Бетонное искусство
Конкретное искусство было художественным движением с сильным акцентом на геометрическую абстракцию. Этот термин был впервые сформулирован Тео ван Дусбургом , а затем использован им в 1930 году для определения разницы между его видением искусства и взглядами других художников-абстракционистов того времени. После его смерти в 1931 году этот термин получил дальнейшее определение и популяризацию Макса Билла , который организовал первую международную выставку в 1944 году и продолжил способствовать продвижению этого стиля в Латинской Америке . Этот термин получил широкое распространение после Второй мировой войны и пропагандировался посредством ряда международных выставок и художественных движений.
Происхождение
[ редактировать ]После формального распада De stijl , после выхода последнего номера журнала в 1928 году, ван Дусбург начал рассматривать возможность создания нового коллектива, основанного на аналогичном подходе к абстракции. В 1929 году он обсуждал свои планы с уругвайским художником Хоакином Торресом-Гарсией , а также с кандидатами в члены этой группы, включая Жоржа Вантонгерлоо , Константина Брынкузи , Франтишека Купку , Пита Мондриана , Фридриха Фордемберге-Гилдеварта и Антуана Певснера и других. Однако ван Дусбург разделил кандидатов на художников, чьи работы еще не были полностью абстрактными, и художников, свободных от референций. Поскольку эта классификация повлекла за собой возможность дисквалификации первой группы, дискуссии между ними вскоре прекратились, что побудило Торреса-Гарсиа вместо этого объединиться с бельгийским критиком Мишелем Сеуфором и сформировать группу Cercle et Carré . [1]
После этого ван Дусбург предложил конкурирующую группу Art Concret , отстаивающую геометрическое абстрактное искусство, тесно связанное с эстетикой неопластицизма . По его мнению, термин «абстракция» применительно к искусству имел негативный оттенок; вместо этого он предпочел более позитивный термин «конкретный». [2] В конце концов к Ван Дусбургу присоединились Отто Г. Карлсунд , Леон Артур Тутунджян , Жан Хелион и его товарищ по квартире, типограф Марсель Ванц (1911–79), которые вскоре уехали, чтобы заняться политической карьерой. [3] В мае 1930 года они опубликовали единственный выпуск своего собственного франкоязычного журнала Revue Art Concret , в котором был опубликован совместный манифест , позиционирующий их как более радикальную группу абстракционистов.
" ОСНОВА ПОКРАСКИ БЕТОНА
Мы говорим:
- Искусство универсально.
- Произведение искусства должно быть полностью задумано и сформировано разумом до его исполнения. Оно не должно получать ничего из формальных данных природы, чувственности или сентиментальности. Мы хотим исключить лиризм, драму, символику и так далее.
- Картина должна быть целиком построена из чисто пластических элементов, а именно поверхностей и цветов. Изобразительный элемент не имеет никакого значения, кроме «самого себя»; как следствие, картина не имеет никакого другого значения, кроме «самой себя».
- Построение картины, как и ее элементов, должно быть простым и визуально управляемым.
- Техника живописи должна быть механической, т. е. точной, антиимпрессионистической.
- Стремление к абсолютной ясности является обязательным». [4]
Группа просуществовала недолго и выставлялась вместе только три раза в 1930 году в рамках более крупных групповых выставок, первая из которых состоялась в Салоне Surindépendents в июне, затем последовала выставка Production Paris 1930 в Цюрихе , а в августе выставка AC: Internationell utställning av. postkubistisk konst (Международная выставка посткубистского искусства) в Стокгольме , куратор Карлсунд. В каталоге к последнему Карлсунд заявляет, что «программа группы ясна: абсолютный пуризм. Неопластицизм , пуризм и конструктивизм вместе взятые». [5] Незадолго до смерти ван Дусбурга в 1931 году члены группы Art Concret, все еще действующей в Париже, объединились с более крупной ассоциацией Abstraction-Création .
Теоретическая основа
[ редактировать ]В 1930 году Мишель Сефор определил роль художника-абстракциониста в первом номере журнала Cercle et Carré . Целью проекта было «создать на фундаменте простой, строгой и ничем не украшенной во всех частях конструкции, а также на основе неприкрытого узкого единства с этой структурой архитектуру, которая, используя технические средства, доступные для ее периода, выражала бы в ясный язык, который действительно имманентен и неизменен». [6] Историк искусства Вернер Хафтманн прослеживает развитие чистой абстракции, предложенной Сеуфором, до синтеза русского конструктивизма и голландского неопластицизма в Баухаусе , где живопись отказалась от искусственности изображения в пользу технологической аутентичности. «В тесной связи с архитектурой и инженерией искусство должно стремиться придать форму самой жизни… [Первое] предоставило новые источники вдохновения, а также новые материалы – сталь, алюминий, стекло, синтетические материалы». [7]
Как указывал ван Дусбург в своем манифесте, чтобы быть универсальным, искусство должно отказаться от субъективности и найти безличное вдохновение исключительно в элементах, из которых оно построено: линии, плоскости и цвета. Некоторые более поздние художники, связанные с этой тенденцией, такие как Виктор Вазарели , Жан Девасне , Марио Негро и Ричард Мортенсен , пришли к живописи только после первого изучения науки. [8] Тем не менее, все теоретические достижения ищут оправдания в прошлой практике, и в этом случае математические пропорции, выраженные в абстрактной форме, предстоит выявить в различных видах искусства на протяжении тысячелетий. Таким образом, утверждал Хафтманн, «устранение репрезентативных изображений и открытое использование чистой геометрии не предполагают радикального и окончательного отказа от великого искусства прошлого, а, скорее, восстановления его вечных ценностей, лишенных их исторических и социальных масок. " [9]
Разработка
[ редактировать ]Хотя «Абстракция-Творчество» представляла собой группу всех модернистских тенденций, внутри нее были те, кто принес идею математически вдохновленного искусства и термин «конкретное искусство» в другие страны, когда они переехали в другие страны. Ключевой фигурой среди них был Хоакин Торрес Гарсия, который вернулся в Южную Америку в 1934 году и стал наставником тамошних художников. Некоторые из них впоследствии основали группу Arte Concreto Invención в Буэнос-Айресе в 1945 году. [11] Другим был дизайнер Макс Билл, который учился в Баухаусе в 1927–1929 годах. Вернувшись в Швейцарию, он помог организовать группу Allianz , отстаивающую идеалы бетонного искусства. В 1944 году он организовал первую международную выставку в Базеле и в то же время основал Abstract-konkret , ежемесячный бюллетень Gallerie des Eaux Vives в Цюрихе. [12] К 1960 году Билл организовал большую ретроспективную выставку бетонного искусства в Цюрихе, иллюстрирующую 50-летие его развития.
Абстракция, которая тихо набирала силу в Италии в период между мировыми войнами, официально возникла в Движении конкретного искусства (MAC) в 1948 году, чей выдающийся представитель, Альберто Магнелли , был еще одним бывшим членом «Абстракции-Творения» и жил в Франция на протяжении многих лет. Однако около семидесяти местных художников были представлены на выставке Arte astratta e concreta in Italia, состоявшейся три года спустя в Национальной галерее в Риме. [13] В Париже признание этого подхода привело к проведению нескольких выставок, первая из которых называлась Art Concret и прошла в галерее Рене Друэна летом 1945 года. Описана как «первая крупная выставка абстрактного искусства после Второй мировой войны». [14] среди выставленных там художников было старшее поколение абстракционистов: Жан Арп , Софи Тойбер-Арп , Соня Делоне , Сезар Домела , Отто Фрейндлих , Жан Горен , Огюст Эрбен , Василий Кандинский , Альберто Магнелли, Пит Мондриан, Антуан Певснер и ван Дусбург. началась серия ежегодных выставок В следующем году в Салоне des Réalités Nouvelles , в которых участвовали некоторые из этих художников и которые были посвящены, согласно его уставу, «произведениям искусства, обычно называемым: конкретное искусство, нефигуративное или абстрактное искусство». искусство". [15]
В 1951 году во Франции была основана Groupe Espace с целью гармонизировать живопись, скульптуру и архитектуру как единую дисциплину. В него вошли скульпторы и архитекторы со старыми художниками, такими как Соня Делоне и Жан Горен, а также недавно появившиеся Жан Девасне и Виктор Вазарели . Его манифест был опубликован в журнале L'Architecture d'Aujourd'hui в том же году и развешен на улицах Парижа, отстаивая фундаментальное присутствие пластических искусств во всех аспектах жизни для гармоничного развития всей человеческой деятельности. Он распространился и на практическую политику, избрав своим почетным президентом министра реконструкции и городского развития Эжена Клавдия-Пти . [16]
С течением времени стало проводиться различие между «холодной абстракцией», которая отождествлялась с геометрическим конкретным искусством, и «теплой абстракцией», которая, двигаясь к различным видам лирической абстракции , вновь вводила личность в искусство. [17] Первое в конечном итоге переросло в международные движения, основанные на технологических аспектах, отстаиваемые пионерами бетонного искусства, превратившись в оптическое искусство , кинетическое искусство и программное искусство. [18] Термин «бетон» также начал распространяться на другие дисциплины, помимо живописи, включая скульптуру, фотографию и поэзию. Обоснование этого было теоретизировано в Южной Америке в Нео-бетонном манифесте 1959 года , написанном группой художников в Рио-де-Жанейро, в которую входили Лигия Кларк , Элио Ойтисика и Лигия Папе . [19]
Международное измерение
[ редактировать ]Музеи
[ редактировать ]- Haus Konspektiv в Цюрихе, Швейцария. Музей конструктивного и бетонного искусства
- Музей бетонного искусства, Ингольштадт, Германия
- Дом Мондриана - Музей конструктивного и бетонного искусства, Амерсфорт, Нидерланды
Библиография
[ редактировать ]- Бетонная Куба: кубинская геометрическая абстракция 1950-х годов , 2016, Книги Дэвида Цвирнера, ISBN 9781941701331 [21]
- Демпси, Эми. Искусство в современную эпоху: Путеводитель по стилям, школам и движениям , Нью-Йорк: Harry N. Abrams Inc., 2002 г.
- Фабр, Глэдис и Дорис Винтгенс Хётте: Ван Дусбург и международный авангард. Построение нового мира , Лондон, Tate Publishing, 2010.
- Фогельстрем, Лолло (редактор): Отто Г. Карлсунд: художник, критик и организатор выставок , Liljevalchs konsthall, 2007.
- Готшаллер, Пиа; Ле Блан, Алека (2017). Готшаллер, Пиа; Ле Блан, Алека; Гилберт, Занна; Ученик, Том; Перчук, Андрей (ред.). Создание художественного бетона: работы из Аргентины и Бразилии в коллекции Патриции Фелпс де Сиснерос (каталог выставки) . Лос-Анджелес: Институт охраны природы Гетти и Исследовательский институт Гетти / Публикации Getty. ISBN 978-1-606-06529-7 . OCLC 982373712 . Викиданные ()
- Хафтманн, Вернер. Живопись двадцатого века , том 1, второе издание, Лондон, 1965 г. ОСЛК 32998790
- Хиз, Луиза для музея в Kulturspeicher Würzburg; Ризе, Ганс Петер; Кунце, Франциска (2022). Бетонное искусство в Европе после 1945 года. Коллекция Питера К. Руперта: Каталог музея im Kulturspeicher Würzburg [ Бетонное искусство в Европе после 1945 года. Коллекция Питера К. Руперта: Каталог музея im Kulturspeicher Würzburg ] (на немецком и английском языках) . Кёльн: Вена. ISBN 978-3868326086 .
- Перес-Баррейро, Габриэль; Борха-Вилель, Мануэль (2013). Конкретное изобретение: Коллекция Патрисии Фелпс Де Сиснерос: Размышления о геометрической абстракции из Латинской Америки и ее наследии . Мадрид: Национальный музей искусств королевы Софии / Тернер. ISBN 978-8-415-42797-1 . OCLC 828897697 . Викиданные ()
- Стайлз, Кристина, «Геометрическая абстракция» в теориях и документах современного искусства, Калифорнийский университет, 2012 г., стр.77-80.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Винтгенс Хётте, Дорис (2009) «Ван Дусбург покоряет континент: страсть, драйв и расчет», в: Глэдис Фабр и Дорис Винтгенс Хётте (ред.): Ван Дусбург и международный авангард: построение нового мира , Лондон , Tate Publishing, 2010, стр. 10–19.
- ^ Jean Luc Daval, "Avant Garde Art 1914-1939", Skira, Geneva 1980, p.171
- ^ Жан Хелион, «Art Concret 1930: Четыре художника и журнал» , в «Двойном ритме: сочинения о живописи» , Skyhorse Publishing, 2014 г.
- ^ [фабстракт Спрингера стр.413-4]
- ^ AC: Международная выставка посткубистского искусства , Стокгольм, 1930, стр.3.
- ^ Jean Luc Daval, "Avant Garde Art 1914-1939, Skira, Geneva 1980", p.171
- ^ Хафтманн стр.285
- ^ Хафтманн стр.340
- ^ Хафтманн стр.341
- ^ Монолит на воде - «Непрерывность» Макса Билла в новом месте; Произведения искусства Дойче Банка
- ^ Стайлз
- ^ Стайлз
- ^ Хафтманн, стр.340
- ^ Энн Ли Морган, Исторический словарь современного искусства , Rowman & Littlefield 2016
- ^ Жорж Фолмер, «Салон des Réalités Nouvelles: за и против конкретного искусства», стр.2
- ^ Ева Рой, «Фундаментальное присутствие пластика, выставка Espace Group в Био в 1954 году: эссе о синтезе искусств» , 2013 г.
- ^ Анна Мошинская, Абстрактное искусство, Темза и Гудзон, Лондон, 1990, стр.120.
- ^ Алессандро Дель Пуппо, Современное искусство: Второй двадцатый век , Эйнауди, 2013, таблица 3, стр. 238.
- ^ Стайлз
- ^ Беатрис Гросс, Стивен Хобан: Франсуа Морелле , Издательство Йельского университета, 2019, стр. 59.
- ^ «ЭРНЕСТО МЕНЕНДЕС-КОНДЕ отзывается о «БЕТОННОЙ КУБЕ» » . 11 апреля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Университет штата Вашингтон / доктор. Майкл Делахойд; комментарий к бетонному искусству
- «Монолит на воде» — «Непрерывность» Макса Билла в новом месте; Произведения искусства Deutsche Bank. Архивировано 17 мая 2019 г. в Wayback Machine.
- Термин определен tate.org
- Центр искусств Кендалла Три кубинских художника-абстракциониста по бетону: Санду Дарие, Педро де Ораа и Лоло Сольдевилья.