Баскская музыка
Культура Страны Басков |
---|
Мифология |
Литература |
Баскская музыка относится к музыке, созданной в Стране Басков , отражающей черты, связанные с ее обществом/традицией, и придуманной людьми с этой территории. Хотя музыка традиционно более тесно связана с сельской музыкой и музыкой на баскском языке, растущая диверсификация ее производства в последние десятилетия склонила чашу весов в пользу широкого определения.
Традиционная музыка
[ редактировать ]Баскская традиционная музыка является продуктом исторического развития региона и стратегического географического положения на Атлантической дуге, на перекрестке между горами ( Кантабрийский горный массив , Пиренеи ) и равнинами ( бассейн Эбро ), океаном и внутренними районами, европейским континентом и Пиренейским полуостровом . Таким образом, ее культура и музыка на протяжении всей истории подвергались множеству влияний: от британского и североевропейского до средиземноморского и арабского . Например, традиционная зарубежная торговля с Англией или международное паломничество по Пути Святого Иакова в значительной степени оставили отпечаток как на инструментах, так и на мелодиях.
Инструменты
[ редактировать ]Народные инструменты, широко распространенные в Европе, в какой-то момент истории перестали использоваться в некоторых местах и остались только в определенных областях, где они прижились и приняли особенности и характер, связанные с регионом, например, трубка с тремя отверстиями или трубка-табор в широко распространенных Использование этого инструмента в Европе в конечном итоге привело к появлению в Стране Басков двух конкретных инструментов : txistu и xirula . Соответственно, из одного могли возникнуть разные инструменты, такие как наваррский дулзайна и сулетин чанбела , с небольшими различиями между ними. [1]
Большинство инструментов, принятых в сельских и народных кругах, появились не более шести столетий назад, а некоторые из них были введены только в 19 веке, например, трикитикса или тхисту, принявшие свою современную форму именно в этот период, несмотря на тот факт, что это стало результатом длительной эволюции. Большинство баскских инструментов возникли за пределами Страны Басков и на каком-то этапе стали популярными на этой территории, но чалапарта не входит в их число.
Некоторые традиционные баскские инструменты:
- Альбока , сложный двойной кларнет, играемый в технике кругового дыхания, аналогичной той, что используется в сардинских лаунеддах .
- Чалапарта — деревянный ударный инструмент, похожий на ксилофон, для двух игроков.
- Кирикокета , деревянное ударное устройство, похожее на чалапарту, используемое в процессе изготовления сидра .
- Тоберак — ударный инструмент, сделанный из горизонтальных металлических прутков.
- Свисток , местная трубка .
- Барабан, называемый данболином , обычно сопровождает ксисту.
- Атабал — двусторонний портативный плоский барабан, на котором играли вместе с аэрофонами.
- Ксирула , флейта с тремя отверстиями, короче и более высокая по звуку, чем тхисту.
- Ттун-ттун , барабан с вертикальными струнами, на котором обычно играют вместе с ксирулой.
- Trikitixa или escusoinua , живой диатонический баян .
- Бубен , обычно играемый вместе с трикитиксой .
- Дульзайна , трубка из Наварры, принадлежащая семье шаум .
- Духовой рог — инструмент из бычьего рога.
Певческая традиция
[ редактировать ]Коллективная душа
[ редактировать ]Баски особенно любят пение. Баскский язык придерживается устной традиции сильнее, чем романские языки , а его литература впервые была зафиксирована в письменной форме в 16 веке. Существуют баллады XV века, которые передавались из уст в уста от родителей к детям, например, «Озазе Яургенян из Соула », повествующая о событиях шестивековой давности и дошедшая до нас в разных версиях (наиболее известная была популяризирована Бенито Lertxundi ), или Алосторреа , из Бискайи . Эти баллады создавались и распространялись менестрелями или берцоларисами , сохранялись в народной памяти и передавались в так называемом копла захарраке , наборах стихов с характерным ритмическим рисунком, которые можно было петь: это похоже на традиционные практики в других частях Европы. . Так, например, первое литературное произведение на баскском языке Linguæ Vasconum Primitiæ (1545) Бернара Эчепаре показывает длинные стихи, которые, хотя и обманчиво оформлены в размерах, напоминающих те, которые используются в романской поэзии, но следуют внутреннему ритмическому рисунку, подобному копла , чтобы их можно было популярно петь. Даже сегодня нет ничего необычного в том, чтобы увидеть группы людей, марширующих по городу на каком-нибудь местном фестивале, поющих и просящих у соседей еду, напитки или пожертвования денег, в то время как самыми известными празднованиями по этому образцу во всей Стране Басков могут быть такие проходит в сочельник ( Олентцеро ) и в канун Святой Агаты , где певцы переодеваются в традиционные костюмы.
Отсюда следует, что традиционное пение тесно связано с берцоларисами , бардами-импровизаторами, которые даже в наши дни занимают важный статус в баскской культуре. Они выражают обеспокоенность людей посредством формальных традиций, исходящих от народа (мелодии, языковые приемы), и выступают в качестве их выразителей. Значительный корпус традиционных песен был собран Ресурексьоном Марией де Азкуэ и Аитой Доностиа , двумя религиоведами, интересующимися баскской народной культурой, на рубеже 20-го века; а также позже в Кансионеро популярном Васко (1918) и Эускале Эрес-Сорта. Кансионеро Васко (1922), и это лишь некоторые работы.
В настоящее время группа Hiru Truku (в состав которой входят знаменитые музыканты Хосеба Тапиа , Рупер Ордорика и Биксенте Мартинес) выбрала несколько старинных песен со всей Страны Басков , блестяще обновила музыку и выпустила их на ряде альбомов. Еще одна давняя и известная группа, которая разрабатывает традиционные песни, - это Oskorri: группа приступила к пению традиционных песен на публичных выступлениях, а затем раздала публике репертуар, включая тексты, и призвала их подпевать. На данный момент группа выпустила пару альбомов такого типа и отыграла различные туры, получив признание публики, став особенно популярной среди родителей среднего возраста.
Ключевой фигурой, соединяющей старую певческую традицию соул и возрождение народной песни ХХ века, является Пьер Бордазахарре (1907–1979), он же Эчаахун Ирури. Играя на ксируле и певец, он собирал старые песни и создавал новые, которые со временем прижились и распространились, например, Agur Xiberoa . Он также внес свой вклад в создание новых пасторальных пьес в традициях Соула, изменив пастораль и добавив новые темы.
также существуют традиции хоровой Во всей Стране Басков музыки. В некоторых городах были созданы церковные хоры для удовлетворения религиозных музыкальных потребностей. Тем не менее, на рубеже 20-го века некоторые ансамбли возникли вне церковного контекста, например, Sociedad Coral de Bilbao (основанный в 1886 году), Orfeón Donostiarra (основанный в 1897 году) или Coral Santa Cecilia из Доностии (основанный в 1928 году). Позже были сформированы и другие ансамбли, такие как Oldarra Abesbatza из Биаррица (основан в 1947 году), состоящие из мужчин и иногда дающие выступления в качестве охоте (см. ниже), [2] или известный Coral Andra Mari из Errenteria , основанный в 1966 году, с баскской народной музыкой и несколькими партитурами Аиты Доностиа. [3] В настоящее время на территории Басков разбросано множество второстепенных хоровых ансамблей, в основном предлагающих баскский народный репертуар. В Байонне и Доностии в конце нулевых среди любителей стала популярна веселая неформальная инициатива, которая собирается раз в месяц и ходит по барам по улицам соответствующих старых кварталов, распевая традиционные песни.
Еще один баскский хоровой феномен представлен так называемыми охотесами , ставшими популярными в 1930-х годах в регионе Бильбао : восемь мужчин с глубокими голосами, с выраженным вкусом к местной и народной тематике, поющие на испанском и баскском языках . Возможно, это связано с летними духовными семинариями, которые процветали благодаря теплой атмосфере баров после окончания рабочей смены. [4] Со временем ветвь этого жанра превратилась в билбайнады (до 1960-х годов, ныне сильно пришедшие в упадок).
Классические солисты
[ редактировать ]Вдохновленные той же певческой традицией, но смещаясь в сторону утонченных европейских тенденций, преобладающих в высших слоях общества, некоторые баски прославились как отдельные певцы. Среди солистов, заслуживающих внимания, можно назвать:
- Пьер-Жан Гара (1764–1823): один из первых солистов, процветавший в разгар Просвещения Лабура .
- Хулиан Гаярре (1844–1890): наваррский тенор из Ронкаля с выдающимся теноровым голосом.
Композиторы
[ редактировать ]Страна Басков была домом для различных известных композиторов, писавших в основном в 20 веке. В соответствии с художественными тенденциями первой половины века (живопись...), некоторые из них полюбили баскские обычаи, манеры и сюжеты.
- Хуан де Антьета (1462–1523): композитор эпохи Возрождения, родом из области Аспеития .
- Сантьяго де Эрдоиса ( Дуранго , ок. 1700 г.)
- Хуан Крисостомо Арриага ( Бильбао , 1806 г. – Париж, 1826 г.)
- Хосе Мария Усандизага ( Доностия /Сан-Себастьян, 1887–1915): его считают наряду с Х. Гуриди отцом баскской оперы. Он сочинял оркестровые и камерные пьесы, такие как знаменитый Cuarteto de cuerda en Sol, соч. 31 , перейдя к тщательно продуманной сарсуэле в конце жизни , а также к оперным произведениям ( Менди-Мендиян , 1910: Las Golondrinas , 1914). Его все более успешная карьера оборвалась из-за ранней смерти.
- Хесус Гуриди ( Витория-Гастейс , 1881 – Мадрид, 1961): Сам друг Усандизаги, с которым он познакомился в Париже во время учебы в Schola Cantorum , в 1912 году он был назначен руководителем в Бильбао хора Sociedad Coral . Под влиянием Вагнера и музыкантов. позднего романтизма, он черпал вдохновение и фразы для своих сочинений в баскском фольклоре. Его богатое музыкальное образование позволило ему заниматься различными видами музыки, например, сарсуэлой , оперой, сочинениями для хора, а также религиозными пьесами для органа. Некоторые известные произведения включают El Caserío (1926), Diez melodías vascas (1940), La meiga (1929), Seis canciones castellanas (1939) и Sinfonía pirenaica (1945).
- Немесио Отаньо ( Азкойтия , 1880 – Сан-Себастьян , 1956): композитор, органист и музыковед. Одна из самых важных фигур в истории испанской музыки 20-го века. Директор Королевской консерватории Мадрида с 1939 по 1956 год. Среди его наиболее известных работ - « Марш Святого Игнатия » («Марша Сан-Игнасио»), покровителя Бискайи и Гипускоа. В 1894 году он учился в Colegio Preceptoría в Балиаррене , где сочинил две свои первые литании и зорцико для фортепиано; ему было тогда всего четырнадцать лет, но он уже играл на органе в школьном приходе. В 1896 году он присоединился к Обществу Иисуса и начал свое церковное обучение наряду с занятиями музыкой. В 1911 году он основал Schola Cantorum в Комильясе: его выступления в жанре равнинной песни и полифонии имели большое влияние. Его произведения варьируются от популярных духовных песен (например, Estrella Hermosa, Anima Christi, Baldako) до масштабных хоровых произведений.
- Пабло Соросабаль ( Доностия /Сан-Себастьян, 1897 – Мадрид , 1988)
- Морис Равель ( Зибуру , 1875 – Париж, 1937): баскский французский композитор и аранжировщик.
- Кармело Бернаола ( Оксандио , 1929 – Мадрид , 2002)
- Франсиско Эскудеро ( Доностия /Сан-Себастьян, 1912–2002), композитор Зигора и Герники) , оперы с баскскими либретто
- Себастьян Ирадье ( Лансьего , 1809 – Витория-Гастейс , 1865)
- Хавьер Белло-Порту ( «Толоса» , 1920 – Сан-Себастьян , 2004)
Баскское музыкальное возрождение
[ редактировать ]Послевоенное запустение и первые ростки
[ редактировать ]После Гражданской войны (1936–1937 на территории Басков) развитие баскской культуры в предвоенный период застопорилось: на фоне жестких репрессий рос страх, насущной проблемой стал голод, а бывшие деятели культуры умерли или спаслись бегством в изгнание. Как самостоятельный певческий деятель 1940-х, 1950-х и 1960-х годов следует выделить Луиса Мариано и его мощный тенор. Родившийся в Ируне и переехавший в 20 лет в Бордо , он вышел на испанскую и международную сцену с беззаботными песнями на испанском и французском (а иногда и на баскском языке).
После тяжелейших послевоенных лет молодое поколение приступило к созданию дуэтов и небольших музыкальных групп в Гипускоа и Бискайе , которые постепенно начали исполнять оригинальные мелодии на баскском языке. Среди известных групп 1960-х годов - Urretxindorrak, Enarak, Soroak и Estitxu (певица, родившаяся в семье бегущих родителей недалеко от Байонны). Эти новые группы стремились воспользоваться растущей либерализацией режима, несмотря на то, что основные препятствия, которые все еще препятствовали культурной деятельности, были связаны с чем-либо баскским. Культурная и политическая осведомленность, социальный бунт и стремление к действию возникли в следующих поколениях, что привело к новому баскскому националистическому движению левого толка.
Музыка как утверждение идентичности
[ редактировать ]Некоторые люди из южной Страны Басков бежали с территории во французскую Северную Страну Басков и искали убежища. Они оставили свой след в традиционном баскском обществе Северной Страны Басков, способствуя росту культурного и политического сознания. В эту категорию попадает Миксель Лабегери, который работал и жил в Канбо , его мэр более десяти лет (1965–1980), генеральный советник департамента и основатель баскского националистического движения Эмбата (он ушел позже). Он имел музыкальное образование, впитал новые европейские музыкальные тенденции, например, Brassens , народную музыку из Англии и Франции, и выпустил в 1961 году альбом с песнями, которые вызвали отклик, такими как Gu gira Euskadiko , Primaderako liliak и т. д. [5] Ему предстояло оказать влияние на новый художественный коллектив баскских артистов «Ez dok amairu», созданный в 1965 году, в основном состоящий из народных певцов и авторов песен, связанных с баскской культурой: Бенито Лертксунди , Микеля Лабоа (популярная песня «Txoriak txori»), Ксабье Лете , Лурдес Ириондо и др.
Лурдес Ириондо впервые в баскской музыке начала петь под аккомпанемент гитары, что вызвало резкую критику на том основании, что этот инструмент был чужд местной культуре. " Ez Dok Amairu " распалась в 1972 году, и ее участники пошли разными путями, что в конечном итоге подтвердило, что некоторые из них стали признанными и ключевыми фолк-баскскими певцами вплоть до 2000-х годов. В духе стиля певца и автора песен Гук, Ларральде и Эчаменди или всеми любимый дуэт Панчоа и Пейо создают музыкальный фон для периода борьбы, репрессий и беспорядков 1970-х годов в Северной Стране Басков. ) и Горка Кнёрр, особенно в провинциях Алава и Наварра Энрике Селайя ( Альцасу , нашли отклик своим более фольклорным и тонким подходом.
Сдвиг в сторону городской музыки
[ редактировать ]Между тем, в 1970-х годах возникли новые, более городские музыкальные ансамбли и группы, которые сначала исполняли песни того времени на летних местных фестивалях. Постепенно они разработали свой собственный репертуар, основанный на баскском возрождении и активизме (особое внимание к текстам) и текущих западных музыкальных тенденциях, например, фолке ( Гвендаль например, ), прогрессивном роке ( Pink Floyd ...). Из хоровых коллективов Mocedades из Бильбао следует выделить , основанный в 1967 году первоначально Амайей Урангой и двумя ее сестрами. Вскоре они приобрели общественную известность, заняв второе место на конкурсе песни «Евровидение» 1973 года .
В том же городе собралась плодовитая группа Oskorri (см. выше), исполняющая народную музыку, выпустив первый альбом в 1976 году, где они отдали дань уважения поэту Габриэлю Арести , в то время как в Северной Стране Басков Мишель Дюко и Анже Дюальде объединились и выступили вместе. первая баскская рок-группа, знаменитая и политически преданная Errobi, выпустившая альбом Errobi (1975), получивший признание критиков и публики, Bizi bizian последовала, пожалуй, лучшая из них, когда звукозаписывающая компания CBS подумывала о подписании с ними контракта. Группа распалась (не совсем) на пике своей популярности (1979); раскол стал рассматриваться как «самоубийство». [6]
Начиная с середины 60-х годов, Иманол Ларсабаль вела сольную карьеру певца и автора песен, обладая глубоким голосом, а также социально ориентированной и поэтической тематикой, в сотрудничестве с отечественными и зарубежными поэтами и певцами. Он провел короткий период в тюрьме и вернулся из ссылки в 1977 году. Его друг и сын родителей-эмигрантов Сулетена , Нико Эчарт вернулся в Страну Басков из Парижа в 1972 году с совершенно новыми идеями о музыке, превратившись таким образом в предшественник баскской рок-музыки ( Euskal Rock&Roll в 1973 году, выпущен в 1979 году) вместе с Эрроби, в то время как, особенно в традиционной Северной Стране Басков, некоторые критиковали его внешний вид, манеры и музыку. он попеременно выступал на сцене под вербены (танцевальную музыку на местных фестивалях) с группой Minxoriak. До 1994 года [7]
В районе Мутрику , в 1978 году была основана группа Itoiz ставшая важной вехой в баскской фолк-поп-музыке, с Хуаном Карлосом Пересом в качестве ведущего вокалиста и фронтмена, выпустившая в том же году получивший признание критиков альбом Itoiz , который содержал такие пронзительные треки. как Hilzori , Lau teilatu и т. д. Ансамбль Akin Haizea выпустил за этот период пару хороших альбомов. [8]
Расцвет баскской панк-музыки
[ редактировать ]До этого момента баскские музыкальные группы из Южной Страны Басков обращались к лейблам из Испании для записи и выпуска своих произведений. Тем не менее, в конце 1970-х и особенно в начале 1980-х годов возникли новые региональные издатели (Xoxoa, Soñua...), предоставившие трамплин небольшим группам, которым раньше было трудно увидеть, как их работы выходят на свет.
целая сеть молодежных сквотов, gaztetxes , предоставлявшая небольшим группам помещения для В то же время по всей Стране Басков возникла репетиций и площадки для проведения концертов. Впервые молодое недовольное и неуправляемое поколение, выросшее в городах и городах, смогло найти выход, чтобы выразить свой протест в духе панк-мировоззрения («сделай сам»), но не смогло избежать сильного потрясения от наркотиков. [9] В 1984 году произошел всплеск баскского панк-рока, или баскского радикального рока ( Rock Radical Vasco по-испански).
Некоторыми популярными группами, вышедшими на рок-сцену, были Zarama и Eskorbuto из Сантурци , хард-рок-группа Barricada и причудливая Tijuana in Blue из Памплоны , La Polla Records из Агурайна , Кортату и Балдин Бада из Ируна , Hertzainak , Cicatriz и Potato из Витории-Гастейса , Jotakie, RIP , Naste Borraste, MCD, BAP , Zer Bizio, Delirium Tremens и т. д. Большую часть времени использовался испанский язык, иногда баскский, а иногда группы были двуязычными.
Эта новая музыкальная тенденция вступила в противоречие с предыдущей традицией певцов и авторов песен (разрыв поколений), причем обе они в разной степени были связаны с левым и баскским националистическим движением. Тем временем Itoiz продолжил свой скромный музыкальный путь, переключившись на поп-музыку в состоявшемся альбоме Musikaz blai (за ним последовали еще три LP-альбома), в который вошли всемирно известные песни, такие как To Alice , As Noites da Radio Lisboa или запоминающаяся Marea gora . [10]
Другие группы конца 1980-х пошли другим путем, мягким и даже наивным, используя тексты на испанском языке и сочетая испанские и международные поп-тенденции, например, Duncan Dhu (с ведущим деятелем Микелем Эрентсуном ), 21 Japonesas или Sanchis y Jocano. , банды из района Доностии . Дункан Дху особенно добился большой популярности на испанской и международной поп-сцене, положив начало традиции в последующие годы, которая должна была называться «Звук Доности» (Ле-Ман, Ла-Ореха де Ван Гог ,...).
Текущая популярная музыка
[ редактировать ]Новые тенденции
[ редактировать ]В 1990 году была основана общественная радиостанция на баскском языке Euskadi Gaztea, целью которой было привлечь молодежь в молодой, динамичной и неформальной манере, а также добавлять информацию, освещать темы, которые могут интересовать баскскую молодежь, и поощрять баскские группы. Баскская музыка определенно открыла мировые тенденции.
Флагманская баскская рок-группа Kortatu распалась в 1988 году (концертный альбом Azken guda dantza ), а вскоре братья Мугуруса собрали проект Negu Gorriak . Они продемонстрировали другой взгляд на мир по сравнению с предыдущей группой Kortatu: новая группа пела полностью на баскском языке, их подход демонстрировал непредвзятость, но при этом придерживался фирменной песни протеста Muguruzas, как показано в их знаменитом видеоклипе Radio Rahim , который вызывает в воображении американца. манеры хип-хопа. [11] Панк сильно пришел в упадок, в то время как регги и хардкор взяли верх, например, Anestesia, Etsaiak, Sociedad Alkoholika, Su Ta Gar ( тяжелый ) и т. д. M-ak выпустил свой лучший альбом Barkatu ama , получивший признание критиков, в котором представлены стили от хардкора. к нежным следам.
Фолк и трики-поп-музыка
[ редактировать ]В начале 1990-х годов молодое поколение снова взялось за фолк, найдя публику, которая хотела слушать более мягкие мелодии на баскском языке, например, Соротан Беле, Микель Маркез и т. д. Школы Трикитикса наконец принесли свои плоды в 1990-е годы: новшества, привнесенные дуэт Tapia eta Leturia и Kepa Junkera подтвердили, что они являются убедительными фольклорными отсылками в Стране Басков и даже за рубежом. Новые дуэты трикитикса пробовали новые способы, которые прижились, иногда создавая группы, включающие бас-гитару и барабаны, помимо пары диатонических баянов и бубна ( трики-поп ), например, Maixa eta Ixiar, Alaitz eta Maider, Gozategi. [12] Обычно они предлагали веселый репертуар: песня Гозатеги Nirekin («Emoixtaxux muxutxuek...») попала в летние чарты 2000 года за пределами языковых границ.
Специализация и диверсификация
[ редактировать ]Рок-группа Hertzainak распалась в 1993 году, а ее участники занялись собственными проектами. Фронтмен Hertzainak и скандальный певец Гари начал сольную и очень личную карьеру с нескольких успешных песен, которые сделали его убедительным эталоном в баскской музыке, в то время как Йозу Забала сотрудничал с другими певцами и проектом группы бертсолари , то есть оригинальным духовым оркестром Каридадеко Бента. (первый альбом 2003 г.). Пауэр-поп- группа Urtz, образованная в 1988 году, занималась личными историями, которые немного отличались от все еще преобладающих протестных тем и жесткой лексики конца 1980-х, помимо этого демонстрируя беспрецедентную припевную линию, в которой содержалось несколько очаровательных, оптимистичных и запоминающихся песен. Группа распалась в начале 2000-х, но вернулась в 2013 году.
Следуя традициям хардкор-панка, группа Berri Txarrak из Лекунберри собралась в 1994 году, выпуская различные альбомы и совершая турне по Европе, где они получают хорошие отзывы и постепенно приобретают репутацию, которая принесла им выступления и сотрудничество с важными деятелями инди-индустрии. рок по всему миру. В августе 2017 года группа объявила о записи девятого альбома на студии The Blasting Room в Колорадо . [13]
Группа PiLT ( Mungia ), проявившая вкус к металлу и жесткому звуку ( Clawfinger , Soundgarden ), оказалась в центре внимания в 1995 году после победы на конкурсе бутлегов "Gaztea Sariak", организованном радиостанцией Euskadi Gaztea, а определенный хит пришел в 1996 году. с синглом Hil da jainkoa , что принесло им широкое признание. [14] Точно так же хэви-метал группа Latzen приобрела общественную известность после того, как выиграла с популярной балладой Laztana издание "Gaztea Sariak" 1997 года.
Группы Scalariak (1994) и Betagarri (1992) переняли традицию ска, предлагая зажигательные буги-вуги и свинговые живые концерты. В ногу с другими мультикультурными событиями, такими как Фермин Мугуруза из Негу Горриак или праздничный Жокс Рипиау, и это лишь некоторые из них, в 2003 году участники Etsaiak собрали каламбурную группу Pin Pan, группу с хорошими связями в Латинской Америке, выпустив в 2005 году DVD Kuba-Mexiko Rock Tour 04 , который стал свидетелем их опыта и мощных живых концертов. Эцаяк снова собрались вместе в 2008 году (выпустили альбом Apurtu arte ). [15] Во французской Стране Басков праздничная группа Sustraia приобрела большую популярность после 15 лет гастролей, а внезапная смерть харизматичного фронтмена Патрика Микселены в январе 2009 года, также известного как Миксу, сделала будущее группы неопределенным.
Doctor Deseo была основана в Бильбао в 1986 году и впоследствии выпустила различные альбомы в течение более чем 20 лет. Они довольно поэтично затрагивают бытовые и личные темы. Fito y los Fitipaldis (Бильбао) была основана в 1998 году фронтменом Platero y Tú Фито Кабралесом и включает в себя множество стилей, включая соул, блюз, свинг, фламенко, техасско-мексиканскую или гавайскую гитару. Проект начался с A puerta cerrada (на данный момент продано 40 000 альбомов) и его популярность неуклонно росла, одним из последних хитов стала Rojitas las orejas . [16]
В Доностии в середине 90-х годов университетская молодежь собиралась на репетиции. Тем не менее, им был нужен вокалист для группы, поэтому они организовали кастинг с Амайей Монтеро , в результате которого была создана La Oreja de Van Gogh , который после выпуска альбома Dile al sol взлетел, поддержанный могучим и запоминающимся голосом Амайи. мягкие мелодии, украшенные красивыми аранжировками. Затем последовали новые хиты и альбомы.
Группа родом из Сарауса Делориана занимается электроникой и роком с захватывающими и трансовыми живыми выступлениями с 2000 года. Группа вышла на международный уровень, отправившись в зарубежные туры, включая Соединенные Штаты. Группа отменила свой международный тур 2013 года, находясь в Мексике, после странной попытки похищения. Последовательная карьера и музыкальные ноу-хау подтвердили, что по состоянию на 2014 год несколько групп заслуживают доверия: Gatibu ( Gernika ), We Are Standard ( Getxo ), Atom Rhumba ( Бильбао ), Ken 7 («минус семь», Gernika), Berri Txarrak. (Лекунберри), Капсула ( Бильбао ), и это лишь некоторые из них.
Авторы-исполнители и нежная музыка
[ редактировать ]Подход певицы и автора песен, который ослаб в конце 1980-х годов, в настоящее время демонстрирует хорошее состояние на баскской сцене, с некоторыми очень выдающимися фигурами, такими как пронзительная Анари , известная своим сильным, душераздирающим голосом и песнями, которая сейчас набирает популярность (концертная запись Анари Кафе Анцокян Зузенеан выпущено в 2008 году). Среди других авторов-исполнителей - Петти из Беры ( Наварра ) с четырьмя альбомами, опубликованными до 2008 года, или бертсолари Микель Урдангарин, включающий несколько меланхоличные песни, часто сопровождаемые струнными и духовыми инструментами.
Следуя фолк-традиции и традициям певца и автора песен, Джабье Мугуруса (род. 1960) начал сольную карьеру в 1994 году после ухода из других проектов (Les Mecaniciens,...). Музыкант-ветеран сочиняет и исполняет личные, легкие песни с сильными задумчивыми и литературными текстами. Между тем, некоторые известные деятели баскской народной музыки продолжают выступать и творить, например, Бенито Лертксунди или Оскорри (свежий альбом группы Banda в 2007 году, собирающийся отпраздновать 35-летие ансамбля). Знаменитый певец и автор песен Микель Лабоа , считающийся отцом современной баскской музыки, умер в декабре 2008 года.
Ансамбль Bidaia , то есть пара Миксель Дуко и Кэролайн Филлипс, предлагает нежную и сложную народную музыку, а перкуссионист Бенат Ачиари (род. 1947) предлагает экспериментальный подход, часто используя в своих выступлениях импровизированные отрывки (несколько альбомов, выпущенных в 1990-х годах). Амайя Зубирия (родилась в 1947 году в Зубиете - Гипускоа ), которая время от времени сотрудничала с ним, имеет долгую и плодотворную карьеру в панораме баскской песни: она попала в центр внимания вместе с прогрессивно-фолк-группой Haizea, опубликовав с тех пор несколько сольных альбомов и с очень чистым голосом меццо-сопрано. Последняя ее работа – альбом Nabil (2008). [17]
Образцы
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Баскские инструменты» . Ксарнеге. Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 года . Проверено 13 марта 2008 г.
- ^ «ОЛДАРРА (Биарриц)» . Ассоциация Страны Басков. Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 года . Проверено 3 февраля 2008 г. Сайт на баскском и испанском языках
- ^ «Коралл Андра Мари Абесбаца» . Коралл Андра Мари Абесбаца. Архивировано из оригинала 7 апреля 2008 года . Проверено 3 февраля 2008 г. Сайт на баскском и испанском языках
- ^ «История охоты» . Международный фестиваль охоты в Португалии. Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 года . Проверено 3 февраля 2008 г. Сайт на испанском языке
- ^ «Мишель Лабегери (1921–1980)» (PDF) . Главная издательская служба правительства Басков. Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2011 года . Проверено 5 февраля 2008 г. Сайт на баскском языке
- ^ Лопес Агирре, Елена (2009). История баскского рока . Витория-Гастейс: издания AIANAI. стр. 114–115. ISBN 9788461516049 .
- ^ Лопес Агирре, Э. (2009), стр. 123-124
- ^ «Баскская прогрессивная музыка» . Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года . Проверено 5 февраля 2008 г.
- ^ Лопес Агирре, Э. (2009), стр. 161-164
- ^ Лопес Агирре, Э. (2009), стр. 121-123
- ^ Лопес Агирре, Э. (2009), стр. 291-292
- ^ Лопес Агирре, Э. (2009), стр. 356-357
- ^ Велес, Начо (21 августа 2017 г.). «Плохие новости, записываем новый альбом» . EITB Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ «ПиЛТ, Аль Грано» . МОНДОСОНОРО. Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 года . Проверено 7 марта 2008 г. Сайт на испанском языке
- ^ « ПОКА Я СЛОМАЮ», ВОСЬМОЙ ДИСК ВРАГА» . СЛУШАТЬ Проверено 7 февраля 2008 г. Сайт на баскском языке
- ^ «Фито и Фитипальдис» . ТодоМузыка. Архивировано из оригинала 3 июля 2008 года . Проверено 7 марта 2008 г. Сайт на испанском языке
- ^ «Амая Зубирия» . Производство Серрано. Архивировано из оригинала 7 апреля 2008 года . Проверено 7 марта 2008 г. Сайт на испанском языке
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хтеиан-Китон, Тедди (1994). Путеводитель по баскской музыке . Архив искусств и исследовательский центр Айдахо Filer P. ISBN 0-9675042-0-1 .
- Мартия, Хосе Антонио Аран (1985). Баскская музыка . Баскское правительство. ISBN 84-7568-071-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Баскская музыка и искусство (Баскская страница Бубера)
- Бесплатные партитуры баскской музыки в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бадок, информация о баскской музыке в ежедневной газете Berria.
Музыка баскских регионов |
Общие темы |
---|
|
Региональная музыка |