Говорит Дисли
Говорит Дисли | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Уильям Чарльз Дисли |
Рожденный | Виннипег , Манитоба , Канада | 27 мая 1931 г.
Умер | 22 марта 2010 г. Лондон , Англия | (78 лет)
Жанры | Джаз |
Род занятий | Гитарист Графический дизайнер |
Инструмент(ы) | Банджо, гитара |
Годы активности | 1950–2000-е годы |
Уильям Чарльз « Диз » Дисли (27 мая 1931 г.) [1] - 22 марта 2010 г.) [2] был англо-канадским джазовым гитаристом и банджоистом . Он наиболее известен своей игрой на акустической джазовой гитаре, на которую сильно повлиял Джанго Рейнхардт , своим вкладом в британский традиционный джаз , скиффл и фолк -сцены в качестве исполнителя и юмориста, а также своим сотрудничеством со скрипачом Стефаном Граппелли .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Уильям Чарльз Дисли родился в семье валлийцев, которые тогда находились за границей по работе, в Виннипеге , Манитоба , Канада. [3] Когда ему было четыре года, его родители вернулись в Лландиссил в Монтгомеришире в Уэльсе, а затем пять лет спустя в Инглтон, Северный Йоркшир , Англия. [4] где его мать работала школьной учительницей. В детстве он научился играть на банджо, но в 15 лет начал заниматься джазовой гитарой, после того как познакомился с игрой Джанго Рейнхардта. [1] Как вспоминал Дисли, летом 1946 года его сосед Норри Гринвуд научил его аккордам «Мисс Аннабель Ли» и «Попробуй немного нежности». [5]
Дисли проявил ранний дар к рисованию. По окончании школы он поступил в Лидсский колледж искусств, колледж, известный своим студенческим музыкальным творчеством, в частности традиционным джазом, и вскоре начал играть в Vernon City Ramblers и Yorkshire Jazz Band. [1] с трубачом Диком Хоудоном и кларнетистом Аланом Купером. [3]
Дисли проходил национальную службу за границей в армии с 1950 по 1953 год, после чего возобновил учебу в Лидсе и начал продавать карикатуры в национальные газеты и периодические издания. [1] В 1953 году он работал в течение летнего сезона в Моркамбе, Ланкашир, в составе комедийной гармонической группы The Godfrey Brothers, все еще играя на банджо. Он переехал в Лондон и присоединился к Мика Маллигана группе с Джорджем Мелли . [6] Мелли описала его как обладателя «бороды и [...] лица сатира, направляющегося на веселую оргию». [6] Он работал с большинством традиционных джазовых коллективов того времени, в том числе с Кеном Колайером , Саем Лори , Сэнди Брауном , Кенни Боллом и Алексом Уэлшем . Он играл на банджо и иногда на гитаре. Его первой любовью оставалась музыка Джанго Рейнхардта, в частности звучание довоенного Quintette du Hot Club de France . В 1958 году он сформировал квинтет, чтобы воспроизвести это звучание, включив в него Дика Пауэлла на скрипке, Дэнни Персфорда и Невила Скримшира на ритм-гитарах, а также ряд контрабасистов, включая Тима Мана. [7]
Поскольку скиффл доминировал в популярной культуре Великобритании, в конце 1950-х и начале 1960-х годов Дисли начал работать гитаристом в ряде скиффл-групп, включая группы Кена Колайера, Лонни Донегана , Боба Корта и Нэнси Виски . [3] и выступал на многочисленных записях. Вместе с Айком Айзексом он Кена Сикоры на выступал в гитарном клубе несколько лет радио BBC и был признан вторым лучшим (1960) и лучшим (1961) британским джазовым гитаристом в джазовых опросах UK Melody Maker . [8]
В январе 1963 года британский музыкальный журнал NME сообщил, что крупнейшее мероприятие в области традиционного джаза, проводившееся в Великобритании, состоялось в Александра Палас . В мероприятии приняли участие Джордж Мелли, Алекс Уэлш, Акер Билк , Крис Барбер , Кенни Болл, Кен Колайер, Монти Саншайн , Боб Уоллис , Брюс Тернер , Мик Маллиган и Дисли. [9] В том же году Диз сыграл дирижера в Харрисона Маркса фарсовой комедии «Трубочист» (1963) с Памелой Грин в главной роли .
Артист фольклорного клуба и юморист
[ редактировать ]В начале-середине 1960-х годов бум «трэда» и скиффла подходил к концу, и Дисли перешел на зарождающуюся сцену фолк-клубов , развивая новую личность артиста / музыкального комика, выступающего на основе песен традиционного джаза и джаза. британский мюзик-холл и другие юмористические частушки в сопровождении легко покачивающейся гитары, монологи в манере Стэнли Холлоуэя (особенно написанные Марриоттом Эдгаром ), подшучивание над публикой и ряд однострочных шуток в манере У. К. Филдса и Граучо Маркс , всегда находивший место в конце вечера для каких-нибудь гитарных инструментальных партий в стиле горячего клуба , часто с помощью какого-нибудь ничего не подозревающего второго гитариста, приглашенного из зала. Он также работал на BBC в качестве конферансье на ряде шоу, в том числе на представлении The Beatles на их первом концерте в Лондоне. [10] Будучи, возможно, самым компетентным на тот момент исполнителем «фолк-мира» в области джазового гитарного аккомпанемента, он сотрудничал со скрипачом Дэйвом Сворбриком над несколькими мелодиями в стиле рэгтайм для альбома Дэйва Сворбрика 1967 года Rags, Reels & Airs вместе с певцом-гитаристом Мартином Карти . на более фольклорном материале. Дисли также аккомпанировал на гитаре Майку Абсалому на альбоме последнего 1968 года Save the Last Gherkin for Me . [11] К 1970-м годам он был одним из самых активных артистов фолк-сцены и оплотом фольклорных фестивалей как музыкант и конферансье.
Назад к джазу со Стефаном Граппелли
[ редактировать ]В 1973 году он оказал влияние на убеждение скрипача Quintette du Hot Club de France Стефана Граппелли вернуться к публичным выступлениям, используя полностью струнный акустический состав, воссоздавая дух квинтета для нового поколения слушателей. [1] До этого Граппелли несколько лет играл «коктейль-джаз» в парижском отеле. После пары «разогревочных» концертов в небольших фолк-клубах они выступили вместе и встретили неожиданно теплый прием на Кембриджском фолк-фестивале 1973 года с Денни Райтом на второй акустической гитаре. [1] Это положило начало сотрудничеству Граппелли и трио Диз Дисли, иногда называемого The Hot Club of London, с турами по Австралии, Европе и Соединенным Штатам. [1] Карл Даллас сообщил, что Дисли «в одиночку возродил интерес к музыке Стефана Граппелли, что привело его в Карнеги-холл , Австралию и Новую Зеландию» (последний в сентябре 1974 года). «...в ночь, когда он закрылся в « Палладиуме» , он пошел в «Трубадур» , куда позже тем же вечером его пригласили исполнить свой идиотский и беспощадный акт в фолк-клубе, продолжая традицию, которую он выстроил за последние 20 лет. проницательная смесь музыкального блеска и вокального безумия». [12] В составе произошло несколько изменений: Айк Айзекс, Луи Стюарт и Джон Этеридж поочередно исполняли обязанности второго гитариста. Трио Дисли сопровождало Граппелли еще пять лет, пока Дисли не был вынужден сделать перерыв в 1979 году после того, как сломал запястье, когда его сбил мотоцикл в Лондоне. Его заменой стал молодой Мартин Тейлор , который десять лет гастролировал с Граппелли. В течение этого периода Дисли продолжал выступать в фолк-клубах и на фестивалях в качестве сольного исполнителя, а также был наставником молодого Криса Ньюмана , который сделал себе имя в области свинг-джаза, игры на гитаре и кельтской фолк-гитары.
пригласил Граппелли, Дисли и других В 1978 году Дэвид Грисман написать музыку к фильму «Король цыган» . Граппелли и Дисли исполняли роли цыганских музыкантов и были одеты соответственно этому случаю, но саундтрек к фильму так и не был выпущен.
Дисли вернулся к Граппелли в 1981–1982 годах, посетив США, в результате чего части двух выступлений были сняты на пленку, позже выпущенную как «Стефан Граппелли - Концерт в Сан-Франциско» , хотя вскоре после этого пути двух музыкантов расстались, на этот раз навсегда. Во время второго концертного выступления (снятого в Great American Music Hall) к Граппелли и трио присоединились на бис Дэвид Грисман, Дэрол Энгер , Майк Маршалл и Роб Вассерман для исполнения «Sweet Georgia Brown».
После Граппелли
[ редактировать ]В начале 1980-х годов Дисли заключил рабочее партнерство с вундеркиндом цыганского джаза и гитары Бирели Лагреном , с которым он снова гастролировал по миру, включая ответный визит в Карнеги-холл. [13]
В 1984 году Дисли сыграл важную роль в формировании клубного квинтета для Найджела Кеннеди , который начал исследовать другие музыкальные стили. Музыкантами Кеннеди были Джефф Грин, Ян Крукшанк, Нильс Сольберг (гитары) и Дэйв Этеридж (бас), которые играли с Дисли и Денни Райтом в их туре 1973 года с Граппелли. В 1986 году Дисли сформировал струнный квинтет Сохо с Джонни Ван Дерриком (скрипка), Нильсом Сольбергом, Джеффом Грином и Дэвидом Этериджем. Zing Went the Strings был выпущен лейблом Waterfront Records .
В 1990-е годы, в течение нескольких лет, проведенных в Лос-Анджелесе, Дисли записывался с блюзовым саксофонистом Биг Джеем Макнили и кантри-рокабилли-музыкантом Рэем Кампи . Он написал несколько портретов джазовых музыкантов, в том числе Иллинойса Жаке , в стиле кубистов . В 2000-х годах он жил в Испании, где купил землю с заявленным намерением построить поле для гольфа. Между поездками в Великобританию он управлял там джаз-баром для продолжения выступлений.
В начале 2010 года здоровье Дисли ухудшилось, и 2 февраля он был госпитализирован в Королевскую бесплатную больницу в Хэмпстеде, Англия. Он умер 21 марта 2010 года. [2]
Гитарный стиль
[ редактировать ]Стиль Дисли часто сравнивали со стилем Джанго Рейнхардта, особенно соло на одной струне. Но на него также повлияли такие музыканты, играющие в стиле плектра, как Эдди Лэнг , Лонни Джонсон и Тедди Банн . [14] В начале своей карьеры Дисли разработал стиль аккомпанемента, который включал в себя сложные и тонкие джазовые гармонии, возможность играть в любой тональности в любом месте инструмента, включая традиционно «недружественные для гитары» клавиши, такие как си-бемоль и ми-бемоль. выбор множества альтернативных вариантов звучания для любого аккорда, а также включение движущихся фигур в басовую линию и внутренние ноты аккордов. [15] Хотя большая часть игр Дисли в этом отношении остается недокументированной со времен его фолк-клубных лет, за исключением нескольких любительских записей, два трека на альбоме Дэйва Сварбрика Rags, Reels & Airs свидетельствуют о его свинговом аккомпанементе.
Гораздо лучше документированы годы сотрудничества Дисли с Граппелли. Его ритм-игра отличается легкостью и энергичностью, порождаемыми его техникой правой руки при использовании инструментов в стиле Сельмера/Маккаферри, известных своей проекцией и ярким открытым тоном, а также выбором соответствующих аккордов. Его вклад наиболее легко различим в сольных вступлениях к определенным свинговым мелодиям и в соло на акустической гитаре, сопровождаемом другой ритм-гитарой и контрабасом.
Анекдоты и личные воспоминания
[ редактировать ]Дисли был во многом единичным «персонажем», и его запомнили своими чертами характера и эксцентричностью. [16] [17] [18] Авторы рассказывают о его хаотичной жизни. У него была возможность зарабатывать большие суммы денег, а затем оставаться совершенно без гроша в кармане. Он ездил и спал в катафалке «Роллс-Ройс» с мешком моркови и соковыжималкой, полагая, что морковный сок компенсирует действие алкоголя. Он пришел в клуб и обнаружил, что неправильно определил неделю своего выступления. Он часто приходил в фолк-клубы без гитары, одалживая ее у публики, и играл на ней, совершенно не подверженный влиянию каких-либо инструментальных недостатков. К большинству людей, которых он встречал, он обращался как «Дорогой мальчик». Его наиболее частыми просьбами были аванс в счет гонорара или обналичивание чека с той же целью, что на сленге он называл «сосискай меня, Грегори»: колбаса и пюре вместо «наличные», Грегори Пек — «чек». . Дэвид «Брилло» Этеридж (контрабас) и Крис Ньюман (гитара) высоко оценили его наставничество и обмен музыкальными знаниями на этапах становления их карьеры. [19]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- У Белого Медведя (Джазология, 1985)
- Диз Дисли и его струнный квинтет (Озеро, 2011)
Как помощник
[ редактировать ]- В клубе 100 , Джонни Паркер (2000)
- Джаз-клуб BBC Vol. 7 (2001)
- Запечатленные моменты (2001)
- Рождество с Колайером (2003)
- Вдохновение скрипки (1975)
- Возвращение к тигровой тряпке (1977) [20]
- Вживую в Карнеги-холле (1983)
- Оттенки Джанго (1990)
- Живите в Сан-Франциско (2000)
- Концерт на Кембриджском фольклорном фестивале (2000)
- Концерт в Фестивальном зале Корби (2003)
С другими
- На BBC 1957–1962: Воздушные выстрелы , Кенни Болл (2000)
- Как старомодный вальс , Сэнди Денни (Остров, 1974)
- Немного душевной боли , Рози Флорес и Рэй Кампи (Арбуз, 1997)
- Легенда джаза: сквозь 1930–1998 годы , Нат Гонелла (Avid, 1998)
- DGQ-20 , Дэвид Грисман (Acoustic Disc, 1996)
- На балу джаз-бэнда, том 3 , Хамфри Литтелтон (2001)
- Последний из блюзовых крикунов , Большой Миллер и блюзовая машина (1992)
- Rags, Reels & Airs , Дэйв Сворбрик (1967)
Фильмография
[ редактировать ]- Различные отрывки из телевизионных и концертных выступлений, включенные в DVD: Стефан Граппелли: Жизнь в веке джаза , Музыка на Земле, MoE 001, 2002 (набор из 2 DVD)
- Стефан Граппелли Концерт в Сан-Франциско - записи живого концерта 1982 года с Дизом Дисли и Мартином Тейлором (гитары), Джеком Сьюингом (контрабас) - DVD, Storyville Films 26072, 2007
- Струнный квинтет Диза Дисли в Сохо: Sweet Georgia Brown - Anglia TV, сентябрь 1986 г. (из промо-тура альбома "Zing Went The Strings")
- Струнный квинтет Диза Дисли в Сохо: Roses of Picardy - Anglia TV, сентябрь 1986 г. (из промо-тура альбома "Zing Went The Strings")
- Струнный квинтет Диза Дисли в Сохо: Sweet Georgia Brown - Anglia TV, сентябрь 1986 г. (из промо-тура альбома "Zing Went The Strings")
Другие заснятые спектакли, судя по всему, существуют (информация из [21] ):
- Стефан Граппелли, скрипка; Диз Дисли и Мартин Тейлор, гитары: «Rhythm On 2», Грейт-Малверн, Великобритания, BBC2
- Стефан Граппелли, скрипка; Диз Дисли и Мартин Тейлор, гитары; Джулиан Ллойд Уэббер , виолончель: «Rhythm On 2», Эдинбург, Великобритания, BBC2
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . стр. 121/2. ISBN 0-85112-580-8 .
- ^ Jump up to: а б «Некролог Диза Дисли» . Хранитель . 15 апреля 2010 года . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Вашер, Питер (15 апреля 2010 г.). «Некролог Диза Дисли» . Хранитель . Проверено 10 июля 2018 г.
- ^ «Дисли, Диз: На самом деле Уильям Чарльз» . Энциклопедия.com . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Норри Гринвуда и The Craven Hot Club Д. Дисли, в примечаниях к компакт-диску Sweet and Swinging (G8INA-CD003, 1999)
- ^ Jump up to: а б The Times Некролог , 3 апреля 2010 г., по состоянию на 7 апреля 2010 г.
- ^ «Диз Дисли и его струнный квинтет» . Musicweb-international.com . Проверено 14 марта 2016 г.
- ^ "Джазовые опросы The Melody Maker 1960-1974" . Iancarrsnucleus.webs.com . Архивировано из оригинала 23 июля 2017 года . Проверено 14 марта 2016 г.
- ^ Тоблер, Джон (1992). Годы рок-н-ролла NME (1-е изд.). Лондон: Reed International Books. п. 116. CN 5585.
- ^ Кейт Вудс (2010). « Лесные сказки, выпуск № 56» (PDF) . Tftw.org.uk. Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ « Музыкальный магазин Майка Абсалома » . Mikeabsalom.com . Проверено 9 февраля 2012 года .
- ^ Карл Даллас, Melody Maker , 27 июля 1974 г., «Дисли - все еще кричит»
- ↑ Daily Telegraph Некролог , 12 апреля 2010 г., по состоянию на 13 апреля 2010 г.
- ^ Глава Маккензи, стр. 159
- ^ «Ретроспектива Диза Дисли» . Mudcat.org . 22 марта 2010 г. Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ Майк Хардинг. «Фолк: Вспоминая Диза Дисли» . Би-би-си . Проверено 14 марта 2016 г.
- ^ «Диз Дисли — здоровье — умер 22 марта 2010 года» . Mudcat.org . 23 марта 2010 г. Проверено 18 марта 2016 г.
- ^ «Некролог: Диз Дисли — 22 марта 2010» . Mudcat.org . 22 марта 2010 г. Проверено 14 марта 2016 г.
- ^ "Диз Дисли | Gypsy Jazz UK" . Gypsyjazzuk.wordpress.com . 13 октября 2014 г. Проверено 14 марта 2016 г.
- ^ (Филипс 9286 893)
- ^ "Дискография Мартина Тейлора - Видео" . Gould68.freeserve.co.uk . Архивировано из оригинала 29 марта 2012 года . Проверено 14 марта 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бальмер, П. Стефан Граппелли: Жизнь в джазе. Книги Бобкэт, 2008 г. ISBN 9781847725769 , особенно глава 20: «А вот пришел Диз» . посмотреть в Google Книгах
- Бин, JP. Пение с пола: история британских фольклорных клубов. Фабер и Фабер, 2014 г. ISBN 0571305466 просмотреть в Google Книгах
- Чилтон, Дж. Дисли, «Диз» (Уильям Чарльз) . Биографическая запись в журнале Who's Who of British Jazz: 2nd Edition . Блумсбери, 2004 г. ISBN 0826423892 просмотреть в Google Книгах
- Фэйрвезер, Д. Дисли, Диз (Уильям Чарльз). Биографическая запись в Карре, И.; Фэйрвезер, Д., Пристли, Б.: Джаз: незаменимый спутник. Паладин, 1988 г. ISBN 0586085300 просмотреть в Google Книгах
- Маккензи, А. Наследие Джанго . Ч. 22 в Александре, К. (Ред.): Мастера джазовой гитары: история игроков и их музыки . Книги Балафона, 1999 г. ISBN 9780879307288 просмотреть в Google Книгах
- Макдевитт, К. Скиффл: Полная внутренняя история. Книги Робсона, 1997 г. ISBN 1861051409 просмотреть в Google Книгах
- Смит, Дж. Стефан Граппелли: биография. Павильон книг, 1987 г. ISBN 1851450122 (раздел с Дизом: стр. 153–177) просмотреть в Google Книгах.
- Вудс, К. Лесные истории, выпуск №. 56, 2010 г. (включая благодарность Диза Дисли на стр. 3–5) версия в формате pdf
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница Диза Дисли на PATRUS53.com
- 1931 рождений
- 2010 смертей
- Британские музыканты 20-го века
- Канадские гитаристы 20-го века
- Канадские гитаристы XXI века
- Выпускники Университета искусств Лидса
- Канадские джазовые гитаристы
- Канадские гитаристы-мужчины
- английские джазовые гитаристы
- Английские гитаристы-мужчины
- Музыканты из Виннипега
- Британские музыканты-мужчины 20-го века
- Британские музыканты-мужчины XXI века
- Канадские джазовые музыканты мужского пола