Орп Бенискавика
![]() Орп Бенискавика , современный вид
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Орп Бенискавика |
Строитель | Дж. Сэмюэль Уайт , Восточная Коуэс |
Заложено | Сентябрь 1935 года |
Запущен | 1 октября 1936 года |
Введено в эксплуатацию | 25 ноября 1937 года |
Выведено из эксплуатации | 1 мая 1976 года |
Почести и награды | |
Статус | Музейный корабль |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Grom -class destroyer |
Смещение |
|
Длина | 114 м (374 фута 0 дюймов) |
Луч | 11,3 м (37 футов 1 дюйм) |
Черновик | 3,3 м (10 футов 10 дюймов) |
Скорость | 39 узлов (72 км/ч; 45 миль в час) |
Дополнение | 192 |
Вооружение |
|
Orp Blyskawica ( Poly for Lightning) -это Grom -класс эсминчик , который служил в польском флоте во время Второй мировой войны . Она является единственным польским флотом , который был украшен виртутиной милитари , самым высоким военным орденом Польши на галантность, и в 2012 году была предоставлена медаль за память . Blyskawica сохраняется как музейный корабль в Гдинии и является самым старым сохранившимся эсминцем в мире. Бенискавика пришвартована рядом с Дар Поморзой .
Она была второй из двух эсминцев Гром (Thunderbolt), построенных для польского флота Дж. Сэмюэля Уайта из Cowes , в 1935–37 годах. Класс GROM был двумя наиболее вооруженными и самыми быстрыми разрушителями во Второй мировой войне.
Строительство и дизайн
[ редактировать ]В 1934 году британский судостроитель Дж. Сэмюэль Уайт выиграл соревнование по проектированию и построению крупных эсминцев для польского флота, обыграв предложение от коллеги -британского судостроителя Swan Hunter . (Дизайн французской верфи Ateliers et Chantiers de la Loire был отвергнут в 1933 году). [ 1 ] Приказ для двух эсминцев класса Гром был размещен 29 марта 1935 года. [ 2 ]
На рубеже 1920 -х и 1930 -х годов военно -морское управление (KMW) приложило усилия по приобретению других эсминцев после Уихера и Бурзы . Кризис Данцига в 1932 году привел к повороту навальщика в Польше, и де -факто -лидер Польши, маршал Йозеф Пилсудски , стал более с готовностью распределять средства на военно -морской флот. 24 ноября 1932 года глава адмирала КМВ -контр -адмирала Иержи Ширски получил после личного разговора с маршалом Пилсудски, его устное согласие на расширение существующего флота. [ 3 ] В результате в мае 1933 года среди французских верфей был выпущен тендер на поставку двух эсминцев, и после его фиаско, [ нужно разъяснения ] Следующий в январе 1934 года среди шведских верфи, также потерпел неудачу в разногласиях. В течение этого времени тактические и технические предположения для запланированных кораблей кристаллизовались, в том числе, среди прочего, использование 120 -мм орудий BOFORS в качестве основного вооружения.
Когда они были построены, Grom S были одними из самых быстрых и наиболее вооруженных эсминцев, которые были построены. [ 2 ] [ 4 ] Blyskawica составляла 114 метров (374 фута 0 дюймов) длиной в целом и 109 метров (357 футов 7 дюймов) между перпендикулярами , с пучком 11,3 метра (37 футов 1 дюймов) и черновиком 3,1 метра (10 футов 2 дюйма). Смещение составило 2 011 тонн (2 043 т) стандарта и 2 520 тонн (2 560 т) полной нагрузки . [ 5 ] Три котла с тремя барабанами, подаваемые парами на два комплекта шерных паровых турбин, которые были оценены по 54 500 лошадиных сил (40 600 кВт), что привело к двум валам пропеллера, чтобы получить скорость конструкции 39 узлов (72 км/ч; 45 миль в час). [ 4 ] [ 5 ] Вооружение главного оружия состояло из семи 120 мм (4,7 дюйма) орудия (50 калибр M34/36 орудий, поставляемых бофорами Швеции) в трех близнецах и одном одиночном креплении, с зенитным вооружением двух бофоров 40 мм и восемь 13,2 ММ пулеметы. Шесть 550 мм (22 дюйма) торпедовые трубки были перенесены, совместимые с французскими торпедами, используемыми предыдущими эсминцами -классами Уихера. Вооружение против субмаренного вооружения состояло из двух желобов заряда глубины до 44 шахт с 40 зарядами глубины, в то время как рельсы были установлены, чтобы донести . Корабельный дополнение состояло из 180 офицеров и мужчин. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]
Blyskawica , вторая из двух эсминцев, была заложена 1 октября 1935 года на Cowes J. Samuel White's Shipes , Isle of Wight , и был запущен 1 октября 1936 года. [ 5 ] Морские испытания были успешными, а корабль превышал скорость конструкции 39 узлов. [ 6 ] Blyskawica была заказана 1 октября 1937 года. [ 5 ]
Модификации
[ редактировать ]Когда Blyskawica и Grom прибыли в Соединенное Королевство в сентябре 1939 года, было обнаружено, что корабли, предназначенные для операций в защищенной балтии , были самыми тяжелыми для операций в более грубой северной Атлантике, поэтому корабли были изменены, чтобы уменьшить центр гравитация. Поисковая башня на вершине судового моста была удалена, как и палубной дом с кормовой коробочкой с вторым прожектором и отличительной воронкой . Кроме того, кормовой набор торпедных трубок был удален, чтобы обеспечить установку 76-мм (3 дюймового) зенитного пистолета. [ 7 ] [ 8 ] В декабре 1941 года Blyskawica был переведен, с 120-мм оружием, для которых боеприпасы не были доступны на четыре двойных 102 мм (4 дюйма) MK XVI Двухцелевое оружие. Пулеметы на 13,2 мм были заменены на четыре пушки Oerlikon 20 мм , а второй набор торпедных трубок был восстановлен. [ 9 ]
Оперативная история
[ редактировать ]
За два дня до войны 30 августа 1939 года Бенискавика вышла вместе с эсминцами Гром и Бурзой , от Балтийского моря в Британию в соответствии с планом Пекина, чтобы избежать открытого конфликта с Германией и возможного разрушения. Три эсминца были замечены немецкими военными кораблями, в том числе крейсер Кёнигсберг 30 и 31 августа, но военные действия еще не начались, и польские эсминцы прошли беспрепятственным, достигнув Лейта в Шотландии в 17:30 1 сентября 1939 года. [ 10 ] [ 11 ] С тех пор они действовали в тандеме с Королевского флота домашним флотом . 7 сентября 1939 года Бенискавика вступил в контакт и атаковал подводную лодку .
В начале мая 1940 года Blyskawica приняла участие в норвежской кампании , обстреливая позиции Германии и опустив два самолета Люфтваффе . Ее сестринский корабль Гром был разбомблен и потоплен во время кампании. Позже в том же месяце она приняла участие в освещении операции «Динамо» , успешной британской эвакуации светодиодов от Дюнкерка .

Во время остальной части войны Бенискавика приняла участие в конвои и патрульных обязанностях, привлекая как подводные лодки , так и люфтваффе в Атлантике и Средиземноморье . Например, 1 сентября 1940 года она спасла единственного выжившего от торпедированного торгового корабля Har Zion . [ 12 ] В 1941 году ее 120-мм оружие было заменено британским 102-мм (4 дюймом) двойным оружием. Корабль также давал обязанности сопровождения для транспорта войск, в частности RMS Queen Mary , являясь одним из немногих кораблей, которые могли бы не отставать от лайнера.
В ночь на 4–5 мая 1942 года Бенискавика помогла защитить остров Уайт -Таун Ист -Коус от воздушного налета от 160 немецких бомбардировщиков. Корабль подвергался чрезвычайным ударам во дворе Дж. Сэмюэля Уайта , где она была построена, и в ночь на рейд выстрелил неоднократные раунды у немецких бомбардировщиков за пределами гавани; Ее оружие стало настолько горячим, что их нужно было заострено водой из реки Медины . Дополнительные боеприпасы должны были быть перевернуты из Портсмута . Это заставило бомбардировщиков оставаться высокими, что затрудняет их должным образом. Корабль также положил дымовую завесу, скрывающую коуты от поля зрения. Город и верфи были сильно повреждены, но обычно считается, что без этого защитного действия это было бы намного хуже. В 2002 году мужество экипажа была удостоена чести местного празднования, которое продолжалось несколько дней, чтобы отметить 60 -летие мероприятия. В 2004 году район Коуэса был назван Франки Плейс в честь командира корабля. Совет острова Уайт одобрил идею иметь Blyskawica возвращается в Cowes в 2012 году, чтобы отпраздновать 70 -ю годовщину мероприятия и 75 -ю годовщину ввода в эксплуатацию корабля. [ 13 ] Были большие праздники, посвященные 70 -летию защиты Коуэса в 2012 году, продолжавшихся несколько дней и в нем приняли участие польский военный корабль Орп Торун . Еще одно большое событие, посвященное празднованию 75 -летия Blyskawica , было организовано друзьями Орп Бенискавика в мае 2017 года, польский флот Minelayer Orp Gniezno прибыл в порт, чтобы принять участие в праздновании. [ 14 ]
В марте 1943 года Blyskawica заменил HMS Lightning , которая была потоплена электронными лодками 12 марта 1943 года в Cruiser Force Q, базирующейся в Боне , штат Северная Африка. В январе 1944 года Blyskawica была назначена англополиш-канадской 10-й флотилии, которая сражалась с Кригсмарином за контроль над английским каналом. Канадские моряки не могли правильно произносить название Blyskawica и всегда называли ее «бутылкой виски». [ 15 ] 8 июня 1944 года Blyskawica приняла участие в битве при Ушанте против эсминцев Кригсмарина .
Во время войны она зарегистрировала 146 000 морских миль (270 000 км) и сопровождала 83 конвоя. В бою она повредила три подводные лодки, помогла погрузить другие корабли и сбила не менее четырех самолетов. В конце 1945 года и начале 1946 года Blyskawica , наряду с эсминцом , приняла участие в Deadlight , накапливая более 100 немецких подводных лодок.
Весной 1947 года Бенискавика была переведена в новое польское правительство , но только 1 июля 1947 года она выплыла из Розита под флагом военно -морского флота польского народного флага. Несколько дней спустя, 4 июля, Бенискавика пришвартовался в Гдинии . [ 16 ]
В первые несколько лет своего возвращения в Польшу Бенискавика использовался в качестве учебного корабля и отправился в поездку с кадетами -офицерами на борту. В 1951 году Бцискавика посетил Ленинград . [ 17 ]
В 1951-52 годах Бенискавика была модернизирована. Британские 4-дюймовые бочки с оружием корабля были заменены советскими боеприпасами на 100 мм на одних и тех же монтажах, позволяющих использовать советские боеприпасы, в то время как советские 37 мм AA оружие в четырех близнецах и двух одиночных крепления заменили старые 40 мм и 20 мм крепления. Одно советское тройное 533,4 мм торпедная трубка заменила Британскую гору. Был добавлен советский радар, включая советскую копию британского радара 291. [ 18 ]
В сентябре 1955 года Орп Бенискавика вместе с Орп Бурзой нанесли вежливый визит в Портсмут , Англия. [ 17 ] В июле 1957 года Blyskawica вместе с двумя подводными охотниками класса Kronshtadt посетили Стокгольм , Швеция. Во время этого визита два польских моряка прыгнули на корабль и попросили политического убежища в Швеции. [ Цитация необходима ]
Blyskawica перенесла вторую модернизацию в конце 1957–1960 гг. Для решения проблем с ее движущей силой, а также радио и электронным оборудованием и обновленным радаром. В то же время ее советские основные орудия B-34 100 мм были заменены на модернизированные орудия B-34 U 100 мм.
Орп Бенискавика продолжала совершать вежливые визиты в иностранные порты в десятилетие 60 -х годов. Она посетила Хельсинки , Финляндия, в 1961 году, после чего посетила Гринвич , Англия, в 1962 году. В сентябре 1963 года Бенискавика позвонил в Копенгаген, Дания. Корабль также посетил Чатем , Англию в 1964 году и Нарвик, Норвегия, в 1965 году. [ 17 ]
9 августа 1967 года Destroyer Blyskawica попала в трагическую аварию в море во время упражнения. Паровая труба высокого давления разорвалась в одной из ее котловых комнат, убив семь моряков. После этой аварии Blyskawica оставалась иммобилизованной, и было решено, что она не пройдет ремонт. Вместо этого она была реклассифицирована как зенитное защитное судно для порта Швинуджси в июне 1969 года. [ 17 ]

В мае 1976 года она стала музейным кораблем, частью военно -морского музея в Гдинии - заменив другого ветерана Второй мировой войны, стареющего Orp Burza . [ 19 ]
В июле 2006 года сохранившийся канадский эсминец HMCS Haida был «близнец» с Blyskawica на церемонии в Гдинии, Польша. [ 20 ] Оба корабля служили в 10 -й флотилии эсминца во время Второй мировой войны. В церемонии приняли участие бывшие члены экипажа как кораблей, так и широкой публики. Корабль был посещен в 2009 году принцем Чарльзом, принцем Уэльским (ныне королем Чарльза III) , и его женой Камиллой, герцогиня Корнуолл (ныне королева Камилла) и 29 июня 2010 года в правительственном доме в Новой Шотландии , принц Филипп , Герцог Эдинбургский , представлен представителям сертификата HMCS Haida The World Ship Trust. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Friedman 2009, p. 35
- ^ Jump up to: а беременный Gardiner and Chesneau 1980, p. 349.
- ^ Ищу новых эсминцев: предварительные тендеры для польских эсминцев. «Море, корабли и корабли». 4/2000. С. 46–53.
- ^ Jump up to: а беременный в Whitley 2000, p. 219
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Kolesnick 1977, p. 5.
- ^ Kolesnick 1977, p.3.
- ^ Уитли 2000, с. 219–220.
- ^ Kolesnik 1977, p. 6.
- ^ Уитли 2000, с. 220.
- ^ Rohwer and Hümmelchen 1992, p. 1
- ^ Kolesnik 1977, pp. 3–4.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. "Har Zion" . uboat.net . Получено 14 июля 2023 года .
- ^ « Героический» военный корабль для воссоединения 2012 года » . Isle of Wight County Press . Newsquest . 17 декабря 2007 года. Архивировано с оригинала 5 сентября 2012 года . Получено 6 апреля 2013 года .
- ^ «Остров Бомбардировки Второй мировой войны запомнил 75 лет» . BBC News . 4 мая 2017 года.
- ^ Burman, J. (7 мая 2010 г.). «Хайда: наш смелый Мститель» . Зритель Гамильтона . Получено 30 апреля 2020 года .
- ^ Kolesnik 1977, p. 4.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Komorowski & Wojcik p
- ^ Kolesnik 1977, p. 7.
- ^ «Орп Бенискавика настоящий Ветеран войны - Музей военно -морского флота» .
- ^ Proc, Джерри (10 декабря 2008 г.). «Близняние HMCS Haida и Orp Blysawica Lyskawica» . Парк Канада . Получено 30 апреля 2020 года .
- ^ Правительство Канады . «2010 Royal Tour> маршрут для 2010 года Royal Tour of Canada» . Принтер королевы для Канады. Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Получено 15 июня 2010 года .
Источники
[ редактировать ]- Фридман, Норман (2009). Британские разрушители: с самых ранних дней до Второй мировой войны . Барнсли, Великобритания: Seaforth Publishing. ISBN 978-1-84832-049-9 .
- Гардинер, Роберт; Чесно, Роджер, ред. (1980). Конвея «Все мировые боевые корабли» 1922–1946 . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Гардинер, Роберт; Chumbley, Стивен, ред. (1995). Конвея - все мировые боевые корабли 1947–1995 . Аннаполис, Мэриленд, США: Военно -морской институт Пресс. ISBN 1-55750-132-7 .
- Колесник, Юджин (1977). «Гром и молния: польские эсминщики Блайскавика и Гром». Военный корабль . 1 (4): 2–11. ISBN 0-85177-132-7 .
- Рохвер, Юрген; Hümmelchen, Gerhard (1992). Хронология войны в море 1939–1945 . Лондон: Greenhill Books. ISBN 1-85367-117-7 .
- Уитли, MJ (2000). Разрушители Второй мировой войны: международная энциклопедия . Лондон: Cassell & Co. ISBN 1-85409-521-8 .
- Коморовски, а.; Wojcik, A. (2003). «Героический эсминец и« счастливчик »корабль ORP« Блайскавика » ». Труды в застроенной среде . 65 : 141–151. ISSN 1743-3509 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]