Чилийский гитарон

Гитаррон Чилино (буквально: «большая чилийская гитара») — щипковый струнный инструмент в форме гитары из Чили с 25, 24 (редко) или даже 26 струнами. Его основное современное использование — это инструментальное сопровождение традиционного чилийского жанра певческой поэзии, известного как Canto a lo Poeta , хотя некоторые виртуозы также начали развивать сольные возможности инструмента.
История и использование
[ редактировать ]Происхождение чилийского гитаррона может относиться к 16 веку. Хотя название предполагает, что инструмент произошел от гитары, дизайн, настройка и техника игры на этом инструменте более тесно связаны с общим предком гитары - виуэлой эпохи Возрождения и барокко. Есть также некоторые сходства в дизайне с архлюнтами в стиле барокко , хотя прямая связь неясна. Технологически инструмент прошел эволюцию, аналогичную эволюции гитары. В старых инструментах использовались прикрепленные внутренние лады и фрикционные колки (аналогично скрипке), но в современных инструментах используются металлические лады и механизмы настройки, как в современных гитарах.
Первоначально гитаррон чилено был народным инструментом, который использовался в основном в сельской местности; однако недавний интерес к «мировой музыке» и возрождению традиционных форм народной музыки привел к увеличению интереса к этому инструменту в большем количестве городских районов и в современной музыкальной обстановке. Гитаррон Чилиен в основном используется для сопровождения el Canto a lo Poeta (Пение поэта), старого чилийского народного жанра, сочетающего в себе дециму (поэтическую форму из десяти строк) и пайаду (импровизацию). [ 1 ] Музыка охватывает две основные группы тем: Canto a lo Divino , букв. « Воспевание Божественному » (торжественные, религиозные, более подготовленные темы) [ 2 ] и Canto a lo Humano , букв. « Пение для человека » (юмористические, любовные и социально-критические темы). [ 3 ] Этот инструмент также используется для исполнения в других музыкальных формах, таких как куэка , тонада, вальс и полька . [ 4 ]
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Как и большинство родственников гитары, гитаррон чилено изготовлен из дерева, и в его конструкции можно выделить те же основные части:
- Головка/головка грифа: Тяжелая и очень длинная, ее размер позволяет поддерживать основные струны 20-21 с соответствующими колками. Голова бабки иногда украшается резьбой.
- Тюнеры: в старых инструментах использовались колки с фрикционными колками , аналогичные тем, что используются на скрипках, но в современных инструментах обычно используются настроечные машины с редуктором, аналогичные тем, которые используются на современных классических гитарах. Они устанавливаются в прорези, аналогичные тем, которые используются на классических гитарах, но есть три прорези для тюнеров вместо обычных двух.
- Гриф/гриф: шире, чем у стандартной гитары (около 6,5–7,5 см), и часто имеет только 8 ладов, хотя некоторые современные модели имеют 18 или 19 ладов, как современная классическая гитара. Первоначально лады представляли собой подвижные жильные шнуры, похожие на лады, используемые на лютнях эпохи Возрождения, но в современных инструментах используются металлические лады, подобные тем, что используются на гитарах. [ 5 ]
- Корпус: В своей более традиционной конструкции корпус в целом немного короче и уже по краям, чем у гитары, но при этом несколько глубже. Типичные размеры: длина 45–50 см; ширина (верхний схват) 23–24 см; ширина (нижний бугор) 29–30 см; глубина 11–12 см. [ 6 ] [ 7 ] Многие модели имеют простое звуковое отверстие (8–9 см), хотя у некоторых экземпляров имеются весьма декоративные розетки. Мост часто имеет эффектные пристройки, называемые «кинжалами», которые проходят вдоль вершины. На каждой верхней дужке расположены два «вспомогательных» настраивающих устройства для настройки четырех крайних струн (по две с каждой стороны грифа). Эти внешние струны известны как «диаблитос» (букв. «Дьяволы»), «типлы» (тройники) или просто «Дьяволы».

- Струны: расположение струн можно увидеть там, где струны проходят над звуковым отверстием гитаррона на иллюстрации. В настоящее время общепринятой практикой является использование металлических струн (обычно стальных), как простых, так и намотанных; на исторических инструментах металл, кишка и нейлон часто смешивались, даже в пределах одного курса . [ 8 ] Эти струны сгруппированы в ряды по различному количеству струн. По грифу проходит пять курсов, и каждый из этих курсов обычно содержит шесть, пять, четыре или три струны. Современный стандарт состоит в группировке струн в ряды по 5, 6, 4 (или 5), 3 и 3 (от низкой к высокой), но между моделями также есть некоторые различия. Таким образом, для некоторых инструментов количество струн в конкретном курсе может отличаться от этого стандарта, хотя общее количество струн останется 24, 25 или 26. [ 9 ] [ 10 ]
Одной из наиболее отличительных особенностей гитаррона чилено являются «дьяволы»: четыре короткие, высокие струны, расположенные по две с каждой стороны грифа, которые проходят от колков на верхних дужках к вспомогательным штырям по бокам грифа. мост возле кинжалов, 2 дьявола справа настроены на тонический аккорд тональности, а 2 дьявола слева настроены на доминантный аккорд тональности.
Тюнинг
[ редактировать ]Струны внутри курса настраиваются либо в унисон, либо по октавам; настройка между курсами осуществляется по четвертям, за исключением второго и третьего курсов, где интервал составляет большую треть. Когда инструмент находится в игровом положении, струны следующие: дьявол, дьявол , 5 (или 4) струнный ряд, 6 (или 5) струнный ряд, 5 (или 4) струнный ряд, 3-струнный ряд, 3-струнный ряд. струнный курс, дьявол, дьявол , а самая распространенная настройка:
F#5 • A4 • (D4) D4 D3 D3 D2 • (G4) G4 G4 G4 G3 G3 • (C4) C4 C4 C3 C2 • E4 E4 E4 • A4 A4 A4 • G4 • B4
Либо пятый, либо третий курс иногда может иметь только четыре струны, а четвертый курс иногда имеет только пять, в зависимости от конструкции отдельного инструмента.
Один из распространенных вариантов этой настройки — исключить средние октавы в пятом курсе, например:
F#5 • A4 • (D4) D4 D4 D4 D2 • (G4) G4 G4 G4 G3 G3 • (C4) C4 C4 C3 C2 • E4 E4 E4 • A4 A4 A4 • G4 • B4
Иногда весь инструмент транспонируется, чтобы соответствовать голосу певца. Например, все ноты в приведенной выше настройке «G» можно поднять на целый шаг, чтобы получить настройку «A».
Традиционно настройки ограничиваются диапазоном, отдающим предпочтение мужскому голосу, поскольку большинство гитарронеров до недавнего времени были мужскими. Современные женские гитарронеры в основном разработали новые модели игры на «мужском» инструменте, но некоторые производители экспериментировали с новыми струнами, которые позволяют настраивать инструмент на C или D (либо с нейлоновыми струнами, либо со специальными металлическими струнами, разработанными для C). или D Tuning), чтобы лучше соответствовать женскому вокальному диапазону. [ 11 ] [ 12 ]
Играя
[ редактировать ]Традиционный метод игры на чилено-гитаре — перебирать струны кончиками пальцев и ногтями правой руки. Обычно используются только большой и указательный пальцы, особенно в стилях пайада , или некоторые игроки используют указательные пальцы . Левая рука нажимает на струны на грифе так же, как на гитаре и других гитароподобных инструментах.
Известные игроки
[ редактировать ]- Уго Аревало [ 13 ]
- Марчелло Наварро Франке [ 14 ]
- Николас Мембриани [ 15 ]
- Альфонсо Рубио Моралес [ 16 ] [ 17 ]
- Сантос Рубио Моралес [ 18 ] [ 19 ]
- Мануэль Санчес [ 20 ]
- Нано звезда
- Освальдо Чосто Уллоа [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]![]() | Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem руководством не рекомендуются в Википедии по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( февраль 2024 г. ) |
- ^ «Песня поэта — Wikisource» . Es.wikisource.org . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ «Воспевание Божественному::традиция» . Tradicionoraldelinares.webnode.cl . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ «Песня человеку::традиция» . Tradicionoraldelinares.webnode.cl . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ «База данных струнных инструментов» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2019 г. Проверено 2 августа 2010 г.
- ^ Пинкертон, Эмили Джин; Чилийский гитаррон : социальная, политическая и гендерная жизнь народного инструмента ; Диссертация, Техасский университет в Остине, май 2007 г. с. 20-21.
- ^ Бустаманте, Дж. и Асторга, Ф.; Возрождение чилийского гитаррона; Сантьяго: Агенпох/Фондар, 1996. с. 13.
- ^ Чтобы упростить конструкцию, некоторые современные мастера предпочитают проектировать инструмент для струн меньшей толщины и с меньшим натяжением. Это пагубно влияет на тон и громкость инструмента, что частично компенсируется увеличением размера корпуса, иногда до такой степени, что он больше стандартной гитары.
- ^ Там же. Пинкертон , с. 21 и далее.
- ^ «Чилийская гитара» (PDF) . Payadoreschilenos.cl . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Соч. цит. Пинкертон , с. 19-21.
- ^ Соч. цит. Пинкертон , с. 231 и далее.
- ^ Сделано в основном за счет перехода с металлических струн на нейлоновые. Настройка инструмента с металлическими струнами на C или D приведет к чрезмерному натяжению бриджа, но теперь у них есть сверхлегкие металлические струны, чтобы избежать этой проблемы. Пока еще есть это не инструменты с металлическими струнами в женской тональности. В 2000 году Ансельмо Харамильо разработал гитаррон для женщин, который имеет меньшие размеры и меньший ряд струн (по 3 на ряд, плюс 4 диаблито, всего 19 струн), чтобы облегчить игру; по состоянию на 2007 год было изготовлено всего два таких инструмента. Пинкертон , с. 231.
- ^ «Уго Аревало» . Discogs.com . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ «Марсело Наварро Франке — документальный фильм о Пирке» . Ютуб . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Аргентина, Кадена 3. «Поисковая система» . Цепь 3 Аргентина . Проверено 21 апреля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Там же, Пинкертон.
- ^ «***Муз**» . Архивировано из оригинала 15 марта 2016 г. Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ Там же, Пинкертон.
- ^ «Сантос Рубио играет на гитарроне - Чилийская память: портал» . Memoriachilena.gob.cl . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ «Мануэль Санчес - Мастер-класс чилийской гитаррона» . Ютуб . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ «Освальдо «Дон Чосто» Уллоа (1936-2010) — Память Чили, Национальная библиотека Чили» . Memoriachilena.gob.cl . Проверено 21 апреля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Асеведо, Антонио Х. (1933). Лос-Канторес Популярес Чилинос . Рождение, Сантьяго де Чили.
- Чапарро, Мойзес (2005). Чилийский гитаррон . АГЕНПОХ.
- Бустаманте, Хуан; Асторга, Франциско (1996). Возрождение чилийского гитаррона . АГЕНПОХ.
- Ленц, Родольфо (1894). О печатной популярной поэзии Сантьяго-де-Чили . Научные и литературные воспоминания.
- Лизана, Дезидерио (1912). Как поются популярные стихи . Чилийский фольклорный журнал, том IV.
- Пинкертон, Эмили Дж. (2007). Чилийский гитаррон: социальная, политическая и гендерная жизнь народного инструмента (доктор философии). Техасский университет в Остине.