Jump to content

Баскская музыка

(Перенаправлено из «Музыка Страны Басков »)

Баскская музыка относится к музыке, созданной в Стране Басков , отражающей черты, связанные с ее обществом/традицией, и придуманной людьми с этой территории. Хотя музыка традиционно более тесно связана с сельской музыкой и музыкой на баскском языке, растущая диверсификация ее производства в последние десятилетия склонила чашу весов в пользу широкого определения.

Традиционная музыка

[ редактировать ]
Ансамбль свистков на улицах Лейоа
Игроки на альбоке и бубенщик вместе играют мелодию
Игроки Чалапарты на фестивале

Баскская традиционная музыка является продуктом исторического развития региона и стратегического географического положения на Атлантической дуге, на перекрестке между горами ( Кантабрийский горный массив , Пиренеи ) и равнинами ( бассейн Эбро ), океаном и внутренними районами, европейским континентом и Пиренейским полуостровом . Таким образом, ее культура и музыка на протяжении всей истории подвергались множеству влияний: от британского и североевропейского до средиземноморского и арабского . Например, традиционная зарубежная торговля с Англией или международное паломничество по Пути Святого Иакова в значительной степени оставили отпечаток как на инструментах, так и на мелодиях.

Инструменты

[ редактировать ]

Народные инструменты, широко распространенные в Европе, в какой-то момент истории перестали использоваться в некоторых местах и ​​остались только в определенных областях, где они прижились и приняли особенности и характер, связанные с регионом, например, трубка с тремя отверстиями или трубка-табор в широко распространенных Использование этого инструмента в Европе в конечном итоге привело к появлению в Стране Басков двух конкретных инструментов : txistu и xirula . Соответственно, из одного могли возникнуть разные инструменты, такие как наваррский дулзайна и сулетин чанбела , с небольшими различиями между ними. [1]

Большинство инструментов, принятых в сельских и народных кругах, появились не более шести столетий назад, а некоторые из них были введены только в 19 веке, например, трикитикса или тхисту, принявшие свою современную форму именно в этот период, несмотря на тот факт, что это стало результатом длительной эволюции. Большинство баскских инструментов возникли за пределами Страны Басков и на каком-то этапе стали популярными на этой территории, но чалапарта не входит в их число.

Некоторые традиционные баскские инструменты:

Певческая традиция

[ редактировать ]

Коллективная душа

[ редактировать ]
Баскский традиционный хор

Баски особенно любят пение. Баскский язык придерживается устной традиции сильнее, чем романские языки , а его литература впервые была зафиксирована в письменной форме в 16 веке. Существуют баллады XV века, которые передавались из уст в уста от родителей к детям, например, «Озазе Яургенян из Соула », повествующая о событиях шестивековой давности и дошедшая до нас в разных версиях (наиболее известная была популяризирована Бенито Lertxundi ), или Алосторреа , из Бискайи . Эти баллады создавались и распространялись менестрелями или берцоларисами , сохранялись в народной памяти и передавались в так называемом копла захарраке , наборах стихов с характерным ритмическим рисунком, которые можно было петь: это похоже на традиционные практики в других частях Европы. . Так, например, первое литературное произведение на баскском языке Linguæ Vasconum Primitiæ (1545) Бернара Эчепаре показывает длинные стихи, которые, хотя и обманчиво оформлены в размерах, напоминающих те, которые используются в романской поэзии, но следуют внутреннему ритмическому рисунку, подобному копла , чтобы их можно было популярно петь. Даже сегодня нет ничего необычного в том, чтобы увидеть группы людей, марширующих по городу на каком-нибудь местном фестивале, поющих и просящих у соседей еду, напитки или пожертвования денег, в то время как самыми известными празднованиями по этому образцу во всей Стране Басков могут быть такие проходит в сочельник ( Олентцеро ) и в канун Святой Агаты , где певцы переодеваются в традиционные костюмы.

Держась за руки в традиционный канун Святой Агаты ( Альцасу )
Пасторальный . традиционный певческий театр Соула, ориентированный на Эчаахун-Ирури

Отсюда следует, что традиционное пение тесно связано с берцоларисами , бардами-импровизаторами, которые даже в наши дни занимают важный статус в баскской культуре. Они выражают обеспокоенность людей посредством формальных традиций, исходящих от народа (мелодии, языковые приемы), и выступают в качестве их выразителей. Значительный корпус традиционных песен был собран Ресурексьоном Марией де Азкуэ и Аитой Доностиа , двумя религиоведами, интересующимися баскской народной культурой, на рубеже 20-го века; а также позже в Кансионеро популярном Васко (1918) и Эускале Эрес-Сорта. Кансионеро Васко (1922), и это лишь некоторые работы.

В настоящее время группа Hiru Truku (в состав которой входят знаменитые музыканты Хосеба Тапиа , Рупер Ордорика и Биксенте Мартинес) выбрала несколько старинных песен со всей Страны Басков , блестяще обновила музыку и выпустила их на ряде альбомов. Еще одна давняя и известная группа, которая разрабатывает традиционные песни, - это Oskorri: группа приступила к пению традиционных песен на публичных выступлениях, а затем раздала публике репертуар, включая тексты, и призвала их подпевать. На данный момент группа выпустила пару альбомов такого типа и отыграла различные туры, получив признание публики, став особенно популярной среди родителей среднего возраста.

Ключевой фигурой, соединяющей старую певческую традицию соул и возрождение народной песни ХХ века, является Пьер Бордазахарре (1907–1979), он же Эчаахун Ирури. Играя на ксируле и певец, он собирал старые песни и создавал новые, которые со временем прижились и распространились, например, Agur Xiberoa . Он также внес свой вклад в создание новых пасторальных пьес в традициях Соула, изменив пастораль и добавив новые темы.

также существуют традиции хоровой Во всей Стране Басков музыки. В некоторых городах были созданы церковные хоры для удовлетворения религиозных музыкальных потребностей. Тем не менее, на рубеже 20-го века некоторые ансамбли возникли вне церковного контекста, например, Sociedad Coral de Bilbao (основанный в 1886 году), Orfeón Donostiarra (основанный в 1897 году) или Coral Santa Cecilia из Доностии (основанный в 1928 году). Позже были сформированы и другие ансамбли, такие как Oldarra Abesbatza из Биаррица (основан в 1947 году), состоящие из мужчин и иногда дающие выступления в качестве охоте (см. ниже), [2] или известный Coral Andra Mari из Errenteria , основанный в 1966 году, с баскской народной музыкой и несколькими партитурами Аиты Доностиа. [3] В настоящее время на территории Басков разбросано множество второстепенных хоровых ансамблей, в основном предлагающих баскский народный репертуар. В Байонне и Доностии в конце нулевых среди любителей стала популярна веселая неформальная инициатива, которая собирается раз в месяц и ходит по барам по улицам соответствующих старых кварталов, распевая традиционные песни.

Еще один баскский хоровой феномен представлен так называемыми охотесами , ставшими популярными в 1930-х годах в регионе Бильбао : восемь мужчин с глубокими голосами, с выраженным вкусом к местной и народной тематике, поющие на испанском и баскском языках . Возможно, это связано с летними духовными семинариями, которые процветали благодаря теплой атмосфере баров после окончания рабочей смены. [4] Со временем ветвь этого жанра превратилась в билбайнады (до 1960-х годов, ныне сильно пришедшие в упадок).

Классические солисты

[ редактировать ]

Вдохновленные той же певческой традицией, но смещаясь в сторону утонченных европейских тенденций, преобладающих в высших слоях общества, некоторые баски прославились как отдельные певцы. Среди солистов, заслуживающих внимания, можно назвать:

Композиторы

[ редактировать ]
Дж. М. Усандизага, знаменитый баскский композитор (начало 20 века).

Страна Басков была домом для различных известных композиторов, писавших в основном в 20 веке. В соответствии с художественными тенденциями первой половины века (живопись...), некоторые из них полюбили баскские обычаи, манеры и сюжеты.

Баскское музыкальное возрождение

[ редактировать ]

Послевоенное запустение и первые ростки

[ редактировать ]

После Гражданской войны (1936–1937 на территории Басков) развитие баскской культуры в предвоенный период застопорилось: на фоне жестких репрессий рос страх, насущной проблемой стал голод, а бывшие деятели культуры умерли или спаслись бегством в изгнание. Как самостоятельный певческий деятель 1940-х, 1950-х и 1960-х годов следует выделить Луиса Мариано и его мощный тенор. Родившийся в Ируне и переехавший в 20 лет в Бордо , он вышел на испанскую и международную сцену с беззаботными песнями на испанском и французском (а иногда и на баскском языке).

После тяжелейших послевоенных лет молодое поколение приступило к созданию дуэтов и небольших музыкальных групп в Гипускоа и Бискайе , которые постепенно начали исполнять оригинальные мелодии на баскском языке. Среди известных групп 1960-х годов - Urretxindorrak, Enarak, Soroak и Estitxu (певица, родившаяся в семье бегущих родителей недалеко от Байонны). Эти новые группы стремились воспользоваться растущей либерализацией режима, несмотря на то, что основные препятствия, которые все еще препятствовали культурной деятельности, были связаны с чем-либо баскским. Культурная и политическая осведомленность, социальный бунт и стремление к действию возникли в следующих поколениях, что привело к новому баскскому националистическому движению левого толка.

Миксель Лабегери в 1960-е годы
Группа «Эз док амаиру»
Бенито Лертксунди в 1971 году

Музыка как утверждение идентичности

[ редактировать ]

Некоторые люди из южной Страны Басков бежали с территории во французскую Северную Страну Басков и искали убежища. Они оставили свой след в традиционном баскском обществе Северной Страны Басков, способствуя росту культурного и политического сознания. В эту категорию попадает Миксель Лабегери, который работал и жил в Канбо , его мэр более десяти лет (1965–1980), генеральный советник департамента и основатель баскского националистического движения Эмбата (он ушел позже). Он имел музыкальное образование, впитал новые европейские музыкальные тенденции, например, Brassens , народную музыку из Англии и Франции, и выпустил в 1961 году альбом с песнями, которые вызвали отклик, такими как Gu gira Euskadiko , Primaderako liliak и т. д. [5] Ему предстояло оказать влияние на новый художественный коллектив баскских артистов «Ez dok amairu», созданный в 1965 году, в основном состоящий из народных певцов и авторов песен, связанных с баскской культурой: Бенито Лертксунди , Микеля Лабоа (популярная песня «Txoriak txori»), Ксабье Лете , Лурдес Ириондо и др.

Лурдес Ириондо впервые в баскской музыке начала петь под аккомпанемент гитары, что вызвало резкую критику на том основании, что этот инструмент был чужд местной культуре. " Ez Dok Amairu " распалась в 1972 году, и ее участники пошли разными путями, что в конечном итоге подтвердило, что некоторые из них стали признанными и ключевыми фолк-баскскими певцами вплоть до 2000-х годов. В духе стиля певца и автора песен Гук, Ларральде и Эчаменди или всеми любимый дуэт Панчоа и Пейо создают музыкальный фон для периода борьбы, репрессий и беспорядков 1970-х годов в Северной Стране Басков. ) и Горка Кнёрр, особенно в провинциях Алава и Наварра Энрике Селайя ( Альцасу , нашли отклик своим более фольклорным и тонким подходом.

Сдвиг в сторону городской музыки

[ редактировать ]

Между тем, в 1970-х годах возникли новые, более городские музыкальные ансамбли и группы, которые сначала исполняли песни того времени на летних местных фестивалях. Постепенно они разработали свой собственный репертуар, основанный на баскском возрождении и активизме (особое внимание к текстам) и текущих западных музыкальных тенденциях, например, фолке ( Гвендаль например, ), прогрессивном роке ( Pink Floyd ...). Из хоровых коллективов Mocedades из Бильбао следует выделить , основанный в 1967 году первоначально Амайей Урангой и двумя ее сестрами. Вскоре они приобрели общественную известность, заняв второе место на конкурсе песни «Евровидение» 1973 года .

В том же городе собралась плодовитая группа Oskorri (см. выше), исполняющая народную музыку, выпустив первый альбом в 1976 году, где они отдали дань уважения поэту Габриэлю Арести , в то время как в Северной Стране Басков Мишель Дюко и Анже Дюальде объединились и выступили вместе. первая баскская рок-группа, знаменитая и политически преданная Errobi, выпустившая альбом Errobi (1975), получивший признание критиков и публики, Bizi bizian последовала, пожалуй, лучшая из них, когда звукозаписывающая компания CBS подумывала о подписании с ними контракта. Группа распалась (не совсем) на пике своей популярности (1979); раскол стал рассматриваться как «самоубийство». [6]

Начиная с середины 60-х годов, Иманол Ларсабаль вела сольную карьеру певца и автора песен, обладая глубоким голосом, а также социально ориентированной и поэтической тематикой, в сотрудничестве с отечественными и зарубежными поэтами и певцами. Он провел короткий период в тюрьме и вернулся из ссылки в 1977 году. Его друг и сын родителей-эмигрантов Сулетена , Нико Эчарт вернулся в Страну Басков из Парижа в 1972 году с совершенно новыми идеями о музыке, превратившись таким образом в предшественник баскской рок-музыки ( Euskal Rock&Roll в 1973 году, выпущен в 1979 году) вместе с Эрроби, в то время как, особенно в традиционной Северной Стране Басков, некоторые критиковали его внешний вид, манеры и музыку. он попеременно выступал на сцене под вербены (танцевальную музыку на местных фестивалях) с группой Minxoriak. До 1994 года [7]

В районе Мутрику , в 1978 году была основана группа Itoiz ставшая важной вехой в баскской фолк-поп-музыке, с Хуаном Карлосом Пересом в качестве ведущего вокалиста и фронтмена, выпустившая в том же году получивший признание критиков альбом Itoiz , который содержал такие пронзительные треки. как Hilzori , Lau teilatu и т. д. Ансамбль Akin Haizea выпустил за этот период пару хороших альбомов. [8]

Расцвет баскской панк-музыки

[ редактировать ]
Рок-группа Zarama вживую

До этого момента баскские музыкальные группы из Южной Страны Басков обращались к лейблам из Испании для записи и выпуска своих произведений. Тем не менее, в конце 1970-х и особенно в начале 1980-х годов возникли новые региональные издатели (Xoxoa, Soñua...), предоставившие трамплин небольшим группам, которым раньше было трудно увидеть, как их работы выходят на свет.

целая сеть молодежных сквотов, gaztetxes , предоставлявшая небольшим группам помещения для В то же время по всей Стране Басков возникла репетиций и площадки для проведения концертов. Впервые молодое недовольное и неуправляемое поколение, выросшее в городах и городах, смогло найти выход, чтобы выразить свой протест в духе панк-мировоззрения («сделай сам»), но не смогло избежать сильного потрясения от наркотиков. [9] В 1984 году произошел всплеск баскского панк-рока, или баскского радикального рока ( Rock Radical Vasco по-испански).

Кортату на сцене в ранние годы

Некоторыми популярными группами, вышедшими на рок-сцену, были Zarama и Eskorbuto из Сантурци , хард-рок-группа Barricada и причудливая Tijuana in Blue из Памплоны , La Polla Records из Агурайна , Кортату и Балдин Бада из Ируна , Hertzainak , Cicatriz и Potato из Витории-Гастейса , Jotakie, RIP , Naste Borraste, MCD, BAP , Zer Bizio, Delirium Tremens и т. д. Большую часть времени использовался испанский язык, иногда баскский, а иногда группы были двуязычными.

Эта новая музыкальная тенденция вступила в противоречие с предыдущей традицией певцов и авторов песен (разрыв поколений), причем обе они в разной степени были связаны с левым и баскским националистическим движением. Тем временем Itoiz продолжил свой скромный музыкальный путь, переключившись на поп-музыку в состоявшемся альбоме Musikaz blai (за ним последовали еще три LP-альбома), в который вошли всемирно известные песни, такие как To Alice , As Noites da Radio Lisboa или запоминающаяся Marea gora . [10]

Другие группы конца 1980-х пошли другим путем, мягким и даже наивным, используя тексты на испанском языке и сочетая испанские и международные поп-тенденции, например, Duncan Dhu (с ведущим деятелем Микелем Эрентсуном ), 21 Japonesas или Sanchis y Jocano. , банды из района Доностии . Дункан Дху особенно добился большой популярности на испанской и международной поп-сцене, положив начало традиции в последующие годы, которая должна была называться «Звук Доности» (Ле-Ман, Ла-Ореха де Ван Гог ,...).

[ редактировать ]
Концерт Red Winter в Памплоне (1992)
[ редактировать ]

В 1990 году была основана общественная радиостанция на баскском языке Euskadi Gaztea, целью которой было привлечь молодежь в молодой, динамичной и неформальной манере, а также добавлять информацию, освещать темы, которые могут интересовать баскскую молодежь, и поощрять баскские группы. Баскская музыка определенно открыла мировые тенденции.

Флагманская баскская рок-группа Kortatu распалась в 1988 году (концертный альбом Azken guda dantza ), а вскоре братья Мугуруса собрали проект Negu Gorriak . Они продемонстрировали другой взгляд на мир по сравнению с предыдущей группой Kortatu: новая группа пела полностью на баскском языке, их подход демонстрировал непредвзятость, но при этом придерживался фирменной песни протеста Muguruzas, как показано в их знаменитом видеоклипе Radio Rahim , который вызывает в воображении американца. манеры хип-хопа. [11] Панк сильно пришел в упадок, в то время как регги и хардкор взяли верх, например, Anestesia, Etsaiak, Sociedad Alkoholika, Su Ta Gar ( тяжелый ) и т. д. M-ak выпустил свой лучший альбом Barkatu ama , получивший признание критиков, в котором представлены стили от хардкора. к нежным следам.

Игрок Трикитиксы Хосеба Тапиа
Весы на концерте 2006 года

Фолк и трики-поп-музыка

[ редактировать ]

В начале 1990-х годов молодое поколение снова взялось за фолк, найдя публику, которая хотела слушать более мягкие мелодии на баскском языке, например, Соротан Беле, Микель Маркез и т. д. Школы Трикитикса наконец принесли свои плоды в 1990-е годы: новшества, привнесенные дуэт Tapia eta Leturia и Kepa Junkera подтвердили, что они являются убедительными фольклорными отсылками в Стране Басков и даже за рубежом. Новые дуэты трикитикса пробовали новые способы, которые прижились, иногда создавая группы, включающие бас-гитару и барабаны, помимо пары диатонических баянов и бубна ( трики-поп ), например, Maixa eta Ixiar, Alaitz eta Maider, Gozategi. [12] Обычно они предлагали веселый репертуар: песня Гозатеги Nirekin («Emoixtaxux muxutxuek...») попала в летние чарты 2000 года за пределами языковых границ.

Специализация и диверсификация

[ редактировать ]

Рок-группа Hertzainak распалась в 1993 году, а ее участники занялись собственными проектами. Фронтмен Hertzainak и скандальный певец Гари начал сольную и очень личную карьеру с нескольких успешных песен, которые сделали его убедительным эталоном в баскской музыке, в то время как Йозу Забала сотрудничал с другими певцами и проектом группы бертсолари , то есть оригинальным духовым оркестром Каридадеко Бента. (первый альбом 2003 г.). Пауэр-поп- группа Urtz, образованная в 1988 году, занималась личными историями, которые немного отличались от все еще преобладающих протестных тем и жесткой лексики конца 1980-х, помимо этого демонстрируя беспрецедентную припевную линию, в которой содержалось несколько очаровательных, оптимистичных и запоминающихся песен. Группа распалась в начале 2000-х, но вернулась в 2013 году.

Берри Чарак на молодежном приседании Корчонеа, Доностия

Следуя традициям хардкор-панка, группа Berri Txarrak из Лекунберри собралась в 1994 году, выпуская различные альбомы и совершая турне по Европе, где они получают хорошие отзывы и постепенно приобретают репутацию, которая принесла им выступления и сотрудничество с важными деятелями инди-индустрии. рок по всему миру. В августе 2017 года группа объявила о записи девятого альбома на студии The Blasting Room в Колорадо . [13]

Группа PiLT ( Mungia ), проявившая вкус к металлу и жесткому звуку ( Clawfinger , Soundgarden ), оказалась в центре внимания в 1995 году после победы на конкурсе бутлегов "Gaztea Sariak", организованном радиостанцией Euskadi Gaztea, а определенный хит пришел в 1996 году. с синглом Hil da jainkoa , что принесло им широкое признание. [14] Точно так же хэви-метал группа Latzen приобрела общественную известность после того, как выиграла с популярной балладой Laztana издание "Gaztea Sariak" 1997 года.

Группы Scalariak (1994) и Betagarri (1992) переняли традицию ска, предлагая зажигательные буги-вуги и свинговые живые концерты. В ногу с другими мультикультурными событиями, такими как Фермин Мугуруза из Негу Горриак или праздничный Жокс Рипиау, и это лишь некоторые из них, в 2003 году участники Etsaiak собрали каламбурную группу Pin Pan, группу с хорошими связями в Латинской Америке, выпустив в 2005 году DVD Kuba-Mexiko Rock Tour 04 , который стал свидетелем их опыта и мощных живых концертов. Эцаяк снова собрались вместе в 2008 году (выпустили альбом Apurtu arte ). [15] Во французской Стране Басков праздничная группа Sustraia приобрела большую популярность после 15 лет гастролей, а внезапная смерть харизматичного фронтмена Патрика Микселены в январе 2009 года, также известного как Миксу, сделала будущее группы неопределенным.

Doctor Deseo была основана в Бильбао в 1986 году и впоследствии выпустила различные альбомы в течение более чем 20 лет. Они довольно поэтично затрагивают бытовые и личные темы. Fito y los Fitipaldis (Бильбао) была основана в 1998 году фронтменом Platero y Tú Фито Кабралесом и включает в себя множество стилей, включая соул, блюз, свинг, фламенко, техасско-мексиканскую или гавайскую гитару. Проект начался с A puerta cerrada (на данный момент продано 40 000 альбомов) и его популярность неуклонно росла, одним из последних хитов стала Rojitas las orejas . [16]

Ухо Ван Гога вживую

В Доностии в середине 90-х годов университетская молодежь собиралась на репетиции. Тем не менее, им был нужен вокалист для группы, поэтому они организовали кастинг с Амайей Монтеро , в результате которого была создана La Oreja de Van Gogh , который после выпуска альбома Dile al sol взлетел, поддержанный могучим и запоминающимся голосом Амайи. мягкие мелодии, украшенные красивыми аранжировками. Затем последовали новые хиты и альбомы.

Анари на молодежном сквоте Ордиции

Группа родом из Сарауса Делориана занимается электроникой и роком с захватывающими и трансовыми живыми выступлениями с 2000 года. Группа вышла на международный уровень, отправившись в зарубежные туры, включая Соединенные Штаты. Группа отменила свой международный тур 2013 года, находясь в Мексике, после странной попытки похищения. Последовательная карьера и музыкальные ноу-хау подтвердили, что по состоянию на 2014 год несколько групп заслуживают доверия: Gatibu ( Gernika ), We Are Standard ( Getxo ), Atom Rhumba ( Бильбао ), Ken 7 («минус семь», Gernika), Berri Txarrak. (Лекунберри), Капсула ( Бильбао ), и это лишь некоторые из них.

Авторы-исполнители и нежная музыка

[ редактировать ]
Концерт воссоединения Герцайнака в постановке Гари и Йосу Сабала ( Эускальдуна , Бильбао , 2019)

Подход певицы и автора песен, который ослаб в конце 1980-х годов, в настоящее время демонстрирует хорошее состояние на баскской сцене, с некоторыми очень выдающимися фигурами, такими как пронзительная Анари , известная своим сильным, душераздирающим голосом и песнями, которая сейчас набирает популярность (концертная запись Анари Кафе Анцокян Зузенеан выпущено в 2008 году). Среди других авторов-исполнителей - Петти из Беры ( Наварра ) с четырьмя альбомами, опубликованными до 2008 года, или бертсолари Микель Урдангарин, включающий несколько меланхоличные песни, часто сопровождаемые струнными и духовыми инструментами.

Следуя фолк-традиции и традициям певца и автора песен, Джабье Мугуруса (род. 1960) начал сольную карьеру в 1994 году после ухода из других проектов (Les Mecaniciens,...). Музыкант-ветеран сочиняет и исполняет личные, легкие песни с сильными задумчивыми и литературными текстами. Между тем, некоторые известные деятели баскской народной музыки продолжают выступать и творить, например, Бенито Лертксунди или Оскорри (свежий альбом группы Banda в 2007 году, собирающийся отпраздновать 35-летие ансамбля). Знаменитый певец и автор песен Микель Лабоа , считающийся отцом современной баскской музыки, умер в декабре 2008 года.

Ансамбль Bidaia , то есть пара Миксель Дуко и Кэролайн Филлипс, предлагает нежную и сложную народную музыку, а перкуссионист Бенат Ачиари (род. 1947) предлагает экспериментальный подход, часто используя в своих выступлениях импровизированные отрывки (несколько альбомов, выпущенных в 1990-х годах). Амайя Зубирия (родилась в 1947 году в Зубиете - Гипускоа ), которая время от времени сотрудничала с ним, имеет долгую и плодотворную карьеру в панораме баскской песни: она попала в центр внимания вместе с прогрессивно-фолк-группой Haizea, опубликовав с тех пор несколько сольных альбомов и с очень чистым голосом меццо-сопрано. Последняя ее работа – альбом Nabil (2008). [17]

  1. ^ «Баскские инструменты» . Ксарнеге. Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 года . Проверено 13 марта 2008 г.
  2. ^ «ОЛДАРРА (Биарриц)» . Ассоциация Страны Басков. Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 года . Проверено 3 февраля 2008 г. Сайт на баскском и испанском языках
  3. ^ «Коралл Андра Мари Абесбаца» . Коралл Андра Мари Абесбаца. Архивировано из оригинала 7 апреля 2008 года . Проверено 3 февраля 2008 г. Сайт на баскском и испанском языках
  4. ^ «История охоты» . Международный фестиваль охоты в Португалии. Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 года . Проверено 3 февраля 2008 г. Сайт на испанском языке
  5. ^ «Мишель Лабегери (1921–1980)» (PDF) . Главная издательская служба правительства Басков. Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2011 года . Проверено 5 февраля 2008 г. Сайт на баскском языке
  6. ^ Лопес Агирре, Елена (2009). История баскского рока . Витория-Гастейс: издания AIANAI. стр. 114–115. ISBN  9788461516049 .
  7. ^ Лопес Агирре, Э. (2009), стр. 123-124
  8. ^ «Баскская прогрессивная музыка» . Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года . Проверено 5 февраля 2008 г.
  9. ^ Лопес Агирре, Э. (2009), стр. 161-164
  10. ^ Лопес Агирре, Э. (2009), стр. 121-123
  11. ^ Лопес Агирре, Э. (2009), стр. 291-292
  12. ^ Лопес Агирре, Э. (2009), стр. 356-357
  13. ^ Велес, Начо (21 августа 2017 г.). «Плохие новости, записываем новый альбом» . EITB Проверено 29 августа 2017 г.
  14. ^ «ПиЛТ, Аль Грано» . МОНДОСОНОРО. Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 года . Проверено 7 марта 2008 г. Сайт на испанском языке
  15. ^ « ПОКА Я СЛОМАЮ», ВОСЬМОЙ ДИСК ВРАГА» . СЛУШАТЬ Проверено 7 февраля 2008 г. Сайт на баскском языке
  16. ^ «Фито и Фитипальдис» . ТодоМузыка. Архивировано из оригинала 3 июля 2008 года . Проверено 7 марта 2008 г. Сайт на испанском языке
  17. ^ «Амая Зубирия» . Производство Серрано. Архивировано из оригинала 7 апреля 2008 года . Проверено 7 марта 2008 г. Сайт на испанском языке

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хтеиан-Китон, Тедди (1994). Путеводитель по баскской музыке . Архив искусств и исследовательский центр Айдахо Filer P. ISBN  0-9675042-0-1 .
  • Мартия, Хосе Антонио Аран (1985). Баскская музыка . Баскское правительство. ISBN  84-7568-071-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 54ee1e8d65a2b0954037991f18e1aa47__1716497940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/47/54ee1e8d65a2b0954037991f18e1aa47.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Basque music - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)