Гламорама
Автор | Брет Истон Эллис |
---|---|
Художник обложки | Чип Кидд (дизайнер) |
Язык | Английский |
Жанр | Сатира , Конспирологический триллер , Художественная фантастика |
Издатель | Кнопф |
Дата публикации | 29 декабря 1998 г. |
Место публикации | НАС |
Тип носителя | Печать (твердый переплет) |
Страницы | 546 |
ISBN | 0-375-40412-0 |
ОКЛК | 39534365 |
813/.54 21 | |
Класс ЛК | PS3555.L5937 G58 1999 г. |
«Гламорама» — роман американского писателя Брета Истона Эллиса , вышедший в 1998 году . Действие «Гламорамы» происходит в 1990-е годы и высмеивает их, особенно культуру знаменитостей и потребительство . Time описывает роман как «против моделей и знаменитостей». [1]
Разработка
[ редактировать ]Эллис хотел написать роман о привидениях в стиле Стивена Кинга , который в конечном итоге стал «Лунным парком» ; В то время это было трудно, и он начал работу над другим романом, который задумал. Это был триллер в стиле Роберта Ладлэма , с намерением использовать в качестве рассказчика одного из его собственных скучных персонажей, лишенных проницательности. [2]
Эллис написал книгу в период с декабря 1989 по декабрь 1997 года. [3]
Литературные приемы, сюжет и темы
[ редактировать ]Роман представляет собой сатиру на современную культуру знаменитостей; это отражено в его предпосылке, в которой представлены модели, ставшие террористами. Персонаж замечает: «По сути, все были социопатами… и у всех девочек волосы были зачесаны в хвост ». Роман обыгрывает тщеславие конспирологического триллера о том, что кто-то «стоит за всеми ужасными событиями», чтобы драматизировать раскрытие мира случайного ужаса . [4] Отсутствие разрешения способствует художественному эффекту Эллиса. [5] Одержимость красотой отражается в постоянном упоминании имен; это высмеивает одержимость (главного героя) Виктора внешностью и, возможно, свидетельствует о собственном влечении автора к гламуру. [4]
упоминает имена в «Гламораме Эллис так часто », что Entertainment Weekly описывает: «Ни одно предложение… не ускользает без эпизодической роли кого-то известного, квазизнаменитого или бывшего знаменитого. Фактически, в некоторых предложениях Эллис вырезает эти надоедливые существительные и глаголы и просто перечисляет знаменитостей». [6] Уничтожение имен и коммерциализация имеют деперсонализирующий эффект (мир, сведенный к «блеску и брендам»); как отмечает рецензент The Harvard Crimson : «Когда Виктор превращается в студента юридического факультета, мы знаем, что он другой, потому что теперь он носит костюм Brooks Brothers и пьет диетическую колу . Лондон и Париж становятся не чем иным, как разным собранием узнаваемых имена собственные ( Ноттинг-Хилл и Ирвин Уэлш в первом случае; Ше Жорж и Ив Сен-Лоран во втором)». [4] Писатель New York Times отмечает, что «большая часть его прозы состоит из (намеренно) ошеломляюще длинных списков одежды и снаряжения его персонажей… из которых его обитатели лофтов с некоторой надеждой пытаются собрать что-то вроде личности». В устной форме его произведения демонстрируют, как его персонажи также усвоили язык потребительской рекламы и маркетинга. [7] Согласно журналу Lakeland Ledger , «Гламорама» — это что-то вроде «Зазеркалье» аллегории и поучительной истории, рассказывающей об опасностях растворения идентичности. [8]
В пародии на то, как люди теперь думают в современных терминах, Эллис «раздражает [ly]» перечисляет «песни, которые играют на заднем плане, или даже цитирует их, как он это делает с » Oasis « Champagne Supernova ; по сути, роман снабжена саундтреком к фильму . Таким образом, книга временами напоминает фильм, а иногда и снафф-фильм . Новые технологии, такие как программное обеспечение для обработки фотографий (например, «PhotoSoap для Windows 95 »). [7] представлены в романе. Это создает ироничную ситуацию, в которой Виктора, персонажа, одержимого внешностью, преследуют фальшивые образы, которые кажутся реальными и указывают на его причастность к убийству; становится трудно сказать, что реально в «современном» мире. [4] Таким образом, «значимая идентичность стирается»; это является продолжением повторяющейся шутки из « Американского психопата» , в которой «друзья всегда путают персонажей с другими людьми без каких-либо заметных последствий». [7]
В книге заметно присутствует идея, согласно которой жизнь Виктора снимается съемочной группой, которая «ввела в книгу треть пути». [7] Помимо того, что это постмодернистский инструмент для изучения сомнительной «реальности» ситуации, он также действует как «аккуратный комментарий» к появлению массовой слежки в 1990-х годах. [4] EW интерпретирует эту сцену как означающую: «Современная жизнь стала фильмом (этот момент более убедительно сформулирован в Нила Габлера новой книге «Жизнь в кино »)». [6] Газета Pittsburgh Post-Gazette уловила в этом тщеславии тот же смысл и описала его как «не столь глубокое наблюдение», которое «не имеет реальной отдачи». [9] Газета «Нью-Йорк Таймс» посчитала, что это «нерешительный повествовательный прием… предполагающий, что действие романа на самом деле является частью снимаемого фильма». Рецензент считал, что намеки на «режиссера» или на то, что та или иная сцена является « воспоминанием », использовались для того, чтобы задним числом намекнуть на целостность сюжета романа. [7]
«Как и сама знаменитость, наше коллективное поклонение знаменитостям становится настоящей мишенью сатиры Эллиса», - пишет Star Tribune . Модели в романе действуют как синекдоха более широкой культуры. Рецензент Эрик Хэнсон пишет: «Он подразумевает, что их [моделей] эгоизм и жестокость являются просто крайним проявлением того, что потребительская культура поощряет в каждом». [5] Стремление Виктора быть крутым или слишком модным «уничтожает его». Рецензент CNN приводит пример Виктора, не желающего объяснять своего двойника, «потому что места, которые его видели, всегда были горячими точками, которые ему следовало бы часто посещать». [10]
Персонажи
[ редактировать ]Виктор Уорд — главный герой романа, ранее сыгравший роль Виктора Джонсона в «Правилах притяжения» (1987). В Glamorama сейчас является "моделью первой величины", будущим актером и нынешним " It Boy ", [5] «Уберстереотип мужской модели», Виктор живет своей крылатой фразой: «Чем лучше ты выглядишь, тем больше ты видишь». Как отмечает Harvard Crimson : «Его образ жизни представляет собой крайность всего, чему поклоняется нынешняя культура: он не может избежать мышления в торговых марках и имидже и говорит строками из поп-песен». , что нехарактерно для главного героя Эллиса Как отмечает Кримсон , Виктор «напуган» «хладнокровием», с которым он сталкивается, когда оказывается втянутым в международный терроризм. Как неразумный рассказчик, Виктор (из-за своей неспособности понять свою ситуацию) подчеркивает, что «мир знаменитостей в Гламораме неизбежен». [4] По сравнению с другими главными героями Эллиса, Виктор менее «чувствителен и проницателен», чем Клэй из «Меньше, чем ноль », и не «прихорашивающийся психопат», как «Американского психопата из Патрик Бейтман ». [5] тем не менее, он «[не] сочувствующий главный герой (по-своему, он такой же моральный банкрот, как ... Патрик Бейтман)». [6] Как рассказчик, «восприятие Виктора» суммирует «отрыв [гламурного мира] от того, что остальные из нас считают «реальной жизнью»… [где] все, что он видит, является торговой маркой». CNN предполагает, что когда Виктор начинает разговаривать со «съемочной группой» романа (один из его литературных приемов), это может означать, что персонаж шизофреник . [10] Виктор производит впечатление «странно гомофобного для представителя пансексуальной модной сцены Нью-Йорка»; [9] когда его ассистент-гей обвиняет: «Я точно знаю, что у тебя в прошлом был секс с парнями», он возражает, что делал «все эти хип-би-штуки около трех часов еще в колледже». [11]
Таинственный Фред Палакон впервые появляется в четверти романа, когда предлагает заплатить Виктору 300 000 долларов, чтобы тот выследил его бывшего одноклассника из Кэмдена Джейми Филдса . [4] двойной агент, работающий в террористической организации, с которой связан Виктор. Никогда не уточняется, на какую именно политическую организацию, похоже, работает Палакон; он даже появляется рядом с сенатором Джонсоном , отцом Виктора, сенатором Соединенных Штатов с амбициями стать президентом . О Палаконе «режиссер» говорит: «Мы проходили через это сто раз… Палакона нет. Я никогда не слышал этого имени. [12] Подруга Виктора Хлоя Бирнс — супермодель и выздоравливающая наркоманка. [10] Элисон Пул , главная героиня романа Джея МакИнерни 1988 года «История моей жизни» , появляется: [6] ранее она также появлялась в сериале «Американский психопат» в 1992 году. В «Гламораме » Элисон - «подруга босса [Виктора] (еще одна супермодель)». [10] «здесь играю Левински ». [8] Бобби Хьюз — успешный мужчина-модель и лидер своей международной террористической группировки. Виктор занимается бисексуальным сексом втроем с ним и Джейми Филдс. [13] Лорен Хайнд из «Правил притяжения» также появляется снова, став успешной актрисой, связанной с террористической организацией Хьюза; Появляются и другие персонажи Правил (например, в воспоминаниях), такие как Бертран Риплей , который теперь тоже террорист.
Адаптации
[ редактировать ]В 1999 году современный итальянский композитор Лоренцо Ферреро написал композицию для камерного ансамбля Glamorama Spies , вдохновленную романом.
В «Гламораме» Брета Истона Эллиса за главным героем постоянно шпионят и, еще до того, как его сознание осознает это, он постоянно находится в тревожном состоянии. Анксиолитиков и некоторых романтических перерывов недостаточно, чтобы избавиться от ощущения, что он вечно на что-то опаздывает и постепенно теряет чувство реальности. Я читал книгу, когда Сентьери Сельваджи попросил меня об этом произведении, и переход от чтения к написанию казался почти неизбежным. Поэтому, если временами вы чувствуете какие-то намеки на эмоции, подумайте о предпоследнем предложении книги: «Звезды реальны». [14]
— Лоренцо Ферреро
«Блеск» — фильм 2004 года режиссёра Роджера Эвери, собранный из 70 часов видеоматериалов, отснятых для европейского эпизода « Правил притяжения» . Он расширяет минимально детализированную и быстро изложенную историю, рассказанную Виктором Уордом в исполнении Кипа Пардью по его возвращению в Соединенные Штаты после длительного путешествия по Европе. Что касается подробного описания этих событий, то фильм выступает в качестве связующего моста между «Правилами притяжения» и предстоящей экранизацией, режиссером которой станет Эвери. [ нужна ссылка ] Эвари назвал Глиттерати «карандашным наброском того, что в конечном итоге станет масляной картиной Гламорамы ». [ нужна ссылка ]
В 2009 году Audible.com выпустил аудиоверсию Glamorama , рассказанную Джонатаном Дэвисом , как часть своей Modern Vanguard линейки аудиокниг .
В 2010 году, когда в интервью Movieline.com была упомянута экранизация « Гламорамы» , Брет Истон Эллис прокомментировал: «Я думаю, что дни, когда можно было снять этот фильм, прошли». предложили идею адаптации мини-сериала, В том же интервью Эллис упомянул, что HBO но в конечном итоге она была отклонена, а также заявил, что фильм будет оставлен в руках Роджера Эвери, если он будет снят. [15]
13 октября 2011 года Брет Истон Эллис сообщил в Твиттере следующее:
Только что закончил читать Роджера Эвери адаптацию «Гламорамы» , которую он будет режиссировать в следующем году. Весело, ужасно, грустно. Он безумный гений.
зуландерах Споры о
[ редактировать ]Поклонники отметили сходство с Бена Стиллера комедией 2001 года «Зуландер» . Эллис заявил, что он знает о сходстве, и далее сказал, что он обдумывал и пытался подать в суд. [16] Отвечая на вопрос о сходстве в интервью BBC в 2005 году, [17] Эллис заявил, что не может обсуждать их по условиям внесудебного урегулирования.
Прием
[ редактировать ]Многие критики романа отмечали его длину. Джоэл Стейн из Time отметил: «Идея - модели настолько солипсистичны , что становятся террористами - достаточно хороша для короткого рассказа на 15 страниц, но на 482 страницах она нежизнеспособна». Он описывает первые 185 страниц книги как «бессмысленно повторяющиеся». [18] Entertainment Weekly считает: «Это похоже на чтение шестой страницы New York Post , только на 482 страницах». [6] Один рецензент нашел первые сцены «достаточно забавными», хотя отметил, что они «легко утомляются». [4] , напротив, Star Tribune считает, что «сатирическая ранняя половина - это Эллис в пиковой форме, вторая половина в стиле триллера менее успешна». Фактически, юмор в романе получил высокую оценку многих критиков. The Star Tribune отмечает отсутствие глубины у Виктора, неверные подходы , чрезмерное использование слова «ребенок» и «очаровательно недовольную монотонность» романа «сделано, что говорят в долине ». Хэнсон чувствовал, что элементы ужасов в «лабиринтной» части триллера романа кажутся «переработанными из «Американского психопата »». [5] Entertainment Weekly также заявляют, что отдают предпочтение «первым 189 страницам». [6] , напротив, Газета New York Times посчитала, что книга лишена веселья, тогда как даже самая черная сатира (например, Ивлина Во » «Любимый ) более юмористична. [7]
EW относит Glamorama к зарождающейся традиции сатиры о знаменитостях, отмечая, что «блестящие люди являются сатирической мишенью в течение дня, как в случае с Вуди Аллена вялым, наполненным оральным сексом фильмом «Знаменитость » и Джея МакИнерни умным романом «Модель поведения » (оба 1998). [6] Макинерни (друг Эллиса) отметил, что роман сравнителен с его собственной «Моделью поведения» (также о ночной жизни 90-х и супермоделях), опубликованной в том же году, сказав: «Я намеренно написал комический роман, потому что вы не гоняетесь за бабочками с кувалдами». . (Что касается романа Макинерни, Штейн чувствовал, что попытка писателя создать роман, отражающий дух времени, была попыткой «взглянуть на 90-е через призму 80-х».) [1] Harvard Crimson , как и Макинерни, отметил, что «Знаменитости сами по себе так часто колеблются в самопародии, что кажется, что их слишком легко раскритиковать», но отмечает, что «К счастью, Эллис делает больше, чем просто привносит в Glamorama более острый сюжет, чем в предыдущих романы, сюжет которых начинается примерно с четверти романа». [4] The New York Times также подвергает сомнению выбор темы: «Сатирическое послание Эллиса, по сути, однострочное и вряд ли оригинальное: культура знаменитостей скучна, да, и?» Рецензент также предположил, что « Гламорама сама по себе является просто еще одним артефактом культуры, которую она якобы критикует». [7]
Один рецензент охарактеризовал стиль книги как «книгу, которая читается как фильм». [4] а другой отмечает, что письмо Эллиса «может быть резким» и ему удается создать «жуткое чувство страха перед нашей культурой». Под его влиянием журнал Time почувствовал, что «вклад» романа в мир заключается в крылатой фразе Виктора, которую они описывают как « Том Вулфин» . [18] В разоблачающем обзоре газета New York Times прокомментировала: «[Эллис] необычайно внимательно наблюдает за мельчайшими деталями жизни одержимых Абелем яппи и потенциальных знаменитостей, которых он отправляет». [7] Рецензент CNN, прочитав книгу, почувствовал, что «Брет Истон Эллис - талантливый писатель»; он похвалил свой «непоколебимый взгляд», когда он запечатлел детали «ансамбля, который носит пресловутый вещевой конь, или ужасных последствий взрыва в отеле, или графических деталей menage a trois [ sic ]». [10] Мир, который Эллис вызывает глазами модели-мужчины, как отмечает Harvard Crimson , - это мир, "где ни у кого нет никаких эмоций, кроме интуитивной реакции, где все сексуальные сцены описаны в чисто порнографических терминах". [4]
Эй Джей Джейкобс из Entertainment Weekly не понравился «мета» тщеславием книги, и он поставил роману тройку. [6] Дэниел Мендельсон из « Нью-Йорк Таймс» насмешливо высказывает мнение: «Как и его предшественники, «Гламорама» задумана как уничтожительный отчет о душераздирающей пустоте американской потребительской культуры конца века, разделения делового центра города; но это единственный урок, который вы, вероятно, усвоите. Из этого следует извлечь еще более удручающую классическую американскую моральную историю о том, что преждевременная слава является для молодых писателей скорее проклятием, чем благословением». [7] Рецензент CNN заключает, что «в конце концов, Glamorama - это меньше, чем сумма ее частей». [10]
Сам Эллис утверждал, что по состоянию на 2018 год роман не смог окупиться для своего американского издателя Кнопфа. [19]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Штейн, Джоэл (28 сентября 1998 г.). «Книги: Человек своего времени» . Время . Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года.
- ^ «Книжный клуб Guardian: Джон Маллан встречает Брета Истона Эллиса» . Хранитель . Лондон. 8 июня 2010 г. Проверено 14 августа 2010 г.
- ^ Эллис, Брет Истон (10 июля 2019 г.). «Брет Истон Эллис: полезна ли инклюзивность для моды?» . БОФ . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Снг, Дэрил (8 января 1998 г.). «Слишком много, слишком старо: Гламорама 1996 года» . Гарвардский малиновый . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хэнсон, Эрик (30 января 1999 г.). «Эллис анализирует блестящих людей в «Гламораме» » . Звездная Трибьюн . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джейкобс, Эй Джей (22 января 1999 г.). «Гламорама (1999)» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мендельсон, Дэниел (24 января 1999 г.). «Меньше нуля» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б Бронсуорт, Виктория А. (28 февраля 1999 г.). « Гламорама — настоящая скука» . Лейкленд Леджер .
- ^ Jump up to: а б Герносвек, Ким (14 февраля 1999 г.). «Эллис в «Гламораме» свернул не туда » . Питтсбург Пост-Газетт .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мигер, LD (29 сентября 1999 г.). «Рецензия: Автор «слишком моден для его же блага» » . Обзоры CNN .
- ^ Эллис, Брет Истон (2006) [1998]. Гламорама . Пан Макмиллан . п. 64.
- ^ Гламорама , стр.470
- ^ Гламорама , стр. 334–340.
- ^ « AC/DC», Сентьери Сельваджи» . Канталупа Музыка . 13 июня 2014 года . Проверено 4 января 2016 г.
- ^ Бьюкенен, Кайл (19 мая 2010 г.). «Брет Истон Эллис о правилах притяжения и их сексуальном незаконном побочном продукте, который вы никогда не увидите» . Кинолайн . Проверено 7 августа 2013 г.
- ^ «Информационный листодув» . Информационный листодув. Архивировано из оригинала 10 февраля 2007 года . Проверено 21 июля 2009 г.
- ^ Афтаб, Калем (13 октября 2005 г.). «Интервью Брета Истона Эллиса» . Коллектив (Би-би-си) . Проверено 6 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Штейн, Джоэл (25 января 1999 г.). «Гламорама» . Время . Архивировано из оригинала 28 октября 2010 года.
- ^ Натали Ола (16 мая 2018 г.). «Брет Истон Эллис и будущее художественной литературы» . www.the-tls.co.uk .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мандель, Наоми изд. (2010) Брет Истон Эллис: «Американский психопат», «Гламорама», «Лунный парк» , «Континуум», ISBN 0-8264-3562-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские романы 1998 года
- Романы Брета Истона Эллиса
- Американские сатирические романы
- Книги Альфреда А. Кнопфа
- Романы о потребительстве
- Романы о наркотиках
- Романы на гей-темы
- Художественная литература, связанная с бисексуальностью
- Американские романы о ЛГБТ
- Фантастика о моде
- Романы о психическом здоровье
- Постмодернистские романы
- Романы о терроризме
- Романы, действие которых происходит в Париже
- Романы, действие которых происходит в Лондоне
- Романы, действие которых происходит в США.
- Романы о музыке
- Книги с обложками Чипа Кидда
- ЛГБТ-романы 1990-х годов
- Романы на бисексуальные темы
- Мужская бисексуальность в художественной литературе