Гора Святой Анны (холм)
Гора Святой Анны | |
---|---|
![]() Святилище | |
Самая высокая точка | |
Высота | 1332 футов (406 м) |
Координаты | 50 ° 27'00 ″ с.ш. 18 ° 10'00 ″ в.д. / 50,45 ° с.ш. 18,166667 ° в.д. |
География | |
Геология | |
Тип горы | Вулканический конус |
Назначен | 2004-04-14 |
Часть | Гура Свента Анна – Сложный культурный и природный ландшафт |
Справочный номер. | Журнал Законы 2004 г., № 102, ст. 1061 [ 1 ] |
Гора Святой Анны (англ. Польское произношение: [ˈɡura ˈɕfʲɛntɛj ˈannɨ] ) или Святой Анны Гора ( нем . St. Annaberg ; силезский : Świyntŏ Anna ) — инзельберг в Верхней Силезии , Польша , рядом с одноименной общиной . Здесь находится францисканский монастырь с чудесной статуей Святой Анны и величественной Голгофой , который является важным местом католиков паломничества .
Составной культурный и природный ландшафт Польши одним из официальных исторических памятников ( Pomnik historii ) горы Свентей-Анны был объявлен Советом национального наследия Польши и президентом Польши . [ 1 ]
В 1921 году это было место битвы при Аннаберге между польскими повстанцами и немецкими военизированными формированиями, ознаменованной в Третьем рейхе строительством Тингштетте ( амфитеатра ) и мавзолея . Театр остался, но нацистский мавзолей был разрушен и заменен памятником участникам Третьего Силезского восстания .
Геология
[ редактировать ]Аннаберг — это вулканический конус третичного базальта , самая восточная оконечность Силезского вулканического пояса и самое восточное месторождение базальта в Европе. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Его высота составляет 406 метров (1332 фута). [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]
В дохристианские времена холм был языческой святыней. [ 7 ] [ 8 ]
Раньше он был известен как Челмберг; около 1100 г. на холме была построена деревянная часовня святому Георгию, [ 9 ] и он стал известен как Георгенберг ( Святого Георгия холм ). В 1516 году дворянская семья фон Гашиных, переехавшая в Силезию из Польши в середине 15 века, построила на Хелмберге церковь во имя святой Анны. [ 9 ] Холм стал популярным местом паломничества, особенно после дарения в 1560 году деревянной статуи Святой Анны, содержащей мощи , которая до сих пор находится в церкви. [ 9 ]
Граф Мельхиор Фердинанд фон Гашин хотел сделать холм резиденцией францисканцев , и во время шведско-польской войны орден решил закрыть свои дома в Кракове и Львове и переехать в Силезию в целях безопасности, и было заключено соглашение, по которому они захватить церковь на Аннаберге. 1 ноября 1655 года сюда переехали 22 францисканца. [ 10 ] Граф построил простое деревянное здание монастыря и заменил церковь новым каменным зданием, которое было освящено 1 апреля 1673 года. [ 11 ] Церковь привлекала все большее число паломников, в результате чего холм стал известен как холм Святой Анны. [ 6 ] Помимо общежитий для паломников и другой инфраструктуры, в 19 веке для обслуживания нужд паломников были созданы три издательские фирмы: Францем Гельником, Михаэлем Рогиром и Адольфом Марсьяго. [ 12 ] В 1864 году церковь посетили 400 000 паломников. [ 12 ]
После Первой мировой войны был проведен плебисцит, чтобы 20 марта 1921 года в соответствии с условиями Версальского договора определить, останутся ли части Силезии, принадлежавшие Пруссии и, следовательно, Германской империи , немецкой или присоединятся к воссозданной Польше. В приходе Аннаберг, как и в большей части Верхней Силезии, большинство проголосовало за Германию, но местный административный округ ( Landkreis Groß Strehlitz ) был одной из областей, где большинство выступало за воссоединение с Польшей. В начале мая началось Третье Силезское восстание , в котором польские части Вавельбергской группы вопреки желанию польского правительства стремились объединить с Польшей те области, которые проголосовали за него. 4 мая они захватили Аннаберг, который, помимо культурного значения монастыря для немецких силезцев, имел стратегическое значение, поскольку доминировал в долине Одера . [ 13 ] из юридически ограниченных сил немецкой армии . 21–23 мая в битве при Аннаберге неофициальные немецкие силы Верхнесилезского Selbstschutz и баварского Freikorps Oberland под командованием генерал-лейтенанта Бернхарда фон Хюльсена отбили часть холма. [ 14 ] [ 15 ] Обе стороны понесли тяжелые потери, бои велись в нескольких соседних деревнях. Несколько участников с немецкой стороны позже стали видными фигурами в нацистском режиме.
Когда битва добавилась к его существующей роли, символизирующей католическую идентичность Силезии в пределах преимущественно протестантской Пруссии, Аннаберг стал мощным символом немецкого регионального национализма; он фигурирует в этой роли в пропагандистском фильме 1927 года Land unterm Kreuz . [ 16 ] Он также имел религиозное и культурное значение для польских силезцев; это было предметом стихотворения Норберта Бончика; а после битвы 1921 года также стал политическим символом поляков. [ 17 ]

В 1934–1936 годах нацисты построили Thingstätte на месте карьера у подножия холма. [ 18 ] мавзолей 51 павшего члена немецкого Freikorps по проекту Роберта Тишлера . В 1936–1938 годах над ним был воздвигнут [ 18 ] и предусмотрена остановка для отдыха, от которой пользователи нового Рейхсаавтобана (сегодня польская автострада А4 ) могли совершить 10-минутную прогулку, чтобы посетить памятник. [ 19 ] Намерение заключалось в том, чтобы комплекс мавзолея и театра стал противоположностью монастырю и «превратил Аннаберг в символ Верхней Силезии и подходящее место для религиозных и национальных праздников». [ 20 ] Однако после открытия в мае 1938 года театр больше не использовался для церемоний, а паломники продолжали посещать монастырь во все большем количестве. [ 20 ]
Мавзолей был взорван в 1945 году, а в 1955 году его заменил памятник силезским повстанцам по проекту Ксаверия Дуниковского . [ 21 ]
Монахов трижды изгоняли из монастыря при Наполеоне (в 1810 году; паломники приводили с собой своих священников, а францисканцы не возвращались до 1859 года). [ 11 ] Бисмарк и Гитлер. Вернувшись в 1945 году, службы на немецком языке в церкви возобновились только в июне 1989 года. [ 22 ] [ 23 ] Гельмут Коль намеревался посетить там службу во время своего примирительного тура по Польше в ноябре 1989 года, из которого он был отозван из-за падения Берлинской стены 9 ноября. [ 24 ] (Этот выбор был расценен как неудачный выбор, и вместо этого Коля отвезли в поместье Гельмута фон Мольтке , где прошла хаотичная месса на польском языке, в которой представители немецкого меньшинства пытались спеть гимны Святой Анне. [ 22 ] [ 25 ] ) Сегодня монастырь ежегодно привлекает тысячи паломников, особенно из самой Верхней Силезии и особенно в День Святой Анны, 26 июля, и для католической церкви является символом благочестия, выходящего за пределы национальных границ. [ 26 ] В марте 1980 года Папа Иоанн Павел II объявил церковь малой базиликой . [ 27 ]
14 апреля 2004 года Аннаберг был объявлен историческим памятником Польши. [ 28 ] [ 29 ]
Памятники
[ редактировать ]Монастырь
[ редактировать ]Здания монастыря на вершине холма построены в стиле барокко ; церковь была перестроена в 1665 г., а остальные постройки, образующие четырехугольник с южной стороны, датируются 1733–1749 гг. [ 6 ] [ 30 ] Главным объектом почитания паломников является статуя святой Анны с Богородицей с младенцем вырезанная из липового дерева над главным алтарем церкви высотой около 66 сантиметров (26 дюймов), предположительно хранящая мощи святой из монастырь Вилль близ Лиона во Франции и ему приписывают чудеса. Говорят, что он был подарен церкви Николаусом фон Кохтицким, местным дворянином, в 1560 году и одет в золотую парчу с жемчугом. [ 9 ] [ 12 ] [ 23 ]
За пределами церкви находится Парадисплац (Райская площадь), монастырский сад, разбитый в 1804 году. [ 12 ] Ниже монастыря находится Голгофа (путь между станциями Страстей Христовых ) с 33 в стиле барокко часовнями в качестве станций. [ 23 ] Это было указано в завещании графа Мельхиора Фердинанда фон Гашина, который считал, что пейзаж Аннаберга похож на ландшафт Иерусалима и его окрестностей; он был построен при его племяннике Георге Адаме фон Гашине в 1700–09 гг. [ 11 ] по проекту Доменико Синьо и частично перестроен в 1764 году и снова в 1780–85 годах, когда к проектам Кристофа Ворбса была добавлена Святая лестница. [ 31 ] [ 32 ] Георг Адам и Антон фон Гашин похоронены в склепе Крестовой капеллы и изображены на ее центральных колоннах в огромных размерах. [ 33 ] В 1912 году был добавлен Грот Лурдес. [ 23 ] [ 34 ]
Амфитеатр
[ редактировать ]Thingstätte , или театр под открытым небом для Thingspiele , нацистских междисциплинарных представлений, был построен в 1934–36 годах и стал первым в Силезии. Он был спроектирован Францем Бёмером и Георгом Петтихом и имел вместимость 7000 человек, стоячие места на 20 000 человек и вместимость до 50 000 человек. [ 18 ] После войны его использовали для проведения праздников урожая и концертов, предпринимались попытки профинансировать реставрацию, но в 2008 году каменная кладка пришла в серьезное состояние. [ 35 ]

Мавзолей
[ редактировать ]В 1936–38 годах на вершине скалы над амфитеатром был построен мавзолей 51 члена Фрейкорпа, погибшего в битве при Аннаберге. Он был спроектирован Робертом Тишлером , главным архитектором Немецкой комиссии по военным захоронениям , в военном стиле, напоминая средневековую крепость, такую как Замок Гогенштауфенов Кастель-дель-Монте . [ 36 ] Один писатель того времени сравнил его с орудийной башней. [ 37 ] [ 38 ] Оно было круглым, с тяжелыми колоннами из ржавого песчаника, увенчанными вечным огнем, и узким входом, ведущим в амбулаторию, освещенным лишь узкими окнами, напоминающими бойницы, а с другой стороны темная лестница, наводившая на мысль о переходе между мирами, вела вниз в склеп, высеченный в скале. В нишах находились саркофаги, на которых были отмечены этапы военной истории Германии с 1914 по 1931/32 год: Deutschland erwache! (Германия, проснись!), а в центре находилась статуя павшего воина из зеленого порфира работы Фрица Шмолля, известного как Эйзенверт , которую скульптор и его помощники создали на месте во время строительства памятника, потому что это было бы слишком большой, чтобы пронести через вход. Купол пропускал рассеянный свет, а преимущественно золотая мозаика Рёсслера из Дрездена и Клемма из Мюнхена изображала стилизованные немецкие орлы и свастики. [ 37 ] [ 39 ] В описании 1938 года, опубликованном Комиссией по военным захоронениям, погибшие описывались как «следящие за границей и призывающие приграничный регион и его население сохранять немецкий характер и немецкую веру», и указывалось местонахождение на полпути. между памятником Гинденбургу в Танненберге и памятниками на Кенигсплац в Мюнхене. [ 40 ] Окрестности памятника были объявлены природным заповедником, и для завершения паломничества посетителям приходилось подниматься с уровня театра через природную среду. [ 41 ]
Тишлер спроектировал несколько памятников в похожем несколько деревенском стиле, напоминающем как средневековые крепости, так и памятник Гинденбургу. [ 42 ]
Памятник восстанию
[ редактировать ]
памятник Силезским повстанцам ( польский : Pomnik Czynu Powstańczego ), спроектированный Ксаверием Дуниковским . Мавзолей был взорван в 1945 году, а в 1955 году на его месте к десятой годовщине освобождения был установлен [ 43 ] Это простая классическая конструкция с четырьмя колоннами прямоугольного сечения, окружающими вечный огонь и поддерживающими наличниками, под которыми расположены четыре массивные гранитные скульптуры «Силезских голов». На фронтонах размещена промышленная символика. Внутри колонны украшены стилизованными изображениями шахтеров, силезских крестьян, металлургов и матери с ребенком на руке в виде кариатид , а на наружных поверхностях обрисованы рисунки, изображающие бытовые и рабочие сцены из настоящее и прошлое и сцены самого восстания. [ 21 ] К ним относятся конфликты с немцами со времен средневекового периода Тевтонского ордена , подразумевающие вечную вражду между немцами и поляками, а к 25-й годовщине восстания 1946 года урны с прахом людей, убитых нацистами во время Варшавского восстания были захоронены . там. [ 43 ] Однако к 1955 году антинемецкое послание было омрачено посланием, восхваляющим предшественников коммунистического государства. [ 43 ]
Дуниковский уже набросал идеи памятника в начале 1946 года и выиграл конкурс на его проект, но он был менее опытным архитектором, чем скульптором, и находился под давлением властей, и здание не произвело желаемого впечатляющего эффекта. [ 44 ]
Галерея
[ редактировать ]-
XVIII века. Изображение францисканского монастыря
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Постановление Президента Республики Польша от 14 апреля 2004 г. о признании историческим памятником , Вестник Законов У., 2004, т. 102, №1. 1061
- ^ Обзор: «Силезия доктора Парча — географическое исследование», The Geographical Journal , Royal Geographical Society, 7 (1896) 417–20, стр. 419 : «Аннаберг (1350 футов), самый восточный конус третичного базальта в Европе».
- ^ Хеннинг Соренсен, Щелочные породы , Лондон/Нью-Йорк: Wiley, 1974, ISBN 9780471813835 , с. 260 .
- ^ Сидни Осборн, Верхнесилезский вопрос и угольная проблема Германии , Лондон: Аллен и Анвин, 1920, ОСЛК 405809 , с. 150: «Аннаберг высотой около 1300 футов, расположенный примерно в десяти милях к юго-западу от Гросс-Штрелица, содержит пласты базальта, и примечательно то, что это самая восточная точка в Европе, где можно найти базальт».
- ^ «Силезия (прусская)», Разговорный лексикон Брокгауза, том 14, Рудера — Soccus , 14-е изд.: Брокгауз, 1908, OCLC 311499621 р. 499 (на немецком языке)
- ^ Перейти обратно: а б с Эрдмуте Нике, Листы с религиозными изображениями из Нойруппина: исследование благочестия в 19 веке , Серия 23 сочинений европейских университетов: Теология, том 865, Франкфурт: Ланг, 2008, ISBN 9783631571569 , с. 87 (на немецком языке)
- ^ Джулиана Хаубольд, «Пик символизма: Санкт-Аннаберг как воплощение Верхней Силезии», в «Возвращенной истории: о присвоении прошлого в пустотах Центральной Европы », изд. Питер Оливер Лоу, Кристиан Плетцинг и Томас Серье, публикации Немецко-польского института Дармштадт 22, Висбаден: Харрассовиц, 2006, ISBN 9783447052979 , стр. 347–62, стр. 348 (на немецком языке)
- ^ Й. Хмиелюс, «Св. Аннаберг возле Гросс-Штрелица», в «Красочных картинках из силезской страны » , том 2, Силезская ассоциация Песталоцци, Бреслау: Войвод, 1903, OCLC 174544987 , стр. 399–404, стр. 174544987. 400 (на немецком языке) говорит, что это «вероятно».
- ^ Перейти обратно: а б с д Хмиелус, стр. 400.
- ^ Люциус Тайхманн, Францисканские монастыри в Центральной и Восточной Германии, 1223-1993 (бывшая Восточная Германия в имперских границах 1938 года) , Исследования по католической епархии и истории монастырей 37, Лейпциг: Бенно, 1995, ISBN 9783895430213 , с. 96 (на немецком языке)
- ^ Перейти обратно: а б с Хмиелус, с. 401 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Нике, с. 88 .
- ^ Карлос Кабальеро Хурадо, Немецкий Freikorps 1918–23 , Elite Series 76, Оксфорд: Osprey, 2001, ISBN 9781841761848 , с. 32 .
- ^ Кристиан Райц фон Френц, Забытый урок: Защита меньшинств в рамках Лиги Наций: Случай немецкого меньшинства в Польше, 1920–1934 , Работы по истории Восточной Европы 8, Мюнстер: Лит / Нью-Йорк: Церковь Св. Мартина , 1999, ISBN 9780312231118 , стр. 76–77 .
- ^ Норман Дэвис , Божья площадка: История Польши , Том 2, с 1795 года по настоящее время , 1981, ред. ред. Оксфорд: Оксфордский университет / Нью-Йорк: Колумбийский университет, ISBN 9780231128193 , с. 373 .
- ^ Хаубольд, с. 349 .
- ^ Хаубольд, с. 356 .
- ^ Перейти обратно: а б с Януш Л. Добеш, «Имея дело с архитектурным и художественным наследием как зеркалом истории польско-германских и польско-российских отношений», в книге « Новые государства, новые образы?: визуальная культура на службе государственного самопредставления в Центральной и Восточной Европе». Европа с 1918 года , изд. Арнольд Бартецкий , Марина Дмитриева и Стефан Трёбст с Томасом Фихтнером, Визуальная история, культура 1, Кёльн: Бёлау, 2005, ISBN 9783412147044 , стр. 301–08, стр. 301–08. 304 (на немецком языке)
- ^ Мейнхольд Лурц, «Памятники на автобане — автобан как памятник», в Reichsautobahn: Pyramids of the Third Reich. Анализ эстетики неразрешенного мифа , изд. Райнера Штоммера с Клаудией Габриэле Филипп, Марбург: Йонас, 1982, ISBN 9783922561125 , стр. 155–92, стр. 169–70 (на немецком языке)
- ^ Перейти обратно: а б Хаубольд, с. 354 : «Превращение Аннаберга в достопримечательность Верхней Силезии и достойное место религиозных и национальных праздников».
- ^ Перейти обратно: а б Добеш, «Работа с архитектурным и художественным наследием», с. 305 .
- ^ Перейти обратно: а б Политические исследования 41 (1990) с. 731 (на немецком языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д «Góra Świętej Anny», Марк Солтер и Джонатан Боусфилд, « Приблизительный путеводитель по Польше» , 5-е изд. Лондон: Rough Guides, 2002, ISBN 9781858288499 , с. 582 .
- ^ Кристоф Гункель, «Поездка Гельмута Коля в Польшу в 1989 году: проблема с падением Берлинской стены» , однажды, Der Spiegel , получено 23 мая 2012 г. (на немецком языке)
- ^ Петер Шнайдер, Немецкая комедия: Сцены из жизни после стены , тр. Филип Бём и Ли Хэфри, Нью-Йорк: Фаррар, Штраус, Жиру/Полдень/Лондон: Макмиллан, 1992, ISBN 9780374523589 , стр. 54–55 .
- ^ Хаубольд, с. 347 .
- ^ Тайхманн, с. 185 .
- ^ Санкт-Аннаберг: Святилище Св. Анна Зельбдритт. Архивировано 19 июня 2008 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ↑ Памятник истории. Архивировано 5 июля 2017 г. в Wayback Machine , Гора Свента Анна: Святилище Святой Анны Самотшеция (на польском языке).
- ^ Ежегодник Силезского университета Фридриха Вильгельма в Бреслау 32 (1992) стр. 95 (на немецком языке)
- ^ Ханна Фарина-Пашкевич, Малгожата Омилановска и Роберт Пасечны, Атлас архитектурных памятников Польши , Варшава: Wydawn Nauk PWN, 2001, ISBN 9788301134785 , с. 429 (на польском языке)
- ^ По словам Нике, с. 88, в 1760–64 годах были добавлены еще часовни, а в 19 веке их было 42.
- ^ Хмиел, стр. 403 .
- ^ Альма-матер ( Ягеллонский университет ) 100 (2008) с. 25 (на польском языке)
- ↑ Радослав Димитров, «Амфитеатр на горе Свента Анна разваливается» , Nowa Trybuna Opolska , 9 сентября 2008 г. (на польском языке)
- ^ Гуннар Брэндс, «От кладбищ Первой мировой войны до нацистских «крепостей мертвых»: архитектура, героический пейзаж и поиски национальной идентичности в Германии», в « Места памяти: поиск идентичности и ландшафтный дизайн» , изд. Иоахим Вольшке-Бульман, 19-й коллоквиум в Думбартон-Оксе по истории ландшафтной архитектуры, 1995, Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс, 2001, ISBN 9780884022602 , стр. 215–56, стр. 241 .
- ^ Перейти обратно: а б Януш Л. Добеш, «Работа со зданиями нацистской эпохи в Польше», в книге «Снос: разрушение и реконструкция исторических зданий в Германии и Польше» , изд. Дитера Бингена и Ханса-Мартина Хинца, публикации Немецко-Польского института Дармштадта 20. , Висбаден: Харрассовиц, 2005, ISBN 9783447050968 , стр. 188–98, стр. 188–98. 192 (на немецком языке)
- ^ По словам Кена Уорпола, Последние пейзажи: Архитектура кладбища на Западе , Лондон: Реакция, 2003, ISBN 9781861891617 , с. 93 г. , он был фактически укреплен.
- ^ Добеш, «Работа с архитектурным и художественным наследием», стр. 304–05.
- ^ Цитируется по Лурцу, стр. 169–70; перевод из Брандса, с. 241.
- ^ Брэнды, с. 242 .
- ^ Сергиуш Михальский, Общественные памятники: искусство в политическом рабстве, 1870–1997 , Очерки искусства и культуры, Лондон: Reaktion, 1998, ISBN 9781861890252 , стр. 102–04 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хаубольд, с. 361.
- ^ Добеш, «Работа с архитектурным и художественным наследием», стр. 305–06.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Камилл Больчик. Санкт-Аннаберг — Краткая история знаменитого места паломничества в самом сердце Верхней Силезии . 2-е изд. Карловиц-Бреслау: Антониус, 1937. OCLC 174424578 (на немецком языке)
- Лидия Ходынецка. Базальт с горы Святой Анны . Минералогические работы 8. Польская академия наук. Комиссия минералогических наук. Варшава: Wydawnictwa Geologiczne, 1967. OCLC 500910850 (польский, с русским и английским аннотациями)
- Вольфганг Плат. «Дер Аннаберг — гора Святой Анны». Österreichische Osthefte 33.1 (1991) стр. 5–26 (на немецком языке)
- Эрих Менде . Аннаберг и немецко-польские отношения . Немецкая политическая серия 9. Бонн: Боннская ассоциация изгнанников, объединенные региональные команды и региональные ассоциации, 1991. OCLC 9783925103483 (на немецком языке)
- Альберт Липницкий. Вокруг горы Св. Анни: краткая монография гмины Лесница / Um den Sankt Annaberg: eine kurze Monographie der Gemeinde Leschnitz / Вокруг Санкт-Петербурга. Гора Анны: краткая монография гмины Лесница . Лесница: Мэрия Лесницы, 1996. ISBN 9788390462905 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гура Свента Анна: Святилище Святой Анны Самотшеции. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine (на польском языке).
- Санкт-Аннаберг: Святилище Св. Анна Зельбдритт. Архивировано 19 июня 2008 г. в Wayback Machine (на немецком языке).