Тендер подводных лодок класса «Дон»
![]() Dmitriy Galkin in 1988
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Класс «Дон» (проект 310 «Батур ») |
Строители | Nikolayev Shipyard |
Операторы | |
Преемник | Югра класс |
Построен | 1956–1961 |
В комиссии | 1958–1998 |
Завершенный | 7 |
Ушедший на пенсию | 7 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводный тендер |
Смещение |
|
Длина | 140 м (460 футов) |
Луч | 17,7 м (58 футов) |
Черновик | 6,4 м (21 фут) |
Движение | 4 дизельных двигателя по 8000 л.с. (6000 кВт) |
Скорость | 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час) |
Диапазон | 21 000 миль (39 000 км; 24 000 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 300 |
Датчики и системы обработки | Радар: «Ястребиный визг», «Тонкая сеть». |
Электронная война и приманки | 2 системы ECM Watch Dog, система связи Vee Cone |
Вооружение |
|
Тендер подводных лодок класса «Дон» — это отчетное название НАТО для группы из семи тендеров подводных лодок, построенных для Советского ВМФ в конце 1950-х годов. Советское обозначение — проект 310 «Батур» . Возникнув из-за необходимости рассредоточенного базирования подводных лодок в начале ядерной войны , корабли были предназначены для поддержки удаленных операций подводного флота Советского Союза, способного осуществлять ремонт и пополнение запасов. Однако Советы вернулись к стационарному базированию своих подводных лодок, а класс «Дон» позже был преобразован во флагманы . Одно судно было экспортировано в Индонезию в 1962 году и из-за тяжелого вооружения использовалось в основном для патрулирования. Корабли класса «Дон» были выведены из эксплуатации в середине 1990-х годов и разобраны на металлолом.
Дизайн
[ редактировать ]С приходом ядерной войны и опасностью, с которой столкнулись стационарные базы, ВМФ СССР стремился рассредоточить флот, сохранив при этом функциональность. [ 1 ] В результате в середине 1950-х годов Советское ЦКБ придумало «Плавучую базу », что означает «Плавучая база», предназначенную для дистанционного тылового обеспечения подводных лодок . [ 1 ] [ 2 ] Обозначенный проектом 310 «Батур» Советским Союзом и НАТО , класс «Дон», [ 3 ] их главным конструктором был В.И. Могилевич. [ 1 ] Каждый корабль был способен обеспечить срочный ремонт корпусов подводных лодок , а также пополнить запасы и перевооружить до четырех подводных лодок проектов 611 и 613 каждая. Каждый корабль этого класса имел место для хранения 42 торпед диаметром 533 мм (21,0 дюйма) . [ 1 ] [ а ]
Источники расходятся во мнениях относительно размеров и водоизмещения кораблей. Кузин и Никольский заявляют, что суда имели стандартное водоизмещение 5030 тонн (4950 длинных тонн ) и 7150 тонн (7040 длинных тонн) при полной загрузке и имели длину 140 метров (459 футов 4 дюйма) и ширину 17,67 м (58 футов 0 дюймов). ) и осадка 5,6 м (18 футов 4 дюйма). [ 1 ] У Шарпа есть тендеры класса «Дон» водоизмещением 5100 т (5000 длинных тонн) в стандартном исполнении и 6900 т (6800 длинных тонн) при полной загрузке, имеющие ту же длину и ширину, что и Кузин и Никольский, но с осадкой 5,4 м (17 футов 9 дюймов). . [ 4 ] Couhat имеет стандартную грузоподъемность 6720 т (6610 длинных тонн) и 9000 т (8900 длинных тонн) при полной загрузке, ту же длину и ширину, но с осадкой 6,4 м (21 фут 0 дюймов). [ 2 ]
Тендеры класса «Дон» были оснащены дизель-электрической системой, состоящей из четырех дизельных двигателей и двух электродвигателей, вращающих два гребных вала, мощностью 6000 киловатт (8000 л.с. ). [ 2 ] [ 4 ] [ б ] Это дает кораблям максимальную скорость от 16 до 17 узлов (от 30 до 31 км / ч; от 18 до 20 миль в час). [ 1 ] [ 4 ] и дальность действия 21 000 морских миль (39 000 км; 24 000 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 4 ] [ с ] Тендеры имели автономность в море 40 дней. [ 1 ] Корабли имели экипаж из 350 человек, включая 28 офицеров и дополнительные помещения для экипажа до 394 человек штаба/подводного персонала. [ 1 ] [ д ] Для пополнения запасов подводных лодок на судах был установлен один 100-тонный кран в носовой части , один 10-тонный кран, два 5-тонных крана и два 1-тонных крана. [ 1 ] [ 2 ]
Тендеры на подводные лодки имели разное вооружение на протяжении всей своей карьеры и между кораблями. Большинство из них было вооружено четырьмя одиночными пушками Б-34УСМА калибра 100 мм (3,9 дюйма)/56 двойного назначения. [ и ] и четыре спаренных зенитных орудия ЗИФ 31Б калибра 57 мм (2,2 дюйма)/ 70 . [ 1 ] [ 5 ] Виктор Котельников был вооружен всего двумя 100-мм пушками, а у «Магаданского комсомольца» их не было. «Камчатский комсомолец» и Федор Видяев несли по четыре спаренных зенитных орудия калибра 25 мм (0,98 дюйма)/80. 100-мм орудия имели угол возвышения 40° и могли производить 15 снарядов в минуту на расстояние 16 километров (9,9 миль). Каждый снаряд весил 15,6 кг (34 фунта). 57-мм орудия имели угол возвышения 90 ° и могли стрелять 120 выстрелов в минуту на дальность 8 км (5,0 миль), при этом каждый снаряд весил 2,8 кг (6,2 фунта). 25-мм орудия имели угол возвышения 85° и могли стрелять 270 выстрелов в минуту на расстояние 3 км (1,9 мили). [ 5 ] У тех, у кого пушки были сняты, вместо этого была посадочная площадка для вертолета над кормой . [ 1 ] На последнем корабле класса был установлен зенитный ракетный комплекс ОСА-М . [ 1 ]
Корабли класса «Дон», оснащенные 100-мм орудиями, получили два Hawk Screech управления огнем радара , работающие в I-диапазоне . Для наземного поиска у них был радар Slim Net, работающий в диапазонах E / F , хотя некоторые из них были оснащены Strut Curve, работающим только в диапазоне F. Для опознания своего или врага у них были установлены системы Square Head и High Pole A. В целях электронного обеспечения на тендерах были установлены две системы Watch Dog. [ 4 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
Для ВМФ СССР было построено семь кораблей, один корабль ( «Николай Карташов ») экспортирован в Индонезию в 1962 году. Те корабли, которым были присвоены названия, были названы в честь военнослужащих, погибших во Второй мировой войне. [ 6 ] №444 имени Ивана Носенко Все семь кораблей были построены на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве , Советский Союз. После расширения ВМФ СССР стационарных военно-морских баз часть кораблей была переоборудована во флагманы . Федору Видяеву и Дмитрию Галкину подарили антенну Vee Cone для связи на большие расстояния. [ 1 ] [ 2 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Данные о строительстве | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Имя | Строитель | Заложен | Запущен | Завершенный | Судьба | Примечания |
Dmitriy Galkin [ 7 ] | Черноморский судостроительный завод , Николаев , Советский Союз | 24 апреля 1959 г. [ 7 ] | 31 марта 1960 г. [ 7 ] | 25 декабря 1960 г. [ 7 ] | Пораженный 1994 год [ 7 ] | |
Федор Видяев [ 8 ] | 24 марта 1956 г. [ 8 ] | 26 апреля 1957 г. [ 8 ] | 30 сентября 1958 г. [ 8 ] | |||
полка [ 9 ] [ ж ] | 6 октября 1955 г. [ 9 ] | 29 ноября 1956 г. [ 9 ] | 28 марта 1958 г. [ 9 ] | Переименован в ПКЗ-124 в 1966 году, в «Камчатский комсомолец» в 1979 году и в ПБ-9 в 1992 году. | ||
Магомед Гаджиев [ 10 ] | 10 ноября 1956 г. [ 10 ] | 25 июня 1957 г. [ 10 ] | 1 июля 1960 г. [ 10 ] | Пораженный 1994 год [ 10 ] | ||
ПБ-3 [ 11 ] | 8 июня 1960 г. [ 11 ] | 7 октября 1961 г. [ 11 ] | 30 сентября 1962 г. [ 11 ] | Пораженный 1992 год [ 11 ] | переименован в «Магаданский комсомолец» В 1970 году , в 1991 году — в ПБ-27 . [ 11 ] | |
Viktor Kotelnikov [ 12 ] | 19 июня 1956 г. [ 12 ] | 26 июня 1957 г. [ 12 ] | 11 декабря 1959 г. [ 12 ] | Пораженный 1994 год [ 12 ] | ||
Николай Карташов [ 13 ] | 18 декабря 1959 г. [ 13 ] | 20 декабря 1960 г. [ 13 ] | 31 мая 1962 г. [ 13 ] | Передан Индонезии в 1962 году. [ 5 ] | В 1962 году переименован в КРИ Раталунги . [ 5 ] Списан в 1990 году. [ 14 ] |
Экспорт
[ редактировать ]Начиная с 1958 года, Индонезия начала более тесные отношения с Восточным блоком во время холодной войны . Результатом этих более тесных отношений стала передача из Советского Союза почти 100 военных кораблей. [ 15 ] Среди переданных кораблей был тендер подводных лодок класса «Дон», бывший «Николай Карташов» 1962 года, прибывший в Индонезию в июле того же года, и 14 подводных лодок проекта 613. [ 16 ] [ 5 ] Переименованное в КРИ «Ратуланги» , судно имело те же характеристики, что и другие тендеры класса «Дон», и было вооружено 100-мм, 57-мм и 25-мм орудиями. Корабль был оснащен различными датчиками, в том числе радаром Slim Net для поиска в воздухе/над землей, работающим в диапазонах E/F, и RCA SPN 11 (CR-103) для надводного поиска, работающим в диапазонах I/J и для управления огнем, солнцезащитным козырьком. РЛС B, работающая в диапазонах G / H и I. [ 5 ]
«Ратуланги» использовался как корабль поддержки подводных лодок и судно сопровождения. Из-за тяжелого вооружения корабля тендер использовался в качестве патрульного судна . [ 5 ] [ 17 ] «Ратуланги» списали последнюю подводную лодку проекта 613 была списана в 1990 году, в том же году ВМС Индонезии . [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Кухат утверждает, что корабли могут обслуживать от 8 до 12 подводных лодок. [ 2 ]
- ^ Кузин и Никольский имеют мощность 3000 кВт (4000 л.с.), [ 1 ] но неясно, является ли это полной мощностью.
- ^ Кузин и Никольский имеют дальность полета 3000 миль (5600 км; 3500 миль) при скорости 12,5 узлов (23,2 км / ч; 14,4 миль в час). [ 1 ]
- ↑ У Кухата и Шарпа численность экипажа составляет 300 человек и до 450 дополнительных сотрудников. [ 2 ] [ 4 ]
- ^ /56 Калибр обозначает длину ружья. Это означает, что длина ствола орудия в 56 раз превышает диаметр канала ствола.
- ↑ У Шарпа прежнее название корабля — «Михаил Тукачевский» . [ 4 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Kuzin & Nikolsky 1996 , p. 296.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Коуха 1986 , с. 552.
- ^ Шарп 1996 , с. 602.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шарп 1990 , с. 636.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шарп 1990 , с. 283.
- ^ Блэкман 1972 , с. 637.
- ^ Jump up to: а б с д и « Дмитрий Галкин (6124916)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д « Федор Видяев (6124543)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д « Батур (6124499)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и « Магомед Гаджиев (6124964)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж « ПБ-3 (6125274)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и « Виктор Котельников (6124874)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д « Николай Карташов (6125264)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Шарп 1991 , с. 274.
- ^ Гардинер, Чамбли и Бадзбон 1995 , стр. 177 .
- ^ Гардинер, Чамбли и Бадзбон 1995 , стр. 179 .
- ^ Couhat 1986 , стр. 249–50.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэкман, Раймонд В.Б., изд. (1972). Боевые корабли Джейн 1972–73 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон и компания. ОСЛК 28197951 .
- Куа, Жан Лабайль, изд. (1986). Боевые флоты мира 1986/87 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85368-860-5 .
- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен и Будзбон, Пшемыслав, ред. (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-132-7 .
- Kuzin, V. P. & Nikolsky, V. I. (1996). ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР 1945–1991 [ The Soviet Navy 1945–1991 ] (in Russian). St. Petersburg, Russia: Historical Marine Society. OCLC 37721678 .
- Шарп, Ричард, изд. (1990). Боевые корабли Джейн 1990–91 (93-е изд.). Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-0904-3 .
- Шарп, Ричард, изд. (1991). Боевые корабли Джейн 1991–92 (94-е изд.). Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-0960-4 .
- Шарп, Ричард, изд. (1996). Боевые корабли Джейн 1996–97 (изд. 99). Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-1355-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]