Самолет с ракетным двигателем

Часть серии о |
Силовая установка самолета |
---|
Валовые двигатели : приводные гребные винты , несущие винты , канальные вентиляторы или винтовые вентиляторы |
Реакционные двигатели |
Самолет с ракетным двигателем или ракетный самолет — это летательный аппарат используется ракетный двигатель , в котором для движения , иногда в дополнение к воздушно-реактивным двигателям . Ракетные самолеты могут развивать гораздо более высокие скорости, чем реактивные самолеты аналогичного размера, но обычно в течение не более нескольких минут работы с двигателем, после чего следует планирующий полет . Не стесненные потребностью в кислороде из атмосферы , они подходят для полетов на очень большой высоте. Они также способны обеспечить гораздо более высокое ускорение и более короткий взлет. Многие ракетные самолеты могут запускаться с транспортных самолетов, поскольку при взлете с земли у них может не хватить времени для достижения больших высот.
Ракеты использовались просто для поддержки основного двигателя в форме взлета с реактивным двигателем ( JATO ), также известного как взлет с помощью ракеты ( RATO или RATOG ). Не все ракетные самолеты имеют обычный взлет, как «обычные» самолеты. Некоторые типы запускались по воздуху с другого самолета, а другие взлетали вертикально - носом вверх и хвостом к земле (« хвосты »).
Из-за использования тяжелого топлива и других практических трудностей эксплуатации ракет большинство ракетных самолетов строилось для экспериментальных или исследовательских целей, в качестве истребителей- перехватчиков и космических самолетов .
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
Перуанский эрудит Педро Паулет разработал концепцию Avión Torpedo в 1902 году — жидкостного ракетного самолета с фонарем , прикрепленным к треугольному наклоняемому крылу, — потратив десятилетия на поиск доноров для самолета, одновременно работая дипломатом в Европе и Латинской Америке. [1] Концепция Поле об использовании жидкого топлива на десятилетия опередила инженеров-ракетчиков того времени, которые использовали черный порох в качестве топлива. [1] Сообщения о концепции ракетного самолета Паулета впервые появились в 1927 году, после того как Чарльз Линдберг пересек Атлантический океан на самолете. [2] Паулет публично раскритиковал предложение австрийского пионера ракетной техники Макса Валье о том, чтобы самолет с ракетным двигателем совершал полет быстрее, используя черный порох, утверждая, что его жидкостный ракетный самолет, созданный тридцатью годами ранее, был бы лучшим вариантом. [2]
Паулет затем посетил немецкую ракетную ассоциацию Verein für Raumschiffahrt (VfR), и 15 марта 1928 года Валье аплодировал конструкции жидкостной ракеты Паулета в издании VfR Die Rakete , заявив, что двигатель обладает «удивительной мощностью». [3] В мае 1928 года Паулет присутствовал при наблюдении за демонстрацией ракетного автомобиля программы RAK Opel Фрица фон Опеля и Макса Валье, а также после встречи с немецкими энтузиастами ракет. [3] Члены VfR начали рассматривать черный порох как препятствие для ракетных двигателей, а сам Валье считал, что двигатель Поле необходим для будущей разработки ракет. [3] обратилась к Паулету с Вскоре нацистская Германия просьбой помочь в разработке ракетных технологий, но он отказался помочь и никогда не поделился формулой своего топлива. [1] Затем нацистское правительство присвоило бы работу Паулета, в то время как советский шпион ВФР Александр Борис Щерчевский, возможно, поделился планами с Советским Союзом . [4]

11 июня 1928 года в рамках программы Opel RAK Фрица фон Опеля и Макса Валье Липпиш Энте стал первым самолетом, летавшим на ракетной мощности. [5] [6] [7] В следующем году Opel RAK.1 стал первым специально построенным ракетным самолетом, летавшим под управлением самого Фрица фон Опеля. [8] Полет Opel RAK.1 также считается первым в мире публичным полетом пилотируемого ракетного самолета, поскольку он состоялся перед большой толпой и при участии мировых СМИ.
28 июня 1931 года еще один новаторский полет ракеты совершил итальянский летчик и изобретатель Этторе Каттанео , который создал еще один ракетоплан частной постройки. Он долетел и приземлился без особых проблем. После этого бегства король Италии Виктор Эммануил III назначил Каттанео графом Тальедо ; Благодаря его новаторской роли в полете ракет, его изображение выставлено в Музее космонавтики Санкт-Петербурга, а также в Музее науки и техники Милана. [9] [10]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Heinkel He 176 был первым в мире самолетом, приводившимся в движение исключительно жидкостным ракетным двигателем. Свой первый полет с двигателем он совершил 20 июня 1939 года под Эриха Варзица . управлением [11] [ нужна страница ] He 176, хотя и был продемонстрирован Министерству авиации Рейха , не получил особой официальной поддержки, что привело к тому, что компания Heinkel отказалась от разработки ракетных двигателей; Единственный самолет ненадолго выставлялся в Берлинском музее авиации и был уничтожен в результате союзников бомбардировки в 1943 году. [12]
Первым ракетным самолетом, когда-либо производившимся серийно, был перехватчик Messerschmitt Me 163 Komet , представленный Германией в последние годы конфликта как одна из нескольких попыток разработать эффективные самолеты с ракетными двигателями. [13] Первое специализированное истребительное крыло Люфтваффе Me 163, Jagdgeschwader 400 (JG 400), было создано в 1944 году, и его основная задача заключалась в обеспечении дополнительной защиты заводов-производителей синтетического бензина , которые были заметными целями для воздушных налетов союзников . Дополнительные оборонительные подразделения ракетных истребителей планировалось разместить вокруг Берлина , Рура и Немецкой бухты . [14]
Типичная тактика Me 163 заключалась в том, чтобы пролететь вертикально вверх сквозь бомбардировщики на высоте 9 000 м (30 000 футов), подняться на высоту 10 700–12 000 м (35 100–39 400 футов), затем снова нырнуть сквозь строй, стреляя на ходу. Такой подход дал пилоту два коротких шанса произвести несколько выстрелов из пушек, прежде чем вернуться на свой аэродром. [15] Часто было трудно обеспечить необходимое топливо для работы ракетных двигателей. В последние дни Третьего рейха от Ме 163 отказались в пользу более успешного Мессершмитта Ме 262 , который вместо этого использовал реактивное движение . [15]
Преследовались и другие немецкие самолеты с ракетными двигателями, в том числе Bachem Ba 349 «Natter», пилотируемый ракетный самолет-перехватчик с вертикальным взлетом, летавший в форме прототипа. [16] [17] Дальнейшие проекты так и не дошли даже до стадии прототипа, такие как Zeppelin Rammer , Fliegende Panzerfaust и Focke-Wulf Volksjäger . Имея гораздо больший размер, чем любой другой проект конфликта с ракетным двигателем, Silbervogel , однако более поздние расчеты показали, что конструкция не сработала бы, а была бы уничтожена при входе в атмосферу. немцы планировали антиподный бомбардировщик [18] [ нужна страница ] Me 163 Komet — единственный тип истребителя с ракетным двигателем в истории, участвовавший в боевых действиях, и один из двух типов самолетов с ракетными двигателями, участвовавших в боевых действиях.

Япония, которая была союзником нацистской Германии, получила чертежи Me 163 Komet. [19] После значительных усилий компания успешно создала собственные производственные мощности, которые были использованы для производства ограниченного количества собственных экземпляров, известных как Mitsubishi J8M , который совершил свой первый полет с двигателем 7 июля 1945 года. [20] Кроме того, Япония попыталась разработать собственный отечественный перехватчик с ракетным двигателем Mizuno Shinryu ; ни J8M, ни Shinryu никогда не участвовали в боях. [21] Во время Второй мировой войны японцы также произвели около 850 Yokosuka MXY-7 Ohka -смертников с ракетными двигателями штурмовиков , некоторые из них были задействованы в битве за Окинаву . Послевоенный анализ пришел к выводу, что воздействие «Оки » было незначительным и что ни один крупный корабль ВМС США не пострадал во время атак из-за использованной эффективной оборонительной тактики. [22]
Среди других экспериментальных самолетов - советский БИ-1 Березняка-Исаева , который поднялся в воздух в 1942 году, а Northrop XP-79 изначально планировался с ракетными двигателями, но перешел на реактивные двигатели. в своем первом и единственном полете в 1945 году P-51D Mustang с ракетным двигателем. был разработан компанией North American Aviation и мог развивать скорость 515 миль в час (829 км/ч). [23] [24] Двигатель работал на фумаровой кислоте и анилине , которые хранились в двух 75 галлонов США (280 л) под крыльевыми баками. [24] Самолет прошел летные испытания в апреле 1945 года. Ракетный двигатель мог работать около минуты. [24] Точно так же в серии Messerschmitt Me 262 «Heimatschützer» использовалась комбинация ракетной и реактивной силовой установки, позволяющая обеспечить более короткий взлет, более высокую скорость набора высоты и еще большую скорость. [25]
Эпоха холодной войны
[ редактировать ]

В 1946 году советский Микоян-Гуревич И-270 был построен в ответ на требование советских ВВС , выданное в предыдущем году, о с ракетным двигателем самолете-перехватчике для выполнения функций точечной обороны . [26] В конструкции И-270 было использовано несколько технологий, разработанных Сергеем Королевым в период с 1932 по 1943 год. [27] [28]
В 1947 году ключевой вехой в истории авиации стал самолет Bell X-1 с ракетным двигателем , который стал первым самолетом, преодолевшим скорость звука в горизонтальном полете, и первым из серии ракет-носителей NACA/NASA. двигатель самолета. [29] Среди этих экспериментальных самолетов были конструкции North American X-15 и X-15A2, которые эксплуатировались около десяти лет и в конечном итоге достигли максимальной скорости 6,7 Маха, а также максимальной высоты более 100 км, установив новые рекорды в авиации. процесс. [30]
В 1950-е годы британцы разработали несколько проектов смешанной мощности, чтобы закрыть пробел в характеристиках, существовавший в современных конструкциях турбореактивных двигателей того времени. Ракета была основным двигателем, обеспечивающим скорость и высоту, необходимые для высокоскоростного перехвата бомбардировщиков высокого уровня, а турбореактивный двигатель обеспечивал повышенную экономию топлива на других участках полета, в первую очередь для обеспечения того, чтобы самолет мог совершить механизированную посадку, а не рискуя непредсказуемым плавным возвращением. [31] [32] Одной из конструкций был Avro 720 , который в основном приводился в движение ракетным двигателем Armstrong Siddeley Screamer мощностью 8000 фунтов силы (36 кН) , который работал на керосиновом топливе, смешанном с жидким кислородом в качестве окислителя . [33] Работы над Avro 720 были прекращены вскоре после решения Министерства авиации прекратить разработку ракетного двигателя Screamer, предположительно из-за официальных опасений относительно практичности использования жидкого кислорода, который кипит при -183 °C (90 К). опасность пожара в рабочей среде. [34] [35] [36]
Работа достигла более продвинутой стадии с конкурентом Avro 720, Saunders-Roe SR.53 . В двигательной системе этого самолета в качестве комбинированного топлива и окислителя использовалась перекись водорода , что считалось менее проблематичным, чем жидкий кислород Avro 720. [34] 16 мая 1957 года командир эскадрильи Джон Бут DFC находился за штурвалом XD145 во время первого испытательного полета, последовавшего за первым полетом второго прототипа XD151 6 декабря 1957 года. [37] [38] В ходе последующей программы летных испытаний эти два прототипа совершили 56 отдельных испытательных полетов, в ходе которых была зафиксирована максимальная скорость 1,33 Маха. [39] Более того, с конца 1953 года Сондерс-Роу работал над модификацией SR.53, которая получила отдельное обозначение SR.177 ; Принципиальным изменением было наличие бортового радара , отсутствовавшего на SR.53 и Avro 720, поскольку это не было требованием спецификации, но оставляло пилота зависимым от его собственного видения, кроме указаний по радио, поступающих с земли. основанное на радиолокационном управлении. [40]
И SR.53, и его родственник SR.177 были относительно близки к достижению статуса производства, когда на программу повлияли более широкие политические факторы. В 1957 году в Британии произошло массовое переосмысление философии противовоздушной обороны, которое было воплощено в « Белой книге обороны» 1957 года . Этот документ призывал заменить пилотируемые боевые самолеты ракетами , и, таким образом, перспективы заказа от Королевских ВВС испарились в одночасье. [41] Хотя и Королевский флот, и Германия оставались потенциальными покупателями SR.177, этот шаг пошатнул доверие обеих сторон. [42] Дальнейшие факторы, такие как скандалы со взяточничеством Lockheed , вынудившие зарубежные страны заказать Lockheed F-104 Starfighter , также подорвали перспективы продаж SR.177, что дорого обошлось потенциальным клиентам, таким как Германия и Япония. [43]
В конце 1940-х и 1950-х годах штаб французской авиации также проявлял значительный интерес к самолетам с ракетными двигателями. [44] По словам автора Мишеля ван Пельта, представители французских ВВС были против полета исключительно с ракетным двигателем, но выступали за смешанный подход с использованием комбинации ракетных и турбореактивных двигателей. В то время как Société d'Etudes pour la Propulsion par Réaction (SEPR) приступило к разработке собственных отечественных ракетных двигателей , французский производитель самолетов SNCASE знал об французских ВВС интересе к способным самолетам-перехватчикам точечной обороны и поэтому начал работу. на SNCASE SE.212 Durandal . [44] По сравнению с другими французскими экспериментальными самолетами смешанной мощности, такими как конкурирующий прототип перехватчика SNCASO Trident , это был более тяжелый самолет, предназначенный для полетов в основном на реактивном, а не на ракетном двигателе. [45] Была построена пара прототипов самолетов; 20 апреля 1956 года первый совершил свой первый полет, первоначально летая только на реактивной тяге. [46] Это был второй прототип, впервые использовавший ракетный двигатель в апреле 1957 года. [46] В ходе летных испытаний максимальная скорость 1444 километров в час (897 миль в час) была достигнута на высоте 12 300 метров (40 400 футов) даже без использования дополнительной мощности ракетного двигателя; при работе ракеты эта скорость выросла до 1667 км/ч на высоте 11 800 м. Всего до закрытия программы было выполнено 45 испытательных полетов. [46]
По заказу штаба ВВС Франции французская авиастроительная компания SNCASO также разработала собственный перехватчик точечной обороны SNCASO Trident . [44] В основном он был оснащен одним ракетным двигателем SEPR и дополнен набором турбореактивных двигателей, установленных на законцовках крыла; В оперативном отношении как ракетные, так и турбореактивные двигатели должны были использоваться для быстрого набора высоты и перехвата на больших высотах, в то время как только реактивные двигатели должны были использоваться для возвращения на базу. [44] 2 марта 1953 года первый прототип Trident I совершил первый полет этого типа ; Управляемый летчиком-испытателем Жаком Гиньяром, самолет использовал всю длину взлетно-посадочной полосы, чтобы подняться в воздух, приводясь в движение только турбореактивными двигателями. [47] 1 сентября 1953 года второй прототип Trident I разбился во время своего первого полета из-за попыток набрать высоту после взлета и столкновения с опорой электропередачи . [48] Несмотря на потерю, французские ВВС были впечатлены характеристиками «Трайдента» и стремились принять на вооружение улучшенную модель. [49] 21 мая 1957 года первый Trident II, 001 , был уничтожен во время испытательного полета из Centre d'Essais en Vol (Летно-испытательный центр); вызвано тем, что летучее ракетное топливо и окислитель фуралин (C 13 H 12 N 2 O) и азотная кислота (HNO 3 ) соответственно случайно смешались и взорвались, что привело к гибели летчика-испытателя Шарля Гужона. [50] [51] Два месяца спустя вся работа по программе была остановлена. [47]
Развитие мощности турбореактивных двигателей, появление ракет и развитие радаров сделали ненужным возврат к смешанной мощности.

Разработка советских ракет и спутников была движущей силой развития космической программы НАСА. В начале 1960-х годов американские исследования космического самолета Boeing X-20 Dyna-Soar были отменены из-за отсутствия цели; позже исследования способствовали созданию космического корабля "Шаттл" , который, в свою очередь, послужил основой для создания советского " Бурана" . Другой аналогичной программой была ISINGLASS, которая должна была представлять собой ракетный самолет, запускаемый с авианосца Boeing B-52 Stratofortress , который должен был развивать скорость 22 Маха, но это так и не было профинансировано. ISINGLASS предназначался для облета СССР. Никаких изображений конфигурации автомобиля не было опубликовано. [52]
Исследовательский аппарат для приземления на Луну представлял собой аппарат смешанного типа: реактивный двигатель подавлял 5/6 силы гравитации, а мощность ракеты могла имитировать лунный посадочный модуль «Аполлон». [53]
Различные версии ракетного двигателя Reaction Motors XLR11 использовались на X-1 и X-15, а также на Martin Marietta X-24A , Martin Marietta X-24B , Northrop HL-10 , Northrop M2-F2 , Northrop M2-F3 и Republic XF-91 Thunderceptor в качестве основного или вспомогательного двигателя.
Northrop HL-10, Northrop M2-F2 и Northrop M2-F3 были примерами несущего корпуса , то есть самолетов, у которых очень мало крыльев, если они вообще есть, и которые просто получают подъемную силу от корпуса транспортного средства. Другой пример — ракеты-отступники в любительском ракетостроении. [ нужна ссылка ]
Эпоха после холодной войны
[ редактировать ]
Исследовательско-испытательный самолет EZ-Rocket впервые поднялся в воздух в 2001 году. [54] После оценки EZ-Rocket Лига ракетных гонок в течение следующего десятилетия разработала три отдельных самолета-ракетоносца. [55] [56]
В 2003 году частной разработки свой первый полет совершил еще один самолет с ракетным двигателем . SpaceShipOne функционирует как самолет с ракетным двигателем — с крыльями и аэродинамическими поверхностями управления — а также как космический самолет — с двигателями RCS для управления в космическом вакууме. За свою работу команда SpaceShipOne была удостоена награды Space Achievement Award. [57]
В апреле 2019 года китайская компания Space Transportation провела испытание 3700-килограммового демонстратора технологий под названием Jiageng-1 . Самолет длиной 8,7 метра имеет размах крыльев 2,5 метра и является частью разработки более крупной будущей Tianxing-I-1 . многоразовой ракеты-носителя с вертикальным взлетом и горизонтальной посадкой [58]
Планируемый самолет с ракетным двигателем
[ редактировать ]- Воздушное обследование окружающей среды регионального масштаба
- Скайлон (космический корабль)
- КосмическийКорабльДва
- XCOR Рысь
- Гиперзвуковой транспорт с нулевым уровнем выбросов
См. также
[ редактировать ]- Список ракетной авиации
- Список рекордов скорости транспортных средств
- Лига ракетных гонок (РРЛ)
- Старт нулевой длины , запуск воздушно-реактивных самолетов ракетами
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Перуанец, ставший отцом космонавтики, вдохновленный Жюлем Верном и появившийся на новых 100-единственных купюрах» . BBC News (на испанском языке) . Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мехия 2017 , стр. 113.
- ^ Перейти обратно: а б с Мехия 2017 , стр. 115–116.
- ^ «Документальный фильм докажет перуанцу Паулету как пионера космонавтики» . ЭФЕ (на испанском языке). 05 апреля 2012 г. Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ https://www.airforcemag.com/article/0904rocket/ статья Уолтера Дж. Бойна в журнале Air Force Magazine, 1 сентября 2004 г.
- ^ "Сущность Липпиша". [ постоянная мертвая ссылка ] Интернет-энциклопедия науки: Экспериментальные самолеты. Проверено: 26 сентября 2011 г.
- ^ Форд 2013, с. 224.
- ^ Уар, Жорж (10 октября 1929 г.). «Ракетаплан Фрица фон Опеля пролетел два километра до Франкфурта» . Крылья . 9 (434): 11 . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ «Изучите значение термина: Каттанео: пионер полета, непонятый дома. Каттанео: пионер полета, непонятый дома» . archiveiostorico.corriere.it. 2004. Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 г.
- ^ «28 июня 1931 года, первый полет ракеты в Милане, Этторе Каттанео.avi» . youtube.com. 15 февраля 2012 года . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ Варзиц, Лутц. Первый пилот реактивного самолета: История немецкого летчика-испытателя Эриха Варзица . Лондон: Pen and Sword Books Ltd., 2009. ISBN 978-1-84415-818-8 . [ нужна страница ]
- ^ Таттл, Джим. Выбросить! Полная история систем аварийного спасения самолетов США . Сент-Пол, Миннесота: Издательская компания MBI, 2002. ISBN 0-7603-1185-4 .
- ^ "Мессершмитт Ме-163 Комета". Архивировано 20 июля 2016 года на сайте Wayback Machine plane-crazy.net. Проверено: 26 сентября 2011 г.
- ^ Галланд 1957, с. 251.
- ^ Перейти обратно: а б Конец 1989 г., с. 252.
- ^ Ломмель 1998, с. 92.
- ^ Бахем 1952, стр. 89–96.
- ^ Парсонс, Зак. Мой танк — бой. Лондон: Цитадель, 2006. ISBN 978-0-8065-2758-1 . [ нужна страница ]
- ^ Грин 1971 , с. 114.
- ^ Грин 1971 , с. 123.
- ^ Дайер 2009, стр. 40–42.
- ^ Кайтли, Джеймс. «Йокосука Ока Пилот-камикадзе». Самолет , Том 39, №7, Вып. 459, июль 2011 г., стр. 30–31.
- ^ Ларри Дэвис - РАЗРАБОТКА XP-86. Архивировано 9 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с Сантьяго - P-51 Mustang с ракетным двигателем - вторник, 28 декабря 2010 г.
- ^ Реддин, Шамус http://www.walterwerke.co.uk/ato/me262i.htm Me.262 Heimatschützer I. Устройство вспомогательного взлета Walter 109-509.S1. "Веб-сайт Hellmuth Walter Rocket Motor" Дата обращения: 2 февраля 2022 г.
- ^ Беляков Р.А.; Мармейн, Дж. (1994). МиГ: пятьдесят лет секретного авиастроения . Шрусбери, Великобритания: Airlife. стр. 110–112. ISBN 1-85310-488-4 .
- ^ Билле и Лишок 2004, стр. 9.
- ^ 1943
- ^ "Белл X-1." Архивировано 17 мая 2008 г. на Wayback Machine allstar.fiu.edu. Проверено: 26 сентября 2011 г.
- ^ "Североамериканский высокоскоростной исследовательский самолет X-15". Aerospaceweb.org , 24 ноября 2008 г.
- ^ Jones Airplane Monthly , ноябрь 1994 г., стр. 32–33.
- ^ Вуд 1975, с. 55.
- ^ Мейсон 1992, с. 400.
- ^ Перейти обратно: а б Лондон 2010, с. 30.
- ↑ Рейс 24 мая 1957 г., стр. 698–699.
- ^ Вуд 1975, с. 61.
- ^ Лондон 2010, с. 31.
- ^ Вуд 1975, с. 63.
- ^ Лондон 2010, с. 34.
- ^ Вуд 1975, с. 57.
- ^ Вуд 1975, стр. 68-69.
- ^ Вуд 1975, с. 69.
- ^ Вуд 1986, стр. 67–69.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пелт 2012, с. 168.
- ^ Пелт 2012, стр. 163-164.
- ^ Перейти обратно: а б с Пелт 2012, с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б Ганстон 1981, стр. 218–219.
- ^ Пелт 2012, с. 161.
- ^ Пелт 2012, стр. 161–162.
- ^ Джексон 1986, с. 91.
- ^ "Парижское шоу..." Полет , 31 мая 1957 г. с. 740. Дата обращения: 15 октября 2010 г.
- ^ День, Дуэйн. «Летучая мышь из ада: продолжение ISINGLASS 22 Маха OXCART». The Space Review, 12 апреля 2010 г. Дата обращения: 26 сентября 2011 г.
- ^ Матранга, Джин Дж., К. Уэйн Оттингер и Кэлвин Р. Джарвис с К. Кристианом Гельцером. «История аэрокосмической отрасли № 35 NASA SP-2004-4535: Нетрадиционный, противоречивый и уродливый: исследовательский аппарат для посадки на Луну». НАСА, 2005.
- ^ Кнапп, Алекс (18 июня 2014 г.). «Путь к звездам» . Форбс . Проверено 19 июня 2014 г.
- ^ «Полет внутри канавки: новейшему испытательному самолету с ракетным двигателем требуется всего четыре секунды, чтобы подняться в воздух от зажигания. На грани взлета для РРЛ» . Международное аэрокосмическое тестирование. Июнь 2010. стр. 50–54 . Проверено 6 сентября 2010 г.
- ^ Чоу, Дениз (26 апреля 2010 г.). «Лига ракетных гонок представляет новый летающий хот-род» . space.com.
- ^ «Награды симпозиума» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2009 года . Проверено 31 января 2012 г.
- ^ Джонс, Эндрю (26 апреля 2019 г.). «Китайские фирмы Space Transportation и Linkspace тестируют технологии многоразовых ракет-носителей» . spacenews.com.
Библиография
[ редактировать ]- «Армстронг Сиддели Крикумер» . Рейс , № 2478, Том 70, 27 июля 1956 г., стр. 160–164.
- Бахем, Эрих. «Некоторые фундаментальные проблемы вертикального взлета. Проблемы фундаментальных космонавтических исследований» (на немецком языке). Материалы Третьего международного конгресса по космонавтике . Штутгарт: Общество космических исследований, сентябрь 1952 г.
- Билле, Мэтт и Эрика Лишок. Первая космическая гонка: запуск первых в мире спутников . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M, 2004. ISBN 978-1-58544-374-1 .
- «Отмененные проекты: список обновлен» . Рейс , 17 августа 1967 г., с. 262.
- Кэйдин, Мартин. Крылья в космос: история и будущее крылатых космических полетов. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Winston Inc., 1964.
- Дорнбергер, Уолтер Р. «Ракетный коммерческий авиалайнер». Dyna-Soar: Гиперзвуковая система стратегического вооружения, отчет об исследованиях № 135. . Миннеаполис, Миннесота: Университет Миннесоты, Технологический институт, 1956.
- Дайер, Эдвин М. III (2009). Японские секретные проекты: Экспериментальные самолеты IJA и IJN 1939–1945 (1-е изд.). Хинкли: Издательство Midland. стр. 40–42. ISBN 978-1-85780-317-4 .
- Форд, Роджер (2013). Секретное оружие Германии во Второй мировой войне . Лондон, Великобритания: Янтарные книги. п. 224. ИСБН 9781909160569 .
- Галланд, Адольф. Первый и Последний . Нью-Йорк: Ballantine Books, 1957.
- Гейгер, Кларенс Дж. История X-20A Dyna-Soar. Том. 1: Серия исторических публикаций AFSC 63-50-I, идентификатор документа ASD-TR-63-50-I. Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Информационное бюро отдела авиационных систем, 1963 год.
- Годвин, Роберт, изд. Dyna-Soar: система гиперзвукового стратегического оружия. Берлингтон, Онтарио: Apogee Books, 2003. ISBN 1-896522-95-5 .
- Грин, Уильям (1971). Ракетный истребитель . Иллюстрированная история Второй мировой войны Баллантайна, Книга об оружии № 20. Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 0-345-02163-0 .
- Ганстон, Билл. Бойцы пятидесятых годов . Кембридж, Англия: Патрик Стивенс Лимитед, 1981. ISBN 0-85059-463-4 .
- Джексон, AJ Avro Самолеты с 1908 года . Лондон: Патнэм, 1990. ISBN 0-85177-834-8 .
- Джексон, Роберт. «Прототипы боевых самолетов с 1945 года», Нью-Йорк: Arco/Prentice Hall Press, 1986, LCCN 85-18725, ISBN 978-0-671-61953-4 .
- Джонс, Барри. «Сага о смешанной силе Саро». Airplane Monthly , ноябрь 1994 г. Лондон: IPC. ISSN 0143-7240. стр. 32–39.
- Ломмель, Хорст. Первый в мире запуск пилотируемой ракеты (2-е изд.) (на немецком языке). Штутгарт: Motorbuch Verlag, 1998. ISBN 3-613-01862-4 .
- Лондон, Пит. «Ракетные истребители Сондерса-Роу». Самолеты , Том. 43, нет. 7 июля 2010 г.
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института, 1992. ISBN 1-55750-082-7 .
- Мехия, Альваро (2017). «Педро Паулет, междисциплинарный ученый» . Человек и культура (на испанском языке). 14 (14). Католический университет Сан-Пабло: 95–122. дои : 10.36901/persona.v14i14.209 .
- «Перехватчик смешанной мощности» . Рейс , 24 мая 1957 г., стр. 697–700.
- Пелт, Мишель ван. Ракеты в будущее: история и технология ракетных самолетов. Springer Science & Business Media, 2012. ISBN 1-461-43200-6 .
- Поздно, Вольфганг. Совершенно секретная птица: комета Ме-163 Люфтваффе . Миссула, Монтана: Издательство Pictorial History Publishing Co., 1989. ISBN 1-872836-10-0 .
- Винчестер, Джим. «ТСР.2». Концептуальный самолет: прототипы, X-Planes и экспериментальные самолеты . Кент, Великобритания: Grange Books plc., 2005. ISBN 978-1-84013-809-2 .
- Вуд, Дерек. Проект отменен: катастрофа британских заброшенных авиационных проектов . Лондон, Великобритания: Jane's , 2-е издание, 1986 г. ISBN 0-7106-0441-6 .
- Йенн, Билл. Энциклопедия космических кораблей США. Лондон: Bison Books, 1985. ISBN 978-5-551-26650-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]