение конструкцию Ту-16 . Частично это произошло благодаря тесным отношениям Туполева с Никитой Хрущевым , новым лидером Советского Союза, который осудил сталинский террор, жертвой которого стал Туполев. Примерно в то же время Туполев принял на вооружение Ту-104 — второй в мире серийный реактивный авиалайнер .

Спустя годы и смерть

[ редактировать ]

После отстранения Хрущева от должности в конце 1964 года и прихода к власти Леонида Брежнева стареющий Туполев постепенно уступил позиции в центрах советской власти конкурентам в авиационной промышленности. Престижная программа Ту-144 пользовалась поддержкой на высшем уровне до 1973 года, как и важный авиалайнер Ту-154 , но привилегированное положение ОКБ Туполева, которое оно занимало благодаря личным политическим связям Туполева, в значительной степени затмило Ильюшина авиастроительную и конструкторскую компанию . Современникам Туполев был известен как остроумный, но грубый мастер нецензурной лексики, который неизменно и энергично настаивал на быстрых и адекватных технических решениях в ущерб схоластическим идеальным решениям. Отличительной чертой Туполева было очень быстрое введение самолета в эксплуатацию, а затем начался часто бесконечный процесс улучшения недостатков «быстрого и грязного» первоначального проекта. Его конкурентам среди советского авиаконструкторского сообщества он был известен прежде всего как политически проницательный человек; проницательный и беспощадный соперник. [ нужна ссылка ]

Туполев умер 23 декабря 1972 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Мемориалы

[ редактировать ]

В честь Туполева были названы различные улицы в городах Восточного блока , а также одна улица в Западной Европе — Туполевлаан возле амстердамского аэропорта Схипхол .

Российский стратегический бомбардировщик Туполев Ту-160 имени Андрея Николаевича Туполева.

В 1973 году Казанскому авиационному институту ему был установлен памятник было присвоено имя Туполева, а в Казани на сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королева . В 1979 году на площади в Кимрах, недалеко от места его рождения Пустомазово, ныне несуществующего, был установлен бюст Туполева. Еще один памятник Туполеву установлен в предполагаемом месте Пустомазово в современном Устиново, к северу от Кимр Кимрского района области Тверской . Именем Туполева была переименована местная средняя школа в Устиново и установлена ​​мемориальная доска. В 1988 году Советский Союз выпустил почтовую марку, посвященную Туполеву. Биографический фильм « Поэма о крыльях » 1979 года режиссера Даниила Храбровицкого рассказывает о жизни и творчестве Туполева и авиации Игоря Сикорского пионера российско-американской . проспект Туполева — главный проспект Авиационного микрорайона Домодедово , расположенный рядом с аэропортом Домодедово Именем Туполева назван мемориальная роспись . На фасаде дома, 20 по проспекту Туполева была нарисована Туполева. В 2018 году Международный аэропорт Внуково в Москве был официально переименован в Международный аэропорт Внуково имени Андрея Туполева.

1 декабря 2022 года в честь 100-летия авиаконструктора Андрея Туполева в Москве открыли его первый памятник . Он появился рядом со зданием КБ на набережной Академика Туполева в одноименном сквере. Скульптура выполнена из бронзы и представляет собой фигуру авиаконструктора и очертания Ту-144 . взлетающего [ нужна ссылка ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Туполев был женат на Юлии Николаевне Туполевой (урожденной Желтяковой) до ее смерти в 1962 году. Дочь Туполева Юлия (1920–2011) была врачом , удостоена звания Заслуженного врача РФ. Сын Туполева Алексей (1925–2001) был успешным авиаконструктором-новатором, спроектировавшим сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 , а также принимавшим участие в разработке космического корабля «Буран» и Ту-2000 дальнего тяжелого бомбардировщика .

Туполев никогда не был членом Коммунистической партии Советского Союза, несмотря на свой статус и избрание на несколько депутатских должностей.

Награды и почести

[ редактировать ]

Самолет конструкции Андрея Туполева.

[ редактировать ]

Список (частичный) списанных или действующих самолетов, спроектированных или изготовленных авиационным конструктором/инженером Андреем Туполевым; вкл. как военные, так и гражданские самолеты, реактивные самолеты и другие летательные аппараты:

  1. ^ Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации . Монино.ру. Проверено 9 августа 2012 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Почести, медали и награды 2013 г.» (PDF) . Королевское аэронавтическое общество . п. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июля 2017 г. Проверено 29 сентября 2014 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Список научных сотрудников и почетных сотрудников 2014 г.» (PDF) . Американский институт аэронавтики и астронавтики . п. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2014 г. Проверено 29 сентября 2014 г. В титрах: Андрей Н. Тупелов.
  4. Веб-сайт компании «Туполев». Архивировано 3 апреля 2008 г., в Wayback Machine . Туполев.ру. Проверено 9 августа 2012 г.
  5. ^ Туполев: Человек и его самолет, П. Даффи и А.И. Кандалов, 1996, стр. 9.
  6. ^ Джордж К. Ларсон (апрель 1973 г.). «Отчетные пункты». Летающий журнал . 92 (4): 37.
  7. ^ Шпрекельмейер, Линда, редактор. Их мы чтим: Международный зал аэрокосмической славы . Издательство Donning Co., 2006. ISBN   978-1-57864-397-4 .

Литература

[ редактировать ]
  • "С.П. Королев. Энциклопедия жизни и творчества" - под редакцией В.А. Лопоты, РКК "Энергия". Королев ИП, 2014 г. ISBN   978-5-906674-04-3
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f75259f03b8137f090c48dd095a0f6d__1717550100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/6d/4f75259f03b8137f090c48dd095a0f6d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Andrei Tupolev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)