Айдос

Греческое aoidoi слово aoidos ( ἀοιδός ; множественное число: / ἀοιδοί ) относилось к классическому греческому певцу. В современной гомеровской науке аоидос используется некоторыми как технический термин для обозначения опытного устного эпического поэта в традиции, к которой, «Илиада» и «Одиссея» как полагают, принадлежат (сравните рапсод ). [2]
Песня и поэзия в « Илиаде» и «Одиссее».
[ редактировать ]В классическом греческом языке слово aoidos , «певец», является существительным-агентом, происходящим от глагола aeidein ( ὰείδειν ) или adein ( ᾄδειν ), «петь». В различных формах оно встречается несколько раз в «Илиаде» и «Одиссее» в связи с поэзией: [3]
- Илиада 18.490–496 (на щите Ахилла ): свадебная песня, гименай , с дудками, лирами и танцами.
- Одиссея 23.133–135: свадебная песня с танцем под руководством певца Фемиуса : свадьбы нет, но Одиссей хочет создать впечатление праздника, убивая женихов.
- Илиада 18.567–572 (на Щите Ахилла): ребенок поет и играет на лире под аккомпанемент сбора винограда. Песня - линос
- Илиада 18.593–606 (на Щите Ахилла): юноши и девушки принимают участие в пении-танце, молпе.
- Одиссея 8.250–385: юноши и девушки принимают участие в молпе ; Демодок поет и играет на лире; его песня о любви Ареса и Афродиты
- Илиада 22.391–393: Ахилла Молодые воины поют пайон , песню хвалы или самовосхваления, таща тело Гектора обратно на свои корабли.
- Илиада 24.720–761: в Трое певцы оплакивают тело Гектора, а женщины оплакивают их; три женщины, которые исполняют плачи индивидуально, — это Андромаха , Гекуба и Елена.
- Илиада 19.301–338: в греческом лагере, над телом Патрокла , первым поет Ахилл, затем Брисеида , за ней женщины, затем снова Ахилл, за ним старики.
- Одиссея 24.58–62: в греческом лагере (по описанию призрака Агамемнона ) морские нимфы оплакивают тело Ахилла, и музы отвечают, за ними следуют все греки.
- Илиада 9.186–191: Ахиллес «ублажает свой ум и воспевает человеческую славу», аккомпанируя себе на лире; его единственный зритель - Патрокл
- Одиссея 1.150–340: Фемий после ужина поет для женихов повествовательную песню о возвращении из Трои.
- Одиссея 8.73–75: Демодок поет для Алкиноя и его гостей после ужина повествовательную песню о ссоре Одиссея и Ахилла .
- Одиссея 8.536–538: Демодок начинает петь для Алкиноя и его гостей после ужина повествовательную песню о Деревянной Лошади .
Профессия певица
[ редактировать ]В мире, описанном в этих стихотворениях, письменность практически неизвестна (хотя ее использование подразумевается в одном незначительном эпизоде — истории Беллерофонта ); [4] всякая поэзия — «песня», а поэты — «певцы». Позднее, в пятом и четвёртом веках, исполнение эпической поэзии называлось рапсодией , а её исполнитель рапсодосом , но это слово не встречается ни в ранних эпосах, ни в современной лирике, поэтому неизвестно, были ли Гесиод и поэт(ы) ) из «Илиады» и «Одиссеи» утверждал считали бы себя рапсодами ( Вальтер Буркерт и признается некоторыми недавними учеными, что рапсоды по определению были исполнителями фиксированного письменного текста, а не творческим устным поэтом). [5] Неизвестно даже, в какой степени создатели устного эпоса были специалистами. Фемий и Демодок в «Одиссее » изображены исполняющими как эпические, так и неэпические песни.
Однако профессия айдос определенно существовала . Евмей , персонаж «Одиссеи » , говорит, что певцов ( аоидоев ), целителей, провидцев и ремесленников скорее всего будут встречать в качестве гостей, а нищих — нет; [6] За пределами мира, описанного Гомером, Гесиод приводит аналогичный список в виде пословицы о профессиональной ревности:
Поттер ненавидит гончара, а ремесленник ненавидит ремесленника;
Нищий завидует нищему, певец певцу.- Гесиод, Труды и дни 25–26.
Согласно «Илиаде» и «Одиссее», певцы черпали вдохновение у муз . Гесиод описывает, как музы посетили его, когда он пас овец на горе Геликон , и даровали ему это вдохновение, позволившее ему петь о будущем, а также о прошлом. Анекдот в «Илиаде» о Фамириде показывает, что музы могли отнять то, что дали. [7] Как и в некоторых других культурах, слепцы иногда становились певцами: Демодок в « Одиссее» слеп, а легендарный создатель «Илиады » и «Одиссеи » Гомер часто считался слепым.
Аудитория выступлений аоидоев различалась в зависимости от жанра и обстоятельств (см. список выше). Согласно «Илиаде» , женщины участвовали в плаче, а иногда и возглавляли его . Многие стихотворения Сафо адресованы женщинам и, кажется, рассчитаны на женскую аудиторию. О повествовательной (эпической) поэзии иногда говорят, что публика была исключительно мужской; это преувеличение (например, Пенелопа слушает и прерывает одно представление, изображенное в « Одиссее» ), но, вероятно, это во многом верно из-за уединения женщин в ранней Греции.
Аоиды и создание « Илиады» и «Одиссеи»
[ редактировать ]Сравнительное изучение устного эпоса показало, что «Илиада » и «Одиссея» (как и произведения Гесиода ) происходят из традиции устного эпоса. [8] В устных повествовательных традициях нет точной передачи текстов; скорее, истории передаются из поколения в поколение бардами, которые используют формулы, помогающие запомнить огромное количество строк. Эти поэты были носителями раннегреческой устной эпической традиции, но о них мало что известно. Когда бы ни происходило написание (чаще всего предлагаются даты между 750 и 600 гг. до н. э.), современные поэты и писатели, которые могли знать об этом, не заметили этого события и не назвали поэта (поэтов). [9] Согласно классическим греческим источникам, Гомер жил задолго до того, как были написаны эти два стихотворения. [10]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Баньковский 1986
- ^ Следовательно, английские переводчики ( Latacz 2004 ) используют аоидную поэзию как технический термин для обозначения ранней греческой устной эпической поэзии.
- ^ ( Dalby 2006 , стр. 4–19) для этого списка с обсуждением соответствующих отрывков из ранней греческой литературы. Другие упоминания о певцах (но без выступлений) есть в «Илиаде» 2.594–600 (история о Фамириде ) и «Одиссее» 9.2–11.
- ^ Илиада 6.168-170.
- ^ Например ( Буркерт 1987 ); ( Грациози 2002 ).
- ^ Одиссея 17.382-387.
- ^ Гесиод, Теогония 22-32; Илиада 2.594-600.
- ^ ( Пэрри, 1971 ); ( Лорд 1953 ); ( Лорд 1960 ); см. также гомеровскую стипендию .
- ^ ( Далби 2006 ).
- ↑ В одном древнем тексте « Жизнь Гомера» , который утверждает, что он написан Геродотом , утверждается, что стихи были написаны под диктовку Гомера. Эта Жизнь — очевидная подделка и весьма неубедительна ( Лефковиц 1981 ).
Ссылки
[ редактировать ]- Баньковский, Лев [in Russian] , ed. (1986), ...И звезда с звездою говорит , Perm : Пермское книжное издательство , p. 1
- Буркерт, Уолтер (1987), «Создание Гомера в VI веке до нашей эры: рапсоды против Стесихора», Статьи о художнике Амасисе и его мире , Малибу: Музей Гетти, стр. 43–62.
- Далби, Эндрю (2006), Открытие заново Гомера , Нью-Йорк, Лондон: Нортон, ISBN 978-0-393-05788-1
- Грациози, Барбара (2002), Изобретая Гомера: ранний прием эпоса , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Латач, Иоахим (2004), Трой и Гомер: к разгадке старой загадки , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-926308-0
- Лефковиц, Мэри Р. (1981), Жизнь греческих поэтов , Лондон: Дакворт, ISBN 978-0-7156-1590-4
- Лорд, Альберт Бейтс (1953), «Оригинальность Гомера: устно продиктованные тексты», Transactions and Proceedings of the American Philological Association , 84 : 124–134, doi : 10.2307/283403 , JSTOR 283403
- Лорд, Альберт Бейтс (1960), певец сказок , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Парри, Милман (1971), Парри, Адам (ред.), Создание гомеровских стихов. Сборник статей Милмана Пэрри , Оксфорд: Clarendon Press.