Сад (стихотворение)
« Сад » — широко составленное антологизированное стихотворение английского поэта XVII века Эндрю Марвелла . Стихотворение было впервые опубликовано посмертно в «Разных стихотворениях» (1681). [1] «Сад» — одно из нескольких стихотворений Марвелла, в которых представлены сады, в том числе «Нимфа, жалующаяся на смерть своего олененка», «Косилка против садов» и « На Эпплтонском доме ». [2]
«Сад» принадлежит классической традиции пасторальной поэзии , древней форме, оказавшей влияние на многих английских поэтов эпохи Возрождения. [3] Вдохновленный идеализированными сценами сельской жизни и сельскими ценностями в таких стихах, как « Идиллии Феокрита » » Вергилия , «Эклоги Горация и части «Посланий и од» , Марвелл, как видно, последовал за древними в прославлении достоинств простой природы. [4]
Противопоставление «активной и созерцательной жизни» уходит корнями в древнегреческую философию. Платон , стоики и эпикурейцы — все выступали за выход на пенсию, но при этом признавали необходимость выполнять общественные обязательства, когда того требовала ситуация. Аристотель говорил, что «мы занимаемся неторопливостью только для того, чтобы быть свободными». [5] Таким образом, «Сад» Марвелла можно рассматривать как продолжение этой древней дискуссии.
Марвелл был начитан в классической традиции; некоторые критики назвали диапазон его классической деятельности «чрезвычайным». [6] Он переработал большую часть «Сада» в латинском стихотворении «Hortus», напечатанном после «Сада» в « Разных стихотворениях».
Критики отмечают, что скотоводство стихотворения противоречит традиции по нескольким причинам, особенно из-за сильной ассоциации сада с бегством от женщин и эротической любви. [7]
Краткое содержание
[ редактировать ]Первые две строфы «Сада» вводят тему пасторального otium (уединения, созерцания и легкости), связанную с Горацием . [4] Оратор стихотворения отвергает мирские амбиции и общество в пользу тишины, невинности и одиночества сада.
Но в 3-й строфе пасторализм стихотворения начинает работать вразрез с условностями. Ссылаясь на момент в 10 Вергилия » « Эклогах , когда любовник-пастораль вырезает имя своей возлюбленной на коре дерева, оратор Марвелла осуждает таких «любимых любовников, жестоких, как их пламя», предпочитая вместо этого «ранить» свои деревья только свои собственные имена. [8] Предпочитая красоту деревьев красоте женщин, оратор Марвелла отвергает традиционные цвета любовников — «белый» и «красный» — в пользу «прекрасной зелени» сада.
Четвертая строфа стихотворения продолжает отождествлять сад с отступлением от сексуальности. Он включает в себя отсылки к мифам об Аполлоне и Дафне, а также о Пане и Сиринксе из , » Овидия « Метаморфоз историй, в которых обе описываются побег нимфы от угрозы изнасилования путем превращения в растение. Оратор утверждает, что «Аполлон так охотился на Дафну, / Только для того, чтобы она могла вырастить лавр; / И Пан сделал это вслед за Сиринксой, не как нимфа, а как тростник». [9] Критики сходятся во мнении, что Марвелл искажает эти истории, подразумевая, что боги преследуют растения, а не женщин. [10] Некоторые критики утверждают, что изменение Марвеллом этих мифов без их сексуального содержания показывает, что стихотворение не воспринимает себя всерьез. [11]
В строфе 5 говорящий эротизирует сад как альтернативу любовнице. [12] Марвелл, возможно, черпал вдохновение из оды Казимира Сарбьевского , пересказывающей «Песнь Соломона» , и из пасторальных топосов Золотого века , в которых природа обеспечивает себя спонтанно. [1] [13] Оратор Марвелла отмечает, что «Спелые яблоки падают мне на голову» и что «Нектарин и любопытный персик / Сами попадают в мои руки». [14] Утверждалось, что эта строфа также отсылает к Книге VIII « Естественной истории» Плиния , в которой богиня Помона описывает, как ее плоды предлагают себя мужчинам. [11] Образы здесь особенно пышны, плодотворны и чувственны, но строфа еще раз показывает дискомфорт от чувственности, также связывая пастырское изобилие с христианским грехопадением человека : «Спотыкаясь о дыни, проходя мимо, / Очарованный цветами, я упасть на траву». [14]
В шестой и седьмой строфах оратор уходит от телесного опыта в свой разум: «Уничтожая все сотворенное/ К зеленой мысли в зеленой тени». [15] Эта линия также демонстрирует обеспокоенность Марвелла разрушительной силой разума над миром природы. [16]
Амбивалентное отношение стихотворения к сексуальности и эротической привязанности достигает кульминации в 8-й строфе, в которой оратор взывает к библейскому Эдемскому саду , «тому счастливому состоянию-саду», но здесь созданному до сотворения Евы . [17] В стихотворении «Рай» отождествляется со временем, когда «человек ходил туда без пары». [18] [19] Как комментирует критик Николас Мюррей, райское состояние в «Саде» — это «состояние несексуального блаженства, когда удовольствие было одиноким». [20] Критик Джонатан Крю утверждает, что фраза «государство-сад» «отражает тенденцию пасторали эпохи Возрождения зарождаться в затерянном раю, часто именно в Эдеме, но затем, поскольку этот рай и есть Эдем, зарождаться также и женоненавистнически, поскольку Вспомнить Эдем — значит также вспомнить роль Евы в его утрате». [21]
Заключительная строфа стихотворения содержит образ солнечных часов из трав и цветов. С возвращением человеческого времени отступление стихотворения заканчивается неоднозначно, иронизируя «стремление скотоводства выйти за пределы культуры». [22]
Критический прием
[ редактировать ]В 19 и 20 веках «Сад» прославился своей универсальной привлекательностью и прекрасным изображением природной красоты; анонимный критик положительно оценил эти темы в отличие от сатирического подхода Марвелла в его более поздних работах. [23] Хотя это преимущественно воспринималось как пасторальное стихотворение, критик XIX века Эдмон Госс утверждал, что любовь Марвелла к природе, показанная в «Саде», была новаторской для семнадцатого века и тематическим предшественником Уильяма Вордсворта о природе. метафизической поэзии [24] [12] «Сад» также получил признание за свое метафизическое тщеславие, напоминающее Джона Донна и Авраама Коули . Критики отметили относительное отсутствие религиозного пуританского влияния в произведении, несмотря на культурное происхождение Марвелла в пуританстве, противопоставляя работы Марвелла более религиозной направленности Джона Баньяна . [25] Напротив, сатирик Сэмюэл Батлер включил аллюзии из «Сада» в свою защиту церковной политики, которую Марвелл критиковал в своей пьесе «Репетиция транспроса» (1672). Батлер включил отсылки к поэзии Марвелла, которая в то время была относительно неизвестной, чтобы изобразить личность и предпочтения Марвелла в негативном свете и уменьшить доверие к противоположным религиозным взглядам Марвелла. [26]
Критики спорят, когда был написан «Сад», как и большая часть стихов Марвелла. Критик Алан Притчард утверждает, что «Сад», возможно, был написан после Реставрации Стюартов , а не в более ранний «период Фэрфакса» 1650–1653 годов, когда Марвелл был наиболее тесно связан с лордом-генералом Томасом Фэйрфаксом . [27]
Мильтона Также существуют разногласия и критические дебаты вокруг дат написания «Потерянного рая» в связи с «Садом». Джон Обри , биограф Мильтона, утверждает, что книга «Потерянный рай» , опубликованная в 1667 году, была начата в 1658 году и закончена в 1663 году, хотя он утверждает, что некоторые части наверняка были написаны еще раньше. Хотя Марвелл и Милтон были современниками , остается вопрос, был ли «Потерянный рай » вдохновлен «Садом» или наоборот. [28]
Критические линзы
[ редактировать ]Гендер и сексуальность
[ редактировать ]Критик Фрэнк Кермод отмечает, как в «Саде» царит неприязнь к женщинам. По мнению Марвелл, женщинам в саду нет места. На протяжении всего стихотворения женщины рассматриваются как враги и противопоставляются удовольствиям природы. Марвелл устанавливает, что удаление женщин из сада необходимо для того, чтобы спокойная невинность сада сохранилась. [19] Критики также утверждают, что другие стихотворения Марвелла также изображают взрослых женщин как угрозу одиночеству, восхваляя неэротическую любовь и «невинность, которая предшествует сексуальным познаниям». [29] [12]
Критический дискурс вокруг сексуальности Марвелла дает потенциальный контекст того, почему «Сад» кажется таким неудобным по отношению к женщинам и сексуальности взрослых женщин. Личная жизнь Марвелла, похоже, совпадает с романтизацией одиночества в стихотворении. Марвелл никогда не был женат и обычно жил один, что соответствует опыту говорящего в «Саде». [29] Таким образом, критики склонны предполагать, что Марвелл не интересовался женщинами, хотя остается неясным, объясняет ли его отвращение к женщинам его предпочтение одиночества.
Критик Пол Хаммонд также утверждал, что сексуальные намеки Марвелла поддаются гомоэротическим интерпретациям. В частности, современные брошюры, критикующие Марвелла, имеют тенденцию пародировать его сексуальные интересы, освещая его отвращение к женщинам, и Хаммонд утверждает, что чтение стихов Марвелла через призму этих брошюр позволяет гомоэротическим интерпретациям его стихов. [30]
христианство
[ редактировать ]Некоторые современные критики указывают, что религия сыграла ключевую роль в поэзии Марвелла и является важной темой во всех его произведениях. [31] Помимо самой религии, работы Марвелла ссылаются на произведения религиозных людей. [31] например, его сверстников и современников, таких как Джон Мильтон . В 17 веке поэтическое и драматическое исследование христианства было обычным явлением, и такие произведения, как « Потерянный рай» Мильтона , набирали популярность, и критики сходятся во мнении, что эти влияния проникают в поэзию Марвелла. [31]
Критик Барри Уэллер отмечает, что и «Сад», и стихотворение Марвелла «Косилка светлячку» отсылают к « Потерянному раю » , включая версии «падений». Однако Веллер классифицирует эти падения как «провалы» или комические события. Мильтона Уэллер также утверждает, что «Возвращенный рай» ретроспективно переклассифицирует «Потерянный рай» как пасторальную поэму, подобную «Саду». [32]
Экокритицизм
[ редактировать ]Забота Марвелла о природной среде в его стихах вызвала интерес у недавних критиков-экологов, хотя, как утверждает критик Эндрю Макрей, «важно понимать, что это была культура с лишь зачаточным интересом к тому, что мы понимаем как экология». [33] Некоторые критики утверждают, что «Сад» был частью более масштабного всплеска христианской экологической поэзии 17-го века до того, как картезианский дуализм сделал большую часть христианской литературы фундаментально неэкологической. Марвелл и его современники отказались от символизма и вместо этого представили подробные наблюдения как доказательство того, что физическое и духовное неразрывно переплетены. Интересно, что виталистические убеждения, представленные в «Саде» и некоторых других работах Марвелла, разделяются многими современными писателями-экологами, такими как Джон Мьюир и Лесли Мармон Силко , что потенциально иллюстрирует длительное влияние Марвелла на экологическую литературу. [34]
Связанные работы
[ редактировать ]Апон Эпплтон Хаус
[ редактировать ]Стихотворение Марвелла « На Эпплтон-Хаусе » обычно упоминается рядом с «Садом». Оба стихотворения основаны на описаниях природы и сходятся в размышлениях об одиночестве. Более того, как следует из полного названия «В Эпплтон-Хаусе милорду Фэрфаксу», Марвелл посвящает это стихотворение непосредственно своему покровителю, сэру Томасу Фэрфаксу , который в то время вел затворнический образ жизни в своем поместье в Нанапплтоне. Написанный предположительно примерно в то же время, «Сад», вероятно, также является данью уважения Фэрфаксу. Тем не менее, как утверждает Дж. Б. Лейшман в «Искусстве поэзии Марвелла» , «Сад» более аргументативен и детализирован, он принимает парадоксальное отношение к созерцательной жизни и одиночеству, которое он, по-видимому, пропагандирует. [5]
Сад
[ редактировать ]«Хортус» Марвелла — это латинский аналог «Сада», поскольку название «Хортус» — это латинское слово, означающее «Сад». До сих пор ведутся споры о том, какое стихотворение было написано первым. Критики утверждают, что отсутствие «неоплатонических» идей в «Хортусе» приводит к снижению его содержательной сложности. Язык «Хортуса» также проще, чем в «Саде», а тон говорящего менее остроумен и лукавит. Оба стихотворения исследуют силу, сексуальную любовь и природу, но с несколько разных позиций. В то время как «Хортус» подчеркивает оппозицию между сексуальной любовью и любовью к природе, предполагая, что природа укрощает любовь, «Сад» рассматривает сексуальную любовь как угрозу природе и созерцательной жизни, которую ищут в Саду. [35]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Пол Дэвис, «Марвелл и литературное прошлое», Кембриджский компаньон Эндрю Марвелла , Дерека Херста и Стивена Н. Цвикера, ред. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2010), 36.
- ^ Эндрю МакРей, «Зеленое чудо», Кембриджский компаньон Эндрю Марвелла, Дерека Херста и Стивена Н. Цвикера, ред. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2010), 126–7.
- ^ Эндрю МакРей, «Зеленое чудо», Кембриджский компаньон Эндрю Марвелла , Дерека Херста и Стивена Н. Цвикера, ред. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2010), 126–7.
- ^ Перейти обратно: а б Найджел Смит, редактор, Стихи Эндрю Марвелла (Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 2003), 152.
- ^ Перейти обратно: а б Лейшман, Дж. Б. (1968). Искусство поэзии Марвелла . Группа Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-45515-1 . OCLC 1259590192 .
- ^ Дэвис, Пол (23 декабря 2010 г.), Херст, Дерек; Цвикер, Стивен Н. (ред.), «Марвелл и литературное прошлое» , The Cambridge Companion Эндрю Марвелла (1-е изд.), Cambridge University Press, стр. 26–45, doi : 10.1017/ccol9780521884174.003 , ISBN 978-0-521-88417-4 , получено 9 марта 2023 г.
- ^ Тески, Гордон (2019) «Гренландия: «Сад» Марвелла», Оксфордский справочник Эндрю Марвелла , Мартина Дзелзайниса и Эдварда Холбертона, ред. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 364, 368–369.
- ^ Найджел Смит, изд., Стихи Эндрю Марвелла (Лондон и Нью-Йорк: Longman, 2003), 156n.
- ^ Найджел Смит, изд., Стихи Эндрю Марвелла (Нью-Йорк и Лондон: Лонгман, 2003), с. 156-7.
- ^ Сеймур, Лаура (11 октября 2018 г.). «Любить сады, любить садовника? «Одиночество» в «Саде» Эндрю Марвелла » . Исследования Марвелла . 3 (2). дои : 10.16995/мс.26 . ISSN 2399-7435 .
- ^ Перейти обратно: а б Марвелл, Эндрю; Сэвил, сэр Генри (10 февраля 1971 г.). Марголиаут, HM; Легуи, Пьер (ред.). Стихи и письма Эндрю Марвелла, Том. 1: Стихи (Третье изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/actrade/9780199670321.book.1 . ISBN 978-0-19-967032-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дисанто, Майкл Джон (2008). «Двойственное отношение Эндрю Марвелла к сексуальности взрослых» . Исследования английской литературы, 1500–1900 гг . 48 (1): 165–182. ISSN 0039-3657 . JSTOR 40071327 .
- ^ » Гесиода См., например, «Труды и дни , строки 109–126.
- ^ Перейти обратно: а б Найджел Смит, редактор, Стихи Эндрю Марвелла (Нью-Йорк и Лондон: Лонгман, 2003), стр. 157.
- ^ Найджел Смит, изд., Стихи Эндрю Марвелла (Нью-Йорк и Лондон: Лонгман, 2003), с. 157-8.
- ^ Нетцли, Райан (2017). «Сходство и поэтика неотношения: «Сад» Эндрю Марвелла » . Публикации Американской ассоциации современного языка . 132 (3): 580–595. дои : 10.1632/pmla.2017.132.3.580 . ISSN 0030-8129 . S2CID 166017365 .
- ^ Найджел Смит, изд., Стихи Эндрю Марвелла (Нью-Йорк и Лондон: Лонгман, 2003), с. 158.
- ^ Стемпель, Дэниел (1967). «Сад: картезианский экстаз Марвелла» . Журнал истории идей . 28 (1): 99–114. дои : 10.2307/2708484 . ISSN 0022-5037 . JSTOR 2708484 .
- ^ Перейти обратно: а б Кермод, Фрэнк (1971). Английская поэзия семнадцатого века; современные очерки критики (переработанная ред.). Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 333–347. ISBN 0-19-501391-3 . OCLC 149426 .
- ^ Николас, Мюррей (2000). Мира достаточно и времени: жизнь Эндрю Марвелла . Счеты. ISBN 0-349-11242-8 . OCLC 222680607 .
- ^ Крю, Джонатан (31 декабря 2019 г.), Берт, Ричард; Арчер, Джон (ред.), «13. Государство садов: Поэтика ограждения Марвелла» , Законы о ограждении , Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнеллского университета, стр. 270–289, номер документа : 10.7591/9781501733598-014 , ISBN 9781501733598 , S2CID 217669021 , получено 14 апреля 2023 г.
- ^ Эндрю МакРей, «Зеленое чудо», Кембриджский компаньон Эндрю Марвелла, Дерека Херста и Стивена Н. Цвикера, ред. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2010), 131.
- ^ «83. Анонимный комментарий к поэзии 1897 года». Эндрю Марвелл: Критическое наследие, Лондон. Под редакцией Элизабет С. Донно. Рутледж, группа Тейлор и Фрэнсис, 1995.
- ^ Госс, Э. (1995). 77. Сэр Эдмунд Госс о садовой поэзии 1885 года. В книге ES Donno (Ed.), Эндрю Марвелл: Критическое наследие, Лондон (стр. 245). Лондон: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Груп.
- ^ Гвинн, Стивен. «89. Стивен Гвинн о пуританстве поэта 1904 года». Эндрю Марвелл: Критическое наследие, Лондон. Под редакцией Элизабет С. Донно. Рутледж, группа Тейлор и Фрэнсис, 1995 г.
- ^ Смит, Найджел. «Эндрю Марвелл». Кембриджский спутник английских поэтов , Клод Роусон, Cambridge University Press, Кембридж, 2011, стр. 176–193. Кембриджские товарищи по литературе.
- ^ Гарганиго, Алекс. «Найджел Смит. Эндрю Марвелл: Хамелеон». Новости семнадцатого века , том. 70, нет. 1-2, весна-лето 2012, стр. 20+. Гейл Академический OneFile , link.gale.com/apps/doc/A305745833/AONE?u=googlescholar&sid=googleScholar&xid=89d0243d. По состоянию на 31 марта 2023 г.
- ^ «Джонсон, Гарри Джон (1826–1884)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 6 февраля 2018 г., doi : 10.1093/odnb/9780192683120.013.14884 , получено 21 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей, Николас (2000). Мира достаточно и времени: жизнь Эндрю Марвелла . Счеты. ISBN 0-349-11242-8 . OCLC 222680607 .
- ^ ХАММОНД, ПОЛ (1 марта 1996 г.). «Сексуальность Марвелла» . Семнадцатый век . 11 (1): 87–123. дои : 10.1080/0268117X.1996.10555410 . ISSN 0268-117X .
- ^ Перейти обратно: а б с Смит, Найджел (2011), Роусон, Клод (редактор), «Эндрю Марвелл» , «Кембриджский компаньон английских поэтов » , Кембриджский компаньон по литературе, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 176–193, doi : 10.1017/ccol9780521874342. 010 , ISBN 978-0-521-87434-2 , получено 31 марта 2023 г.
- ^ Веллер, Барри (1999). «Эпос как пастораль: Мильтон, Марвелл и множественность жанров» . Новая литературная история . 30 (1): 143–157. дои : 10.1353/nlh.1999.0017 . ISSN 1080-661X . S2CID 144602832 .
- ^ Эндрю МакРей, «Зеленое чудо», Кембриджский компаньон Эндрю Марвелла, Дерека Херста и Стивена Н. Цвикера, ред. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2010), 127–30.
- ^ Стейнс, Джон Д. (2008). «Дайан Келси МакКолли. Поэзия и экология в эпоху Мильтона и Марвелла. Литературные и научные культуры ранней современности. Олдершот: Ashgate Publishing Company, 2007. xii + 252 стр. + 10 ч/б, пожалуйста, индекс. илл. библ. 89,95 долларов США. ISBN: 978–0–7546–6048–4» . Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 61 (3): 1053–1055. дои : 10.1353/ren.0.0159 . S2CID 161857247 .
- ^ Марвелл, Эндрю (2003). Стихи Эндрю Марвелла . Найджел Смит. Пирсон Лонгман.