Антонио Арру Сарауз
Антонио Арру Сарауз | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Антонио Арру Сарауз 1903 Астесау , Испания |
Умер | 1976 Сан-Себастьян , Испания |
Национальность | испанский |
Занятие | адвокат |
Известный | Баскский активист, политик |
Политическая партия | Традиционалистское общение |
Антонио Арруэ Сараус (1903–1976) был испанским политиком и баскским культурным деятелем. В политическом отношении он был карлистским всю свою жизнь воином; в 1950-х и 1960-х годах Аррю неофициально возглавлял гипускоанское отделение партии, а с 1957 по 1959 год он занимал официальную традиционалистскую джефатуру в провинции. С 1967 по 1971 год он служил в кортесах, избранных из так называемого tercio фамильяра. Он внес вклад в баскскую культуру в основном как организатор и администратор, в эпоху франкистов особенно занимался Эускальцаиндией . Его вклад как лингвиста и этнографа умерен, хотя он преуспел как один из лучших ораторов баскского языка своего времени.
Семья и молодость
[ редактировать ]
Антонио Арру Сарауз [ 1 ] родился в квартале Элизменди города Астеасу, [ 2 ] небольшой городок недалеко от Толосы в Гипускоа провинции , в регионе , известном тогда как Васконгадас . Ни один из использованных источников не предлагает никакой информации о его родителях, за исключением того, что его отец, Хуан Арруэ , был первым органистом в местной Сан-Педро церкви ; [ 3 ] он также служил в ряде близлежащих деревень и городов, давая уроки . [ 4 ] Правильное написание фамилии матери Антонио оспаривается. [ 5 ] Неясно, была ли эта семья каким-либо образом связана с рядом известных современных басков, носивших то же имя, особенно. братья Арруэ Валле [ 6 ] и францисканский музыкант Хосе Арруэ . [ 7 ] Антонио и две его сестры, Элеутерия и Долорес, [ 8 ] были воспитаны в глубоко католической атмосфере. [ 9 ]
Молодой Антонио получил степень бакалавра в колледже Лекарос , которым управляли монахи -капуцины , в Элизондо , в наваррском регионе Валле-де-Бастан , в нескольких милях от французской границы. [ 10 ] В начале 1920-х годов учился в Овьедо , поступил на юридический факультет местного университета . [ 11 ] Ни один из использованных источников не дает точных дат его академического периода. После окончания учебы он вернулся в Гипускоа и начал карьеру юриста . Неясно, когда и где он открыл офис; газеты впервые сообщили о нем как о «молодом адвокате из Астеасу» в начале 1930-х годов.
В 1941 году Арруэ женился на Марии Терезе Салазар, уроженке Толосы. [ 12 ] Пара поселилась в Сан-Себастьяне; Антонио продолжил свою юридическую практику, открыв бизнес в самом центре города; [ 13 ] постепенно он специализировался на вопросах сельской аренды и наследия, работая с рядом местных компаний, ассоциаций и учреждений. [ 14 ] Сначала Мария работала секретарем в его адвокатской конторе, а затем работала швеей в швейном магазине , которым руководила ее мать. [ 15 ] У них было три дочери: Майте, Мария Игнасия и Мария Кармен. Их единственный сын, Хуан Мария Арруэ Саласар , стал известным доностианским юристом и известен как специалист по урбанизму . [ 16 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]
Неясно, унаследовал ли Арруэ традиционалистское мировоззрение от своих предков – как и большинство карлистов в баскско-наваррском регионе – или он принял его в школьные и академические годы. Ни один из использованных источников не дает никаких сведений о том, к какой ветви движения он присоединился в 1920-х годах: к хаймистам , меллистам или интегристам , хотя именно последняя группа кажется наиболее вероятной. Астеасу находился в самом центре национальной цитадели интегристов, состоящей из Толоса и Аспейтия ; округов [ 17 ] некто Анастасио Арруэ был руководителем местной толосанской хунты интеграистов, а некто Педро Арруэ был ее казначеем; [ 18 ] Отец Антонио как органист был тесно связан с приходским духовенством; наконец, в начале 1930-х годов Антонио начал сотрудничество с La Constancia , [ 19 ] местная гипускоанская ежедневная газета «Интегрист», которая позже редактировала недавно появившийся раздел на баскском языке . [ 20 ]
Арруэ стал общественным деятелем после того, как в 1932 году три течения традиционалистов объединились в единую организацию карлистов, Comunión Tradicionalista . В 1933 году о нем уже сообщалось как об активном выступающем на местных собраниях карлистов, в основном в небольших гипускоанских населенных пунктах, таких как Исасондо . [ 21 ] Летом 1934 года его деятельность стала действительно бурной и была зафиксирована также в крупных городах, таких как Сан-Себастьян. [ 22 ] Вскоре получив признание как «знатный орадор», [ 23 ] Арруэ выступил с яркими речами на баскском языке, которые вызвали энтузиазм у публики. [ 24 ] Его речи охватывали ключевые карлистские темы: поддержка церкви против республиканской секуляризации, провозглашение гипускоанских казерио как оплота лояльности, защита традиционалистской монархии как гарантии региональных фуэро и противостояние баскскому национализму как иллюзорному и обманчивому; присутствовали также некоторые социальные темы. [ 25 ] Он решительно выступил против проекта автономии , назвав его «антиваско, антифорал и экзотика». [ 26 ] Назначен секретарем совета провинции Карлист Гипускоа, [ 27 ] он продолжал появляться на публике – уже получившего прозвище «неутомимый секретарь» – на протяжении всего 1935 года. [ 28 ] и начале 1936 г. [ 29 ]
Гражданская война
[ редактировать ]
Неясно, способствовал ли Арруэ наращиванию военной мощи карлистов или политической подготовке к перевороту в июле 1936 года , поскольку ни он сам, ни какой-либо из источников, с которыми консультировались, не предоставляют никакой соответствующей информации. [ 30 ] Как только стало ясно, что повстанческое движение в Гипускоа провалилось, он скрылся. [ 31 ] и вновь появился, когда войска Карлистов завоевали провинцию . Когда провинциальная хунта была преобразована в провинциальный орган традиционалистов военного времени, Хунта Карлиста де Герра Гипускоа, Арруэ возобновил свои обязанности ее секретаря. [ 32 ] Где-то в конце 1936 или начале 1937 года он стал исполняющим обязанности президента этого органа, поскольку его документы от февраля 1937 года уже подписаны им как «президент в функционировании». [ 33 ]
Вскоре Арруэ разочаровался в военном правлении в националистической зоне и стал особенно обеспокоен преобладанием фаланги в Гипускоа и централизованными замыслами режима, которые воспринимались как угроза традиционализму, баскской культуре и провинциальной идентичности. [ 34 ] Уже в октябре 1936 года гипускоанская хунта Карлиста де Герра, вдохновленная Арруэ, публично высказалась против состава провинциальной комиссии гестора : [ 35 ] прямо заявляя, что есть две войны: одна в окопах и одна в коридорах власти. [ 36 ] В начале 1937 года он пытался координировать совместные усилия наваррской , гипускоанской и бискайской хунт, направленные на борьбу с фалангизмом и обеспечение того, чтобы провинциальные фуэро не пострадали. [ 37 ] Столкнувшись с растущей угрозой объединения карлизма в монополистическую государственную партию, всего за неделю до принятия Декрета об объединении он подписал циркуляр, призывая каждого гипускоанского карлиста сохранять лояльность к Комуньону. [ 38 ]

Как только Франко издал декрет о упразднении всех партий и их объединении в рамках ФЕТ , Арруэ решил просто проигнорировать это. новый регент карлистов Дон Хавьер Когда в середине мая въехал в Испанию, Арруэ сопровождал его через Гипускоа. 19 мая 1937 года он принял участие в первом из двух самых эмоциональных моментов своей политической карьеры: дон Хавьер поклялся дубу Герники подчиняться традиционным баскским фуэро и защищать их. [ 39 ] Это обещание вскоре потерпело серьезную неудачу, когда после завоевания Бискайи Франко в июне 1937 года отказался от провинциального Concierto Economico . [ 40 ] Противостояние между военными и карлизмом продолжалось, когда дон Хавьер снова въехал в Испанию в ноябре; Арруэ был назначен его личным секретарем. [ 41 ] совершил поездку по линии фронта и преодолел 4000 км по Васконгадасу , Кастилии , Эстремадуре и Андалусии . [ 42 ] В декабре 1937 года приключение внезапно оборвалось, когда в Гранаде Арруэ получил приказ о военном задержании; только благодаря вмешательству карлистов-коллаборационистов ему разрешили добраться до тюрьмы Бургоса самому, вместо того, чтобы его сопровождала в наручниках Гражданская гвардия . [ 43 ] Неизвестно, сколько времени он провел за решеткой; освобожденный, он вернулся в Астеасу, чтобы возглавить карлистскую оппозицию фалангизации провинции. [ 44 ]
Ранний франкизм
[ редактировать ]
Один ученый предполагает, что, переехав со своей новобрачной женой в Сан-Себастьян, Арруэ отверг предложения жить за счет льгот и административных должностей. [ 45 ] Вместо этого он присоединился к антиколлаборационистской фракции карлистов, лояльной дону Хавьеру, и посвятил себя восстановлению независимой сети традиционалистов в провинции. В 1940 году он был назначен представителем Гипускоа в межрегиональной васско-наваррской хунте из 4 членов; [ 46 ] В том же году политический лидер Carlist Мануэль Фаль Конде предложил ему войти в исполнительный совет Editorial Navarra , издательства Carlist, замаскированного под коммерческое предприятие. [ 47 ] В августе 1942 года в качестве главы гипускоанской хунты он подписал манифест перед запланированными официальными торжествами, посвященными осаде Толосы; [ 48 ] документ призывал к лояльности дону Хавьеру и Фалу, утверждая, что будущее Испании зависит только от карлизма. [ 49 ] Когда это событие переросло в беспорядки между карлистами и фалангистами, Арруэ, которого также обвинили в к союзникам, симпатиях [ 50 ] — был изгнан из Гипускоа и приговорен к году ссылки в Хихон . [ 51 ]

В конце 1940-х годов карлизм утратил свое влияние на гипускоанский Diputación , FET и крупные местные ayuntamientos . [ 52 ] Вернувшись в Сан-Себастьян, Арруэ возобновил свою полуофициальную деятельность в Карлисте; поскольку движение распалось на множество фракций, он остался верен Фалу и регенту. Он был среди тех, кто считал, что регентство не вызывало большого энтузиазма среди рядовых и просто поощряло разрушительную династическую конкуренцию; следовательно, он предпочел, чтобы дон Хавьер объявил о своих личных претензиях на трон, что действительно имело место в 1952 году. [ 53 ]
Арруэ поддерживал очень хорошие отношения с политическим лидером карлистов; он разделял непримиримость Фала по династическим и антифранкистским вопросам, в то время как Фал разделял и поддерживал стремление Арруэ продвигать баскскую идентичность. [ 54 ] Хотя в 1953 году гипускоанская хунта была воссоздана под руководством Игнасио Руса де Прада и с Пабло Итуррией в качестве ее секретаря, фактически лидером провинции оставался Арруэ. [ 55 ] Один ученый предполагает, что Арруэ организовал заговор против Фала, считая его слишком консервативным в своих антифранкистских взглядах; [ 56 ] если это действительно так, то последующее свержение Фала и коллаборационистский поворот в середине 1950-х годов застали Арруэ горьким разочарованием; он склонялся к диссидентству Сиваттисты . [ 57 ] Когда Хосе Мария Валиенте стал новым национальным главой, в 1956 году Арруэ попытался противостоять его курсу, сформировав Хунту дель Регионес; [ 58 ] этот полумятежный орган стремился предотвратить сближение с франкизмом и предполагал создание рыхлого союза карлистов, националистов, регионалистов, католиков и даже некоторых секторов Фаланги. [ 59 ] Хунта просуществовала недолго, и некоторые из ее участников вскоре отступили, когда им бросил вызов Валиенте, но Арруэ этого не сделал. [ 60 ] В 1957 году в качестве главы гипускоанцев он автоматически вошел в недавно сформированную Хунту гобиерно де ла Комуньон. [ 61 ] и продолжал противостоять новому лидеру, обвиняя его в предательстве карлистского духа. [ 62 ] В начале 1959 года он ушел с поста руководителя гипускоанского карлизма, сославшись на несогласие с политикой нового Секретариата. [ 63 ]
Поздний франкизм
[ редактировать ]
Гипускоанское командование временно принял вице-президент хунты Луис Суазола . [ 64 ] но карлистский король не назначил нового начальника. [ 65 ] В начале 1960-х годов Арруэ оставался душой провинциального традиционализма. [ 66 ] видимо ехал с заднего сиденья [ 67 ] хотя и принимает на себя однодневные престижные церемониальные роли. [ 68 ] Когда истец решил конкурировать с баскским национализмом, создав в 1961 году межрегиональный васско-наваррский совет под названием Junta Foral Superior, Арруэ считался очевидным представителем Гипускоа. [ 69 ] и ведущий кандидат на пост главы всего органа. Его оппоненты считали Арруэ властолюбивой карлистской версией Агирре , стремящейся построить свою вотчину Васконгадас. [ 70 ] а поскольку подходящих контркандидатов не нашлось, от идеи Хунты Форал в конечном итоге отказались. [ 71 ] В 1962 году Хосе Арамбуру был официально назначен губернатором провинции. [ 72 ]
Режим, всегда стремившийся использовать разногласия внутри различных политических группировок, признал уход Арруэ в сторону, наградив его Орденом за гражданские заслуги в 1964 году. [ 73 ] В середине 1960-х Арруэ, с 1957 года поддерживая карлистского принца Карлоса Гюго , [ 74 ] приблизился к группе своего молодого окружения. Он занимается своим новым издательством Ediciones Montejurra. [ 75 ] а весной 1967 года был удостоен привилегии выступить на ежегодном собрании в Монтехурре, ключевом событии в стратегии Угисты по захвату власти в Комуньоне и сцене для продвижения самого Карлоса Уго. [ 76 ] Выступая, как обычно, на баскском языке, он сосредоточил внимание на региональных правах: [ 77 ] хотя его лекция не вызвала большого энтузиазма и даже было записано несколько насмешек. [ 78 ]
В конце 1967 года Арруэ был членом Карлиста. [ 79 ] в недавно введенных полусвободных выборах в кортесы от так называемых Tercio Familiar , [ 80 ] и победил правительственных кандидатов в Гипускоа. [ 81 ] Он немедленно внес в парламент только что начатую кампанию за повторное введение concierto Economico. [ 82 ] хотя, несмотря на попытки оказать некоторое общественное давление, [ 83 ] инициатива ни к чему не привела, в результате чего были внесены лишь незначительные изменения в первоначальный закон об отмене смертной казни. [ 84 ] В рамках едва завуалированной диссидентской стратегии Арруэ присоединился к прокурорам, которые, не имея возможности добиться адекватного слушания в палате, устраивали массовые неформальные собрания по всей стране; [ 85 ] эти «кортесы-трансгумантес» были официально запрещены в 1968 году. [ 86 ] В начале 1969 года вместе с тремя другими депутатами от Карлистов Арруэ протестовал против изгнания дона Хавьера и Карлоса Уго. [ 87 ]

22 июля 1969 года Арруэ записал второй из двух самых эмоциональных моментов в своей политической карьере: в открытом голосовании Кортесов по одному перед Франко он высказался против Хуана Карлоса де Бурбона как будущего короля Испании. [ 88 ] Парадоксально, но в то время его все больше отталкивал продемократический поворот династии, которой он оставался верным. Хотя в 1970 году Карлос Уго основал свою Gabinete Ideologico , Арруэ присоединился к ее официальной комиссии, он оставался в этом органе лишь до 1971 года. [ 89 ] После скандала, связанного с переговорами о переизбрании депутатов парламента Наварры, [ 90 ] он расстался с Карлистской партией , которую теперь твердо контролируют социалистические прогрессисты, [ 91 ] и не участвовал в выборах 1971 года. [ 92 ] Он продолжал считать себя традиционалистом. [ 93 ] а огромный портрет короля карлистов Хавьера I остался в его кабинете. [ 94 ]
Баск: промоутер и организатор
[ редактировать ]
Родным языком Арруэ был баскский, и он говорил на баскском языке и со своими детьми. [ 95 ] Мало что известно о его ранних взглядах на баскский вопрос. В 1930-е годы он решительно выступал против ПНВ и ее политических амбиций. [ 96 ] противопоставить им традиционалистское видение форала Эускалеррии как неотъемлемой части Испании; [ 97 ] одновременно он выделялся тем, что произносил все свои речи на баскском языке , который в то время практиковали только некоторые политики ПНВ. [ 98 ] Будучи ведущим карлистским политиком в Гипускоа, во время гражданской войны и в 1940-х годах он проявлял заботу о баскской культуре и правах баскской провинции, но не о политических амбициях басков. [ 99 ]
Поскольку некоторые довоенные баскские культурные учреждения восстанавливались во франкистской Испании , Арруэ все активнее занимался их деятельностью. В 1953 году он взял на себя содиректорство. [ 100 ] Игана , [ 101 ] обзор, выпущенный Real Academia Vascongada de Amigos del País . Именно в Игане в 1954 году он начал публиковать [ 102 ] обычная колонка [ 103 ] посвященный кухне [ 104 ] и поддерживается более 20 лет. [ 105 ] В том же году он почтил память своего коллеги-васколога из Карлиста Хулио Уркихо Ибарры, способствуя созданию института баскской филологии, носящего его имя. [ 106 ] Когда в начале 1950-х годов Euskaltzaindia , академия баскского языка, сумела восстановить свой шаткий юридический статус, Арруэ обратился к этому учреждению, чтобы официально присоединиться к нему в 1954 году. [ 107 ] Как юрист и политик он сыграл важную роль в организации первого конгресса в Арансасу в 1956 году. [ 108 ] преодоление ряда юридических, административных и политических препятствий. [ 109 ] Он также председательствовал на многих его заседаниях. [ 110 ] и сыграл ключевую роль в разработке дальнейших действий, жизненно важных для возобновления деятельности Эускальтзаиндии после Гражданской войны. [ 111 ]
Освобожденный от политических обязанностей карлистов, в конце 1950-х годов Арруэ полностью посвятил себя Эускальтзаиндии. Он был движущей силой недавно созданной комиссии, посвященной берсоляризму. [ 112 ] и продвигал жанр [ 113 ] путем организации местных квалификаций, [ 114 ] в преддверии финального конкурса, который в 1960 году стал крупным культурным событием Сан-Себастьяна, [ 115 ] 1962, [ 116 ] 1965 и 1967 годы. [ 117 ] Он также был членом жюри, [ 118 ] в случае разногласий его голос часто преобладает. [ 119 ] Он способствовал ряду редакционных инициатив, получивших признание, в частности, за Zavala запуск Colección Auspoa. в 1961 году серии [ 120 ] и переиздание 1964 года «Геро» , монументального баскского литературного произведения 17 века. [ 121 ] Некоторые авторы утверждают, что он также помог протолкнуть многие произведения через франкистскую цензуру . [ 122 ] Как писатель он популяризировал баскскую культуру, написав [ 123 ] в La Voz de España , Egan , Basque , Basque Gogoa , El Fuerista , Sky Light [ 124 ] и читая публичные лекции. [ 125 ]

В 1966 году он был среди инициаторов подписания меморандума Euskaltzaindia Министерству образования, в котором предлагались пилотные уроки баскского языка в государственных школах, ограниченное двуязычие в начальных школах и выпускные классы баскского языка в университетах. [ 126 ] не считая государственных субвенций и ограниченного введения баскского языка в официальное общественное пользование. [ 127 ] Как юрист Арруэ участвовал в конгрессе Арансасу 1968 года , который имел жизненно важное значение для создания единого баскского языка . [ 128 ] В 1969 году, когда правовой статус Эускальцаиндии был оспорен, он занялся масштабной адвокатской деятельностью, в результате чего в 1972 году была создана ее прочная юридическая основа. [ 129 ]
Баскский язык: теоретик и практик
[ редактировать ]
Арруэ, любитель, не имеющий профессионального образования ни в лингвистике , ни в этнографии , был во втором ряду тех, кто внес научный вклад в баскскую культуру. Его работы – статьи, опубликованные в баскских и испаноязычных периодических изданиях, в основном в «Игане» , – разбросаны по многим дисциплинам: история баскской литературы , [ 130 ] история баскского языкознания, [ 131 ] грамматика баскского языка, [ 132 ] баскская диалектология , [ 133 ] история баскского общественного движения, [ 134 ] баскская антропология , [ 135 ] теория современной баскской поэзии , [ 136 ] История Басков , [ 137 ] Баскская кухня [ 138 ] и зарубежная литература; [ 139 ] он избегал только вопроса о политических амбициях басков – по крайней мере, во франкистской Испании – и обычно рассматривал его только как часть истории карлистов. [ 140 ]
Роль Арруэ в теоретическом развитии баскского языка и культуры, возможно, затмевается его практическим вкладом. С 1930-х годов средства массовой информации, коллеги и Васкофилос прославляли его как великого оратора. [ 141 ] который не только перенес разговорный баскский язык из амбаров в конгресс-холлы, но и довел его до беспрецедентного риторического мастерства. Считается одним из лучших баскских ораторов своего времени. [ 142 ] его признали не за высокоэмоциональный зажигательный стиль, а скорее за гладкость, чувство юмора, живость и плавность. [ 143 ] Его практический вклад в письменный баскский язык, помимо научных статей, включает также короткие стихотворения, обычно юмористические, легкие пьесы, такие как восхваление хересного хереса , иногда завоевывающие призы на местных конкурсах. [ 144 ]

Баскский язык: прием и наследие
[ редактировать ]Арруэ оставался довольно забытой фигурой до тех пор, пока в 2008 году не был выпущен сборник его работ, который вызвал некоторую критику как в средствах массовой информации, так и в историографии. [ 145 ] Судя по недавно опубликованным работам, его вклад в дело басков весьма спорен. Вне всякого сомнения, он выступал против независимых политических амбиций басков, защищал целостность Испании и всегда считал басков частью испанской политической нации; разные точки зрения касаются его намерений и его влияния на баскскую культуру и баскское национальное развитие.
В некоторых исследованиях Арруэ представлен как «один из нас», баск, попавший в ловушку политического лабиринта своего времени, который делал все возможное для продвижения баскской культуры на враждебном фоне франкистского режима. Ему приписывают главным образом его поддержку как организатора, юриста и политика, человека, который создал зонт, защищающий баскские институты и способствующий культурному развитию, формируемому и направляемому другими. [ 146 ]
В некоторых исследованиях Арруэ представлен как «васкофило внутри режима», человек, который пытался приспособить баскские культурные амбиции к франкистской системе. С этой точки зрения Арруэ представляется либо кем-то, чей вклад был просто побочным продуктом его политических взглядов на карлистов, либо кем-то, кто непреднамеренно продвигал это дело, либо кем-то, кого баски использовали для достижения своих культурных и национальных целей. [ 147 ]
В некоторых исследованиях Арруэ представлен как «Астеасу-белца» с плохой репутацией. [ 148 ] Приверженец отсталой идеологии, он подвергал цензуре баскскую литературу. [ 149 ] насильственные профранкистские искажения, [ 150 ] пропагандировал клерикализм, [ 151 ] спонсировал испанские лексические вторжения в баскский язык, [ 152 ] препятствовали нелюбимым людям и публикациям [ 153 ] и манипулировал конкурсами бертсолари с точки зрения их победителей [ 154 ] и с точки зрения их общественного приема. [ 155 ] Короче говоря, согласно этой точке зрения, Арруэ был не чем иным, как франкистским «политическим комиссаром», делегированным в Эускальцаиндию. [ 156 ] и его деятельность по-прежнему наносила ущерб национальному развитию басков. [ 157 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Не путать с Антонио Арруэ Пейро, современным испанским мучеником (1908–1936), беатифицированным католической церковью (см. Здесь ), а также противоречивой фигурой, связанной с гражданской войной в Испании.
- ^ Мануэль Марторель Перес, Антонио Арру, карлист, участвовавший в перезапуске Euskaltzaindia , [в:] Euskera 56 (2011), стр. 849
- ^ победа в конкурсе 1888 года, сервис aiurri.com доступен здесь. Архивировано 02 февраля 2016 г. на Wayback Machine ; см. также статью Анхеля Сагардиа Сагардиа, Анхеля Кабанаса Эраускина в энциклопедии Auñamendi Eusko, доступную здесь , и блог aramburu, доступный здесь.
- ^ Антонио Завала, Презентация , [в:] Антонио Арру. Сочинения и лекции , Бильбао, 2008 г., ISBN 9788495438423 , с. XII
- ^ Segundo apellido Арруэ обычно пишется как «Зарауз», сравните официальный сервис Cortes, доступный здесь , хотя некоторые авторы предпочитают версию «Zarautz», см. Joxemiel Bidador, Antonio Arrue Zarautz , запись 2000 года [в:] zubitega сервисе , доступный здесь ;
- ^ Хосе, Рамиро и Рикардо, см. их личные записи в энциклопедии Auñamendi Eusko, доступной здесь , здесь и здесь.
- ^ см. Арру, Жозеф де 1884–1960 . ) (
- ^ Завала 2008, с. XII
- ^ хотя иногда его отношения с духовенством оставались непростыми, см. Луис Вилласанте Кортабитарте, Антонио Арруе jauna hil zaigu [в:] argia.eus сервис доступен здесь. Архивировано 29 января 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ Завала 2008, с. XII, а также Бернардо Эсторнес Ласа, Антонио Арруэ Сараус, запись в Auñamendi Eusko Entzikopedia , доступна здесь
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 855, Эсторнес Ласа, Антонио Арруэ Сарауз
- ^ во время их помолвки Арруэ ездил на велосипеде из своего дома в Виллабону, на полпути между Астеасу и Толосой, чтобы встретиться со своей невестой на «нейтральной земле», см. Martorell Pérez 2011, p. 849, см. также ABC 11.10.05, доступно здесь.
- ^ сначала на улице Легаспи, позже переезд на улицу Гарибей, Марторель Перес, 2011, с. 855
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 855, Бернардо Эсторнес Ласа, Антонио Арруэ Сарауз
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 855
- ^ см. службу Laboratoriodefilosofia, доступную здесь. Архивировано 31 января 2015 г. на Wayback Machine , также infoempresa доступна служба здесь ; Как и его дед, Хуан Арруэ Саласар тоже играл на органе в Астеасу, см. «Дневник Васко» от 29 июня 2011 г., доступен здесь.
- ^ см. Хавьер Реал Куэста, Баскский карлизм 1876-1900 , Мадрид, 1985, ISBN 8432305103 , 9788432305108, стр. 113–127, 254–269; в районе Аспеития интегристы выиграли 13 из 22 кортесов, завоеванных в эпоху Реставрации.
- ^ El Siglo Futuro , 22 мая 2006 г., доступно здесь ; были и другие члены семьи Арруэ, активные сторонники интегристов в округе, см. El Siglo Futuro 07.08.95, доступно здесь.
- ^ Хуан Сан Мартин, Антонио Арру , [в:] Иган 1/6 (1976), с. 16, доступно здесь
- ^ некоторые авторы утверждают, что это было еще в 1932 году, см. San Martin 1976, Bidador 2000; В библиографической записи La Constancia в архиве цифровой прессы Сан-Себастьяна утверждается, что баскский раздел был введен в 1934 году, см . здесь.
- ^ El Siglo Futuro , 28.08.33, доступно здесь , также El Siglo Futuro 07.10.33, доступно здесь
- ^ в мае он выступал в Сан-Себастьяне (см. El Siglo Futuro 05.05.34, доступно здесь ), в июне в Ганзе ( El Siglo Futuro 09.06.34, доступно здесь ) и Гоязе ( El Siglo Futuro 15.06.34, доступно здесь ), в Июль в Бедайо ( El Siglo Futuro , 12.07.34, доступно здесь ) и Сараусе ( El Siglo Futuro) 14.07.34, доступно здесь ), в августе в Рентерии ( El Siglo Futuro 18.08.34, доступно здесь )
- ^ El Siglo Futuro , 18.08.34, доступно здесь.
- ^ см., например, El Siglo Futuro 28.08.34, доступно здесь.
- ^ сравнить El Siglo Futuro 09.08.34, доступно здесь , La Epoca 23.12.35, доступно здесь , и особенно El Siglo Futuro 23.12.35, доступно здесь
- ^ El Siglo Futuro , 09.08.35, доступно здесь.
- ^ El Siglo Futuro , 16.07.34, доступно здесь.
- ^ El Siglo Futuro 14.08.35, доступно здесь , El Siglo Futuro 20.08.35 здесь , El Siglo Futuro , доступно здесь , El 16.10.35, доступно здесь, El Siglo Futuro 01.11.35, доступно Siglo Futuro 02.11.35 , доступно здесь , Будущий век 04.11.35, доступно здесь , The Future Century 10.12.35, доступно здесь
- ^ El Siglo Futuro , 13.02.36, доступно здесь.
- ^ Мануэль Марторель Перес, Карлос Уго против Хуана Карлоса: федеральное решение для Испании, которое Франко отверг , Мадрид, 2014 г., ISBN 8477682658 , 9788477682653, с. 229 туманно утверждает, что Арруэ участвовал в подготовке повстанческого движения, но не приводит ни источника, ни каких-либо подробностей.
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 850, Завала 2008, с. XIII
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 850
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 852
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 851
- ^ Хунта опубликовала свое заявление в La Voz de España , заявив, что «в отношении ноты Ф.Э. Из JONS, появившегося в Юнидаде, Карлистский военный совет Гипускоа желает заявить публично, что он сожалеет о том, что не смог занять позицию, аналогичную той, которая выражена в указанной ноте, из-за того, что не получил никакого приглашения от достопочтенного. Г-н Гражданский губернатор примет участие в новом провинциальном менеджере. Следовательно, этот Совет не предоставил никаких названий для предоставления должностей в вышеупомянутом органе», цитируется по Феликсу Луэнго Тейшедору, La formación del poder Francoista en Guipúzcoa (1937-1945) , [в:] Geronimo de Uztariz 4 (1990). , с. 86
- ^ «Есть две войны: окопная, где разоблачается жизнь и разыгрывается смерть, и городская, где раскрываются обвинения и разыгрываются имена (...) В тылу идет грязная и жалкая война. , в котором человек прилагает все усилия и искусно работает, чтобы процветать и подниматься, чтобы достичь кайфа и сиять», цитируется по Teixedor 1990, с. 86
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 851, более подробную информацию можно найти в Teixidor 1990, стр. 84-86
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 852
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 852; присягу принес капелан Рекетеса и пасон Эскироса Фермин Эриче, Марторель Перес 2014, с. 229, см. также видео-посвящение на 02:52.
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 853; другие источники утверждают, что это было 37 июля, см. Teixedor 1990, p. 88
- ^ Марторелл Перес 2014, с. 229
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 853
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 853-4; Вскоре после этого Дон Хавьер был выслан из Испании, Мануэль Марторель Перес, Идеологическая преемственность карлизма после гражданской войны [докторская диссертация по современной истории, Национальный университет дистанционного образования], Валенсия, 2009, с. 154
- ^ Гражданский Гобернасьон уже полностью контролировался FET, хотя Карлизм продолжал контролировать Провинцию Дипутасьон, см. Teixedor 1990, p. 88; Ключевыми фронт-офисными карлистами в Гипускоа в то время были Хулио Муньос Агилар (глава провинциального FET), Фидель Азурса (президент Diputación, провинциальный глава FET), Хуан Хосе Прадера (директор La Voz de Espana). Элиас Керехета (глава провинциального FET), Лус Руис де Прада (президент провинциального совета) и Фернандо Арамбуру (президент провинциального совета), Тейшедор, 1990 г.; другой автор описывает их как «нерепрезентативные», см. Мерседес Васкес де Прада Тиффе, Реорганизация баскского карлизма в шестидесятые годы: между пассивностью и «сепаратизмом» , [в:] Васкония. Cuadernos de Historia-Geografía , 38 (2012), с. 1123
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 855
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 855, Марторель Перес 2009, с. 194
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 855
- ^ также Фернандо Арамбуру в качестве президента Дипутасьона протестовал против франкистского обращения с Гипускоа; он был вынужден покинуть свой пост в октябре 1942 г., Teixedor 1990, с. 91
- ^ Арруэ призвал «со всем энтузиазмом защищать флаг легитимности, который сегодня высоко держит наш регент Дон Франсиско Хавьер де Бурбон-Парма и его делегат и единственный глава Традиционалистского сообщества старший доктор. Мануэль Фаль Конде [...] Гипускоан Карлисты!! Следующего 9 августа все поедут в Толосу, чтобы продемонстрировать, что Испанию еще можно спасти с помощью карлизма и только с помощью карлизма», цитируется по Мартореллу Пересу 2011, с. 856
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 856, Марторель Перес 2009, с. 274, см. также здесь ; антибританскую точку зрения см. здесь
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 855, Завала 2008, с. XIII он был оштрафован, см. Martorell Pérez 2014, p. 229
- ^ Тейшедор 1990, стр. 92-3.
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 857
- ^ Марторелл Перес 2011, стр. 858-9, Марторель Перес 2009, стр. 344.
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 858, Марторель Перес 2009, стр. 343-4; Гипускоанская хунта не собиралась в течение длительного времени, вся власть принадлежала Арруэ, Васкес де Прада 2012, с. 1124
- ^ Марторелл Перес 2009, с. 392; тот же автор в другой своей работе утверждает, что Арруэ был верен Фалу, см. Martorell Pérez 2011, p. 850
- ^ он присутствовал во время переговоров между доном Хавьером и Сиваттистой в Перпиньяне; Встреча закончилась тем, что дон Хавьер подписал документ, подтверждающий веру в принципы традиционалистов и исключающий династическое соглашение с альфонсистами. Газета должна была быть частной, но Сиватте обнародовал ее. Позднее ряд подписавших были исключены из Сообщества; Арруэ пощадили из-за его недавнего назначения на провинциальную должность Мерседес Васкес де Прада, El Final de una Ilusión. Auge y Declive del Tradicionalismo Carlista (1957-1967) , Мадрид, 2016 г., ISBN 9788416558407 , стр. 45–46.
- ^ Марторелл Перес 2009, с. 394; Марторель Перес 2014, с. 112; немного иной взгляд Мерседес Васкес де Прада Тиффе, Новое политическое направление карлизма к сотрудничеству с режимом (1955-56) , [в:] Hispania 69 (2009), стр. 193-196
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 859; Арруэ провел отдельные переговоры с Арресе, граничащие с нелояльностью дону Хавьеру, Васкес де Прада 2009, с. 198
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 859
- ^ Васкес де Прада 2009, с. 199, Васкес де Прада 2012, с. 1116; Бернардо Эсторнес Ласа, Антонио Арруэ Сараус , утверждает, что Арруэ также был членом «Hunta Suprema», «Diputación Permanent» и «Junta Nacional» Сообщества, но ни одна из этих организаций не идентифицирована и не упомянута другими учеными.
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 859, он описан как «представитель самого непримиримого сектора баскского карлизма», Martorell Pérez 2009, p. 415
- ^ Марторелл Перес 2011, стр. 859-60, Марторель Перес 2014, с. 113; неясно, когда Арруэ ранее отвоевал пост президента хунты у Руиса де Прады.
- ^ Васкес де Прада 2012, с. 1131
- ^ местная комиссия, созванная в 1959 году и состоящая из Хосе Игнасио Оласабаля, Элиаса Керехеты и Хермана Рагуана, предположила, что Луис Суасола является лучшим кандидатом на пост нового руководителя, Васкес де Прада 2012, с. 1124
- ^ Васкес де Прада 2012, стр.1132; фронтменами были Хосе Арамбуру, Хосе Игнасио Оласабаль, Луис Суасола и Херман Рагуан Васкес де Прада 2012, стр. 1125
- ^ по словам Рагуана Суасолы, он подписывал все, одобренное Арруэ, Васкес де Прада, 2012, стр. 1135; автор считает лидерскую команду Гипускоа камарильей Арруэ, см. Vázquez de Prada 2012, p. 1135
- ^ в 1960 году, во время празднования 125-летия со дня смерти Сумалакарреги, Арруэ обратился к толпе перед мавзолеем мученика; говоря, конечно, на баскском языке, он подчеркнул, что ни один испанский король не является законным, если он не принесет присягу баскским фуэросам, едва завуалированная ссылка на присягу дона Хавьера, принятую в 1937 году, Martorell Pérez 2011, p. 863
- ^ вместе с ветераном Гипускоан Карлистом и бывшим президентом провинции Гипускоан Дипутасьон Хулианом Элорсой Айзпуру.
- ^ Васкес де Прада 2012, стр. 1132–5
- ^ Васкес де Прада 2012, с. 1136
- ^ Васкес де Прада 2012, с. 1125
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 849, Сан-Мартин, 1976, с. 16
- ^ В 1957 году Арруэ поддержал идею Карлоса Уго неожиданного появления в Монтехурре , см. Martorell Pérez 2009, p. 415, Марторель Перес, 2014 г., стр. 84; он также был в первых рядах во время самой церемонии, Марторель Перес 2009, с. 416, Martorell Pérez 2014, стр. 85. Непонятно, почему Арруэ поддержал принца; может быть, он считал Карлоса Гюго и Угиста противовесом Валиенте, может быть, он надеялся, что молодой принц обеспечит больше динамики, в то время как дон Хавьер уже старел, может быть, он рассматривал приход принца как средство укрепления династии против Хуанистас, особенно что Арруэ уже оказывал давление на Дона Хавьера по вопросам происхождения, Васкес де Прада 2009, стр. 198
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 863-4
- ^ сравните Джереми МакКлэнси, Упадок карлизма , Рино, 2000 г., ISBN 9780874173444 , стр. 127–156.
- ^ обратите внимание также на социальную нить: «регионы были строителями нации, и сегодня они являются живой колонной, поддерживающей общество, в котором мы живем», цитируется по Martorell Pérez 2014, p. 224; «Только в единстве Испании региональные свободы имеют свои пределы», цитируется по газете La Vanguardia от 13 мая 1967 г., доступно здесь.
- ^ Франсиско Хавьер Каспистеги Горасуррета, Кораблекрушение ортодоксальности: карлизм, 1962-1977 , Памплона, 1997, ISBN 8431315644 , 9788431315641, с. 302, Васкес де Прада 2016, с. 310
- ^ В Сообществе было большое доверие к тому, что Арру обеспечит успех Carlist в Гиспускоа, Васкес де Прада 2016, стр. 326
- ^ Марторелл Перес 2014, с. 250
- ^ Martorell Pérez 2011, стр. 850, 869, см. также официальную службу Кортеса здесь.
- ^ кампания была начата членами Карлистского совета Tolosa ayuntamiento, Martorell Pérez 2011, стр. 864–5, 866.
- ^ в 1967 году он возглавил собрание на главной площади Эстеллы; в окружении огромных портретов дона Хавьера и Карлоса Гюго и после народного выступления Мутико Алайака Арруэ обратился к кафедре boinas rojas; сначала на баскском языке, а затем и в Кастеллано он заявил, что карлизм поддерживает кампанию по восстановлению консьерто.
- ^ правительство просто согласилось удалить часть преамбулы, которая подразумевала, что Гипускоа и Бискайя были наказаны за свою прореспубликанскую позицию в 1936 году; поскольку в самом тексте франкистское правительство заявило, что шага назад нет, Martorell Pérez 2011, p. 865
- ^ La Vanguardia 19.01.68, доступно здесь.
- ^ Стэнли Г. Пейн, Режим Франко , Мэдисон, 1987, ISBN 0-299-11070-2 , с. 517
- ^ La Vanguardia 10.01.69, доступно здесь.
- ^ как один из 4 карлистов и 19 прокуроров, Марторель Перес 2011, с. 870; посмотреть фильм Pathe с частью процедуры (начиная с 02:55), можно здесь
- ^ Делегатская комиссия по формальным и местным исследованиям, Caspistegui Gorasurreta 1997, стр. 204
- ↑ Хосе-Анхель Субиаур Алегре и Ауксилио Гоньи Донасар, два депутата от карлистской партии Tercio Familiar, которые, как и Арруэ, голосовали против объявления Хуана Карлоса в 1969 году, во время подготовки к кампании по переизбранию 1971 года, были обязаны Дон Хавьер и его окружение подписать заявление об отставке без даты. до того, как баллотироваться в качестве кандидатов от Carlist; в ярости они отказались, см. Хосе-Анхель Субиаур Алегре, Хосе-Анхель Субиаур Карреньо, Выборы семейных адвокатов в Наварре в 1971 году , [в:] Aportes 27/79 (2012), стр. 147-167
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 863; он заявил: «Я буду продолжать быть карлистом до самой смерти. Но о Карлосе Уго и его людях я ничего знать не хочу», цитируется по Zavala 2008, с. XIII
- ^ неясно, должен ли был Арруэ подписать то же заявление об отставке, что и прокуроры наваррских карлистов; Зубиаур Алегре 2012 не упоминает свое имя
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 863; «В политике я всегда был традиционалистом», цитируется по Zavala 2008, с. XII
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 871
- ^ Завала 2008, с. XIX
- ^ «Прежде всего, выступил г-н Антонио Арруэ, выступавший на баскском языке, призвав регионалов не удивляться доктринам, которые он называет новыми и которые представляют собой не что иное, как сепаратистскую болезненность, с которой традиция находится в открытом контакте конфликт», Эль Соль , 24.12.35, доступно здесь
- ^ призыв «бороться за Бога, за Испанию и за Эускалеррию», см. El Siglo Futuro 13.02.36, доступно здесь.
- ^ Сан-Мартин 1976, с. 16
- ^ Марторелл Перес 2011, стр. 851, 858-9, Марторелл Перес 2009, с. 344
- ^ с Айнгэру Иригараем и Колдо Митчеленой
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 860, Бернардо Эсторнес Ласа, Антонио Арруэ Сарауз
- ^ как АА .
- ^ под названием Ян Эденак ; полный архив доступен здесь
- ↑ Арруэ был изысканным гурманом. У него была огромная библиотека по этому предмету, Завала 2008, с. XVI, соучредитель Cofradía Vasca de Gastronomía, Марторель Перес, 2011 г., стр. 862, принимал участие в конференциях по гурманам, см. La Vanguardia 12.11.68, доступно здесь, и получал призы за свои статьи о кухне, La Vanguardia 17.12.63, доступно здесь.
- ^ его материалы были собраны и переизданы в 1979 году, Martorell Pérez 2011, p. 860
- ↑ проявляя какое-либо влияние, которое он все еще имел в местной политике, Бидадор, 2000 г.
- ^ Завала 2008, с. XIII и Сан-Мартин, 1976 г., с. 16 утверждают, что это было в 1954 году
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 860, Завала 2008, с. XIII
- ^ Завала 2008, с. XIV, Марторель Перес, 2011 г., с. 861
- ^ Завала 2008, с. XIV
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 861
- ^ Завала 2008, с. XV
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 861
- ^ в сразу послевоенное время берцоларим был сведен к очень скромным мероприятиям, практически встречам с семьей и друзьями.
- ^ ABC 20.12.60, доступно здесь.
- ^ Завала 2008, с. XV, см. также АВС 01.01.68, доступно здесь.
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 861, Завала 2008, с. XV
- ^ круг сторонников берцоляризма сформировали Хуан Мария Лекуона, Альфонсо Иригойен, Фернандо Артола, Антонио Вальверде, Амбросио Саратайн Хуан Сан Мартин и Антонио Завала, Марторелл Перес 2011, с. 862, Завала 2008, с. XV
- ^ Завала 2008, с. XVI
- ^ Марторель Перес, 2011 г., стр. 862
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 862; он также помогал финансово, см. Завала 2008, с. XVI, Бернардо Эсторнес Ласа, Антонио Арруэ Сарауз
- ^ Завала 2008, с. XX, Луис Вилласанте, Антонио Арру Сарауз (1903–1976) , [в:] Ян-эданак , Доностия 1979, ISBN 8472314677 , 9788472314672, также доступно здесь.
- ^ также под псевдонимом Урреа , Арру Сарауз, запись Антонио [в:] Энциклопедический словарь Харлюксета , доступен здесь
- ^ Бидадор 2000
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 864
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 866
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 867
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 869
- ^ Завала 2008, с. XVII, Вилласанте, 1979 год; дело было окончательно урегулировано в 1976 году, Завала 2008, с. XVIII
- ^ например , Хуан Баутиста Агирре (1954)
- ^ например, Ицаурре-виаде (1956)
- ^ например, Геррико (1956)
- ^ например , Единство в Стране Басков (1956)
- ^ например , Паланкариак (1958)
- ^ например, Эускал умореаз (1961)
- ^ например, Четыре нынешних баскских поэта (1963)
- ^ например, Сан-Себастьян и Королевская компания Гипускоа в Каракасе (1963)
- ^ например, баскская гастрономия (1967)
- ^ например, Туроци (1958)
- ^ Например , Зумалакарреги (1960)
- ^ приглашены и разыскиваются также за границей, см. Zavala 2008, p. XVIII
- ^ Бернардо Эсторнес Ласа, Антонио Арруэ Сарауз
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 861, Завала 2008, с. XVIII
- ^ La Vanguardia 24.08.72, доступно здесь.
- ^ Марторелл Перес 2011, с. 849; Друзья и коллеги Арруэ из Эускальцаиндии организовали выпуск его произведений в виде книги в 2008 году; образец благодарности для прессы см. в «Дневнике Васко» от 03.05.09, который доступен здесь ; краткие историографические дебаты последовали в Эускере в 2011 и 2012 годах.
- ^ см. извиняющуюся статью Мануэля Марторелла Переса, 2011 г., или дань уважения Антонио Завалы, 2008 г.; Луис Вилласанте (1979) называет его другом и коллегой и желает: «Пусть он поможет нам с небес».
- ^ см. биографическую заметку под редакцией Жоксемеля Бидадора, 2000 г., или Арру Сараутца, Антонио запись в энциклопедическом словаре Земли, доступную здесь.
- ^ очень вольно переводится как «Дарт Вейдер из Астеасу»; этот подход представлен Пако Судупе , Антонио Арру: Помощник Эускальцаиндии и режима Франко , [в:] Euskera 57 (2012), стр. 823–838, на основе собственных исследований и свидетельств, предоставленных Немесио Агапито Эчанисом Арамбарри и Андимой Ибиньягабеитией Идоягой.
- ^ принуждение авторов к самоцензуре, Sudupe 2012, стр. 829
- ^ в переизданном издании Peru Abarca оригинальный пролог заменен прологом, написанным Арру, Sudupe 2012, стр. 829
- ^ Судупе 2012, с. 831; тот же автор утверждает, что Арруэ в лучшем советском стиле манипулировал духовенством, см. с. 836
- ^ Судупе 2012, с. 831
- ^ Судупе 2012, с. 835
- ^ Судупе 2012, стр. 834-5
- ^ Судупе 2012, с. 834 цитирует Немесио Эчаниса, говорящего якобы об Арруэ: «На всех популярных баскских праздниках человек, который с давних пор убедительно доказал свою фобию по отношению к любому, кто не соглашался с его узкими политическими идеями, присваивает себе право выпустил «баскский сленг с легкими крылатыми фразами якобы баскского энтузиазма».
- ^ Судупе 2012, с. 834
- ↑ см . разрушительные отчеты Эчаниса и Ибиньягабейтииа, упомянутые Судупе 2012, стр. 836–7
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мануэль Марторель Перес, Антонио Арру, карлист, внесший вклад в возрождение Эускальцаиндии , [в:] Euskera 56 (2011), стр. 847–872
- Хосе Хавьер Лопес Антон, Карлистские писатели в баскской культуре: лингвистический и этнографический субстрат в карлистской баскской культуре , Тафалла 2000, ISBN 8476813260
- Хуан Сан Мартин , Антонио Арру , [в:] Иган 1/6 (1976), стр. 15–17
- Пако Судупе , Антонио Арру: Помощник Эускальцаиндии и режима Франко , [в:] Euskera 57 (2012), стр. 823–838
- Антонио Завала , Презентация , [в:] Антонио Аррю. Сочинения и лекции , Бильбао, 2008 г., ISBN 9788495438423 , стр. XII – XXV.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Прибытие в Эускомедию
- старые фотографии колледжа Лекароз
- Прибытие на литературный мост моста
- Игана Архив
- Официальный сайт Эускальцаиндии
- И тяни, и тяни, и тяни черную , традиционная баскская песня карлистов.
- Oriamendi Basque, гимн Карлистов в оригинальной баскской версии
- современное пропагандистское видео Карлистов (Арруэ 2:53, в центре, в очках)
- 1903 рождения
- 1976 смертей
- Политики баскских карлистов
- Испанские антропологи
- Политики из Страны Басков (автономное сообщество)
- Баскские писатели
- Поэты баскского языка
- Карлисты
- Испанские этнографы
- Люди из франкистской Испании
- Римско-католические писатели
- Испанские антикоммунисты
- Испанские эссеисты
- Испанские писатели-мужчины
- Испанские историки ХХ века
- Испанские монархисты
- Испанский народ гражданской войны в Испании (Национальная фракция)
- Испанцы во время гражданской войны в Испании
- Испанские политики
- Испанские католики
- Испанские авторы песен-мужчины
- Испанские юристы ХХ века
- эссеисты 20-го века
- Антропологи 20-го века
- Люди из Толосалдеа
- Выпускники Университета Овьедо