Зиновий Рожественский
Зиновий Петрович Рожественский | |
---|---|
![]() | |
Имя при рождении | Зиновий Петрович Рожественский |
Псевдоним(а) | Еда для собак [ 1 ] |
Рожденный | 11 ноября 1848 г. |
Умер | 14 января 1909 г. Санкт-Петербург , Российская Империя | (60 лет)
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1868–1906 |
Классифицировать | вице-адмирал |
Команды | Балтийский флот |
Битвы/войны | |
Награды | Орден Святого Георгия Орден Святого Владимира |
Зиновий Петрович Рожественский [ 2 ] ( русский : Зиновий Петрович Рожественский , тр. Зиновий Петрович Рожественский ; 11 ноября [ OS 30 октября] 1848 — 14 января 1909) — российский адмирал Императорского Российского флота . Командовал Второй Тихоокеанской эскадрой в Цусимском сражении во время Русско-японской войны .
Под командованием адмирала Рожественского российский военно-морской флот совершил подвиг, проведя цельностной флот линкоров , работающих на угле , на расстояние более 18 000 миль (29 000 км) в один из способов вступить в решающую битву с противником (Цусимское сражение, завершившееся катастрофическим поражение русских войск.) « Князь Суворов» , один из четырех совершенно новых линкоров французского типа Бородино» « , был его флагманом в путешествии по Тихому океану.
Ранняя военно-морская карьера
[ редактировать ]Рожественский был сыном врача из Санкт-Петербурга и поступил на службу в Императорский флот России в возрасте 17 лет. [ 3 ] Окончил Морской кадетский корпус , где освоил английский и французский языки, в 1868 году, и Михайловскую артиллерийскую академию в 1873 году. Первоначально служил на Балтийском флоте офицером-артиллеристом. [ 4 ] В 1876 году переведен на Черноморский флот .
Во время русско-турецкой войны Рожественский служил на борту канонерской лодки « Веста» . 10 июня 1877 года шесть миноносцев , пять из которых были вооружены лонжеронными торпедами , предприняли попытку атаковать четыре броненосца Османского флота у Сулины . Рожественский вызвался возглавить первую атаку на турецкие военные корабли, но его торпедный катер застрял в тросовой стреле , защищавшей корабли противника. Атака была отбита турецкой артиллерийской стрельбой, в результате которой был уничтожен один миноносец, а остальные катера отошли, оставив броненосцы противника нетронутыми. [ 5 ] В июле 1877 года, еще будучи назначенным на Весту , он вступил в бой и повредил османский линкор « Фет-и Бюленд » в пятичасовом бою. За этот поступок Рожественский был награжден орденами Святого Владимира и Святого Георгия и произведен в капитан-лейтенанты . Однако после войны он сообщил в газетной статье, что фальсифицировал свои отчеты и что перегруженный Фетх-и Бюленд отделался лишь незначительными повреждениями. Это открытие не оказало негативного влияния на его карьеру. [ 3 ] С 1883 по 1885 год Рожестенский был прикомандирован к вновь сформированному болгарскому военно-морскому флоту . [ 3 ] Он также разработал план защиты болгарского побережья и был одним из основателей Технологической ассоциации Болгарии.
Рожественский вернулся на русскую службу и был старшим офицером на корабле-батарее «Кремль» и крейсере «Герцог Эдинбургский» . Затем он командовал клипером «Наездник» и канонерской лодкой « Грозящий» . С 1891 по 1893 год он был военно-морским атташе в Лондоне. В 1894 году командовал Владимиром Мономахом. [ 3 ] который входил в состав Русской Средиземноморской эскадры под командованием адмирала Степана Макарова . С 1896 по 1898 год командовал кораблем береговой обороны «Первенец» . В 1898 году он был произведён в контр-адмиралы и стал командиром артиллерийской школы Балтийского флота. В 1900 году он командовал спасательной операцией генерал-адмирала графа Апраксина . В 1902 году он был назначен начальником Морского штаба и предложил план усиления Императорского Российского флота на Дальнем Востоке.
Русско-японская война
[ редактировать ]До войны с Японией, начавшейся в 1904 году, Рожественский был командующим Балтийским флотом . Царь Николай II приказал Рожественскому направить Балтийский флот в Восточную Азию для защиты российской военно-морской базы Порт-Артур . Царь выбрал для этой работы подходящего человека, потому что для этого нужен был командир с железной рукой. [ 6 ] отправиться в плавание с непроверенным флотом, состоящим из совершенно новых линкоров (для некоторых из новых «Бородино » это путешествие было их пробным круизом ) и новых неподготовленных моряков в самом длинном путешествии флота линкоров на угольных двигателях в зарегистрированной истории. [ 7 ] Рожественский имел вспыльчивый характер в общении с подчиненными, и как офицеры, так и солдаты знали, что от «Бешеного пса» следует держаться подальше. [ 8 ] когда подчиненный либо не подчинялся приказам, либо был некомпетентен, либо и то, и другое. [ 9 ]
Рожественский полностью осознавал, что под его командованием находится новый необученный флот и что во время путешествия заправочные станции не будут доступны из-за союза Великобритании с Японией ; и что во время плавания должны будут пройти как испытания новых линкоров, так и артиллерийские тренировки/тренировки. Кроме того, дозаправку угля придется производить в море, а не в порту, как в большинстве других военно-морских сил. Вследствие этих обстоятельств командир, ориентированный на выполнение миссии, иногда стрелял служебными боеприпасами (боевой стрельбой) по носу заблудшего военного корабля и в огненный момент швырял свой бинокль с мостика в море. [ 10 ] Когда в 1904 году его линкорный флот отправился в плавание, штаб Рожественского позаботился о том, чтобы его флагманский корабль « Князь Суворов » имел на борту достаточный запас биноклей. [ 11 ]
Тем не менее, неопытность российского Балтийского флота едва не спровоцировала войну между Россией и Великобританией, проходившей через Северное море . После того, как несколько российских кораблей приняли британские рыболовные траулеры в Доггер-банке за торпедные катера Императорского флота Японии , они открыли огонь по безоружным гражданским судам. [ 12 ] Инцидент в Доггер-банке в ночь с 21 на 22 октября 1904 года привел к гибели трех британских рыбаков и многих раненых. В перестрелке также погибли матрос и священник на борту российского крейсера. [ 13 ]
Российское правительство согласилось расследовать инцидент после сильного международного дипломатического давления. Рожественскому было приказано пришвартоваться в Виго , Испания, пока линкоры Королевского флота Британского флота метрополии готовились к войне. Несколько эскадрилий британских крейсеров следили за флотом Рожественского, проходившим через Бискайский залив . По прибытии в Испанию Рожественский оставил позади тех офицеров, которых он считал ответственными за инцидент (а также по крайней мере одного офицера, критиковавшего его). [ 14 ] 25 ноября 1904 года британское и российское правительства подписали совместное соглашение, в котором согласились передать этот вопрос на рассмотрение Международной комиссии по расследованию в Гааге . [ 15 ] 26 февраля 1905 г. комиссия опубликовала свой отчет. Он раскритиковал Рожественского за то, что он позволил своим кораблям вести огонь по британским кораблям, но отметил, что «поскольку каждое [российское] судно осветило горизонт во всех направлениях своими прожекторами, чтобы не быть застигнутым врасплох, было трудно предотвратить путаницу». В отчете также делается вывод, что, как только ошибка стала известна, «адмирал Рожественский лично сделал все возможное, от начала и до конца инцидента, чтобы не допустить обстрела [траулеров] эскадрой». [ 16 ] В конечном итоге Россия выплатила 66 000 фунтов стерлингов (сегодня 5,8 миллиона фунтов стерлингов) в качестве компенсации. [ 17 ]
Рожественский с самого начала считал, что план отправки Балтийского флота в Порт-Артур непродуман, и категорически противился планам включить в состав своего флота разношерстную коллекцию устаревших кораблей — Третью Тихоокеанскую эскадру (о которой упоминал адмирал и его штаб). как «самогрузы»), вплоть до отказа раскрыть Адмиралтейству свой точный маршрут от Мадагаскара и поделиться своим планом сражения с Третьим Тихоокеанским Командир эскадрильи Николай Небогатов . [ 3 ] Отстраненный и недоверчивый к своим сотрудникам, Рожественский становился все более ожесточенным и пессимистичным по мере приближения к Азии. [ 3 ] Почти сразу после прибытия Балтийского флота на Дальний Восток в мае 1905 года он был задействован японским флотом в решающем Цусимском сражении (27–28 мая 1905 года).
Цусимская битва
[ редактировать ]Японский адмирал Того Хэйхачиро опирался на свой опыт сражений при Порт-Артуре и Желтом море , и на этот раз не стал разделять огонь и не вступал в бой с Рожественским на слишком больших дистанциях, как он это сделал с адмиралом Витгефтом в битве на Желтом море в том же году. ранее. [ 18 ] Вместо этого он, при правильном использовании разведывательных судов и беспроводной связи, [ 19 ] расположить свой боевой флот таким образом, чтобы «сохранить внутренние линии движения», что позволило бы ему преодолевать более короткие расстояния, в то же время заставляя Рожественского преодолевать большие расстояния, независимо от скорости линкора. [ 20 ]
Военно-морская разведка уже проинформировала Того о миссии Рожественского: достичь Владивостока , избегать контакта с японским флотом, если это вообще возможно, и как можно меньше сражаться, если его вынудят. Целью Рожественского было усилить Владивостокскую эскадру , а затем, когда русский флот почувствует себя достаточно подготовленным, она вступит в решительный бой с японским флотом. [ 21 ]
Обладая этими знаниями, Того планировал упредить российский план, расположив свой боевой флот так, чтобы «ввести русский флот в бой, независимо от скорости любого боевого флота». Адмирал Того смог появиться прямо на линии наступления Рожественского ( линия Т Рожественского была пересечена ). [ 19 ] Поскольку использовалась только большая часть его носовых орудий, главные батареи Рожественского «последовательно выходили из строя», пока он продолжал наступать. [ 22 ] Кроме сдачи или отступления, у Рожественского было только два выбора; сразитесь в решающей битве или атакуйте линию фронта Того. Он выбрал первое, и к вечеру 27 мая 1905 года флагман Рожественского и большая часть его флота оказались на дне Цусимского пролива. [ 22 ] Русские потеряли 5000 моряков. [ 23 ]

В ходе боя Рожественский был ранен осколком снаряда в голову. Потерявшего сознание адмирала перевели на эсминец «Буйный» , а затем на эсминец «Бедовый» . Он был взят в плен, когда корабль позже был захвачен Императорским флотом Японии . После подписания Портсмутского договора он вернулся в Санкт-Петербург по Транссибирской магистрали . [ 3 ] Победоносный адмирал Того позже навестил его (во время лечения травм в японской больнице), утешая его добрыми словами:
Поражение – обычная судьба солдата. В этом нет ничего стыдного. Важным моментом является то, выполнили ли мы свой долг. [ 24 ] [ нужна полная цитата ]
Последствия
[ редактировать ]В 1906 году Рожественский предстал перед военным трибуналом за катастрофу вместе со всеми оставшимися в живых командирами линкоров. Некоторые были приговорены к тюремному заключению, а некоторые к расстрелу за поражение в битве или сдачу в плен в открытом море. Царский двор был полностью осведомлен о том, что адмирал Николай Небогатов сдал русский флот, поскольку Рожественский большую часть боя был ранен и находился без сознания, и очень неохотно принимал его заявления об ответственности. Тем не менее, Рожественский был непреклонен в защите своих подчиненных командиров и нес полную ответственность, признав себя виновным в проигрыше сражения. Как и ожидали (и надеялись) суды, царь заменил приговоренных к смертной казни капитанов короткими сроками тюремного заключения и помилованием оставшихся офицеров.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Рожественский прожил последние годы своей жизни в Петербурге затворником. Умер от сердечного приступа в 1909 году и был похоронен в Александро-Невской лавре .
Награды
[ редактировать ]Орден Святого Георгия 4-й степени.
Орден Святого Владимира 3-й и 4-й степени с лентой.
Орден Святой Анны 2-й и 3-й степени.
Орден Святого Станислава 1, 2 и 3 степени.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Плешаков, подпись к фотографии, страница без номера.
- ^ Рожественский . несколько других транслитераций текстах известны также В английских .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Каунер, Исторический словарь русско-японской войны , стр. 326–27, 340.
- ^ Плешаков с. 40
- ^ Уоттс с. 16
- ^ Плешаков с. 37
- ^ Плешаков с. 59
- ↑ Плешаков стр. 153, 322.
- ^ Плешаков с. 38
- ^ Плешаков с. 53
- ^ Плешаков с. 123
- ^ Русское возмущение (глава XXII) - Вуд Уолтер, Рыбаки и бойцы Северного моря , К. Пол, Тренч, Трюбнер и компания , Лондон, 1911 г.
- ^ Коннотон, Ричард Майкл (1988). Война Восходящего Солнца и Кувыркающегося Медведя . Нью-Йорк, США: Рутледж . стр. 247, 250, 259. ISBN. 978-0-415-07143-7 .
- ^ Доггер Банк - Путешествие Проклятых (веб-сайт Hullwebs - История Халла. Проверено 8 сентября 2007 г.)
- ↑ Совместное британско-российское заявление. Архивировано 13 октября 2008 г., в Wayback Machine.
- ↑ Заключительный отчет об инциденте в Доггер-банке. Архивировано 13 октября 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Урегулирование международных споров - Мериллс, Дж. Г., Издательство Кембриджского университета, Кембриджский университет , 1999 г.
- ^ Форчик стр. 41–54
- ^ Перейти обратно: а б Махан п. 456
- ^ Махан стр. 450
- ^ Махан, с. 458
- ^ Перейти обратно: а б Махан п. 458
- ^ «Слэшдок — Русско-японская война» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 20 февраля 2006 г.
- ^ Риган, стр.178
Ссылки
[ редактировать ]- Буш, Ноэль Ф. Меч Императора. (1969) Фанк и Вагналлс, Нью-Йорк.
- Корбетт, сэр Джулиан. Морские операции в русско-японской войне 1904–1905 гг . (1994) Первоначально засекречено (недоступно для общественности) и в двух томах. ISBN 1-55750-129-7 .
- Корбетт, сэр Джулиан. «Морские операции в русско-японской войне 1904-1905 годов». Том I (2015 г.) Первоначально опубликован в январе 1914 г. Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-197-6
- Корбетт, сэр Джулиан. «Морские операции в русско-японской войне 1904-1905 годов». Том II (2015 г.) Первоначально опубликован в октябре 1915 г. Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-198-3
- Форчик, Роберт. Русский линкор против японского линкора, Желтое море 1904–05. (2009), Скопа; ISBN 978-1-84603-330-8 .
- Фридман, Норман. Огневая мощь флота, орудия и артиллерийские орудия линкоров в эпоху дредноутов. (2013) Издательство Сифорт; ISBN 978 1 84832 185 4
- Грант Р., капитан, DSO Перед Порт-Артуром на эсминце; Личный дневник японского военно-морского офицера. (1907). Лондон, Джон Мюррей, Олбемарл Ст.В.
- Хаф, Ричард А. Флот, который должен был умереть . Нью-Йорк, издательство Ballantine Books . (1960).
- Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь Русско-японской войны . Пугало Пресс. ISBN 0-8108-4927-5 .
- Махан, Альфред Тайер . Размышления исторические и другие, навеянные битвой на Японском море. Капитан А. Т. Махан, ВМС США. журнал US Naval Proceedings , июнь 1906 г.; Том XXXVI, № 2. Военно-морской институт США .
- Novikov-Priboy, Alexey . Tsushima . (1936) London: George Allen & Unwin Ltd
- Плешаков Константин. Последняя царская армада: эпическое путешествие на Цусимскую битву. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine . (2002). ISBN 0-465-05792-6 .
- Сигер, Роберт. Альфред Тайер Махан: Человек и его письма . (1977) ISBN 0-87021-359-8 .
- Семенов Владимир, капитан Расплата (Расплата). (1910). Лондон: Джон Мюррей.
- Семенов Владимир, капитан. Цусимское сражение. (1912). Нью-Йорк EP Dutton & Co.
- Персонал, Гэри. Скагеррак, Ютландская битва глазами немцев» (2016). ISBN 978 1 78383 123 4
- Томич В.М. «Боевые корабли Императорского Российского флота». Том 1, Линкоры. (1968).
- Уорнер, Денис и Пегги. «Прилив на рассвете, история русско-японской войны 1904–1905 годов». (1975). ISBN 0-7146-5256-3
- Уоттс, Энтони Дж. Императорский флот России. Оружие и доспехи, Дом Вильерса, Стрэнд, 41–47, Лондон; 1990. ISBN 0-85368-912-1 .
- 1848 рождений
- 1909 смертей
- Адмиралы Императорского флота России
- Русские военнослужащие Русско-турецкой войны (1877–1878 гг.)
- Русские военнослужащие Русско-Японской войны.
- Кавалеры ордена Святого Георгия четвертой степени.
- Кавалеры ордена Святого Владимира 3-й степени.
- Кавалеры ордена Святого Владимира 4-й степени.
- Кавалеры ордена Святой Анны I степени.
- Кавалеры ордена Святой Анны 2-й степени.
- Кавалеры ордена Святой Анны 3-й степени.
- Кавалеры ордена Святого Станислава (Российского) I степени.
- Кавалеры ордена Святого Станислава (Российского) 2-й степени.
- Кавалеры ордена Святого Станислава (Российского) 3-й степени.
- Командоры Большого креста ордена Меча
- Командоры Почетного легиона
- Кавалеры Ордена Короны (Румыния).
- Балтийский флот
- Российские военно-морские атташе
- Военные атташе Российской империи
- Похороны на Тихвинском кладбище.
- Выпускники Морского кадетского корпуса