Рашлайт
Светильник — это разновидность свечи или миниатюрного факела, путем пропитывания высушенной сердцевины камыша созданного жиром или жиром. На протяжении нескольких столетий фонари были обычным источником искусственного света для бедняков на Британских островах. [1] Их изготовление было чрезвычайно недорогим. Английский эссеист Уильям Коббетт писал: «Изготовление этого фонаря почти ничего не стоило и считалось, что он давал лучший свет, чем некоторые плохо освещенные свечи». [2]
Одно из самых ранних печатных описаний фонарей было написано английским антикваром Джоном Обри в 1673 году. Преподобный Гилберт Уайт дал подробное описание изготовления фонарей в «Естественной истории и древностях Селборна» , письмо XXVI (1789). Рашлайты все еще использовались в сельской Англии до конца 19 века, и они временно возродились во время Второй мировой войны. [3] В некоторых частях Уэльса использование фонарей продолжалось до середины 20 века. [4]

Неясно, были ли когда-либо популярны фонари в США и Канаде. Антикварные подставки для фонарей иногда можно найти в Северной Америке, но большинство из них, вероятно, были импортированы из Англии; «Низвестно, что ни на одном из них нет клейма американского кузнеца». [5] В Новой Англии «в колониальные времена фонари почти не использовались, если вообще использовались». [6]
Не следует путать рашлайты со свечами. Свеча-тростник — это обычная свеча (блок или цилиндр из сала или воска), в которой в качестве фитиля используется кусок тростника. [7] Рашлайты, напротив, представляют собой полоски растительного волокна, пропитанные жиром или жиром. В фонаре фитиль не отделен от топлива.
Подготовка
[ редактировать ]Зрелые стебли камыша собирают летом или осенью. Зеленый эпидермис или кожура каждого стебля осторожно снимают, чтобы обнажить внутреннюю сердцевину, но одну продольную полоску кожуры оставляют на месте, чтобы обеспечить поддержку хрупкой сердцевины. После сушки тростник замачивают в любом доступном домашнем жире или жире. Обычно использовался жир бекона, но некоторые считали бараний жир лучшим, отчасти потому, что при высыхании он становится более твердым и менее грязным, чем другие жиры. [8] Небольшое количество пчелиного воска, добавленное в жир, заставит раш гореть дольше. [9] На более отдаленных островах Атлантического океана, таких как Сент-Килда, желудочное масло , производимое глупышами . использовалось [10]
Продолжительность и качество света
[ редактировать ]Источники дают разные сведения о длине и времени горения среднего света. В «Книге ремесел», или «Библиотеке полезных искусств», указано, что средний световой фонарь имел длину 12 дюймов (30 см) и горел от 10 до 15 минут. [11] Гилберт Уайт сообщил, что фонарик длиной 28,5 дюймов (72 см) горел 57 минут; он писал: «Эти камыши дают хороший ясный свет». Качество фонарей сильно различалось; писатель XIX века заметил, что «вполне можно было бы мерцать и шипеть в течение часа, в то время как второй с такой же вероятностью угаснет через десять минут». [12]
Сделанный по-другому тростник, в котором на тростнике оставляли две полоски кожуры перед тем, как его покрыть жиром, давал более тусклый свет, но горел гораздо дольше. Уайт называл их «сторожевыми фонарями». [9]
Светильники
[ редактировать ]
Горящий фонарик обычно удерживался металлическими зажимами под углом около 45 градусов. [13] Если порыв держать вертикально, пламя будет более тусклым. Если держать горизонтально, он может сгореть слишком быстро. [14] Однако существовали устройства, предназначенные для удержания горящего порыва в вертикальном положении. [15] в том числе ночники, сделанные из цилиндров из жести или листового железа с отверстиями, позволяющими свету сиять. [16]
Держатель фонаря обычно устанавливался на железном штативе или деревянном бруске. [5] Антикварные подставки для фонарей теперь являются предметами коллекционирования. [17] Они никогда не производились серийно, а изготавливались индивидуально местными мастерами и кузнецами. [4]
В литературе и культуре
[ редактировать ]В одной из басен Эзопа , известной на английском языке как «фартинг-свет» или «тщеславный свет-свет», описывается персонифицированный свет-свет, хвастающийся тем, что он ярче солнца, луны и звезд. Затем фонарик гаснет легким ветерком. Человек, который снова зажигает фонарик, советует ему быть скромнее. [18]
Несколько журналов названы в честь фонарей. Rushlight — журнал о литературе и изобразительном искусстве, основанный в 1855 году Люси Ларком и издаваемый Уитон-колледжем (Массачусетс) . The Rushlight — ежеквартальный информационный бюллетень Международной ассоциации коллекционеров и исследователей исторического освещения. Rushlight (Журнал Белфаста) — журнал истории и фольклора Белфаста, основанный Джо Грэмом .
Название Rushlite использовалось во время и некоторое время после Второй мировой войны в качестве товарного знака JV Rushton из Вулверхэмптона. «Во время войны мистер Раштон начал продавать свои собственные батарейки Rushlite через магазин Halfords». [19]
См. также
[ редактировать ]- Лучина , толстяк , аналогичные осветительные приборы с использованием деревянной лучины.
- Список источников света
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джекилл, Гертруда (1904). Старый Западный Суррей: некоторые заметки и воспоминания . Лондон, Нью-Йорк и Бомбей: Longmans, Green and Co. p. 101 .
- ^ цитируется в Нянь-Шэн Хуан (2000). Отец Франклина Иосия: жизнь колониального бостонца Тэллоу Чендлера, 1657–1745 гг . Американское философское общество. ISBN 978-0-87169-903-9 .
- ^ Ричард Мэби (1977). Растения с определенной целью: Руководство по повседневному использованию диких растений . Коллинз. ISBN 978-0-00-219117-3 .
- ^ Jump up to: а б Дэвид Дж. Эвли (2003). Зажигание свечей . Книги Шира.
- ^ Jump up to: а б Уильям К. Кетчам (1977). Каталог американского антиквариата . Книги Ратледжа.
- ^ Лоуренс С. Кук (1976). Освещение в Америке: от колониальных светильников до викторианских люстр . Мейн-стрит Пресс.
- ^ Коллекции исторические и археологические, относящиеся к Монтгомериширу . Том. XXIII. Клуб. 1889. с. 382, первый абзац.
- ^ Джекил 1904 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б Гилберт Уайт (1875). Естественная история и древности Селборна . Макмиллан и компания. п. 195 .
- ^ Бьюик, Томас (1847). История британских птиц , том II, Водоплавающие птицы (переработанное издание). п. 226.
Ни одна птица не приносит островитянам такой пользы, как эта: Глупыш снабжает их маслом для светильников...
- ^ 11-е издание, 1823 г., цитируется в Кэролайн Дэвидсон (1982). Женская работа никогда не заканчивается: история работы по дому на Британских островах, 1650–1950 гг . Чатто и Виндус.
- ^ Чарльз Диккенс , изд. (1869). «Часовое дело» . Круглый год . п. 490.
- ^ Лорис С. Рассел (1968). Наследие света: лампы и освещение в раннем канадском доме . Университет Торонто Пресс.
- ^ Уильям Роллинсон (1974). Жизнь и традиции в Озерном крае . Житель долин.
- ^ Джордж Фредерик Чемберс (1885). Справочник по Ист-Борну, Сифорду и их окрестностям . п. 19.
- ^ Уильям Мейкпис Теккерей (1890). «Зажигая свет» . Журнал Корнхилл . Смит, старейшина. п. 490.
- ^ Хелен Бригам Хебард (1965). Раннее освещение в Новой Англии, 1620–1861 (2-е изд.). CE Таттл Ко.
- ^ Фредерик Табер Купер (1921). Аргосия басен: репрезентативная подборка из баснословной литературы всех эпох и стран . Компания Фредерика А. Стокса. п. 26 .
- ^ Хайфилд, Мод, Джонсон, Анг (ред.), Мод Хайфилд помнит ... , заархивировано из оригинала 27 октября 2012 г. , получено 4 июля 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Коллекции исторических и археологических материалов, касающихся Монтгомеришира и его границ, том XXIII (1889 г.), страницы 382–388 (описание Гилбертом Уайтом изготовления фонарей, за которым следуют рисунки и описания держателей фонарей)
- The Rushlight и связанные с ним держатели. Региональный взгляд, Роберт Эшли. Издательство: Ashley Publications, 2001 г. ISBN 978-0-9540090-0-7 ( ISBN 0-9540090-0-2 )