Композитор
Культура Страны Басков |
---|
Мифология |
Литература |
Берцоларитца [berˈts̺olaɾits̻a] или бертсоляризм — искусство пения импровизированных песен на баскском языке по различным мелодиям и схемам рифмования. Берцо можно сочинять в самых разных случаях, но обычно они исполняются одним или несколькими берцолари на сцене на мероприятии, организованном для этой цели, или в качестве интермедии, на церемониях почтения, на благотворительных обедах и ужинах, с друзьями или на соревнованиях. Такое исполняемое произведение называется берцо , человек, который его поет, называется берцолари , а искусство сочинения берцо называется берцоларитца. по-русски Баскский . Традиционно их исполняли мужчины, но сегодня растет число молодых женщин-берцолари.
Обычно баскские термины используются в испанском и французском языках, испанские термины versolarismo и bertsolarismo , а также французские термины bertsularisme (от Zuberoan bertsularitza ), bertsolarisme и versification но также используются .
стих
[ редактировать ]Берцо состоит из двух основных компонентов: спонтанного стиха и мелодии, под которую он поется. Знаменитый современный бертсолари Хавьер Амуриса определил это на берцо как:
В меру и рифму | Через размер и рифму |
Существует множество различных форм размера берцо, но четыре из наиболее часто встречающихся - это зорцико ксики «маленький из восьми», зорцико ханди «большой из восьми», хамарреко ксики «маленький из десяти» и хамарреко ханди «большой из десяти». Примером Зорцико Чики является первая строфа берцо Айторрен Изкунц Зарра « Древний язык Айтора » З. Андонеги:
Черная тень Айтора | Древний язык Айтора |
Зорцико тксики называют «маленьким из восьми», поскольку первая лерро , или «строка», содержит 7 ойнаков , или «слогов» (буквально называемых «ступнями»), за которыми следуют 6 слогов в следующей строке. Такая пара строк называется пунту , «точка», всего 4 пунту (или 8 строк) образуют одну строфу в зорцико тксики . Рифма заключена в строки из 6 слогов. С другой стороны, зорцико ханди содержит 10 слогов в первой строке, за которыми следуют 8 слогов во второй. Хамарреко ксики и хамарреко ханди различаются только количеством строк, которых у них 10, а не 8.
Ошибка в рифме называется пото .
Музыка
[ редактировать ]Существует множество возможных мелодий, которые можно использовать для пения берцо, основанных на традиционных песнях, которые когда-то прижились и внедрились в народную культуру. Однако все они без сопровождения.
Мероприятия и презентации
[ редактировать ]Берцо можно сочинять в самых разных условиях и манерах. Наиболее сложные формы обычно встречаются на официальном бертсолари чапелкета , «соревновании бертсолари», где группа бертсолари соревнуются друг с другом за чапелу победителя , « берет ». На официальном соревновании берцолари должен сочинить и спеть различные виды берцо под руководством гай-ярцайле , «установщика темы». Гай -джартцаиле сообщает бертсолари (ам) о типе испытания, какую мелодию они должны использовать и размер. Некоторые распространенные проблемы бертсо включают в себя:
- Хасиерако Агурра «Первое приветствие»: бертсолари должен обратиться к аудитории в начале дня соревнований, обычно со свободным выбором метра и темы.
- Гарцелако Лана «Задание в тюремной камере»: бертсолари должен сочинить и спеть берцо на заданную тему.
- Элькаррицкета «Разговор»: два берцолари должны вместе разобраться с этой темой, по очереди напевая строфы и отвечая на предыдущее утверждение. Опять задана тема.
- Puntua Jarrita «Точка задана»: ярцайле поет пунту , а бертсолари должен завершить его, оставаясь в пределах заданной мелодии и метра.
- Хитца Эманда «Дано слово»: ярцаиле дает ключевое слово бертсолари, который должен составить берцо, содержащее это слово.
- Ойнак Эманда «Даны рифмы»: бертсолари дается четыре (или более, в зависимости от требуемого размера) рифмующихся слова, и он должен составить берцо «вокруг» этих рифмующихся слов.
- Чапелдунарен Агурра «Прощание победителя»: здесь бертсолари разрешается сочинить прощание со зрителями.
Темы
[ редактировать ]В берцо может возникнуть любая тема: от мировой политики до юмористической дискуссии о сексе. Сейчас самой популярной темой является политика. Берцоларис критикуют состояние, в котором они живут, в современном обществе. Например, бертсолари можно попросить притвориться 17-летней девушкой, которая пришла домой в 3 часа ночи и поняла, что потеряла ключи от дома и должна позвонить в дверь. Берцоларису может потребоваться составить спор между двумя членами семьи или взглянуть на тему с философской точки зрения.Зрители и судьи ценят юмор не меньше, чем поэтическую ценность.
Язык
[ редактировать ]Берцо всегда поют на баскском языке . Поскольку это в первую очередь форма устного искусства, каждый бертсолари может использовать свой собственный диалект, и нет необходимости использовать стандартный баскский язык . По этой причине орфография и грамматические формы, используемые в публикациях берцо, даже сегодня часто расходятся со стандартным языком, чтобы приспособиться к диалектным формам. Например, в западных диалектах слово h не произносится, поэтому на старых берцо этих диалектов его обычно не пишут, [1] и ll ( [ʎ] ) и ñ ( [ɲ] ) используются гораздо чаще, чем в стандартном баскском языке; и ü ( [y] ) появляется в текстах Сулетена Берцоса.Использование диалектных форм может облегчить поиск подходящего стиха.
Например, афальная летучая мышь Берцо Урза Эцахуна была написана на его родном сулетинском диалекте . Если бы это было дано в современном стандартном баскском языке , оно не только было бы радикально изменено, но и нарушило бы слоговую структуру берцо:
в Зуберо | Стандартный баскский язык | Перевод |
---|---|---|
В городе грустный Урзафал. | У нас в деревне есть Пагаузо. | живет грустный вяхирь У нас дома |
Ты плачешь изнутри | Он плачет из клетки | Оно плачет из клетки |
Не бойся своего дорогого друга | Потому что он оставил своего дорогого друга | Оставленный любимыми друзьями |
Пусть Кунцола знает их как друга. | Утешайтесь, друзья мои. | Друзья, утешите его. |
История
[ редактировать ]Конец 18 века и позже
[ редактировать ]Существуют свидетельства пения берцо и письменные образцы подобных стихов берцо («копла захаррак») с конца 15 века, например, истории берцо, передаваемые устно из поколения в поколение в Суле, свидетельства пения берцо в погребальных обрядах Бискайи . Неясно, сколько лет этой традиции, но современная зарегистрированная история берцоларитцы восходит к началу 19 века. Берцолари были по большей части неграмотными людьми, выступавшими в неформальной обстановке. По существу, они не считали себя поэтами или формальным институтом. Однако они пользовались большой популярностью и люди часто сохраняли в памяти свои берцо. Многие из самых известных берцолари этого периода происходили из центральной провинции Гипускоа . Одним из первых и самых известных из них был человек по имени Фернандо Бенгоэчеа Алтуна . Он был широко известен как Пернандо Амескетарра , «Пернандо из Амескеты (деревня в Гипускоа )», и был одновременно очень любимым бертсолари и обманщиком .
Совпадая с бурным периодом в истории Басков ( Карлистские войны , Первая и Вторая мировые войны , Гражданская война в Испании , Испания при Франко ), берцо были популярным способом размышлений о текущих проблемах и событиях, как в Нортеко-феррокаррилле , на железной дороге. . Хотя берцо, которые считались достойными передачи, и раньше передавались устно, берцо-паперак , «бумаги берцо», стали популярными в этот период и сегодня являются основным источником информации об этих ранних берцо. Они могли бы стать эффективным средством распространения поддержки той или иной политической позиции во время Карлистских войн, например Muñagorriren bertsoak .
Период Тсирриты и послевоенный период
[ редактировать ]В преддверии Гражданской войны в Испании стали различать два вида берцолари: эсколатуак , «изученные» берцолари, которые были знакомы с письменной баскской литературой, и эсколату габеак , «неизученные» берцолариаки, которые не были столь грамотный, например Тхиррита . Первых, например, Басарри, поощрял и защищал баскский националистический теоретик Айцоль, который в конечном итоге был замучен и убит испанскими националистическими силами во время военного восстания 1936 года. Он был фактической движущей силой первого крупного чемпионата, состоявшегося в 1935 году, и последующего чемпионата 1936 года, в то время как гражданская война в Испании остановила национальные чемпионаты до 1960 года.
После гражданской войны (1936-1937 гг. в Стране Басков) все усилия по признанию берцолярицы и баскской культуры подошли к концу . Репрессии и голод превратили выступления в скромные мероприятия, в основном в дружеской и семейной среде, поскольку новое франкистское правление относилось к этой культурной деятельности с подозрением.
Социальные сети
[ редактировать ]С введением жесткого режима в 1950-х годах начали проводиться сценические выступления наряду с провинциальными чемпионатами, и берцоларитца приобрела более высокий общественный статус. пары Лопатеги и Аспиллага из Испанской Страны Басков и Маттин и Ксалбадор из Французской Страны Басков В этот период следует выделить состоялся спорный национальный чемпионат . В 1967 году в Сан-Себастьяне , когда, к сожалению, разногласия по поводу языкового разрыва между восточным (французским) и западным диалектами достигли апогея (соперник Устапиде против Ксалбадора).
Возвышение новой берцолярицы
[ редактировать ]До 1980 года в Сан-Себастьяне национальных чемпионатов больше не проводилось. На этот раз праздничное собрание импровизированной поэзии посетило около 10 000 человек, где появился новый вид берцолари, Хавьер Амуриса, который методично заново выучил баскский язык и способ изготовления берцо (в тюрьме). в отличие от предыдущего врожденного берцолариса. Были созданы новые способы обучения искусству пения импровизированных стихов, то есть школы, в результате чего появились новые поколения берцолари, такие как молодой Джон Сарасуа, который вышел в финал национального чемпионата 1986 года.
В 90-е годы в центре внимания оказались образованные новые поколения: Андони Эганья из Сарауса преодолел разрыв между поколениями между преимущественно сельскими необразованными или полуобразованными берцолари старой школы и новой образованной городской молодежью. Новые берцолари были более техничными и могли решать почти все виды проблем в обществе, причем молодые девушки тоже начинали выделяться. Более того, особенно в 2000-е годы, молодые берцолари проявляют заботу о формах и открытии новым тенденциям, таким как хип-хоп или театральные представления, вместо того, чтобы оставаться на сцене.
Сегодня чемпионаты проводятся как на уровне провинции, так и на уровне страны. С тех пор, как они начали снова, они собирали все больше людей, а популярность некоторых берцолари в сочетании с возобновлением усилий по развитию традиционной баскской культуры омолодили эту традицию с 80-х годов, в то время как предпринимаются попытки приблизиться к другим международным традициям импровизированного стиха. и смешивать разные художественные дисциплины. Многие молодые люди сегодня имеют возможность изучать берцоларитцу в качестве школьного предмета или посещать одну из многочисленных школ берцо для взрослых, которые сегодня можно найти во всех 7 провинциях Страны Басков .
13 декабря 2009 года Главный или Национальный конкурс ( Txapelketa Nagusia (BEC) состоялся в Выставочном центре Бильбао ), проводимый раз в четыре года , с массовой явкой в 15 000 человек. Впервые в истории берцоларитцы женщина, Майален Луханбио, выиграла состязание, сразившись в финале с юным Аметсом Арзаллусом, получив таким образом чапелу ( победителя или берет ) у Андони Эганья, победителя четырех основных соревнований в подряд с 1993 года.
Баскское телевидение регулярно транслирует чемпионаты и показывает программы о берцоларитце, такие как Hitzetik Hortzera , которая выходит с 1988 года.
Наварра и французская Страна Басков
[ редактировать ]И Наварра, и северные провинции начали участвовать в возрождении традиции бертсолари, но с некоторыми заметными различиями, главным образом из-за социолингвистических проблем. В то время как баскский язык в автономном сообществе занимает относительно прочное положение, в других провинциях передача и использование баскского языка слабее, особенно на севере. Здесь традиция бертсо почти исчезла после смерти ветеранов-берцолари Мартина Треку ( Маттин ) и Фернандо Айре ( Ксалбадор ) (1981 и 1976), и после этого выступления ставили лишь несколько старших берцолари. На севере Наварры берцоларисы также были редки, за некоторыми заметными исключениями, такими как Маноло Арозена.
Кроме того, традиция в этих частях Страны Басков преуменьшала технические аспекты стиха (особенно рифмы), принимая формы, более близкие к импровизированной песне. В 90-х годах берцоларитца начала демонстрировать обновленную жизнеспособность на севере Наварры благодаря молодым людям, увлекающимся этой практикой, в то время как на рубеже веков в северных провинциях были предприняты согласованные усилия, направленные на восстановление традиции берцоларитцы путем создания обучения берцо. в качестве внеклассной деятельности в школах баскского языка. Новые берцолари, выходящие из этих школ, следуют господствующим в западных провинциях манерам берцо . мастерство некоторых из этих молодых берцолари, таких как Сустрай Колина или Аметс Арзаллус (из Лабурда Стоит упомянуть ). Школа берцо в Оярцуне , городе, имеющем тесные связи с приграничными районами Наварры и близлежащим Лабурдом, сыграла важную роль в усилиях по сохранению традиции берцолярицы.
Берцоларитца в обществе и соревнованиях
[ редактировать ]Берцоларитца практикуется как формально на соревнованиях, так и неформально в самых разных случаях, например, при посещении баскского производителя сидра , чтобы выразить определенную эмоцию или разрешить спор.
Более формальные соревнования часто проводятся во время городских фестивалей или ярмарок. Наиболее важными межрегиональными соревнованиями являются
- Чемпионат Алавы Берцолари в Алаве
- Чемпионат Бизкая Берцолари в Бискайе
- Чемпионат Гипускоа Берцолари в Гипускоа
- Чемпионат Наварры Берцолари в Наварре
- Чемпионат Ипарральдеко Берцолари в Северной Стране Басков
Главный Чемпионат
[ редактировать ]Выше уровня провинции находится Эускал Херрико Берцолари Чапелкета Нагусия или «Большой чемпионат Берцолари Страны Басков ». Он проводится (со значительными перерывами из-за Второй мировой войны и гражданской войны в Испании ) с 1935 года и включает в себя местные и региональные забеги перед финалом.
Майален Луханбио
[ редактировать ]В 2009 году Майален Луханбио Сугасти стала первой женщиной, выигравшей чемпионат. Ее сольный вызов был следующим: Майален, ты врач. Вы наблюдаете, как двое детей, страдающих раком, устраивают забег на инвалидных колясках в больничном коридоре , что приводит к следующему берцо:
Мои глаза и рот остаются широко открытыми. | У меня остался рот с открытым ртом и широко открытыми глазами |
В 2017 и 2022 годах она выиграла конкурс во второй и третий раз, став единственной женщиной, выигравшей его трижды.
Знаменитый Берцолярис
[ редактировать ]Большинство исторических берцолари были обычно известны по прозвищу, обычно происходящему от семейного дома или фермы , а не по имени (данному в скобках).
Исторический Берцолярис
[ редактировать ]- Басарри (Инацио Эйзменди, 1913–1999) Гипускоа
- Билинкс (Индалезио Бискаррондо, 1831–1876) Гипускоа
- Бордо (Жоан Эчаменди Ларральде, 1792–1879) Наварра
- Эчаахун (Пьер Топе, 1786–1862) Соул
- Эчаахун-Ирури (Пьер Бордазарра, 1908–79) Соул
- Эчаменди (Жан Эчаменди 1873-1962) Нижняя Наварра
- Лексоти (Хосе Луис Лекуона (1925–2006) Гипускоа
- Лазкао Чики (Жоксе Мигель Изтуэта Кортая, 1926–1993) Гипускоа
- Маттин (Мэттин Треку Инхарг, 1916–1981) Лабурд
- Отаньо (Пелло Мари Отаньо Барриола, 1857–1910) Гипускоа
- Мельница Пелло (Педро Хосе Элизеги, 1840–1919) Гипускоа
- Пернандо Амесектарра (Фернандо Бенгоэчеа Алтуна, 1764–1823) Гипускоа
- Пиаррес Ибаррарт (1838–1919) Лабур
- Чиррита (Хосе Мануэль Луханбио Эрретеги, 1860–1936) Гипускоа
- Соловей (Кепа Энбейта Рентерия, 1878–1942) Бискайя
- Узтапиде (Мануэль Олайсола Урбьета, 1909–1983) Гипускоа
- Ксалбадор (Фердинанд Айре Эчарт, 1920–1976), Нижняя Наварра
- Ксанпун (Мануэль Сейн, 1928–2002) Лабурд
- Ксенпелар (Франциско Петрирена Рекондо, 1835–1869) Гипускоа
- Зепай (Акилино Исагирре Аменабар, 1906–1971) Гипускоа
Современный Берцолярис
[ редактировать ]- Уксуэ Альберди (1984 г.р.) Гипускоа
- Мирен Амуриса (1990 г.р.), Бискайя
- Хавьер Амуриса Саррионандия (1941) Бискайя
- Аметс Арзаллус Антиа (1983) Лабурд
- Сустраи Колина Акордаррементерия (1983) Лабурд
- Андони Эганья Маказага (1961) Гипускоа
- Игорь Элорца Араноа (1975) Бискайя
- Джон Эмбейта Эло (1950) Бискайя
- Унаи Итурриага Сугаза-Артаза (1974) Бискайя
- Майален Луханбио Сугасти (1976) Гипускоа
- Джон Майя Сориа (1972) Гипускоа
- Джон Мартин Эчебесте (1981) Гипускоа
- Маньюкорта (Грегорио Ларраньяга Мандиола, 1943) Бискайя
- Оихане Переа Перес де Мендиола (1977) Алава
- Хавьер Сильвейра Эчеберрия (1976) Наварра
- Айтор Усандизага Исагирре (1976) Нижняя Наварра
Подобные традиции
[ редактировать ]В других культурах есть традиции пения импровизированных стихов, мало чем отличающиеся от берцоларитцы. Среди них — австро-баварский Gstanzl , итальянские импровизаторы и сардинские мутос (также известные мутеттус, репентина или оттада в разных частях острова как ).
В настоящее время берцолари установили контакт с испаноязычными традициями аргентинских паядоров и кубинских десим .Певец Фермин Мугуруса экспериментировал с берцо-хопом , черпая из берцо и рэп-музыки .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Буква «h» редко опускается в современных письменных bertsos, даже в тех, которые написаны bertsolaris на западных диалектах, которые ее не произносят.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Амурица, Хавьер, Зу эре бертсолари , Элькар, 1982.
- Амуриза, X. (1981). Берцоларитца, 1: национальный вид спорта мира.
- Фоли, Дж. (2008). Чемпионат баскской устной поэзии. Устная традиция , 22(2), 3-11.
- Гарсия Гармендия, Дж. (2008). История импровизированной Берцоларитцы: предложение. Устная традиция , 22(2), 77–115.
- Сарасола, Мирен Артече. Будь там. Возьмите слово. Скажите что-нибудь: школы Берцоларитца, агентство и использование языка. В книге «World Improvized Verse Singing» , Ксавье Ирухо, изд. 179-210. Рено, Невада: Центр баскских исследований Университета Невады.
- Сарасуа, Дж. (2008). Социальные особенности Берцоларитцы. Устное Предание 22(2), 33-46.
- Уайт, Л. (2003). Баскская Берцоларитца. Устная традиция , 18(1), 142-143.
- Зубири, Харкаиц, Хавьер Айерди и Альфредо Ретортильо. «Стратегия создания собственной культурной экосистемы: случай Берцоларитцы». В книге «World Improvized Verse Singing» , Ксавье Ирухо, изд. 147-178. Рено, Невада: Центр баскских исследований Университета Невады.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Берцолари , трейлер документального фильма Асиера Алтуны о берцоларице с английскими субтитрами.
- Школы Берцо
- Общество любителей Берцо
- Статьи журнала «Устная традиция»
- Испаноязычная баскская энциклопедия Auñamendi :