Директива о сроке действия авторских прав
директива Европейского Союза | |
Заголовок | Директива, гармонизирующая условия охраны авторских прав и некоторых смежных прав |
---|---|
Сделано | Совет |
Сделано под | Искусство. 57(2), 66 и 100а |
на журнал Ссылка | L290, 24 ноября 1993 г., стр. 9–13. |
История | |
Дата создания | 29 октября 1993 г. |
Вступление в силу | 24 ноября 1993 г. |
Дата реализации | 1 июля 1995 г. |
Подготовительные тексты | |
комиссии Предложение | C92, 11 апреля 1992 г., с. 6 C27, 30 января 1993 г., с. 7 |
ЕЭСК мнение | C287, 04.11.1992, с. 53 |
Европарламента мнение | C337, 22 декабря 1992 г., с. 205 |
Отчеты | |
Другое законодательство | |
Заменяет | — |
Возмещает | 91/250/ЕЕС , 92/100/ЕЕС |
Изменено | Директива об информационном обществе (2001/29/EC) |
Заменено на | 2006/116/ЕС |
Отменен |
Директива Совета 93/98/EEC от 29 октября 1993 г., гармонизирующая условия охраны авторских прав и некоторых смежных прав. [1] Это директива Европейского Союза в области авторского права ЕС , принятая в соответствии с внутреннего рынка положениями Римского договора . Она была заменена Директивой об авторских правах 2006 года (2006/116/EC). [2]
Продолжительность защиты
[ редактировать ]Основная цель заключалась в обеспечении единого срока действия авторского права и смежных прав на территории всего Европейского Союза . Выбранный срок для произведения составлял 70 лет со дня смерти автора ( post mortem auctoris , pma) для соблюдения авторских прав независимо от того, когда произведение было впервые законно опубликовано (ст. 1), что дольше, чем 50-летний посмертный auctoris. срок, требуемый Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений (ст. 7.1 Бернской конвенции). В случае анонимности или псевдонима автора срок действия произведения составляет 70 лет со дня первого законного опубликования. В директиве отмечается, что первоначальной целью Бернской конвенции была защита произведений в течение двух поколений после смерти автора, и что пятидесяти лет для этой цели уже недостаточно (п. 5 преамбулы). Часто утверждают, что 70 лет pma были самым длительным сроком действия авторских прав среди всех государств-членов ЕС в то время: это не совсем верно, [3] и не указывается в директиве как причина выбора. Если государство-член ЕС охраняло произведение в течение более длительного периода на момент вступления директивы в силу, срок авторского права не сокращается [ст. 10(1)], но другие государства-члены ЕС не будут соблюдать более длительный период.
Срок охраны смежных прав (исполнителей, производителей фонограмм и фильмов, организаций телерадиовещания) установлен в размере пятидесяти лет со следующими правилами исчисления даты начала (ст. 3). Этот пятидесятилетний период был отражением переговорной позиции Европейского Сообщества на переговорах, которые привели к Марракешским соглашениям , включая Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Правообладатели | Начало |
---|---|
Исполнители | дата исполнения, если запись исполнения не будет законно опубликована или законно доведена до сведения публики в течение этого периода, и в этом случае дата первой такой публикации или первого такого сообщения для всеобщего сведения, в зависимости от того, что наступит раньше. |
Производители фонограмм | дата производства записи, если фонограмма не была законно опубликована или законно доведена до всеобщего сведения в течение этого периода, и в этом случае дата первой такой публикации или первого такого сообщения для всеобщего сведения, в зависимости от того, что наступит раньше. [4] |
Кинопродюсеры | дата, когда была сделана запись, если только фильм не был законно опубликован или законно доведен до всеобщего сведения в течение этого периода, и в этом случае дата первой такой публикации или первого такого сообщения для всеобщего сведения, в зависимости от того, что наступит раньше. |
Вещательные организации | первая передача передачи, независимо от того, передается ли эта передача по проводу или в эфир, в том числе по кабелю или через спутник. |
Восстановление авторских прав
[ редактировать ]Новые условия авторского права распространялись также на произведения, которые уже существовали на момент вступления в силу, как это было установлено Европейским судом в деле «Баттерфляй» : [5] даже если они ранее стали общественным достоянием . Строго говоря, они применялись к произведениям, которые были защищены по крайней мере в одном государстве-члене ЕС на 1 июля 1995 г., хотя большинство государств-членов решили применять их ко всем произведениям, которые подпадали под действие условий охраны, независимо от охраны в другом месте: этот подход национальным судам гораздо проще применять их, поскольку им не нужно учитывать иностранные законы.
Эффект от такого подхода продемонстрировало решение Европейского суда по делу Пуччини . [6] который охватывал факты, возникшие до вступления директивы в силу. Земля Гессен в Германии поставила оперу «Богема» Пуччини в сезоне 1993/94 года в Гессенском государственном театре Висбадена без разрешения правообладателя. Опера была впервые опубликована в Италии, и Пуччини умер 29 ноября 1924 года. В то время Италия применила период авторских прав в 56 лет pma, поэтому итальянская защита истекла в конце 1980 года: Германия, однако, применила 70-летний период pma. к произведениям немецких авторов и «правило более короткого срока» (ст. 7.8 Бернской конвенции) к иностранным произведениям. Суд постановил, что применение правила более короткого срока между государствами-членами является нарушением принципа недискриминации, закрепленного в статье 12 Договора об учреждении Европейского сообщества : следовательно, произведение должно было быть защищено в Германии, даже если оно больше не находился под защитой в Италии. [7] После реализации директивы подобные случаи больше не должны возникать.
Фильмы и фотографии
[ редактировать ]Директива также гармонизирует обращение с авторскими правами на фильмы («кинематографические и другие аудиовизуальные произведения») и фотографии на всей территории Европейского Союза . Фильмы охраняются в течение 70 лет со дня смерти последнего из следующих людей, умерших [ст. 2(2)]: главный режиссер, автор сценария, автор диалогов и композитор музыки, специально созданной для использования в кинематографическом или аудиовизуальном произведении. Это применяется независимо от положений национального законодательства относительно авторства фильма, обеспечивая общий срок действия авторских прав между государствами-членами. Автором фильма всегда считается главный режиссер фильма, хотя национальным законодательством может быть предусмотрено и иное соавторство [ст. 2(1)].
До принятия директивы разные государства-члены ЕС применяли совершенно разные критерии оригинальности и креативности к защите авторских прав на фотографии. Они были согласованы статьей 6, в которой говорится, что единственным допустимым критерием полной охраны (70 лет пма) является то, что фотография является «оригинальной в том смысле, что [она] является собственным интеллектуальным творением автора». Государства-члены ЕС могут защищать фотографии, которые не отвечают этому критерию, sui Generis соответствующими правами .
Ранее неопубликованные работы
[ редактировать ]Директива предоставляет право публикации издателю произведения, являющегося общественным достоянием , которое ранее не публиковалось, в течение 25 лет после даты публикации (статья 4). Работа должна быть «законно опубликована». В некоторых странах (например, во Франции) авторы и их наследники имеют бессрочное право разрешать (или не разрешать) публикацию произведения, и в этих случаях публикация должна осуществляться с согласия обладателей моральных прав на произведение.
Прочие положения
[ редактировать ]Как это обычно бывает в сфере авторского права, все периоды охраны действуют до конца календарного года, в котором в противном случае они истекли бы (статья 8). Государства-члены могут охранять «критические и научные публикации произведений, ставших общественным достоянием» в течение максимум тридцати лет (статья 5). Защита моральных прав оставлена на усмотрение национального законодательства (ст. 9).
Выполнение
[ редактировать ]Реализация Директивы государствами-членами | ||
---|---|---|
Австрия | Поправка к Закону об авторском праве 1996 г. | |
Бельгия | Wet van 30 июня 1994 г. betreffende hetauthorrecht en de naburige rechten / Закон от 30 июня 1994 г. об авторском праве и смежных правах | |
Болгария | Гармонизирован с Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон об авторском праве и смежных правах» (04.04.2000). | |
Кипр | Закон об авторском праве 2006 г. [1] | |
Чешская Республика | Закон № 121/2000 Сб. от 7 апреля 2000 г. об авторском праве, правах, связанных с авторским правом, и о внесении поправок в некоторые законы (Закон об авторском праве) | |
Дания | Закон об авторском праве 1995 г. № 395. | |
Эстония | Закон о внесении изменений в Закон об авторском праве и связанные с ним законы (09.12.1999 г.) | |
Финляндия | Указ о применении закона об авторском праве в отдельных случаях к объектам охраны, происходящим из стран, входящих в Европейское экономическое пространство | |
Франция | Закон № 97-283 от 27 марта 1997 г., транспонирующий в Кодекс интеллектуальной собственности директивы Совета Европейских Сообществ № 93/83 от 27 сентября 1993 г. и 93/98 от 29 октября 1993 г. | |
Германия | Третий закон, вносящий поправки в закон об авторском праве от 23 июня 1995 года . | |
Греция | Закон № 2557/1997 (статья 8), Правительственный вестник А-271/24 декабря 1997 г. | |
Венгрия | Осуществляется в двух актах [2] . | |
Ирландия | Регламент Европейского сообщества (Срок охраны авторских прав), 1995 г. (SI № 158 от 1995 г.) | |
Италия | Закон № 52 от 06 февраля 1996 г. | |
Латвия | Закон об авторском праве (06.04.2000) | |
Литва | Закон об авторском праве и смежных правах № VIII-1185 (18-05-1999) | |
Люксембург | Закон от 8 сентября 1997 г. о внесении изменений в измененный закон от 29 марта 1972 г. об авторском праве и закон от 23 сентября 1975 г. о защите исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания («соседей по правам») в части срока охраны | |
Мальта | Закон об авторском праве 2000 г. | |
Нидерланды | Закон от 21 декабря 1995 г. о внесении изменений в предлагаемый закон, вносящий поправки в Закон об авторском праве 1912 г. и Закон о смежных правах в связи с Директивой № 93/98/EEC Совета Европейских сообществ от 29 октября 1993 г., касающейся гармонизации срока охраны. авторского права и некоторых смежных прав (PbEG L290) и в связи с директивой от 19 ноября 1992 г., OJ 1992, L346/61 о правах аренды, правах взаймы и некоторых смежных правах в области интеллектуальной собственности. Закон от 21 декабря 1995 г., вносящий поправки в Закон об авторском праве 1912 г. и Закон о смежных правах в связи с Директивой № 93/98/EEC Совета Европейских сообществ от 29 октября 1993 г. о гармонизации срока охраны авторских прав и некоторых смежных прав. права (PbEG L290) | |
Польша | Реализовано в 2000/2002 году [3] | |
Португалия | Указ-Закон №. 334/97 от 27 ноября 1997 г., транспонирующая Директиву 93/98/EEC от октября 1993 г. о гармонизации условий охраны авторских прав и некоторых смежных прав с датой вступления в силу 1 июля 1995 г. | |
Румыния | Закон № 8 от 14 марта 1996 г. | |
Словакия | Закон об авторском праве от 5 декабря 1997 г. (№ 383/1997). | |
Словения | Закон об авторском праве и смежных правах ( Закон об авторском праве и смежных правах ; принят 30 марта 1995 г., последние поправки внесены в декабре 2006 г.) | |
Испания | Закон 27/1995 от 11 октября, инкорпорирующий Директиву Совета законодательства Испании 93/98/EEC от 29 октября 1993 г., касающуюся гармонизации условий охраны авторских прав и некоторых смежных прав. | |
Швеция | Реализовано в 1995 г. [4] | |
Великобритания | Срок действия авторских прав и прав на исполнение Положения 1995 г., SI 1995/3297 , вносящие поправки в Закон Великобритании об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г. |
См. также
[ редактировать ]- Закон об авторском праве Европейского Союза
- Дедушка оговорка
- Директива о сроке охраны авторских прав и некоторых смежных прав
Цитаты и сноски
[ редактировать ]- ^ «Текст Директивы Совета 93/98/EEC от 29 октября 1993 г., гармонизирующей условия охраны авторских прав и некоторых смежных прав» . Офис публикаций ЕС . Проверено 6 февраля 2011 г.
- ^ «Текст Директивы 2006/116/EC Европейского Парламента и Совета от 12 декабря 2006 г. о сроке охраны авторских прав и некоторых смежных прав» . Офис публикаций ЕС . Проверено 6 февраля 2011 г.
- ^ На момент принятия директивы Франция защищала произведения авторов, погибших на действительной службе (« mort pour la France ») в течение восьмидесяти лет. До 1987 года в Испании также действовал 80-летний срок действия PMA, и эти авторские права все еще действовали на момент принятия директивы.
- ^ Этот параграф был изменен статьей 11(2) Директивы об информационном обществе (2001/29/EC), так что фонограммы, которые доводятся до сведения общественности до публикации, охраняются в течение пятидесяти лет с даты публикации: изменение носит ретроспективный характер. но не обеспечивает повторную охрану произведений, которые стали общественным достоянием в соответствии с формулировкой Директивы 93/98/EEC.
- ^ Butterfly Music Srl против Carosello Edizioni Musicali e Discografiche Srl (CEMED) (Дело C-60/98), OJ no. C246 от 28 августа 1999 г., с. 5; ЭЦР (1999) I-03939. Это дело также стало первой проверкой законности меры по восстановлению авторских прав на произведения, являющиеся общественным достоянием.
- ^ Земля Гессен против G. Ricordi & Co. Bühnen- und Musikverlag GmbH (Дело C-360/00), OJ № C180 от 27 июля 2002 г., стр. 6.
- ^ Шак, Хаймо (2002). «С-360/00 «Богема». Защита прав уже умерших авторов». Газета юристов . 57 (18): 886–888. JSTOR 20826492 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Директива Совета 93/98/EEC от 29 октября 1993 г., гармонизирующая условия охраны авторских прав и некоторых смежных прав, заменена директивой 2006/116/EC.
- Директива 2006/116/EC Европейского парламента и Совета от 12 декабря 2006 г. о сроке охраны авторских прав и некоторых смежных прав (кодифицированная версия) представляет собой консолидированную версию 93/98/EC с поправками, действующую с 2007.
- Геллер, П. (2000). « Зомби и некогда мертвые произведения: обратная сила авторских прав после директивы ЕС », Юрист в сфере развлечений и спорта , 18 (2), стр. 7 и далее (Форум ABA по индустрии развлечений, 2000).