Археологический памятник Мактар
Расположение | Тунис |
---|---|
Координаты | 35 ° 51'20 "N 9 ° 12'23" E / 35,85556 ° N 9,20639 ° E |
, Археологический памятник Мактар остатки древнего Мактариса, — это археологический памятник в западно-центральной части Туниса , расположенный в Мактаре , городе на северной окраине Тунисского хребта .
Это место является одним из самых обширных в стране, и большая часть его еще предстоит археологически исследовать в 2020 году, что сравнимо с ситуацией в Булле Регия . Одной из причин этого могут быть относительная удаленность региона и сложность его интеграции в сети связи.
В дополнение к многочисленным останкам, размещенным в археологическом парке, за исключением лишь нескольких разрозненных элементов, в небольшом музее представлены различные археологические находки с этого места.
Расположение
[ редактировать ]Объект расположен на границе между северо-западом и центрально-западным Тунисом, в 150 км к юго-западу от Карфагена и в 70 км к юго-востоку от Сикка-Венерии .
Город был построен на краю плато на высоте 900 метров между долинами Узафа и Вади Сабун . [1] Его расположение на легко защищаемом месте иллюстрирует его примитивное военное призвание.
История
[ редактировать ]Нумидийский, затем римский город
[ редактировать ]Мактарис был заселен еще в 8-м тысячелетии до нашей эры, о чем свидетельствует присутствие окаменелых улиток. Город, вероятно, был основан ливийским населением, на что указывает топоним MKTRM , переведенный на латынь как Mactaris . В III и II веках до нашей эры это был важный нумидийский город, заключивший привилегированный союз с Карфагеном во время правления царя Массиниссы ( 202–148 гг . до н.э. ). Город извлек выгоду из развития Карфагена до того, как принял большое количество беженцев, когда Карфаген пал в 146 г. до н.э. Массинисса окончательно взял город в 149 г. до н.э. [2]
В нео-пунический период произошло определенное развитие: стелы I века, найденные в Баб-эль-Айне, свидетельствуют о наличии тофета ; главным божеством в то время был Баал-Хаммон . [2]
Мактарис подвергся поздней, но реальной романизации: в 46 г. до н.э. он получил статус свободного города, но сохранял в своих местных учреждениях три шопхета до начала II века , возможно, из-за нумидийского влияния; [1] триумвиры заменили этих магистратов в том же веке. [2] Некоторые семьи стали римскими гражданами при императоре Траяне , а некоторые получили всадническое звание уже во времена правления Коммода . [1]
получивший статус колонии под названием Колония Элия Аурелия Мактарис между 176 и 180 годами Город, , извлек выгоду из римского мира конца I века и пользовался определенным процветанием. [3] В конце II века, во времена правления императора Марка Аврелия , город достиг своего расцвета, о чем свидетельствуют многочисленные памятники, построенные по мере того, как город раскинулся на площади более десяти гектаров.
В III веке город стал резиденцией христианского епископства, а пережил донатистский раскол в V веке . В то время в городе было два собора. [4] Эпитафия , как «Жнец Мактара», хранящаяся в и датируемая 260–270 известная Лувре годами , [5] рассказывает о карьере сельскохозяйственного рабочего , который после 23 лет работы получил минимальные ценсы , необходимые для доступа в Сенат своего города. [6] По словам Жильбера Шарля-Пикара , [7] этот подъем свидетельствует о «муниципальной децентрализации, которая способствует борьбе с концентрацией политической власти и богатства». Город был включен в состав провинции Бизацена во время реорганизации империи Диоклетианом . [4]
Упадок города начался с вандалов вторжений в 439 году. Во время Юстиниана на месте существующих зданий были построены форты, в том числе «Великие бани». правления [8] Окончательный упадок произошел в 11 веке с приходом хилалианских племен.
Последовательность раскопок
[ редактировать ]Это место известно путешественникам с начала 19 века, а раскопки начались в 1893 году храм Хатхор , когда был раскопан Мискар. Раскопки на этом месте начались в 1944 году под руководством Жильбера Шарля-Пикара . Два форума были раскопаны с 1947 по 1956 год . С 1946 по 1955 год настала очередь Школу Ювенес очищать .
После короткого перерыва раскопки возобновились в 1960 году, после обретения независимости. [9]
Это место остается не полностью раскопанным из-за его большой площади, а некоторые элементы, такие как нео-пунический мавзолей, храм Аполлона , арка Баб-эль-Айна и мавзолей Юлия, были размещены за пределами археологического парка.
Здания
[ редактировать ]Доримские постройки
[ редактировать ]На этом месте представлена замечательная коллекция мегалитов раскопанных . Ансамбль, состоящий из больших плит, включает в себя пространство, предназначенное для поклонения умершим во время праха церемоний возложения . Мегалиты выполняли функцию коллективных захоронений. [10] Раскопки неповрежденной погребальной камеры, проведенные Мансуром Гаки, обнаружили большое количество керамики различного происхождения, как местной, так и привозной. Этот материал датируется началом III века до нашей эры - концом I века. [10] 17 января 2012 года правительство Туниса номинировало комплекс на включение в как ЮНЕСКО Список всемирного наследия часть королевских мавзолеев Нумидии, Мавритании и доисламских погребальных памятников. [11]
Кроме того, на этом месте находится пунический пирамидальный мавзолей , похожий на мавзолей Атбана в Дугге . Археологи также обнаружили общественную площадь нумидийской эпохи, которая, вероятно, служила религиозным центром города из-за наличия храмов. Среди этих храмов был один, посвященный Августу и Риму . [12]
Храм Хатхор Мискар известен обширными раскопками, проведенными там, несмотря на недостаточную сохранность останков. В центре святилища археологи обнаружили алтарь, датируемый примерно 100 г. до н. э. [2]
Гражданские здания
[ редактировать ]Schola Juvenes — это хорошо сохранившееся здание северанского периода . Он был раскопан Жильбером Шарлем-Пикаром и интерпретирован как место собраний городского колледжа для несовершеннолетних из-за надписи. [13] Здание финансировалось Юлием Пизоном и было построено на месте святилища Флавиев , посвященного Марсу . Позже он был перестроен во время правления Диоклетиана . [14]
Хотя Римская империя в целом не поддерживала свободу объединений, она допускала определенные формы объединений, известные как «колледжи», при условии, что они не нарушали общественный порядок и были оправданы религиозными соображениями (такими как благочестие и похоронная солидарность) или в общественных интересах (например, колледж пожарных ). Ко второй категории относятся юношеские колледжи, состоящие из молодых людей, выполняющих функции общественного порядка в городе, например, ночные патрули. Однако их основная функция — обеспечить социальную среду для городской элиты, хотя к ним могут присоединиться и сельские жители и менее обеспеченные слои населения. В 238 году в Эль-Джеме именно школа для несовершеннолетних возглавила восстание, которое привело Гордиана I к власти.
Поэтому историческое значение этого памятника можно понять, реконструировав архитектурный каркас этих важных объединений. Останки включают двор с портиками , помещения для богослужений на севере, санитарные помещения на востоке и конференц-зал на западе. [13] Планировка соответствует эллинистической традиции четырехугольной палестры с перистилем . [15]
Рядом со зданием находятся остатки корытообразного здания, назначение которого неясно. Возможно, он использовался для сбора налогов в натуральной форме или анноне .
Форум , расположен на пересечении улиц Декуманус и Кардо символизирующих центр римского города. 1500 м 2 Площадь удивительно хорошо сохранилась и окружена портиком. Площадь окружена аркой, которая остается одной из достопримечательностей этого места. [12]
Однопролетная триумфальная арка , построенная в честь императора Траяна в 116 году , сохранилась и интегрирована в укрепления византийской эпохи с примыкающей к ней башней. Здание увековечивает изменение статуса города и основание нового района. [16]
Еще одни важные ворота, Баб-эль-Айн, расположены за пределами археологического парка. В 1969 году многочисленные неопунические стелы , археологи обнаружили в его кладке [2] некоторые из них выставлены в местном музее .
Здания для отдыха
[ редактировать ]На этом месте представлены остатки значительных термальных ванн, построенных между концом II и началом III веков. [17] Среди них – «Большие южные термальные ванны», которые считаются одними из самых важных в римской Африке . Стены этих ванн сохранились до высоты более двенадцати метров и украшены красивой мозаикой , украшенной лабиринтом . Кроме того, есть «Термальные ванны Капитолия».
Главные термальные ванны Мактара, открытые в 199 году . [18] похоже, не было палестры . [19] Ивон Тебер , однако, считает, что палестры были интегрированы в постройку симметричного плана, общая площадь которой составляет примерно 4400 м2. 2 , с 225 м 2 для единственного фригидария [18] Северского периода, который занимает центр комплекса с прилегающим бассейном и окружен двумя аподитериями . [20] В IV или начале V века удобства сокращаются: [18] комплекс преобразован в крепость в византийский период и оборудован большой каменной стеной.
Западные бани, также известные как «Капитольские бани», были преобразованы в церковь либо в 4 веке, по мнению Александра Лезина , либо в 5 веке, по мнению Жильбера Шарля-Пикара . Ноэль Дюваль , однако, предполагает, что самой последней возможной датой изменения функции здания является VI век. [17] Площадь здания до конца не изучена, хотя Ивон Тебер относит его к баням среднего размера. С востока постройка имела аркады, от которых сохранились элементы ее северной части. [17]
Амфитеатр . , который также сохранился у входа на территорию, подвергся обширной реставрации Структура пещеры смешанного типа, с различиями между севером и югом: северная часть застроена, а южная часть использует рельеф холма. [21] Также была обнаружена уникальная система клеток для доступа скота на арену . [22]
Религиозные здания
[ редактировать ]Место Капитолия плохо сохранилось, но раскопки выявили посвящение, связывающее императора с Юпитер - Юнона - Минерва триадой . [23] Кроме того, был обнаружен храм Вакха . Считается, что храм Аполлона заменил святилище Эшмуна , и этот же процесс, вероятно, привел к созданию храма Liber Pater , который является интерпретацией романа пунического бога Шадрафа . [2]
На сайте есть несколько базилик , в том числе «Базилика Рутилия», расположенная сразу за музеем . Эта конкретная конструкция широко изучалась с момента ее открытия в 19 веке, совсем недавно Ноэлем Дювалем. [24] Считается, что здание, построенное на месте святилища, посвященного Сатурну , служило городским собором.
Археологический объект включает в себя базилику вандальской эпохи под названием « Хильдегунс » с тремя нефами и византийскими гробницами. Сохранившиеся остатки построек этого периода редки, что повышает ценность этого места.
Открытия на сайте
[ редактировать ]Работает на месте
[ редактировать ]Некоторые работы можно увидеть на месте благодаря привилегированному расположению музея Мактара у входа в археологический парк. Однако памятники могут показаться относительно пустыми. Примечательно, что лабиринт внутри «Больших Южных термальных ванн» украшен прекрасной мозаикой.
Работы хранятся в различных музеях.
[ редактировать ]Эпитафия « Жнецу Мактара» [25] представляет собой значимый документ, проливающий свет на экономическую жизнь деревни и процесс обновления муниципальных элит во II веке. Обнаруженный в 1882 году Жозефом Альфонсом Летайем , он сейчас находится в Лувре . Жильбер Шарль-Пикар использовал его, чтобы проиллюстрировать взаимосвязь сельского и городского общества, учитывая небольшой размер города. [26]
Серия Ла Горфа стел , раскопанная недалеко от Мактара в Маграве (ранее Макота ), широко распространена. В Британском музее выставлены 22 стелы, в Лувре — две. [27] В Венском музее истории искусств представлены три, а в Национальном музее Бардо — двенадцать. Последние четыре стелы, обнаруженные в 1967 году, выставлены в музее Мактара . [28]
Работы хранятся в Национальном музее Бардо.
[ редактировать ]Скульптура льва , кусок известняка , датируемый I веком и принадлежащий нумидо - пунической традиции. [29] был раскопан в 1952 году в северо-восточном некрополе города. Оно могло бы украсить погребальный памятник.
Обработка этого предмета примечательна, особенно выделением глаз и гривы, что делает его выдающимся образцом доримской скульптуры. [30]
Стелы Ла Горфа из серии, обнаруженной в Маграве, имеют аналогичную конфигурацию. Артефакт разделен на три стереотипных регистра , каждый из которых имеет свои отличительные особенности. Верхний регистр изображает божества в человеческом обличье, например Сатурн или Танит . В центральном регистре изображен фронтон храма с посвящением, стоящим рядом с алтарем . Последний регистр изображает сцену жертвоприношения с участием жертвенного животного, а иногда и жертвователя. [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Коллектив 2006 , с. 300.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лансель, Серж; Шарль-Пикар, Гилберт (1992). «Мактар». Словарь финикийской и пунической цивилизации (на французском языке). Тюрнхаут: Бреполи. п. 270. ИСБН 2503500331 .
- ^ Slim & Fauqué 2001 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Коллектив 2006 , с. 301.
- ^ Перевод (на французском языке) и фотография надписи в Slim & Fauqué 2001 , стр. 144.
- ^ Slim & Fauqué 2001 , с. 143.
- ^ Slim & Fauqué 2001 , с. 147.
- ^ Slim & Fauqué 2001 , с. 228.
- ^ Рэше, Гай (1994). Словарь археологии (на французском языке). Париж: Роберт Лаффон. п. 566. ИСБН 978-2221079041 .
- ^ Jump up to: а б Slim & Fauqué 2001 , с. 89.
- ^ «Царские мавзолеи Нумидии, Мавритании и доисламские погребальные памятники» . whc.unesco.org (на французском языке) . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Slim & Fauqué 2001 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Грос 1996 , с. 383.
- ^ И Bohec 2005 , с. 129.
- ^ Большой 1996 , с. 384.
- ^ Большой 1996 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б с Теберт 2003 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б с Теберт 2003 , с. 144.
- ^ Большой 1996 , с. 409.
- ^ Большой 1996 , с. 410-411.
- ^ Slim & Fauqué 2001 , с. 177.
- ^ Slim & Fauqué 2001 , с. 177-178.
- ^ Большой 1996 , с. 227.
- ^ Дюваль, Ноэль (1985). «Гипотеза о базилике Рутилия в Мактаре и предшествовавшем ей храме». Обзор исследований августинцев (на французском языке). 31 : 20–45. дои : 10.1484/J.REA.5.104508 . ISSN 1768-9260 .
- ^ CIL VIII, 11824 ; Дессау 7457.
- ^ Фантар, Мхамед Хассин (1982). От Карфагена до Кайруана: 2000 лет искусства и истории Туниса (на французском языке). Париж: Французская ассоциация художественных действий. п. 102. ИСБН 978-2865450152 .
- ^ Фантар 1982 , с. 108.
- ^ Уэртани, Найла (1994). «Римская скульптура». В Жан-Поле Мореле (ред.). Тунис, перекресток древнего мира (на французском языке). Дижон: Фатон. стр. 92–101. ISBN 978-2878440201 .
- ^ Уэртани 1994 , стр. 99–100.
- ^ Фантар 1982 , с. 116.
- ^ Фантар 1982 , с. 109.
Библиография
[ редактировать ]Библиография по Мактару
[ редактировать ]- Бешауш, Азедин; Маджуби, Аммар; Шарль-Пикар, Гилберт (1963). «Pagus Tuscae et Gunzuzi» . КРАЙ (на французском языке). 107 (2): 124–130. дои : 10.3406/crai.1963.11535 . Проверено 9 ноября 2020 г.
- Шарль-Пикар, Гилберт (1957). «Город Мактари». Карфаген (на французском языке). 8 .
- Шарль-Пикар, Гилберт (1982). «Попытка интерпретировать святилище Хотера Мискара в Мактаре». Bac 18B (на французском языке): 17–20.
- Шарль-Пикар, Гилберт (1974). «Раскопки Мактара (Тунис). 1970–1973» . КРАЙ (на французском языке). 118 (1): 9–33. дои : 10.3406/crai.1974.12951 . Проверено 9 ноября 2020 г.
- Шарль-Пикар, Гилберт (1953). «Общественные места и муниципальный статус Мактара» . КРАЙ (на французском языке). 97 (1): 80–82. дои : 10.3406/crai.1953.10065 . Проверено 9 ноября 2020 г.
- Шарль-Пикар, Гилберт (июль 1954 г.). «Мактар» (PDF) . Bulletin Economic et Social de la Tunisia (на французском языке): 63–78 . Проверено 9 ноября 2020 г.
- Шарль-Пикар, Гилберт (1977). «Франко-тунисские археологические исследования в Мактаре. 1, дом Венеры; 1, стратиграфия и исследование тротуаров». БЕФР (на французском языке) (34).
- Фантар, Мхамед Хассин (1963–1964). «Новые монументальные неоопунические надписи из Мактара». Картаго (на французском языке). 12 :45–59.
- М'Чарек, Ахмед (1982). «Аспекты демографической и социальной эволюции Мактариса во 2-м и 3-м веках нашей эры». Тунисский университет (на французском языке). Тунис.
- Моншикур, Шарль (1901). «Массивы Мактара, Центральный Тунис» . Анналы географии (на французском языке). 10 (52): 346–369. дои : 10.3406/geo.1901.5013 . ISSN 0003-4010 . Проверено 9 ноября 2020 г.
- Прево, Франсуаза (1984). «Франко-тунисские археологические исследования в Мактаре. 1, дом Венеры». БЕФР (на французском языке) (34).
- Прево, Франсуаза (1984). «Франко-тунисские археологические исследования в Мактаре. 5, Христианские надписи» . БЕФР (на французском языке). 34 (34) . Проверено 9 ноября 2020 г.
Общая библиография
[ редактировать ]- Айша Бен Абед (1992). Музей Бардо (на французском языке). Тунис: Церера. ISBN 997370083X .
- Бриан-Понсар, Клод; Хьюгонио, Кристоф (2005). Римская Африка: от Атлантики до Триполитана, 146 г. до н.э. Ж.-К. - 533 апр. Ж.-К (на французском языке). Париж: Арман Колен. ISBN 2200268386 .
- Корбье, Поль; Грисхаймер, Марк (2005). Римская Африка: 146 г. до н.э. до нашей эры – 439 год нашей эры Ж.-К (на французском языке). Париж: Эллипсы. ISBN 2729824413 .
- Жан-Клод Гольвен (2003). Найдены древности (на французском языке). Париж: Странствие. ISBN 287772266X .
- Гро, Пьер (1996). Римская архитектура начала III века до н.э. до н.э. в конце Высокой Империи (работа использована при написании статьи) (на французском языке). Полет. 1: Общественные памятники. Пэрис: Пикард. ISBN 2708405004 .
- Кристоф Гюгонио (2000). Рим в Африке: от падения Карфагена до начала арабского завоевания (на французском языке). Париж: Фламмарион. ISBN 2080830031 .
- Андре Ларонд; Жан-Клод Гольвен (2001). Древняя Африка (на французском языке). Париж: Тайландье. ISBN 2235023134 .
- Ле Боек, Янн (2005). Histoire de l'Afrique romaine (работа, использованная при написании статьи) (на французском языке). Пэрис: Пикард. ISBN 2708407511 .
- Липински, Эдвард (редактор) (1992). Словарь финикийской и пунической цивилизации (по произведению) (на французском языке). Тюрнхаут: Бреполи. ISBN 2503500331 .
- Маджуби, Аммар (2000). Города и сооружения римской провинции Африки (на французском языке). Тунис: Университетский издательский центр. ISBN 9973937953 .
- Слим, Хеди; Фоке, Николя (2001). Древний Тунис: от Ганнибала до Святого Августина (по произведению написана статья) (на французском языке). Париж: Менгес. ISBN 285620421X .
- Теберт, Ивон (2003). Римские бани Северной Африки и их средиземноморский контекст (работа, использованная при написании статьи) (на французском языке). Рим: Французская школа Рима. ISBN 2728303983 .
- Коллектив (1994). Тунис, перекресток древнего мира . Файлы археологии (на французском языке). Дижон: Фатон. ISBN 978-2-87844-020-1 .
- Коллектив (2006). L'Afrique romaine, 69-439 (работа, использованная при написании статьи) (на французском языке). Нейи-сюр-Сен: Атландия. ISBN 2350300021 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись в словаре или общей энциклопедии: Националциклопедин.
- Орган контроля : Израиль
- «Мактар. Всегда контролируем границу» . lexicorient.com . Проверено 27 апреля 2018 г.
- «Мактар, л'античный Мактарис» . inp2020.tn (на французском языке). 7 сентября 2020 г. Проверено 30 декабря 2020 г.