Jump to content

Элио Ойтисика

(Перенаправлено с Хелио Ойтисики )
Элио Ойтисика
Элио Ойтисика (1966)
Рожденный ( 1937-07-26 ) 26 июля 1937 г.
Умер 22 марта 1980 г. ) ( 1980-03-22 ) ( 42 года
Другие имена Из паспорта
Образование Музей современного искусства, Рио-де-Жанейро
Род занятий Визуальный художник
Скульптор
Художник
Художник-перформанс
Теоретик
Кинорежиссер
Писатель
Годы активности 1954-1980
Работает Метасхемы
двусторонний
Пространственные рельефы
Изобретения
Болиды
Паранголес
Проницаемые предметы
Тропикалия
Эдем
Движение Нео-бетонное движение
Родственники Хосе Ойтисика (дедушка)
Болидес, Элио Ойтисика (1963–1969)
Выставка Hélio Oiticica – Museu é o Mundo (21 декабря 2010 г.) в Национальном музее Хонестино Гимарайнша в Бразилиа.
Болидес, Элио Ойтисика (1963–1969)
Брумадинью - Инхотим, Элио Ойтисика
Пространственный рельеф (красный) REL 036, Тейт Ливерпуль

Элио Ойтисика (англ. Португальский: [ˈεlju ɔjtʃiˈsikɐ] ; 26 июля 1937 — 22 марта 1980) — бразильский художник , скульптор, живописец, перформанс и теоретик, наиболее известный своим участием в неоконкретном движении , новаторским использованием цвета и тем, что он позже назвал «экологическое искусство», в которое вошли Параголесы и Пенетрабесы, такие как знаменитая Тропикалия . [ 1 ] Ойтисика также был режиссером и писателем. [ 2 ] [ 3 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Ойтисика родился в Рио-де-Жанейро , Бразилия, в семье Анжелы Сантос Ойтисики и отца Хосе Ойтисики Фильо. У Ойтисиа было два младших брата (архитектора) Сезар Ойтисика и Клаудио Ойтисика. [ 4 ]

Семья Ойтичики была образованной и участвовала в либеральной политике. Его отец преподавал математику, был инженером, энтомологом и лепидоптерологом , учёным, исследовавшим бабочек. Он также был заядлым фотографом, создавая экспериментальные фотографии, которые были новыми для Бразилии. Его дед был известным филологом , который изучал литературные тексты и письменные записи и издавал анархистскую газету под названием Ação Direta («Прямое действие»). [ 2 ] [ 4 ]

Ойтичика и его братьев обучали дома, пока их отец не получил стипендию Фонда Гуггенхайма . [ 5 ] В это время, с 1947 по 1949 год, семья жила в Вашингтоне, округ Колумбия, пока их отец работал в Национальном музее естественной истории . Ойтичика и его братья посещали начальную школу Томсона. Семья вернулась в Бразилию в 1950 году. [ 6 ] [ 7 ]

Ойтисика поступил в художественную школу в возрасте 16 лет. [ 2 ]

Начиная с 1954 года Ойтисика посещал курсы в Музее современного искусства в Рио-де-Жанейро , обучаясь у Ивана Серпы . В 1955 году он присоединился к Grupo Frente . [ 2 ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Ранние работы Ойтитики, созданные в середине 1950-х годов, находились под сильным влиянием европейских движений современного искусства, в первую очередь «Конкретного искусства» и «Де Стиджа» . Он был членом Grupo Frente , основанной Иваном Серпой, у которого он изучал живопись. В его ранних картинах использовалась палитра сильных, ярких первичных и вторичных цветов и геометрических форм под влиянием таких художников, как Пит Мондриан , Пауль Клее и Казимир Малевич . Живопись Ойтичики быстро уступила место гораздо более теплой и тонкой палитре оранжевого, желтого, красного и коричневого цветов, которую он, за некоторыми исключениями, сохранял до конца своей жизни.

В 1959 году он стал участником недолговечного, но влиятельного неоконкретного движения . Неоконкретное движение отвергло объективную природу конкретного искусства и стремилось использовать феноменологию для создания искусства, которое «выражает сложные человеческие реальности». Об этом говорилось в манифесте, написанном Амилкаром де Кастро , Феррейрой Гулларом , Францем Вейсманом , Лигией Кларк , Лигией Папе , Рейнальдо Жардимом , Теоном Спанудисом и опубликованном в Рио-де-Жанейро в марте 1959 года под названием Manifesto neoconcreto. [ 8 ] : 442–443 

Неоконкретизм сосредоточился на осознании зрителем их пространственных отношений с произведением искусства. Сами произведения искусства стали похожи не на статичные формы, а на живой организм; они были созданы для взаимодействия со зрителями. [ 9 ] : 100–105 

В период неоконкретизма Ойтикики он стремился «выйти из ограничений живописи, оставаясь при этом в диалоге с ней», используя цвет по-новому. В 1959 году он нарисовал монохромные картины под названием Invencoes (Изобретения). Эти небольшие квадратные деревянные доски (30 х 30 см) не были созданы для изображения света, скорее Ойтисика стремился воплотить его. Ойтисика поставил под сомнение традиционные представления об эстетике и художественных практиках, рассматривая в своих работах зрителя и идеи реального пространства. [ 10 ]

Группа распалась в 1961 году. Кларк и Ойтисика перешли к концептуальному искусству, посвященному идеям человеческого тела и культуры. Ойтитику особенно интересовало, что создает культуру.

Цвет стал ключевым предметом творчества Ойтитики, и он экспериментировал с картинами и подвесными деревянными скульптурами с тонкими (иногда едва заметными) различиями в цвете внутри или между секциями. Подвесные скульптуры постепенно увеличивались в размерах, и более поздние работы состояли из множества висячих секций, образующих общее произведение, как пространственное развитие его первых экспериментов с живописью.

Международное признание и последующая работа

[ редактировать ]

В 1960-х годах Ойтитика создала серию небольших интерактивных скульптур в форме коробок под названием Bólides (огненные шары), у которых были панели и двери, которые зрители могли перемещать и исследовать. На протяжении 1960-х и 1970-х годов он создавал инсталляции под названием Penetráveis ​​(«проницаемые предметы»), в которые зрители могли войти и с которыми можно было взаимодействовать. Самым влиятельным из них была Tropicália (1967), давшая название движению Tropicalismo . Он также создал работы под названием «Паранголе» , состоящие из слоев ткани, пластика и циновки, предназначенные для ношения как костюмы, но воспринимаемые как мобильные скульптуры. Первые опыты паранголеса были сделаны совместно с танцорами школы самбы Мангейра, где Ойтисика также был участником.

В 1965 году он участвовал в выставке «Звучание два» в Signals лондонской галерее вместе с Йозефом Альберсом , Бранкузи , Лигией Кларк и Марселем Дюшаном , среди других. В 1969 году он организовал индивидуальную выставку в Художественной галерее Уайтчепел в Лондоне, куратором которой выступил Гай Бретт . Ойтисика назвал выставку «Опытом Уайтчепела». [ 11 ]

В 1970 году участвовал в выставке «Информация» в Музее современного искусства в Нью-Йорке . В течение 1970-х годов Ойтисика все больше посвящал себя писательству и переписывался с интеллектуалами, художниками и писателями как в Бразилии, так и за рубежом, в том числе с Арольдо де Кампосом , Аугусто де Кампосом , Сильвиано Сантьяго и Вали Саломао .

Прожив в районе Ист-Виллидж в Нью-Йорке , Ойтисика имел проблемы с иммиграцией, что привело к его возвращению в Рио-де-Жанейро , где он умер. [ 2 ] [ 3 ]

Движение тропикализма

[ редактировать ]

Тропическое движение — творческое и художественное движение, зародившееся в Бразилии в конце 1960-х годов. Ойтитика сыграла огромную роль в определении движения. Движение делало упор на музыку и искусство, призванные прославлять бразильскую культуру и самобытность. [ 12 ] Это также был протест репрессивному военному правительству, которое жестко ограничивало свободу творческого самовыражения. Элио Ойтисика впервые использовал слово «Тропикала» в названии произведения искусства, выставленного в Рио-де-Жанейро в 1967 году. Ойтисика использовал это слово, чтобы создать иронию вокруг стереотипов о Бразилии как о тропическом рае. [ 13 ] Когда в 1968 году бразильский музыкант Каэтано Велозу использовал слово «Tropicala» в названии песни, сформировалось движение Tropicalismo. Выставка Ойтичики представляла собой всплывающую конструкцию, напоминающую фавелы или трущобы. [ 14 ] Их окружали пальмы, стулья, искусственные виноградные лозы и песок. Зрителям выставки было предложено ходить по ней и вокруг нее так свободно, как они захотят. Его цель – вдохновить свободу выражения мнений и противостоять политическому климату того времени. [ 15 ]

Жизнь в Нью-Йорке

[ редактировать ]

Ойтисика переехал в Нью-Йорк в 1970 году после того, как ему была присуждена двухлетняя стипендия Гуггенхайма в Рио. Стипендия была связана с его участием в выставке концептуального искусства «Информация» в Музее современного искусства. [ 16 ]

Когда Ойтисика впервые приехал в Нью-Йорк, он планировал создать в Центральном парке инсталляцию из своих проникновенных интерактивных картин и скульптур, впервые установленных в Бразилии. Он мечтал привезти на Манхэттен кусочек Бразилии. Проект в конечном итоге оказался неудачным, поскольку он не смог обеспечить должное финансирование. [ 17 ]

Несмотря на неудачи с проектом Центрального парка, Ойтисика публиковала произведения искусства другими способами. Он посещал уроки рисования в Нью-Йоркском университете и экспериментировал с пленочными фотографиями. [ 18 ] Одним из примеров его опубликованного фильма является серия фотографий, на которых он раздает красочные накидки (сделанные из перерабатываемых материалов), называемые паранголесами ничего не подозревающим пассажирам нью-йоркского метро . Пассажиры метро рассматривали паранголе , а Ойтисика фотографировал их примеряющими. В другой серии фильмов Ойтисика фотографирует молодого человека, стоящего в паранголе на крышах зданий Нью-Йорка. [ 19 ] В 1972 году юноша стал мастером бразильского джиу-джитсу Ромеро Кавальканти. [ 20 ]

Его самым захватывающим арт-проектом в Нью-Йорке была квартира на восточной стороне. Ойтичика, который был геем, чувствовал в городе чувство сексуальной свободы и раскрепощения. Он устраивал вечеринки, часто с рок-музыкой и наркотиками, и приглашал мужчин сфотографироваться в интимной обстановке. [ 21 ]  

Ойтичика сильно просрочил свою двухлетнюю стипендию, оставаясь в Нью-Йорке почти восемь лет. В то время он столкнулся с трудностями в поиске связей в мире искусства для продвижения своей работы или ресурсов для жизни в городе. [ 22 ] Также предполагалось, что он слегка заболел дома. Столкнувшись с неравенством, Ойтисика обратился к торговле наркотиками, когда не смог найти постоянную работу. [ 23 ]

Вернитесь в Бразилию

[ редактировать ]

В 1978 году Ойтисика вернулся в Рио-де-Жанейро, где сотрудники иммиграционной службы отругали его за просрочку действия визы. По словам его адвоката, Ойтичику также допрашивали по поводу его гомосексуализма. [ 24 ]

17 октября 2009 года пожар уничтожил неопределенное количество работ Ойтичики. Коллекция хранилась в резиденции его брата Сезара Ойтисики в районе Жардим Ботанико, Рио-де-Жанейро . Помимо картин и знаменитых «Паранголе», в архив материала художника входили рисунки, заметки, документальные фильмы и книги, хранившиеся в коллекции. [ 25 ] [ 26 ] На то, чтобы взять под контроль пожар, потребовалось три часа. Ключевые работы, такие как «Болидес» и «Паранголес», в том числе некоторые, показанные на ретроспективе Тейт в 2007 году, были повреждены. Причина пожара неизвестна. Здание было оборудовано пожарной сигнализацией и другими системами безопасности. [ 27 ] Джандира Фегхали, министр культуры Рио-де-Жанейро , призвала к расследованию причин пожара и возможности восстановления каких-либо произведений. [ 28 ] Работы хранились в доме Сезара Ойтисики после спора по поводу денег и достаточности складских помещений в Муниципальном центре искусств Элио Ойтисики. [ 29 ] Работы не были застрахованы. Проект реставрации находится в разработке совместно с министерством культуры Бразилии. [ 30 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Ойтисика умер 22 марта 1980 года от инсульта в результате гипертонии .

Ойтисика был открытым геем. [ 2 ] [ 3 ]

Выставки

[ редактировать ]

Групповые выставки

[ редактировать ]
  • 1960: «Бетонное искусство». 50 лет развития, Хельмхаус (Цюрих) [передвижная выставка]
  • 1967: «Новая бразильская объективность». Музей современного искусства Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро)
  • 1977: «Бразильский конструктивный проект в искусстве 1950–1962». Музей современного искусства Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро); Пинакотека штата Сан-Паулу (Сан-Паулу)
  • 1984: «Традиции и разрыв. Синтез бразильского искусства и культуры». Фонд биеннале Сан-Паулу (Сан-Паулу)
  • 1987: «Модернидаде. Бразильское искусство ХХ века». Музей современного искусства города Парижа (Париж)
  • 1988–90: «Латиноамериканский дух. Искусство и художники в Соединенных Штатах, 1920–1970». Музей искусств Бронкса (Нью-Йорк) [передвижная выставка]
  • 1989–90: «Искусство в Латинской Америке. Современная эпоха, 1820–1980». Галерея Хейворд (Лондон); Национальный музей / Moderna Museet (Стокгольм); Дворец Веласкеса (Мадрид)
  • 1992: «Образ мира Бразилии». Кунстхаус Цюрих (Цюрих)
  • 1992–93: «Латиноамериканские артисты XX века». Эстасьон Пласа де Армас (Севилья); Национальный музей современного искусства, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж); Йозеф-Хаубрих-Кунстхалле (Кёльн); Музей современного искусства (Нью-Йорк)
  • 1994: Bienal Brasil Século XX (Сан-Паулу) [передвижная выставка]
  • 1994: XXII Международная биеннале искусства в Сан-Паулу (специальный зал) (Сан-Паулу)
  • 1998: XXIV Международная биеннале искусства в Сан-Паулу (Сан-Паулу)
  • 1998: «Элио Ойтисика и американская сцена». Центр искусств Элио Ойтисики (Рио-де-Жанейро)
  • 1999: «Экспериментальное осуществление свободы. Лигия Кларк, Гего, Матиас Гериц, Элио Ойтисика и Мира Шендель». Музей современного искусства (Лос-Анджелес) [ 32 ]
  • 2000: «Гетеротопии. Полвека без места. 1918–1968». Музей Национального центра искусств королевы Софии (Мадрид)
  • 2001: «Геометрическая абстракция. Латиноамериканское искусство из коллекции Патрисии Фелпс де Сиснерос». Художественный музей Фогга (Кембридж, Массачусетс)
  • 2001–2: «Бразилия: Тело и душа». Музей Соломона Р. Гуггенхайма (Нью-Йорк); Музей Гуггенхайма (Бильбао)
  • 2002: «За пределами предубеждений. Эксперименты 60-х». Музей современного искусства (Сан-Паулу)
  • 2002: «PoT, 2-я Ливерпульская биеннале». Коммерческая единица 6 (Ливерпуль)
  • 2003: «Квазикорпус. Бетонное и необетонное искусство из Бразилии». Международный музей современного искусства Руфино Тамайо (Мехико); Музей современного искусства (Монтеррей)
  • 2003: «Геометрии. Латиноамериканская геометрическая абстракция в коллекции Сиснероса». Музей латиноамериканского искусства Буэнос-Айреса, Фонд Константини (Буэнос-Айрес)
  • 2004: «За пределами геометрии: эксперименты с формой, 1940–70-е годы». Музей искусств округа Лос-Анджелес (Лос-Анджелес)
  • 2004: «Перевернутые утопии. Авангардное искусство в Латинской Америке». Музей изящных искусств (Хьюстон, Техас)
  • 2005: «Цвет после Кляйна: переосмысление цвета в современном искусстве». Художественная галерея Барбакан (Лондон)
  • 2005: «Открытые системы. Переосмысление искусства около 1970 года». Тейт Модерн (Лондон)
  • 2005: «Игривость в искусстве». Институт культуры Итау (Сан-Паулу)
  • 2005–7: «Тропикалия. Революция в бразильской культуре (1967–1972)». Музей современного искусства (Чикаго); Художественная галерея Барбакан, Лондон; Культурный центр Белем (Лиссабон); Музей искусств Бронкса» (Бронкс, Нью-Йорк).
  • 2006: «Пересечение взглядов. Видения Латинской Америки». Коллекция Патрисии Фелпс де Сиснерос, Музей Дворца изящных искусств, Мехико.
  • 2006: Воздушная биеннале, Музей современного искусства Софии Имбер (Каракас)
  • 2006: XXVII Международная биеннале искусства в Сан-Паулу (Сан-Паулу)
  • 2006: «Места латиноамериканской абстракции». Фонд искусств Сиснерос Фонтаналс (Майами, Флорида) [передвижная выставка]
  • 2007: «Бразильский конструктивистский дизайн». Музей современного искусства Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро)
  • 2007: «Новые перспективы в латиноамериканском искусстве». Музей современного искусства (Нью-Йорк)
  • 2007: «Геометрия надежды. Латиноамериканское абстрактное искусство из коллекции Патрисии Фелпс де Сиснерос». Художественный музей Блэнтона, Техасский университет в Остине (Остин, Техас); Художественная галерея Грея, Нью-Йоркский университет (Нью-Йорк)
  • 2008: «Лицом к лицу. Коллекции Дароса». Коллекция Daros Latinamerica (Цюрих)
  • 2008: «Время и место. Рио-де-Жанейро 1956–1964». Музей Модерна (Стокгольм)
  • 2008: Сиднейская биеннале (Сидней)
  • 2008–9: «Neo Tropicália. Когда жизнь обретает форму: современное бразильское искусство, с 1960-х по настоящее время». Музей современного искусства (Токио); Городской музей современного искусства (Хиросима)
  • 2010: «Тропикалия. 60-е годы в Бразилии». Кунстхалле Вена (Вена, Австрия) [ 33 ]
    • работы Ойтисики Плащ Parangolé P4 Cape 1 , 1968 год, украшает афишу выставки, на которой изображен очень молодой Каэтано Велозу.
  • 2010: IXXX Международная биеннале искусства в Сан-Паулу (Сан-Паулу)
  • 2010: «Жажда формы – O Desejo da Forma. Неоконкретизм и современное искусство Бразилии». Академия художеств (Берлин)
  • 2010: «Вибрасьон. Современное искусство Латинской Америки. Коллекция Эллы Фонтанальс-Сиснерос». Федеральная художественная галерея (Бонн)
  • 2017–2018: «Создание художественного бетона: работы из Аргентины и Бразилии в коллекции Патрисии Фелпс де Сиснерос». Центр Гетти (Лос-Анджелес, Калифорния) (29 августа 2017 г. – 11 февраля 2018 г.) [ 34 ]

Персональные выставки

[ редактировать ]
  • 1966: «Элио Ойтисика». Галерея G4 (Рио-де-Жанейро)
  • 1969: «Элио Ойтисика». Галерея Уайтчепел (Лондон) [ 11 ]
  • 1989: «Фронтовая группа и метасхемы». Галерея Сан-Паулу (Сан-Паулу)
  • 1989: «Мир приюта». 110 Современное искусство (Рио-де-Жанейро) [каталог]
  • 1992–97: «Элио Ойтисика». Центр современного искусства Витте де Вит (Роттердам); Национальная галерея дю Же де Пом (Париж); Фонд Антони Тапиеса (Барселона); Центр современного искусства Фонда Галуста Гюльбенкяна (Лиссабон); Центр искусств Уокера (Миннеаполис, Миннесота); Центр искусств Элио Ойтисики (Рио-де-Жанейро) [ 35 ] [ 36 ]
  • 1994: «Элио Ойтисика, Лигия Кларк». Музей современного искусства Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро; Музей современного искусства Баии (Сальвадор-да-Баия [каталог])
  • 1996: «Групповой фронт 1955–1956. Метасхемы 1957–1958». Современное искусство Джоэла Эдельштейна (Рио-де-Жанейро) [каталог]
  • 1999: «Л. Кларк, Х. Ойтисика, Л. Пейп». Федеральный культурный комплекс Caixa Econômica (Бразилиа) [каталог]
  • 2000: «Пространство постоянных объектов». Музей Вейр (Рио-де-Жанейро) [каталог]
  • 2001–2: «Элио Ойтисика. Квазикинотеатры». Центр искусств Векснера (Колумбус, Огайо); Kölnischer Kunstverein (Кёльн); Галерея Уайтчепел (Лондон); Новый музей современного искусства (Нью-Йорк) [каталог]
  • 2002: «Лиам Гиллик: Деревянный путь. Хелио Ойтисика: Квазикино». Галерея Уайтчепел (Лондон) [каталог]
  • 2002: «Элио Ойтисика. Работа и стратегия». Музей современного искусства Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро) [каталог]
  • 2003: «Элио Ойтисика. Цвет, образ, поэтика». Центр искусств Элио Ойтисики (Рио-де-Жанейро) [каталог]
  • 2005: «Cosmococa. Программа в стадии реализации. Элио Ойтисика, Невилл Д'Алмейда, Музей латиноамериканского искусства Буэнос-Айреса». Фонд Костантини (Буэнос-Айрес); Центр современного искусства Инхотим (Брумадинью) [каталог]
  • 2006: «Проницаемый». Galeria Nara Roesler (Сан-Паулу) [брошюра]
  • 2006–7: «Элио Ойтисика: Цветное тело». Музей изящных искусств, Хьюстон (Хьюстон, Техас); Тейт Модерн (Лондон) [каталог] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
  • 2010: «За пределами участия. Элио Ойтисика и Невилл Д'Алмейда в Нью-Йорке». Художественная галерея Берты и Карла Лейбсдорф, Хантер-колледж (Нью-Йорк) [каталог]
  • 2017: «Элио Ойтисика: организовать бред». Институт искусств Чикаго (Чикаго); Художественный музей Карнеги (Питтсбург), куратор Линн Зелевански ; и Музей американского искусства Уитни (Нью-Йорк) [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
  • 2018: «Гелио Ойтитика: пространственный рельеф и рисунки - 1955-59». Galerie LeLong & Co., Нью-Йорк [ 46 ]
  • 2022–2023: «Элио Ойтисика: Проницаемая Макалея». Художественный музей Переса в Майами , куратор Дженнифер Инасио. [ 47 ]

Избранные работы

[ редактировать ]

Работы и публикации

[ редактировать ]
  • Ойтисика, Элио; Бретт, Гай (1969). Хелио Ойтисика (каталог выставки). Лондон: Галерея Уайтчепел. ISBN  978-0-854-88001-0 . OCLC   25209 . - каталог выставки, проходившей 25 февраля-6 апреля 1969 г. в галерее Уайтчепел.
  • Амарал, Араси А.; Ойтитика, Элио (февраль 1973 г.). «Элио Ойтисика». Коллоквиум (на португальском языке). С. 2, а. 15 (11): 55–60. ОСЛК   959182049 .
  • Гуллар, Феррейра; ПЕДРОСА, Марио; Ойтитика, Элио (1973). Бразильское искусство сегодня [ситуация и перспективы] (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: Мир и земля. OCLC   610681196 .
  • Ойтитика, Элио (1974). Блок, опыт космококи: программа в стадии реализации: CC5, «Война Хендрикса», с Невиллом Д'Алмейдой, Нью-Йорк, 1973 (каталог выставки) (на португальском и английском языках). Сан-Паулу: Художественная галерея Сан-Паулу. OCLC   42269185 . - Брошюра состоит из монологов потока сознания, которые сопровождали две выставки слайд-шоу, в которых обсуждаются работы Невилла Д'Алмейды и Джими Хендрикса.
  • ВЕРГАРА, Карлос; Ойтитика, Элио (1978). Карлос Вергара (каталог выставки) (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: издание FUNARTE. OCLC   948424930 .
  • Ойтисика, Элио; Фигейредо, Лучано; ПАПЕ, Лигия; Соломон, Вали (1986). Я стремлюсь в великий лабиринт (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: Рокко. OCLC   16447855 .
  • Ойтисика, Элио; Бретт, Гай; Фигейредо, Лучано; Валентин, Андреас (1992). Hélio Oiticica (каталог выставки) (на английском и голландском языках). Перевод Берга, Стивена. Фотография Бардена, Дездемона. Барселона: Fundació Antoni Tàpies. ISBN  978-8-460-41862-7 . OCLC   959094859 . – Опубликовано в связи с выставкой, проходившей с 22 февраля по апрель. 26, 1992, Роттердам, 8 июня — август. 23, 1992, Париж, 1 октября-декабрь. 6, 1992, Барселона, 20 января — март. 20 октября 1993 г. в Лиссабоне и 31 октября 1993 г. — февр. 20 октября 1994 года в Миннеаполисе.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дэвис, Бен (11 июля 2017 г.). «Как понять путь Элио Ойтисики от художественного провидца до торговца колой и обратно | Новости artnet» . Новости артнета .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Коттер, Голландия (13 июля 2017 г.). «Прохладная жара: преступник в искусстве, который все еще кипит» . Нью-Йорк Таймс .
  3. ^ Jump up to: а б с Шьельдаль, Питер (31 июля 2017 г.). «Открытие блеска Элио Ойтисики» . Житель Нью-Йорка .
  4. ^ Jump up to: а б Фигейредо, Ариана. «Элио Ойтисика: 1930-е годы» . Проект Хелио Ойтисика . Архивировано из оригинала 15 сентября 2018 г. Проверено 3 сентября 2017 г.
  5. ^ «Хосе Ойтисика Фильо, научный сотрудник Гуггенхайма в области биологии и экологии, 1947, 1949 - Организмическая биология и экология: Латинская Америка и Карибский бассейн» . Фонд Джона Саймона Гуггенхайма . 1947 год.
  6. ^ Фигейредо, Ариана. «Элио Ойтисика: 1940-е» . Проект Хелио Ойтисика . Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 г. Проверено 3 сентября 2017 г.
  7. ^ Фигейредо, Ариана. «Элио Ойтисика: 1950-е» . Проект Хелио Ойтисика . Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 г. Проверено 3 сентября 2017 г.
  8. ^ Суарес, Осбель; Гарсиа, Мария Амалия (2011). Витчи, Эрика; Фонд Хуана Марча (ред.). Холодная Америка: геометрическая абстракция в Латинской Америке (1934–1973) (каталог выставки). Перевод Агнью, Майкла. Мадрид: Фонд Хуана Марча. ISBN  978-84-7075-588-0 . OCLC   707460289 .   Викиданные ()
  9. ^ Бретт, Гай (1993). «Лигия Кларк и Элио Ойтисика». В Расмуссене, Уолдо; Берхт, Фатима; Феррер, Элизабет (ред.). Латиноамериканские художники ХХ века (каталог выставки). Нью-Йорк: Музей современного искусства. ISBN  978-0-870-70424-6 . OCLC   735320789 .
  10. ^ Амор, Моника (январь 2010 г.). «От работы к рамке, между и за ее пределами: Лигия Кларк и Элио Ойтисика, 1959–1964». Серая комната . 38 : 20–37. дои : 10.1162/grey.2010.1.38.20 . S2CID   57560607 .  Значок закрытого доступа
  11. ^ Jump up to: а б Ойтитика, Элио (1969). Хелио Ойтисика (каталог выставки). Лондон: Галерея Уайтчепел. ISBN  978-0-854-88001-0 . OCLC   25209 .
  12. ^ Тейт. «История Элио Ойтисики и движения Тропикалия» . Тейт . Проверено 22 сентября 2022 г.
  13. ^ Тейт. «История Элио Ойтисики и движения Тропикалия» . Тейт . Проверено 22 сентября 2022 г.
  14. ^ Тейт. «История Элио Ойтисики и движения Тропикалия» . Тейт . Проверено 22 сентября 2022 г.
  15. ^ Тейт. «История Элио Ойтисики и движения Тропикалия» . Тейт . Проверено 22 сентября 2022 г.
  16. ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
  17. ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
  18. ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
  19. ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
  20. статья Оливера Башиано «Крестоносец в обкуренном плаще: как Элио Ойтисика освободил мир искусства с помощью наркотиков, гнезд и гамаков», в The Guardian , 19 сентября 2023 г.
  21. ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
  22. ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
  23. ^ Дэвис, Бен (11 июля 2017 г.). «Как понять путь Элио Ойтисики от арт-визионера до торговца кока-колой и обратно» . Новости Артнета . Проверено 21 сентября 2022 г.
  24. ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
  25. ^ «Новости: Огонь уничтожил коллекцию художника Элио Ойтисики» . Grupo Globo (на бразильском португальском языке). 17 октября 2009 г.
  26. ^ Валота, Рикардо (17 октября 2009 г.). «Пожар уничтожает работы Элио Ойтисики в Рио-де-Жанейро – Жераль – Эстадан» . Эстадан (на бразильском португальском языке).
  27. ^ ЛИМА, Флавия (17 октября 2009 г.). «Огонь уничтожает работы художника Элио Ойтисики» . О Глобо (на бразильском португальском языке).
  28. ^ «Пожар, уничтоживший произведения Ойтитики, провоцирует дискуссию о консервации и хранении коллекций» . Зеро Хора (на бразильском португальском языке). 19 октября 2009 г.
  29. ^ «Работы Элио Ойтисики, уничтоженные пожаром, стали причиной тупиковой ситуации между семьей и…» O Globo (на бразильском португальском языке). 17 октября 2009 г.
  30. ^ Фрадкин, Эдвард (17 октября 2009 г.). «Часть работ Элио Ойтисики, уничтоженных пожаром, можно восстановить» . О Глобо (на бразильском португальском языке).
  31. ^ «Элио Ойтисика, 1970 – Изобразительное искусство: Латинская Америка и Карибский бассейн; живопись, скульптура и инсталляция» . Фонд Джона Саймона Гуггенхайма . 1970.
  32. ^ Карвахаль, Рина; Руис, Альма; Карвая, Рина; Рольник, Суэли; Санчес, Освальдо; ДЭВИД, Кэтрин; Зальцштейн, Соня (1999). МАРТИН, Сьюзен; Руис, Альма (ред.). Экспериментальное осуществление свободы: Лигия Кларк, Гего, Матиас Гериц, Элио Ойтисика, Мира Шендель (каталог выставки). Лос-Анджелес: Музей современного искусства. ISBN  978-0-914-35764-3 . OCLC   606278433 .
  33. ^ «Тропикалия. 60-е годы в Бразилии (28 января 2010 г. - 5 февраля 2010 г.)» . Кунстхалле Вена (на немецком языке). 28 января 2010 г.
  34. ^ Готшаллер, Пиа; Ле Блан, Алека (2017). Готшаллер, Пиа; Ле Блан, Алека; Гилберт, Занна; Ученик, Том; Перчук, Андрей (ред.). Создание художественного бетона: работы из Аргентины и Бразилии в коллекции Патриции Фелпс де Сиснерос (каталог выставки) . Лос-Анджелес: Институт охраны природы Гетти и Исследовательский институт Гетти / Публикации Getty. ISBN  978-1-606-06529-7 . OCLC   982373712 .   Викиданные ()
  35. ^ «Элио Ойтисика (10.02.1992 — 12.08.1992)» . Фонд Антони Тапиеса . 1992 год
  36. ^ Ойтисика, Элио; Бретт, Гай; Фигейредо, Лучано; Валентин, Андреас (1992). Hélio Oiticica (каталог выставки) (на английском и голландском языках). Перевод Берга, Стивена. Фотография Бардена, Дездемона. Барселона: Fundació Antoni Tàpies. ISBN  978-8-460-41862-7 . OCLC   959094859 .
  37. ^ «Элио Ойтисика: Тело цвета – выставка в галерее Тейт Модерн» . Тейт Модерн . 6 июня 2007 г.
  38. ^ Смит, Роберта (17 марта 2007 г.). «Элио Ойтисика: Тело цвета - Искусство - Обзор» . Нью-Йорк Таймс .
  39. ^ «Цветное тело — буквальный журнал» (PDF) . Буквальный журнал . 8 апреля 2012 г.
  40. ^ Сирл, Адриан (7 июня 2007 г.). «И все было желтое» . Хранитель .
  41. ^ Пайфер, Дженель (26 сентября 2016 г.). «Организация бреда: внутри мира Элио Ойтисики» . Музей искусств Карнеги .
  42. ^ Хейман, Стивен (29 октября 2016 г.). «Бразильский гений, пионер искусства инсталляции, наконец-то получил должное» . Мода .
  43. ^ «Элио Ойтисика: организовать бред (18 февраля – 7 мая 2017 г.)» . Институт искусств Чикаго . 18 февраля 2017 г.
  44. ^ Ваксман, Лори (26 апреля 2017 г.). «Шоу Хелио Ойтитики — это сенсорная перегрузка во всех лучших смыслах» . Чикаго Трибьюн .
  45. ^ «Элио Ойтисика: организовать бред» . Музей американского искусства Уитни . 14 июля 2017 г.
  46. ^ «Элио Ойтисика — Пространственный рельеф и рисунки, 1955–59 — Выставки — Galerie Lelong & Co» . www.galerielelong.com . Проверено 27 сентября 2023 г.
  47. ^ «Элио Ойтисика: Проницаемая Макалея • Художественный музей Переса в Майами» . Художественный музей Переса в Майами . Проверено 14 февраля 2023 г.
  48. ^ «Художественный музей Переса в Майами объявляет о новых приобретениях тринадцати художников для постоянной коллекции • Художественный музей Переса в Майами» . Художественный музей Переса в Майами . Проверено 14 февраля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e0a77928ef07cddd1023a632af28591__1723181760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/91/8e0a77928ef07cddd1023a632af28591.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hélio Oiticica - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)