Брент Спар

Brent Spar , известный как Brent «E», представлял собой в Северном море нефтехранилище и для танкеров погрузочный буй на нефтяном месторождении Брент , которым управляла компания Shell UK . После завершения подключения трубопровода к нефтяному терминалу в Саллом-Во на Шетландских островах хранилище продолжало использоваться, но к 1991 году оно было признано не имеющим дальнейшей ценности. Брент Спар стал предметом общественного беспокойства в 1995 году, когда британское правительство объявило о своей поддержке заявки Shell на его утилизацию в глубоких атлантических водах на хребте Норт-Фени (примерно в 160 милях (250 км) от западного побережья Шотландии, на глубине около 1,6 миль (2,5 км)).
Гринпис организовал всемирную громкую кампанию в СМИ против этого плана, оккупировав Брент Спар более трех недель. Перед лицом общественной и политической оппозиции в Северной Европе (включая массовый бойкот заправочных станций Shell, несколько физических нападений и поджог в заправочной станции Германии ) , Shell отказалась от своих планов по утилизации Brent Spar в море, продолжая при этом подтвердить свое заявление о том, что это самый безопасный вариант как с точки зрения окружающей среды , так и с точки зрения промышленной безопасности и здоровья. Репутация Гринпис также пострадала во время кампании, когда ей пришлось признать, что ее оценка нефти, оставшейся в резервуарах для хранения Brent Spar, была сильно завышена. После решения Shell использовать только варианты захоронения на берегу, что было одобрено Гринпис и его сторонниками, Brent Spar получил временную якорную стоянку в норвежском фьорде . В январе 1998 года Shell объявила о своем решении повторно использовать большую часть основного сооружения при строительстве новых портовых сооружений вблизи Ставангер , Норвегия .
Техническая информация
[ редактировать ]Brent «E» представляло собой плавучее нефтехранилище, построенное в 1976 году и пришвартованное примерно в 1,2 милях (2 км) от нефтяной платформы Brent «A» . Он находился в совместной собственности Shell и Esso и полностью управлялся Shell, что возлагало на них ответственность за вывод сооружения из эксплуатации. Брент Спар имел высоту 482 фута (147 м), диаметр 95 футов (29 м) и водоизмещение 66 000 тонн. Осадка Оркнейских платформы была такова, что маневрирование в Северном море южнее островов было невозможно. Секция резервуаров для хранения имела емкость 300 000 баррелей сырой нефти . Эта секция была построена из стальной пластины толщиной 0,79 дюйма (20 мм), усиленной ребрами и поперечинами. Было известно, что эта секция подверглась нагрузкам и была повреждена при установке. Это привело к сомнениям в том, сохранит ли объект свою структурную целостность, если его снова спустить на воду в горизонтальное положение. [1]
Shell основывала свои решения о выводе из эксплуатации на оценках количества различных загрязняющих веществ, включая ПХБ , сырую нефть, тяжелые металлы и накипь, которые она рассчитала на основе эксплуатационной деятельности платформы, а также металла, который останется в конструкции после вывода из эксплуатации. Накипь является побочным продуктом нефтедобычи и из-за радиоактивности, обнаруженной в горных породах, из которых добывается нефть, считается низкоактивным отходом . На берегу с ним регулярно борются рабочие, носящие дыхательные маски, чтобы предотвратить вдыхание пыли. [ нужна ссылка ]
Варианты утилизации
[ редактировать ]Shell рассмотрела ряд вариантов продажи Brent Spar и серьезно рассмотрела два из них. [2]
Демонтаж на берегу
[ редактировать ]Первый вариант заключался в буксировке Brent Spar в мелководную гавань для его дезактивации и повторного использования материалов, использованных при его строительстве. Любой непригодный для использования мусор можно выбрасывать на землю. Технически этот вариант был более сложным и представлял большую опасность для рабочей силы. Стоимость этого варианта оценивалась в 41 миллион фунтов стерлингов. Были некоторые опасения, что объект распадется на мелководье в прибрежной воде, что будет иметь гораздо более значимые с экономической и экологической точек зрения последствия.
Глубоководное захоронение
[ редактировать ]Второй вариант включал буксировку выведенной из эксплуатации платформы на глубокую воду в Северной Атлантике , размещение взрывчатки вокруг ватерлинии, а затем ее детонацию, чтобы пробить корпус и затопить платформу. Затем объект упадет на морское дно и выбросит свое содержимое в ограниченную зону. Из-за неопределенности, связанной с детонацией взрывчатых веществ, предусматривался ряд возможных сценариев. Во-первых, конструкция упадет на морское дно целиком, медленно выделяя загрязняющие вещества и воздействуя на морское дно на протяжении примерно 1600 футов (500 м) «по течению». Во-вторых, конструкция может разрушиться при падении в толщу воды. Это приведет к выбросу загрязняющих веществ за один взрыв и окажет воздействие на «нисходящее течение» места последнего упокоения на расстоянии 3300 футов (1000 м), хотя это продлится более короткое время, чем в первом случае. В-третьих, конструкция может катастрофически разрушиться, когда взорвется взрывчатка, выбросив загрязняющие вещества в поверхностные воды. Это повлияет морские птицы и рыбная промышленность в этом районе. Стоимость этого варианта оценивалась в сумму от 17 до 20 миллионов фунтов стерлингов.
Shell предположила, что захоронение Brent Spar в глубоком море было лучшим вариантом, утверждая, что их решение было принято на основе надежных научных принципов и данных. Демонтаж платформы на берегу был более сложным с инженерной точки зрения, чем утилизация в море. Shell также отметила меньший риск для здоровья и безопасности персонала при захоронении отходов в море. С экологической точки зрения Shell считала, что затопление будет иметь лишь локальный эффект в отдаленном глубоководном регионе, который имеет небольшую ценность ресурсов . Считалось, что этот вариант будет приемлем для общественности, правительства Ее Величества и региональных властей. Shell признала, что потопление Brent Spar в море также является более дешевым вариантом.
Определившись с предпочтительным методом утилизации, Shell заключила контракт с Fisheries Research Services (FRS) на исследование возможных мест затопления объекта. При этом поиске было два условия: во-первых, объект находился в Великобритании исключительной экономической зоне . [3] и, во-вторых, чтобы место было достаточно глубоким, чтобы затонувший буй не представлял опасности для судоходства. ФРС определила три участка как квадраты размером 12 на 12 миль (20 на 20 км), которые были сочтены подходящими; Канал Мори, хребет Северный Фени и впадина Роколл .
На этих трех объектах ФРС провела:
- исследования с визуализацией морского дна с использованием подводного аппарата с дистанционным управлением (ROV) для подтверждения топографии в каждом районе
- сбор проб осадка с использованием коробчатого пробоотборника для анализа на тяжелые металлы , полихлорированные дифенилы связанные с нефтью, (ПХБ), углеводороды, и радионуклиды
- исследования гранулометрического состава и общего содержания органического углерода в отложениях.
- отбор проб керна из ящика для подсчета количества животных, обитающих в отложениях морского дна
- отбор проб лучевым тралом для определения различных животных, обитающих на морском дне
Было обнаружено, что хребет Северный Фени включает узкий канал. Район желоба Роколл оказался пологим бассейном между подводной горой Антон Дорн и хребтом Уивилл-Томсом . Район канала Мори оказался плоским и пологим.
Было обнаружено, что инфаунистические сообщества отличаются высоким разнообразием и низкой численностью , что характерно для незатронутых отложений. Считалось, что эти сообщества имеют ограниченные запасы продовольствия, что также нормально для глубоководных сообществ.
Окончательные выводы FRS заключались в том, что численность и разнообразие оказались выше, чем ожидалось, особенно в районе хребта Северный Фени, однако ограниченный объем выборки не позволил провести детальный анализ данных по всей территории. Судя по данным, собранным ФРС, выбор между тремя потенциальными площадками захоронения был невелик. Анализ района хребта Северный Фени может указывать на то, что этот район мог быть аккумулятивным , но это не исключает глубоководного захоронения платформы. [4]
Получив эти заключения, Shell остановила свой выбор на участке Норт-Фени-Ридж и обратилась к британскому правительству за лицензией на утилизацию буровой установки в море. Это было одобрено в декабре 1994 года.
Участие Гринпис
[ редактировать ]Гринпис стало известно о плане потопить судно «Брент Спар» в море 16 февраля 1995 года. Организация вела кампанию против сброса океанских отходов в Северное море с начала 1980-х годов, отслеживая сбросы радиоактивных отходов и отходов производства диоксида титана, а иногда и использование тактики гражданского неповиновения в открытом море для физического сдерживания преступников и лоббирование полного запрета сброса отходов в океан посредством конвенции ОСПАР . [5]
Гринпис возражал против плана по утилизации Brent Spar в море по ряду вопросов:
- Недостаточное понимание глубоководной морской среды и, следовательно, отсутствие возможности предсказать последствия предлагаемого сброса отходов на глубоководные экосистемы.
- Документы, подкреплявшие заявку Shell на получение лицензии, носили «весьма предположительный характер» и содержали необоснованные предположения, минимум данных и экстраполяции из неназванных исследований.
- Этот сброс Brent Spar в море создаст прецедент для сброса в море других загрязненных сооружений и подорвет действующие международные соглашения. Экологические последствия дальнейших сбросов будут кумулятивными.
- Демонтаж Brent Spar был технически осуществим, и морские инжиниринговые компании считали, что смогут сделать это безопасно и эффективно. Необходимые объекты уже регулярно использовались, а вывод из эксплуатации многих других нефтяных установок уже проводился в других странах мира.
- Для защиты окружающей среды необходимо соблюдать принцип минимизации образования отходов, а вредные материалы всегда перерабатывать, обрабатывать или локализовать.
Гринпис заявил, что научные аргументы в пользу сброса отходов в океан использовались как способ замаскировать основную цель Shell — сокращение расходов. [6] [ нужна ссылка ]
«Битва» Брента Спара
[ редактировать ]Гринпис Четыре активиста впервые оккупировали Брент-Спар 30 апреля 1995 года. Всего на этом этапе оккупации было задействовано 25 активистов, фотографов и журналистов. Они решили скрыть логотипы Exxon на платформе. [ нужна ссылка ] В это время активисты собрали образец содержимого Spar и отправили его на тестирование, чтобы определить природу загрязняющих веществ, содержащихся на платформе. Эта проба была собрана неправильно, что привело к значительному завышению содержания объекта. Хотя Гринпис привел собственную оценку Shell количества тяжелых металлов и других химикатов на борту, они также заявили, что на Spar находится более 5500 тонн нефти, тогда как оценка Shell составляла 50 тонн. Для контекста: разлив нефти Exxon Valdez составил около 42 000 тонн.
Гринпис развернул энергичную кампанию в СМИ, которая повлияла на общественное мнение против предпочтительного варианта Shell. Он оспорил оценки Shell относительно количества загрязняющих веществ в Брент-Спар, заявив, что их гораздо больше, чем первоначально предполагалось. 9 мая правительство Германии выступило с официальным возражением британскому правительству в отношении плана сброса отходов. 23 мая, после нескольких попыток, Shell получила законное разрешение на выселение протестующих Гринпис из Брент-Спар, и в конечном итоге их доставили на вертолете в Абердин , Шотландия , где они провели пресс-конференцию.
Буксировка платформы в окончательное положение началась 11 июня. К этому времени призыв к бойкоту продукции Shell был услышан на большей части континентальной северной Европы , что нанесло ущерб прибыльности Shell, а также имиджу бренда. Канцлер Германии Гельмут Коль выразил протест Великобритании премьер- министру Джону Мейджору на конференции G7 в Галифаксе , Новая Шотландия . Поддержка со стороны нефтяной промышленности не была единодушной. Хотя нефтедобывающие компании поддержали позицию Shell, влиятельные компании в секторе морского строительства намеревались заработать деньги на демонтаже на суше, если будет создан прецедент, и, следовательно, поддержали точку зрения Гринпис. [ нужна ссылка ]
20 июня Shell решила, что их позиция больше не является прочной, и отказалась от своего плана потопления Brent Spar. Они опубликовали следующее заявление:
«Положение Shell как крупного европейского предприятия стало несостоятельным. Spar приобрел символическое значение, непропорциональное его воздействию на окружающую среду. В результате компании Shell столкнулись с все более жесткой общественной критикой, в основном в континентальной северной Европе. Многие политики и Министры были открыто настроены враждебно, а некоторые призывали к бойкоту потребителей. Было насилие в отношении автозаправочных станций Shell, сопровождавшееся угрозами в адрес сотрудников Shell » .
В начале июля норвежское правительство дало Shell разрешение на консервацию месторождения Brent Spar в Эрфьорде . Он оставался там несколько лет, пока рассматривались другие варианты утилизации.
Последствия
[ редактировать ]Загрязнитель | Оценка компании Shell (кг) | Аудит ДНВ есть. (кг) |
---|---|---|
печатные платы | след | 6.5 – 8.0 |
Углеводороды | 50,700 | 75,000 – 100,000 |
Алюминий | 28,677 | 24,000 – 40,000 |
Мышьяк | 0.3 | 0.0 |
Висмут | 29.0 | 0.0 |
Кадмий | 16.4 | 1.0–3.8 |
Медь | 13,542.9 | 7,500 – 13,200 |
Индий | 10.2 | 5.0 – 21.0 |
Вести | 9.5 | 0.11 |
Меркурий | 0.3 | 0.4 |
Никель | 7.4 | 0.9 – 1.5 |
Кремний | 48.0 | 0.0 |
Титан | 8.8 | 0.0 |
Цинк | 13,811.4 | 5,200 – 8,300 |
Окалина (остатки нефтедобычи) | 30,000 | 7800–9400 |
Пришвартовав судно Brent Spar в Эрфьорде, Shell поручила независимой норвежской консалтинговой компании Det Norske Veritas (DNV) провести проверку содержания Spar и расследовать обвинения Гринпис. Гринпис признал, что его утверждения о том, что в Spar содержится 5500 тонн нефти, были неточными, и 5 сентября извинился перед Shell. Это упредило публикацию отчета DNV, в котором были подтверждены первоначальные оценки Shell по многим загрязняющим веществам. [7] Однако Гринпис отметил, что его противодействие сбросу никогда не основывалось исключительно на наличии или отсутствии нефти и что противодействие плану утилизации было частью более широкой кампании против сброса всех отходов в Северное море. [ нужна ссылка ]
Shell получила более 200 индивидуальных предложений о том, что можно сделать с Brent Spar. Один из них поступил от администрации порта Ставангер. Они планировали расширить причал в Мекьярвике , чтобы обеспечить новые паромные переправы Roll-On/Roll-Off . Была надежда, что использование частей корпуса Spar сэкономит деньги и энергию, которые в противном случае были бы потрачены на новую стальную конструкцию. Лонжерон поднимали вертикально в воде с помощью подъемной люльки, помещали под лонжерон и соединяли тросами с домкратами на борту тяжелых барж . Подняв тросы вверх, лонжерон поднялся так, что его корпус можно было разрезать на «кольца» и погрузить на баржу. [8]
После очистки кольца были помещены в море рядом с существующей пристанью в Мекьярвике и заполнены балластом. Строительство пристройки завершилось установкой бетонной плиты поперек колец. Жилые помещения и операционный модуль Spar были сняты и списаны на берег на норвежской свалке . [9]
большое количество находящихся под угрозой исчезновения холодноводных кораллов Lophelia pertusa . Во время демонтажа Brent Spar на опорах платформы было обнаружено [10] В то время это считалось необычным, хотя недавние исследования показали, что это обычное явление: на 13 из 14 нефтяных вышек в Северном море обследованных были обнаружены колонии L. pertusa . [11] Авторы оригинальной работы предположили, что, возможно, лучше оставить нижние части таких конструкций на месте — против этого предложения выступил участник кампании Гринпис Саймон Редди, который сравнил это с «[бросанием] машины в лес – на ней будет расти мох». там, и если мне повезет, в нем даже может гнездиться птица. Но это не повод заполнять наши леса вышедшими из употребления машинами». [12]
Эффект Brent Spar
[ редактировать ]Согласно опросу 1000 взрослых, проведенному организацией Opinion Leader Research 26 января 1996 года по поручению Гринпис, большинство британской общественности знали о Brent Spar (57%). Из них 57% были против сброса нефти Brent Spar в Атлантику, а 32% высказались за это.
Хотя Shell провела оценку воздействия на окружающую среду в полном соответствии с действующим законодательством, она сильно недооценила силу общественного мнения. Shell особенно критиковали за то, что она считала это «шотландской» или «британской» проблемой и пренебрегала тем влиянием, которое это окажет на их имидж в более широком мире. Окончательная стоимость операции по добыче Brent Spar для Shell составила около 60 миллионов фунтов стерлингов. [13] и 100 миллионов фунтов стерлингов с учетом убытков от продаж. Хотя Shell и морская отрасль считают, что Brent Spar не создала прецедента для ликвидации объектов в будущем, страны, подписавшие конвенции OSPAR, с тех пор согласились, что нефтяные объекты должны быть утилизированы на суше, поэтому трудно понять, как это произойдет. не создать прецедента. Shell заявила, что тратить такую сумму на защиту небольшой удаленной территории глубокого моря с низкой ресурсной ценностью бессмысленно, и эти деньги можно было бы потратить гораздо более конструктивно.
Переоценка содержания Brent Spar подорвала доверие к Гринпис в их более широких кампаниях. их раскритиковали В редакционной колонке научного журнала Nature за отсутствие интереса к фактам. [14] Гринпис дистанцировался от своего заявления о «5500 тоннах» после того, как аргумент Brent Spar был выигран.
Хронология
[ редактировать ]- 1976 : Brent Spar построен и введен в эксплуатацию.
- 1977 : трое мужчин погибли из-за отравления сероводородом.
- Сентябрь 1991 г .: Brent Spar прекращает деятельность.
- 1991–93 : Shell изучает варианты и проводит оценку рисков и воздействия на окружающую среду. Решает потопить Брент Спар на хребте Северный Фени.
- Февраль 1994 г .: Независимая экологическая консалтинговая компания Aberdeen University Research and Industrial Services одобряет выбор глубоководного захоронения. Shell начинает официальные консультации с природоохранными организациями и рыболовными организациями. Представлен проект плана ликвидации.
- Декабрь 1994 г .: Правительство Великобритании утверждает планы затопления.
- 30 апреля 1995 г .: Активисты Гринпис садятся на борт Брент Спар и начинают оккупацию заброшенного объекта.
- 30 апреля - 21 мая 1995 г.: Брент Спар оккупирован Гринпис, чтобы привлечь внимание к проблеме вывода из эксплуатации устаревших нефтегазовых объектов Северного моря. Во время оккупации активисты берут пробы из резервуаров для хранения нефти, а европейские офисы Гринпис организуют бойкот продукции и услуг Shell.
- 5 мая 1995 г .: Правительство Великобритании выдает компании Shell UK лицензию на утилизацию.
- 9 мая 1995 г .: Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности Германии протестует против плана утилизации.
- 21 мая 1995 г.: Полиция Грампиана и компания Shell выдворяют активистов из Брент-Спара.
- 10 июня 1995 г .: Shell UK начинает буксировать Spar на место захоронения в глубокой Атлантике .
- 15 июня 1995 года : Канцлер Германии Гельмут Коль выражает протест премьер-министру Великобритании Джону Мейджору на саммите G7 .
- 14–20 июня 1995 г .: Протестующие в Германии угрожают повредить 200 сервисных станций Shell. Впоследствии 50 из них были повреждены, двое были обстреляны зажигательными бомбами и один прострелен пулями. Гринпис официально дистанцируется от любого насилия, связанного с спором о Брент Спар.
- 16 июня 1995 г .: Гринпис ошибочно утверждает, что в Brent Spar все еще содержится 5500 тонн окалины и сырой нефти.
- 26–30 июня 1995 г призывают к введению моратория на захоронение в море выведенных из эксплуатации морских установок .: Одиннадцать государств на заседании комиссий Осло и Парижа . Противостоят Великобритания и Норвегия.
- 7 июля 1995 г .: Норвегия дает разрешение на швартовку Spar в Эрфьорде, пока Shell пересматривает варианты.
- 12 июля 1995 г .: Shell UK поручает независимой норвежской консалтинговой компании Det Norske Veritas (DNV) провести проверку содержания Spar и расследовать обвинения Гринпис.
- 5 сентября 1995 г .: Гринпис признает неточные утверждения о том, что Spar содержит 5550 тонн нефти, и приносит извинения Shell.
- 18 октября 1995 г. - DNV представляет результаты своей проверки, подтверждающие первоначальную инвентаризацию Spar. DNV заявляет, что количество нефти, по утверждениям Гринпис, находящееся в Spar, «сильно завышено».
- 29 января 1998 г .: Shell объявляет, что Brent Spar будет выброшен на берег и использован в качестве фундамента для нового паромного терминала.
- 23 июля 1998 г .: Государства-члены ОСПАР объявляют о соглашении о захоронении нефтяных объектов на суше в будущем.
- Февраль 1999 : BBC 9 O'Clock News показывает интервью с от консерваторов бывшим министром окружающей среды Джоном Селвином-Гаммером, в котором он обвиняет участников кампании Гринпис во лжи и, как следствие, в нанесении ущерба всему экологическому движению.
- 10 июля 1999 г .: завершен вывод из эксплуатации и начаты первые этапы строительства паромного терминала.
- 25 ноября 1999 г .: BBC официально приносит извинения Гринпис за показ обвинений Гаммера. [15]
Крушение вертолета
[ редактировать ]- 25 июля 1990 года самолет компании British International Helicopters Sikorsky S-61 с регистрационным номером G-BEWL, прилетевший из аэропорта Самбурга, врезался в платформу, когда пилоты пытались приземлиться. «Сикорский» упал в Северное море , где погибли шесть из 13 пассажиров и членов экипажа на борту. [16] [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Опасность структурного повреждения для Brent Spar». Инженер-химик . 7 . Лондон: 615–616. 1996. [ нужна проверка ]
- ^ «Брент Спар» . Оболочка. Архивировано из оригинала 24 ноября 2007 года.
- ^ Оуэн и Райс 1999 , с. 38.
- ^ «Тематическое исследование: Брент Спар» (PDF) . Службы исследования рыболовства. Архивировано из оригинала (PDF) 15 мая 2006 года.
- ^ Пармантье, Р., «Гринпис и сброс отходов в море». Архивировано 28 мая 2015 г. в Wayback Machine , 1999 г.
- ^ Нэш, Натаниэль К. (23 июня 1995 г.). «Смиренная компания Shell не уверена в том, что сможет избавиться от буровой установки Atlantic» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Опись ДНВ» . Содержание Brent Spar относительно количества в Северном море, согласно данным Det Norske Veritas . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 10 марта 2005 г.
- ^ "Новости". Бюллетень о загрязнении морской среды . 38 (2): 67–70. Февраль 1999 г. Бибкод : 1999MarPB..38...67. . дои : 10.1016/S0025-326X(99)90003-6 .
- ^ «Брент Спар получает отбой» . Новости Би-би-си . 25 ноября 1998 г.
- ^ Смит, Крейг А.; МакКлайв, Питер Дж.; Вестерн, Патрик С.; Рид, Кирсти Дж.; Синклер, Эндрю Х. (декабрь 1999 г.). «Сохранение гена, определяющего пол». Природа . 402 (6762): 601–602. дои : 10.1038/45130 . ПМИД 10604464 . S2CID 4431862 .
- ^ Гасс, Сьюзен Э.; Робертс, Дж. Мюррей (май 2006 г.). «Распространение холодноводного коралла Lophelia pertusa (Scleractinia) на нефтегазовых платформах в Северном море: рост колоний, пополнение и экологический контроль над распространением». Бюллетень о загрязнении морской среды . 52 (5): 549–559. Бибкод : 2006МарПБ..52..549Г . дои : 10.1016/j.marpolbul.2005.10.002 . ПМИД 16300800 . ИНИСТ 17830117 .
- ^ «Нефтяная вышка, где обитают редкие кораллы» . Новости Би-би-си . 8 декабря 1999 г.
- ^ «Brent Spar Outcry покидает Shell с 60-метровой купюрой за фунт» . Профессиональная инженерия . 12 (16): 9. 1999. [ нужна проверка ]
- ^ «Брент Спар, сломанная шпора» . Природа . 375 (6534): 708. Июнь 1995 г. Бибкод : 1995Natur.375..708. . дои : 10.1038/375708a0 . S2CID 4369687 .
- ^ «Би-би-си приносит извинения Гринпис» . Новости Би-би-си . 25 ноября 1999 г.
- ^ «Отчет об авиационном происшествии 2/91» (PDF) . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ «Приложения» (PDF) . Проверено 20 ноября 2012 г. в «Отчет об аварии Sikorsky S-61N, G-BEWL в Брент-Спаре, Восточный Шетландский бассейн, 25 июля 1990 года» .
Источники
[ редактировать ]- Оуэн, П.; Райс, Т. (1999). Вывод из эксплуатации месторождения Брент Спар . Спон Пресс. ISBN 0-419-24090-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мелчетт, Питер (23 декабря 1995 г.). «Зеленый — опасность» . Новый учёный .
- Уилкинсон, ВБ; Бакке, Т.; Клаусс, Г.Ф.; Клементс, Р.; Дувр, штат Вашингтон; Руллькоттер, Дж.; Шепард, Дж. Г. (февраль 2016 г.). «Вывод из эксплуатации крупных морских структур – роль независимой экспертной группы (IRG)». Океанская инженерия . 113 : 11–17. дои : 10.1016/j.oceaneng.2015.12.031 .