Jump to content

Осмысленная жизнь

(Перенаправлено из «Значимая жизнь »)

В позитивной психологии осмысленная жизнь — это конструкция, связанная с целью, значимостью, осуществлением и удовлетворением жизни. [1] Хотя конкретные теории различаются, есть два общих аспекта: глобальная схема понимания жизни и вера в то, что жизнь сама по себе имеет смысл. Смысл можно определить как связь, связывающую вместе две предположительно независимые сущности; [2] осмысленная жизнь связывает биологическую реальность жизни с символической интерпретацией или значением . [3] Те, кто обладает чувством смысла, обычно оказываются более счастливыми. [1] иметь более низкий уровень негативных эмоций и иметь меньший риск психических заболеваний. [4]

Несмотря на то, что придание смысла жизни имеет свои преимущества, до сих пор не существует одного окончательного способа, с помощью которого можно обрести такой смысл. Согласно психологическим исследованиям, те, кто добился успеха в создании осмысленной жизни, получали такие преимущества, как более высокий уровень положительного аффекта, удовлетворенности жизнью и т. д. [5] Показано, что при столкновении со стрессовой жизненной ситуацией поиск смысла помогает приспособиться. [6]

Основные теоретические подходы

[ редактировать ]

Логотерапия подчеркивает поиск ценностей и целей в жизни человека, а также построение отношений с другими людьми для достижения самореализации и обретения смысла. «Ценность» можно разделить на три основные области: творческую, основанную на опыте и поведенческую. Творческие ценности достигаются через действия по созданию или производству чего-либо. Эмпирические ценности актуализируются, когда человек испытывает что-то посредством зрения, осязания, обоняния или слуха. Наконец, установочные ценности предназначены для людей, которые по той или иной причине не могут получить новый опыт или создать новые вещи. Таким образом, они обретают смысл, принимая новое отношение, которое позволяет «страдать с достоинством». Что касается всех этих классов ценностей, именно из-за чувства ответственности человек следует этим ценностям и, следовательно, проживает осмысленную жизнь. Именно через осознание того, что человек является единственным ответственным за придание жизни смысла, ценности реализуются, и жизнь становится значимой. [4]

Теория управления терроризмом изучает значимость и ее связь с культурой. человека Сознание заставляет его осознать свою смертность. [7] Чтобы справиться со своей неизбежной смертью, люди пытаются оставить свой след в каком-то символическом акте бессмертия внутри структурированного общества. Структура, созданная обществом и культурой, дает людям чувство порядка. Посредством структурированного общества мы можем создать символическое бессмертие, которое может принимать различные формы, например, памятники, театральные постановки, дети и т. д. Культурный порядок уменьшает тревогу смерти, поскольку он позволяет человеку жить в соответствии с социальными стандартами и жить достойно. к таким идеалам; человеку дается чувство собственного достоинства, которое уравновешивает смертельную тревогу. [4]

Теория надежды предполагает, что осмысленность больше связана с самоконтролем, который ведет к более высокой самооценке. Живя в соответствии с социальными стандартами жизни, человек проявляет самоконтроль, и именно благодаря этому самоконтролю достигается более высокая самооценка. Смысл обретается тогда, когда человек осознает, что он способен и способен эффективно достигать своих целей посредством успешного управления. Контроль — это «когнитивная модель, посредством которой люди стремятся осознать непредвиденные обстоятельства в своей жизни и достичь целей. [4]

Нарративная психология предполагает, что люди конструируют жизненные истории как способ понять жизненные события и придать жизни смысл, таким образом связывая [через объяснение] человека с событием. [8] Значимость — это субъективная оценка того, насколько хорошо эти истории связаны с человеком. Кроме того, осмысленность реализуется через позитивное функционирование, удовлетворенность жизнью, удовольствие от работы, счастье, позитивный аффект и надежду. Осмысленность также может быть переведена в физическое здоровье и общее благополучие. [5] Баумейстер утверждает, что осмысленность делится на четыре потребности: чувство цели, эффективность, ценность и чувство положительной самооценки. [9]

Основные эмпирические результаты

[ редактировать ]

Социальная изоляция приводит к потере смысла жизни. Более того, было обнаружено, что четыре потребности в смысле (ощущение цели, эффективность, ценность и чувство положительной самооценки) являются посредниками в восприятии осмысленности жизни. Когда человек считает себя социально исключенным, его целеустремленность, эффективность, ценность и самооценка косвенно снижаются. [5]

Недавние систематические обзоры, посвященные смыслу жизни, показали, что более высокий смысл жизни связан с улучшением физического здоровья в целом. [10] [11] меньше страданий среди онкологических больных, [12] и более высокое субъективное благополучие в Китае. [13] С другой стороны, в другом систематическом обзоре более конкретный тип смысла, цель жизни, был связан со снижением смертности и сердечно-сосудистых событий. [14] [15] Другой метаанализ показал, что цель жизни в старших возрастных группах в среднем была немного ниже, чем в младших. [16]

Исследование обнаружило связь между открытием смысла и более низким уровнем смертности от СПИДа . [17] Это было первое исследование, в котором результаты, по-видимому, не связаны с поведением в отношении здоровья или другими потенциальными факторами. В исследовании рассматривались ВИЧ-серопозитивные мужчины, которые недавно стали свидетелями смерти близкого друга от смерти, связанной со СПИДом. Столкнувшись со стрессом, вызванным такой смертью, у тех мужчин, которые смогли найти смысл в утрате, уровень CD4 Т-клеток снизился не так быстро. Более того, испытуемые, прошедшие когнитивную обработку в ответ на тяжелую утрату, с большей вероятностью нашли смысл в смерти близкого друга. Таким образом, если человек переживает стрессовое жизненное событие и может успешно найти его смысл, то существует потенциальная связь с положительными иммунологическими преимуществами и последствиями для здоровья.

Связь с другими понятиями

[ редактировать ]

Счастливая жизнь и осмысленная жизнь — это сильно коррелирующие отношения. [3] [18] Однако счастье можно определить как связанное в большей степени с биологическими потребностями и желаниями, такими как отсутствие боли или неприятных переживаний, в то время как значение является более культурным и абстрактным, связанным с общим удовлетворением жизнью или эвдемонией . Согласно исследованию, осмысленная жизнь — один из нескольких надежных путей к счастью. [19] Другое исследование показало, что трудности, здоровье , покупательная способность и сосредоточенность на настоящем больше соответствуют счастью, чем смыслу, в то время как мысли о прошлом или будущем, борьбе, стрессе, беспокойстве, спорах, тревоге, щедрости и просмотре повседневных дел, таких как поскольку воспитание детей с учетом самого себя больше соответствовало обретению смысла жизни. [3] Согласно исследованию, ощущение большей связи с другими улучшает как счастье, так и смысл жизни. Тем не менее, роль, которую человек принимает в отношениях, имеет важное значение. Те, кто согласился с утверждением «Я даю», сообщили о меньшем счастье, чем те, кто с большей вероятностью согласился с «Я беру». Однако «дающие» сообщили о более высоком уровне смысла в своей жизни по сравнению с «берущими». [18]

Важность

[ редактировать ]

Желание вести осмысленную жизнь тесно связано с желанием вести важную жизнь. Во многих случаях эти два понятия пересекаются: осмысленная жизнь часто важна в каком-то смысле, и обретение важности в жизни может стать ключом к тому, чтобы сделать жизнь осмысленной. Однако утверждается, что это не всегда так. Поэтому могут быть случаи, когда они расходятся. [20] [21] [22] Важность обычно определяется с точки зрения влияния на мир. Поэтому человек важен, если он что-то меняет. [23] [24] [25] Многие теоретики подчеркивают, что не любого типа различий достаточно. С этой точки зрения разница должна быть достаточно большой и влиять на ценность мира. [23] [21] [26] Обычно это понимают с точки зрения благополучия : человек важен постольку, поскольку он влияет на благополучие живых существ прямо или косвенно. [27] [21] [28]

Общим аспектом осмысленной жизни является то, что она руководствуется определенной целью . [20] [29] [30] Это подчеркивает отношение к важности: работая над реализацией этой цели, агент обычно меняет мир и тем самым увеличивает свою значимость. Однако этот тип сознательной цели не требуется для важности. В одном примере штаны дворянина случайно спадают в момент посвящения в рыцари. Этот инцидент оказывается важным, потому что из-за странной связи событий он приводит к окончанию кровавой войны. Но это смущение не придает жизни дворянина смысла, хотя она и стала важной. [20] [31] Нечто подобное часто бывает, когда человек непреднамеренно вызывает эффект бабочки . Утверждалось, что могут быть также значимые жизни, которые не важны. В связи с этим некоторые люди могут найти смысл жизни через простое признание ценных вещей, например, через поклонение Богу . Такая жизнь не имеет значения, если она не приводит к существенной ценностной разнице в мире. [20]

Некоторые теоретики утверждают, что вести осмысленную жизнь — лучшая цель, чем вести важную жизнь. Обычно это основано на идее о том, что важность может принимать негативную форму, оказывая большое негативное влияние на мир. [20] [21] В связи с этим человек, который превыше всего жаждет важности, может решить нанести вред общественному порядку . Например, они могут решить убить известного политического лидера, стремясь оставить свой след в мире. [32]

Экзистенциальный кризис

[ редактировать ]

Экзистенциальный кризис – это внутренний конфликт, основанный на впечатлении, что жизнь лишена смысла. [33] [34] [35] Это впечатление приводит к конфликту, поскольку существует сильное желание вести осмысленную жизнь, которое им фрустрируется. Экзистенциалисты часто называют несоответствие между стремлением к смыслу и его отсутствием « абсурдом ». Экзистенциальные кризисы выражаются в негативных переживаниях , таких как стресс , тревога , отчаяние и депрессия . [36] [34] [35] В некоторых случаях это приводит даже к нарушению регулярной повседневной жизнедеятельности личности. Экзистенциальные кризисы представляют собой психологический вызов взгляду человека на мир и самого себя. [37]

В научной литературе предлагаются различные ответы на этот вызов. [38] Некоторые теоретики с нигилистическим мировоззрением принимают основную предпосылку о том, что жизнь бессмысленна, и предлагают, как лучше всего справиться с этим фактом. [36] [39] [40] Они часто сосредотачиваются на свободе , которая приходит с освобождением от каких-либо заранее определенных целей. [38] [36] [41] Тем не менее, более часто рекомендуемый подход — это открытие новых источников смысла в своей жизни. Теоретики религиозного происхождения часто предлагают совершить прыжок веры . Прыжок веры подразумевает принятие новой системы значений, такой как религиозная доктрина, даже если человек еще не полностью ее понимает. [42] [38] Идея этого подхода заключается в том, что человек может увидеть и ощутить свою жизнь значимой с точки зрения этой новой системы мышления и тем самым избежать экзистенциального кризиса. [38] Однако этот подход может быть недоступен для более рационально мыслящих людей и часто подвергается критике за слепое утверждение вероучения , которое неправильно понимается или не оправдывается. Другой подход для более рационально настроенных людей заключается в поиске и оценке новых источников смысла, основанных на правильном размышлении и личном опыте. Это часто принимает менее амбициозную форму открытия того, насколько важна личная жизнь и достойна ли она того, чтобы ее прожить. Например, таким образом человек может найти смысл в своей жизни, посвятив себя семье или творчеству. [38] Это контрастирует с другими подходами, которые стремятся раскрыть космический смысл жизни в самом крупном масштабе или цель мира в целом. [36] [43]

Приложения

[ редактировать ]

Осмысленная жизнь связана с позитивным функционированием: удовлетворенностью жизнью, удовольствием от работы, счастьем, общим положительным аффектом, надеждой и в целом более высоким уровнем благополучия. [5]

Психологическая адаптация в случае воздействия стрессора связана с обретением смысла, будь то в форме поиска выгоды или осмысления потери. С точки зрения того, как проявляется смысл, осмысление потери кажется более важным на ранних этапах процесса адаптации после потери, тогда как восприятие выгоды может быть более долгосрочным процессом, который происходит с течением времени, а наибольшая выгода обычно ощущается позже. (Дэвис, Нолен-Хоксема и Ларсон, 1998). [6]

На основе систематических обзоров существуют различные многообещающие методы лечения и вмешательства, направленные на повышение смысла или цели жизни. Многие из этих вмешательств были созданы для пациентов с поздними стадиями заболевания. [44] [45] [46]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Стегер, Майкл Ф. (2009). «Смысл жизни». В Снайдере, ЧР; Лопес, Шейн Дж. (ред.). Оксфордский справочник по позитивной психологии . Том. 1 (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 678–688. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195187243.013.0064 . ISBN  9780195187243 .
  2. ^ Баумайстер, Рой Ф.; Вос, Кэтлин Д. (2002). «Стремление к осмысленности жизни». В Снайдере, ЧР; Лопес, Шейн Дж. (ред.). Справочник по позитивной психологии (1-е изд.). Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 608–618. ISBN  978-0195135336 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Баумайстер, Рой Ф.; Вос, Кэтлин Д.; Аакер, Дженнифер Л.; Гарбинский, Эмили Н. (ноябрь 2013 г.). «Некоторые ключевые различия между счастливой жизнью и жизнью, наполненной смыслом» . Журнал позитивной психологии . 8 (6): 505–516. дои : 10.1080/17439760.2013.830764 . S2CID   11271686 . Проверено 1 апреля 2017 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Фельдман, Дэвид Б.; Снайдер, ЧР (1 мая 2005 г.). «Надежда и осмысленная жизнь: теоретические и эмпирические связи между целенаправленным мышлением и смыслом жизни». Журнал социальной и клинической психологии . 24 (3): 401–421. дои : 10.1521/jscp.24.3.401.65616 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Стиллман, Т.Ф.; Баумайстер, РФ; Ламберт, Нью-Мексико; Крешиони, AW; Дьюолл, Китай; Финчем, Федеральный округ (июль 2009 г.). «Одиночество и без цели: жизнь теряет смысл после социальной изоляции» . Журнал экспериментальной социальной психологии . 45 (4): 686–694. дои : 10.1016/j.jesp.2009.03.007 . ПМК   2717555 . ПМИД   20161218 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Дэвис, CG; Нолен-Хоксема, С; Ларсон, Дж. (август 1998 г.). «Осмысление потери и получение пользы от опыта: две интерпретации значения». Журнал личности и социальной психологии . 75 (2): 561–74. дои : 10.1037/0022-3514.75.2.561 . ПМИД   9731325 .
  7. ^ Беккер, Эрнест (1972). Рождение и смерть смысла: междисциплинарный взгляд на проблему человека . [Sl]: Свободная пресса Гленко. ISBN  978-0029021903 .
  8. ^ МакАдамс, Дэн П. (1996). Истории, которыми мы живем: личные мифы и создание себя (5, 6, печатное изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. ISBN  978-1572301887 .
  9. ^ Баумайстер, Рой Ф.; Уилсон, Бренда (1 октября 1996 г.). «Истории жизни и четыре потребности в смысле». Психологический опрос . 7 (4): 322–325. дои : 10.1207/s15327965pli0704_2 .
  10. ^ Чекиерда, Катажина; Баник, Анна; Парк, Кристал Л.; Лущинская, Александра (2 октября 2017 г.). «Смысл жизни и физическое здоровье: систематический обзор и метаанализ». Обзор психологии здоровья . 11 (4): 387–418. дои : 10.1080/17437199.2017.1327325 . ISSN   1743-7199 . ПМИД   28488471 . S2CID   205910187 .
  11. ^ Репке, Энн Мари; Джаявикреме, Эранда; Риффл, Оливия М. (1 декабря 2014 г.). «Смысл и здоровье: систематический обзор». Прикладные исследования качества жизни . 9 (4): 1055–1079. дои : 10.1007/s11482-013-9288-9 . ISSN   1871-2584 . S2CID   145210246 .
  12. ^ Вингер, Джозеф Г.; Адамс, Ребекка Н.; Мошер, Кэтрин Э. (январь 2016 г.). «Отношения смысла жизни и чувства связности с дистрессом у онкологических больных: метаанализ» . Психоонкология . 25 (1): 2–10. дои : 10.1002/пон.3798 . ISSN   1099-1611 . ПМЦ   4575247 . ПМИД   25787699 .
  13. ^ Джин, Ючан; Он, Минчэн; Ли, Цзюньи (15 декабря 2016 г.). «Взаимосвязь между смыслом жизни и субъективным благополучием в Китае: метаанализ» . Достижения психологической науки . 24 (12). Цзинь Юйчан, Х.Э. Минчэн, Ли Цзюньи: 1854. doi : 10.3724/SP.J.1042.2016.01854 . ISSN   1671-3710 . S2CID   151808979 .
  14. ^ Гордон, Мара (25 мая 2019 г.). «Какова ваша цель? Обретение смысла жизни связано со здоровьем» . NPR.org . Проверено 9 сентября 2021 г.
  15. ^ Коэн, Рэнди; Бавиши, Чираг; Розански, Алан (2016). «Цель жизни и ее связь со смертностью от всех причин и сердечно-сосудистыми событиями» . Психосоматическая медицина . 78 (2): 122–133. doi : 10.1097/psy.0000000000000274 . ПМИД   26630073 . S2CID   24337711 .
  16. ^ Пинквар, Мартин (01 марта 2002 г.). «Создание и поддержание цели в жизни в старости: метаанализ». Интернационал старения . 27 (2): 90–114. дои : 10.1007/s12126-002-1004-2 . ISSN   0163-5158 . S2CID   145011700 .
  17. ^ Бауэр, Дж. Э.; Кемени, Мэн; Тейлор, SE; Фэйи, JL (декабрь 1998 г.). «Когнитивная обработка, открытие смысла, снижение CD4 и смертность, связанная со СПИДом, среди скорбящих ВИЧ-серопозитивных мужчин». Журнал консалтинговой и клинической психологии . 66 (6): 979–86. дои : 10.1037/0022-006X.66.6.979 . ПМИД   9874911 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Гревал, Дейзи. «Счастливая жизнь не может быть значимой жизнью» . Научный американец . Проверено 19 февраля 2018 г.
  19. ^ «Пять путей к счастью» . Психологический центр . 17 мая 2016 г. Проверено 17 сентября 2018 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Кахане, Гай (10 июня 2022 г.). «Значение и важность». В Ландау, Иддо (ред.). Оксфордский справочник по смыслу жизни . стр. 93–C5.P74. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190063504.013.6 . ISBN  978-0-19-006350-4 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Нозик, Роберт (15 декабря 1990 г.). «16. Важность и вес». Рассматриваемая жизнь: Философские размышления . Саймон и Шустер. ISBN  978-0-671-72501-3 .
  22. ^ Гордон, Джеффри (1984). «Нагель или Камю об абсурде?» . Философия и феноменологические исследования . 45 (1): 15–28. дои : 10.2307/2107324 . JSTOR   2107324 .
  23. ^ Перейти обратно: а б Кахане, Гай (13 августа 2021 г.). «Важность, ценность и причинно-следственная связь» . Журнал моральной философии . 19 (6): 577–601. дои : 10.1163/17455243-20213581 . ISSN   1745-5243 . S2CID   238678531 .
  24. ^ Бенатар, Дэвид (5 мая 2017 г.). «3. Бессмысленность» . Затруднительное положение человека: откровенный путеводитель по самым важным вопросам жизни . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-063382-0 .
  25. ^ Хьюз, Ник (2017). «Имеем ли мы значение в космосе?» . Журнал Эон . 2017 .
  26. ^ Франкфурт, Гарри (1982). «Важность того, что нас волнует» . Синтезируйте . 53 (2): 257–272. дои : 10.1007/BF00484902 . ISSN   0039-7857 . JSTOR   20115802 . S2CID   46967621 .
  27. ^ Бенбаджи, Ицхак (2001). «Мораль, личное и важность того, что нас волнует» . Философия . 76 (297): 415–433. дои : 10.1017/S0031819101000365 . ISSN   0031-8191 . JSTOR   3751779 . S2CID   143737564 .
  28. ^ Тугендхат, Эрнст (4 октября 2016 г.). «2. «Хорошо» и «Важно» » . Эгоцентризм и мистицизм: антропологическое исследование . Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-54293-7 .
  29. ^ Нозик, Роберт (1981). «6. Философия и смысл жизни». Философские объяснения . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-66479-1 .
  30. ^ Вольф, Сьюзен (25 марта 2012 г.). Смысл жизни и почему это важно . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-15450-3 .
  31. ^ Нагель, Томас (2012). «2. Абсурд». Смертельные вопросы . Издательство Кембриджского университета. стр. 11–23. ISBN  978-1-107-60471-1 .
  32. ^ Кахане, Гай (октябрь 2021 г.). «Важность, слава и смерть» . Приложение Королевского института философии . 90 : 33–55. дои : 10.1017/S1358246121000229 . S2CID   244118783 .
  33. ^ «Психологический словарь АПА: экзистенциальный кризис» . словарь.apa.org .
  34. ^ Перейти обратно: а б Эндрюс, Мэри (апрель 2016 г.). «Экзистенциальный кризис». Бюллетень по поведенческому развитию . 21 (1): 104–109. дои : 10.1037/bdb0000014 .
  35. ^ Перейти обратно: а б Бутенайте, Джоана; Сондайте, Иоланта; Мокус, Антанас (2016). «Компоненты экзистенциальных кризисов: теоретический анализ» . Международный журнал психологии: биопсихосоциальный подход . 18 :9–27. дои : 10.7220/2345-024X.18.1 .
  36. ^ Перейти обратно: а б с д Ялом, Ирвин Д. (17 марта 2020 г.). «10. Бессмысленность». Экзистенциальная психотерапия . Основные книги. ISBN  978-1-5416-4744-2 .
  37. ^ Беллиотти, Раймонд Анджело (24 июня 2019 г.). "Предисловие". Человеческая жизнь абсурдна? Философское исследование конечности, ценности и значения . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-40879-1 .
  38. ^ Перейти обратно: а б с д и Хикс, Джошуа А.; Дэвис, Уильям Э. (27 мая 2013 г.). «13. Суждения о смысле жизни после экзистенциального кризиса» . Опыт смысла жизни: классические перспективы, новые темы и противоречия . Springer Science & Business Media. ISBN  978-94-007-6527-6 .
  39. ^ Пратт, Алан. «Нигилизм» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 25 января 2022 г.
  40. ^ Мец, Таддеус (2021). «Смысл жизни: 4. Нигилизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  41. ^ Кроуэлл, Стивен (2020). «Экзистенциализм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 14 января 2022 г.
  42. ^ Маккиннон, Аластер (1993). «Кьеркегор и «Прыжок веры» » . Кьеркегориана . 16 .
  43. ^ Ян, Уильям; Стапс, Тон; Хиджманс, Эллен (2010). «Экзистенциальный кризис и осознание умирания: роль смысла и духовности» . Омега . 61 (1): 53–69. дои : 10.2190/OM.61.1.c . ISSN   0030-2228 . ПМИД   20533648 . S2CID   22290227 .
  44. ^ Герреро-Торреллес, Мариона; Монфорте-Ройо, Кристина; Родригес-Прат, Андреа; Порта-Салес, Хосеп; Балагер, Альберт (13 февраля 2017 г.). «Понимание смысла жизненных вмешательств у пациентов с запущенным заболеванием: систематический обзор и реалистический синтез». Паллиативная медицина . 31 (9): 798–813. дои : 10.1177/0269216316685235 . ПМИД   28498025 . S2CID   37179695 .
  45. ^ Круизинга, Ренске; Хартог, Ирис Д.; Джейкобс, Марк; Даамс, Йост Г.; Шерер-Рат, Майкл; Шильдерман, Йоханнес БАМ; Спрангерс, Мирьям АГ; Ван Лаарховен, Ханнеке ВМ (01 марта 2016 г.). «Влияние духовных вмешательств, затрагивающих экзистенциальные темы с использованием повествовательного подхода, на качество жизни больных раком: систематический обзор и метаанализ». Психоонкология . 25 (3): 253–265. дои : 10.1002/пон.3910 . hdl : 2066/161639 . ISSN   1099-1611 . ПМИД   26257308 . S2CID   37995505 .
  46. ^ Вос, Джоэл (2016). «Работа со смыслом жизни в сфере психиатрической помощи: систематический обзор литературы, посвященной практикам и эффективности смыслоцентрированной терапии». Клинические взгляды на значение . Спрингер, Чам. стр. 59–87. дои : 10.1007/978-3-319-41397-6_4 . ISBN  9783319413952 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87c2265bb0bb849a61b5bc031bc94cd2__1718474160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/d2/87c2265bb0bb849a61b5bc031bc94cd2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Meaningful life - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)