Зимний велодром
велодром Зимний ( Французское произношение: [velɔdʁɔm divɛʁ] — Зимний велодром ), в просторечии Vel’ d’Hiv’ — крытый велосипедный трек и стадион ( велодром ) на улице Нелатон, недалеко от Эйфелевой башни в Париже. Помимо велотрека , он использовался для хоккея , баскетбола , борьбы , бокса , катания на роликах , цирков , корриды, зрелищ и демонстраций. Это была первая постоянная крытая трасса во Франции, и это название сохранилось за другими крытыми трассами, построенными впоследствии.
В июле 1942 года французская полиция, действуя по приказу немецких властей в оккупированном Париже , использовала велодром для задержания тысяч евреев и других людей, ставших жертвами массовых арестов . Евреев держали на велодроме, а затем перевезли в концентрационный лагерь в пригороде Парижа Дранси , а затем в лагерь смерти в Освенциме . Инцидент стал известен как « Вель д'Ив' Сводка новостей » ( Rafle du Vel' d'Hiv' ).
Происхождение
[ редактировать ]Оригинальный трек располагался в Зале машин, здании, которое использовалось для промышленной экспозиции Всемирной выставки , завершившейся в 1900 году. После выставки здание пустовало.
В 1902 году Зал машин осмотрел Анри Дегранж , который в следующем году открыл Тур де Франс от имени газеты L'Auto , которую он редактировал . С ним были Виктор Годде, казначей газеты, инженер Дюран и архитектор Гастон Ламберт. Именно Ламберт заявил, что может превратить зал в спортивную арену с трассой длиной 333 метра и шириной восемь метров. [ 1 ] Он закончил его за 20 дней.
На первом собрании, состоявшемся 20 декабря 1903 года, присутствовало 20 000 человек. Они заплатили семь франков за лучший вид и один франк за то, чтобы вообще ничего не увидеть. Сиденья были примитивными, отопления не было. Первым соревнованием была не велогонка, а соревнование по ходьбе на 250 метров. Первыми соревнованиями по велоспорту были гонки на идущих мотоциклах . Только одному гонщику - Сиссаку - удалось преодолеть 16 км (10 миль), остальные разбились на непривычной крутизне наклона трассы.
Смена названия и трека
[ редактировать ]В 1909 году Зал машин был вынесен на снос, чтобы улучшить вид на Эйфелеву башню. Дегранж переехал в другое здание неподалеку, на углу бульвара Гренель и улицы Нелатон. Место проведения было названо Велодром д'Ивер. [ 2 ] Новая трасса, также спроектированная Ламбертом, имела длину 253,16 м в основании и ровно 250 м на трассе, по которой ездили моторизованные гонщики (считающиеся звездами дня). Ламберт построил два яруса сидений, которые возвышались над откосами, настолько крутыми для того времени, что их считали похожими на скалы. В центре трассы Ламберт построил роликовый каток площадью 2700 квадратных метров. Он осветил всю территорию 1253 подвесными лампами. [ 1 ]
В центре трассы на велосипедных соревнованиях могло собираться так много зрителей, что они напоминали пассажиров парижского метро в час пик. [ 3 ] Более богатые и знающие зрители покупали места сбоку от трассы, а остальные толпились на верхнем балконе, с которого трасса выглядела далекой чашей. Соперничество между теми, кто находился в верхнем ряду, и теми, кто находился ниже, росло до такой степени, что те, кто находился сверху, иногда бросали сосиски, булочки и даже бутылки в тех, кто находился внизу, или, если они могли бросить так далеко, на дорожку. Менеджерам зала пришлось установить сеть для улавливания более крупных ракет. [ 3 ]
Шестидневный
[ редактировать ]Шестидневные велогонки зародились в Лондоне в 19 веке, но стали по-настоящему популярными после того, как стали гонками не для индивидуальных гонок, а для команд из двух человек. Новая формула была создана в Америке в Мэдисон Сквер Гарден . Он стал известен на английском языке как Мэдисон и на французском языке как l'américaine . Первая такая шестидневная гонка на Вель д'Ив стартовала 13 января 1913 года. [ 1 ]
В число гонщиков входили Тур де Франс победители Луи Трусселье и Октав Лапис, а также другие выдающиеся гонщики, такие как Эмиль Жорже . Гонка началась в 18:00, и к 21:00 все 20 000 мест были проданы. Среди наблюдавших был миллионер Анри де Ротшильд , предложивший приз в 600 франков , и танцовщик Мистингетт , предложивший 100 франков. [ 1 ] Победителями стали Гуле и Фоглер, американо-австралийская пара.
Франко-американский писатель Рене де Латур сказал: «Я знал время, когда попасть в Вель д'Ив во время шестидневного забега считалось настоящим подвигом. Вокруг квартала стояла конная полиция, шлагбаумы были воздвигнуты где-то далеко от здания, и если у вас не было билета или пропуска, вас не пустили даже близко к этому месту. Вы можете догадаться, что разочарованные фанаты часто устраивали почти беспорядки». [ 4 ]
В 1926 году возникла традиция выбирать Королеву Шести, в обязанности которой входило начало гонки. Среди них были Эдит Пиаф , Анни Корди и аккордеонистка Иветт Хорнер , которая также играла с крыши автомобиля перед Тур де Франс .
Скачки на Вель д'Ив иногда подвергались сомнению в их подлинности. Хотя зрелище собирало большие и даже вместительные толпы, ходили слухи, что лучшие гонщики контролировали гонку. Французский журналист Пьер Шани писал:
Было много разговоров об относительной честности результатов, и журналисты иногда задавались вопросом, какое значение следует придавать победам в этих шестидневных гонках. Было известно, что лучшие игроки объединялись между собой, чтобы сражаться с другими командами и заполучить самые большие призы, которые затем делили между собой. Эта коалиция, жестоко прозванная «Голубым поездом» [в честь роскошного железнодорожного сообщения, покровительствуемого богатыми], устанавливала свои правила, а иногда даже время гонки и продолжительность периодов отдыха. В определенные дни небольшие группы сопротивлялись, но, как правило, закон принадлежал к узникам, лучше оснащенным физически и часто лучше организованным. [ 3 ]
Летние Олимпийские игры 1924 года
[ редактировать ]Во время летних Олимпийских игр 1924 года на велодроме проводились соревнования по боксу , фехтованию , тяжелой атлетике и борьбе . [ 5 ]
Эрнест Хемингуэй
[ редактировать ]Американский писатель Эрнест Хемингуэй был постоянным поклонником шестидневных и других скачек на Вель д'Ив, пока жил в Париже. Он написал:
Я начал много рассказов о велосипедных гонках, но никогда не писал ни одного настолько же хорошего, как гонки как на крытых, так и на открытых трассах, а также на дорогах. Но я получу Иверский велодром с дымчатым дневным светом, деревянной трассой с высокими уклонами и жужжанием шин по дереву, когда гонщики проезжают мимо, усилиями и тактикой, когда гонщики поднимаются и ныряют, каждый часть своей машины. ... Я должен описать странный мир шестидневных гонок и чудеса шоссейных гонок в горах. Французский — единственный язык, на котором он когда-либо был написан правильно, и все термины французские, и именно это затрудняет его написание. [ 6 ]
Бокс
[ редактировать ]Бокс начался на Вель д'Ив после встречи американца Джеффа Диксона и Анри Дегранжа, главного владельца и ведущего промоутера трассы. Диксон прибыл во Францию из Миссури в 1917 году в качестве «Сэмми». Сэмми, названные в честь владельца Metro-Goldwyn-Mayer , были операторами, посланными из США снимать американских солдат во время Первой мировой войны. [ 1 ]
Диксон остался во Франции после войны и начал продвигать бокс в районе Ваграм в Париже. Он и Дегранж сошлись, и оба согласились, что он должен организовать первый турнир по боксу в Вель д'Ив в 1929 году. В главном матче Милу Пладнер сразился с Фрэнки Хенаро , в результате чего он собрал 920 110 франков.
Борьба
[ редактировать ]Профессиональная борьба во Франции была возобновлена в стиле «поймай как улов» (переименованном из «Lutte» в « Catch ») на Вель д'Ив в 1933 году Французской федерацией профессионального лова (FFCP), совместно с основана бывшим чемпионом мира в супертяжелом весе Анри Дегланом и французским регбистом Раулем Паоли . [ 7 ]
Львиная охота и другие зрелища
[ редактировать ]Диксон присоединился к руководству Vel' d'Hiv'. В 1931 году он отремонтировал здание, чтобы его можно было использовать в других целях в центре велосипедной дорожки: убрал несколько столбов, закрывавших обзор некоторым зрителям, занял роликовый каток, проложил ледовый каток размером 60 на 30 м и построили накрытие для катка, чтобы его можно было использовать для других занятий. Здание было переименовано во «Дворец спорта Гренель», хотя его прежнее название осталось в использовании. [ 8 ] При Диксоне Вель д'Ив стал домом для хоккейной команды Франсэ Волант. На катке также проходили шоу Сони Хени в 1953 и 1955 годах и «Холидей на льду» (1950–1958 годы).
Его самым впечатляющим предприятием стал его величайший и самый дорогой провал. Диксон узнал из газеты Paris-Midi Шнайдера , что цирк в Неаполе выставил на аукцион 100 львов. Диксон купил животных в тот же день вместе с клетками и трейлерами за 80 000 франков. Он построил декорации, приобрел двух больных верблюдов, брошенных цирком в Мезон-Альфоре, нанял пожирателей огня и нанял 20 актеров, которые переоделись африканскими исследователями — и все это для постановки спектакля под названием «Охота на львов».
Однако львы прибыли из Неаполя уставшими и вялыми. Диксон заверил журналистов, что им нужна только еда, и начал импортировать трупы животных с местных скотобойнь. Дела не улучшились. В первый вечер представления все 100 львов были выпущены на арену, но не проявили никаких признаков волнения, а тем более свирепости. Диксон приказал своим «исследователям» выстрелить в воздух, чтобы разбудить их. Воздух стал горьким от паров кордита, но львы лишь гуляли и мочились на пейзаже. Убедившись, что животные безобидны, рабочие сцены начали их избивать, при этом дети начали плакать, а родители выкрикивали гневные протесты. Организаторы вывели животных и перешли к следующему акту шоу. Дела пошли немного лучше. Верблюды отказывались идти в ряд, как в караване по пустыне. А их сопровождающие, безработные чернокожие люди, набранные с улиц, ковыляли в песке под своей непривычной сценической одеждой. Показ шоу был прекращен.
У Диксона теперь было два верблюда и 100 львов, которые ему больше не были нужны. Помощник привязал верблюдов к машине, отвел их к Сене и бросил. Там их и нашла полиция. В конце концов Диксон сдал верблюдов и львов в аренду другому цирку за 10 000 франков в неделю, но цирк потерпел неудачу и Диксона вызвали забрать своих животных. К этому моменту его также преследовало Общество защиты животных за жестокость, связанную с отказом от верблюдов. В конце концов животных отправили в зоопарк недалеко от Гамбурга .
Предприятие закончилось потерей Вель д'Ив 700 000 франков. [ 1 ]
Диксон вернулся в Америку в 1939 году. [ 1 ] и погиб, когда его бомбардировщик был сбит в Сен-Андре-де-л'Эр 14 июля, в национальный день Франции, в 1943 году. Он похоронен на американском кладбище в Омаха-Бич к западу от Кана , под третьим крестом на фасаде. ряд. [ 9 ]
Другие очки
[ редактировать ]- Рождение города было организовано Жаном-Ришаром Блохом 18 октября 1937 года в рамках Международной выставки искусств и технологий в современной жизни . [ 10 ]
- Иверский велодром также был местом проведения 1951 года чемпионата Европы по баскетболу . [ 11 ]
Обзор Вель д'Ив
[ редактировать ]Вель д'Ив был доступен для аренды любому желающему. Среди тех, кто согласился, был Жак Дорио , возглавлявший крупнейшую фашистскую партию Франции, PPF . Именно в Вель д'Ив, среди других мест, Дорио своим приветствием в духе Гитлера побудил толпу присоединиться к его делу.
В 1940 году немцы вторглись во Францию и оккупировали ее северную половину , включая Париж. 7 июня 1942 года они завершили план операции Vent printanier («Операция Весенний бриз») по аресту 28 000 евреев с использованием 9 000 французских полицейских. Аресты начались рано утром 16 июля и завершились на следующий день. Среди тех, кто помогал в облаве, было 3400 молодых членов PPF Дорио. [ 1 ]
Нуждаясь в месте для содержания задержанных, немцы потребовали ключи от Вель д'Ив у его владельца Жака Годде , который сменил своего отца Виктора и Анри Дегранжа. Обстоятельства, при которых Годде сдал ключи, остаются загадкой, и этот эпизод занимает всего несколько строк в его автобиографии. [ 9 ]
У «Вель д'Ив» была стеклянная крыша, выкрашенная в темно-синий цвет, чтобы не привлекать штурманов бомбардировщиков. Крыша из темного стекла в сочетании с завинченными в целях безопасности окнами повышала температуру внутри конструкции. Там содержалось 13 152 человека. [ 12 ] не было туалетов; из 10 имеющихся пять были запечатаны, потому что их окна открывали выход, а остальные были заблокированы. [ 13 ] Арестованных евреев держали там пять дней, и им разрешили войти только воду и еду, которые приносили квакеры , Красный Крест и немногие врачи и медсестры.
Арестованных отправили в лагерь для интернированных в недостроенных многоэтажках в Дранси , а затем в лагерь смерти в Освенциме . Выжили только 400 человек.
Послевоенная встреча на трассе
[ редактировать ]Энтузиаст Джон Олтон описал трассу в первые годы после войны. Он посетил Париж в рамках тура, организованного для английских школьников, ночевавших в палатках на территории лицея . Он был единственным, кто хотел увидеть Иверский велодром. Он написал:
- Я отправился на своем Raleigh Sports. ... Я приехал воодушевленный и полный предвкушения, но радость моя была недолгой, все двери были заперты и заперты, и не было никаких признаков жизни. Без предупреждения боковая дверь распахнулась, и из мрака на солнечный свет вылетел невысокий, могучего телосложения мужчина. Там, где должна была быть его правая рука, висел развевающийся пустой рукав. Он обрушил на меня тираду по-французски, прежде чем шагнуть обратно внутрь и хлопнуть дверью. Я еще раз резко пнул дверь и крикнул по-английски, что все, что я хочу, это увидеть знаменитый трек. Дверь медленно открылась, и однорукий мужчина вышел наружу, но на этот раз широкая улыбка осветила его ранее сердитое лицо. « Anglais? » — сказал он, как будто произнося какой-то особый пароль. Он говорил на ломаном английском. Знал ли я «Уэмбли» ? Он проехал там шестидневный лондонский тур? Он обнял меня за плечо здоровой рукой и повел меня и моего Рэли на стадион.
- Старая трасса выглядела изношенной. Повсюду была пыль, и лучи солнечного света, проникавшие в грязно-голубые световые люки, выхватывали танцующие в воздухе частицы. Я подошел к банковскому отделению и коснулся досок, которые видели столько драмы. Внезапно и без всякого объяснения меня охватило чувство страха и отвращения; Я схватил велосипед и побежал так быстро, как только мог, во внешний мир. Дверь сначала не открывалась, но панический рывок освободил ее, и я выбежал в зной парижского дня и поехал на велосипеде, не заботясь о том, в каком направлении, лишь бы я мог уйти от Велодрома д'Ивер. [ 14 ]
Заключительные события
[ редактировать ]Последняя шестидневная гонка на Вель д'Ив стартовала 7 ноября 1958 года. Звездами были Роже Ривьер , Жак Анкетиль , Фаусто Коппи и Андре Дарригад . В гонке участвовали команды из трех человек. Ривьеру пришлось отказаться от участия после аварии с Анкетилем в первые часы; 12 ноября Дарригейд выиграл самый крупный главный или промежуточный приз, когда-либо предлагавшийся на ипподроме: один миллион франков. Абсолютными победителями стали Анкетиль и его партнеры Дарригейд и Терруцци. Здание обветшало, грязное и пыльное, во время дождя оно протекало. Электрические кабели висели петлями. [ 1 ]
Последняя ночь в Вель д'Ив состоялась 12 мая 1959 года с участием художника Сальвадора Дали . Среди его сценического реквизита была модель Эйфелевой башни, которую он взорвал, чтобы символизировать конец выставочного зала, в котором он стоял. [ 1 ] В 1959 году пожар уничтожил часть Иверского велодрома, а остальная часть конструкции была снесена. Сейчас на этом месте стоят жилой дом и здание Министерства внутренних дел.
Извинения правительства
[ редактировать ]На протяжении десятилетий французское правительство отказывалось приносить извинения за роль французских полицейских в облаве или за любое другое соучастие государства. Утверждалось (де Голль и другие), что Французская республика была распущена, когда Филипп Петен основал новое французское государство во время войны, и что республика была восстановлена после окончания войны. Следовательно, республика не должна была извиняться за события, которые произошли, пока ее не существовало, и которые были осуществлены государством, которое она не признавала. Например, бывший президент Франсуа Миттеран эту позицию придерживался . Это утверждение было недавно повторено Марин Ле Пен , лидером Партии Национального фронта , во время избирательной кампании 2017 года. [ 15 ] [ 16 ]
16 июля 1995 года президент Жак Ширак заявил, что Франции пора взглянуть в лицо своему прошлому, и признал роль, которую государство сыграло в преследовании евреев и других жертв немецкой оккупации. [ 15 ] Ответственными за облаву, по словам Ширака, были « 450 полицейских и французских жандармов, находящихся под руководством своих лидеров, [которые] подчинились требованиям нацистов). [ 17 ]
В ознаменование 70-летия облавы президент Франсуа Олланд 22 июля 2012 года произнес речь у памятника облаве в Вель-д'Ив. Президент признал, что это событие было преступлением, совершенным «во Франции, Францией» и подчеркнул, что депортации, в которых участвовала французская полиция, были преступлениями, совершенными против французских ценностей, принципов и идеалов. Он продолжил свою речь, отметив, что Республика будет подавлять антисемитизм «с величайшей решимостью». [ 18 ]
Первое официальное признание того, что французское государство было соучастником депортации 76 000 евреев во время Второй мировой войны, было сделано в 1995 году президентом Жаком Шираком на месте Иверского велодрома, где 13 000 евреев были собраны для депортации в лагеря смерти. в июле 1942 года. « La France, ce jour-là, accomplissait l'irréparable. Manquant à sa parole, elle livrait ses protégés à leurs bourreaux », — сказал он («Франция в тот день [16 июля 1942 года] совершила непоправимое . Нарушив свое слово, оно передало палачам тех, кто находился под его защитой»). « La folie criminel de l’occupant a été Secondée par des Français, par l’Etat français» («Преступное безумие оккупантов было поддержано французами, французским государством»). [ 19 ] [ 20 ] [ 17 ]
16 июля 2017 года, также на церемонии в Вель д'Ив, президент Эммануэль Макрон осудил исторический ревизионизм, отрицающий ответственность Франции за облаву 1942 года и последующую депортацию 13 000 евреев. «Это действительно Франция организовала это», — настаивал Макрон, поскольку французская полиция сотрудничала с нацистами. По его словам, «ни один немец» не принимал непосредственного участия, кроме французской полиции, сотрудничающей с нацистами. Макрон был даже более конкретен, чем Ширак, заявив, что правительство во время войны определенно принадлежало Франции. «Удобно рассматривать режим Виши как рожденный из небытия и вернувшийся в небытие. Да, это удобно, но это неверно. Мы не можем строить гордость на лжи», — сказал он. [ 21 ] [ 22 ] Макрон тонко сослался на замечание Ширака, когда добавил: «Я говорю это еще раз. Действительно, именно Франция организовала облаву, депортацию и, таким образом, почти для всех, смерть». [ 23 ] [ 24 ]
Мемориальная доска, обозначающая Rafle du Vel' d'Hiv, была установлена на здании трассы после войны и перенесена на бульвар де Гренель, 8 в 1959 году. [ 25 ] 3 февраля 1993 года президент Миттеран поручил установить на этом месте памятник. [ 26 ] Сейчас он стоит на изогнутом основании, символизирующем велосипедную дорожку, на краю набережной Гренель. Это работа скульптора Уолтера Спитцера и архитектора Марио Азагури. Спитцер и его семья пережили депортацию в Освенцим. Статуи представляют всех депортированных, но особенно жителей Вель д'Ива. Среди скульптур изображены дети, беременная женщина и больной мужчина. Слова на памятнике эпохи Миттерана до сих пор различают Французскую Республику и правительство Виши, правившее во время Второй мировой войны, поэтому они не берут на себя ответственность за облаву на евреев. Слова написаны на французском языке: « Французская республика в честь жертв расистских преследований, антисемитов и преступлений против гуманизма, совершаемых в соответствии с полномочиями «правительства французского государства» (1940–1944) N'oublions. jamais », которые переводятся следующим образом: «Французские Республика отдает дань уважения жертвам расистских и антисемитских преследований и преступлений против человечности, совершенных при фактической власти под названием «Правительство Французского государства» в 1940–1944 годах. Давайте никогда не забывать». [ 27 ] [ 25 ] Памятник был открыт 17 июля 1994 года. Церемония у памятника проводится каждый год в июле.
Популярная культура
[ редактировать ]Велодром д'Ивер фигурирует в романе Татьяны де Росне «Ключ Сары» 2006 года и в фильме 2010 года «Ключ Сары» , основанном на романе, а также во французском фильме «Сводка новостей» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Грюнвальд, Лилиан и Клод Каттер, Le Vel' d'Hiv' : 1903–1959 (Париж: Éditions Ramsay, 1979), ISBN 2-85956 .
- ^ Архитектура и спорт во Франции 1918-1945: политическая и культурная история; www.archi.fr/DOCOMOMO-FR/sport-paris.htm, получено в ноябре 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Чани, Пьер (1988) Невероятная история езды на велосипеде , Натан, Франция
- ^ Де Латур, Рене: Прощайте - Вель д'Ив, спортивный велосипедист, Великобритания, 1959 г.
- ^ Официальный отчет Олимпийских игр 1924 года. стр. 182–3, 266, 400, 425, 507. (на французском языке).
- ^ Хемингуэй , Эрнест, Передвижной пир (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера , 1964), LCCN 64-15441 , стр. 64–65.
- ^ Джон Грассо (6 марта 2014 г.). Исторический словарь борьбы . Пугало Пресс. п. 104. ИСБН 978-0-8108-7926-3 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2023 года . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Тристан Алрик, «Век хоккея во Франции», стр. 23
- ^ Jump up to: а б Годде, Жак (1991) L'Équipée Belle , Робер Лаффон, Франция
- ^ Грин, Кристофер (2003). Искусство во Франции, 1900-1940 гг . Издательство Йельского университета . ISBN 0300099088 . Проверено 16 марта 2018 г.
- ^ «История Евробаскета – 50-е годы – ФИБА Европа» . Fibaeurope.com . Проверено 22 мая 2018 г.
- ↑ Le Figaro , 22 июля 2002 г.
- ^ «Трек, умерший от стыда», Procycling, Великобритания, 2002 г.
- ^ Журнал, Сообщество велосипедистов-старожилов, Великобритания, том 142, стр. 58-61.
- ^ Jump up to: а б Саймонс, Марлиз (17 июля 1995 г.). «Ширак подтверждает вину Франции в судьбе евреев» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 мая 2018 г.
- ^ Маколи, Джеймс (10 апреля 2017 г.). «Марин Ле Пен: Франция «не несет ответственности» за депортацию евреев во время Холокоста» . Вашингтонпост.com . Проверено 22 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Речь г-на Жака ШИРАКА, президента Республики, произнесенная во время церемоний, посвященных великой облаве 16 и 17 июля 1942 года (Париж)» (PDF) . www.jacqueschirac-asso (на французском языке). 16 июля 1995 года . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ Уилшер, Ким (22 июля 2012 г.). «Франсуа Олланд сожалеет о депортации евреев во время войны» . Хранитель . Проверено 22 мая 2018 г.
- ^ «Франция открывает файлы режима Виши времен Второй мировой войны» . BBC.com . 28 декабря 2015 года . Проверено 22 мая 2018 г.
- ↑ Речь г-на Жака ШИРАКА, президента республики, произнесенная во время церемоний, посвященных великой облаве 16 и 17 июля 1942 года (Париж). Архивировано 13 апреля 2009 г. в Wayback Machine , президент республики .
- ^ « Это организовала Франция»: Макрон осуждает роль государства в злодеяниях Холокоста» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс. 17 июля 2017 года . Проверено 22 мая 2018 г.
- ^ Голдман, Рассел (17 июля 2017 г.). «Макрон осуждает антисионизм как «новую форму антисемитизма» » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 мая 2018 г.
- ^ Маколи, Джеймс (16 июля 2017 г.). «Макрон принимает Нетаньяху, осуждает антисионизм как антисемитизм» . Вашингтонпост.com . Проверено 22 мая 2018 г.
- ^ «Премьер-министр Израиля скорбит по депортированным из Франции евреям» . BBC.com . 16 июля 2017 года . Проверено 22 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Кэрриер, Питер (22 мая 2018 г.). Памятники Холокоста и культуры национальной памяти во Франции и Германии с 1989 года: истоки и политическая функция Вель Д'Ив в Париже и памятника Холокосту в Берлине . Книги Бергана. ISBN 9781845452957 . Проверено 22 мая 2018 г. - через Google Книги.
- ↑ Указ президента от 3 февраля 1993 г.
- ^ «Музей Сопротивления онлайн» . Museedelaresistanceenligne.org . Проверено 22 мая 2018 г.