Jump to content

ПРСП

DSRP — это теория и метод мышления, разработанные системным теоретиком и учёным-когнитивистом Дереком Кабрерой . Это аббревиатура, обозначающая различия, системы, отношения и перспективы. Кабрера утверждает, что эти четыре модели лежат в основе любого познания , что они универсальны для процесса структурирования информации и что люди могут улучшить свои мыслительные навыки , научившись явно использовать четыре элемента. [1]

Кабрера различает теорию DSRP DSRP и метод . Теория — это математический формализм и философские основы, а метод — это набор инструментов и методов, которые люди используют в реальной жизни (особенно в образовании ).

Впервые DSRP был описан Дереком Кабрерой в книге Remedial Genius . [2] : 13  В более поздних работах Кабрера описывает D, S, R и P как «модели мышления» и подробно останавливается на значении этих навыков мышления. [3] [4] Теория DSRP представляет собой математический формализм системного мышления и познания , построенный на философских основах конструктивизма и эволюционной эпистемологии . Метод DSRP используется в образовании и повлиял на образовательную реформу , а также на управление обучающимися организациями . [5]

В 2008 году специальный раздел журнала Evaluation and Program Planning был посвящен рассмотрению теории и метода DSRP. [6]

Самоизданная книга 2015 года «Системное мышление стало простым» представляет собой обновленную трактовку DSRP. [7] [8]

Теория DSRP

[ редактировать ]

DSRP состоит из четырех взаимосвязанных структур (или шаблонов), каждая из которых имеет два противоположных элемента. Структуры и их элементы: [9]

  • Выделение различий , которые состоят из идентичности и другого
  • Организационные системы – состоящие из части и целого.
  • Распознавание отношений , состоящих из действия и реакции.
  • Взгляд на перспективу – который состоит из точки и взгляда

Существует несколько правил, регулирующих DSRP: [10]

  1. Каждая структура (D, S, R или P) подразумевает существование трех других структур.
  2. Каждая структура предполагает существование двух своих элементов и наоборот.
  3. Каждый элемент подразумевает свою противоположность (например, идентичность подразумевает другое).

Эти правила иллюстрируют, что DSRP представляет собой модульный , фрактальный , нелинейный и сложный системный процесс: четыре структуры DSRP возникают не в виде поэтапного линейного процесса, а в высокой степени взаимозависимого и сложного процесса. [10]

Теория DSRP утверждает, что эти четыре структуры присущи каждой части знаний и универсальны для всего человеческого мышления, и что любую часть информации можно просмотреть, используя каждую из этих структур, чтобы получить более глубокое понимание этой информации. Порядок выполнения операций не имеет значения, поскольку все четыре выполняются одновременно. [11]

Джеральд Миджли отметил, что структуры DSRP имеют аналоги в других теориях систем: различия аналогичны границам Вернера Ульриха граничной критики ; Стаффорда Бира исследует Модель жизнеспособной системы вложенные системы (части и целые) способами, аналогичными букве «S» в DSRP; Джея Райта Форрестера Системная динамика это исследование взаимоотношений; а методология мягких систем исследует перспективы. [12] : 318 

Любой фрагмент информации можно проанализировать с использованием каждого из этих элементов. Например, возьмем Демократическую партию США . Давая партии название «Демократическая», различие проводится между ней и всеми другими образованиями. В данном случае Демократическая партия — это личность , а все остальное (включая Республиканскую партию США ) — другое . Однако с точки зрения Республиканской партии («идентичности») Демократическая партия является другой .

Демократическая партия также является системой — это целое целое, но она состоит из составных частей — ее членства, иерархии, ценностей и т. д. Если смотреть с другой точки зрения , Демократическая партия — это всего лишь часть целой . вселенной американских политических партий.

Демократическая партия находится во взаимоотношениях с бесчисленным множеством других субъектов, например, средствами массовой информации, текущими событиями, американским электоратом и т. д., каждый из которых взаимно влияет на партию — связь причинно следственная - это . Партия сама по себе является также отношением между другими понятиями, например, между избирателем и политической принадлежностью.

Демократическая партия также представляет собой взгляд на мир — точку на политическом ландшафте, с которой можно рассматривать проблемы.

Основное применение теории DSRP заключается в ее различных методологических инструментах, но сама теория представляет собой математический формализм, который вносит вклад в области эволюционной эпистемологии и познания . Формальная теория утверждает, что DSRP — это простые правила в сложной адаптивной системе , которая порождает системное мышление :

Уравнение объясняет, что автономные агенты (информация, идеи или вещи) следуют простым правилам (D,S,R,P) со своими парами элементов (io, pw, ar, ρ-v) в нелинейном порядке (:) и с различными -следствия правил (○), коллективная динамика которых на протяжении временного ряда от j до n приводит к возникновению того, что мы могли бы назвать системным мышлением (СТ).

Элементы каждого из четырех шаблонов следуют простой базовой логике, как и взаимодействие между шаблонами. Эта логика лежит в основе уникальной способности DSRP характеризоваться как многовалентная, но содержать в себе бивалентность.

Шаблон определяется как элемент 1, подразумевающий элемент 2.
Элемент 1 существует Элемент 2 существует элемент 1 одновременно подразумевает элемент 2 Шаблон существует
Отличие определяется как идентичность, подразумевающая другое.
Личность существует существует другой идентичность подразумевает другое Различие существует
Система определяется как целое, подразумевающее часть(и)
Целое существует Часть существует целое подразумевает часть Система существует
Отношения определяются как действие, подразумевающее реакцию.
Действие существует Реакция существует действие предполагает реакцию Отношения существуют
Перспектива определяется как точка, подразумевающая представление.
Точка существует Представление существует точка со-подразумевает точку зрения Перспектива существует
Существование D или S или R или P подразумевает существование D и S и R и P.
Если D или S или R или P существует Тогда D и S и R и P существуют Один шаблон подразумевает все шаблоны

метод DSRP

[ редактировать ]

DSRP как метод построен на двух предпосылках: во-первых, люди создают знания, при этом знания и мышление находятся в непрерывном цикле обратной связи (например, конструктивизм ), и во-вторых, что знания изменяются (например, эволюционная эпистемология ). [4] : 19–21  Метод DSRP основывается на этом конструктивистском взгляде на знания, побуждая пользователей физически и графически исследовать информацию. Пользователи берут концепции и моделируют их с помощью физических объектов или диаграмм. Затем эти объекты перемещаются и связываются различными способами, чтобы представить некоторую часть информации или контента и ее контекст с точки зрения различий, систем, отношений или точек зрения. После того как концепция была смоделирована и исследована с использованием хотя бы одного из четырех элементов DSRP, пользователь возвращается, чтобы проверить, достаточна ли существующая модель для его или ее нужд, а если нет, выбирает другой элемент и исследует концепцию, используя его. . Этот процесс повторяется до тех пор, пока пользователь не будет удовлетворен моделью. [13]

Метод DSRP состоит из нескольких частей, включая мышление, корневые списки, направляющие вопросы, тактильные манипуляции и диаграммы DSRP. [ нужна ссылка ]

Образ мышления

[ редактировать ]

Образ мышления DSRP представляет собой парадигматический сдвиг в сторону размышлений об основной структуре идей, а не только о содержании речевых актов, учебных программ или информации любого рода. Образ мышления DSRP означает, что человек объясняет основную структуру.

Корневые списки

[ редактировать ]

Корневые списки — это просто списки различных концепций, моделей поведения и когнитивных функций, которые «коренятся» в D, S, R или P. Эти корневые списки показывают исследовательские связи между четырьмя универсальными структурами и существующими структурами, которые могут быть более знакомы пользователям. с такими, как категоризация, сортировка, причина и следствие и т. д.

Наводящие вопросы

[ редактировать ]

Наводящие вопросы предоставляют пользователям нечто похожее на сократовский метод опроса , но с использованием DSRP в качестве базовой логики. Пользователи задают «наводящие вопросы», которых по два для каждой структуры DSRP. Направляющие вопросы: [4]

  • Отличия
    • Что такое __________?
    • Что не является __________?
  • Системы
    • Есть ли у _________ части?
    • Можете ли вы представить себе _________ как часть?
  • Отношения
    • Связан ли ________ с __________?
    • Можете ли вы думать о ________ как об отношениях?
  • Перспективы
    • С точки зрения __________, [вставить вопрос]?
    • Можете ли вы подумать о ____________ с другой точки зрения?

Тактильные манипуляции и диаграммы DSRP

[ редактировать ]

Пользователям предлагается моделировать идеи с помощью блоков или других физических объектов или рисовать (схемировать) идеи в терминах D, S, R и P. Этот аспект метода пропагандируется как форма нелингвистического представления идей, основанная на Исследования показывают, что учащиеся более эффективно приобретают и структурируют знания, когда информация представлена ​​в лингвистических и нелингвистических форматах. [ нужна ссылка ]

Образовательные результаты

[ редактировать ]

Предполагается, что при постоянном использовании этот метод улучшит шесть конкретных типов мыслительных навыков: [11]

  • Критическое мышление совершенствуется по мере того, как люди учатся изучать причины проводимых ими различий, а также точки зрения и отношения, влияющие на представление информации.
  • Творческое мышление улучшается по мере того, как люди устанавливают связи (т.е. отношения) между новыми фрагментами информации.
  • Системное мышление совершенствуется по мере того, как человек становится все более свободно владеть всеми четырьмя элементами DSRP.
  • Междисциплинарное мышление улучшается по мере того, как люди пересматривают границы (т.е. различия) и устанавливают связи между новыми фрагментами информации.
  • Научное мышление совершенствуется по мере того, как люди учатся логически анализировать информацию.
  • Эмоциональный интеллект и просоциальное поведение улучшаются по мере того, как люди учатся рассматривать разные точки зрения, особенно представлять точки зрения других людей.

Кроме того, предполагается, что метод DSRP повысит эффективность работы учителей. [ нужна ссылка ]

Приложения

[ редактировать ]

Кабрера утверждает, что теория DSRP как математический и эпистемологический формализм и метод DSRP как набор когнитивных инструментов универсально применимы к любой области знаний. [1]

Образование

[ редактировать ]

Метод DSRP широко использовался в образовательных учреждениях, от дошкольного до высшего образования. Метод DSRP, применяемый в образовании, предназначен для работы с существующими учебными программами по конкретным предметам для развития навыков мышления и предоставления учащимся возможности структурировать содержательные знания. [14]

Организационное обучение

[ редактировать ]

Как универсальная теория системного мышления, метод DSRP широко используется в качестве основы организационного обучения. [ нужна ссылка ] Связь между организационным обучением и системным мышлением была установлена ​​Питером Сенге . [15] DSRP формирует основу организационных систем и модели обучения, называемой VMCL.

Физические, естественные и социальные науки

[ редактировать ]

Поскольку ее создатели заявляют, что DSRP является одновременно эпистемологической и онтологической теорией (то есть она предсказывает не только то, что известно, но и то, как новые вещи станут известны и как эти вещи на самом деле структурированы априори), [1] его можно использовать не только для деконструкции существующих (известных) знаний о любых явлениях, но также в качестве прогнозирующего и предписывающего инструмента для развития любой области знаний о любых физических, природных или социальных явлениях.

Теория DSRP утверждает, что проблема разума и тела и проблема обоснования символов , которая вызывает разрыв между нашими знаниями о физических вещах и физическом мире (основа системного мышления), решена, потому что наши универсальные когнитивные структуры DSRP развивались в пределах границ и ограничений физические, химические и биологические законы. [ нужна ссылка ] То есть онтологическая основная структура физических вещей, а также эпистемологическая основная структура идей согласовываются в рамках DSRP. [16]

Оценка и планирование программ

[ редактировать ]

DSRP использовался для применения системного мышления в областях оценки и планирования программ, включая финансируемую Национальным научным фондом инициативу по оценке крупномасштабных в области науки, технологий, инженерии и математики ( STEM ), образовательных программ [17] а также оценки сложных программ естественнонаучного образования Института Санта-Фе . [18]

Программное обеспечение

[ редактировать ]

DSRP обеспечивает концептуальную основу для Plectica, облачного приложения. [19] Структура карточек и функции сопоставления неявно ссылаются на правила DSRP и предоставляют среду, в которой пользователи могут создавать визуальные карты конструкций DSRP по любой теме или процессу.

Не все эксперты согласны с тем, что DSRP является определяющим признаком системного мышления, как утверждает Кабрера. Джеральд Миджли утверждал, что «модель DSRP, которую предлагают Кабрера и др., представляет собой интерпретацию, навязанную другим точкам зрения, и они готовы отвергнуть концепции тех точек зрения, которые не подходят». [12] : 318  Миджли выступал за прагматический методологический плюрализм против унификации и советовал: «Вместо того, чтобы пытаться рационализировать область системного мышления, возможно, им [Кабрера и др.] было бы лучше признать, что их точка зрения является одной из многих. им, чтобы доказать его последовательность и полезность, сохраняя при этом дверь открытой для идей с других точек зрения». [12] : 319–320 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Кабрера, Дерек ; Колози, Лаура; Лобделл, Клэр (август 2008 г.). «Системное мышление» . Оценка и планирование программ . 31 (3): 299–310. doi : 10.1016/j.evalprogplan.2007.12.001 . ПМИД   18272224 .
  2. ^ Кабрера, Дерек (2001). Лечебный гений: думайте и учитесь как гений, используя пять принципов познания . Лавленд, Колорадо: Project N Press. ISBN  978-0970804501 . OCLC   47880905 .
  3. ^ Кабрера, Дерек (май 2006 г.). Системное мышление: четыре универсальные модели мышления (PDF) (кандидатская диссертация). Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет . ОСЛК   303117195 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Кабрера, Дерек ; Колози, Лаура (2012) [2009]. Думать за каждым столом: четыре простых навыка, которые преобразят ваш класс . Книги Нортона в образовании. Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN  9780393707564 . OCLC   759908576 .
  5. ^ Эрнандес, Саша (9 декабря 2014 г.). «Мероприятие в стиле TED посвящено системному мышлению» . Корнелльский университет. Корнеллские хроники . Проверено 18 января 2017 г.
  6. ^ «Специальный раздел: Методы шаблонов мышления, применяемые в теории и практике оценки» . Оценка и планирование программ . 31 (3): 299–334.
  7. ^ Кабрера, Дерек (2015). Системное мышление стало проще: новая надежда на решение сложных проблем . Итака, Нью-Йорк: Odyssean Press. ISBN  978-0996349307 . OCLC   915799089 .
  8. ^ Эмерсон, Роберт (декабрь 2015 г.). «Рецензия на книгу: Системное мышление стало проще: новая надежда на решение сложных проблем Дерека и Лауры Кабрера, Odyssean Press, 2015». Понимание . 18 (4): 41. дои : 10.1002/инст.12062 .
  9. ^ Уиллер, Грег (2010). «Простое решение сложной проблемы» . АКСД Экспресс . 5 (23). Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Кабрера, Дерек (апрель 2008 г.). «Различия, системы, отношения, перспективы: простые правила сложных концептуальных систем: универсальная описательная грамматика познания» . Материалы 52-го ежегодного собрания ISSS – 2008, Мэдисон, Висконсин . 3 (1).
  11. ^ Перейти обратно: а б «TEDxWilliamsport - Доктор Дерек Кабрера - Как работает мышление» . Ютуб . 6 декабря 2011 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Мидгли, Джеральд (август 2008 г.). «Ответ на статью Д. Кабреры и др. «Системное мышление»: Объединение системного мышления: есть ли золото на конце радуги?» . Оценка и планирование программ . 31 (3): 317–321. doi : 10.1016/j.evalprogplan.2008.04.002 . ПМИД   18547644 .
  13. ^ «Методика обучения навыкам мышления и приобретения знаний» . Гугл Патенты .
  14. ^ Орр, Дженнифер (2012). «Размышление о навыках мышления: не как, а что» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2015 г. Проверено 17 марта 2016 г.
  15. ^ Сенге, Питер (1990). Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации (изд. 0385260954). Нью-Йорк: Даблдей. стр. 424 .
  16. ^ Видеодемонстрация представляет собой конкретный пример того, как DSRP применяется к научным открытиям как описательно, так и прогнозно: «DSRP новых видов дельфинов создает новые знания» . Ютуб . 16 сентября 2011 г.
  17. ^ Стил, Билл (15 июня 2006 г.). «Действительно ли информационно-пропагандистская деятельность сработала? Команда Корнелла разработает инструменты для оценки научно-технического образования» . Корнеллские хроники онлайн. Архивировано из оригинала 21 июня 2006 г. Проверено 17 марта 2016 г.
  18. ^ Стайтс, Джанет (зима 2007 г.). « [электронная почта защищена] создает основу для комплексного научного образования» (PDF) . Бюллетень Института Санта-Фе . 22 (1): 45–51. Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2011 г. Проверено 1 марта 2012 г.
  19. ^ Уолтерс, Риверейн; Кензи, Эрин; Мецгер, Александр; Балтутис, Уильям Джесси; Чакрабарти, Какали; Хирш, Шана; Лаурсен, Бетани (апрель 2019 г.). «Подход системного мышления для извлечения ментальных моделей из визуальных граничных объектов в гидрополитическом контексте: тематическое исследование из бассейна реки Пилкомайо» . Экология и общество . 24 (2): 9. doi : 10.5751/ES-10586-240209 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 956c43a155507776c0616a61469d6e96__1718489340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/96/956c43a155507776c0616a61469d6e96.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
DSRP - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)