Jump to content

История трамваев в Хельсинки

Финская почтовая марка, изображающая лошадь трамвай в Хельсинки.

До 2021 года Хельсинки была . только оставшимся городом Финляндии с трамвайным движением Два других города - Турку (см. Трамп Турку ) и Виборг ( финский : Вийпури , Шведский : Виборг , русский : В.Борг ; Сейчас часть России ) - у них были трамвайные системы. Vyborg отказался от своих трамваев в 1957 году после того, как его уступили в Советский Союз после окончания Второй мировой войны . Турку снял свои трамваи в 1972 году.

В августе 2021 года Tampere стал четвертым городом в Финляндии с трамвайной системой, а второй - все еще иметь трамваи в эксплуатации через открытие системы скоростной железной дороги Tampere .

1890–1900 гг.

[ редактировать ]

Первые предложения по строительству трамвайной системы в Хельсинки были сделаны в 1870 -х годах, но были неудачными. [ 1 ] Общественный транспорт в Хельсинки был инициирован в 1888 году Хельсингином Omnibussiosakeyhtiö , используя всеобщие лошади . [ 2 ] [ 3 ] В 1889 году Хельсингин Омнибуссусейкейхтио приобрел право на строительство трамвайных линий. В следующем году компания сменила свое название в Хельсингине Райтиоти-Джа Омнибуссусейкейхти (сокращенно HRO). Электрическая тяга рассматривалась как источник питания для новой системы, но из-за отсутствия средств и негативного отношения городского совета к электрическим трамваям было принято решение об использовании конных трамваев . [ 2 ] [ 4 ] Новая система была построена на дорожку 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ~ 8 дюймов ). Тестовый трафик начался в декабре 1890 года, но сеть не была официально открыта до июня 1891 года. Стоимость системы конной трамвай вскоре оказалась недостаточной, но преобразование в электрифицированные трамваи была отложена до тех пор, пока цена электрификации сети не достигла более низких уровней. [ 1 ] [ 4 ] Сеть была длиной 8,5 километров. [ 5 ]

Медленные темпы процесса электрификации были источником конфликта в HRO. Во второй половине 1890 -х годов Юлиус Талберг приобрел право построить орбитальную трамвайную систему вокруг города, которая связала бы существующие линии HRO и части города, не покрытые линиями HRO. После переговоров Талберг и его партнеры передали разрешение на строительство орбитальной линии в HRO в обмен на большое количество акций HRO. [ 4 ]

1900–1908 гг.

[ редактировать ]
OL Kummer построил первые электрические трамваи для Хельсинки, фотография здесь-западная виорита (современный Mannehiimintie).

В 1897 году HRO получил право построить электрифицированный трамвай в Хельсинки. В следующем году был отправлен призыв к заявкам, а контракт был заключен в Ол Германии Куммер . Условия соглашения, Куммер должен был построить и электрифицировать новую трамвайную систему, а также построить трамваи, используемые на нем, и компания будет отвечать за торговлю новой системой на срок до трех лет, чтобы обеспечить хорошее качество строительства. Электрификация сети была в основном завершена в 1900 году, [ 6 ] с одной короткой конной линией, задерживаясь до 1901 года. [ 7 ] Kummer получил заметную прибыль от работы новой электрифицированной системы, и уже в 1901 году HRO взял на себя ответственность за эксплуатацию трамвайной сети. [ 6 ] После электрификации количество линий увеличилось до четырех, но все линии оставались однопульными. В то же время цвета были использованы в качестве линейных идентификаторов. [ 8 ]

В течение нескольких лет линии с одним треком оказались недостаточными для удовлетворения спроса пассажиров, но большинство владельцев акций не хотели финансировать конверсию в двойную трассу, в то время как Юлий Таллберг и его партнеры были решительно для преобразования. В 1906 году Талберг и его сторонники приобрели акционерное большинство в HRO, а в том же году компания подала заявку и получила разрешение на преобразование своей сети треков в двойную дорожку. В договоре также указано определенные линии, которыми должен был работать HRO, а также определенные расширения, которые должны были быть построены. [ 9 ]

ASEA доставила 67 трамваев такого типа, по прозвищу «Pikkuruotsalainen» (английский: маленький швед ), в HRO в период между 1908 и 1918 годами. HKL 32 (первоначально HRO 77) сфотографировал в строке 15 в 1954 году.

Контракт на преобразование трамвайной сети в двойную дорожку был заключен шведской Асеа . Работа по обращению началась в 1908 году и была завершена в 1910 году. С 1908 по 1919 год ASEA также предоставила HRO в общей сложности 78 трамваев и 70 трейлеров. [ 9 ] В 1909 году Brändö Villastad AB , компания, строящая садовую город на острове Кулосаари (тогда часть Хельсингина Маалайскунта ), и HRO достиг соглашения о связывании Кулозари с сетью трамвая Хельсинки. Трасса с существующей линии HRO в Сорнайне была построена Брэндё Вильястадом А.Б., который также отвечал за содержание трассы, а также трамвай, необходимый для пересечения районы Куорекаринсальми между Сорнайененом и Кулосаари. Трафик на новом соединении управлял HRO, а обслуживание началось в 1910 году с использованием существующих HRO Trams. [ 10 ] В 1916 году Brändö Spårvägsaktiebolag , которая была создана в качестве отдельной компании, чтобы позаботиться о трамвае Кулосаари, заказал два новых трамваях. Из -за Первой мировой войны они не были доставлены до 1919 года, и даже после того, как они были доставлены, HRO оставалось ответственным за торговлю линией. В 1919 году мост между Кулозари и материком также был завершен. [ 11 ]

В 1913 году HRO начала расширять свою трамвайную сеть впервые с 1901 года, когда треки были расширены с Хаканими до Альпила . [ 9 ] В том же году город Хельсинки приобрел большинство акций HRO, но HRO оставалась независимой компанией. [ 12 ] В следующем году сеть была также расширена до Така-Тёлё и Германни . После этого Первая мировая война сделала невозможным приобретение электрических проводов и пунктов, необходимых для строительства. [ 9 ]

Первые трамваи, построенные в Финляндии для Хельсинки, пришли из Finnish Automotive в 1940-1941 годах. HKL 169 сфотографировано в линии 5 в 1957 году.

Строительство трамвайных линий, не принадлежащих HRO, продолжалось, когда в 1914 году новые трамвайные дорожки, принадлежащие Aktiebolaget Mg Stenius были открыты , связывали существующие треки HRO в Töölö с Munkkiniemi и Haaga . Как и в случае с трамвайной линией Кулосаари, HRO отвечал за торговлю на этих линиях. [ 13 ] [ 14 ] В 1926 году HRO приобрел Aktiebolaget Mg Stenius и два года спустя Brändö Spårvägsaktiebolag также прошел под властью HRO. В результате HRO снова стал единственным владельцем и оператором Trams в Хельсинки. [ 13 ] В течение того же года номера строк и буквы были использованы в качестве идентификаторов линий наряду с цветами. [ 15 ] Линии, обслуживающие город, были идентифицированы с числами, в то время как пригородные линии были идентифицированы с буквами.

Трамвайная сеть достигла своей вершины в 1930 году, когда сеть охватывала большую площадь, чем когда -либо прежде или после (по состоянию на 2008 год), и в работе было 14 линий. [ 2 ] К 1939 году ежегодно проводилось 61 миллион трамвайных путешествий. [ 5 ]

В конце 1944 года город Хельсинки приобрел всю HRO, которая теперь стала муниципальным транспортным управлением под именем Хельсингин Каупунгин Лиикеннелайтос (HKL). [ 12 ] [ 16 ] Это практически не повлияло на трамвайные операции. В 1950 году были использованы буквы идентификатора вторичной линии для отличия услуг в часе пик от стандартных маршрутов (например, 1a, Ka. Вторая буква была заглавной буквой, но в меньшем размере от первого). [ 15 ] В 1953 году использование букв в качестве идентификатора первичной линии закончилось, а также были заброшены цвета линии следующего года. [ 15 ]

Трамвай № 11, тип HM V, в строке 2 в сентябре 1999 года.

Трампы оставались основной системой общественного транспорта до 1950 -х и 1960 -х годов, когда город быстро растянулся , а частные автомобили стали все более распространенными; Новые пригороды пришли в основном автобусами и пригородными поездами . В течение 1940 -х и 1950 -х годов были составлены планы для крупной сети скоростного трамвая , включающей в трамвайную систему, которая обслуживала крупные пригородные центры; При подготовке к этому новый мост Кулосаари (построенный в 1956 году) имел зарезервированное пространство для трамвайных дорожек, в то время как новое трамвайное депо было построено в Коскиле рядом с запланированной северо -восточной линией скоростной железы - новые пути должны были быть построены для связывания депо с существующим сеть. По состоянию на август 2008 года этот трек вдоль галстука Кустаа Васан никогда не использовался в обычном пассажирском движении. [ 13 ] В течение 1950-х годов в общей сложности 105 финских трамваев ( Karia типы Tipes HM IV и HM V , Valmet типы RM 1 и RM 3 ) были доставлены в HKL. [ 16 ]

During the 1960s all plans for expanding the tram network were put on hold while resources were concentrated on the planning of the metro and additional bus connections. At the same time plans were drawn for the termination of the tram network by the year 2000. In 1969 Helsinki city council made the decision that in the future tramlines would be confined to the inner city, while the metro would serve the suburban areas; the tram system would be terminated, at earliest in the year 2000. This decision required the acquisition of new trams to replace the last two-axle trams, the oldest of which dated from the 1920s. Originally the plan was to acquire fairly new second-hand articulated Duewag GT6 trams from Copenhagen, but the deal fell through and in the end new articulated trams were acquired from Valmet (type Nr I) in 1973–1975. These trams were planned to be the last trams to be acquired for traffic in Helsinki.[13] In a break from tradition the Nr I trams were originally painted in an orange/grey colours scheme instead of the traditional green/yellow, integrating their visual appearance with the Dm 8 and Dm 9 express DMUs of the Finnish State Railways,[17] as well as the Helsinki metro, which was in testing phase at the time.[18][19]

1976–1998

[edit]
NrI- and NrII-class trams were originally painted in an orange and grey livery, but it proved unpopular and both classes were later repainted in the traditional yellow and green colours. NrII number 73 in Market Square on line 1, 1987.

During the early 1970s the decision to terminate the tram system was reconsidered and eventually reversed. In 1976, the tram network was expanded for the first time since 1955, when the new connection into Itä-Pasila was opened (then line 2, present line 7). Another expansion was opened in 1980, when tracks in Katajanokka were expanded eastward to a new residential area (then line 5, present line 4). In 1981 another group of articulated trams, based on the Nr I type, were ordered from Valmet. Classified as Nr II, these trams were delivered between 1983 and 1987, allowing the withdrawal of the majority of the 1950s-built trams (types HM IV and RM 1 in their entirety), as well as withdrawal of all trailers. In 1985 the tram network was extended to West Pasila[13] (line 7). In the mid-1980s the tram lines were radically reorganised: line 5 was closed down and the routes of lines 2, 3B, 3T, 4, 7A, 7B, 8 and 10 altered to a smaller or larger degree.

The next expansion of the network occurred in 1991, when the connection from Ruskeasuo to Pikku Huopalahti was opened (line 10). In the 1990s wide-ranging plans were made for expansion and improvement of the tram system. These included the Jokeri orbital light rail line connecting Itäkeskus to Leppävaara, extensions of the system to Munkkivuori, Koskela, Viikki, Malmi, Arabianranta and to the harbour areas Jätkäsaari, Munkkisaari and Kalasatama, which were to be freed from shipping activities and to become brownfield sites for residential and office development. In addition to the extensions, the plans included a partially tunneled light rail line linking Erottaja to Pasila via Töölö.

1999 onwards

[edit]

Starting in 1999, HKL received deliveries a fleet of low-floor Variotram trams from Adtranz (Bombardier Transportation since 2001). The new generation trams suffered from persistent technical difficulties and frequent break-downs, the entire batch needing to be refitted by the manufacturer in Germany.[20] To cover for the missing trams, the city bought ten second-hand trams from Mannheim, Germany. To help pay for the second-hand trams, HKL was allowed to cover six of the extra trams completely in advertising, a sight rarely seen before on the streets of Helsinki.[21] The purchase of the Bombardier trams was never completed due to the reliability problems. Instead, a deal was reached that required Bombardier to keep a certain minimum number of trams in operation. Bombardier opened its own depot in Helsinki for this purpose in mid-2008.[22]

A Crotram TMK 2200 tram in test use on line 6.

The purchase of a new series of 40 low-floor trams was initiated in 2007, and the trams were eventually ordered from the Finnish manufacturer Transtech in December 2010. In preparation for the acquisition, in 2007–2008 one Crotram TMK 2200 type tram built in Croatia was used for test running in Helsinki.[23] Due to the hilly nature of Helsinki's tram network compared to that of Zagreb (for which the TMK 2200 type was designed), the TMK 2200 could be operated only on the relatively flat-terrain lines 6 and 8.[24] The tram performed technically without problems. Passenger feedback was largely negative, but mostly concerned issues – such as the seating arrangements – that would be changed if the type were mass-produced for HKL.[25][26] During the initial phase of the call for bids opened in late 2008,[27] Alstom, Bombardier Transportation, CAF, Končar (Crotram), ON's Industry, Siemens, Škoda, Transtech and Vossloh (reportedly in collaboration with Heiter Blick)[28] submitted tenders.[29] Of these, Bombardier, CAF, Škoda, Transtech and Vossloh were selected for the second phase of the call for bids. In the end, Bombardier, CAF and Transtech submitted tenders and Transtech's tender was chosen.[30]

Variotram number 212 on the 2004-built northern terminus of lines 6 & 8 in Arabianranta.

The extension of the network from Arabia into the new residential development area in Arabianranta[31] (lines 6 and 8) was eventually realised and opened in 2004. Line 6 was extended from Arabia to Arabianranta in 2004 and line 8 from St. Paul's church in 2007. The new number 9 line opened on 10 August 2008, connecting Kolmikulma in central Helsinki to East-Pasila and replacing bus line number 17, albeit having been truncated from both ends compared to the initially planned version. This marked the opening of the first new tram line in Helsinki since the (re-)opening of line 2 in 1976.

The first phase of the extension of line 8 to Jätkäsaari was opened on 1 January 2012, and the extension of line 9 to the ferry terminal in Jätkäsaari via Kamppi on 13 August 2012 (see below). The Kalasatama connection (see below) is in planning stages as of 2012, as the construction of buildings in the former harbour has begun.

Various changes to improve the average running speeds in the system were proposed from the late 1990s onwards, and the benefits of these improvements were estimated to outweigh the costs by a large margin. E.g. a detailed plan to speed up line 8 was approved in 2011. Despite this, the improvements have been left unrealised.[13]

Line 5 Culture Tram from the inside.
Line 5 Culture Tram from the outside.

From the autumn of 2010 to December 2012, a Culture Tram was operated for limited hours on three days of the week (Wed, Thu, Fri) on the additional line no. 5, whose route ran from Ooppera to Linjat via Rautatientori. The Culture Tram had various art exhibitions and performances on board. Highlights included performances by the singers of the Finnish National Opera and concerts as a part of the Flow Festival.[32] A single eight-axle Duewag tram, originally purchased from Mannheim, Germany, and refurbished specifically for this purpose, served as the Culture Tram. HKL decided to discontinue the regular operation of the Culture Tram by the end of 2012 because the vehicle was deemed too slow in relation to other, frequent tram traffic that shares the same tracks. HKL planned to keep the Culture Tram in the fleet and make it available on charter basis for events that could use the equipment installed in it, such as the audio system.[32]

In August 2013, tram lines 3B and 3T were renumbered to 3 and 2, and at the same time the northern endpoint was labeled as "Nordenskiöldinkatu" instead of "Eläintarha" (engl. Zoo), presumably to avoid confusion with the actual zoo located elsewhere.

Route history

[edit]

During the history of tram traffic in Helsinki, the routes of various lines have been altered, sometimes radically, and line designations have been changed or swapped between different routes. For instance, the still-existing line 1 (also known as the green line 1900–1926) has run on 22 different routes/route variants since the line was first opened in 1890.[7][8][33] The following is a simplified list designed to give a basic impression of what the tram network was like during different eras. Various short-lived route changes and rush hour services are ignored to ease reading.

1890–1901: horse-drawn trams

[edit]
  • TöölöKaivopuisto. Shortened, then closed down in 1900. Replaced by the Yellow Line in the new electrified tramway.
  • Sörnäinen–Lapinlahdenkatu. Shortened in 1900, closed down in 1901. Replaced by the Green and Red Lines in the new electrified tramway.[7]

1900–1909

[edit]
  • Green: Eira–Sörnäinen (1900–1901), Katajanokka–Eira–Sörnäinen (1901–1907, combination of green and blue lines), Kauppatori–Sörnäinen (1907–1910).
  • Yellow: Töölö–Kaivopuisto (1900–1908).
  • Blue: Töölö/Mariankatu (present-day Presidential Palace)–Hietalahti (1900–1901). Combined into the Green Line 1901–1907. Katajanokka–Hietalahti (1907–1909).
  • Red: Ylioppilastalo/Lapinlahti–Kruununhaka (1900–1907), Lapinlahti–Kallio (1907–1909).[8]

1909–1926

[edit]
Helsinki tram network in 1920–1922.

In addition to the lines owned by Helsingin Raitiotie- ja Omnibussiosakeyhtiö, one line was owned by Brändö Spårvägsaktiebolag, two lines by Aktiebolaget M.G. Stenius as well as one line owned by Julius Tallberg in Lauttasaari.

  • Green: Eira–Hermanni (1910–1931).[33]
  • Yellow: Töölö–KaivopuistoRautatientori/Hakaniemi (1908–1922), Eira–Kallio–Töölö–Kauppatori–Eira (figure-of-eight circular, 1922–2009)[34]
  • Yellow-white: Katajanokka–Hietalahti (1909–1926), Etu-TöölöKirurgi (1924–1926). Two lines operated under the same colours 1924–1926.[35]
  • Red: Lapinlahti–Hakaniemi/Alppila (1909–1925).[31]
  • White: Sörnäinen/Kauppatori–Kulosaari (1910–1951). Brändö Spårvägsaktiebolag owned the line from Sörnäinen onwards as well as the rolling stock. HRO operated the service. Between 1910 and 1919 the trams were carried across Kuorekarinsalmi sea area by a ferry.[36]
  • Blue-Yellow: Ylioppilastalo/Kauppatori–Haaga (1914–1926). Aktiebolaget M.G. Stenius owned the line from Laakso onwards. HRO operated the service using their own trams.[14][37]
  • Red-Yellow: Ylioppilastalo/Kauppatori–Munkkiniemi (1914–1926). Aktiebolaget M.G. Stenius owned the line from Laakso onwards. HRO operated the service using their own trams.[14][38]
  • Lauttalaituri–Katajaharjunniemi (1913–1917). A Julius Tallberg–owned horse tram line operated on the island of Lauttasaari, using former HRO trams.[7][14][39]

1926–1953

[edit]
Helsinki tram network in 1946–1949.

In 1926 HRO acquired both Aktiebolaget M.G. Stenius and two years later Brändö Spårvägsaktiebolag, becoming the sole tram operator in Helsinki. During 1926 year numbers and/or letters were taken into use as identifiers of different lines alongside colours. Numbers were used for inner city lines, letters for suburb lines.

  • 1 (green): Eira–Hermanni/Arabia (1910–1949), Eira–Vallila–Salmisaari (1949–1953, combination of lines 1 and 8).[33]
  • 2 (green-white): Kauppatori–Hermanni (1926–1928). Not operated 1928–1939. Etu-Töölö–Hakaniemi/Harjutori (1939–1951). Not operated 1951–1976.[40]
  • 3 (yellow): Eira–Kallio–Töölö–Kauppatori–Eira (1922–2009), figure-of-eight circular.[34]
  • 4 (blue): Hietalahti–Töölö/Meilahti (1926–1951), Hietalahti–Munkkiniemi (1951–1959).[41]
  • 5 / 5A (yellow-white): Etu-Töölö–Katajanokka (1926–1955; 1929–1939 as 5A).[35]
    • 5B: Etu-Töölö–Kauppatori (1929–1939).[35]
  • 6 (red): Lapinlahti–Hakaniemi (1926–1928), Lapinlahti–Hakaniemi–Hermanni (1928–1945), Lapinlahti–Hakaniemi–Arabia (1945–1959).[31]
  • 7 (red-white): Kirurgi–Linjat (1926–1949). Not operated 1949–1951. Töölö–Sörnäinen–Rautatientori (circular, 1951–1980).[42]
  • 8 (blue-white): Ruoholahti/Salmisaari–Töölö/Vallila (1929–1949). Not operated 1949–1953 (combined into line 1).[43]
  • 9 (blue-yellow): ErottajaRuskeasuo (1939–1946).[44]
  • 10 (white): EläintarhaLänsi-Pasila (1928–1952).[45]
  • 11 (white): Kauppatori–Hermanni (1944).[46]
  • 12 (white, later red-yellow): Erottaja–Taka-Töölö (1944–1945), Erottaja–Kuusitie (1945–1949), Kirurgi–Kuusitie (1949–1957).[47]
    • 12S: Arabia–Ruskeasuo (1950–1955), rush hour and night-time service.[47]
  • B/KB (white, later green-yellow): Kauppatori–Kulosaari (1913–1951). Tram traffic to Kulosaari terminated in 1951, in part due to the poor condition of the wooden bridge connecting the island to the mainland.[10][36]
  • H (blue-yellow): Erottaja–Haaga (1926–1939), Ruskeasuo–Haaga (1939–1946), again Erottaja–Haaga (1946–1949), Diakonissalaitos–Haaga (1949–1953).[37]
  • K (green-red): Vallila/Kauppatori–Käpylä (1925–1953). Combined into line 1 in 1953[48]
  • M (red-yellow): Erottaja–Munkkiniemi (1926–1951).[38] Combined into line 4 in 1951.
  • W (green-white): Kauppatori–Arabia (1926–1931).[49]

1953–1985

[edit]
Helsinki tram network in 1976 and 1977.

The usage of letters as the main line identifier ended in 1953. Line colours were abandoned in 1954.

  • 1: Eira–Kauppatori–Käpylä (1953–1954), Kauppatori–Käpylä (1954 onwards).[33]
    • 1A: Eira–Käpylä (1954–1976), rush hour service.[33]
  • 2: Kauppatori–Itä-Pasila (1976–1985).[40]
  • 3B, 3T: Eira–Kallio–Töölö–Kauppatori–Eira (1922–2009), figure-of-eight circular.[34]
  • 4: Hietalahti–Munkkiniemi (1951–1959), Kirurgi–Munkkiniemi (1959–1985).[41]
    • 4S: Kauppatori–Munkkiniemi (1951–1981), rush-hour service.[41]
    • 4A: Erottaja–Munkkiniemi (1956–1966), rush-hour and night-time service.[41]
    • 4N: Katajanokka–Munkkiniemi (1973–1985), night-time service.[41]
  • 5: Katajanokka–Töölö (1955–1985).[35]
  • 6: Lapinlahti–Arabia (1945–1959), Hietalahti–Arabia (1959 onwards).[31]
  • 7: Töölö–Sörnäinen–Rautatientori (circular, 1951–1980), Hakaniemi–Töölö–Harjutori (1980–1984).[42]
  • 8: Salmisaari–Vallila (1953–1984).[43]
    • 8K: Salmisaari–Käpylä (1953–1962), rush-hour service.[43]
  • 9: Kauppatori–Vallila (1953–1976).[44]
  • 10: Erottaja–Ruskeasuo (1955–1957), Kirurgi–Ruskeasuo (1957–1959), Linjat–Ruskeasuo (1959–1985).[45]
    • 10A: Käpylä–Ruskeasuo (1955–1958), rush-hour service; Arabia–Ruskeasuo (1959–1964), night-time service.[45]
    • 10S: Kauppatori–Ruskeasuo (1955–1977), rush-hour service.[45]
    • 10N: Erottaja–Ruskeasuo (1957–1959), Arabia–Ruskeasuo (1965–1977), night-time services.[45]
  • 12: Kirurgi–Kuusitie (1949–1957), Linjat–Kuusitie (1957–1959), Hietalahti–Kuusitie (1959–1962).[47]
    • 12S: Arabia–Ruskeasuo (1950–1955), rush hour and night-time service.[47]
  • 15: Linjat – Töölön tulli (1954–1957).[50]

1985 onwards

[edit]
Helsinki tram network in 1992–1995
  • 1: Kauppatori–Sörnäinen–Käpylä (1954–1985), Kauppatori–Kallio–Käpylä (1985–2017), Eira–Töölö–Sörnäinen–Käpylä (2017 onwards).[33]
    • 1A: Eira–Käpylä (1985–2017), rush hour service.[33]
  • 2: Kauppatori–Linjat (1985–1992), Katajanokka ferry terminal – Linjat (1992–2005),
    Not in use (2005–2013)
    same as 3T (2013–2017) (see below), Olympiaterminaali–Töölö–Eläintarha–Pasila (2017 onwards).[40]
  • 3B, 3T: Eira–Kallio–Töölö–Kauppatori–Eira (1922–2009), figure-of-eight circular.[34]
    • 3B: Kaivopuisto–Eira–Kallio–Eläintarha (2009–2017, 2013–2017 as line 3), forms a figure-of-eight circular together with line 3T/2.[34]
    • 3T: Kaivopuisto–Kamppi–Töölö–Elaintarha (2009–2017, 2013–2017 as line 2), forms a figure-of-eight circular together with line 3B/3.[34]
  • 3: Olympiaterminaali–Eira–Kallio–Eläintarha–Meilahti (2017 onwards)
  • 4: Katajanokka–Munkkiniemi (1985 onwards).[41]
    • 4T: Katajanokka ferry terminal – Munkkiniemi (2004–2016).[41]
  • 5: Katajanokka ferry terminal – Central railway station (2016 onwards)
  • 6: Hietalahti–Arabia (1959–2021), Eiranranta–Hietalahti–Arabia (2021 onwards).[31]
  • 7A, 7B: Pasila–Töölö–Rautatientori/Senaatintori–Sörnäinen–Pasila (1985–2017), circular.[42]
  • 7: West Harbour ferry terminal – Kruununhaka–Sörnäinen–Pasila (2017 onwards)
  • 8: Salmisaari–Sörnäinen–Vallila (1984–2007), Salmisaari–Sörnäinen–Vallila–Arabia (2007–2011), Saukonpaasi–Sörnäinen–Vallila–Arabia (2012 onwards).[43]
  • 9: Kolmikulma–Kallio–Itä-Pasila (2008–2012),[44] West Harbour ferry terminal – Kallio – Itä-Pasila (13 August 2012 – 2017), Saukonpaasi–Kallio–Pasila (2017–2021), West Harbour ferry terminal – Saukonpaasi–Kallio–Pasila (2021 onwards)
  • 10: Kirurgi–Ruskeasuo (1985–1990), Kirurgi–Pikku-Huopalahti (1991 onwards).[45]
  • Museum line (unnumbered): Kauppatori–Kruunuhaka–Rautatientori–Kauppatori (2009 onwards), circular.[51]
  • PUB: Rautatientori–Kallio–Töölö–Kauppatori–Rautatientori (1995 onwards), circular, restaurant line.[52]
  • Sightseeing: Rautatientori–Eira–Töölö–Kallio–Rautatientori (2010 onwards), circular, sightseeing line.[53]

References

[edit]
  1. ^ Jump up to: a b Hanna Sirkiä
  2. ^ Jump up to: a b c Antero Alku, pp. 20-21
  3. ^ Timo Herranen, pp. 29-31
  4. ^ Jump up to: a b c Timo Herranen, pp. 37-45
  5. ^ Jump up to: a b "Trams in Helsinki".
  6. ^ Jump up to: a b Timo Herranen, pp. 46-49
  7. ^ Jump up to: a b c d Finnish Tramway Society
  8. ^ Jump up to: a b c Finnish Tramway Society
  9. ^ Jump up to: a b c d Timo Herranen, pp. 50-54
  10. ^ Jump up to: a b Finnish Tramway Society, p. 1
  11. ^ Finnish Tramway Society, p. 3
  12. ^ Jump up to: a b Finnish Tramway Society
  13. ^ Jump up to: a b c d e f www.kaupunkiliikenne.net
  14. ^ Jump up to: a b c d Finnish Tramway Society
  15. ^ Jump up to: a b c Finnish Tramway Society
  16. ^ Jump up to: a b Finnish Tramway Society
  17. ^ Markku Nummelin, pp. 64–74
  18. ^ Finnish Tramway Society
  19. ^ Finnish Tramway Society
  20. ^ Helsingin Sanomat
  21. ^ Helsingin Sanomat
  22. ^ Finnish Tramway Society
  23. ^ Helsingin kaupungin liikennelaitos
  24. ^ Helsingin Sanomat
  25. ^ Helsingin Sanomat
  26. ^ Finnish Tramway Society
  27. ^ Hankintailmoitus, erityisalat: Helsingin kaupunki: Raitiovaunujen hankinta
  28. ^ Mirva Haltia-Holmberg
  29. ^ Helsingin kaupungin liikennelaitos
  30. ^ Helsingin kaupungin liikennelaitos
  31. ^ Jump up to: a b c d e Finnish Tramway Society
  32. ^ Jump up to: a b "Kulttuuriratikka poistuu linjaliikenteestä tilausajoon" [Culture Tram leaves the line of on-demand driving] (in Finnish). HSL (Helsinki Region Transport). 14 December 2012. Archived from the original on 5 March 2013. Retrieved 2013-03-03.
  33. ^ Jump up to: a b c d e f g Finnish Tramway Society
  34. ^ Jump up to: a b c d e f Finnish Tramway Society
  35. ^ Jump up to: a b c d Finnish Tramway Society
  36. ^ Jump up to: a b Finnish Tramway Society
  37. ^ Jump up to: a b Finnish Tramway Society
  38. ^ Jump up to: a b Finnish Tramway Society
  39. ^ Finnish Tramway Society
  40. ^ Jump up to: a b c d Finnish Tramway Society
  41. ^ Jump up to: a b c d e f g Finnish Tramway Society
  42. ^ Jump up to: a b c Finnish Tramway Society
  43. ^ Jump up to: a b c d Finnish Tramway Society
  44. ^ Jump up to: a b c Finnish Tramway Society
  45. ^ Jump up to: a b c d e f Finnish Tramway Society
  46. ^ Finnish Tramway Society
  47. ^ Jump up to: a b c d Finnish Tramway Society
  48. ^ Finnish Tramway Society
  49. ^ Finnish Tramway Society
  50. ^ Finnish Tramway Society
  51. ^ Finnish Tramway Society
  52. ^ Finnish Tramway Society
  53. ^ Finnish Tramway Society

Bibliography

[edit]

Helsinki City Transport

Finnish Tramway Society

Хельсингин Саномат

Разнообразный

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ce00e4ac91f781e738fc1dfc52fa815__1723850880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/15/6ce00e4ac91f781e738fc1dfc52fa815.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of trams in Helsinki - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)