Землетрясение в Леванте 92 г. до н.э.
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( март 2020 г. ) |
Землетрясение в Леванте 92 г. до н. э. упоминается в каталогах исторических землетрясений. Сообщается, что землетрясение и цунами затронули районы Леванта , включая современные государства Кипр , Египет , Израиль и Сирию . [ 1 ] [ 2 ]
Первоисточники
[ редактировать ]Упоминание о землетрясении есть в Мегилат Таанит (Свиток постов). затронувшее город Апамея Классические источники упоминают землетрясение , во Фригии , но не упоминают о последствиях для всего Леванта. [ 1 ]
В греческой надписи из Магдолума упоминается «сейсмос» (по-гречески землетрясение), поразивший Египет в какой-то момент между 97 и 94 годами до нашей эры. Но было высказано предположение, что надпись метафорически описывала местные «беспорядки» или случай вымогательства . [ 1 ]
Еврейские аккаунты
[ редактировать ]Основным еврейским источником о землетрясении является « Мегилат Таанит» . В тексте обобщаются еврейские устные предания о 35 датах радостных событий еврейской истории , в основном фиксирующие события периода правления династии Хасмонеев (167–37 до н.э.). [ 1 ] В эти даты запрещалось соблюдать траур или пост . [ 1 ]
Когда текст был написан, неясно, хотя он предшествовал осаде Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушению Второго Храма . [ 1 ] В тексте основное внимание уделяется ежегодному соблюдению дат, а не историографии . События записываются в порядке их годового календаря, а не в хронологическом порядке в истории. [ 1 ]
Сами праздники отмечались всего несколько столетий, но текст был сохранен и передан в еврейском литературном каноне. [ 1 ] Свиток постов включает в себя как краткую запись событий, так и три версии Гемары ( Схолии ), которые были добавлены к исходному тексту в качестве дополнений . Есть три основные сохранившиеся рукописи . Экзегеза , добавленная к оригинальному тексту, датируется периодом Талмуда (II–VI вв.) до позднего средневековья . [ 1 ]
Качество Схолий как исторических источников часто неясно. Некоторые объяснения «исторически верны» и могут отражать то, что их автор использовал ценный устный или письменный источник для своих дополнений. Остальные объяснения не имеют никакой ценности и отражают сомнительную компетентность их автора. [ 1 ] Ошибки переписчиков в этих рукописях являются обычным явлением, причем часто встречаются ошибки при копировании географических и личных имен. Это объясняет большую часть различий между копиями рукописи. [ 1 ]
Основными сохранившимися версиями текста являются Пармская рукопись (14 век), Оксфордская рукопись (15 век) и Общая версия (также известная как «Вульгата»). Пармская рукопись черпает информацию из Вавилонского Талмуда , а Оксфордская рукопись черпает информацию из Иерусалимского Талмуда . Общая версия является последней из них в хронологическом порядке и скопировала информацию из обеих более ранних версий. [ 1 ] Смешение информации из двух рукописных традиций, похоже, началось еще до XI века. Он был завершен к тому времени, когда первая печатная версия текста была опубликована в Мантуе в 1519 году. [ 1 ]
Информация о землетрясении привязана к событию, датированному 17-м числом месяца Адара по еврейскому календарю . Это 33-е событие, описанное в тексте. [ 1 ] Согласно оригинальному Мегилат Таанит, в этот день «туземцы» напали на остатки писцов в стране «Беликос» и «Бейт-Забдай». Спасение пришло в «Дом Израиля». [ 1 ] В пармской рукописи утверждается, что «туземцы» хотели убить «писцов Израиля». Книжники сбежали в «Бейт-Забади», а дату их побега превратили в ежегодный праздник. [ 1 ] В оксфордской рукописи утверждается, что Александр Янней , царь Иудеи (годы правления 103–76 до н.э.), хотел убить братьев «Букина» и «Букиуса», сбежавших от него и бежавших в Сирию . Туземцы страны «Бликус» собрались, чтобы убить братьев, но великое «рааш» («землетрясение» «грома»), посланное Эль-Шаддаем (Богом Всемогущим), спасло братьев. [ 1 ] По распространенной версии, Александр Янней хотел убить писцов, сбежавших от него и сбежавших в страну «Коселикоса». Туземцы были язычниками , которые восстали против писцов и хотели их убить. Книжникам удалось отпугнуть нападавших, а затем скрыться в «Бет-Забади». В этой версии комментарий «раввина Хидки» сообщает, что само море поднялось и «уничтожило треть заселенной земли». [ 1 ]
В исходном тексте и пармской версии землетрясение не упоминается, но землетрясение описано в оксфордской версии. Распространенная версия, по-видимому, описывает цунами и приписывает его землетрясению. В оксфордской версии писцов спасает посланная Богом катастрофа. Раввин Хидка, которому приписывают описание цунами по общепринятой версии, был историческим мудрецом II века. Подразумевается, что цунами помешало нападению туземцев. [ 1 ]
Версии Оксфорда и Коммона могут заимствовать описание землетрясения и цунами из исчезнувших «местных традиций». Возможно, они также взяли свои описания из записей о землетрясениях в текстах, выходящих за рамки еврейской литературной традиции. [ 1 ] Место события по-разному называют первым «Беликосом». «Беликот», «Чалбос», «Чолбос», «Халикус», «Коселикос», «Каликос», а затем «Бейт Забдин», «Бейт Забдай» и «Бейт Забади». Кажется, это опечатки. Современные ученые отождествляют первое местоположение с Халкидой в Сирии (современный Киннасрин ), а второе — с Забадеей в Ливане-Сирии. [ 1 ]
В древности было много мест, известных как Халкида, и два из них находились в Сирии. Первой была Халкида южнее Ливана, отождествляемая с современным Анджаром в Ливане . Он был расположен в долине Бекаа , примерно в 10 км (6,2 мили) к юго-востоку от Баальбека . Он также располагался недалеко от Забадеи, узкой равнины, на которой располагался современный Аль-Забадани . Забадани расположен в 25 км (16 миль) к северо-северо-западу от Дамаска . Древний город Капразабадион (современный Кафр-Забад) был расположен в 25 км (16 миль) к юго-западу от Халкиды. [ 1 ]
Второй Халкидой была Халкида-ад-Белум, отождествляемая с современными Хадиром и Киннасрином на севере Сирии. Этот город был расположен менее чем в 100 км (62 милях) к юго-востоку от Антиохии . Забадею в данном случае можно отождествить с местонахождениями Зеведа, Зебади на реке Оронт и Заббуда. Однако все три этих места впервые упоминаются в текстах, датируемых уже после окончания древней истории . [ 1 ]
Ни одна из двух Халкид не располагалась близко к побережью Леванта и вряд ли могла подвергнуться прямому воздействию цунами. В основу описания цунами может быть положено катастрофическое затопление прибрежной зоны , отвлекшее внимание «туземных» нападавших. [ 1 ]
Исторический контекст события неясен. Бегущие писцы, возможно, пытались бежать от Александра Яннея, которого Иосиф Флавий называет особенно жестоким монархом. Известно, что Александр преследовал фарисеев , выступавших против его правления. [ 1 ] Но в оригинальном тексте Александр Янней не упоминается, и его имя, возможно, было добавлено к тексту более поздним переводчиком. Книжники, возможно, бежали от «угнетения и резни» в контексте многочисленных политических потрясений в Леванте во II веке до нашей эры. В то время в Леванте проживало многонациональное население , и здесь часто менялись «политические судьбы» и недолговечные союзы. [ 1 ]
В Оксфордской версии писцов называют Букием и Букином, но это могут быть не реальные люди. Но это всего лишь разговорный оборот для обозначения неназванной группы. [ 1 ] Историки предполагают, что это событие произошло в контексте победоносных походов Ионафана Апфа (правил в 161–142 до н. э.) против его врага Деметрия II Никатора (правил в 145–138 до н. э.). В 1-й книге Маккавеев записано, что Ионафан напал на савадеев, разгромил его врагов в бою и разграбил их территорию. [ 1 ]
Классические аккаунты
[ редактировать ]Это землетрясение было отождествлено с одним или несколькими землетрясениями, которые, как известно, разрушили Апамею , Фригию ок. 90 г. до н.э. Город отождествляется с Селенами , расположенными на реке Меандр . [ 1 ]
Землетрясение упоминается в Deipnosophistae Афинеем , который называет Николая Дамасского своим источником по этой теме. В повествовании Афинея землетрясение сопровождается наводнением, изменением русла рек, появлением и исчезновением озер, проникновением морских вод. [ 1 ] Об этом же землетрясении упоминает Страбон . Согласно повествованию Страбона, Митридат VI Понтийский (правил в 120–63 гг. до н. э.) предложил восстановить разрушенную Апамею. [ 1 ]
Апамея находилась примерно в 100 км (62 милях) от побережья Средиземного моря и была окружена холмами. Маловероятно, что на него повлияло цунами. Скорее всего, разлились реки Меандр и Марсий , а также произошли изменения уровня поверхности близлежащих озер. Наводнения в его окрестностях были далеко не редкостью, и местный фольклор связывает этот район с Ноевым ковчегом и повествованием о потопе из Книги Бытия . [ 1 ]
Землетрясения также связаны с ранним правлением Ионафана Аппуса . Главный из них записан Афинаем и Страбоном. Афиней называет Посидония своим источником информации об этом событии. Согласно этим сообщениям, на берег обрушилась океанская волна необычайной высоты. Сообщается, что все люди на его пути были затоплены и утонули. Место события находилось где-то между Тиром в Ливане и Птолемаидой в Финикии (современная Акко, Израиль ). [ 1 ]
Сообщается, что землетрясение и цунами последовали за битвой с участием Диодота Трифона (годы правления 142–138 гг. до н. э.) и армии Империи Селевкидов . Это поместило бы это событие между началом мятежа Трифона в 145 г. до н.э. и самоубийством Трифона в 138 г. до н.э. Кампания Ионафана против сабадеев происходила в то время, когда Ионафан и Трифон были союзниками друг друга. Помещение этого землетрясения в c. 143 г. до н.э. [ 1 ]
Землетрясение также можно отождествить с катастрофой, описанной Посидонием в другом месте и произошедшей на побережье Леванта. Неопознанный город над Сидоном рухнул в море. В самом Сидоне было охвачено почти две трети города. Потрясение затронуло всю Сирию. [ 1 ] Однако в остальном эта катастрофа связана с возникновением вулканического острова Иера (современный Палеа Камени ) в 198 г. до н.э. [ 1 ] Землетрясение в Сидоне также упоминается в De rerum natura и Лукреция Naturales quaestiones Сенеки Младшего . Ни один из текстов не связывает землетрясение с конкретной датой или историческим контекстом. [ 1 ]
Землетрясение во время правления Ионафана Апфа зафиксировано и в летописи Иоанна Малалы (6 век). В этом повествовании землетрясение произошло во время правления Антиоха, внука Грипа. Неясно, кто этот монарх, хотя это может быть ошибочной ссылкой на Антиоха VII Сидета (годы правления 138–129 до н.э.). [ 1 ] В восьмой год правления Антиоха город Антиохия пострадал от «гнева Божия» (землетрясения) и его пришлось восстанавливать. [ 1 ] Малалас предлагает противоречивые даты проведения мероприятия. Он относит это событие через 152 года после того, как Селевк I Никатор (годы правления 305–281 до н.э.) основал город. Это поместит событие c. 148 г. до н. э., за целое десятилетие до того, как Антиох VII взошел на престол. [ 1 ] Было высказано предположение, что Малала объединил сообщения о двух разных землетрясениях: первое произошло в 148 г. до н.э., а другое - в 130 г. до н.э. (8-й год правления Антриоха VII). Малала упоминает в качестве своего источника хронику Домнина, которая не известна из других источников. [ 1 ]
Альтернативно, землетрясение, связанное с Ионатаном Апфусом, было датировано ок. 142 г. до н.э., через 8 лет после смерти Деметрия I Сотера (правил в 161–150 гг. до н. э.). Неясно, было ли землетрясение, поразившее Антиохию, тем же, что и Халкиду. [ 1 ]
Современные объяснения
[ редактировать ]Текстовые свидетельства землетрясения неоднородны, и составители Схолии Мегилат Таанит , возможно, неправильно поняли истинную природу событий 17 Адара. [ 1 ] Если землетрясение затронуло Святую Землю , неясно, почему евреи сочли это событие «радостным днем». Скорее всего, это будет день траура и поста. Если бы вместо этого землетрясение затронуло отдаленный регион Сирии и не нанесло бы вреда «угнетенным еврейским общинам» Сирии, евреи с большей вероятностью восприняли бы его как божественное событие. [ 1 ]
Что касается того, произошло ли землетрясение во время правления Ионафана Аппуса или во время правления Александра Яннея , похоже, существует больше первоисточников, предпочитающих более раннюю дату, чем более позднюю. Не было обнаружено никаких доказательств того, что землетрясение затронуло Египет, который находился в 750 км (470 миль) от Апамеи. Сообщаемая приливная волна между Тиром и Птолемаидой произошла в 75 км (47 миль) от Халкиды к югу от Ливана. Землетрясение и затопление Сидона произошло неподалеку, а землетрясение в Антиохии произошло в 250 км (160 миль) от него. Все три события можно смело датировать II веком до нашей эры, вероятно, периодом правления Ионафана. [ 1 ]
Недостаточно доказательств, чтобы отнести все зарегистрированные события к одному землетрясению, а не к целой серии сейсмических событий. Однако палеосейсмическое исследование разлома Сергайя показало, что между 170 г. до н.э. и 20 г. н.э. здесь произошло только одно сейсмическое событие. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в Карч, 2004, стр. 765–770
- ^ Авнер Раббан; Кеннет Дж. Холл, ред. (1996). Кесария Приморская: ретроспектива спустя два тысячелетия . Документы и памятники Древнего Востока, Т. 21 (Книга 21). Брилл. п. 23. ISBN 9789004103788 .
Библиография
[ редактировать ]- Карц, Яаков (2004), «Значение некоторых ранних еврейских источников для оценки опасности землетрясений на Святой Земле» , Annals of Geophysicals , 47 : 759–792, CiteSeerX 10.1.1.393.3596 , получено 2 апреля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каган, Э.; Штейн, М.; Аньон, А.; Нейман, Ф. (2011), «Внутрибассейновое палеоземлетрясение и корреляция покоя позднеголоценового Мертвого моря» , Журнал геофизических исследований , 116 (B4): 1–27, Бибкод : 2011JGRB..116.4311K , doi : 10.1029/2010JB007452 , получен 2020-04-02
- Сбейнати, Мохамед Реда; Даравче, Риад; Мути, Михаил (2005), «Исторические землетрясения Сирии: анализ сильных и умеренных землетрясений с 1365 г. до н.э. по 1900 г. н.э.» , Annals of Geophysicals , 48 : 347–435 , получено в 2004–2020 гг.