Эдвард Онслоу Форд
Эдвард Онслоу Форд | |
---|---|
Рожденный | Лондон, Англия | 27 июля 1852 г.
Умер | 23 декабря 1901 г. Лондон, Англия | ( 49 лет
Национальность | Британский |
Известный | Скульптура |
Движение | Новая Скульптура |
Супруг | Энн Гвендолин фон Кройцер |
Эдвард Онслоу Форд Р.А. (27 июля 1852 — 23 декабря 1901) — английский скульптор. Большая часть раннего успеха Форда пришлась на портреты голов или бюсты. Они считались чрезвычайно изысканными, демонстрируя его предметы с лучшей стороны, и привели к тому, что он получил ряд заказов на общественные памятники и статуи как в Великобритании, так и за рубежом. Форд также изготовил ряд бронзовых статуэток отдельно стоящих фигур, вдохновленных мифологией или аллегорическими сюжетами. Эти «идеальные» фигуры стали характерными для движения «Новая скульптура» , которое развивалось в Великобритании примерно с 1880 года и ведущим представителем которого был Форд.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Форд родился в Ислингтоне на севере Лондона в семье бизнесмена Эдварда Форда и Марты Лидии Гарднер. Его семья переехала в Блэкхит, когда он был еще ребенком. Проведя некоторое время в частной школе Блэкхита , он отправился в Антверпен, чтобы изучать живопись в Королевской академии изящных искусств там в 1870 и 1871 годах. [ 1 ] Затем Форд учился у Михаэля Вагмюллера в Мюнхене до 1874 года, в течение этого времени он делил студию со скульптором Эдвином Роско Маллинзом . [ 2 ] [ 3 ] Перед отъездом из Мюнхена в 1873 году Форд женился на однокурснице Анне Гвендолин, третьей дочери барона Франса фон Крейссера. [ 4 ] [ 5 ]
Портретная работа
[ редактировать ]Вернувшись в Англию примерно в 1874 году, Форд поселился в Блэкхите и основал студию, занимающуюся портретными скульптурами. [ 1 ] В 1875 году он представил созданный им портретный бюст своей жены на Летнюю выставку Королевской академии в Лондоне. [ 4 ] [ 5 ] С 1875 по 1884 год Форд ежегодно выставлял портретные скульптуры в Академии. [ 6 ]
Большая часть раннего успеха Форда пришлась на портретную живопись. Его портретные бюсты чрезвычайно изысканны и показывают героев во всей красе. Он создал множество портретных бюстов, отличающихся изысканной задумкой, тонкой лепкой и правдоподобием. Лучшими, пожалуй, являются головы Джона Эверетта Милле , Томаса Хаксли , Герберта Спенсера , сэра У.К. Орчардсона , Мэтью Ридли Корбета , герцога Норфолка, британца Ривьера , сэра Лоуренса Альма-Тадемы , сэра Уолтера Армстронга , сэра Хьюберта фон Херкомера , Артур Хакер (1894 г.) и М. Даньян-Бувре . [ 5 ] [ 7 ] [ 4 ] Бронзовые скульптуры его коллеги-художника Артура Хакера (1894 г.) и политика Артура Бальфура поразительно похожи, как и мраморная статуя сэра Фредерика Брамвелла для Королевского института . [ 7 ]
В 1881 году Форд перенес свою студию в Сидней Мьюс, в квартал студий недалеко от Фулхэм-роуд. [ 6 ] У Альфреда Гилберта была соседняя студия, и вместе они работали над рядом экспериментальных методов, в частности, над литьем по выплавляемым моделям , которое Форд использовал на протяжении всей своей карьеры. [ 1 ]
Выставочные экспонаты
[ редактировать ]в натуральную величину бронзовую обнаженную мужскую фигуру Линуса В 1885 году Форд выставил в Королевской академии , а в следующем году выставил там Фолли , первую из расширенной серии бронзовых статуэток девочек-подростков в позах, отчасти заимствованных из мифологии или аллегорических тем. [ 6 ] «Фолли» была приобретена попечителями Фонда Чантри для галереи Тейт в 1886 году, и последующие вариации Форда на эту тему, в том числе «Мир» (1887), «Певец» (1889), «Аплодисменты» (1893) и «Эхо » (1895), также получили широкую оценку. [ 7 ] [ 8 ] [ 6 ] [ 9 ] Эти работы, названные «идеальными фигурами», стали рассматриваться искусствоведами как одни из определяющих произведений движения « Новая скульптура» , которое развилось в Великобритании примерно с 1880 года как реакция на безвкусность многих других викторианских скульптур. [ 6 ] [ 10 ]
-
Фолли , 1886 г.
-
Мир , 1887 год.
-
Певица , или Египетская певица , 1889 год.
-
Аплодисменты , 1893 год.
-
Эхо , 1895 год.
Скромный масштаб этих работ Форда указывает на то, что они предназначались не для больших загородных домов, а скорее для небольших домашних условий, и, как и другие художники Новой Скульптуры, Форд поддерживал коммерческое производство бронзовых статуэток и уменьшенных копий своих работ для внутреннего рынка. Мира и другие его произведения становятся популярными репродукциями. [ 5 ] [ 6 ] Еще одной особенностью «Новой скульптуры», которую поддержал Форд, было использование полихроматических материалов. Например, у Applause цветные смолы с полудрагоценными камнями и элементами серебра, а у The Singer — медные и латунные полоски. [ 11 ] [ 9 ]
«Певец» и « Аплодисменты» изначально находились на пьедесталах в форме лотоса, в них используются египетские мотивы и иконография, и они связаны тематикой. Несмотря на то, что Форд создал их с разницей в четыре года, Форд явно считал эти две работы парой, и каждая из них присутствует на нескольких его портретах, что указывает как на их значение лично для него, так и на их место как его наиболее широко выставляемых работ. [ 11 ] [ 12 ] Эти двое выставлялись вместе только один раз, на Парижской международной выставке 1900 года, при жизни Форда, но с 2008 года оба находятся в коллекции Тейт в Лондоне. [ 11 ] [ 12 ]
Общественные памятники
[ редактировать ]Наряду с портретными работами Форд получил свой первый публичный заказ в 1881 году на статую Роуленд Хилл сейчас на улице Кинг Эдвард в Лондоне. [ 3 ] Среди других известных заказов - Ирвинг в роли Гамлета (1883 г.), изображающий Генри Ирвинга , найденный в Художественной галерее Гилдхолла и Мемориале Шелли в Университетском колледже Оксфорда (1892 г.). [ 7 ] Стоящая статуя Уильяма Юарта Гладстона , 1894 год, созданная для Городского либерального клуба в Лондоне, считается одной из лучших портретных работ Форда. [ 7 ] [ 4 ]
Ряд монументальных заказов Форда прославляют Британскую империю либо путем пропаганды имперских ценностей, либо в качестве памятников военным деятелям. [ 12 ] Мемориальная статуя Форда 1890 года, изображающая генерала Гордона на верблюде, стоит в казармах Бромптона в Чатеме, где находится Королевская школа военной инженерии . [ 13 ] Вторая отливка статуи была установлена в Хартуме с 1904 по 1958 год, когда вскоре после обретения Суданом независимости статуя была снята и перенесена в школу Гордона в Уокинге в Суррее в 1959 году. [ 13 ] Форд курировал производство уменьшенных бронзовых копий полной фигуры Гордона и только верблюда для внутреннего розничного рынка. [ 6 ] [ 14 ] Статуя в натуральную величину какое-то время выставлялась в Египетском зале Хрустального дворца на юге Лондона, а статуэтка верблюда была показана на Выставочном обществе искусств и ремесел в 1889 году. [ 12 ] Конная статуя армейского офицера лорда Стратнэрна , созданная Фордом в 1895 году и первоначально установленная в Найтсбридже, была отлита из бронзы, подаренная правительством Индии. [ 12 ] Он создал серебряную конную статуэтку по заказу семьи Фредерика Робертса , погибшего в бою в битве при Коленсо во Второй англо-бурской войне . [ 12 ]
Форд получил несколько заказов на памятники в Индии. В их число входили статуя махараджи Майсура Чамараджендры Вадияра X 1898 года в полном государственном регалии, установленная в ботаническом саду Лал Баг в Бангалоре , сидящая статуя махараджи Лакшмешвара Сингха Бахадура 1899 года из Дарбханги в Калькутте и две полноразмерные статуи, изображающие танец. и Музыка , созданные по заказу махараджи Дурбханги Лахмесвара Сингха Бахадура. [ 14 ] [ 15 ] [ 12 ]
Мемориал Форда Перси Биши Шелли, завершенный где-то в 1890 году, был заказан леди Шелли, вдовой сына поэта, сэра Перси Шелли, 3-го баронета , для протестантского кладбища в Риме, но был сочтен слишком большим для предполагаемого места и в конечном итоге установлен. в Университетском колледже Оксфорда . [ 16 ] Учитывая предполагаемое место кладбища, Форд спроектировал памятник с высоким и сложным основанием из бронзы и цветного мрамора с изображением скорбящей фигуры и крылатых львов, поддерживающих мраморную фигуру утонувшей Шелли. [ 16 ] Работа была показана в Королевской академии в 1891 году и получила высокую оценку, а затем была установлена в Оксфорде. [ 16 ]
К бриллиантовому юбилею королевы Виктории в 1897 году Форду было поручено создать монументальную статую королевы для Манчестера. [ 7 ] Работа была завершена только после ее смерти и получила плохие отзывы, когда была выставлена в помещении Королевской академии в мае 1901 года, но получила высокую оценку, когда позже в том же году была представлена в более подходящей внешней обстановке в Манчестере. [ 12 ] Виктория несколько раз позировала Форду для памятника в Манчестере. По ее просьбе эти этюды легли в основу нескольких портретных бюстов королевы работы Форда из мрамора и бронзы, которые она использовала в качестве подарков. [ 17 ] Последний из них Форд доставил в начале января 1901 года, за несколько недель до ее смерти. [ 12 ] Впоследствии он создал несколько небольших бронзовых копий работы, которая считается чувствительным и сочувственным исследованием пожилой Виктории и последним ее скульптурным подобием, для которого она сидела. [ 12 ] [ 17 ]
Форд был одним из основателей Гильдии работников искусства в 1884 году и стал президентом Гильдии в 1885 году. [ 9 ] Он был избран ассоциированным членом Королевской академии в 1888 году и стал полноправным академиком в 1895 году. [ 18 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Примерно в 1900 году, после длительного периода переутомления и стресса из-за финансовых проблем, у Форда развилась болезнь сердца, но он продолжал работать в прежнем темпе и внезапно умер в своем доме в Сент-Джонс-Вуд 23 декабря 1901 года. [ 4 ] [ 1 ] В некрологе Форда в «Эскизе » от 1 января 1902 года говорится, что он умер от пневмонии, усугубленной слабостью сердца. Однако внезапность его смерти и проблемы с долгами привели к некоторым предположениям о самоубийстве. [ 1 ] У него остались мать, жена, четыре сына и дочь. [ 4 ] Двое его сыновей работали с Фордом в его студии и завершили некоторые из его незавершенных работ, в первую очередь мраморную скульптуру « Сугроб» . [ 6 ] Его солонка из серебра, слоновой кости, мрамора и лазурита , изображающая Святого Георгия и Дракона , была завершена Джоном Сеймуром Лукасом . [ 12 ]
В память Форда был установлен памятник, спроектированный архитектором Дж. У. Симпсоном и созданный бывшим помощником Форда в студии Андреа Карло Луккези в Сент-Джонс-Вуд, недалеко от его дома. Памятник состоит из каменного столба с бронзовой сидящей фигурой в трауре спереди, основанной на статуе Форда «Муза поэзии» , и бюста Форда с венком сзади. [ 13 ] [ 19 ] [ 20 ]
Фонд Генри Мура в Лидсе хранит архив документов и переписки Форда. [ 21 ] В 1905 году Общество изящных искусств провело мемориальную выставку Форда, на которой Музей Виктории и Альберта в Лондоне приобрел незаконченную бронзовую картину под названием «Судьба» . [ 22 ] В нескольких других национальных коллекциях Великобритании хранятся примеры работ Форда, в частности в Тейт , Национальной портретной галерее в Лондоне, Художественной галерее Леди Левер в Мерсисайде и Художественной галерее Уокера в Ливерпуле. [ 3 ] [ 23 ] [ 24 ]
Избранные общественные работы
[ редактировать ]Изображение | Название/тема | Расположение и координаты |
Дата | Тип | Материал | Размеры | Обозначение | Викиданные | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 художников | Бывшее Королевское общество художников в здании акварелистов, Пикадилли , 190–195 , Лондон. | 1881-1883 | 8 бюстов в медальонах | Камень | II степень | [ 6 ] [ 25 ] | |||
Еще изображения |
Роуленд Хилл | Кинг Эдвард-стрит, Лондон | 1881 | Статуя на постаменте | Бронза и гранит | II степень | Q23016273 | [ 6 ] [ 13 ] [ 26 ] | |
Еще изображения |
Уильям Адамс | Национальный музей Кардиффа | 1887 | Бюст | Мрамор | 73,5 см | [ 27 ] | ||
Генерал Чарльз Джордж Гордон | Бромптонские казармы , Чатем | 1890 | Статуя всадника и верблюда на постаменте | Бронза и камень | II степень* | [ 13 ] [ 28 ] | |||
Еще изображения |
Мемориал Кристоферу Марлоу | Театр Марлоу , Монахи, Кентербери | 1891 | Статуя на постаменте с 4 статуэтками | Бронза и камень | II степень | Q19354026 | [ 13 ] [ 29 ] | |
Еще изображения |
Мемориал Перси Биши Шелли | Университетский колледж, Оксфорд | 1892 | Статуя на подиуме с поддерживающими фигурами | Мрамор и бронза | Q4793800 | [ 13 ] [ 16 ] [ 30 ] | ||
Семейная могила Фрешфилдов | Бруквудское кладбище , Суррей | 1892 | Эдикула и могильный покров | Мрамор и бронза | II степень | [ 31 ] | |||
Сэр Уильям Пирс, первый баронет | Гован Роуд, Глазго | 1894 | Статуя на постаменте | Бронза на граните | Оценка Б | Q17812525 | [ 32 ] | ||
Еще изображения |
Хью Роуз, первый барон Стратнэрн | Фоли-Мэнор, Липхук , Хэмпшир | 1895 | Конная статуя на постаменте с панелями | Бронза и портлендский камень | Построен в 1895 году в Лондоне, снят в 1931 году, продан и перенесен в Липхук в 1964 году. [ 6 ] [ 13 ] [ 33 ] | |||
Еще изображения |
Гамильтон Макаллум | Си-Хилл, Пиво, Девон | в. 1896 г. | Табличка с обрамлением сиденья | Бронза и камень | Вторая табличка и барометр сзади [ 34 ] | |||
Ральф Уорд Джексон | Черч-стрит, Хартлпул | 1897 | Статуя на постаменте с мемориальными досками | Бронза и известняк | II степень | Q26542291 | [ 13 ] [ 35 ] | ||
Еще изображения |
Махараджа Лакшмешвар Сингх | BBD Баг , Калькутта | 1898 | Сидящая статуя на постаменте | Мрамор | I степень | Q68455460 | [ 14 ] [ 36 ] | |
Еще изображения |
Томас Генри Хаксли | Музей естественной истории, Лондон | 1900 | Сидящая статуя | Мрамор | [ 37 ] | |||
Генри Фицалан-Говард, 15-й герцог Норфолк | Ратуша Шеффилда | 1900 | Сидящая статуя на постаменте | Мрамор | I степень | Архитектор Эдвард Уильям Маунтфорд [ 38 ] [ 39 ] | |||
Еще изображения |
леди Мэри и сэру Эндрю Кларку Памятник | Кладбище Локсбрук , Бат | 1900 | Саркофаг и основание | Бронза и камень | II степень | [ 40 ] | ||
Еще изображения |
Королева Виктория | Сады Пикадилли , Манчестер | 1901 | Сидящая статуя на постаменте | Бронза и портлендский камень | II степень | Q26539302 | [ 13 ] [ 41 ] | |
Джон Раскин | Уголок поэтов , Вестминстерское аббатство | 1901 | Портретный медальон | Бронза | [ 42 ] | ||||
Адам Седжвик | Седжвикский музей наук о Земле , Кембридж | 1901 | Статуя | [ 43 ] | |||||
Мемориал Джорджу Грею | Склеп собора Святого Павла , Лондон | в. 1901 год | Бюст с бляшкой и панелью | Белый, красный и желтый мрамор | [ 44 ] | ||||
Генерал Чарльз Джордж Гордон | Школа Гордона , Уокинг | 1902 | Статуя всадника и верблюда на постаменте | Бронза и камень | II степень | Отлит в 1902 году и установлен в Хартуме, перенесен в Англию в 1959 году с новым постаментом. [ 13 ] [ 45 ] |
Другие работы
[ редактировать ]- Процессионный крест для церкви Святого Матфея, Шеффилд [ 9 ]
- Воскресение Христово , ок. 1889–1893, собор Сент-Олбанс. [ 9 ]
- Памятник Бенджамину Джоветту , 1897 год, Бэллиол-колледж, Оксфорд. [ 46 ]
- Мраморная кафедра с бронзовыми панелями, ок. 1888, Сент-Мэри-ле-Мор, Уоллингфорд [ 47 ]
- Статуя на постаменте Чамараджендры Вадияра X , махараджи Майсура , 1898 год, Лал Баг , Бангалор [ 14 ] [ 36 ]
- Бронзовая статуя на постаменте Джеймса Дэвидсона Гордона , ок. 1884, Гордон-Парк, Майсур [ 36 ]
- Бронза «Вакханка» на подставке из черного камня, 1899 год, в художественной галерее и коллекции музея Архивов Абердина.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Университет Глазго История искусств / HATII (2011). «Эдвард Онслоу Форд РА» . Картирование практики и профессии скульптуры в Великобритании и Ирландии 1851–1951 гг . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ Университет Глазго История искусств / HATII (2011). «Эдвин Роско Маллинз» . Картирование практики и профессии скульптуры в Великобритании и Ирландии 1851–1951 гг . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с "Судьба" . Музей Виктории и Альберта . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уолтер Армстронг (1912). Ли, Сидни (ред.). Национальный биографический словарь (2-е приложение) . Лондон: Смит, Элдер и Ко. с. 39. . В
- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс Маккей (1977). Словарь западных скульпторов в бронзе . Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 0902028553 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Сьюзан Битти (1983). Новая Скульптура . Центр исследований британского искусства Пола Меллона / Издательство Йельского университета. ISBN 0300033591 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Эдвард Онслоу Форд, «Безумие», выставка 1886 года» . Тейт и др . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джейсон Эдвардс (2013). «Форд и декоративное искусство, выставка «Певец» в 1889 году и «Аплодисменты» Эдварда Онслоу Форда в 1893 году» . Тейт . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Ян Чилверс (2004). Оксфордский словарь искусств . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860476-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джейсон Эдвардс (2013). «Статуэтки, выставка «Певец» 1889 года и «Аплодисменты 1893 года» Эдварда Онслоу Форда» . Тейт . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мартина Дрот, Джейсон Эдвардс и Майкл Хэтт (2014). Скульптура «Победоносец: Искусство в эпоху изобретений, 1837–1901» . Йельский центр британского искусства, издательство Йельского университета. ISBN 9780300208030 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Джо Дарк (1991). Путеводитель по памятникам Англии и Уэльса . Макдональд Иллюстрированный. ISBN 0-356-17609-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Джейсон Эдвардс (2013). «Форд и Империя» . Тейт . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Лоуренс Фредерик Рашбрук Уильямс . Справочник для путешественников в Индии, Пакистане, Бирме и Цейлоне . п. 121.
- ^ Перейти обратно: а б с д Х.В. Янсон (1985). Скульптура девятнадцатого века . Темза и Гудзон.
- ^ Перейти обратно: а б Барбара Пеццини (24 мая 2019 г.). «Классическая красота к выразительной мудрости: меняющийся образ королевы» . Арт Великобритании . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ «Эдвард Онслоу Форд РА (1852–1901)» . Королевская академия . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ «Памятник: Онслоу Форд» . Лондон помнит . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ Историческая Англия . «Памятник Эдварду Онслоу Форду, включая пару эталонов ламп (1066531)» . Список национального наследия Англии . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ «Архивные коллекции Эдварда Онслоу Форда» . Фонд Генри Мура . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ Дайан Билби с Марджори Трастед (2002). Британская скульптура с 1470 по 2000 год. Краткий каталог коллекции Музея Виктории и Альберта . Публикации Виктории и Альберта. ISBN 1851773959 .
- ^ «Поиск в коллекции (Эдвард) Онслоу Форд» . Национальная портретная галерея . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ "Мир" . Национальные музеи Ливерпуля . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Историческая Англия . «Бывший Королевский институт художников в помещениях акварели, ныне являющийся частью дома принца (1265805)» . Список национального наследия Англии . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Историческая Англия . «Статуя Роуленд Хилл (1064655)» . Список национального наследия Англии . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ «Онлайн-коллекция произведений искусства: Уильям Адамс» . Национальный музей Уэльса . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Историческая Англия . «Мемориал генералу Гордону, Бромптонские казармы (1375610)» . Список национального наследия Англии . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Историческая Англия . «Мемориал Кристоферу Марлоу (1085044)» . Список национального наследия Англии . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ Джош Пулл (22 апреля 2005 г.). «Мемориал Шелли весь вымыт» . Червелл . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Историческая Англия . «Семейная могила Фрешфилда (1391038)» . Список национального наследия Англии . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Историческая среда Шотландии . «Рядом с Гован-роуд, 801, перекресток с Берли-стрит, статуя сэра Уильяма Пирса (здание, внесенное в список объектов категории B) (LB33343)» . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Джон Гринакомб (2000), «Зеленая зона Найтсбриджа: Скотч-корнер и шоссе» , Обзор Лондона: том 45: Найтсбридж , Институт исторических исследований , получено 7 сентября 2021 г.
- ^ «Гамильтон МакКаллум (1841–1896)» . Арт Великобритании . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Историческая Англия . «Памятник Ральфу Уорду Джексону, примерно в 34 м к северо-востоку от Крайст-Черч (1250229)» . Список национального наследия Англии . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэри Энн Стегглс и Ричард Барнс (2011). Британская скульптура в Индии: новые взгляды и старые воспоминания . Пограничное издательство. ISBN 9781872914411 .
- ^ «Открытие Мемориала Хаксли» , Nature , 62 (1592): 10–12, 3 мая 1900 г., doi : 10.1038/062010a0 , S2CID 4013805 , получено 7 сентября 2021 г.
- ^ «Ратуша Шеффилда; Статуя 15-го герцога Норфолка» . Галерея Курто . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Историческая Англия . «Ратуша, Шеффилд (1246902)» . Список национального наследия Англии . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Историческая Англия . «Памятник Де Кларку (1395455)» . Список национального наследия Англии . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Историческая Англия . «Памятник королеве Виктории (1246945)» . Список национального наследия Англии . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ «Джон Раскин» . Вестминстерское аббатство . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ «Адам Седжвик (1785–1873)» . Арт Великобритании . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Джейсон Эдвардс, Эми Харрис и Грег Салливан (2021). Памятники собора Святого Павла 1796–1916 гг . Scala Arts & Heritage Publishers Ltd. ISBN 978-1-78551-360-2 .
- ^ Историческая Англия . «Статуя генерала Гордона, Школа Гордона (1424607)» . Список национального наследия Англии . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ «Оксфордский университет, Баллиол-колледж; Памятник Бенджамину Джоветту» . Галерея Курто . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Историческая Англия . «Церковь Святой Марии ле Мор (1182404)» . Список национального наследия Англии . Проверено 10 сентября 2021 г.