Jump to content

История уличного освещения в США

Бенджамин Франклин, рисующий электричество с неба , картина Бенджамина Уэста (ок. 1816, Художественный музей Филадельфии ) изображает интерес отца-основателя Бенджамина Франклина к использованию природы для улучшения жизни своих собратьев.

История уличного освещения в Соединенных Штатах тесно связана с урбанизацией Америки . Искусственное освещение стимулировало коммерческую деятельность в ночное время и было связано с экономическим развитием страны, включая крупные инновации в транспорте, особенно с ростом использования автомобилей. [1] За два с половиной столетия до того, как светодиодное освещение стало новым «золотым стандартом», [2] города по всей Америке использовали нефть, угольный газ, угольную дугу, лампы накаливания и газоразрядные лампы высокой интенсивности для уличного освещения.

Уличное освещение масляными лампами [ править ]

Самыми ранними уличными фонарями в колониальной Америке были масляные лампы, сжигающие китовый жир Гренландии , арктических китов Северной Атлантики или кашалотов Южной Атлантики, южной части Тихого океана и других регионов. [1] [3] Фонарщики отвечали за зажигание ламп и их обслуживание. [3] Еще в 1750-х годах изобретатель Бенджамин Франклин из Филадельфии представил инновации в конструкции масляных ламп, такие как использование двух плетеных фитилей для откачивания масла из резервуара и плоские стеклянные панели, которые можно было легко заменить и которые были дешевле, чем чаши из дутого стекла. [1]

В Бостоне гражданский комитет под руководством Джона Хэнкока установил в 1773 году более 300 масляных ламп из Англии. [1] Годом ранее редакционная статья газеты призывала к созданию системы общественных фонарей для предотвращения преступности и защиты граждан в ночное время. Стеклянные шары были помещены на столбы высотой десять футов и на расстоянии пятидесяти футов друг от друга вдоль улицы, следуя системе, принятой в Лондоне. Эти первые уличные фонари были «скорее наводящими на размышления, чем реальными»; на практике пешеходы переходили от одного источника света к другому, проходя между ними сквозь тень. [1]

В 1809 году в Нью-Йорке в качестве городских уличных фонарей использовалось более 1600 масляных ламп. [1] Еще в 1792 году в городе начали использовать масло спермацета , которое горело ярче свечей, в уличных фонарях. [1] Филадельфия в этот период отставала от нее с 1100 уличными фонарями. [1]

Газовое уличное освещение [ править ]

Копия первого общественного газового уличного фонаря в Америке, впервые зажженного компанией Gas Light Company в Балтиморе 7 февраля 1817 года. [4]

Газовые лампы постепенно начали заменять масляные уличные фонари в Соединенных Штатах, начиная с первой четверти XIX века. [3] Первой улицей в мире, освещенной газовым освещением, стала Пэлл-Мэлл в Лондоне, начиная с 1807 года. [1] [5] Первым городом США, в котором начали использовать газовые уличные фонари, был Балтимор , начиная с 1817 года. [4] В 1816 году художник Рембрандт Пил продемонстрировал использование газовых ламп для освещения экспонатов в Музее Пила в Балтиморе, демонстрируя то, что The Federal Gazette и Daily Advertiser назвали «красивым и самым ярким светом». [4] В следующем году группа инвесторов сформировала компанию Gas Light Company of Baltimore, которой муниципальные власти разрешили прокладывать трубы для использования угольного газа для освещения улиц. [4] [1]

Хотя примерно в это же время и Нью-Йорк, и Филадельфия экспериментировали с газовым уличным освещением, сложность существующих систем освещения на масляной основе означала, что эти города медленнее заменяли уличные фонари, которые у них уже были, технологиями, которые еще не были проверены. [1] К 1835 году Нью-Йорк, Филадельфия и Бостон также построили необходимую инфраструктуру трубопроводных сетей, подключенных к производственным газовым заводам (MGP), для снабжения газовым освещением торговых бульваров, богатых жилых кварталов и основных магистралей. [3] В том году только 384 из 5660 уличных фонарей Нью-Йорка были газовыми. [1] Чикаго включил свою первую сотню газовых фонарей 4 сентября 1850 года. [6]

Газовый свет был в десять раз ярче света масляных ламп. [1] но по нынешним меркам огни казались «отчетливо желтыми и не очень яркими». [6] В 1841 году британский писатель Джеймс Силк Бэкингем заметил, что уличное освещение Нью-Йорка было недостаточным: «Фонари расположены так далеко друг от друга и так скудно снабжаются светом, что невозможно различить имена или номера на дверях из карет или даже пешком без поднимаясь по ступенькам». [1] К 1893 году в Нью-Йорке было 26 500 газовых уличных фонарей и только 1 500 электрических фонарей. [1]

Электрическое уличное освещение [ править ]

Дуговые лампы, освещающие Балтимор-стрит в Балтиморе, штат Мэриленд, в 1909 году. [7]

Дуговые лампы [ править ]

Первая публичная демонстрация наружного электрического освещения в США состоялась в Кливленде, штат Огайо , 29 апреля 1879 года. [1] [8] Изобретатель Чарльз Ф. Браш совершенствовал динамо-дуговую лампу , которая могла производить свечение, эквивалентное 4000 свечам в одной лампе. [8] Для демонстрации, которая собрала многотысячную толпу, Браш разместил двенадцать ламп мощностью по 2000 свечей на башнях вокруг Общественной площади Кливленда (тогда известной как Монументальный парк) и полностью осветил ее электрическим светом. [1] [8]

Первым муниципальным органом власти, который приобрел и установил систему дугового освещения Brush, стал город Вабаш, штат Индиана . [1] 31 марта 1880 года Вабаш стал «первым городом в мире, обычно освещаемым электричеством», когда были включены четыре фонаря Brush мощностью 3000 свечей, подвешенных к флагштоку на вершине здания суда округа Вабаш, затопив окрестности светом. [9] [1] По словам очевидца, «Люди, почти затаив дыхание, стояли, охваченные трепетом». [9] Журналист сообщил, что он мог читать газету, поднеся к свету, находясь на другой улице; за два квартала он все еще мог читать заголовки; за четыре квартала он мог разглядеть рекламу. [1]

Спрос на систему уличного освещения Brush быстро рос, поскольку она обеспечивала более качественный свет за одну треть стоимости газовых ламп. [8] В 1880 году Браш провел демонстрацию в Нью-Йорке, установив 23 дуговые лампы на Бродвее . [1] В результате Браш выиграл несколько городских контрактов, включая контракты на освещение Юнион-сквер и Мэдисон-сквер , где были возведены башни для дуговых ламп. [1] На крупных магистралях, таких как Бродвей, дуговые лампы устанавливались на фонарных столбах с интервалом 250 футов; к 1886 году около 30 миль улиц Нью-Йорка были освещены дуговыми лампами. [1] Однако на Пятой авеню дуговые лампы были демонтированы после того, как жители пожаловались, что провода, соединяющие светильники, были «некрасивыми», и большая часть улицы «вернулась во мрак газа». [1] К 1893 году в Нью-Йорке было 1535 уличных фонарей с электрическими дугами. [1]

В Новом Орлеане дуговые лампы использовались для уличного освещения, начиная с 1881 года. В 1882 году компания New Orleans Brush Lighting Company установила сто дуговых ламп мощностью 2000 свечей вдоль пяти миль пристани и набережной; к 1885 году в Новом Орлеане было 655 дуговых фонарей. [1] В Чикаго дуговые лампы использовались в общественном уличном освещении, начиная с 1887 года. [1] Сначала дуговые лампы использовались только на мостах через реку Чикаго , но к 1910 году они стали использоваться более широко на главных улицах Чикаго. [1]

Лампы накаливания [ править ]

Уличный фонарь накаливания в Юинге, Нью-Джерси (2014 г.)

В течение первых двух десятилетий 20-го века существовала острая конкуренция между поставщиками различных видов уличного освещения, включая угольные дуговые лампы; лампы накаливания; традиционные угольные газовые лампы; уличные фонари на бензине и нафте. [3] Лампы накаливания изначально разрабатывались в первую очередь для использования внутри помещений, но крупные технологические прорывы в 1907 и 1911 годах усовершенствовали использование вольфрамовых нитей. [1] Начиная с 1911 года, электрические лампы накаливания с вольфрамовыми нитями становились все более популярными среди муниципальных предприятий для уличного освещения. [3]

В 1919 году Сан-Франциско представил вольфрамовые лампы на авеню Ван Несс , между Вальехо и Маркет-стрит , заменив газовые колпаки и дуговые лампы. [1] В городе использовалось по две вольфрамовые лампы мощностью 250 свечей на колонну, по шестнадцать колонн на каждый квартал. [1] По данным The Electrical Review : «При старой системе освещения пешеходу было опасно переходить улицу из-за интенсивного автомобильного движения. Теперь вся улица залита равномерно распределенным светом, внешний вид улицы и общественная безопасность значительно улучшились». [10] К 1917 году количество ламп накаливания, используемых в уличном освещении, достигло 1 389 000 по всей территории Соединенных Штатов, в то время как количество дуговых ламп начало сокращаться. [1]

Ртутные лампы [ править ]

К середине 20-го века рост автомобилизации потребовал улучшения освещения, особенно в деловых районах, где было больше смешанных автомобилей и пешеходов, а также вдоль коммерческих магистралей. [1] Улицы необходимо было освещать более равномерно и поддерживать минимальный уровень освещения в течение всей ночи. Уличное освещение стало основной статьей расходов для городов США, которые стремились контролировать расходы различными способами. [1] С точки зрения муниципального управления освещения, тот факт, что лампы накаливания «излучают с очень низкой эффективностью, производя относительно мало света в видимых длинах волн», делал их все менее и менее привлекательными для общественного уличного освещения. [11]

Уличные фонари на парах ртути начали более широко использоваться в Соединенных Штатах после 1950 года, главным образом из-за их экономической эффективности. [1] К тому времени срок службы ртутных ламп был увеличен до 16 000 часов, и они могли обеспечивать световой поток до 40 люмен на ватт, тогда как лампы накаливания могли давать только от 16 до 21 люмен. [1] Первая крупная уличная установка ртутных ламп в США была в Денвере, штат Колорадо , на Парк-авеню, где они использовались вместе с лампами накаливания. [1] В 1964 году почти 39 процентов уличных фонарей в США состояли из паров ртути, а на лампы накаливания приходилось 60 процентов. [1] К 1973 году использование уличных ламп накаливания быстро сокращалось, в то время как производство ртутных ламп резко возросло. [11]

Натриевые лампы [ править ]

Фонарный столб с двумя уличными фонарями с использованием натриевой лампы высокого давления (слева) и ртутной лампы (справа) в Элко, Невада (2015 г.)

Уличные фонари на парах натрия низкого давления излучают сильный монохроматический желтый свет, который также раскрывает больше деталей человеческому глазу даже при низких уровнях яркости. В 1930-х годах натриевые лампы не были достаточно эффективными, чтобы стать привлекательной альтернативой лампам накаливания. Однако, поскольку они повышали остроту зрения , их рекомендовали для аварийного освещения в туннелях, на мостах и ​​на развязках «клеверный лист» на скоростных автомагистралях. [1]

В США уличные фонари, использующие пары натрия, были впервые установлены на сельском шоссе недалеко от Порт-Джервиса, штат Нью-Йорк , в 1933 году. [1] В 1938 году исследование использования ламп на основе паров натрия на отдельных перекрестках в Чикаго показало, что новое освещение помогло снизить количество аварий в этих районах. [1] [12] Производители ламп начали продвигать натриевые лампы для «борьбы с преступностью». Эта маркетинговая стратегия дала обратный эффект, когда такие города, как Ньюарк и Новый Орлеан, отказались от паров натрия, чтобы избежать публичной стигматизации районов с высоким уровнем преступности. [1]

Когда появление натриевых ламп высокого давления совпало с ростом социальных волнений в середине 1960-х годов, производители ламп снова заявили о возможности освещения парами натрия для улучшения уличного наблюдения. [1] Натриевые лампы высокого давления давали отчетливый «желто-оранжевый свет». [13] ярче, чем свет паров ртути, оттенок которого описывается как «резкий синий металлик». [14] Во время нефтяного эмбарго ОПЕК мэр Ричард Дж. Дейли объявил о плане сделать Чикаго «первым крупным городом США, в котором на всех жилых улицах будут установлены натриевые лампы», заменив 85 000 ртутных уличных фонарей. [14] Хотя статья в Chicago Tribune за декабрь 1973 года была оптимистична по поводу «более веселых, ярких паровых ламп золотого цвета», [15] Архитектурный критик газеты обеспокоен «жутким, зловещим качеством освещения парами натрия». [14] В 1976 году на главных улицах Чикаго началась масштабная установка натриевых ламп. [14]

В конце концов, наиболее решающим фактором в пользу натриевых ламп стала их стоимость. В 1980 году среднегодовые эксплуатационные расходы на лампу накаливания составляли 280 долларов; для ртутных ламп — 128 долларов; а для натриевых ламп низкого давления — 60 долларов в год. [1] Между тем, эксплуатация натриевых ламп высокого давления обходится всего в 44 доллара в год при стандартном ожидаемом сроке службы 15 000 часов, что также помогает снизить затраты на рабочую силу и техническое обслуживание. [1] По данным Технологического центра Эдисона, натриевые лампы являются «самыми распространенными лампами для уличного освещения на планете». [16]

Светодиоды [ править ]

Один из светодиодных уличных фонарей в Беллингеме, штат Вашингтон, который индивидуально управляется через интеллектуальную сеть (2016 г.)

В последние годы усилия по повышению энергоэффективности уличного освещения были сосредоточены на использовании светодиодов (LED) для замены ртутных светильников высокого давления (HPM), металлогалогенных (MH) и натриевых светильников высокого давления (HPS). [17] [18] Светодиоды также излучают более белый свет и могут быть установлены как часть централизованно управляемой системы с дополнительными функциями энергосбережения, такими как ночное освещение и затемнение. [19] Хотя первоначальные затраты на установку светодиодных светильников значительны, муниципалитеты, переходящие на светодиодное уличное освещение, обычно рассчитывают окупить свои инвестиции за счет сокращения текущих затрат на электроэнергию и техническое обслуживание. [17] Многие из первых проектов в Соединенных Штатах также получили выгоду от блоков грантов экономического стимулирования. [17]

В 2007 году город Анн-Арбор, штат Мичиган , объявил о планах стать «первым городом США, который переведет все уличные фонари в центре города на светодиодные технологии». [17] Город заменил 120-ваттные лампы, которые прослужили всего два года, на 56-ваттные светодиоды, которые прослужат десять лет, и, как ожидается, сократит потребление энергии для общественного освещения вдвое. [17] Однако в течение первых двух лет DTE Energy продолжала выставлять счета Анн-Арбору по той же ставке, что и раньше, поскольку счетчики уличного освещения не велись, а плата за электроэнергию оценивалась на основе прошлого использования. [17] Под руководством государственного регулятора коммунальных услуг компания DTE Energy в конечном итоге пересмотрела свои тарифы для Анн-Арбора на основе ожидаемого потребления энергии для «экспериментальной технологии освещения» и приписала городу обратную силу за установку. [17] По состоянию на январь 2011 года город Анн-Арбор перевел 1400 из 7000 уличных фонарей на светодиоды и сэкономил около 200 000 долларов, включая снижение затрат на техническое обслуживание. [17]

генерации электрического света Другие методы

Башни [ править ]

Первая лунная башня в Остине, построенная в 1895 году.

Многие города в Соединенных Штатах экспериментировали с высокими башенными конструкциями для освещения целых городских кварталов, подобно установке дуговых ламп в здании суда округа Вабаш в Индиане. [1] , масляную «термолампу» В 1802 году Бенджамин Хенфри установил на высокой колонне в Ричмонде, штат Вирджиния , которая не давала столько света, сколько он надеялся. [1] В Вашингтоне, округ Колумбия , градостроители рассматривали возможность использования Монумента Вашингтона в качестве башенной платформы для освещения, но отвергли эту идею после размещения испытательных ламп на зданиях Смитсоновского института и Капитолия США . [1]

Муниципалитеты, которые в течение определенного периода использовали башенное освещение или «лунные башни», включали Акрон, Аврору, Остин, Буффало, Чаттанугу, Денвер, Детройт, Элджин, Эвансвилл, Форт-Уэйн, Ганнибал, Канзас-Сити, Лос-Анджелес, Луисвилл, Миннеаполис, Мобил, Сан-Франциско. и Сан-Хосе. [1] [20] В большинстве этих городов возвели только одну или две башни, прежде чем вернуться к традиционному освещению фонарными столбами. Исключением стал Лос-Анджелес , где было построено 36 башен, пятнадцать из которых имели высоту 150 футов и были оснащены тремя дуговыми лампами мощностью по 3000 свечей каждая. [1] Другим исключением стал Детройт , который попытался использовать 122 башни для освещения 21 квадратной мили города. Хотя освещение башни в Детройте создавало «равномерные ковры света», оно было неэффективно для обеспечения достаточного освещения зон и маршрутов с интенсивным движением транспорта. Через пять лет Детройт начал демонтировать свои башни. [1]

По состоянию на октябрь 2021 года единственные осветительные башни, оставшиеся в США, находятся в Остине, штат Техас . [21] [1] [22] В 1894 году город Остин приобрел 31 бывшую в употреблении лунную башню Детройта . [20] Семнадцать из этих башен, построенных в Остине в 1895 году, продолжают функционировать как рабочие осветительные башни и сегодня. [21]

Индукционное освещение [ править ]

В 2009 году компания PSE&G в Нью-Джерси стала первой коммунальной компанией в США, которая использовала индукционные люминесцентные лампы вместо ртутных ламп в 220 муниципалитетах. [23] Ожидалось, что индукционные лампы прослужат 100 000 часов, прежде чем потребуют обслуживания, и будут потреблять на 30–40 процентов меньше электроэнергии, тем самым экономя примерно 1 миллион долларов в год. [23] Индукционные лампы также дают более белый свет и содержат меньше ртути. [23]

После обширных полевых испытаний в 2010 году город Сан-Диего решил заменить 10 000 уличных фонарей, работающих на натрии высокого давления (HPS), на индукционные светильники в форме головы кобры. [24] Астрономы из близлежащей Паломарской обсерватории возражали против замены ламп HPS источниками света с более высокими цветовыми температурами, которые увеличили бы световое загрязнение и помешали бы их исследованиям. [24] Одним из ключевых выводов полевой оценки было то, что светодиодные светильники стали более дорогими и менее эффективными при более низких цветовых температурах. [24] В городе Сан-Диего стандартизировано индукционное освещение для уличных фонарей, но в радиусе 30 миль от обсерватории используются натриевые лампы низкого давления (LPS). [25]

Городской свет [ править ]

Городской свет у входа в Музея искусств округа Лос-Анджелес Центр (LACMA) в Лос-Анджелесе представляет собой совокупность исторических уличных фонарей, взятых из реального использования в Южной Калифорнии в виде скульптуры Криса Бердена 2008 года . [26]

См. также [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Джейкл, Джон А. (2001). Огни большого города: освещение американского города . Университет Джонса Хопкинса. ISBN  978-0801865930 .

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот Джейкл, Джон А. (2001). Огни большого города: освещая американскую ночь . Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 2–3, 21–24, 26–28, 31, 40–41, 47–48, 50–51, 73, 75–76, 82–85. ISBN  080186593X .
  2. ^ Джексон, Майк (10 января 2019 г.). «Визуальная история уличного освещения XIX и XX веков» . Журнал «Архитектор» . Проверено 24 июня 2022 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Тарр, Джоэл А. (март 2020 г.). «Освещение улиц, переулков, парков и пригородов Американского города: несетевые технологии, 1870–1920» . История и технологии . 36 (1): 105–128. дои : 10.1080/07341512.2020.1739816 . S2CID   219455178 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Балтимор, BGE отмечает 200-летие газового освещения» . Балтимор Сан . 8 февраля 2017. с. А2 . Проверено 23 июня 2022 г. - через Newspapers.com .
  5. ^ «28 января 1807 года: Мерцающий газовый свет освещает Пэлл-Мэлл» . Проводной . 28 января 2000 года . Проверено 23 июня 2022 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Газовый свет: технология, изменившая Чикаго» . Публичная библиотека Чикаго . 24 мая 2016 г. Проверено 23 июня 2022 г.
  7. ^ Блюменталь, Сидней (март 1909 г.). «Общественное освещение в Балтиморе» . Инженер-светотехник . 4 (1): 10–11 – через Интернет-архив .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ронейн, Крис (10 февраля 2017 г.). «Кливленд был первым городом света» . Кливлендский журнал . Проверено 23 июня 2022 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Токко, Питер (декабрь 1999 г.). «Ночь, когда включили свет в Вабаше» . Исторический журнал Индианы . 95 (4): 350–363. JSTOR   27792197 .
  10. ^ «Газовое освещение заменено электрическим» . Электрический обзор . 74 (3): 102. 18 января 1919 г. - через Интернет-архив .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ригель, Курт В. (30 марта 1973 г.). «Световое загрязнение: наружное освещение представляет собой растущую угрозу для астрономии» (PDF) . Наука . 179 (4080): 1285–1291. дои : 10.1126/science.179.4080.1285 . ПМИД   17835929 . S2CID   19491083 .
  12. ^ Соренсон, Лесли Дж. (июль 1938 г.). «Освещенные натрием перекрестки Чикаго» . Американский город . 53 (7): 111 – через Интернет-архив .
  13. ^ Белчер, М. Клей; Кляйн, Энн Кеттеринг; Гэдберри, Беверли (сентябрь 1999 г.). «Опрос пользователей о субъективных предпочтениях источников уличного освещения». Архитектурное проектирование . 5 (3): 92–97. doi : 10.1061/(ASCE)1076-0431(1999)5:3(92) – через EBSCO .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мозер, Вет (21 апреля 2017 г.). «Нравится вам это или нет, но в Чикаго станет намного меньше оранжевого» . Журнал Чикаго . Проверено 25 июня 2022 г.
  15. ^ Зиемба, Стэнли (5 декабря 1973 г.). «Огни города скоро могут стать ярче» . Чикаго Трибьюн . п. 18 . Проверено 25 июня 2022 г.
  16. ^ «Натриевая лампа» . Технологический центр Эдисона . Проверено 25 июня 2022 г.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Гартуэйт, Джози (20 января 2011 г.). «Трудный путь к светодиодному освещению на улицах» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 29 июня 2022 г.
  18. ^ Давидович, Марко (2021). «Искажение напряжения в установках светодиодного уличного освещения». Электротехника . 103 (4): 2161–2162. дои : 10.1007/s00202-020-01181-6 . S2CID   234056758 .
  19. ^ Гастон, Кевин Дж.; Гастон, Сиан; Бенни, Джонатан; Хопкинс, Джон (2015). «Выгоды и затраты искусственного ночного освещения окружающей среды» . Экологические обзоры . 23 (1): 14–23. дои : 10.1139/er-2014-0041 . JSTOR   envirevi.23.1.14 — через JSTOR .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарбер, Меган (6 марта 2013 г.). «Башня света: когда электричество было новым, люди использовали его, чтобы имитировать Луну» . Атлантика . Проверено 24 июня 2022 г.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бесерра, Стефани (28 октября 2021 г.). «Световые струны поднимаются вверх, превращая Башню Лунного света в 55-ю праздничную елку Зилкера» . CBS Остин . Проверено 24 июня 2022 г.
  22. ^ Уилкисон, Гордон (1962). «Легенды Остина 2» . Отчет о ходе работы Остин . Проверено 24 июня 2022 г. - из Техасского архива движущихся изображений.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «PSE&G устанавливает энергоэффективные уличные фонари» . Газета . Хоторн, Нью-Джерси. 29 июля 2010 года . Проверено 5 июля 2022 г. - через Newspapers.com .
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Картье, Том (сентябрь 2010 г.). «Сан-Диего следует по пути к индукции» . Проектирование и применение освещения . 40 (9) – через EBSCO .
  25. ^ «Уличные фонари» . Город Сан-Диего . Проверено 5 июля 2022 г.
  26. ^ Фройденхайм, Сьюзен (30 января 2008 г.). «Свечение в темноте: коллекция отреставрированных ламп Криса Бёрдена представит LACMA в «Городском свете». " . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 27 февраля 2012 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ac0e567ced092196f34793a7b7371db__1701610740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/db/0ac0e567ced092196f34793a7b7371db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of street lighting in the United States - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)