Ночь в Тунисе
«Ночь в Тунисе» | |
---|---|
Инструментальная композиция Диззи Гиллеспи и его секстета | |
Выпущенный | 1942 |
Записано | 1944 |
Жанр | Джаз , бибоп [1] |
Композитор(ы) |
|
« Ночь в Тунисе » — музыкальная композиция , написанная американским трубачом Диззи Гиллеспи примерно в 1940–1942 годах. Он написал ее, когда играл с группой Бенни Картера . Это стало джазовым стандартом . Его еще называют « Интерлюдия ». [2] и на слова Раймонда Левина был записан Сарой Вон в 1944 году. [3] [4]
Фон
[ редактировать ]Гиллеспи назвал мелодию «Интерлюдия» и сказал, что «какой-то гений решил назвать ее «Ночь в Тунисе»». Он сказал, что мелодия была написана за фортепиано в Kelly's Stables в Нью-Йорке. Он отдал Фрэнку Папарелли в качестве компенсации за некоторые несвязанные с ним работы по транскрипции, но Папарелли не имел никакого отношения к песне. должное соавтору [5] «A Night in Tunisia» была одной из визитных карточек бибоп- бэнда Гиллеспи, и он также играл ее со своими небольшими группами. В январе 2004 года Академия звукозаписи добавила запись Гиллеспи Victor 1946 года в Зал славы Грэмми . [6]
На альбоме A Night at Birdland Vol. 1 представил Арт Блейки свою кавер-версию 1954 года следующим заявлением: «В этот раз мы хотели бы сыграть мелодию, [которая] была написана знаменитым Диззи Гиллеспи. Я чувствую себя довольно близко к этой мелодии, потому что я был там, когда он сочинил ее в Техасе на дне мусорного бака». Публика смеется, но Блейки отвечает: «Серьезно». В примечаниях к вкладышу говорится: «Департамент санитарии [Техаса] может низко поклониться».
Анализ
[ редактировать ]Сложная басовая линия остинато в «разделе A» отличается отсутствием стандартного шагающего басового паттерна из прямых четвертных нот на полшага вверх/на полтона вниз и использованием колеблющихся изменений аккордов (с использованием Sub V , тритон, заменяющий доминантный аккорд) придает песне неповторимое, загадочное ощущение. Секция B примечательна наличием неразрешенного минора II-V , поскольку последовательность аккордов секции B взята из секции B стандарта « Alone Together », в результате чего аккорд V возвращается обратно в Sub V части A. раздел.
Как и во многих мелодиях Гиллеспи, в ней есть короткое письменное вступление и краткая пауза между сольными секциями - в данном случае последовательность из двенадцати тактов, ведущая к четырехтактовой паузе для следующего солиста.
Известные записи
[ редактировать ]Ранние записи 1944–1946 гг.
[ редактировать ]- Концертная запись "A Night in Tunisia" была сделана в январе 1944 года квинтетом Гиллеспи- Петтифорда в клубе Onyx в Нью-Йорке. [7]
- Сара Вон при поддержке Гиллеспи записала вокальную версию "Interlude" 31 декабря 1944 года, которая была выпущена на лейбле Continental в 1946 году. [8] [9]
- В январе 1945 года Гиллеспи и Петтифорд сделали студийную запись «Interlude (Night in Tunisia)» в составе « Boyd Raeburn and His Orchestra». [10] [11]
- Концертная запись исполнения Гиллеспи и Чарли Паркера "A Night in Tunisia" была сделана в ратуше Нью-Йорка 22 июня 1945 года. [12]
- Студийная запись Гиллеспи от 22 февраля 1946 года для RCA Victor была занесена в Зал славы Грэмми в 2004 году. В состав группы входили Дон Байас , Милт Джексон и Рэй Браун . [13]
- Запись Паркера от 28 марта 1946 года для Dial Records включает Майлза Дэвиса . « Орнитология » была на стороне Б. [14] Эта сессия включала в себя так называемый «знаменитый альт-брейк», который стал синонимом Паркера.
Кавер-версии
[ редактировать ]- Арт Блейки с Ли Морганом , Ночь в Тунисе (1960) [15]
- Клиффорд Браун , Начало и конец (1955) [15]
- Декстер Гордон с Бадом Пауэллом , «Наш человек в Париже» (1963) [15]
- Дональд Харрисон , Истории из реальной жизни (2001) [15]
- Фэтс Наварро (1950) [15]
- Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи , Джаз в Мэсси-холле (1953) [15]
- Бад Пауэлл (1951) [15]
- Бойд Реберн с Диззи Гиллеспи, 1945 год. [15]
- Сонни Роллинз , Ночь в деревенском авангарде (1957) [15]
- Сара Вон , 1944 год. [15]
- Мэри Лу Уильямс , Концерт в Keystone Korner (1977) [15]
- Маккой Тайнер , Сегодня и завтра (1964) [16]
- Императорский триумф , Ночь в Тунисе (2023) [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Портер, Эрик (31 января 2002 г.). Что это за вещь, называемая джазом?: Афроамериканские музыканты как художники, критики и активисты . Издательство Калифорнийского университета. стр. 74–. ISBN 978-0-520-92840-4 . Проверено 14 октября 2018 г.
- ^ «Ночь в Тунисе» на сайте Jazzstandards.com. По состоянию на 10 января 2008 г.
- ^ «Оригинальные версии Interlude, написанные Рэймондом Левином | SecondHandSongs» . Подержанные песни .
- ^ «Дискография Сары Вон: Ранние годы» .
- ^ Гиллеспи, Диззи (2009). Быть или не быть – Бопу . Университет Миннесоты Пресс. стр. 171–172. ISBN 978-0-8166-6547-1 . Проверено 14 октября 2018 г.
- ^ «Зал славы ГРЭММИ» . 18 октября 2010 г.
- ^ «Кавер-версии песни Диззи Гиллеспи Night in Tunisia | SecondHandSongs» . Подержанные песни .
- ^ «Оригинальные версии Interlude Сары Вон с Диззи Гиллеспи и его оркестром | SecondHandSongs» . Подержанные песни .
- ^ «Дискография Сары Вон: Ранние годы» .
- ^ «Бойд Реберн и его оркестр – Я не знал о тебе / Интерлюдия (Ночь в Тунисе) (1945, шеллак)» . Дискогс . 1945 год.
- ^ "Дискография Диззи Гиллеспи" .
- ^ "Дискография Диззи Гиллеспи" .
- ^ «Диззи Гиллеспи и его оркестр / Все звезды на 52-й улице Коулмана Хокинса - новый джаз на 52-й улице (1946, Camden Pressing, шеллак)» . Дискогс . 1946 год.
- ^ «Чарли Паркер Септет – Ночь в Тунисе / Орнитология (1946, шеллак)» . Дискогс . 1946 год.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Джоя, Тед (2012). Джазовые стандарты: Путеводитель по репертуару . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 299–300. ISBN 978-0-19-993739-4 .
- ^ «Сегодня и завтра» .
- ^ Кеннелти, Грег. "IMPERIAL TRIUMPHANT транслирует кавер-версию песни ДИЗЗИ ГИЛЛЕСПИ "A Night In Tunisia" " . Металлическая инъекция . Проверено 12 сентября 2023 г.