Li Yuru
Li Yuru | |
---|---|
Ли Юру | |
Рожденный | 25 июля 1923 г. |
Умер | 11 июля 2008 г. |
Альма-матер | Национальная драматическая школа |
Известный | пекинская оперная певица |
Дети | Ли Ли (р. 1944) Ли Руру (р. 1952) |
Li Yuru | |||
---|---|---|---|
китайский | 李玉Ли Юру | ||
| |||
Ли Шучжэнь | |||
Традиционный китайский | 李淑Ли Шучжэнь | ||
Упрощенный китайский | 李淑Ли Шучжэнь | ||
| |||
Ли Сюэин | |||
китайский | 李雪Ли Сюэин | ||
|
Ли Шучжэнь (25 июля 1923 — 11 июля 2008), более известная под своим сценическим псевдонимом Ли Юру , а также Ли Сюэин , была китайской оперной певицей и актрисой. Происходившая из маньчжурской знати , ее помнят как «одну из величайших пекинской оперы ». артисток [ 1 ] и сыграл важную роль в принятии певиц на женские роли ( дан ). Во время Культурной революции она находилась в заключении с 1966 по начало 1970-х годов. В 1979 году она вышла замуж за Цао Юя , одного из самых выдающихся китайских драматургов 20-го века , и, после Китая открытия Дэн под руководством Сяопина , закончила свою жизнь, уважаемая как одна из немногих сохранившихся мастеров ролей дань .
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Она родилась в Пекине 25 июля 1923 года. [ 1 ] [ н 1 ] Чжэн Юаньлуну [ н 2 ] [ 2 ] и Ли Юйсю (1900–1966). [ 3 ] Ли происходила из маньчжурской знати , но сменила имя на Хань после Синьхайской революции 1911 года , которая в конечном итоге свергла маньчжурскую династию Цин . [ 4 ] Ее отец умер, когда она была младенцем. [ 5 ] Когда ей было пять лет, ее мать снова вышла замуж за бизнесмена по имени Цзяо Дэчжай. [ н 3 ] [ 2 ]
Семья была бедной. Когда ей было 9 [ 6 ] или 10, [ 7 ] они отправили ее в Национальную драматическую школу [ n 5 ] чтобы научиться ремеслу и получать еду. [ 7 ] Эта школа была открыта в 1930 году как первая оперная школа совместного обучения в Китае. [ n 6 ] и направлен на реформирование образования пекинских оперных певцов и музыкантов. [ 7 ] За два столетия до появления женщин на сценах Шанхая в 1870-х годах женские оперные роли исполнялись мужчинами. Из-за связи с проституцией эта работа по-прежнему подвергалась стигматизации, и студентки, несмотря на то, что их обычно вынуждала к занятиям бедность, раньше нуждались в частных репетиторах. [ 6 ] Школа была более респектабельной, но Цзяо взяла вымышленное имя своей матери — Ли, чтобы не позорить отца. [ 6 ] [ 7 ] Вместе с другими учениками четвертого класса школы, Ли затем принял сценический псевдоним , включающий в себя компонент поколения «нефрит»: Ли Юру. [ 9 ] Там Ли разучивал пьесы и участвовал в «тяжелых» физических упражнениях. [ 1 ] Ее обучение было сосредоточено на ролях « зеленых », « цветочных » и « меча и коня », но охватывало множество школ. [ н 7 ] [ 6 ] [ 7 ] Она училась шесть дней в неделю, и по воскресеньям ей разрешали свидания с семьей. Избиения применялись за плохое поведение, медленную учебу или в качестве коллективного наказания за ошибку одного ученика, но учителям категорически запрещалось бить ученика по голове. [ 9 ]
Карьера
[ редактировать ]Ли и актрисы ее поколения «сыграли важную роль в развитии [Пекинской оперы], превратив дан в роль, которую также играют женщины». [ 8 ]
Свой дальнейший успех она объяснила эклектичным обучением в школе. [ 7 ] но первое выступление Ли было катастрофой. Получив второстепенную роль с четырьмя строками через шесть месяцев обучения, ей не удалось взять высокие ноты, и публика заметила ее и высмеяла. В течение следующих пяти лет она получала только второстепенные роли. [ 6 ] Она применила этот опыт с пользой: «Играя массовку, я выучила пьесы, которым не учили на нашем курсе. Я также наблюдала не только свой тип персонажа, но и другие роли. Я познакомилась со сценой и публикой». . [ 10 ] Каждое утро она просыпалась в 6 часов (на два часа раньше остальных учеников) и ходила на дополнительные занятия. [ 11 ] Зрители тоже с ней познакомились. В 14 лет ей дали платье и главную роль принцессы в спектакле, главная героиня и дублер которого потеряли голос . Позже она вспоминала, что, когда она приняла свою первую позу, прежде чем произнести строчку, «начались аплодисменты и крики. Это было так громко, что у меня звенело в ушах. После этого каждая строчка, которую я пела или говорила, и каждое выражение глаз Я бы получил овации при полном зале». [ 12 ] В 14 лет она стала «звездной ученицей» и начала «играть всевозможные ведущие роли», тем более что директор и регистратор не осознавали, что она выучила эту роль раньше школьной программы. [ 12 ] За время обучения Ли изучила около 40 пьес хуа дань («цветочная роль»). [ 13 ]
Окончив обучение в 17 лет в 1940 году, она основала собственную труппу. [ н 8 ] с друзьями из школы. Она организовала программу из 62 новых и традиционных спектаклей за успешный 48-дневный показ в Шанхае , сыграв главную роль в 28 из них. [ 14 ] Не любя давление, которому она подверглась как независимая молодая актриса, она распустила труппу и отдала себя под обучение и защиту старшим актерам-мужчинам: Сюнь Хуэйшэну и Мэй Ланьфану , двум из «Четырех Великих Дань »; Чжао Туншань , величайший «цветочный» актер того времени; [ 12 ] «боевой клоун» Е Шэнчжан ; «образованный клоун» Ма Фулу ; актер «нарисованного лица» Цзинь Шаошань ; «боевой» актер Ли Шаочунь ; «Четыре великие бороды» Ма Ляньлян , Тан Фуин , Ян Баосэнь и Си Сяобо ; и другие «старики» Чжоу Синьфан и Тан Юньшэн . Она также училась у женщин-имитаторов Юй Ляньцюань и Чэн Яньцю . [ 8 ] Широкий круг специалистов значительно расширил ее репертуар. [ 15 ] В этот период Ли дал успешные спектакли «Дракон и Феникс» , «Двор Черного дракона» , «Два феникса, летящие вместе» , «Три красотки» . [ 1 ] Ее карьерой и финансами в основном занималась ее мать, которую считали одной из «четырех знаменитых матерей» оперы. [ 3 ] [ n 9 ] В 1944 году у нее родилась первая дочь Ли Ли. [ 1 ]
Жестокое обращение с Ли со стороны японцев и националистов побудило ее «искренне» поддержать народную республику, основанную победившими коммунистами в 1949 году. [ 15 ] Ее успех, несмотря на бедность, отсутствие семейных связей и избегание богатого и влиятельного покровителя, дал ей возможность начать с чистого листа. [ 17 ] и она была относительно молода и знаменита. [ 15 ] Многие важные кадры, в том числе Чжоу Эньлай , Чэнь И и Хэ Лун , были поклонниками пекинской оперы и прилагали особые усилия для ее развития. [ 4 ] Во время реформы коммунистического театра [ n 10 ] началось в 1949 году, [ 13 ] Ли был выбран «народным артистом». [ 1 ] несмотря на то, что многие из « цветистых » пьес, которые она подготовила, были сняты со сцены из-за отсутствия в них идеологической значимости, насилия и сексуальности. [ 12 ] Она много выступала в Китае и даже гастролировала по Советскому Союзу и Европе. несколько раз [ 1 ]
Ее вторая дочь Ли Руру [ n 11 ] родился в 1952 году. [ 1 ] В том же году она отдыхала в своей гримерке в Ухане , когда появились солдаты и потребовали, чтобы она прекратила исполнение « Чэн Яньцю » Весенней мечты о будуаре . [ n 12 ] Во время Корейской войны они считали инсценировку Тан стихотворения эпохи Ду Фу совершенно неуместной и поддерживали американский империализм . Озадаченная, но напуганная, она подчинилась и не исполняла это снова до 1980-х годов, когда сопротивление пацифистским темам Ченга давно прошло. Затем Ли был призван для исполнения пересмотренных версий традиционных пьес для китайских войск в Корее. [ 18 ] Ее любимой пьесой была «Пьяная императорская наложница» , повествующая об одной ночи из жизни Ян Гуйфэя во времена династии Тан . Ли исполнила в нем различные роли около 200 раз: от второстепенной роли в 11 лет до главной роли в 1993 году в 70 лет. меняющиеся чувства: от трезвого к пьяному, от высокомерного и радостного к разочарованному, к грустному и к гневному». [ 19 ] 1948 года рекомендовала эту пьесу для цензуры как «вредную» пьесу Редакционная статья People's Daily . [ n 13 ] Мэй Ланьфан работала над дезинфекцией пьесы, и в 1953 году ей разрешили показать ее китайским войскам в Корее. [ 20 ] Не вся цензура исходила от правительства. Позже она рассказала своей дочери Руру, что « переформирование сознания » было настолько мощным, что идеология проникла в нас. Казалось, что в нашем сознании был цензор, и мы добровольно отказались от многих пьес, которые не были запрещены. список, потому что мы чувствовали, что они не соответствуют идеологическим стандартам, которые мы усвоили... и они не принесут пользы нашей аудитории». [ 21 ] Оглядываясь назад, ей стало стыдно за утраченное наследие: «Я не знаю, что я могу сказать своим предшественникам, когда увижу их на том свете ». [ 21 ]
В 1953 году Ли стал частью труппы Шанхайской пекинской оперы, которая в 1955 году была объединена с несколькими другими труппами и образовала Шанхайский пекинский оперный театр. [ n 14 ] [ 15 ] «Успешно адаптировавшись к современному политическому климату», она начала зарабатывать более 1000 юаней в месяц. [ 22 ] и иметь гораздо лучший социальный статус, чем в довоенном Китае. [ 23 ] В состав труппы входили Тонг Чжилин и Янь Хуэйчжу . [ 22 ] В 1950-е годы Ли расширил одноактную сцену из пьесы «Принцесса Байхуа» до полноценной пекинской оперы . [ 24 ] Она и ее коллеги планировали адаптировать ее версию в полноценную пьесу в 1960 году, когда Чэнь И , в то время министр иностранных дел Китая, попросил их внести «фундаментальное изменение в предпосылку пьесы, чтобы использовать ее для нужд Китая». Дипломатия холодной войны ». [ 24 ] В период с 1960 по 1961 год пьеса претерпела «четыре версии, что еще больше усложнялось нестабильным идеологическим маятником той эпохи». [ 24 ] Наряду с принцессой Байхуа , другими запоминающимися выступлениями были ее «Брак с сундуком» 1958 года ( Гуй Чжун Юань ), «Павильон цветущей красной сливы» 1959 года ( Хунмэй Гэ ) и «Королевская наложница Мэй» 1961 года ( Мэй Фэй ). [ 8 ]
Заключение
[ редактировать ]Со школьных лет Ли поддерживала некоторые изменения в репертуаре традиционной пекинской оперы, в частности удаление «розовых сцен». [ n 15 ] с откровенно сексуальным содержанием. Театральная реформа не запретила сразу многие пьесы, но сокращение количества постановочных традиционных пьес заставило ее беспокоиться об утрате некоторых приемов с уходом старшего поколения исполнителей. [ 18 ] Был также спрос на более современные пьесы, но опыт Ли, играя в четырех из них, оставил ее некомфортной, поскольку драматурги мало учитывали условности, которым ее учили использовать: «Мне некуда было девать руки, я даже не знала, как ходить или что делать на сцене». [ 25 ] Условности, которые она использовала, вызвали ее резкую критику за «порочу имиджа представителей рабочего класса». [ 25 ] Несколько раз она поддерживала идею оставить старые жанры, такие как пекинская и куньская опера, за их традиционным каноном и ограничить современные пьесы новыми драматическими формами. [ 25 ]
В начале Культурной революции в 1966 году ее мать Ли Юйсю столкнулась с бандой хунвейбинов , которые разрушали статуи во дворе ее дома . Затем более дюжины подростков ворвались в поместье на неделю, обыскивая ее вещи на предмет старых или контрреволюционных вещей. Когда они обнаружили, что она была маньчжуркой , принявшей новое имя после падения Империи Цин , все ее сбережения, основанные на доходах ее дочери до 1949 года, были конфискованы. Затем ее так жестоко избили, что она скончалась от полученных травм. [ 26 ] [ 27 ] Ли Юру посадили в «бычий загон» и заставили писать признательные показания. [ 1 ] о ее «преступлениях» против «буржуазной мысли и индивидуализма, проявленных в стремлении к славе», о «буржуазном образе жизни», проявляемом «в макияже и модной одежде», а также об участии в «контрреволюционных пьесах, которые она ставила на этап". [ 13 ] Ее пытали. [ 27 ] Ее дочери стали сосланными молодыми людьми , переехавшими в деревню и вынужденными работать в деревне. [ 1 ] Ли был освобожден в начале 1970-х годов. [ 1 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Ли вернулся на сцену в 1977 году, и в сентябре следующего года ему разрешили возглавить традиционную оперу. [ 27 ] Она также была наставником молодых актрис и обучала студентов на мастер-классах. [ 28 ] и семинары. [ 1 ] В декабре 1979 года [ 28 ] Ли вышла замуж за Цао Юя , китайского драматурга, ныне известного как «самая значительная фигура в развитии современной драматургии Китая». [ 29 ] а иногда сравнивают с Шекспиром , Ибсеном и Чеховым . [ 30 ] Будучи на 14 лет старше, Цао часто нуждался в ее заботе. [ 28 ] до своей смерти в 1996 году. [ 1 ]
В 1980-х годах Ли начал писать. Впервые она поставила полнометражный спектакль « Любовь и ненависть» . [ 31 ] основан на Ван Куя предательстве Цзяо Гуйин . [ 28 ] Она вела колонки в газетах Xinmin Evening News и Wenhui Daily. [ 8 ] а в 1992 году выпустил в сериале Пинци. роман [ n 16 ] [ 28 ] это было переиздано под названием « Маленькая женщина». В следующем году [ 32 ] и адаптирован как 20-серийный телевизионный мини-сериал в 1999 году. [ 28 ] Она также опубликовала две книги о пекинской опере. [ 33 ] [ 34 ] оба из них она написала после второй операции по поводу рака легких. [ 35 ] в 2007 году. [ 36 ]
В 2007 году Ли был одним из четырех лауреатов награды Всекитайской ассоциации литературы и искусства за выдающиеся достижения в исполнительском искусстве. [ 13 ] считается одним из «немногих ныне живущих мастеров роли дана ». [ 8 ]
Ли умер 11 июля 2008 года в Шанхае . [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]- Хэн ненависть , и 1984 Цинси Любовь ; . [ n 18 ] (на китайском языке)
- 小女 на ( Сио Нёрэн; Маленькая женщина ) , 1993. ( китайском языке)
- Ли Юру об пекинской оперы искусстве / Li Yuru об пекинской оперы искусстве ( Lǐ Yùrú Tán Xìshuō Yì; Li Yuru on the Art of Peking Opera ) , 2008. ( на китайском языке)
- Дзюбен Юнчу из репертуара на Сюаньцзи Юру Избранные пьесы , Лю Ли Юру ) 2010. ( китайском языке
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Однако, чтобы скрыть ее возраст, ее родители указали в регистрационных документах школы и других официальных документах год ее рождения как 1924. [ 1 ]
- ^ Китайский: t 正 元 龙 , s 正 元 龙 , Чжэн Юаньлун .
- ↑ Китайский: t 久 德 尊 , s 久 德 尊 , Цзяо Дэчжай .
- ↑ формы сокращенной названия От s 中华戏校Чжунхуа [ 6 ]
- ^ Китайский: t 中华 剧 專科Профессиональная школа , s 中华 Театральная профессиональная школа , Zhōnghuá Xìqǔ Zhuānkē Xuéxiào , освещенная «Профессиональная школа китайской драмы», также известная как «Китайская театральная школа». [ н 4 ] [ 8 ] или «Пекинская театральная школа». [ 6 ]
- ↑ Учебная компания Фуляньчэн ( t 富 連 成 , s 富 连 成 , Fùliánchéng ) ранее принимала учениц в 1912 году только для того, чтобы отправить их домой, когда полиция Пекина опубликовала приказ, запрещающий выступления смешанным актерам. [ 6 ] Школа, хотя и была интегрированной, продолжала исключать женщин из «боевых» женских ролей , обучение которых считалось «слишком суровым» для девочек-подростков. [ 9 ]
- ^ Китайский: школа , люпай .
- ^ Жуйи, Скипетр , или Труппа «Как вам это понравится» ( 如如意 社 , Руйи Шэ ).
- ^ Китайский: 四大 大名名妈 , Си Дамин Ма . Остальные трое были матерями Ли Яньсю , Лян Сюцзянь и У Суцю . [ 16 ]
- ↑ Китайский: t 肖 gai , s gai 祎 , xìgǎi .
- ^ Китайский: 李如李如如 , Лу Руру .
- ^ Китайский: t 春閨春女梦 , s 春闺春女梦 , Чун Гуй Мэн .
- ↑ Жалобы включали в пьесе «непристойность, стремление к удовольствиям и сексуальную навязчивость». [ 19 ]
- ^ Китайский: Шанхайский пекинский оперный театр , Шанхайский пекинский оперный театр , Шанхай Цзиньцзю Юань .
- ^ Китайский tfenxi 戲 , sfenxi 粉 , fěnxì . :
- ^ Китайский ПИНЦЗИ , : ПЦЗУ .
- ^ Цин — цвет без прямого перевода на английский язык. Это единый цвет, зеленый и синий (и, как в данном случае, некоторые оттенки черного оттенками которого считаются ). См. Сине-зеленое различие в языке .
- ^ Буквально зеленый [ n 17 ] Ненависть с волосами , но чаще переводится как Любовь и Ненависть. [ 28 ] или Ненависть и волосы цвета воронова крыла . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Дэвин, Делия (20 июля 2008 г.), «Некролог: Ли Юру» , The Guardian , получено 8 мая 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Он (2010с) .
- ^ Перейти обратно: а б Ли (2010a) , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Ли (2010a) , с. 135.
- ^ Ли Цзычи, «Цао Юй» , подробно описывающий любовные связи ученых Цинхуа [ Xìshuō Qīnghuá Xuézhěmen de Àiqíng Wongshì ] , Пекин: Dongfang Press . (на китайском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ли (2010a) , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ли (2010б) , стр. 224.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Это (2009) .
- ^ Перейти обратно: а б с Ли (2010б) , стр. 225.
- ^ Li Yuru, interview with Li Ruru on 22 April 2007.
- ^ Ли (2010a) , с. 138–139.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ли (2010a) , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б с д Он (2010а) .
- ^ Ли (2010b) , стр. 225–226.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ли (2010б) , стр. 226.
- ^ Ли (1990) , с. 7.
- ^ Ли (2010a) , с. 139–140.
- ^ Перейти обратно: а б Ли (2010b) , с. 227.
- ^ Перейти обратно: а б Ли (2010a) , с. 142.
- ^ Ли (2010a) , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Ли (2010a) , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Юэян (25 ноября 2009 г.), «Превратности китайской оперной звезды» , Женщины Китая , Женские публикации Китая на иностранных языках , получено 14 мая 2016 г.
- ^ Ли (2010a) , с. 136.
- ^ Перейти обратно: а б с Лю Сиюань (2013), «Дело принцессы Байхуа : государственные дипломатические функции и театральный творческий процесс в Китае в 1950-х и 1960-х годах», Asian Theater Journal , vol. 30, стр. 1–29, номер документа : 10.1353/atj.2013.0006 , ISSN 1527-2109 , S2CID 153635590 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ли (2010б) , стр. 228.
- ^ Ли (2010a) , стр. 134–135.
- ^ Перейти обратно: а б с Ли (2010б) , стр. 229.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ли (2010б) , стр. 230.
- ^ Риммингтон, Дон (16 января 1997 г.), «Новый голос китайской сцены», The Guardian .
- ^ Ли (2010b) , стр. 217.
- ^ Который (1984) .
- ^ Который (1993) .
- ^ Это (2008) .
- ^ Это (2010) .
- ^ Ли (2010b) , стр. 218.
- ^ Ли (2010b) , стр. 231.
Библиография
[ редактировать ]- Ли Руру (2009), «Ли Юру» , Энциклопедия современной китайской культуры , Тейлор и Фрэнсис, стр. 461, ISBN 9780415777162 .
- Ли Руру (2010a), «Ли Юру — традиция Цзинджу и коммунистическая идеология», Душа пекинской оперы: театральное творчество и преемственность в меняющемся мире , Гонконг: Hong Kong University Press, стр. 121–154, ISBN 9789622099951 .
- Ли Руру (2010b), «Памятники театральной карьеры Цао Юя и Ли Юру в 2010 году» (PDF) , CHINOPERL Papers , vol. № 29, Конференция по китайской устной и исполнительской литературе.
{{citation}}
:|volume=
имеет дополнительный текст ( помощь ) . - Ли Руру (2010c), Кристально чистый нефрит [ Jīngyíng Tòuliàng de Yù ] , Шанхай: Шанхайское народное издательство . (на китайском языке)
- Чжоу Хуань, изд. (1990), Морская регата хризантем : мемуары Ли Ваньчуня , Пекин: Китайская литературно-историческая пресса . (на китайском языке)