ПРСП
Эта статья содержит контент, написанный как реклама . ( Май 2024 г. ) |
Судя по всему, основной автор этой статьи тесно связан с ее предметом. ( Май 2024 г. ) |
DSRP — это теория и метод мышления, разработанные системным теоретиком и учёным-когнитивистом Дереком Кабрерой . Это аббревиатура, обозначающая различия, системы, отношения и перспективы. Кабрера утверждает, что эти четыре модели лежат в основе любого познания , что они универсальны для процесса структурирования информации и что люди могут улучшить свои мыслительные навыки , научившись явно использовать четыре элемента. [1]
Кабрера различает теорию DSRP DSRP и метод . Теория — это математический формализм и философские основы, а метод — это набор инструментов и методов, которые люди используют в реальной жизни (особенно в образовании ).
История
[ редактировать ]Впервые DSRP был описан Дереком Кабрерой в книге Remedial Genius . [2] : 13 В более поздних работах Кабрера описывает D, S, R и P как «модели мышления» и подробно останавливается на значении этих навыков мышления. [3] [4] Теория DSRP представляет собой математический формализм системного мышления и познания , построенный на философских основах конструктивизма и эволюционной эпистемологии . Метод DSRP используется в образовании и повлиял на образовательную реформу , а также на управление обучающимися организациями . [5]
В 2008 году специальный раздел журнала Evaluation and Program Planning был посвящен рассмотрению теории и метода DSRP. [6]
Самоизданная книга 2015 года «Системное мышление стало простым» представляет собой обновленную трактовку DSRP. [7] [8]
Теория DSRP
[ редактировать ]DSRP состоит из четырех взаимосвязанных структур (или шаблонов), каждая из которых имеет два противоположных элемента. Структуры и их элементы: [9]
- Выделение различий , которые состоят из идентичности и другого
- Организационные системы – состоящие из части и целого.
- Распознавание отношений , состоящих из действия и реакции.
- Взгляд на перспективу – который состоит из точки и взгляда
Существует несколько правил, регулирующих DSRP: [10]
- Каждая структура (D, S, R или P) подразумевает существование трех других структур.
- Каждая структура предполагает существование двух своих элементов и наоборот.
- Каждый элемент подразумевает свою противоположность (например, идентичность подразумевает другое).
Эти правила иллюстрируют, что DSRP представляет собой модульный , фрактальный , нелинейный и сложный системный процесс: четыре структуры DSRP возникают не в виде поэтапного линейного процесса, а в высокой степени взаимозависимого и сложного процесса. [10]
Теория DSRP утверждает, что эти четыре структуры присущи каждой части знаний и универсальны для всего человеческого мышления, и что любую часть информации можно просмотреть, используя каждую из этих структур, чтобы получить более глубокое понимание этой информации. Порядок выполнения операций не имеет значения, поскольку все четыре выполняются одновременно. [11]
Джеральд Миджли отметил, что структуры DSRP имеют аналоги в других теориях систем: различия аналогичны границам Вернера Ульриха граничной критики ; Стаффорда Бира исследует Модель жизнеспособной системы вложенные системы (части и целые) способами, аналогичными букве «S» в DSRP; Джея Райта Форрестера — Системная динамика это исследование взаимоотношений; а методология мягких систем исследует перспективы. [12] : 318
Пример
[ редактировать ]Любой фрагмент информации можно проанализировать с использованием каждого из этих элементов. Например, возьмем Демократическую партию США . Давая партии название «Демократическая», различие проводится между ней и всеми другими образованиями. В данном случае Демократическая партия — это личность , а все остальное (включая Республиканскую партию США ) — другое . Однако с точки зрения Республиканской партии («идентичности») Демократическая партия является другой .
Демократическая партия также является системой — это целое целое, но она состоит из составных частей — ее членства, иерархии, ценностей и т. д. Если смотреть с другой точки зрения , Демократическая партия — это всего лишь часть целой . вселенной американских политических партий.
Демократическая партия находится во взаимоотношениях с бесчисленным множеством других субъектов, например, средствами массовой информации, текущими событиями, американским электоратом и т. д., каждый из которых взаимно влияет на партию — связь причинно следственная - это . Партия сама по себе является также отношением между другими понятиями, например, между избирателем и политической принадлежностью.
Демократическая партия также представляет собой взгляд на мир — точку на политическом ландшафте, с которой можно рассматривать проблемы.
Формула
[ редактировать ]Основное применение теории DSRP заключается в ее различных методологических инструментах, но сама теория представляет собой математический формализм, который вносит вклад в области эволюционной эпистемологии и познания . Формальная теория утверждает, что DSRP — это простые правила в сложной адаптивной системе , которая порождает системное мышление :
Уравнение объясняет, что автономные агенты (информация, идеи или вещи) следуют простым правилам (D,S,R,P) со своими парами элементов (io, pw, ar, ρ-v) в нелинейном порядке (:) и с различными -следствия правил (○), коллективная динамика которых на протяжении временного ряда от j до n приводит к возникновению того, что мы могли бы назвать системным мышлением (СТ).
Элементы каждого из четырех шаблонов следуют простой базовой логике, как и взаимодействие между шаблонами. Эта логика лежит в основе уникальной способности DSRP характеризоваться как многовалентная, но содержать в себе бивалентность.
Шаблон определяется как элемент 1, подразумевающий элемент 2. | |||
Элемент 1 существует | Элемент 2 существует | элемент 1 одновременно подразумевает элемент 2 | Шаблон существует |
Отличие определяется как идентичность, подразумевающая другое. | |||
Личность существует | существует другой | идентичность подразумевает другое | Различие существует |
Система определяется как целое, подразумевающее часть(и) | |||
Целое существует | Часть существует | целое подразумевает часть | Система существует |
Отношения определяются как действие, подразумевающее реакцию. | |||
Действие существует | Реакция существует | действие предполагает реакцию | Отношения существуют |
Перспектива определяется как точка, подразумевающая представление. | |||
Точка существует | Представление существует | точка со-подразумевает точку зрения | Перспектива существует |
Существование D или S или R или P подразумевает существование D и S и R и P. | ||
Если D или S или R или P существует | Тогда D и S и R и P существуют | Один шаблон подразумевает все шаблоны |
метод DSRP
[ редактировать ]DSRP как метод построен на двух предпосылках: во-первых, люди создают знания, при этом знания и мышление находятся в непрерывном цикле обратной связи (например, конструктивизм ), и во-вторых, что знания изменяются (например, эволюционная эпистемология ). [4] : 19–21 Метод DSRP основывается на этом конструктивистском взгляде на знания, побуждая пользователей физически и графически исследовать информацию. Пользователи берут концепции и моделируют их с помощью физических объектов или диаграмм. Затем эти объекты перемещаются и связываются различными способами, чтобы представить некоторую часть информации или контента и ее контекст с точки зрения различий, систем, отношений или точек зрения. После того как концепция была смоделирована и исследована с использованием хотя бы одного из четырех элементов DSRP, пользователь возвращается, чтобы проверить, достаточна ли существующая модель для его или ее нужд, а если нет, выбирает другой элемент и исследует концепцию, используя его. . Этот процесс повторяется до тех пор, пока пользователь не будет удовлетворен моделью. [13]
Метод DSRP состоит из нескольких частей, включая мышление, корневые списки, направляющие вопросы, тактильные манипуляции и диаграммы DSRP. [ нужна ссылка ]
Образ мышления
[ редактировать ]Образ мышления DSRP представляет собой парадигматический сдвиг в сторону размышлений об основной структуре идей, а не только о содержании речевых актов, учебных программ или информации любого рода. Образ мышления DSRP означает, что человек объясняет основную структуру.
Корневые списки
[ редактировать ]Корневые списки — это просто списки различных концепций, моделей поведения и когнитивных функций, которые «коренятся» в D, S, R или P. Эти корневые списки показывают исследовательские связи между четырьмя универсальными структурами и существующими структурами, которые могут быть более знакомы пользователям. с такими, как категоризация, сортировка, причина и следствие и т. д.
Наводящие вопросы
[ редактировать ]Наводящие вопросы предоставляют пользователям нечто похожее на сократовский метод опроса , но с использованием DSRP в качестве базовой логики. Пользователи задают «наводящие вопросы», которых по два для каждой структуры DSRP. Направляющие вопросы: [4]
- Отличия
- Что такое __________?
- Что не является __________?
- Системы
- Есть ли у _________ части?
- Можете ли вы представить себе _________ как часть?
- Отношения
- Связан ли ________ с __________?
- Можете ли вы думать о ________ как об отношениях?
- Перспективы
- С точки зрения __________, [вставить вопрос]?
- Можете ли вы подумать о ____________ с другой точки зрения?
Тактильные манипуляции и диаграммы DSRP
[ редактировать ]Пользователям предлагается моделировать идеи с помощью блоков или других физических объектов или рисовать (схемировать) идеи в терминах D, S, R и P. Этот аспект метода пропагандируется как форма нелингвистического представления идей, основанная на Исследования показывают, что учащиеся более эффективно приобретают и структурируют знания, когда информация представлена в лингвистических и нелингвистических форматах. [ нужна ссылка ]
Образовательные результаты
[ редактировать ]Предполагается, что при постоянном использовании этот метод улучшит шесть конкретных типов мыслительных навыков: [11]
- Критическое мышление совершенствуется по мере того, как люди учатся изучать причины проводимых ими различий, а также точки зрения и отношения, влияющие на представление информации.
- Творческое мышление улучшается по мере того, как люди устанавливают связи (т.е. отношения) между новыми фрагментами информации.
- Системное мышление совершенствуется по мере того, как человек становится все более свободно владеть всеми четырьмя элементами DSRP.
- Междисциплинарное мышление улучшается по мере того, как люди пересматривают границы (т.е. различия) и устанавливают связи между новыми фрагментами информации.
- Научное мышление совершенствуется по мере того, как люди учатся логически анализировать информацию.
- Эмоциональный интеллект и просоциальное поведение улучшаются по мере того, как люди учатся рассматривать разные точки зрения, особенно представлять точки зрения других людей.
Кроме того, предполагается, что метод DSRP повысит эффективность работы учителей. [ нужна ссылка ]
Приложения
[ редактировать ]Кабрера утверждает, что теория DSRP как математический и эпистемологический формализм и метод DSRP как набор когнитивных инструментов универсально применимы к любой области знаний. [1]
Образование
[ редактировать ]Метод DSRP широко использовался в образовательных учреждениях, от дошкольного до высшего образования. Метод DSRP, применяемый в образовании, предназначен для работы с существующими учебными программами по конкретным предметам для развития навыков мышления и предоставления учащимся возможности структурировать содержательные знания. [14]
Организационное обучение
[ редактировать ]Как универсальная теория системного мышления, метод DSRP широко используется в качестве основы организационного обучения. [ нужна ссылка ] Связь между организационным обучением и системным мышлением была установлена Питером Сенге . [15] DSRP формирует основу организационных систем и модели обучения, называемой VMCL.
Физические, естественные и социальные науки
[ редактировать ]Поскольку ее создатели заявляют, что DSRP является одновременно эпистемологической и онтологической теорией (то есть она предсказывает не только то, что известно, но и то, как новые вещи станут известны и как эти вещи на самом деле структурированы априори), [1] его можно использовать не только для деконструкции существующих (известных) знаний о любых явлениях, но также в качестве прогнозирующего и предписывающего инструмента для развития любой области знаний о любых физических, природных или социальных явлениях.
Теория DSRP утверждает, что проблема разума и тела и проблема обоснования символов , которая вызывает разрыв между нашими знаниями о физических вещах и физическом мире (основа системного мышления), решена, потому что наши универсальные когнитивные структуры DSRP развивались в пределах границ и ограничений физические, химические и биологические законы. [ нужна ссылка ] То есть онтологическая основная структура физических вещей, а также эпистемологическая основная структура идей согласовываются в рамках DSRP. [16]
Оценка и планирование программ
[ редактировать ]DSRP использовался для применения системного мышления в областях оценки и планирования программ, включая финансируемую Национальным научным фондом инициативу по оценке крупномасштабных в области науки, технологий, инженерии и математики ( STEM ), образовательных программ [17] а также оценки сложных программ естественнонаучного образования Института Санта-Фе . [18]
Программное обеспечение
[ редактировать ]DSRP обеспечивает концептуальную основу для Plectica, облачного приложения. [19] Структура карточек и функции сопоставления неявно ссылаются на правила DSRP и предоставляют среду, в которой пользователи могут создавать визуальные карты конструкций DSRP по любой теме или процессу.
Критика
[ редактировать ]Не все эксперты согласны с тем, что DSRP является определяющим признаком системного мышления, как утверждает Кабрера. Джеральд Миджли утверждал, что «модель DSRP, которую предлагают Кабрера и др., представляет собой интерпретацию, навязанную другим точкам зрения, и они готовы отвергнуть концепции тех точек зрения, которые не подходят». [12] : 318 Миджли выступал за прагматический методологический плюрализм против унификации и советовал: «Вместо того, чтобы пытаться рационализировать область системного мышления, возможно, им [Кабрера и др.] было бы лучше признать, что их точка зрения является одной из многих. им, чтобы доказать его последовательность и полезность, сохраняя при этом дверь открытой для идей с других точек зрения». [12] : 319–320
См. также
[ редактировать ]- Креативное решение проблем
- Критическое системное мышление
- Концептуальная модель
- Двойное обучение
- Заблуждение неуместной конкретности
- Функциональная модель
- Мышление высшего порядка
- Знание и известное
- Ментальная модель
- Метамоделирование
- Модельно-зависимый реализм
- Язык шаблонов
- Педагогические шаблоны
- Перспектива (когнитивная)
- Решение проблем
- Структурная диаграмма
- Системный анализ
- Теория систем
- Теория всего § Аргументы против
- Посмотреть модель
- Мировые гипотезы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кабрера, Дерек ; Колози, Лаура; Лобделл, Клэр (август 2008 г.). «Системное мышление» . Оценка и планирование программ . 31 (3): 299–310. doi : 10.1016/j.evalprogplan.2007.12.001 . ПМИД 18272224 .
- ^ Кабрера, Дерек (2001). Лечебный гений: думайте и учитесь как гений, используя пять принципов познания . Лавленд, Колорадо: Project N Press. ISBN 978-0970804501 . OCLC 47880905 .
- ^ Кабрера, Дерек (май 2006 г.). Системное мышление: четыре универсальные модели мышления (PDF) (кандидатская диссертация). Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет . ОСЛК 303117195 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кабрера, Дерек ; Колози, Лаура (2012) [2009]. Думать за каждым столом: четыре простых навыка, которые преобразят ваш класс . Книги Нортона в образовании. Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 9780393707564 . OCLC 759908576 .
- ^ Эрнандес, Саша (9 декабря 2014 г.). «Мероприятие в стиле TED посвящено системному мышлению» . Корнелльский университет. Корнеллские хроники . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ «Специальный раздел: Методы шаблонов мышления, применяемые в теории и практике оценки» . Оценка и планирование программ . 31 (3): 299–334.
- ^ Кабрера, Дерек (2015). Системное мышление стало проще: новая надежда на решение сложных проблем . Итака, Нью-Йорк: Odyssean Press. ISBN 978-0996349307 . OCLC 915799089 .
- ^ Эмерсон, Роберт (декабрь 2015 г.). «Рецензия на книгу: Системное мышление стало проще: новая надежда на решение сложных проблем Дерека и Лауры Кабрера, Odyssean Press, 2015». Понимание . 18 (4): 41. дои : 10.1002/инст.12062 .
- ^ Уиллер, Грег (2010). «Простое решение сложной проблемы» . АКСД Экспресс . 5 (23). Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кабрера, Дерек (апрель 2008 г.). «Различия, системы, отношения, перспективы: простые правила сложных концептуальных систем: универсальная описательная грамматика познания» . Материалы 52-го ежегодного собрания ISSS – 2008, Мэдисон, Висконсин . 3 (1).
- ^ Перейти обратно: а б «TEDxWilliamsport - Доктор Дерек Кабрера - Как работает мышление» . Ютуб . 6 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мидгли, Джеральд (август 2008 г.). «Ответ на статью Д. Кабреры и др. «Системное мышление»: Объединение системного мышления: есть ли золото на конце радуги?» . Оценка и планирование программ . 31 (3): 317–321. doi : 10.1016/j.evalprogplan.2008.04.002 . ПМИД 18547644 .
- ^ «Методика обучения навыкам мышления и приобретения знаний» . Гугл Патенты .
- ^ Орр, Дженнифер (2012). «Размышление о навыках мышления: не как, а что» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2015 г. Проверено 17 марта 2016 г.
- ^ Сенге, Питер (1990). Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации (изд. 0385260954). Нью-Йорк: Даблдей. стр. 424 .
- ^ Видеодемонстрация представляет собой конкретный пример того, как DSRP применяется к научным открытиям как описательно, так и прогнозно: «DSRP новых видов дельфинов создает новые знания» . Ютуб . 16 сентября 2011 г.
- ^ Стил, Билл (15 июня 2006 г.). «Действительно ли информационно-пропагандистская деятельность сработала? Команда Корнелла разработает инструменты для оценки научно-технического образования» . Корнеллские хроники онлайн. Архивировано из оригинала 21 июня 2006 г. Проверено 17 марта 2016 г.
- ^ Стайтс, Джанет (зима 2007 г.). « [электронная почта защищена] создает основу для комплексного научного образования» (PDF) . Бюллетень Института Санта-Фе . 22 (1): 45–51. Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2011 г. Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Уолтерс, Риверейн; Кензи, Эрин; Мецгер, Александр; Балтутис, Уильям Джесси; Чакрабарти, Какали; Хирш, Шана; Лаурсен, Бетани (апрель 2019 г.). «Подход системного мышления для извлечения ментальных моделей из визуальных граничных объектов в гидрополитическом контексте: тематическое исследование из бассейна реки Пилкомайо» . Экология и общество . 24 (2): 9. doi : 10.5751/ES-10586-240209 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арнопулос, Париж (2005) [1993]. Социофизика: космос и хаос в природе и культуре (2-е изд.). Хауппож, Нью-Йорк: Издательство Nova Science . ISBN 978-1590339671 . OCLC 54501389 .
- Бассех, Майкл (1980). «Диалектические схемы: основа эмпирического изучения развития диалектического мышления». Человеческое развитие . 23 (6): 400–421. дои : 10.1159/000272600 .
- Бассех, Майкл (1984). Диалектическое мышление и развитие взрослого человека . Публикации для развития теории и истории психологии. Том. 3. Норвуд, Нью-Джерси: Издательство Alex Publishing . ISBN 978-0893910174 . ОСЛК 10532903 .
- Бенак, Сюзанна; Бассех, Майкл; Свон, Томас (1989). «Диалектическое мышление и творчество взрослых» . В Торрансе, Э. Пол ; Гловер, Джон А.; Роннинг, Ройс Р; Рейнольдс, Сесил Р. (ред.). Справочник творчества . Перспективы индивидуальных различий. Нью-Йорк: Пленум Пресс . стр. 199–208. дои : 10.1007/978-1-4757-5356-1_12 . ISBN 978-0306431609 . ОКЛК 20012005 .
- Бетчер, Флориан; Мейсерт, Анке (февраль 2011 г.). «Аргументация в естественнонаучном образовании: модельная основа». Наука и образование . 20 (2): 103–140. Бибкод : 2011Sc&Ed..20..103B . дои : 10.1007/s11191-010-9304-5 . S2CID 119954511 .
- Бунге, Марио Аугусто (2012). Оценка философии . Бостон изучает философию науки. Том. 295. Нью-Йорк: Springer Verlag . дои : 10.1007/978-94-007-4408-0 . ISBN 9789400744073 . OCLC 806947226 .
- Чу, Доминик (февраль 2011 г.). «Сложность: против систем» (PDF) . Теория в биологических науках . 130 (3): 229–245. дои : 10.1007/s12064-011-0121-4 . ПМИД 21287293 . S2CID 14903039 .
- Дьюи, Джон (1998) [1933]. Как мы думаем: подтверждение связи рефлексивного мышления с образовательным процессом (пересмотренная ред.). Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0395897546 . OCLC 38878663 .
- Дьюи, Джон (1938). Логика: теория исследования . Нью-Йорк: Генри Холт и компания . ISBN 9780030052507 . ОСЛК 229987 .
- Дьюи, Джон ; Бентли, Артур Фишер (1949). Знание и известное (PDF) . Бостон: Beacon Press . OCLC 1435965 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 апреля 2016 г. Проверено 18 марта 2016 г.
- Феррейра, Дж. Соэйро (июнь 2013 г.). «Мультиметодология в метаэвристике» (PDF) . Журнал Общества операционных исследований . 64 (6): 873–883. дои : 10.1057/jors.2012.88 . S2CID 1170426 .
- Хикс, Майкл Дж. (2004) [1991]. Решение проблем и принятие решений: жесткий, мягкий и творческий подходы (2-е изд.). Лондон; Нью-Йорк: Томсон . ISBN 9781861526175 . OCLC 55852024 .
- Хоган, Майкл Дж.; Харни, Оуэн М.; Брум, Бенджамин Дж. (2014). «Интеграция отображения аргументов с инструментами системного мышления: развитие прикладной системной науки». В Окада, Александра; Бэкингем Шам, Саймон Дж.; Шерборн, Тони (ред.). Картография знаний: программные средства и методы картографирования . Расширенная обработка информации и знаний (2-е изд.). Нью-Йорк: Springer Verlag . стр. 401–421. дои : 10.1007/978-1-4471-6470-8_18 . ISBN 9781447164692 . ОСЛК 890438015 .
- Холман, Пегги; Девейн, Том; Кэди, Стивен, ред. (2007) [1999]. Справочник по изменениям: исчерпывающий источник информации о лучших на сегодняшний день методах взаимодействия с целыми системами (2-е изд.). Сан-Франциско: Берретт-Келер. ISBN 9781576753798 . OCLC 66527256 .
- Ховманд, Питер С. (2014). Системная динамика, основанная на сообществе . Нью-Йорк: Springer Verlag . дои : 10.1007/978-1-4614-8763-0 . ISBN 978-1461487623 . OCLC 857646084 .
- Хафф, Энн Сигизмунд, изд. (1990). Картирование стратегической мысли . Чичестер, Великобритания; Нью-Йорк: Уайли. ISBN 978-0471926320 . OCLC 20722225 .
- Джордан, Томас (2014). «Совещательные методы решения сложных проблем: типология функций, которые могут нуждаться в поддержке» . Фасилитация групп: журнал исследований и приложений (13): 50–71.
- Джордан, Томас; Андерссон, Пиа; Рингнер, Хелена (февраль 2013 г.). «Спектр ответов на сложные социальные проблемы: размышления о семи годах эмпирических исследований» . Интегральный обзор . 9 (1): 34–70.
- Мэтьюсон, Джеймс Х. (апрель 2005 г.). «Визуальное ядро науки: определение и применение к образованию». Международный журнал научного образования . 27 (5): 529–548. Бибкод : 2005IJSEd..27..529M . дои : 10.1080/09500690500060417 . S2CID 145376815 .
- Мэтьюсон, Джеймс Х. (январь 1999 г.). «Визуально-пространственное мышление: аспект науки, упускаемый из виду педагогами». Научное образование . 83 (1): 33–54. Бибкод : 1999SciEd..83...33M . doi : 10.1002/(SICI)1098-237X(199901)83:1<33::AID-SCE2>3.0.CO;2-Z .
- Мидгли, Джеральд ; Кавана, Роберт Ю.; Броклсби, Джон; Фут, Джефф Л.; Вуд, Дэвид Р.Р.; Ахурири-Дрисколл, Аннабель (август 2013 г.). «На пути к новой системе оценки методов структурирования системных проблем» . Европейский журнал операционных исследований . 229 (1): 143–154. дои : 10.1016/j.ejor.2013.01.047 .
- Мингерс, Джон; Розенхед, Джонатан, ред. (2001) [1989]. Возвращение к рациональному анализу проблемного мира: методы структурирования проблем в отношении сложности, неопределенности и конфликтов (2-е изд.). Чичестер, Великобритания; Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья . ISBN 978-0471495239 . OCLC 46601256 .
- Мингерс, Джон; Розенхед, Джонатан (февраль 2004 г.). «Методы структурирования задач в действии» . Европейский журнал операционных исследований . 152 (3): 530–554. дои : 10.1016/S0377-2217(03)00056-0 .
- Пассмор, Синтия; Гувеа, Юлия Свобода; Жир, Рональд Н. (2014). «Модели в науке и обучении науке: сосредоточение научной практики на осмыслении». В Мэтьюзе, Майкл Р. (ред.). Международный справочник по исследованиям в области истории, философии и преподавания естественных наук . Нью-Йорк: Springer Verlag . стр. 1171–1202. дои : 10.1007/978-94-007-7654-8_36 . ISBN 9789400776531 . OCLC 889928527 .
- Пеппер, Стивен К. (1942). Мировые гипотезы: исследование на доказательствах . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520009943 . OCLC 4025805 .
- Раджагопалан, Рагхав; Мидгли, Джеральд (сентябрь 2015 г.). «Зная иначе в системном вмешательстве» . Системные исследования и поведенческая наука . 32 (5): 546–561. дои : 10.1002/sres.2352 . S2CID 62832672 .
- Рейнольдс, Мартин; Холвелл, Сью, ред. (2010). Системные подходы к управлению изменениями: практическое руководство . Лондон; Нью-Йорк: Springer Verlag . Бибкод : 2010satm.book.....R . дои : 10.1007/978-1-84882-809-4 . ISBN 9781848828087 . OCLC 428028266 .
- Стерман, Джон Д. (зима 2002 г.). «Все модели неверны: размышления о том, как стать системным ученым» . Обзор системной динамики . 18 (4): 501–531. дои : 10.1002/sdr.261 .
- Штраус, Дэвид (2002). «64 эвристики» . Как заставить сотрудничество работать: мощные способы достижения консенсуса, решения проблем и принятия решений . Сан-Франциско: Берретт-Келер. стр. 219–221 . ISBN 978-1576751282 . OCLC 49350877 .
- Стро, Дэвид Питер (2015). Системное мышление для социальных изменений: практическое руководство по решению сложных проблем, предотвращению непредвиденных последствий и достижению долгосрочных результатов . Уайт-Ривер-Джанкшен, Вирджиния: паб Chelsea Green. ISBN 9781603585804 . OCLC 908375619 .
- Теллер, Пол (декабрь 2001 г.). «Сумерки идеальной модели». Эркеннтнис . 55 (3): 393–415. CiteSeerX 10.1.1.201.9410 . дои : 10.1023/А:1013349314515 . S2CID 117071231 .
- Тригуст, Дэвид Ф.; Цуй, Чи-Янь, ред. (2013). Множественные представительства в биологическом образовании . Модели и моделирование в естественнонаучном образовании. Том. 7. Нью-Йорк: Springer Verlag . дои : 10.1007/978-94-007-4192-8 . ISBN 9789400741911 . OCLC 818463586 .
- Вельдхус, Гвидо Арьян; Корабельная конюшня, Питер Ван; Руветт, Этьен; Логтенс, Том (июнь 2015 г.). «Совместное структурирование проблем с использованием MARVEL». ЕВРОЖурнал о процессах принятия решений . 3 (3–4): 249–273. дои : 10.1007/s40070-015-0045-1 . hdl : 2066/162275 . S2CID 108617231 .
- Винтер, Расмус Грёнфельдт (декабрь 2012 г.). «Переплетение категорий: стили, парадигмы и модели» . Исследования по истории и философии науки . Часть А. 43 (4): 628–639. Бибкод : 2012SHPSA..43..628W . дои : 10.1016/j.shpsa.2012.07.005 .
- Винтер, Расмус Грёнфельдт (февраль 2011 г.). «Часть-целая наука» . Синтез . 178 (3): 397–427. дои : 10.1007/s11229-009-9647-0 . S2CID 18372542 .
- Йерворт, Майк; Уайт, Лерой (сентябрь 2014 г.). «Некодифицированное использование методов структурирования проблем и необходимость общего конститутивного определения» . Европейский журнал операционных исследований . 237 (3): 932–945. дои : 10.1016/j.ejor.2014.02.015 . hdl : 10871/26098 . S2CID 30180206 .