История мате йербы
История мате уходит корнями в доколумбовый Парагвай. Он отмечен быстрым ростом урожая и потребления в испанских южноамериканских колониях, а также трудным процессом одомашнивания, который начался в середине 17 века и позже, когда производство было индустриализировано примерно в 1900 году.
Потребление мате получило широкое распространение в испанской колонии Парагвай в конце 16 века как среди испанских поселенцев, так и среди коренных народов гуарани , которые в некоторой степени потребляли его до прибытия испанцев. Потребление мате распространилось в 17 веке на регион Платина , а оттуда в Чили и Перу. Парагвая, Такое широкое потребление превратило его в основной товар превосходящий другие товары, такие как табак, а индийский труд использовался для сбора диких насаждений. В середине 17 века иезуитам удалось одомашнить это растение и основать плантации на своих индейских участках в Мисьонесе , что вызвало серьезную конкуренцию со стороны парагвайских сборщиков диких насаждений. После изгнания иезуитов в 1770-х годах их плантации пришли в упадок, как и секреты их приручения. Эта отрасль продолжала иметь первостепенное значение для экономики Парагвая после обретения независимости, но развитие на благо парагвайского государства остановилось после Парагвайской войны (1864–1870 гг.), которая опустошила страну как экономически, так и демографически. Затем Бразилия стала основным производителем мате. В ходе проектов в Бразилии и Аргентине в конце 19 и начале 20 веков растение было одомашнено, снова открыв путь для современных систем плантаций. Когда бразильские предприниматели обратили свое внимание на кофе в 1930-х годах Аргентина, которая долгое время была основным потребителем кофе, стала крупнейшим производителем, возродив провинцию Мисьонес , где когда-то иезуиты владели большей частью своих плантаций. Однако регионы производства кофе в Бразилии отличаются от плантаций мате. По данным ФАО в 2012 году, Бразилия является крупнейшим производителем мате в мире с объемом производства 513 256 тонн (58%), за ней следуют Аргентина с 290 000 тонн (32%) и Парагвай с 85 490 тонн (10%). [ 1 ]
Раннее использование
[ редактировать ]Известно, что до прихода испанцев народ гуарани, коренной народ региона естественного распространения этого растения, употреблял мате по крайней мере в лечебных целях. [ 2 ] Остатки мате йерба также были найдены в гробнице кечуа недалеко от Лимы , Перу, и поэтому предполагается, что они связаны с престижем. [ 3 ] [ 4 ] Первыми европейцами, обосновавшимися на землях гуарани и йерба-мате, были испанцы, основавшие Асунсьон в 1537 году. Новая колония развивалась при незначительной торговле и контактах извне, что побудило испанцев установить более полные контакты, выходящие за рамки трудовых отношений с местные племена. Неясно, когда именно испанцы начали пить мате, но известно, что к концу 16 века он стал широко потребляться. [ 2 ]
К 1596 году употребление мате в качестве напитка стало настолько распространенным в Парагвае, что член мэрии Асунсьона написал губернатору Рио-де-ла-Плата Эрнандо Ариасу де Сааведре :
- «Порок и дурная привычка пить йербу настолько распространились среди испанцев, их женщин и детей, что в отличие от индейцев, которые довольствуются тем, что пьют ее один раз в день, они пьют ее постоянно, а те, кто ее не пьет, встречаются очень редко. "
Тот же автор письма далее утверждал, что испанские поселенцы продали свою одежду, оружие и лошадей или влезли в долги, чтобы получить мате. [ 5 ]
Распространение по Южной Америке (1600–1650 гг.).
[ редактировать ]В начале 17 века йерба-мате стал основным экспортным товаром территорий гуарани, помимо сахара, вина и табака, которые доминировали ранее. [ 6 ] Губернатор Рио-де-ла-Плата Эрнандо Ариас де Сааведра в начале 17 века выступил против растущей индустрии мате из-за убеждения, что это нездоровая вредная привычка и что слишком большая часть индийской рабочей силы потребляет ее. Он приказал прекратить производство в провинции и в то же время добивался одобрения испанской короны, которая отвергла запрет, как и люди, участвовавшие в производстве, которые так и не выполнили приказ. [ 5 ] В отличие от других богатых алкалоидами товарных культур, обнаруженных европейцами в эпоху Великих географических открытий, таких как какао и кофе, мате не был одомашненным видом и стал эксплуатироваться в дикой природе еще в 19 веке. [ 7 ] хотя иезуиты впервые одомашнили его в середине 17 века.
До 1676 года, во время подъема промышленности, основным центром производства йербы мате был индийский город Маракайю к северо-востоку от Асунсьона. В Маракайу, среди лесов, богатых мате, поселенцы из Асунсьона производством доминировали . Однако Маракайу стал местом давнего конфликта, когда поселенцы из городов Вилья-Рика-дель-Эспириту-Санто и Сьюдад-Реаль-дель-Гуайра начали переселяться в район Маракайу, который старые поселенцы считали своим. В 1630 году конфликт обострился, когда поселенцам из Вилья-Рики и Сьюдад-Реаль-дель-Гуайра, а также миссиям иезуитов Гуайры пришлось бежать в район Маракайу из-за нападений португальских поселенцев из Сан-Паулу . В районе Маракайу новые поселенцы сделали мате своим основным источником дохода, что вызвало конфликт с поселенцами Асунсьона, который закончился только в 1676 году, когда португальские поселенцы предприняли еще один рывок, превратив Маракайу в довольно незащищенную приграничную зону. Поселенцы Маракайу переселились на юг, образовав современный город Вильяррика и превратили свои новые земли в новый центр индустрии мате. [ 8 ]
Конфликт между старыми и новыми поселенцами в Маракайу совпал с распространением потребления мате за пределы колонии Парагвай, сначала в торговый центр Рио-де-ла-Плата , а оттуда в Верхнее Перу (Боливия), Нижнее Перу, Эквадор и Чили, [ 5 ] становится важным товаром во многих городах колониальной Южной Америки. [ 9 ] Гуарани, служивший в армии Арауко, возможно, также сыграл роль в популяризации напитка на юге Чили вскоре после того, как эта армия была сформирована в 1604 году. [ 10 ] Что касается Чили, есть также сообщения о том, что мате был завезен в Сантьяго через несколько лет или десятилетий после его основания в 1542 году. [ 10 ] Как только были созданы торговые сети, мате прибыл по суше в Чили, а из Вальпараисо небольшие количества экспортировались на север, в порты Эль-Кальяо , Гуаякиль и Панама . [ 10 ] В течение 17 века налоги на мате стали важным источником дохода в Парагвае, Санта-Фе и Буэнос-Айресе и облагались высокими налогами: некоторые из применяемых налогов включали десятину , алькабалу и муниципальные налоги в городах, через которые он проходил. В 1680 году испанская корона ввела специальный налог на мате, предназначенный для финансирования оборонных работ и гарнизона Буэнос-Айреса . [ 9 ]
Смещение производства на юг, в Вильяррику, привело к тому, что Асунсьон потерял позицию единственного центра экспорта ниже по течению в Санта-Фе и Буэнос-Айрес. Когда производство было сосредоточено в Маракайу, транспортировка по реке Парана была затруднена, поэтому йербу покупали через реку Чежуй в Асунсьон на реке Парагвай. [ 11 ] по которому можно было судоходство вплоть до Рио-де-ла-Плата. Местное правительство Асунсьона безуспешно пыталось заставить весь мате, произведенный к северу от реки Тебикуари, пройти через город, но поселенцы Вильяррики, а также испанская корона в значительной степени проигнорировали жалобы правительства Асунсьона. [ 11 ]
Эпоха иезуитов и приручение (1650–1767)
[ редактировать ]Иезуиты . начали в конце 16 века основывать ряд редукционных поселений на землях народа гуарани, чтобы обратить их в католицизм Миссии иезуитов имели высокую степень автаркии , но нуждались в монетах для уплаты налогов и приобретения продуктов, которые они не могли производить. [ 2 ] Хотя в начале 17 века иезуиты поддержали запрет губернатора Эрнандо Ариаса де Сааведры на производство мате йерба, к середине 17 века они стали серьезными конкурентами сборщикам земель к северу от реки Тебикуари , которые имели практическую монополию на этот продукт. . [ 6 ] [ 12 ] В 1645 году иезуиты успешно добились разрешения испанской короне производить и экспортировать мате. [ 12 ] Иезуиты первоначально следовали обычной производственной процедуре, отправляя тысячи гуаранов в дальние путешествия к болотам, где росли лучшие деревья, чтобы собирать урожай естественных насаждений, где многие индейцы заболели или умерли. [ 12 ] С 1650-х по 1670-е годы иезуитам удалось одомашнить растение. [ 7 ] то, что современникам казалось чрезвычайно трудным. [ 12 ] Иезуиты держали приручение в секрете. Очевидно, это включало скармливание семян птицам или имитацию прохождения семян через пищеварительную систему птицы. [ 4 ] Иезуиты получили ряд коммерческих преимуществ перед своими конкурентами в регионе Тебакуари. Помимо успешного приручения и создания плантаций, их миссии были ближе к важным торговым центрам Санта-Фе и Буэнос-Айресу , и им удалось получить освобождение от десятины , алькабалы и дополнительного налога, установленного в 1680 году. [ 13 ] Эти привилегии вызвали конфликт с парагвайскими городами Асунсьон и Вильяррика , которые обвинили иезуитов в наводнении рынка Платины дешевым мате йерба и привели к введению ограничений на экспорт иезуитов. [ 14 ] который они все-таки превысили, так что к моменту изгнания Ордена вывезли в четыре раза больше, чем им было разрешено законом. [ 4 ] Официально иезуиты не продавали мате с целью получения прибыли, помимо покрытия основных потребностей и налогов, и обвинили парагвайцев в падении цен, добавив, что торговцы предпочитали их мате не из-за его цены, а из-за его лучшего качества. [ 14 ]
Из-за нехватки монет йерба-мате вместе с медом, кукурузой и табаком использовались в качестве валюты при редукции иезуитов. [ 15 ]
Расширение (1767–1870)
[ редактировать ]После подавления Общества Иисуса в 1767 году производство и значение регионов, производящих мате, в которых доминировали иезуиты, начали снижаться. [ 3 ] [ 7 ] Чрезмерная эксплуатация индейской рабочей силы на плантациях привела к упадку промышленности и рассеянию гуаранов, живущих в миссиях. [ 4 ] [ 7 ] С падением иезуитов, неэффективным управлением со стороны короны и новыми предпринимателями, захватившими иезуитские плантации, Парагвай завоевал непревзойденную позицию основного производителя йербы-мате. Однако система плантаций иезуитов не преобладала, и мате продолжали собирать в основном из диких насаждений на протяжении 18 и большей части 19 века. Консепсьон в Парагвае, основанный в 1773 году, стал крупным экспортным портом, поскольку к северу от него располагалась огромная территория с нетронутыми зарослями мате. В рамках реформы Бурбона в 1778 году была разрешена свободная торговля внутри Испанской империи. Это, а также налоговая реформа 1780 года привели к увеличению торговли в испанской Южной Америке, что принесло пользу индустрии мате. [ 7 ] В 1770-х годах привычка пить мате распространилась до Куэнки , в современном Эквадоре. [ 7 ]
В колониальный период в Европе мате не воспринимали так же, как какао , чай и кофе. В 1774 году иезуит Хосе Санчес Лабрадор писал, что мате употребляли «многие» в Португалии и Испании и что многие в Италии это одобряли. [ 4 ] В XIX веке йерба-мате привлекла внимание французских натуралистов Эме Бонплана и Огюстена Сен-Илера , которые отдельно изучали это растение. В 1819 году последний дал мате-йербе биномиальную номенклатуру : Ilex paraguariensis .
Дорогие чашки мате из серебра в колониальной Южной Америке изготавливались в основном серебряными мастерами Криолло , поскольку это занятие было зарезервировано для тех, кто имел квалификацию в соответствии с Limpieza de sangre . Затем это отразилось на стилях, поскольку большая часть этих серебряных чашек соответствовала европейским модным стилям, таким как барокко и неоклассицизм . [ 16 ]
После обретения независимости Парагвай должен был уступить свое превосходство в качестве ведущего производителя в пользу Бразилии и Аргентины. [ 17 ] хотя в Аргентине случился кризис мата. После обретения независимости Аргентина унаследовала как самое большое в мире население, потребляющее мате, так и провинцию Мисьонес , где располагалось большинство миссий иезуитов и где промышленность находилась в упадке. Снижение производства в Аргентине по сравнению с постоянным ростом спроса привело к тому, что Аргентина в середине 19 века стала сильно зависеть от поставок от своих соседей. Мате йерба был импортирован в Аргентину из высокогорья Парана в Бразилии. Этот товарищ Йербы был назван Паранагуа в честь порта отгрузки. [ 3 ]
В Парагвае мате продолжал оставаться основной товарной культурой после обретения независимости, но центры промышленности сместились со смешанных плантаций и диких насаждений Вильяррики на север, в Консепсьон в поздние колониальные времена, а затем, к 1863 году, в Сан-Педро . [ 18 ] Во время правления Карлоса Антонио Лопеса (1844–1862) бизнесом по производству мате управляли военные командиры округа, которые могли собирать мате в качестве государственного предприятия или давать концессии. Начало Парагвайской войны (1864–1870) вызвало резкое сокращение добычи мате в Парагвае, которое, по оценкам, составило 95% в период с 1865 по 1867 год, что было вызвано набором в армию. [ 18 ] Сообщалось, что во время войны солдаты со всех сторон употребляли мате, чтобы утолить голод и боевую тревогу. [ 4 ] После войны Парагвая против Бразилии, Аргентины и Уругвая Парагвай был демографически и экономически разрушен, и иностранные предприниматели пришли контролировать производство и промышленность мате в Парагвае. [ 18 ] 156,415 км 2 Проигранные Парагваем в войне Аргентине и Бразилии в основном богаты производством мате. [ 18 ]
В Чили, где привычка пить мате прочно утвердилась в колониальные времена, после обретения независимости его популярность постепенно уступила место популярным в Европе напиткам — кофе и чаю, которые поступали в страну через все более загруженные порты. [ 4 ] Распространение потребления чая и кофе в Чили в ущерб мате началось в высших слоях общества . Первая кофейня в Чили появилась в Сантьяго в 1808 году. Немецкий ботаник Эдуард Фридрих Поппиг описал в 1827 году богатую семью в Чили, где пожилые люди пили йерба-мате с бомбиллой, а младшие предпочитали китайский чай. Тенденцию к снижению потребления мате заметил в 1875 году британский консул Рамбольд, который заявил, что «импорт парагвайского чая» «неуклонно падает». Мате Йерба в целом был дешевле (цена за килограмм с 1871 по 1930 год), чем чай и кофе, и оставался популярным в сельских районах Чили. [ 19 ] Несмотря на относительный спад, социальная значимость мате была достаточной в портовом городе Кокимбо, стилистически отличный тип чашки для мате, известный как мате кокимбано . чтобы в начале 19 века появился [ 20 ] Аспекты стиля мате-кокимбано были распространены в соседнем Андском регионе Аргентины. [ 20 ] Йерба-мате широко употреблялась в холодных и горных районах Чили, а также на юге страны. [ 10 ] Действительно, мате был одним из основных продуктов питания, которые можно было найти в горных убежищах , построенных в 1760-х годах как часть Трансандской почтовой системы . [ 10 ]
Индустриализация и распространение в Леванте (1870–1950 гг.)
[ редактировать ]После опустошения Парагвая и незначительного производства в Аргентине к концу XIX века Бразилия стала ведущим производителем йербы-мате. [ 4 ] В 1890-х годах плантации йербы-мате вновь обрели известность на рынках, когда плантации начали развиваться в Мату-Гросу-ду-Сул . [ 4 ] [ 7 ]
В начале 20 века производство в Аргентине начало восстанавливаться, увеличившись с менее чем 1 миллиона кг в 1898 году до 20 миллионов кг в 1929 году только в провинции Мисьонес . [ 3 ] В первой половине 20-го века Аргентина реализовала государственную программу по заселению провинции Мисьонес и запуску индустрии производства мате. Земельные участки размером с семью в Мисьонесе были переданы иностранным поселенцам, большинство из которых были выходцами из Центральной и Восточной Европы . [ 21 ] В 1930-х годах Бразилия перешла от производства мате к производству кофе, поскольку он давал больше доходов, в результате чего возрожденная аргентинская промышленность осталась крупнейшим производителем. [ 4 ] что принесло пользу экономике Аргентины, поскольку она также была крупнейшим потребителем мате.
Сирийские и ливанские иммигранты в Аргентине распространили привычку пить мате на своей родине, где она стала особенно ассоциироваться с друзами . [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «ФАОСТАТ» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лопес, с. 497
- ^ Перейти обратно: а б с д Эрнесто Даумас. 1930. Проблема мате. Буэнос-Айрес, Аргентинская полиграфическая компания.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Фолч, Кристина. Стимулирование потребления: мифы, рынки и значения мате йерба от завоевания до наших дней. Общество сравнительного изучения общества и истории, 2010.
- ^ Перейти обратно: а б с Лопес, с. 498
- ^ Перейти обратно: а б Сельскохозяйственная история. Экономика Йерба Мате в Южной Америке семнадцатого века
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Росс В. Джеймисон. Сущность коммерциализации: зависимость от кофеина в раннем современном мире. Журнал социальной истории, зима 2001 г. Отрывок: [1]
- ^ Лопес, с. 499–500
- ^ Перейти обратно: а б Лопес, с. 505
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джеффс Мунизага, Хосе Габриэль (6 марта 2017 г.). «Чили в макросхеме мате йерба. Взлет и падение типичного продукта Южноамериканского конуса» [Чили в макросхеме мате йерба. Бум и падение типичного продукта американского Южного конуса. Ривар: Иберо-американский журнал виноградарства, агропромышленности и сельской местности (на испанском языке). 4 (11).
- ^ Перейти обратно: а б Лопес, с. 501
- ^ Перейти обратно: а б с д Лопес, с. 506
- ^ Лопес, с. 507
- ^ Перейти обратно: а б Лопес, с. 508
- ^ Пабло Эрнандес. Социальная организация гуаранских доктрин Общества Иисуса . Журнал Национальной библиотеки. Буэнос-Айрес, 1950 год.
- ^ «Приятель (24-217)» . Сурдок . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Лопес, с. 509
- ^ Перейти обратно: а б с д Блинн Ребер, Вера. Йерба Мате в Парагвае девятнадцатого века. 1985.
- ^ Бенджамин С. Орлов. Очарование иностранцев: импортные товары в постколониальной Латинской Америке: Чили в эпоху Прекрасной эпохи. Страницы 131–146.
- ^ Перейти обратно: а б «Мате кокимбано» . Музей декоративного искусства (на испанском языке). Служба национального культурного наследия . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Виктор Рау. 2008. ЙЕРБА МАТЕ В МИССИЯХ (АРГЕНТИНА). СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ЛОКАЛИЗОВАННОГО ПРОИЗВОДСТВА. Архивировано 18 августа 2011 года в Wayback Machine . IV Международный конгресс сети SIAL.
Библиография
[ редактировать ]- Лопес, Адальберто. Экономика Йерба Мате в Южной Америке семнадцатого века в истории сельского хозяйства. Общество истории сельского хозяйства 1974.