Элио Ойтисика
Элио Ойтисика | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 22 марта 1980 г. | ( 42 года
Другие имена | Из паспорта |
Образование | Музей современного искусства, Рио-де-Жанейро |
Род занятий | Визуальный художник Скульптор Художник Художник-перформанс Теоретик Кинорежиссер Писатель |
Годы активности | 1954-1980 |
Работает | Метасхемы двусторонний Пространственные рельефы Изобретения Болиды Паранголес Проницаемые предметы Тропикалия Эдем |
Движение | Нео-бетонное движение |
Родственники | Хосе Ойтисика (дедушка) |
Элио Ойтисика (англ. Португальский: [ˈεlju ɔjtʃiˈsikɐ] ; 26 июля 1937 — 22 марта 1980) — бразильский художник , скульптор, живописец, перформанс и теоретик, наиболее известный своим участием в неоконкретном движении , новаторским использованием цвета и тем, что он позже назвал «экологическое искусство», в которое вошли Параголесы и Пенетрабесы, такие как знаменитая Тропикалия . [ 1 ] Ойтисика также был режиссером и писателем. [ 2 ] [ 3 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Ойтисика родился в Рио-де-Жанейро , Бразилия, в семье Анжелы Сантос Ойтисики и отца Хосе Ойтисики Фильо. У Ойтисиа было два младших брата (архитектора) Сезар Ойтисика и Клаудио Ойтисика. [ 4 ]
Семья Ойтичики была образованной и участвовала в либеральной политике. Его отец преподавал математику, был инженером, энтомологом и лепидоптерологом , учёным, исследовавшим бабочек. Он также был заядлым фотографом, создавая экспериментальные фотографии, которые были новыми для Бразилии. Его дед был известным филологом , который изучал литературные тексты и письменные записи и издавал анархистскую газету под названием Ação Direta («Прямое действие»). [ 2 ] [ 4 ]
Ойтичика и его братьев обучали дома, пока их отец не получил стипендию Фонда Гуггенхайма . [ 5 ] В это время, с 1947 по 1949 год, семья жила в Вашингтоне, округ Колумбия, пока их отец работал в Национальном музее естественной истории . Ойтичика и его братья посещали начальную школу Томсона. Семья вернулась в Бразилию в 1950 году. [ 6 ] [ 7 ]
Ойтисика поступил в художественную школу в возрасте 16 лет. [ 2 ]
Начиная с 1954 года Ойтисика посещал курсы в Музее современного искусства в Рио-де-Жанейро , обучаясь у Ивана Серпы . В 1955 году он присоединился к Grupo Frente . [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Ранние работы Ойтитики, созданные в середине 1950-х годов, находились под сильным влиянием европейских движений современного искусства, в первую очередь «Конкретного искусства» и «Де Стиджа» . Он был членом Grupo Frente , основанной Иваном Серпой, у которого он изучал живопись. В его ранних картинах использовалась палитра сильных, ярких первичных и вторичных цветов и геометрических форм под влиянием таких художников, как Пит Мондриан , Пауль Клее и Казимир Малевич . Живопись Ойтичики быстро уступила место гораздо более теплой и тонкой палитре оранжевого, желтого, красного и коричневого цветов, которую он, за некоторыми исключениями, сохранял до конца своей жизни.
В 1959 году он стал участником недолговечного, но влиятельного неоконкретного движения . Неоконкретное движение отвергло объективную природу конкретного искусства и стремилось использовать феноменологию для создания искусства, которое «выражает сложные человеческие реальности». Об этом говорилось в манифесте, написанном Амилкаром де Кастро , Феррейрой Гулларом , Францем Вейсманом , Лигией Кларк , Лигией Папе , Рейнальдо Жардимом , Теоном Спанудисом и опубликованном в Рио-де-Жанейро в марте 1959 года под названием Manifesto neoconcreto. [ 8 ] : 442–443
Неоконкретизм сосредоточился на осознании зрителем их пространственных отношений с произведением искусства. Сами произведения искусства стали похожи не на статичные формы, а на живой организм; они были созданы для взаимодействия со зрителями. [ 9 ] : 100–105
В период неоконкретизма Ойтикики он стремился «выйти из ограничений живописи, оставаясь при этом в диалоге с ней», используя цвет по-новому. В 1959 году он нарисовал монохромные картины под названием Invencoes (Изобретения). Эти небольшие квадратные деревянные доски (30 х 30 см) не были созданы для изображения света, скорее Ойтисика стремился воплотить его. Ойтисика поставил под сомнение традиционные представления об эстетике и художественных практиках, рассматривая в своих работах зрителя и идеи реального пространства. [ 10 ]
Группа распалась в 1961 году. Кларк и Ойтисика перешли к концептуальному искусству, посвященному идеям человеческого тела и культуры. Ойтитику особенно интересовало, что создает культуру.
Цвет стал ключевым предметом творчества Ойтитики, и он экспериментировал с картинами и подвесными деревянными скульптурами с тонкими (иногда едва заметными) различиями в цвете внутри или между секциями. Подвесные скульптуры постепенно увеличивались в размерах, и более поздние работы состояли из множества висячих секций, образующих общее произведение, как пространственное развитие его первых экспериментов с живописью.
Международное признание и последующая работа
[ редактировать ]В 1960-х годах Ойтитика создала серию небольших интерактивных скульптур в форме коробок под названием Bólides (огненные шары), у которых были панели и двери, которые зрители могли перемещать и исследовать. На протяжении 1960-х и 1970-х годов он создавал инсталляции под названием Penetráveis («проницаемые предметы»), в которые зрители могли войти и с которыми можно было взаимодействовать. Самым влиятельным из них была Tropicália (1967), давшая название движению Tropicalismo . Он также создал работы под названием «Паранголе» , состоящие из слоев ткани, пластика и циновки, предназначенные для ношения как костюмы, но воспринимаемые как мобильные скульптуры. Первые опыты паранголеса были сделаны совместно с танцорами школы самбы Мангейра, где Ойтисика также был участником.
В 1965 году он участвовал в выставке «Звучание два» в Signals лондонской галерее вместе с Йозефом Альберсом , Бранкузи , Лигией Кларк и Марселем Дюшаном , среди других. В 1969 году он организовал индивидуальную выставку в Художественной галерее Уайтчепел в Лондоне, куратором которой выступил Гай Бретт . Ойтисика назвал выставку «Опытом Уайтчепела». [ 11 ]
В 1970 году участвовал в выставке «Информация» в Музее современного искусства в Нью-Йорке . В течение 1970-х годов Ойтисика все больше посвящал себя писательству и переписывался с интеллектуалами, художниками и писателями как в Бразилии, так и за рубежом, в том числе с Арольдо де Кампосом , Аугусто де Кампосом , Сильвиано Сантьяго и Вали Саломао .
Прожив в районе Ист-Виллидж в Нью-Йорке , Ойтисика имел проблемы с иммиграцией, что привело к его возвращению в Рио-де-Жанейро , где он умер. [ 2 ] [ 3 ]
Движение тропикализма
[ редактировать ]Тропическое движение — творческое и художественное движение, зародившееся в Бразилии в конце 1960-х годов. Ойтитика сыграла огромную роль в определении движения. Движение делало упор на музыку и искусство, призванные прославлять бразильскую культуру и самобытность. [ 12 ] Это также был протест репрессивному военному правительству, которое жестко ограничивало свободу творческого самовыражения. Элио Ойтисика впервые использовал слово «Тропикала» в названии произведения искусства, выставленного в Рио-де-Жанейро в 1967 году. Ойтисика использовал это слово, чтобы создать иронию вокруг стереотипов о Бразилии как о тропическом рае. [ 13 ] Когда в 1968 году бразильский музыкант Каэтано Велозу использовал слово «Tropicala» в названии песни, сформировалось движение Tropicalismo. Выставка Ойтичики представляла собой всплывающую конструкцию, напоминающую фавелы или трущобы. [ 14 ] Их окружали пальмы, стулья, искусственные виноградные лозы и песок. Зрителям выставки было предложено ходить по ней и вокруг нее так свободно, как они захотят. Его цель – вдохновить свободу выражения мнений и противостоять политическому климату того времени. [ 15 ]
Жизнь в Нью-Йорке
[ редактировать ]Ойтисика переехал в Нью-Йорк в 1970 году после того, как ему была присуждена двухлетняя стипендия Гуггенхайма в Рио. Стипендия была связана с его участием в выставке концептуального искусства «Информация» в Музее современного искусства. [ 16 ]
Когда Ойтисика впервые приехал в Нью-Йорк, он планировал создать в Центральном парке инсталляцию из своих проникновенных интерактивных картин и скульптур, впервые установленных в Бразилии. Он мечтал привезти на Манхэттен кусочек Бразилии. Проект в конечном итоге оказался неудачным, поскольку он не смог обеспечить должное финансирование. [ 17 ]
Несмотря на неудачи с проектом Центрального парка, Ойтисика публиковала произведения искусства другими способами. Он посещал уроки рисования в Нью-Йоркском университете и экспериментировал с пленочными фотографиями. [ 18 ] Одним из примеров его опубликованного фильма является серия фотографий, на которых он раздает красочные накидки (сделанные из перерабатываемых материалов), называемые паранголесами ничего не подозревающим пассажирам нью-йоркского метро . Пассажиры метро рассматривали паранголе , а Ойтисика фотографировал их примеряющими. В другой серии фильмов Ойтисика фотографирует молодого человека, стоящего в паранголе на крышах зданий Нью-Йорка. [ 19 ] В 1972 году юноша стал мастером бразильского джиу-джитсу Ромеро Кавальканти. [ 20 ]
Его самым захватывающим арт-проектом в Нью-Йорке была квартира на восточной стороне. Ойтичика, который был геем, чувствовал в городе чувство сексуальной свободы и раскрепощения. Он устраивал вечеринки, часто с рок-музыкой и наркотиками, и приглашал мужчин сфотографироваться в интимной обстановке. [ 21 ]
Ойтичика сильно просрочил свою двухлетнюю стипендию, оставаясь в Нью-Йорке почти восемь лет. В то время он столкнулся с трудностями в поиске связей в мире искусства для продвижения своей работы или ресурсов для жизни в городе. [ 22 ] Также предполагалось, что он слегка заболел дома. Столкнувшись с неравенством, Ойтисика обратился к торговле наркотиками, когда не смог найти постоянную работу. [ 23 ]
Вернитесь в Бразилию
[ редактировать ]В 1978 году Ойтисика вернулся в Рио-де-Жанейро, где сотрудники иммиграционной службы отругали его за просрочку действия визы. По словам его адвоката, Ойтичику также допрашивали по поводу его гомосексуализма. [ 24 ]
Огонь
[ редактировать ]17 октября 2009 года пожар уничтожил неопределенное количество работ Ойтичики. Коллекция хранилась в резиденции его брата Сезара Ойтисики в районе Жардим Ботанико, Рио-де-Жанейро . Помимо картин и знаменитых «Паранголе», в архив материала художника входили рисунки, заметки, документальные фильмы и книги, хранившиеся в коллекции. [ 25 ] [ 26 ] На то, чтобы взять под контроль пожар, потребовалось три часа. Ключевые работы, такие как «Болидес» и «Паранголес», в том числе некоторые, показанные на ретроспективе Тейт в 2007 году, были повреждены. Причина пожара неизвестна. Здание было оборудовано пожарной сигнализацией и другими системами безопасности. [ 27 ] Джандира Фегхали, министр культуры Рио-де-Жанейро , призвала к расследованию причин пожара и возможности восстановления каких-либо произведений. [ 28 ] Работы хранились в доме Сезара Ойтисики после спора по поводу денег и достаточности складских помещений в Муниципальном центре искусств Элио Ойтисики. [ 29 ] Работы не были застрахованы. Проект реставрации находится в разработке совместно с министерством культуры Бразилии. [ 30 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Ойтисика умер 22 марта 1980 года от инсульта в результате гипертонии .
Ойтисика был открытым геем. [ 2 ] [ 3 ]
Награды
[ редактировать ]- 1969: Университет Сассекса , Брайтон, художник-резидент.
- 1970: Стипендия Гуггенхайма , изобразительное искусство: Латинская Америка и Карибский бассейн; Искусство живописи, скульптуры и инсталляции [ 31 ]
Выставки
[ редактировать ]Групповые выставки
[ редактировать ]- 1960: «Бетонное искусство». 50 лет развития, Хельмхаус (Цюрих) [передвижная выставка]
- 1967: «Новая бразильская объективность». Музей современного искусства Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро)
- 1977: «Бразильский конструктивный проект в искусстве 1950–1962». Музей современного искусства Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро); Пинакотека штата Сан-Паулу (Сан-Паулу)
- 1984: «Традиции и разрыв. Синтез бразильского искусства и культуры». Фонд биеннале Сан-Паулу (Сан-Паулу)
- 1987: «Модернидаде. Бразильское искусство ХХ века». Музей современного искусства города Парижа (Париж)
- 1988–90: «Латиноамериканский дух. Искусство и художники в Соединенных Штатах, 1920–1970». Музей искусств Бронкса (Нью-Йорк) [передвижная выставка]
- 1989–90: «Искусство в Латинской Америке. Современная эпоха, 1820–1980». Галерея Хейворд (Лондон); Национальный музей / Moderna Museet (Стокгольм); Дворец Веласкеса (Мадрид)
- 1992: «Образ мира Бразилии». Кунстхаус Цюрих (Цюрих)
- 1992–93: «Латиноамериканские артисты XX века». Эстасьон Пласа де Армас (Севилья); Национальный музей современного искусства, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж); Йозеф-Хаубрих-Кунстхалле (Кёльн); Музей современного искусства (Нью-Йорк)
- 1994: Bienal Brasil Século XX (Сан-Паулу) [передвижная выставка]
- 1994: XXII Международная биеннале искусства в Сан-Паулу (специальный зал) (Сан-Паулу)
- 1998: XXIV Международная биеннале искусства в Сан-Паулу (Сан-Паулу)
- 1998: «Элио Ойтисика и американская сцена». Центр искусств Элио Ойтисики (Рио-де-Жанейро)
- 1999: «Экспериментальное осуществление свободы. Лигия Кларк, Гего, Матиас Гериц, Элио Ойтисика и Мира Шендель». Музей современного искусства (Лос-Анджелес) [ 32 ]
- 2000: «Гетеротопии. Полвека без места. 1918–1968». Музей Национального центра искусств королевы Софии (Мадрид)
- 2001: «Геометрическая абстракция. Латиноамериканское искусство из коллекции Патрисии Фелпс де Сиснерос». Художественный музей Фогга (Кембридж, Массачусетс)
- 2001–2: «Бразилия: Тело и душа». Музей Соломона Р. Гуггенхайма (Нью-Йорк); Музей Гуггенхайма (Бильбао)
- 2002: «За пределами предубеждений. Эксперименты 60-х». Музей современного искусства (Сан-Паулу)
- 2002: «PoT, 2-я Ливерпульская биеннале». Коммерческая единица 6 (Ливерпуль)
- 2003: «Квазикорпус. Бетонное и необетонное искусство из Бразилии». Международный музей современного искусства Руфино Тамайо (Мехико); Музей современного искусства (Монтеррей)
- 2003: «Геометрии. Латиноамериканская геометрическая абстракция в коллекции Сиснероса». Музей латиноамериканского искусства Буэнос-Айреса, Фонд Константини (Буэнос-Айрес)
- 2004: «За пределами геометрии: эксперименты с формой, 1940–70-е годы». Музей искусств округа Лос-Анджелес (Лос-Анджелес)
- 2004: «Перевернутые утопии. Авангардное искусство в Латинской Америке». Музей изящных искусств (Хьюстон, Техас)
- 2005: «Цвет после Кляйна: переосмысление цвета в современном искусстве». Художественная галерея Барбакан (Лондон)
- 2005: «Открытые системы. Переосмысление искусства около 1970 года». Тейт Модерн (Лондон)
- 2005: «Игривость в искусстве». Институт культуры Итау (Сан-Паулу)
- 2005–7: «Тропикалия. Революция в бразильской культуре (1967–1972)». Музей современного искусства (Чикаго); Художественная галерея Барбакан, Лондон; Культурный центр Белем (Лиссабон); Музей искусств Бронкса» (Бронкс, Нью-Йорк).
- 2006: «Пересечение взглядов. Видения Латинской Америки». Коллекция Патрисии Фелпс де Сиснерос, Музей Дворца изящных искусств, Мехико.
- 2006: Воздушная биеннале, Музей современного искусства Софии Имбер (Каракас)
- 2006: XXVII Международная биеннале искусства в Сан-Паулу (Сан-Паулу)
- 2006: «Места латиноамериканской абстракции». Фонд искусств Сиснерос Фонтаналс (Майами, Флорида) [передвижная выставка]
- 2007: «Бразильский конструктивистский дизайн». Музей современного искусства Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро)
- 2007: «Новые перспективы в латиноамериканском искусстве». Музей современного искусства (Нью-Йорк)
- 2007: «Геометрия надежды. Латиноамериканское абстрактное искусство из коллекции Патрисии Фелпс де Сиснерос». Художественный музей Блэнтона, Техасский университет в Остине (Остин, Техас); Художественная галерея Грея, Нью-Йоркский университет (Нью-Йорк)
- 2008: «Лицом к лицу. Коллекции Дароса». Коллекция Daros Latinamerica (Цюрих)
- 2008: «Время и место. Рио-де-Жанейро 1956–1964». Музей Модерна (Стокгольм)
- 2008: Сиднейская биеннале (Сидней)
- 2008–9: «Neo Tropicália. Когда жизнь обретает форму: современное бразильское искусство, с 1960-х по настоящее время». Музей современного искусства (Токио); Городской музей современного искусства (Хиросима)
- 2010: «Тропикалия. 60-е годы в Бразилии». Кунстхалле Вена (Вена, Австрия) [ 33 ]
- работы Ойтисики Плащ Parangolé P4 Cape 1 , 1968 год, украшает афишу выставки, на которой изображен очень молодой Каэтано Велозу.
- 2010: IXXX Международная биеннале искусства в Сан-Паулу (Сан-Паулу)
- 2010: «Жажда формы – O Desejo da Forma. Неоконкретизм и современное искусство Бразилии». Академия художеств (Берлин)
- 2010: «Вибрасьон. Современное искусство Латинской Америки. Коллекция Эллы Фонтанальс-Сиснерос». Федеральная художественная галерея (Бонн)
- 2017–2018: «Создание художественного бетона: работы из Аргентины и Бразилии в коллекции Патрисии Фелпс де Сиснерос». Центр Гетти (Лос-Анджелес, Калифорния) (29 августа 2017 г. – 11 февраля 2018 г.) [ 34 ]
Персональные выставки
[ редактировать ]- 1966: «Элио Ойтисика». Галерея G4 (Рио-де-Жанейро)
- 1969: «Элио Ойтисика». Галерея Уайтчепел (Лондон) [ 11 ]
- 1989: «Фронтовая группа и метасхемы». Галерея Сан-Паулу (Сан-Паулу)
- 1989: «Мир приюта». 110 Современное искусство (Рио-де-Жанейро) [каталог]
- 1992–97: «Элио Ойтисика». Центр современного искусства Витте де Вит (Роттердам); Национальная галерея дю Же де Пом (Париж); Фонд Антони Тапиеса (Барселона); Центр современного искусства Фонда Галуста Гюльбенкяна (Лиссабон); Центр искусств Уокера (Миннеаполис, Миннесота); Центр искусств Элио Ойтисики (Рио-де-Жанейро) [ 35 ] [ 36 ]
- 1994: «Элио Ойтисика, Лигия Кларк». Музей современного искусства Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро; Музей современного искусства Баии (Сальвадор-да-Баия [каталог])
- 1996: «Групповой фронт 1955–1956. Метасхемы 1957–1958». Современное искусство Джоэла Эдельштейна (Рио-де-Жанейро) [каталог]
- 1999: «Л. Кларк, Х. Ойтисика, Л. Пейп». Федеральный культурный комплекс Caixa Econômica (Бразилиа) [каталог]
- 2000: «Пространство постоянных объектов». Музей Вейр (Рио-де-Жанейро) [каталог]
- 2001–2: «Элио Ойтисика. Квазикинотеатры». Центр искусств Векснера (Колумбус, Огайо); Kölnischer Kunstverein (Кёльн); Галерея Уайтчепел (Лондон); Новый музей современного искусства (Нью-Йорк) [каталог]
- 2002: «Лиам Гиллик: Деревянный путь. Хелио Ойтисика: Квазикино». Галерея Уайтчепел (Лондон) [каталог]
- 2002: «Элио Ойтисика. Работа и стратегия». Музей современного искусства Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро) [каталог]
- 2003: «Элио Ойтисика. Цвет, образ, поэтика». Центр искусств Элио Ойтисики (Рио-де-Жанейро) [каталог]
- 2005: «Cosmococa. Программа в стадии реализации. Элио Ойтисика, Невилл Д'Алмейда, Музей латиноамериканского искусства Буэнос-Айреса». Фонд Костантини (Буэнос-Айрес); Центр современного искусства Инхотим (Брумадинью) [каталог]
- 2006: «Проницаемый». Galeria Nara Roesler (Сан-Паулу) [брошюра]
- 2006–7: «Элио Ойтисика: Цветное тело». Музей изящных искусств, Хьюстон (Хьюстон, Техас); Тейт Модерн (Лондон) [каталог] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
- 2010: «За пределами участия. Элио Ойтисика и Невилл Д'Алмейда в Нью-Йорке». Художественная галерея Берты и Карла Лейбсдорф, Хантер-колледж (Нью-Йорк) [каталог]
- 2017: «Элио Ойтисика: организовать бред». Институт искусств Чикаго (Чикаго); Художественный музей Карнеги (Питтсбург), куратор Линн Зелевански ; и Музей американского искусства Уитни (Нью-Йорк) [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
- 2018: «Гелио Ойтитика: пространственный рельеф и рисунки - 1955-59». Galerie LeLong & Co., Нью-Йорк [ 46 ]
- 2022–2023: «Элио Ойтисика: Проницаемая Макалея». Художественный музей Переса в Майами , куратор Дженнифер Инасио. [ 47 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Фронтовая группа № 73 в Музее современного искусства (1955-1956)
- Фронтовая группа № 136 в Музее современного искусства (1956)
- Метаэскема в Музее современного искусства (1956)
- Метаэскема № 179 в Музее современного искусства (1956).
- Без названия (Grupo Frente) в Музее современного искусства (1957)
- Метаэскема № 237 в Музее современного искусства (1957).
- Метаэскема 12 в Музее изящных искусств, Хьюстон (1957) Викиданные ()
- Метаэскема № 348 в Музее современного искусства (1958).
- Метаэскема 362 в Художественном музее Карнеги (1958) Викиданные ()
- Метаэскема № 4066 в Музее современного искусства (1958).
- Метаэскема в Музее современного искусства (1958)
- Красный, прорезающий белое , в Музее изящных искусств, Хьюстон (1958) Викиданные ()
- Метаэскема в галерее Тейт Модерн (1958)
- Метаэскема в галерее Тейт Модерн (1958)
- Метаэскема в галерее Тейт Модерн (1958)
- Красный монохромный в Музее современного искусства (1959)
- Картина 9 в Музее современного искусства (1959).
- Двусторонние «Друзья» BIL 003 в галерее Тейт Модерн (1959)
- Пространственный рельеф (красный) REL 036 в галерее Тейт Модерн (1959)
- Без названия (Без названия) в Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía (1959) Викиданные ()
- Необетонный рельеф в Музее современного искусства (1960) Викиданные ()
- Relevo espacial в Музее изящных искусств, Хьюстон (около 1960 г.) Викиданные ()
- B11 Box Bólide 09 в галерее Тейт Модерн (1964)
- Коробка Болид 12, «археологическая» в Музее современного искусства (1964–1965).
- B17 Glass Bólide 05 «Посвящение Мондриану» в галерее Tate Modern (1965)
- P16 Накидка Параголе 12 «От невзгод мы живем» в Музее современного искусства (1965–1992).
- Будь преступником, будь героем в Художественном музее Филадельфии (1967) Викиданные ()
- Посвящение моему отцу (Projeto HO) в Музее современного искусства (1972)
- Посвящение моему отцу (Projeto HO) в Музее современного искусства (1972)
- День почти вечер в Музее современного искусства (1973)
- Проницаемая Макалея в Художественном музее Переса в Майами (1978) [ 48 ]
Работы и публикации
[ редактировать ]- Ойтисика, Элио; Бретт, Гай (1969). Хелио Ойтисика (каталог выставки). Лондон: Галерея Уайтчепел. ISBN 978-0-854-88001-0 . OCLC 25209 . - каталог выставки, проходившей 25 февраля-6 апреля 1969 г. в галерее Уайтчепел.
- Амарал, Араси А.; Ойтитика, Элио (февраль 1973 г.). «Элио Ойтисика». Коллоквиум (на португальском языке). С. 2, а. 15 (11): 55–60. ОСЛК 959182049 .
- Гуллар, Феррейра; ПЕДРОСА, Марио; Ойтитика, Элио (1973). Бразильское искусство сегодня [ситуация и перспективы] (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: Мир и земля. OCLC 610681196 .
- Ойтитика, Элио (1974). Блок, опыт космококи: программа в стадии реализации: CC5, «Война Хендрикса», с Невиллом Д'Алмейдой, Нью-Йорк, 1973 (каталог выставки) (на португальском и английском языках). Сан-Паулу: Художественная галерея Сан-Паулу. OCLC 42269185 . - Брошюра состоит из монологов потока сознания, которые сопровождали две выставки слайд-шоу, в которых обсуждаются работы Невилла Д'Алмейды и Джими Хендрикса.
- ВЕРГАРА, Карлос; Ойтитика, Элио (1978). Карлос Вергара (каталог выставки) (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: издание FUNARTE. OCLC 948424930 .
- Ойтисика, Элио; Фигейредо, Лучано; ПАПЕ, Лигия; Соломон, Вали (1986). Я стремлюсь в великий лабиринт (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: Рокко. OCLC 16447855 .
- Ойтисика, Элио; Бретт, Гай; Фигейредо, Лучано; Валентин, Андреас (1992). Hélio Oiticica (каталог выставки) (на английском и голландском языках). Перевод Берга, Стивена. Фотография Бардена, Дездемона. Барселона: Fundació Antoni Tàpies. ISBN 978-8-460-41862-7 . OCLC 959094859 . – Опубликовано в связи с выставкой, проходившей с 22 февраля по апрель. 26, 1992, Роттердам, 8 июня — август. 23, 1992, Париж, 1 октября-декабрь. 6, 1992, Барселона, 20 января — март. 20 октября 1993 г. в Лиссабоне и 31 октября 1993 г. — февр. 20 октября 1994 года в Миннеаполисе.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Бен (11 июля 2017 г.). «Как понять путь Элио Ойтисики от художественного провидца до торговца колой и обратно | Новости artnet» . Новости артнета .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Коттер, Голландия (13 июля 2017 г.). «Прохладная жара: преступник в искусстве, который все еще кипит» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с Шьельдаль, Питер (31 июля 2017 г.). «Открытие блеска Элио Ойтисики» . Житель Нью-Йорка .
- ^ Jump up to: а б Фигейредо, Ариана. «Элио Ойтисика: 1930-е годы» . Проект Хелио Ойтисика . Архивировано из оригинала 15 сентября 2018 г. Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ «Хосе Ойтисика Фильо, научный сотрудник Гуггенхайма в области биологии и экологии, 1947, 1949 - Организмическая биология и экология: Латинская Америка и Карибский бассейн» . Фонд Джона Саймона Гуггенхайма . 1947 год.
- ^ Фигейредо, Ариана. «Элио Ойтисика: 1940-е» . Проект Хелио Ойтисика . Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 г. Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ Фигейредо, Ариана. «Элио Ойтисика: 1950-е» . Проект Хелио Ойтисика . Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 г. Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ Суарес, Осбель; Гарсиа, Мария Амалия (2011). Витчи, Эрика; Фонд Хуана Марча (ред.). Холодная Америка: геометрическая абстракция в Латинской Америке (1934–1973) (каталог выставки). Перевод Агнью, Майкла. Мадрид: Фонд Хуана Марча. ISBN 978-84-7075-588-0 . OCLC 707460289 . Викиданные ()
- ^ Бретт, Гай (1993). «Лигия Кларк и Элио Ойтисика». В Расмуссене, Уолдо; Берхт, Фатима; Феррер, Элизабет (ред.). Латиноамериканские художники ХХ века (каталог выставки). Нью-Йорк: Музей современного искусства. ISBN 978-0-870-70424-6 . OCLC 735320789 .
- ^ Амор, Моника (январь 2010 г.). «От работы к рамке, между и за ее пределами: Лигия Кларк и Элио Ойтисика, 1959–1964». Серая комната . 38 : 20–37. дои : 10.1162/grey.2010.1.38.20 . S2CID 57560607 .
- ^ Jump up to: а б Ойтитика, Элио (1969). Хелио Ойтисика (каталог выставки). Лондон: Галерея Уайтчепел. ISBN 978-0-854-88001-0 . OCLC 25209 .
- ^ Тейт. «История Элио Ойтисики и движения Тропикалия» . Тейт . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Тейт. «История Элио Ойтисики и движения Тропикалия» . Тейт . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Тейт. «История Элио Ойтисики и движения Тропикалия» . Тейт . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Тейт. «История Элио Ойтисики и движения Тропикалия» . Тейт . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ↑ статья Оливера Башиано «Крестоносец в обкуренном плаще: как Элио Ойтисика освободил мир искусства с помощью наркотиков, гнезд и гамаков», в The Guardian , 19 сентября 2023 г.
- ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Дэвис, Бен (11 июля 2017 г.). «Как понять путь Элио Ойтисики от арт-визионера до торговца кока-колой и обратно» . Новости Артнета . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Альмино, Элиза Вук (6 сентября 2017 г.). «Элио Ойтисика в Нью-Йорке» . Парижское обозрение . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ «Новости: Огонь уничтожил коллекцию художника Элио Ойтисики» . Grupo Globo (на бразильском португальском языке). 17 октября 2009 г.
- ^ Валота, Рикардо (17 октября 2009 г.). «Пожар уничтожает работы Элио Ойтисики в Рио-де-Жанейро – Жераль – Эстадан» . Эстадан (на бразильском португальском языке).
- ^ ЛИМА, Флавия (17 октября 2009 г.). «Огонь уничтожает работы художника Элио Ойтисики» . О Глобо (на бразильском португальском языке).
- ^ «Пожар, уничтоживший произведения Ойтитики, провоцирует дискуссию о консервации и хранении коллекций» . Зеро Хора (на бразильском португальском языке). 19 октября 2009 г.
- ^ «Работы Элио Ойтисики, уничтоженные пожаром, стали причиной тупиковой ситуации между семьей и…» O Globo (на бразильском португальском языке). 17 октября 2009 г.
- ^ Фрадкин, Эдвард (17 октября 2009 г.). «Часть работ Элио Ойтисики, уничтоженных пожаром, можно восстановить» . О Глобо (на бразильском португальском языке).
- ^ «Элио Ойтисика, 1970 – Изобразительное искусство: Латинская Америка и Карибский бассейн; живопись, скульптура и инсталляция» . Фонд Джона Саймона Гуггенхайма . 1970.
- ^ Карвахаль, Рина; Руис, Альма; Карвая, Рина; Рольник, Суэли; Санчес, Освальдо; ДЭВИД, Кэтрин; Зальцштейн, Соня (1999). МАРТИН, Сьюзен; Руис, Альма (ред.). Экспериментальное осуществление свободы: Лигия Кларк, Гего, Матиас Гериц, Элио Ойтисика, Мира Шендель (каталог выставки). Лос-Анджелес: Музей современного искусства. ISBN 978-0-914-35764-3 . OCLC 606278433 .
- ^ «Тропикалия. 60-е годы в Бразилии (28 января 2010 г. - 5 февраля 2010 г.)» . Кунстхалле Вена (на немецком языке). 28 января 2010 г.
- ^ Готшаллер, Пиа; Ле Блан, Алека (2017). Готшаллер, Пиа; Ле Блан, Алека; Гилберт, Занна; Ученик, Том; Перчук, Андрей (ред.). Создание художественного бетона: работы из Аргентины и Бразилии в коллекции Патриции Фелпс де Сиснерос (каталог выставки) . Лос-Анджелес: Институт охраны природы Гетти и Исследовательский институт Гетти / Публикации Getty. ISBN 978-1-606-06529-7 . OCLC 982373712 . Викиданные ()
- ^ «Элио Ойтисика (10.02.1992 — 12.08.1992)» . Фонд Антони Тапиеса . 1992 год
- ^ Ойтисика, Элио; Бретт, Гай; Фигейредо, Лучано; Валентин, Андреас (1992). Hélio Oiticica (каталог выставки) (на английском и голландском языках). Перевод Берга, Стивена. Фотография Бардена, Дездемона. Барселона: Fundació Antoni Tàpies. ISBN 978-8-460-41862-7 . OCLC 959094859 .
- ^ «Элио Ойтисика: Тело цвета – выставка в галерее Тейт Модерн» . Тейт Модерн . 6 июня 2007 г.
- ^ Смит, Роберта (17 марта 2007 г.). «Элио Ойтисика: Тело цвета - Искусство - Обзор» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Цветное тело — буквальный журнал» (PDF) . Буквальный журнал . 8 апреля 2012 г.
- ^ Сирл, Адриан (7 июня 2007 г.). «И все было желтое» . Хранитель .
- ^ Пайфер, Дженель (26 сентября 2016 г.). «Организация бреда: внутри мира Элио Ойтисики» . Музей искусств Карнеги .
- ^ Хейман, Стивен (29 октября 2016 г.). «Бразильский гений, пионер искусства инсталляции, наконец-то получил должное» . Мода .
- ^ «Элио Ойтисика: организовать бред (18 февраля – 7 мая 2017 г.)» . Институт искусств Чикаго . 18 февраля 2017 г.
- ^ Ваксман, Лори (26 апреля 2017 г.). «Шоу Хелио Ойтитики — это сенсорная перегрузка во всех лучших смыслах» . Чикаго Трибьюн .
- ^ «Элио Ойтисика: организовать бред» . Музей американского искусства Уитни . 14 июля 2017 г.
- ^ «Элио Ойтисика — Пространственный рельеф и рисунки, 1955–59 — Выставки — Galerie Lelong & Co» . www.galerielelong.com . Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ «Элио Ойтисика: Проницаемая Макалея • Художественный музей Переса в Майами» . Художественный музей Переса в Майами . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Художественный музей Переса в Майами объявляет о новых приобретениях тринадцати художников для постоянной коллекции • Художественный музей Переса в Майами» . Художественный музей Переса в Майами . Проверено 14 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фаваретто, Селсо Фернандо; Ойтитика, Элио (1992). Изобретение Элио Ойтисики (на португальском языке). Сан-Паулу: Edusp Ed. из Сан-Паулу. ISBN 978-8-531-40065-0 . OCLC 29791456 .
- Бретт, Гай (1993). «Лигия Кларк и Элио Ойтисика». В Расмуссене, Уолдо; Берхт, Фатима; Феррер, Элизабет (ред.). Латиноамериканские художники ХХ века (каталог выставки). Нью-Йорк: Музей современного искусства. стр. 100–105. ISBN 978-0-870-70424-6 . OCLC 735320789 . – Выставка, Музей современного искусства, Нью-Йорк, 6 июня – 7 сентября 1993 г.
- Бретт, Гай (осень 2007 г.). «Элио Ойтисика» . Документы Тейта (8). Лондон: Тейт Модерн . ISSN 1753-9854 .
- Хименес, Ариэль; Херкенхофф, Пауло (2010). Рисунок в космосе: художники-абстракционисты из Бразилии и Венесуэлы в коллекции Патрисии Фелпс де Сиснерос (PDF) (каталог выставки) (на португальском, английском и испанском языках). Порту-Алегри, Бразилия: Fundação Iberê Camargo. ISBN 978-85-89680-16-5 . OCLC 722764644 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2016 г. Проверено 3 сентября 2017 г. Викиданные () – Каталог выставки, проходившей в Fundação Iberê Camargo , Порту-Алегри, Бразилия, 29 июля – октябрь. 31 ноября 2010 г. и в Пинакотеке штата Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия, 27 ноября 2010 г. — январь. 30, 2011
- Бухманн, Сабет; КРУЗ, Макс Хорхе Хиндерер; Ойтисика, Элио; Д'Алмейда, Невилл (2013). Элио Ойтисика и Невилл Д'Алмейда: Блочные эксперименты в Cosmococa – программа в стадии реализации . Лондон: Книги Afterall. ISBN 978-1-846-38096-9 . OCLC 813930842 .
- Суарес, Осбель; Гарсиа, Мария Амалия (2011). Витчи, Эрика; Фонд Хуана Марча (ред.). Холодная Америка: геометрическая абстракция в Латинской Америке (1934–1973) (каталог выставки). Перевод Агнью, Майкла. Мадрид: Фонд Хуана Марча. ISBN 978-84-7075-588-0 . OCLC 707460289 . Wikidata () – Каталог выставки « Холодная Америка», «Геометрическая абстракция в Латинской Америке» (1934–1973), Fundación Juan March, Мадрид, 11 февраля – 15 мая 2011 г.
- Ойтисика Фильо, Сезар (2012). Хелио Ойтисика (Фильм (94 мин)) (на португальском и английском языках). Бразилия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Готшаллер, Пиа; Ле Блан, Алека (2017). Готшаллер, Пиа; Ле Блан, Алека; Гилберт, Занна; Ученик, Том; Перчук, Андрей (ред.). Создание художественного бетона: работы из Аргентины и Бразилии в коллекции Патриции Фелпс де Сиснерос (каталог выставки). Лос-Анджелес: Институт охраны природы Гетти и Исследовательский институт Гетти / Публикации Getty. ISBN 978-1-606-06529-7 . OCLC 982373712 . Викиданные ()
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1937 рождений
- 1980 смертей
- Бразильские скульпторы-мужчины
- Бразильские художники-мужчины
- Люди, связанные с Университетом Сассекса
- Тропикалия
- Художники из Рио-де-Жанейро (город)
- Бразильские скульпторы ХХ века
- Бразильские художники 20-го века
- Бразильские художники-мужчины 20-го века
- Современные художники Бразилии
- Бразильские художники-геи
- Бразильские художники ЛГБТ
- Бразильские скульпторы ЛГБТ
- Художники-геи
- Скульпторы-геи
- Смертность от гипертонии
- Бразильские ЛГБТ 20-го века
- Бразильские анархисты