XCOR Аэрокосмическая промышленность
![]() | |
Тип компании | Частный |
---|---|
Промышленность | Аэрокосмический и космический туризм |
Основан | сентябрь 1999 г. |
Несуществующий | ноябрь 2017 г. |
Судьба | Глава 7 Банкротство |
Штаб-квартира | Воздушно-космический порт Мохаве , Мохаве, Калифорния [ 1 ] |
Ключевые люди | Джон Х. Гибсон (генеральный директор) |
Продукты | Суборбитальный космический полет |
Веб-сайт | www.xcor.com |
XCOR Aerospace — американская частная компания по разработке космических полетов и ракетных двигателей , базирующаяся в воздушном и космическом порту Мохаве в Мохаве, Калифорния , и международном воздушном и космодроме Мидленд в Мидленде, штат Техас. [ 2 ] [ 3 ] и район Амстердама, Нидерланды. [ 4 ] XCOR была основана в 1999 году бывшими членами команды разработчиков ракетных двигателей Rotary Rocket и прекратила свою деятельность в 2017 году.
К 2015 году XCOR возглавил генеральный директор Джон «Джей» Гибсон . [ 5 ] который оставался генеральным директором до июня 2017 года. [ 6 ] XCOR Aerospace была головным предприятием, занимавшимся проектированием и строительством космических кораблей и имевшим в себе два основных подразделения; XCOR Space Expeditions обеспечивала маркетинг и продажи, а XCOR Science была создана для проведения научных и образовательных полетов с полезной нагрузкой.
К маю 2016 года XCOR сокращала персонал. [ 7 ] а в 2017 году XCOR навсегда закрыла свои двери и подала заявление о банкротстве по главе 7 . [ 3 ] [ 8 ]
История
[ редактировать ]Компания была основана в Мохаве, Калифорния, в 1999 году. [ 9 ] , Джефф Грисон Дэн Делонг, Алета Джексон и Даг Джонс [ 1 ] который ранее работал в компании Rotary Rocket . [ 10 ]
В 2001 году компания XCOR спроектировала и построила EZ-Rocket , первый частный самолет с ракетным двигателем, построенный и запущенный в эксплуатацию . [ 11 ] EZ-Rocket совершила свой первый полет в июле 2001 года.
XCOR перенесла свои разработки и производство в Мидленд, штат Техас . С июля 2012 по 2015 год [ 9 ] Компания использует аэрокосмический порт Мохаве в первую очередь для проведения испытательных полетов. [ 12 ]
В 2015 году XCOR привлекла инвестиции китайской венчурной компании Haiyin Capital, оценив компанию в $140 млн. [ 13 ]
С 1999 по 2015 год должность генерального директора занимал Джефф Грисон. В середине 2015 года Джон «Джей» Гибсон сменил Грисона на посту генерального директора. [ 6 ] [ 10 ] [ 14 ] Позже в том же году трое соучредителей, Джефф Грисон, Дэн Делонг и Алета Джексон, покинули компанию и основали Agile Aero , аэрокосмическую компанию, занимающуюся быстрой разработкой и созданием прототипов аэродинамических космических кораблей. [ 15 ]
В мае 2016 года компания прекратила разработку космического самолета Lynx и сосредоточила свое внимание на разработке технологии двигателей LOX / LH2 , в частности, на проекте, финансируемом United Launch Alliance . компания уволила более 20 человек из 50–60 человек, находившихся на борту. До мая [ 16 ]
К концу июня 2017 года компанию покинул генеральный директор Гибсон , и компания уволила всех оставшихся сотрудников. [ 5 ] [ 17 ] нанимаю около полузащитника на контрактной основе. [ 8 ] В ноябре 2017 года компания подала заявление о банкротстве по главе 7. [ 8 ]
Проекты
[ редактировать ]


Ракетный самолет «Рысь»
[ редактировать ]Планировалось, что Lynx сможет перевозить пилота и пассажира или полезную нагрузку во время суборбитальных космических полетов на расстояние более 100 километров (62 мили). Было запланировано от 20 до 50 испытательных полетов Lynx, а также многочисленные статические запуски двигателей на земле. Для приведения машины в состояние эксплуатационной готовности был запланирован полный поэтапный комплекс рулежных испытаний, взлетно-посадочных полос и полноценных полетов. Предполагалось, что Lynx будет размером примерно с небольшой частный самолет. Планировалось, что он сможет летать несколько раз в день с использованием многоразовых нетоксичных двигателей, чтобы снизить эксплуатационные расходы космического самолета. [ 18 ] «Рысь» заменила предыдущую конструкцию — космический самолет «Ксерус» . [ 19 ] Первоначально о Lynx было объявлено в марте 2008 года, и в течение двух лет планируется выпустить его в эксплуатацию. [ 18 ] Эта дата сдвинулась сначала на 2012 год, [ 20 ] затем до 2015 года [ 21 ] а в январе 2016 года компания отказалась назвать предполагаемую дату первого испытательного полета. [ 22 ] Предполагалось, что Mark II будет летать через двенадцать-восемнадцать месяцев после первого испытательного полета в зависимости от того, насколько быстро прототип пройдет программу испытаний. [ 18 ] [ 21 ]
По состоянию на 2012 год XCOR предварительно продала 175 рейсов Lynx по цене 95 000 долларов США каждый. [ 1 ]
27 мая 2016 года XCOR уволила значительную часть своего персонала и приостановила разработку космического корабля Lynx на неопределенный срок, чтобы сосредоточиться на разработке ракетного двигателя. [ 23 ]
Разработка термопластичных полимеров
[ редактировать ]Компания XCOR разработала Nonburnite — криосовместимый, негорючий по своей природе композитный материал на основе термопластической фторполимерной смолы. Низкий коэффициент теплового расширения и внутренняя устойчивость к микротрещинам делают его хорошо подходящим для использования в криогенных резервуарах, а также в составе конструкции транспортных средств. [ 24 ] По состоянию на февраль 2012 г. [update]Нонбурнит должен был использоваться в баках ракетоплана «Рысь». [ 25 ]
Проект разработки разгонного двигателя XCOR/ULA на жидком водороде
[ редактировать ]В марте 2011 года United Launch Alliance (ULA) объявила о заключении контракта на совместную разработку с XCOR готового к полету криогенного LH2 / LOX верхней ступени ракетного двигателя мощностью от 25 000 до 30 000 фунтов силы (110–130 кН). Частично в результате положительных результатов, достигнутых в результате более ранних (2010 г.) усилий по разработке нового сопла двигателя из алюминиевого сплава с использованием инновационных технологий производства, ULA полагает, что новая технология двигателя сэкономит несколько сотен фунтов веса большого двигателя и «приведет к значительно более дешевые и более эффективные коммерческие и правительственные космические полеты». [ 26 ]
«Основной целью многолетнего проекта [было] создание готового к полету двигателя верхней ступени LOX/LH2 с тягой в классе от 25 000 до 30 000 фунтов силы (от 110 до 130 кН), производство которого обходится значительно дешевле и проще. эксплуатировать и интегрировать, чем конкурирующие технологии двигателей» [ 27 ]
Демонстрационные испытания алюминиевого сопла на керосиновом двигателе Lynx 5K18 LOX компании XCOR в 2011 году продемонстрировали «способность алюминиевого сопла выдерживать высокие температуры выхлопных газов ракетных двигателей в ходе многочисленных испытаний без заметного ухудшения свойств материалов сплавов. Испытания подтвердили конструкцию, материалы и производственные процессы, использованные в сопле, и заложили основу для масштабирования конструкции для двигателей с размером EELV». [ 28 ]
По состоянию на 2011 год [update]Было заявлено, что продолжительность программы разработки зависит от «уровня инвестиций, поскольку основные этапы достигаются в рамках подхода «построй немного, немного протестируй», предпочитаемого XCOR». Если инвестиции будут сведены к минимуму, летные двигатели не будут доступны в течение пяти-десяти лет. [ 27 ]
К 2013 году был разработан двигатель LH2/LOX с тягой 2500 фунтов силы (11 кН) под названием XR-5H25 для поддержки программы разработки двигателей XCOR/ULA . Первое огневое испытание прототипа двигателя состоялось в ноябре 2013 года, испытание было признано успешным. [ 29 ] Это также было первое продемонстрированное использование ракетного двигателя LH2 с поршневым насосом , нового метода проектирования «ракетных двигателей на жидком водороде, который фундаментально нарушает нынешние модели стоимости, надежности и эксплуатации». [ 29 ]
В апреле 2015 года ULA объявила, что ракетный двигатель совместной разработки XCOR и ULA является одним из двигателей-кандидатов для новой верхней ступени ракеты ULA, которая будет принята на вооружение не ранее 2023 года. Усовершенствованная криогенная усовершенствованная ступень (ACES) представляет собой долговечный двигатель. - орбитальный высокопроизводительный разгонный блок, который, после рассмотрения/конкурса со стороны ULA, будет использовать один из трех двигателей, которые будут запущены в производство. Другими рассматриваемыми двигателями являются 110-килоньютонный (25 000 фунтов силы) Aerojet Rocketdyne RL-10 и 670-килоньютонный (150 000 фунтов силы) Blue Origin BE-3 . ACES станет второй ступенью ракеты-носителя Vulcan после 2023 года вместо верхней ступени Centaur , которая, по прогнозам, полетит на Vulcan уже в 2019 году. [ 30 ]
Исторические проекты
[ редактировать ]Завершенные проекты включали:
- EZ-Rocket , самодельный самолет Rutan Long-EZ, оснащенный двумя ракетными двигателями XR-4A3 с тягой 400 фунтов силы (1,8 кН), заменяющими обычный винтовой двигатель. [ 31 ] EZ-Rocket участвовал в многочисленных авиашоу, включая Кубок Обратного отсчета до X Prize 2005 года. [ 32 ] и авиашоу в Ошкоше 2002 года. EZ-Rocket был «первым самолетом с ракетным двигателем, построенным и эксплуатируемым неправительственной организацией». [ 1 ] 3 декабря 2005 года компания XCOR Aerospace перелетела на своей EZ-Rocket из Мохаве, Калифорния, в Калифорнийский город, Калифорния , оба в округе Керн. Летчик-испытатель Дик Рутан совершил полет, продолжавшийся около 9 минут, и доставил американскую почту из почтового отделения в Мохаве по адресам в Калифорния-Сити. Это был первый случай, когда для перевозки почты США использовался самолет с ракетным двигателем с экипажем.
- Rocket Racer — программа EZ-Rocket привела к созданию второго проекта ракетоплана для Лиги ракетных гонок . Он был построен на базе планера Velocity SE и позже стал известен как Mark-I X-Racer . Он был оснащен ракетным двигателем XCOR с регенеративным охлаждением и насосным питанием XR-4K14 . [ 33 ] Этот самолет с ракетным двигателем совершил несколько демонстрационных полетов на EAA AirVenture в Ошкоше авиасалоне в 2008 году . [ 34 ] Общая тяга одномоторного Mark-I X-Racer по разным оценкам составляет 1500 фунтов силы (6700 Н). [ 33 ] до 1800 фунтов силы (8000 Н), [ 35 ] примерно вдвое больше, чем у первоначального прототипа EZ-Rocket. В двигателе используется LOX с подачей под давлением и керосин с подачей насосом - комбинация, которая позволяет хранить топливо в крыльевых баках самолета, избегая при этом потенциальных осложнений с перекачкой жидкого кислорода. [ 36 ] После завершения летных испытаний X-Racer в 2008 году XCOR выполнила семь полетов ракетопланов за один день. [ 1 ]
- Двигатель чайной тележки — ракетный двигатель с тягой 15 фунтов (67 Н), сжигающий закись азота и этан , установленный на небольшой промышленной тележке. Двигатель чайной тележки неоднократно запускался в помещении на конференциях и демонстрациях, накопил более 1837 срабатываний и 9039 секунд работы. [ 37 ] до 25 февраля 2009 года. [ нужна ссылка ]
- LOX/ метан проходят испытания в 2005 году. Ракетные двигатели [ 38 ]
- Ранние работы по использованию LOX/метана привели к подписанию контракта НАСА совместно с ATK на разработку двигателя мощностью 7500 фунтов силы (33 000 Н) для потенциального использования в качестве возвращаемого к Луне двигателя CEV . 16 января 2007 г. XCOR объявила об успешных испытательных стрельбах предварительной «рабочей лошадки» этого двигателя. [ 39 ]
Космические экспедиции XCOR
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Корпорация Space Expedition Corporation (SXC) была основана Гарри ван Хультеном и генерал-лейтенантом (в отставке) Беном Дросте в 2008 году. Первоначально действуя по договору аренды с обслуживанием с XCOR Aerospace, она была приобретена XCOR Aerospace в июне 2014 года и представляла собой 100% дочерняя компания. Мишель Мол и Маартен Эльшове присоединились к SXC в 2010 году и поэтому считаются основателями. После приобретения XCOR Aerospace компания SXC была переименована в XCOR Space Expeditions и интегрирована в бренд XCOR. XCOR Aerospace была организована как часть XCOR Corporate, но действовала как центр XCOR. [ 40 ]
Космические полеты
[ редактировать ]Космические экспедиции XCOR предлагали публике суборбитальные полеты на космических кораблях XCOR Lynx Mark I и Lynx Mark II. Он планировал работать из Мохаве, Калифорния, и Кюрасао, где должен был быть построен космодром. [ 41 ]
Космические экспедиции XCOR также предлагали владельцам билетов медицинские осмотры, тренировочные миссии на космических симуляторах и полеты на истребителе G-Force, а также другие предоперационные миссии и мероприятия. [ 42 ]
Около 282 человек предварительно приобрели билеты на аттракцион Lynx. Клиенты заплатили за билет до 100 000 долларов, часть из которых предположительно находилась на условном депонировании и должна была быть возвращена в случае банкротства, но по состоянию на декабрь 2018 года большинству владельцев билетов деньги не были возвращены. [ 43 ]
XCOR Наука
[ редактировать ]XCOR Science предлагала полеты полезной нагрузки образовательным учреждениям и науке для проведения экспериментов в космосе. [ 44 ]
Lynx Mark I и Mark II позволяют перевозить в космос максимальную полезную нагрузку до 140 кг, не считая пилота. Полезная нагрузка разделена на две части, при этом полезная нагрузка А максимальной грузоподъемностью 20 кг расположена в сосуде за креслом пилота. Полезная нагрузка Б массой до 120 кг занимает место второго сиденья. [ 45 ]
В будущем планировалось разработать Lynx Mark III, который будет иметь те же возможности, что и Lynx Mark II, и летать на высоте до 100 км над землей. В дополнение к полезной нагрузке Lynx Mark I и II, Lynx Mark III будет иметь внешнюю, установленную на спинке подвесную капсулу, которая выдержит дополнительные 650 кг. [ 45 ]
На момент объявления о банкротстве в ноябре 2017 года никаких полетов не совершалось.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Петти, Кэтлин (7 июля 2012 г.). «Взгляд на XCOR» . Midland Reporter-Telegram . Проверено 9 июля 2012 г.
- ^ Паппалардо, Джефф (июль 2008 г.). «Новая зона 51: застава в пустыне Мохаве — будущее космических полетов» . Популярная механика. Архивировано из оригинала 25 июля 2008 г. Проверено 24 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «XCOR Aerospace объявляет о банкротстве» . 10 ноября 2017 г.
- ^ "Контакт" . XCOR Аэрокосмическая компания. Архивировано из оригинала 2 марта 2016 года . Проверено 24 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Midland Reporter-Telegram (5 июля 2017 г.). «Отчет: XCOR увольняет оставшихся сотрудников» . mrt.com . Проверено 6 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б XCOR Aerospace выбирает нового генерального директора , по состоянию на 21 июля 2015 г.
- ^ «Космический самолет XCOR Lynx, возможно, вышел из строя» . 31 мая 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мессье, Дуг (9 ноября 2017 г.). «Файлы XCOR по главе 7 о банкротстве» . Параболическая дуга . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид, Леонард (23 мая 2012 г.). «Потенциальный план космодрома Колорадо набирает обороты» . Space.com . Проверено 23 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Наша команда: Основатели» . Биос . XCOR Аэрокосмическая компания . Проверено 14 февраля 2012 г.
Основатели: Джефф Грисон, президент; Дэн Делонг, вице-президент и главный инженер; Дуг Джонс, соучредитель и главный инженер-испытатель; Алета Джексон, соучредитель и менеджер
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ Кнапп, Алекс (18 июня 2014 г.). «Путь к звездам» . Форбс . Проверено 19 июня 2014 г.
- ^ «XCOR разрушает стены: на шаг ближе к космосу» . Газеты Рамблер. Август 2014 года . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Алекс Кнапп (26 мая 2015 г.). «Китайская венчурная компания Haiyin Capital инвестирует в космическую компанию XCOR» . Форбс .
- ^ Обзор аэрокосмической компании XCOR. Архивировано 23 февраля 2009 г. на Wayback Machine , по состоянию на 19 февраля 2009 г.
- ^ Джефф Фауст (30 ноября 2015 г.). «Соучредители XCOR создают новую компанию» . Космические новости.
- ^ Фауст, Джефф (31 мая 2016 г.). «XCOR увольняет сотрудников, чтобы сосредоточиться на разработке двигателей» . Космические новости . Проверено 13 июля 2016 г.
- ^ Мессье, Дуг (5 июля 2017 г.). «XCOR увольняет оставшихся сотрудников» . parabolicarc.com. Архивировано из оригинала 27 августа 2020 года . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «XCOR Aerospace анонсирует новый суборбитальный корабль «Рысь», который полетит через два года» . XCOR Аэрокосмическая компания. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года.
- ↑ Фауст, Джефф (31 марта 2008 г.) Один размер может не подойти всем The Space Review , дата обращения 20 января 2015 г.
- ^ «Обратный отсчет для SXC начался» . Космическая экспедиция Кюрасао. 12 апреля 2011 г. Проверено 17 апреля 2011 г.
В начале следующего года мы совершим первый суборбитальный полет, после чего окончательная разработка значительно ускорится. Согласно нашему графику, мы будем готовы к коммерческому взлету к концу 2013 года.
- ^ Перейти обратно: а б Норрис, Гай (8 октября 2014 г.) XCOR Lynx переходит на финальную неделю авиационной недели , дата обращения 20 января 2015 г.
- ^ «Официальные лица XCOR воздерживаются от раскрытия даты испытательных полетов Lynx» . Midland Reporter-Telegram. 17 января 2016 года . Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ Джефф Фауст (31 мая 2016 г.). «XCOR увольняет сотрудников, чтобы сосредоточиться на разработке двигателей» . Космические новости.
- ^ «XCOR Aerospace: Cyro-совместимый фторполимерный композитный материал» . XCOR Аэрокосмическая компания. Архивировано из оригинала 3 апреля 2013 г.
- ^ «Перспектива прогресса XCOR в создании полетов на «Рыси» » . Новости РЛВ и космического транспорта . 2 февраля 2012 г. Проверено 13 февраля 2012 г.
- ^ «XCOR и ULA демонстрируют революционную технологию сопел ракетного двигателя, а также подписывают контракт на разработку двигателя на жидком водороде» . УЛА. 17 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г. Проверено 23 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б
Морринг, Фрэнк младший (23 марта 2011 г.). «ULA и XCOR разработают двигатель верхней ступени» . Авиационная неделя . Проверено 25 марта 2011 г.
United Launch Alliance (ULA) и XCOR Aerospace планируют совместные усилия по разработке недорогого двигателя верхней ступени того же класса, что и почтенный RL-10...»
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ «XCOR и ULA демонстрируют революционную технологию сопел ракетного двигателя; также подписывают контракт на разработку двигателя на жидком водороде» . пресс-релиз . XCOR Аэрокосмическая компания. 22 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 25 марта 2011 г. Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мессье, Дуг (19 ноября 2013 г.). «XCOR достигает важной вехи в программе двигателей на жидком водороде» . Параболическая дуга . Проверено 20 ноября 2013 г.
- ^ Грусс, Майк (13 апреля 2015 г.). «Ракета Vulcan ULA будет внедряться поэтапно» . Космические новости . Проверено 19 апреля 2015 г.
- ^ «ЛОКС-Спиртовой ракетный двигатель» . www.xcor.com . XCOR Aerospace, Inc. Архивировано из оригинала 26 июня 2015 г. Проверено 15 июня 2015 г.
- ^ «XCOR будет летать на EZ-Rocket во время обратного отсчета Кубка X Prize», Space Daily , 19 августа 2005 г., по состоянию на 19 февраля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Обзор продуктов . Архивировано 25 ноября 2010 г. в Wayback Machine , XCOR Aerospace , без даты, по состоянию на 27 декабря 2010 г. «Двойной двигатель XR-4A3 тягой 400 фунтов на борту EZ-Rocket» (с фотографией в полете)… «Еще один двигатель, который мы разработали параллельно, — это XR-4K14,… тягой 1500 фунтов с рекуперативным охлаждением. LOX и керосиновая система с помпой... используются в качестве главного двигателя самолета Rocket Racer».
- ^ XCOR X-Racer , Нэнси Аткинсон, Universe Today , 6 августа 2009 г., по состоянию на 26 апреля 2010 г.
- ^ X-Racers, запускайте ракеты! : Создатели X-премии предлагают сенсационное видение несущихся по небу самолетов с ракетными двигателями. Но сможет ли их новая гоночная лига украсть немного славы Nascar? , Майкл Бельфиоре, Popular Science (очерк на обложке), 15 февраля 2006 г., по состоянию на 2 сентября 2010 г.
- ^ Гатлин, Эллисон (11 июля 2008 г.). «Проверка производительности XCOR» . Пресса Долины Антилопы. Архивировано из оригинала 15 июля 2009 года . Проверено 14 июля 2008 г.
- ^ «XCOR Aerospace - ракетный двигатель на закиси азота / этане с тягой 15 фунтов» . XCOR Аэрокосмическая компания. Архивировано из оригинала 9 мая 2013 г.
- ^ «XCOR Aerospace завершает успешную разработку метанового ракетного двигателя» (пресс-релиз). XCOR Аэрокосмическая компания. 30 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г. Проверено 3 декабря 2012 г.
- ^ «XCOR Aerospace начинает испытательные запуски метанового ракетного двигателя» (пресс-релиз). XCOR Аэрокосмическая компания. 16 января 2007 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г. Проверено 3 декабря 2012 г.
- ^ «XCOR Aerospace приобретает корпорацию космических экспедиций SXC, чтобы стать «XCOR Space Expeditions» » . spaceref.com. 30 июня 2014 года . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ XCOR, http://spaceexpeditions.xcor.com/the-spaceflight/spaceports/
- ^ XCOR, http://spaceexpeditions.xcor.com/the-spaceflight/space-programs/
- ^ Масунага, Саманта (30 декабря 2018 г.). «Затерянные в космосе: они заплатили 100 000 долларов за полет на космическом самолете Ккора. Теперь они хотят вернуть свои деньги» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ XCOR, http://science.xcor.com/payloads/
- ^ Перейти обратно: а б XCOR, http://xcor.com/media/5886/2015002200001-xco-brochure-payloads-lr.pdf
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт XCOR Space Expeditions. Архивировано 23 февраля 2016 г. на Wayback Machine.
- Веб-сайт XCOR Science
- Веб-сайт XCOR Aerospace
- Лига ракетных гонок. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Экскурсии на ракетных кораблях
- XCOR на собрании членов CSF , Рик Сирфосс, главный летчик-испытатель (начало в 1:22), Федерация коммерческих космических полетов , 4 сентября 2013 г.
- Они заплатили 100 000 долларов за полет на космическом самолете Ккора. Теперь они хотят вернуть свои деньги – Los Angeles Times