Медицинская помощь беженцам в Канаде
Часть серии о |
Здравоохранение в Канаде |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Канадское гражданство |
---|
![]() |
![]() |
Медицинская помощь беженцам – это предоставление медицинских услуг беженцам и заявителям, ходатайствующим о предоставлении статуса беженца. Еще в 2009 году исследователи в области здравоохранения выявили особые медицинские потребности и уязвимости в отношении здоровья среди этих групп населения. [ 1 ] По сравнению с другими иммигрантами они сообщают о большем количестве физических, эмоциональных и стоматологических проблем. [ 2 ] и по сравнению с теми, кто родился в Канаде, у них более высокий уровень инфекций и хронических заболеваний, которые поддаются лечению и предотвращению. [ 3 ]
В Канаде федеральное правительство несет ответственность за предоставление медицинской помощи беженцам с 1957 года. Согласно международному праву, эта ответственность подпадает под обязательства Канады в области прав человека, признающие право на здоровье для всех, включая беженцев.
Право на здоровье
[ редактировать ]Международное право
[ редактировать ]Концепция « права на здоровье » признана в ряде международных договоров по правам человека, стороной которых является Канада. [ 4 ] Впервые оно было сформулировано в Конституции Всемирной организации здравоохранения 1946 года как «право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». [ 5 ] Статья 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 года также упоминает право на здоровье как часть права на достаточный уровень жизни . [ 6 ] Некоторые международные документы по правам человека признают право на здоровье в общем порядке, а другие – посредством защиты прав конкретных групп, таких как женщины или дети. В 1966 году право на здоровье было признано правом человека в статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), которая налагает на государства-участники Пакта обязательство создавать «условия, которые гарантировали бы всем медицинское обслуживание и медицинская помощь в случае болезни». [ 7 ]
Канадское законодательство
[ редактировать ]Канадская Хартия прав и свобод не содержит какой-либо прямой защиты права на здоровье. Канадское правительство часто доказывало в суде, что социальные и экономические права, включая право на здоровье, являются всего лишь «политическими целями», которые не подлежат судебному вмешательству. [ 8 ] Комитет МПЭСКП выразил обеспокоенность по поводу невыполнения Канадой этих международных обязательств. Он утверждает, что такие заявления несовместимы с обязательствами Канады предоставлять средства правовой защиты в случае нарушений закрепленных в Пакте прав во внутреннем законодательстве. [ 9 ]
Чартерные дела
[ редактировать ]Заявления о праве на здоровье в соответствии с Хартии положениями статьи 15 о равенстве имели ограниченный успех. В деле «Элдридж против Британской Колумбии» в контексте предоставления языка жестов Верховный суд установил, что правительство должно обеспечить, чтобы обездоленные члены общества имели равный доступ к льготам. Суд отметил, что любой вывод об обратном приведет к «ухудшению и убожеству взгляда… на равенство». [ 10 ] В более позднем деле о предоставлении услуг по лечению аутизма, «Аутон против Британской Колумбии» , Суд сузил подход Элдриджа , потребовав, чтобы защищенные льготы были «предусмотренными законом». [ 11 ]
Хотя подход, основанный на реальном равенстве, к разделу 15 имел ограниченный успех в исправлении нарушений здоровья и других социальных и экономических прав обездоленных групп, Коллин Флуд, один из ведущих профессоров канадского права в области здравоохранения, утверждает, что неудовлетворенные иски могут способствовать дальнейшему равенству, освещая проблему. и мобилизовать политическую поддержку для ее решения. [ 12 ]
Временная федеральная программа здравоохранения (IFHP)
[ редактировать ]В Канаде предоставление базовой медицинской помощи беженцам и претендентам на получение статуса беженца регулируется Временной федеральной программой здравоохранения ( IFHP ) до того, как они будут охвачены провинциальными или территориальными планами медицинского страхования. IFHP была учреждена приказом федерального правительства в 1957 году. [ 13 ] и находится под управлением Министерства гражданства и иммиграции Канады с 1995 года.
До июня 2012 года IFHP предоставляла беженцам и лицам, ищущим убежища, базовую медицинскую страховку, а также дополнительную страховку, включая доступ к лекарствам, стоматологии и офтальмологии. [ 14 ] Те, кому было отказано в предоставлении статуса беженца, сохраняли страховое покрытие до тех пор, пока их не депортировали.
Реформа 2012 г.
[ редактировать ]Правительство Канады внесло ряд изменений в апреле 2012 года. На момент вступления в силу 30 июня 2012 года IFHP делит лиц, ищущих убежища, на три категории с разными уровнями медицинского страхования в зависимости от страны происхождения человека. Сейчас существует три корзины услуг:
- расширенный охват медицинским обслуживанием;
- медицинское страхование; и
- медицинское страхование общественного здравоохранения или общественной безопасности.
Если заявитель на получение статуса беженца является выходцем из указанной страны происхождения, он получит «очень ограниченное» медицинское страхование. [ 15 ] Некоторые провинции вмешались, чтобы покрыть услуги и лекарства, которые больше не предоставляются в рамках IFHP. [ 16 ]
Обоснование правительства
[ редактировать ]Защищая изменения, правительство объяснило их смысл тем, что необходимо обеспечить равенство между медицинской помощью, получаемой беженцами, и медицинской помощью, предоставляемой канадцам, чтобы беженцы не получали более высокие льготы. Бывший министр по гражданству и иммиграции Джейсон Кенни подчеркнул щедрость канадцев и иммиграционной системы Канады, заявив, что правительство «не хочет просить канадцев платить за льготы для лиц, находящихся под защитой, и претендентов на получение статуса беженца, которые более щедры, чем то, что они имеют право на себя. » [ 14 ] В аналогичном деле Нелл Туссен против Генерального прокурора Канады Верховный суд предупредил, что, расширив всеобщее медицинское обслуживание независимо от иммиграционного статуса, Канада «может стать безопасной гаванью в сфере здравоохранения». [ 17 ]
Правительство также приводило аргументы в пользу реформирования законодательства, связанные с затратами и сдерживанием. По оценкам, эти изменения позволят сэкономить 100 миллионов долларов за пять лет. Правительство утверждало, что сокращения отпугнут заявителей, которые приезжают в страну из-за ее медицинского обслуживания. [ 14 ]
Общественная критика
[ редактировать ]Среди критиков реформ 2012 года — журнал Канадской медицинской ассоциации и Канадское педиатрическое общество . [ 18 ] [ 19 ] Главы восьми крупных профессиональных ассоциаций, включая медсестер, социальных работников и врачей, подписали письмо против сокращений, требуя восстановить медицинское обслуживание беженцев, существовавшее до 2012 года. [ 20 ] Эти защитники утверждают, что различное обращение с беженцами и заявителями на получение статуса беженца в зависимости от страны их происхождения является дискриминационным. Министр здравоохранения Онтарио Деб Мэтьюз призвала отменить изменения, заявив, что «это изменение политики создаст классовую систему здравоохранения в Канаде». [ 21 ]
Юридические проблемы права на здоровье
[ редактировать ]Канадская Хартия прав и свобод не включает какой-либо явной защиты права на здоровье , но это право защищается судами косвенно посредством использования других положений, таких как в разделе 15 . гарантия равенства [ 22 ] Раздел 15 (1) Казинса предусматривает, что:
[E]каждый человек равен перед законом и перед законом и имеет право на равную защиту и равные преимущества закона без дискриминации и, в частности, без дискриминации по признаку расы, национального или этнического происхождения, цвета кожи, религии, пола, возраст или умственная или физическая инвалидность. [ 23 ]
Текущая юридическая проверка анализа равенства по разделу 15 исходит от Эндрюса, как это подтверждено в деле Р против Каппа . Он требует, чтобы суд выполнил два условия: (1) закон устанавливает различие, основанное на аналогичном или перечисленном основании; и (2) это различие создает неудобства, закрепляя предрассудки или стереотипы. [ 24 ]
Судебные разбирательства CDRC и CARL
[ редактировать ]Право на здоровье оспаривалось в соответствии с положениями Хартии за пределами статьи 15. [ 22 ] В декабре 2013 года Канадские врачи по уходу за беженцами (CDRC) и Канадская ассоциация юристов по делам беженцев (CARL) подали иск в Федеральный суд Канады, утверждая, что сокращение правительством расходов на медицинское обслуживание беженцев является неконституционным. [ 25 ] В частности, КАRL предлагает считать как «страна происхождения», так и «иммиграционный статус» дискриминационными основаниями согласно разделу 15(1) Хартии. [ 26 ]
Вызов CDRC/CARL реформам IFHP основан на двух дополнительных положениях Устава:
- право на жизнь и безопасность человека в соответствии со статьей 7 ; и
- право не подвергаться жестокому и необычному обращению согласно статье 12 .
Нелл Туссен против Генерального прокурора
[ редактировать ]До реформ 2012 года в деле Нелл Туссен против Генерального прокурора Туссен оспорил конституционность IFHP на основании предложенных аналогичных оснований инвалидности и гражданства. [ 27 ] Суд счел, что ни одно из этих оснований не применимо к рассматриваемому истцу, но решил оставить открытым вопрос о том, может ли иммиграционный статус быть аналогичным основанием. Если бы было установлено аналогичное основание, исключение заявителя из страхового покрытия IFHP могло бы быть нарушением статьи 15(1) Хартии. [ 28 ]
Канадская ассоциация гражданских свобод в своем выступлении провела сравнение между иммиграционным статусом и статусом негражданина . [ 29 ] В ряде дел было признано, что неграждане, которые имеют множество различных типов иммиграционного статуса, представляют собой аналогичное основание согласно разделу 15(1). Например, в деле «Эндрюс против Общества юристов Британской Колумбии » суд постановил, что гражданство является аналогичным основанием, поскольку оно является личной характеристикой, «обычно не находящейся под контролем человека и в этом смысле неизменяемой». [ 30 ] В деле Лавуа против Канады Суд постановил, что «неграждане страдают от политической маргинализации, стереотипов и исторического неблагополучия». [ 31 ]
Качество здравоохранения
[ редактировать ]Женское здоровье
[ редактировать ]Недавние исследования выявили значительные пробелы в медицинском обслуживании женщин-беженцев, особенно в области беременных и психиатрической помощи. В частности, было показано, что препятствия для доступа к медицинской помощи, такие как финансовые трудности, пересекаются с другими постмиграционными трудностями, с которыми сталкиваются женщины со статусом мигранта, такими как нисходящая социальная мобильность, плохой доступ к оптимальному питанию и ограниченность социальных сетей. [ 32 ] Более того, женщины со статусом мигранта более уязвимы к отказу в медицинской помощи на основании их страхового статуса, поэтому они полагаются на неформальные сети волонтеров и добровольных врачей, стоматологов и аптек. [ 33 ]
Неравенства также были выявлены в сфере перинатальной помощи, где незастрахованные женщины-мигранты получают меньший общий охват, чем их застрахованные коллеги, в дополнение к оплате диагностических, врачебных и больничных сборов, что приводит к далеко не оптимальным результатам. [ 34 ] Были изучены проблемы психического здоровья сирийских беженцев-женщин, в частности случаи материнской депрессии. [ 35 ] Причины этих проблем с психическим здоровьем разнообразны и включают отсутствие социальной поддержки, а также культурные и социально-экономические факторы. [ 35 ] Кроме того, женщины-мигранты и беженки с большей вероятностью подвержены послеродовой депрессии из-за дополнительных стрессовых факторов, связанных с миграционным опытом. [ 36 ]
Языковые барьеры
[ редактировать ]Доступ к медицинской помощи для беженцев и других мигрантов был ограничен языковыми барьерами, среди других культурных факторов. Исследование 2012 года показало, что примерно шестьдесят процентов беженцев, получающих помощь правительства, не владели английским или французским языком, что служило препятствием для доступа к надлежащему медицинскому обслуживанию. [ 37 ] Обеспокоенность по поводу конфиденциальности также значительна, поскольку некоторые женщины выражают нежелание пользоваться услугами переводчиков внутри одной небольшой этнической общины. [ 35 ] Однако надлежащая подготовка переводчиков может помочь устранить разрыв между пациентом и практикующим врачом, как это имеет место в Британской Колумбии, где Управление служб здравоохранения провинции подготовило тридцать переводчиков в преддверии прибытия 3500 сирийских беженцев в 2016 году. [ 38 ]
Психическое здоровье
[ редактировать ]Было отмечено устойчивое ухудшение здоровья мигрантов в течение нескольких лет после прибытия в Канаду – явление, известное как «эффект здорового иммигранта». [ 1 ] во многом благодаря иммиграционной политике Канады и медицинским оценкам потенциальных кандидатов на иммиграцию. [ 39 ]
В исследовании тамильских и иранских женщин-беженцев в Канаде были отмечены случаи психических симптомов, таких как повторяющиеся кошмары, эмоциональная отстраненность, повышенная бдительность и трудности с концентрацией внимания. [ 40 ] Более того, было замечено, что молодые люди, пережившие жизнь в качестве беженцев, демонстрируют более высокий уровень эмоциональных проблем и агрессивного поведения из-за прошлых травм. [ 41 ] Далее было отмечено, что случаи травм после прибытия в форме дискриминации по признаку расы или статуса беженца оказывают существенное негативное воздействие на умственные способности молодежи. [ 41 ]
Исследование по вопросу о политическом насилии среди просителей убежища, задержанных в Канаде, также показало, что постмиграционный иммиграционный статус предсказывает развитие симптомов посттравматического стрессового расстройства почти так же сильно, как изнасилование или сексуальное насилие. Финансовая и юридическая незащищенность аналогичным образом предсказала повышенный уровень симптомов посттравматического стрессового расстройства. [ 42 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ньюболд, Брюс (1 июня 2009 г.). «Краткосрочное здоровье вновь прибывших иммигрантов в Канаду: данные LSIC». Этническая принадлежность и здоровье . 14 (3): 315–336. дои : 10.1080/13557850802609956 . ПМИД 19263262 . S2CID 31358307 .
- ^ Маккири, Мари; Ньюболд, Брюс (1 декабря 2010 г.). «Барьеры для ухода: проблемы для канадских беженцев и их поставщиков медицинских услуг». Журнал исследований беженцев . 23 (4): 523–545. дои : 10.1093/jrs/feq038 . S2CID 7833199 .
- ^ «Приложение 16: Стоматологические заболевания: обзор фактических данных для вновь прибывающих иммигрантов и беженцев» (PDF) . в Потти, Кевин; Гринуэй, Кристина; Файтнер, Джон; Уэлч, Вивиан; Свинкелс, Хелена; Рашид, Меб; Нарасия, Лаванья; Кирмайер, Лоуренс Дж.; Уеффинг, Эрин; Макдональд, Нони Э.; Хасан, Гайда; МакНелли, Мэри; Хан, Кямран; Бурманн, Ральф; Данн, Шейла; Доминик, Арунможи; Маккарти, Энн Э.; Ганьон, Анита Дж.; Руссо, Сесиль; Тагвелл, Питер; Health, соавторы Канадского сотрудничества в интересах иммигрантов и беженцев (6 сентября 2011 г.). «Доказательные клинические рекомендации для иммигрантов и беженцев» . CMAJ . 183 (12): Е824–Е925. дои : 10.1503/cmaj.090313 . ПМК 3168666 . ПМИД 20530168 . ПроКвест 922409302 .
- ^ Международные документы по правам человека, признающие «право на здоровье», стороной которых является Канада, включают: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года: ст. 12 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года: ст. 5 (e) (iv) Конвенции 1979 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: ст. 11 (1) (f), 12 и 14 (2) (b) Конвенции о правах ребенка 1989 г.: ст. 24 и Конвенция о правах инвалидов 2006 г.: ст. 25.
- ^ Конституция Всемирной организации здравоохранения (Официальные отчеты Всемирной организации здравоохранения, № 2, стр. 100) и вступила в силу 7 апреля 1948 г., ст. 12.
- ^ Всеобщая декларация прав человека, рез. 217A (III), UN Doc A/810, № 71 (1948 г.).
- ^ Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах GA res. 2200A (XXI), 21 UN GAOR Supp. (№ 16) в 49, Док. ООН. А/6316 (1966 год); 993 Унц 3; 6 ILM 368 (1967), ст. 12.
- ^ Портер, Брюс (1 января 2000 г.). «Осуждение бедности: использование международного права в области прав человека для уточнения сферы действия Хартии прав» . Журнал права и социальной политики . 15 (1): 117–162.
- ↑ Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам, Заключительные замечания по Канаде, E/C12/1993 (10 июня 1993 г.), п. 15.
- ^ Элдридж против. Британская Колумбия (Генеральный прокурор) [1997] 2 SCR 624, параграф 13.
- ^ Auton (Guardian ad Litem of) v. Британская Колумбия (Генеральный прокурор), [2004] 3 SCR 657, 2004 SCC 78, параграф 27.
- ^ Флуд, Коллин; Чен, ГГ (1 января 2010 г.). «Хартийные права и финансирование здравоохранения: типология канадских судебных процессов по правам здоровья» . Анналы закона о здравоохранении . 19 (3): 479–526, 2 п. перед i. ПМИД 21456397 .
- ^ Приказ Совета PC 157-11/848, 20 июня 1957 г.
- ^ Jump up to: а б с Правительство Канады, Служба гражданства и иммиграции Канады, пресс-релиз, 2012 г.: http://www.cic.gc.ca/english/department/media/releases/2012/2012-04-25.asp .
- ^ Правительство Канады, Служба гражданства и иммиграции Канады, Информационный бюллетень IFHP: http://www.cic.gc.ca/english/refugees/outside/ifhp-info-sheet.asp .
- ^ «Оттава сокращает медицинскую помощь беженцам в суде». CBC News: Политика [Торонто] 30 января 2014 г.
- ^ «Решения, которые будут вынесены по заявлениям на отпуск / Следующие решения по заявлениям на получение разрешения» . Верховный суд Канады . 1 января 2001 г.
- ^ Стэнбрук, Мэтью Б. (4 февраля 2014 г.). «Канада обязана обеспечить беженцам адекватное медицинское обеспечение» . CMAJ . 186 (2): 91. doi : 10.1503/cmaj.131861 . ПМЦ 3903728 . ПМИД 24446460 .
- ^ Самсон, Линди и Чарльз Хуэй. Сокращение программы здравоохранения беженцев ставит под угрозу детей и молодежь. Канадская педиатрическая ассоциация, 2012.
- ^ Падмос, Эндрю, Сэнди Бухман, Джефф Постон, Джон Хэгги, Роберт Сазерленд, Фред Фелпс и Лилиан Линтон. Письмо достопочтенному. Джейсон Кенни. 18 мая 2012. Ср. Оттава, Онтарио
- ^ Уотти, Крис (29 июня 2012 г.). «Кенни выступает за сокращение расширенных льгот по медицинскому обслуживанию беженцев» . Глобус и почта . Рейтер.
- ^ Jump up to: а б Казинс, Мел (4 мая 2010 г.). «Здравоохранение и права человека после Атона и Чаулли». Юридический журнал Макгилла . 54 (4): 717–738. дои : 10.7202/039650ар .
- ^ Канадская хартия прав и свобод, Часть I Конституционного закона 1982 года, включенная в Приложение B к Закону о Канаде 1982 года (Великобритания), 1982 год, c.11, ст. 15(1).
- ^ «Р против Каппа», 2008 SCC 41, 2 SCR 483, пункт 17.
- ^ «Справочная информация: Юридическая проблема сокращения расходов на здравоохранение беженцев». Канадская ассоциация юристов по делам беженцев. 2013.
- ^ Юридические проблемы, связанные с сокращением расходов на здравоохранение беженцев, начинаются сегодня, Канадская ассоциация юристов по делам беженцев, 17 декабря 2013 г. http://www.carl-acaadr.ca/articles/61
- ^ «Туссен против Канады (Генеральный прокурор)», 2011 FCA 213, пункт 79.
- ^ «Туссен против Канады (Генеральный прокурор)», 2011 FCA 213, пункт 81.
- ^ Нелл Туссен против Генерального прокурора Канады, Меморандум о фактах и законах лица, вступившего в конфликт, Канадская ассоциация гражданских свобод, http://ccla.org/wordpress/wp-content/uploads/2011/06/Factum-Toussaint-v .-Генеральный прокурор Канады, ноябрь 2011 г.-.pdf .
- ^ «Эндрюс против Общества юристов Британской Колумбии», [1989] 1 SCR 143.
- ^ 'Лавуа против. Канада», [2002] 1 SCR 769, 2002 SCC 23
- ^ Ханлоу, Н.; Хак, Н.; Скиннер, А.; Мантини, А.; Курц Лэнди, К. (2017). «Обзор материнского здоровья среди женщин-иммигрантов и беженцев в Канаде: дородовой, интранатальный и послеродовой уход» . Журнал беременности . 2017 : 1–14. дои : 10.1155/2017/8783294 . ПМК 5292182 . ПМИД 28210508 .
- ^ Ньюболд, К. Брюс; Чо, Дженни; Маккири, Мари (октябрь 2013 г.). «Доступ к медицинскому обслуживанию: опыт беженцев и женщин, претендующих на получение статуса беженца, в Гамильтоне, Онтарио». Журнал исследований иммигрантов и беженцев . 11 (4): 431–449. дои : 10.1080/15562948.2013.808390 . S2CID 145598514 .
- ^ Уилсон-Митчелл, Карлайн; Рамменс, Джоанна (31 мая 2013 г.). «Перинатальные исходы незастрахованных матерей-иммигрантов, беженцев и мигрантов, а также новорожденных, живущих в Торонто, Канада» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 10 (6): 2198–2213. дои : 10.3390/ijerph10062198 . ПМЦ 3717732 . ПМИД 23727901 .
- ^ Jump up to: а б с Ахмед, Асма; Боуэн, Анджела; Фэн, Синди Синь (декабрь 2017 г.). «Материнская депрессия у сирийских беженок, недавно переехавших в Канаду: предварительное исследование» . BMC Беременность и Роды . 17 (1): 240. дои : 10.1186/s12884-017-1433-2 . ПМК 5525250 . ПМИД 28738869 .
- ^ О'Махони, Джойс Морин; Доннелли, Там Труонг; Раффин Бушаль, Шелли; Эсте, Дэвид (апрель 2013 г.). «Культурный фон и социально-экономическое влияние женщин-иммигрантов и беженцев, справляющихся с послеродовой депрессией». Журнал здоровья иммигрантов и меньшинств . 15 (2): 300–314. дои : 10.1007/s10903-012-9663-x . ПМИД 22711219 . S2CID 27132727 .
- ^ Арья, Н.; МакМюррей, Дж.; Рашид, М. (20 ноября 2012 г.). «Входите на свой страх и риск: правительство переходит к комплексной заботе о вновь прибывших канадских беженцах» . Журнал Канадской медицинской ассоциации . 184 (17): 1875–1876. дои : 10.1503/cmaj.120938 . ПМЦ 3503898 . ПМИД 22927516 .
- ^ Лейк, Стефани (весна 2016 г.). «Не всеобщее здравоохранение: пренебрежение здоровьем иммигрантов и беженцев в Канаде» . Медицинский журнал UBC . 7 (2): 38–39.
- ^ Киркбрайд, Джеймс Б.; Холландер, Анна-Клара (16 июня 2015 г.). «Миграция и риск психоза в канадском контексте» . Журнал Канадской медицинской ассоциации . 187 (9): 637–638. дои : 10.1503/cmaj.150494 . ПМЦ 4467922 . ПМИД 25964389 .
- ^ Гугурге, Сепали; Рош, Бренда; Каталло, Кристина (2012). «Насилие в отношении женщин: исследование тенденций физического и психического здоровья женщин-иммигрантов и беженцев в Канаде» . Исследования и практика сестринского дела . 2012 : 434592. doi : 10.1155/2012/434592 . ПМЦ 3363993 . ПМИД 22685644 .
- ^ Jump up to: а б Бейзер, Мортон; Хоу, Фэн (июнь 2016 г.). «Влияние домиграционной травмы и постмиграционной дискриминации на психическое здоровье молодежи беженцев в Канаде». Журнал нервных и психических заболеваний . 204 (6): 464–470. дои : 10.1097/NMD.0000000000000516 . ПМИД 27101023 . S2CID 37354274 .
- ^ Чу, Трейси; Келлер, Аллен С.; Расмуссен, Эндрю (01 октября 2013 г.). «Влияние постмиграционных факторов на последствия посттравматического стрессового расстройства среди иммигрантов, переживших политическое насилие» . Журнал здоровья иммигрантов и меньшинств . 15 (5): 890–897. дои : 10.1007/s10903-012-9696-1 . ISSN 1557-1920 . ПМИД 22976794 . S2CID 7457672 .