Авраам Файнберг
Авраам Файнберг | |
---|---|
Рожденный | Беллер, Огайо, США | 14 сентября 1899 г.
Умер | 5 октября 1986 г. Рино, Невада, США | ( 87 лет
Другие имена | Энтони Фром |
Род занятий | Раввин и певец |
Годы активности | 1916–1986 |
Известный | Социальный активизм |
Заметная работа | Штурмуйте врата Иерихона (1964), Ханойский дневник раввина Фейнберга (1968), Я был тогда намного старше (1970), Секс и кафедра (1981) |
Супруги | Рут Э. Катш (1930–1971), Патрисия К. Бланшар (1983–1986) |
Дети | 2 |
Авраам Фейнберг (14 сентября 1899 г. - 5 октября 1986 г.) был американским раввином, который большую часть своей жизни прожил в Канаде. В своем некрологе газета «Нью-Йорк Таймс» заявила о нем: «Он всегда был готов выступить, назвать свое имя или послать телеграмму, если в Южной Африке был протест за разоружение, или за договор о запрещении ядерных испытаний, или против расизма. , радикальная несправедливость в Америке и политика Соединенных Штатов во Вьетнаме». [ 1 ]
От раввина до поп-звезды
[ редактировать ]Файнберг родился в Беллере, штат Огайо , в семье евреев-ашкенази, говорящих на идиш, иммигрантов из Гринкишки (современный Гринкишкис , Литва ) в Российской империи. [ 2 ] Файнберг всегда называл Гринкишки «родиной моего духа». [ 2 ] Его родители часто говорили с ним о шелле , который они оставили, и Файнберг заявил, что чувствует, что Гринкишки - часть его. [ 3 ] Его отец Натан был раввином, а мать Сара (урожденная Абрамсон) была домохозяйкой. [ 4 ] Другой источник описывает Натана Фейнберга как кантора и мастера по ремонту зонтов, уехавшего из Российской империи в США. [ 5 ] В своих мемуарах Фейнберг заявил, что его родители переехали в Соединенные Штаты в 1882 году. [ 6 ] Фейнберг был седьмым из 10 детей в семье. [ 4 ]
Беллэр был обедневшим угледобывающим городом, расположенным на реке Огайо напротив Уилинга, Западная Вирджиния , и Файнберг вырос в бедности. [ 4 ] Файнберг был шокирован жестоким обращением с чернокожими жителями Беллэра, когда он рос. [ 3 ] Однажды он увидел чернокожего мальчика по имени Скитс, которого забрасывали камнями и мусором на улице. [ 3 ] Когда Скитс попытался переплыть Огайо, спасаясь от своих мучителей, он получил удар камнем по голове и утонул. [ 3 ] Поскольку Скитс был чернокожим, власти списали его смерть как незначительную. [ 3 ] Лучшим другом Файнберга в детстве был Чувак, сын чернокожего мусорщика. [ 3 ] Его детский опыт вызвал у него сильную симпатию к афроамериканцам как к таким же жертвам предрассудков, и на протяжении всей своей жизни он был защитником гражданских прав. [ 3 ] Интеллектуальный вундеркинд, Файнберг окончил среднюю школу в возрасте 14 лет. [ 7 ] После окончания учебы он пошел работать чернорабочим, накопив при этом достаточно денег, чтобы поступить в университет. [ 7 ] Фейнберг работал на сталелитейном заводе в Беллэре. [ 8 ] Беллэр был суровым рабочим городом, где насилие и пьянство были нормой, а Фейнберг закален своей молодостью. [ 8 ] Фейнберг вспоминал о своей юности: «Страсть к неудачникам до сих пор вызывает во мне негодование. Я видел, как шахтеров избивали на улицах за то, что они требовали профсоюза; я видел, как утонул черный товарищ по играм… ошеломленный бросающимися камнями деревенщинами, кричащими «ниггер!» '" [ 9 ]
Он получил образование в Университете Цинциннати , где в 1920 году получил степень бакалавра гуманитарных наук. [ 2 ] В 1924 году он был рукоположен в сан раввина в Еврейском союзном колледже в Цинциннати. [ 4 ] Фейнберг работал раввином в ряде американских городов в период с 1924 по 1930 год. [ 2 ] Фейнберг начал свою раввинскую карьеру в храме Бет-Эль в Ниагара-Фолс, Нью-Йорк. [ 4 ] В 1925 году он переехал в Уилинг, чтобы стать раввином храма на Эофф-стрит. [ 4 ]
В 1928 году Файнберг стал раввином в нью-йоркской синагоге «Храм Исраэль», которую посещала богатая община, и он часто ходил на вечеринки и обеды, устраиваемые еврейской элитой Нью-Йорка на эксклюзивной Парк-авеню. [ 7 ] Храм Исраэль был второй по величине реформистской синагогой в Нью-Йорке. [ 4 ] По его собственному признанию, ему наскучила поверхностность жизни высшего сословия Нью-Йорка, и он обнаружил, что жаждал чего-то большего в жизни, чем посещение одной вечеринки за другой. [ 7 ] В 1964 году Файнберг вспоминал: «Полон юношеского идеализма, я все больше разочаровывался в той роли, которую от меня ожидали, - скорее промоутера и социального директора сложной организации, чем пастора человеческих душ». [ 6 ]
27 февраля 1930 года он объявил в проповеди о своем уходе с поста раввина, сказав: «Сегодня проповедник был вынужден отказаться от своей миссии и стать продавцом. Его заставляют бояться потери членства больше, чем гнева Божьего. Вместо поэта, мечтателя, трансцендентного мистика он превращает себя в искателя популярности, клерка по аренде скамеек, хорошего парня. Точно так же, как другие люди продают одежду, автомобили или акции, так и он распространяет религию - для себя. цена". [ 7 ] [ 4 ] В своей проповеди «Почему я покидаю профессиональное служение» Файнберг заявил, что «организованная религия - это заброшенный маяк», который оставил его духовно оцепенелым. [ 5 ]
Его уход из престижной синагоги, которую посещали некоторые из самых богатых евреев Нью-Йорка, привлек в то время широкую огласку. [ 6 ] В Москве газета «Правда» поместила его отставку на первой полосе, назвав отставку Фейнберга следствием бездушия американского капитализма в Нью-Йорке, хотя Фейнберг настаивал, что он отвергает только организованную религию, а не иудаизм как веру. [ 6 ] Джозеф Л. Льюис , президент организации «Свободомыслящие Америки», пригласил Файнберга присоединиться к нему в «крестовом походе за истину» против всех религий, но он отклонил это предложение. [ 6 ] Хейвуд Браун назвал отставку Фейнберга принципиальным актом. [ 6 ] Две колонки газетной бумаги в The New York Times были посвящены обсуждению отставки Файнберга. [ 6 ] Раввин Джейкоб Кон из нью-йоркского храма Анше Хесед назвал Фейнберга «молодым, незрелым, разочарованным идеалистом». [ 10 ] Далее раввин Кон сказал: «Раввин Фейнберг — идеалист, и его замечания были замечаниями идеалиста, и когда он ссылается на коммерциализм в организованной религии, его замечания — это замечания разочарованного идеалиста. Он был преждевременным. Ему следовало бы вспомнил, что несправедливо осуждать религиозный институт в целом, потому что некоторые человеческие ошибки подорвали его вдохновение. Было бы столь же несправедливо осуждать всю судебную систему нации только потому, что один судья поддался коррупции». [ 10 ]
Затем Файнберг уехал во Францию изучал пение в Американской консерватории в Фонтенбло . , где несколько месяцев [ 7 ] По возвращении в Нью-Йорк он заявил о намерении сделать карьеру в шоу-бизнесе. [ 7 ] 4 ноября 1930 года он женился на Рут Э. Кэтш в Нью-Йорке. [ 4 ] Файнберг пел под сценическим псевдонимом Энтони Фром, звучащим по-еврейски. [ 2 ] С 1932 по 1935 год он вел популярное музыкальное радиошоу в Нью-Йорке , где был известен как «Поэт-принц воздушных волн». [ 11 ] Радиокарьера Файнберга началась на радиостанции WMCA, но вскоре его повысили до WOR, станции с более мощной радиовещательной компанией, которая охватывала большую часть северо-востока Соединенных Штатов. [ 6 ] К 1932 году Файнбергу платили 1500 долларов в неделю, что было значительной суммой во время Великой депрессии. [ 7 ]
Фейнберг считал, что во многом успех его радиошоу был обусловлен тем, что, начиная с 1933 года, оно всегда выходило в эфир сразу после того, как президент Франклин Д. Рузвельт давал по радио свои еженедельные «беседы у камина». [ 6 ] Его образ был «бродячим принцем», который «посещал» другую страну в каждой радиопередаче и пел песни о любви на любом языке страны, которую он якобы посещал (Файнберг свободно говорил на шести языках). [ 7 ] Фейнберга описывали как обладателя «мелодичного баритона». [ 8 ] Мать Фейнберга не одобряла его смену карьеры, говоря сыну на смертном одре на идиш: « Абельх, мейн зоон, ров, ров! Йецт геворен зингер, горнит! » («Абе, сын мой, раввин, раввин! Теперь он стал певцом, ничто!»). [ 6 ]
Фейнберг в роли Фрома был сфотографирован одетым в дорогой курительный халат и тапочки в том, что газеты назвали «его 40-футовой гостиной, уставленной портретами, написанными маслом, и драгоценными первыми изданиями», создавая впечатление человека, прожившего жизнь в упадке и роскошь. [ 7 ] В своих мемуарах 1964 года «Штурм ворот Иерихона » Фейнберг вспоминал, что его образ был переделан следующим образом:
«Один светила NBC не согласился с подходом «поющего раввина». «Какая женщина в Омахе или Патчоге стала бы сплетать свои фантазии о сексуальном удовлетворении с раввином?» — потребовал он. — Они думают о раввине как о старике с длинной бородой! Так что этому неромантичному образу нужно противодействовать, позволяя фанатам увидеть, как я выгляжу. Вскоре из рекламной фабрики хлынула фотография: волнистая, задумчивая, но безмятежно поэтичная, в халате, курю трубку и читаю в своей библиотеке. роскошная квартира». [ 6 ]
Газетные статьи 1930-х годов изображали его как эксцентрика, который никогда не пел без « Рубайята » Омара Хайяма в кармане, что он тратил огромные суммы денег на покупку одежды, что он планировал построить замок в Беркшире и что он одержимость шарманками . [ 7 ] Красивый мужчина, Фейнберг появился на обложке Radio Guide и был назван «романтическим идеалистом», который искал по всему миру подходящую девушку, на которой мог бы жениться. [ 7 ] Мужчина, на котором Файнберг уже был женат, держался в секрете, чтобы сделать его более привлекательным для своих поклонниц. Появился фан-клуб, состоящий в основном из молодых женщин, известный как «двор принца-поэта», и Файнберг пел в нью-йоркских театрах Fox и Paramount. [ 7 ] Он с удовольствием отметил, что его поклонники, не подозревая, что он еврей, всегда присылали ему рождественские открытки. [ 6 ] Фейнберг вспоминал о своей певческой карьере:
«Мой репертуар простирался от произведений опытных настройщиков, которые наигрывали романсы для Бинга Кросби и Руди Валле, до Виктора Герберта и Стивена Фостера: от Ричарда Роджерса, Джерома Керна, Коула Портера и Ноэля Кауарда до Шуберт, Пуччини и Верди: от Валентины, Сибони, «Кукарача» и «Ночь была создана для любви» до «Четок» и «Коль Нидрей», от нежных колыбельных до мрачных стихов страсти на всех языках. Но всегда должно быть «от человека к человеку, от сердца к сердцу». Я смотрел на холодный металлический микрофон и пытался сосредоточиться на ком-то, кого я любил — на маме или Рут, в зависимости от типа любви, которую я пытался проецировать». [ 6 ]
Тиккун олам : раввин-активист
[ редактировать ]К 1935 году нацистская Германия настолько обеспокоила его, что он завершил карьеру певца и вернулся к работе раввином. [ 2 ] Позже Фейнберг заявил, что ввиду происходящего в Германии он не может быть певцом и должен вернуться к служению Богу. [ 7 ] В 1950 году Фейнберг заявил о своем возвращении к религии: «Я начал думать о том, что произойдет с евреями, и я знал, что мне оставалось сделать только одно — мне пришлось вернуться к раввинату. Это то место, которому я принадлежу. Пение — это всего лишь развлечение. Моя душа — на кафедре и в кабинете». [ 7 ] В 1935 году он стал раввином храма на горе Небо, небольшой синагоги, расположенной в бедном районе Нью-Йорка. [ 4 ] Гора Нехоб была настолько бедна, что в синагоге какое-то время не хватало раввина, поскольку большинство раввинов не хотели соглашаться на низкую зарплату, которую предлагала синагога, но Файнберг принял эту должность, поскольку хотел быть ближе к бедным. [ 8 ] Главной заботой Фейнберга был Третий Рейх, и с 1935 года он стремился создавать альянсы за пределами еврейской общины, чтобы сплотить фронт против нацистского режима. [ 8 ] В 1938 году он переехал в Денвер, штат Колорадо, чтобы стать раввином Храма Эмануэля. [ 4 ] В 1942 году Файнберг попытался пойти добровольцем в качестве капеллана в армию США, но ему отказали из-за медицинской инвалидности». [ 7 ]
В 1943 году он принял предложение стать раввином в Храме Святого Цветения в Торонто , самой престижной реформистской синагоге в Канаде. [ 2 ] Файнберг прибыл в Торонто в ноябре 1943 года. [ 8 ] К тому времени 1-й канадский корпус сражался в Италии, и позже он вспоминал, что прибыл, чтобы найти страну, охваченную войной. [ 8 ] Поскольку в то время в Северной Америке не были известны все аспекты «окончательного решения еврейского вопроса», Файнберг знал достаточно о том, что происходило с евреями Европы. [ 8 ] Он с энтузиазмом поддерживал войну, призывая канадцев никогда не ослаблять войну против Третьего рейха, и призывал трудоспособных мужчин-евреев вступать в армию в качестве «активных» членов. [ 12 ]
Чрезвычайно харизматичный человек и прекрасный оратор, Фейнберг вскоре стал самым известным раввином в Канаде, который вел еженедельную радиопередачу, в которой говорил о различных политических и социальных проблемах. [ 2 ] Файнберг часто писал о социальных проблемах в таких изданиях, как Globe and Mail , Saturday Night , Maclean's и Toronto Star . [ 11 ] Несмотря на то, что Файнберг прожил большую часть своей жизни в Канаде и активно занимался канадскими проблемами, он всегда оставался гражданином Америки. [ 13 ] Будучи большим сторонником пророческих ценностей реформистского иудаизма , Фейнберг воспринял идею тиккун олам («исправление мира») как требование от него выступить против всех форм предрассудков. [ 2 ] Файнберг осудил не только антисемитизм в Канаде, но и раскритиковал либерального премьер-министра Уильяма Лайона Маккензи Кинга за интернирование всего японско-канадского населения в 1942 году. [ 2 ] Интернирование канадцев японского происхождения сильно оскорбило чувство справедливости Фейнберга, и в одной из первых проповедей в Holy Blossom он раскритиковал Маккензи Кинга за то, что он поместил этническую группу без суда даже по одному лишь подозрению в государственной измене. [ 8 ] Маккензи Кинг интернировал канадцев японского происхождения, несмотря на то, что Королевская канадская конная полиция (RCMP) сообщила ему, что большинство из них были лояльны Канаде во многом из-за массовой расистской истерии, которая заставила его опасаться, что его Либеральная партия проиграет следующие выборы, если он это сделает. не стажер. Поскольку интернирование японо-канадцев было очень популярно в то время, проповеди Файнбрга с критикой интернирования вызвали много споров, положив начало его восхождению к тому, чтобы стать самым известным раввином Канады. [ 12 ]
Он был председателем Объединенного комитета по связям с общественностью Канадского еврейского конгресса и Бней-Брит , который оказывал давление на комитет, чтобы он лоббировал в Онтарио прекращение обязательных христианских молитв и пения рождественских гимнов в государственных школах Онтарио. [ 2 ] Во время своего пребывания на посту председателя, который длился до 1950 года, Фейнберг требовал от Объединенного комитета по связям с общественностью занять более конфронтационный подход и заняться делом других групп, таких как канадцы азиатского происхождения и чернокожие канадцы . [ 14 ] Канадский историк Джеральд Тульчинский писал, что Фейнберг мало интересовался еврейской теологией, но вместо этого считал себя защитником всех угнетенных народов, считая себя защитником «еврейского социального евангелия», которое требовало от него борьбы за справедливость и достоинство для всех. . [ 8 ] Канадская пресса часто называла Фейнберга «красным раввином». [ 15 ]
На Пасху 1944 года Файнберг выступил в Торонто с речью, в которой сказал:
«Удивительно большое количество ученых считает, что клеймо евреев как предполагаемых убийц Христа является основной причиной антисемитизма. Преподаваемое в воскресных школах, оно становится неотъемлемой частью подсознательного умственного наследия и вмешивается в каждое суждение. ...Признавая эту опасность, как обязательство истины и из-за необходимости создания общей основы для взаимного общения, прежде всего среди молодежи, группа из 155 протестантских священников в Соединенных Штатах в прошлом году согласилась пересмотреть текст -книги, которые сейчас используются в христианских воскресных школах, чтобы искоренить разжигающие ненависть, недостоверные и предвзятые рассказы о роли евреев в распятии, теперь создана комиссия по изменению этих книг!». [ 16 ]
Файнберг далее писал: «Документальное основание для обвинения в том, что евреи стали причиной смерти Иисуса, можно найти только в одном из четырех Евангелий… Евангелии от Иоанна, которое студенты повсеместно считают наименее надежным и написанным после самый длинный интервал». [ 16 ] Речь Фейнберга вызвала много споров: член парламента от социального кредита Норман Жак исказил его речь, заявив, что Фейнберг назвал Новый Завет мошенничеством. [ 17 ] Жак заявил: «Итак, христианские Евангелия теперь называют «недостоверными» и «недостоверными» — неправдой, а святого Иоанна называют антисемитом». [ 17 ] Жак заявил, что «наша остается христианской нацией, руководимой и вдохновленной христианскими идеалами», а также отметил, что почти вся еврейская община является членами Коммунистической партии Канады. [ 17 ] Таким образом, Жак утверждал, что евреи поднимают «страшил антисемитизма» как «коммунистическую дымовую завесу». [ 17 ]
В 1944 году консервативное правительство премьер-министра Джорджа А. Дрю объявило, что с сентября того же года «обучение принципам христианской веры» будет обязательным во всех государственных школах Онтарио. [ 18 ] Файнберг возглавил оппозицию изменениям Дрю в образовании, заявив, что они «недемократичны, ставят под угрозу разделение церкви и государства и ведут к разобщению в обществе». [ 18 ] Однако, когда Кларис Силкокс из Объединенной церкви Канады, которая поддерживала Дрю, вызвала Файнберга на дебаты по этому вопросу, он отказался, сославшись на то, что тема «слишком горячая», молчаливое признание того, что общественное мнение в Онтарио твердо поддерживает правительство. [ 18 ] В свое первое лето в Канаде Фейнберг и его жена попытались арендовать коттедж в сельской местности Онтарио, но владельцы коттеджей неоднократно говорили им, что они не сдавали в аренду евреям или, альтернативно, сдать их в аренду им по закону невозможно. потому что местные подзаконные акты запрещали сдавать в аренду жилую недвижимость евреям. [ 19 ] В 1944 году Фейнберг вошел в консультативный совет Прогрессивной лейбористской партии Торонто, которая была прикрытием для Коммунистической партии Канады, в результате чего КККП начала следить за ним как за возможным советским шпионом. [ 20 ] В 1945 году Фейнберг присутствовал на ужине по сбору средств для Объединенного еврейского народного ордена , левой группы, связанной с Коммунистической партией Канады, что привело к дальнейшим подозрениям со стороны КККП в том, что Фейнберг был, по крайней мере, коммунистом. [ 21 ]
В 1945 году Файнберг написал статью Маклина , в которой обвинял Маклина в безудержном антисемитизме в Канаде, написав:
«Евреев не пускают в большинство лыжных клубов. Различные летние колонии (даже на землях, находящихся в муниципальной собственности), братства и по крайней мере один Ротари-клуб действуют под письменными или неписаными вывесками «Только язычники». Многие позиции в банках закрыты для евреев. Только трое врачей-евреев были приняты в штат нееврейской больницы в Торонто. Университет Макгилла ввел правило, требующее, чтобы средний академический балл для абитуриентов-евреев в некоторых школах Университета Торонто был как минимум на 10% выше. Городские советы обсуждают, следует ли разрешить еврейским петиционерам построить синагогу; документы на недвижимость в некоторых районах запрещают перепродажу им, я видел грубые листовки, в которых выражалась благодарность Гитлеру за убийство 80 тысяч евреев в Киеве». [ 22 ]
В 1945 году он стал вдохновителем юридического оспаривания «ограничительных соглашений», запрещавших продажу или сдачу в аренду собственности евреям, поддержав дело Ре Драммонда Рена . [ 23 ] С осознанным риском еврейская группа, Ассоциация образования рабочих (WEA), приобрела недвижимость в Торонто, о которой известно, что у нее есть «ограничительное соглашение», чтобы построить дом для ветеранов Второй мировой войны. [ 23 ] Только после того, как строительство уже шло полным ходом, было объявлено, что на объект распространяется «ограничительное соглашение» и, следовательно, оно является незаконным, поскольку WEA является еврейской организацией. [ 23 ] Историк Филип Гиарад заметил, что дело Драммонда Рена, похоже, было подстроено, поскольку WEA должно было знать, что на собственность распространяется «ограничительное соглашение», и дело, похоже, было возбуждено с целью воспользоваться моментом, когда общественное мнение было гораздо более симпатичен евреям. [ 23 ] В апреле-мае 1945 года был освобожден последний из лагерей смерти и концентрационных лагерей нацистской Германии, а кадры кинохроники с истощенными людьми, пережившими Холокост, внезапно сделали антисемитизм немодным. 31 октября 1945 года судья Джон Кейллер Маккей вынес решение против законов «ограничительного соглашения» как нарушения закона по делу Драммонда Рена. [ 23 ] В напечатанной им брошюре, восхваляющей решение Маккея, Файнберг писал: «Оно воплощает в конкретной реальности, в конкретных случаях, общепризнанные принципы, ради которых Второй Мир и Мир преследовались до победного конца». [ 23 ]
В феврале 1947 года Файнберг входил в состав делегации Канадского еврейского конгресса (CJC), которая встретилась с лидерами Партии социального кредита в Оттаве, чтобы попросить их очистить свою партию от ее активного антисемитского крыла. [ 24 ] После Холокоста появился лозунг «Никогда больше!» отношение в канадской еврейской общине, и возникло ощущение, что антисемитизм нельзя терпеть ни в какой форме. [ 24 ] На встрече в Оттаве делегация CJC пожаловалась, что французская газета Social Credit Vers Demain печатала выдержки из «Протоколов сионских мудрецов» и в целом газета была очень враждебна по отношению к евреям. [ 25 ] Встреча не дала положительных результатов. Позже, в 1947 году, Фейнберг присутствовал на встрече лидеров CJC, на которой был сделан вывод, что движение социального кредита, поддержку которого находили в основном в западной Канаде и в Квебеке, было самым опасным антисемитским движением в Канаде, и CJC должен делать все, что в его силах. власть дискредитировать социальный кредит. [ 26 ] На том же саммите лидеров CJC Фейнберг заявил, что необходимо бороться со всем расизмом, а не только с антисемитизмом, заявив: «Франкоговорящие католики в Онтарио, японцы, депортированные из Британской Колумбии, негры, экономические изгои, являются не меньшей еврейской обязанностью. чем мы являемся моральным кризисом для христианина». [ 26 ] На встрече в конце 1947 года Чарльз Дейли, министр труда Онтарио, пренебрежительно сказал Файнбергу, «что в наши дни расовая дискриминация в значительной степени воображаемая». [ 27 ]
Сторонник сионизма , когда 6 декабря 1947 года Организация Объединенных Наций объявила, что мандат в Палестине будет разделен на арабское государство и еврейское государство, Фейнберг устроил театрализованное представление в «Святом цветении», в котором приняли участие дети его общины. [ 28 ] Театрализованное представление изображало «2000 лет погромов, антисемитизма и страданий», закончившихся провозглашением Израиля. [ 28 ] Обеспокоенный тем, что евреев могут обвинить в двойной лояльности, Файнберг в то же время сказал Globe & Mail : «Палестина всегда была центром нашей древней еврейской культуры и веры и святыней нашей священной памяти. Канада, однако, остается почва, на которой родилось молодое канадское еврейство». [ 28 ]
В 1948 году Файнберг присутствовал на конференции Всемирного еврейского конгресса в Париже , где раскритиковал канадский иммиграционный закон за запрет еврейским медсестрам и домашней прислуге приезжать в Канаду. [ 7 ] Его критика канадского иммиграционного законодательства, подразумевающая, что правительство Канады является антисемитским, вызвала много споров. [ 7 ] Больше всего Файнберг защищал интересы канадских чернокожих, лоббируя сменяющих друг друга премьер-министров Онтарио, чтобы положить конец предрассудкам в отношении чернокожих в сфере занятости и жилья. [ 2 ] Фейнберг стал вице-президентом Ассоциации гражданских прав Торонто. [ 2 ] Общественная активность Фейнберга сделала его не только известным раввином Торонто, но и одним из самых известных раввинов в мире. [ 11 ]
В 1948 году решение Маккея по делу Драммонда Рена было отменено в деле Ноубл против Элли Верховным апелляционным судом Онтарио, который постановил, что «ограничительные соглашения» были «законными и подлежащими исполнению». [ 29 ] Дело Ноубл было возбуждено, когда женщина по имени Анна Ноубл попыталась продать свой коттедж на курорте Бич О'Пайнс еврейскому бизнесмену Бернарду Вольфу, но была заблокирована Ассоциацией курортов Бич О'Пайнс, у которой было «ограничительное соглашение». «запрещая продажу коттеджей любому лицу «еврея, еврея, семита, негра или цветной расы или крови». [ 29 ] Тогда убитый горем Фейнберг заявил средствам массовой информации, что решение по делу Нобла стало «ударом по престижу и зрелому развитию Канады». [ 29 ] Однако при поддержке Объединенного комитета решение Нобла было обжаловано в Верховном суде Канады, который в ноябре 1950 года отменил «ограничительные соглашения». [ 29 ]
В 1949 году Файнберг встретился с Лесли Фростом , консервативным премьер-министром Онтарио, чтобы потребовать от него принять законы, прекращающие дискриминацию в отношении меньшинств, заявив: «Это обман — пытаться защитить западную демократию от коммунизма, если мужчине или женщине не дают возможности получить работу из-за дискриминации по расе, религии или цвету кожи». [ 30 ] Такое лоббирование возымело эффект, и правительство Фроста приняло несколько законов, таких как Закон о справедливом трудоустройстве 1951 года и Законы о справедливом размещении 1954 года, делающие дискриминацию по расовому или религиозному признаку незаконной. [ 31 ] Еще до того, как Верховный суд отменил «ограничительные соглашения» для всей Канады, правительство Фроста приняло закон, запрещающий «ограничительные соглашения». [ 30 ]
В 1950 году Дороти Сангстер написала о нем в «Маклинсе» : «Сегодня раввин Файнберг, родившийся в Америке, является одной из самых противоречивых фигур, занимающих канадскую кафедру. Неевреи признают его официальным голосом канадского еврейства. Этот факт был удачно продемонстрирован несколькими много лет назад, когда мэр Монреаля Уд представил его друзьям как Le Cardinal des Juifs — кардинала евреев». [ 7 ] В рамках своей общественной активности Фейнберг позволил канадцу китайского происхождения, канадцу японского происхождения, индийскому индусу и чернокожему мужчине по имени Уильям Картер рассказать перед Holy Blossom о своем опыте дискриминации в Канаде. [ 7 ] Город Дрезден, Онтарио, был известен как самый сегрегированный город в Канаде, и Файнберг активно участвовал в кампании за прекращение дискриминации, которой подвергались чернокожие жители Дрездена. [ 7 ] Картер был родом из Дрездена, и Фейнберг обычно оставался со своей семьей, когда был в Дрездене. [ 7 ] Тесно сотрудничая с Ассоциацией негритянского гражданства, Объединенный трудовой комитет Файнберга возглавил демонстрации против предприятий, которые отказывались нанимать чернокожих или принимать чернокожих клиентов. [ 32 ]
В декабре 1950 года Фейнберг устроил заметный скандал в Торонто, когда произнес проповедь, в которой назвал несправедливым то, что еврейских детей в государственных школах заставляли петь рождественские гимны. [ 33 ] Три ортодоксальных раввина в публичном письме осудили проповедь Фейнберга, заявив, что Канада является «христианской страной», и евреи должны уважать желания большинства, по крайней мере, это может привести к антисемитизму. [ 34 ] Затем различные христианские священнослужители начали осуждать проповедь Фейнберга, которую многие ошибочно истолковали как призыв к прекращению Рождества и пению всех рождественских гимнов. [ 34 ] Газета Globe and Mail в редакционной статье от 5 декабря 1950 года, озаглавленной «Прискорбное предложение», осудила Файнберга, спросив, как могло быть, что раввин захотел «исключить Рождество из государственных школ». [ 34 ] Попытки Фейнберга доказать, что он не призывал к отмене Рождества, а просто заставлял еврейских детей петь рождественские гимны, оказались совершенно неэффективными. [ 34 ] Поскольку общественное мнение категорически против него как человека, который якобы хотел положить конец Рождеству, Фейнберг отказался от своих усилий. [ 34 ] По результатам опроса 1951 года, проведенного журналом Saturday Night , Фейнберг был назван одним из семи величайших проповедников Канады. [ 35 ] [ 36 ]
В 1955–56 годах Файнберг поддержал попытку запретить книгу 1899 года « Маленькое черное самбо» в государственных школах Торонто после жалобы чернокожего мужчины Дэниела «Дэнни» Брейтуэйта на то, что просмотр мультипликационной версии « Маленького черного самбо» травмировал его шестилетнюю школу. -старый сын. [ 37 ] В своей проповеди Файнберг заявил: « Маленький черный самбо в государственных школах поощряет расовые предрассудки, создавая в сознании белых детей образец комичности негритянских менестрелей и вызывая чувство преследования и эмоциональной незащищенности у цветных детей. высокомерие и комплекс неполноценности не являются подходящей почвой для канадского гражданства». [ 37 ]
Файнберг продолжал быть сторонником сионизма и участвовал в дебатах по этому вопросу с Объединенной церковью Канады. После того, как журнал Объединенной церкви «Обсервер » опубликовал пропалестинскую статью Кларис Силкокс, в которой говорилось, что создание Израиля в 1948 году было возмутительным, Фейнберг попросил и ему было разрешено опубликовать опровергающую статью в следующем выпуске «Обозревателя». Наблюдатель . [ 38 ] В своей статье Фейнберг написал, что «воссоздание суверенной безопасной родины в Палестине для евреев... с момента рассеяния стало неотъемлемой частью священной мессианской надежды, лежащей в основе иудаизма». [ 38 ] Фейнберг заметил, что именно президент Египта Гамаль Абдель Насер в своих речах угрожал стереть Израиль с лица мира, в то время как премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион не делал подобных угроз в отношении Египта. Фейнберг обвинил Насера в том, что у него были «гитлеровские мечты» о евреях. [ 38 ] Он написал, что ему грустно из-за страданий палестинских беженцев, но он также заявил, что в Израиле живут сотни тысяч еврейских беженцев, изгнанных или бежавших из арабских стран, таких как Египет, Ирак и Йемен. возбудили страсть наблюдателя так же, как это сделали палестинские беженцы. [ 39 ] Файнберг пришел к выводу, что лучшим решением израильско-палестинского спора будет межрелигиозный диалог о статусе Святой Земли между христианскими, еврейскими и мусульманскими религиозными лидерами. [ 40 ]
В 1957 году Фейнберг стал первым раввином, получившим почетную степень Университета Торонто . [ 35 ] Фейнберг также протестовал против гонки ядерных вооружений времен холодной войны и стал президентом Комитета по разоружению Торонто. [ 2 ] Яркий персонаж, либеральные взгляды Фейнберга на социальные вопросы, такие как легализация абортов и откровенное признание человеческой сексуальности как нормального, сделали его очень противоречивым. [ 19 ] Его активность привела к тому, что канадское правительство стало считать его нарушителем спокойствия, и во время его пребывания на посту раввина Святого Цветения с 1943 по 1961 год за ним шпионила Королевская канадская конная полиция (КККП) как «подрывная организация». [ 2 ]
Поющий раввин
[ редактировать ]В 1961 году Файнберг вышел на пенсию и получил звание почетного раввина. [ 2 ] Отставка Фейнберга была вызвана болезнью глаз. [ 5 ] После выхода на пенсию он стал участвовать в движении за гражданские права и протестовал против войны во Вьетнаме. [ 2 ] Фейнберг продолжал критиковать канадские иммиграционные законы. Фейнберг отметил, что Канада приветствовала всех венгерских беженцев, потому что они были белыми и антикоммунистами, несмотря на то, что у многих из них были проблемы со здоровьем, и в то же время отвергала здоровых иммигрантов из Вест-Индии, несмотря на то, что бывшие британские колонии в Карибском бассейне были членами «семья» Содружества. [ 41 ]
В июле 1964 года, когда Клуб «Львы» Торонто пригласил сторонника превосходства белой расы, губернатора Алабамы Джорджа Уоллеса , прочитать лекцию о расовых отношениях, Файнберг был главным организатором протестов против приезда Уоллеса в Торонто. [ 42 ] Файнберг попросил встретиться с лидерами Lions Club, чтобы заставить их пересмотреть свое решение, но получил отказ. [ 42 ] В публичном письме в «Клуб львов» Фейнберг попросил клуб «встать и принять участие в этом перекрестке истории человечества», отозвав приглашение. [ 42 ] Приглашение не было отозвано, и 8 июля 1964 года Уоллес выступил перед Клубом львов Торонто, утверждая, что сегрегация в Алабаме полезна как для черных, так и для белых. [ 42 ] В тот же день Фейнберг выступил ведущим оратором на митинге протеста возле клуба «Лайонс», заявив: «Губернатор Уоллес сделал политическую карьеру из презрения к людям, и мы обязаны проявлять больше вежливости к негритянским членам нашего сообщества, чем к подержанный гость». [ 42 ]
В сентябре 1964 года журнал Maclean's опубликовал статью Файнберга, призывающую к межрасовым бракам как решению расового конфликта: «Мы поддерживаем движение за гражданские права в США; мы настаиваем на том, что цвет кожи мужчины не должен лишать его право на чашку кофе или место в театре; некоторые энтузиасты даже пикетируют сторонников сегрегации на юге, когда они посещают Канаду, и большинство канадцев, я думаю, поддерживают настроения таких демонстрантов. Однако, несмотря на все наши протесты против этого, мы редко сталкиваемся с этим. действовать так, как будто все расы равны. Большинство канадцев, говорящих о равенстве, редко были в близких отношениях с неграми... И многим из наиболее просвещенных из нас, честно говоря, пришлось бы ответить «нет», столкнувшись с этим. старый вопрос, который всегда используют сторонники сегрегации в качестве аргумента в споре: «Хотели бы вы, чтобы ваша сестра вышла за одного из них?» Это «нет», этот отказ санкционировать смешение рас является последним бастионом расовой враждебности, пока мы не научимся бороться с нашими укоренившимися страхами перед сексуальными отношениями между расами, конца расовой проблемы не будет видно. " [ 43 ] Файнберг утверждал, что правительство Канады должно «поощрять» межрасовые браки и отношения как лучший способ положить конец любому расизму в Канаде. [ 43 ]
Фейнберг выступал против теории врожденных расовых характеристик, заявляя: «Я не могу принять эту идею, потому что удивительная способность человеческих групп изменять свои «врожденные» характеристики демонстрировалась снова и снова. Это были русские, сорок лет назад нация неграмотных крестьян, запустившая первых астронавтов [космонавтов]; «китайцы-язычники» вскоре разработают собственную атомную бомбу. Даже воинственные жители островов Фиджи, которые готовили барбекю. их последний миссионер восемь десятилетий назад, теперь, по словам редактора Saturday Review Нормана Казинса, является самым сердечным, щедрым и доверчивым из человеческих племен». [ 43 ] Файнберг утверждал, что люди разных рас выглядят по-разному, но не было никаких доказательств того, что какая-либо раса была неполноценной, утверждая, что низкие результаты тестов на способности, достигнутые чернокожими и представителями коренных народов, были обусловлены «окружающей средой», которая препятствовала интеллектуальным достижениям, а не являющийся наследственным. [ 43 ] Файнберг писал: «Однако в некоторых южных штатах и в Южной Африке сексуальные отношения между лицами разных рас запрещены законом; для меня этот факт подчеркивает тесную связь между страхом перед смешанными браками и унижением полномасштабных браков». Как еврей, я считаю, что такие запреты ничуть не менее постыдны, чем гитлеровские Нюрнбергские законы, запрещавшие физическую любовь между арийцами и евреями». [ 43 ] Фейнберг утверждал, что до тех пор, пока люди отказываются вступать в брак с представителями разных рас, расизм будет сохраняться. [ 43 ]
Файнберг осудил войну во Вьетнаме как «аморальную», заявив, что с чистой совестью он должен выступить против войны. [ 4 ] Антивоенная активность Файнберга привела к критике его выступлений; получение угроз смертью на телефон и по почте; и за публикацию популярной брошюры «Красный раввин» , обвиняющей его в том, что он коммунист. [ 4 ] В январе 1967 года он посетил Ханой , чтобы встретиться с Хо Ши Мином в рамках миротворческой миссии протеста против войны во Вьетнаме. [ 2 ] Хо не любил встречаться с людьми с Запада, и было весьма необычно то, что Фейнбергу разрешили встретиться с ним. Фейнберг назвал Хо этим «образцом стойкости, невосприимчивым к событиям», который говорил с ним по-французски и сказал, что убежден, что Северный Вьетнам победит. [ 44 ] Файнберг провел 10 дней в Ханое с пресвитерианским священником преподобным А. Дж. Мастом и южноафриканским англиканским епископом Амброузом Ривзом . [ 13 ] В совместном заявлении трое священнослужителей осудили операцию «Раскаты грома» , американскую стратегическую бомбардировку Северного Вьетнама, как неэффективную и военную преступность. [ 13 ] В заявлении утверждалось, что народ Северного Вьетнама «нельзя запугать», чтобы заставить его подчиниться, и предсказывалось, что Rolling Thunder обречен на провал. [ 13 ] В заявлении президент Линдон Джонсон обвиняется в нарушении как Устава ООН, так и Женевских соглашений. [ 13 ]
На обратном пути в Торонто Фейнберг остановился в Лондоне , чтобы дать пресс-конференцию, на которой заявил, что Хо сказал ему, что готов встретиться с Джонсоном в Ханое, чтобы обсудить мир, «но без пистолета на бедре». [ 13 ] Последнее было ссылкой на требование Хо о том, чтобы Соединенные Штаты безоговорочно прекратили бомбардировки Северного Вьетнама до того, как можно было бы обсудить мир. [ 13 ] Пресс-конференция в Лондоне с драматическим предложением о встрече на высшем уровне между Хо и Джонсоном привлекла большое внимание средств массовой информации и попала на обложку The New York Times . [ 13 ] Его поездка в Северный Вьетнам была описана в его книге 1968 года « Ханойский дневник раввина Фейнберга» . [ 4 ] В своем «Ханойском дневнике » Фейнберг осудил «придворных евреев», которые консультировали президента Джонсона в воинственной манере, таких как его тезка Авраам Фейнберг (не родственник), Уолт Уитмен Ростоу и Авраам Фортас, как искажающих иудаизм. [ 45 ]
26 января 1967 года Фейнберг встретился в Нью-Йорке с Артуром Голдбергом , американским послом в ООН, чтобы спросить, возможно ли организовать саммит Хо-Джонсона. [ 13 ] Голдберг сказал дипломату-любителю Файнбергу, что для него было серьёзным нарушением дипломатического протокола объявить о предложении провести саммит в Лондоне, не проинформировав предварительно Джонсона, заявив, что президент очень зол на него. [ 13 ] Фейнберг продиктовал предложение Хо секретарю Голдберга, который напечатал его вместе с обильными извинениями за нарушение дипломатического протокола. [ 46 ] Голдберг, который должен был встретиться с Джонсоном на следующий день, пообещал Файнбергу, что возьмет это предложение с собой на рассмотрение президента. [ 13 ] Однако Джонсон не был готов прекратить бомбардировки Северного Вьетнама, и без выполнения этого предварительного условия перспектива саммита Хо-Джонсона закончилась. К 1967 году Файнберг стал председателем Вьетнамского координационного комитета в Торонто, который организовывал протесты против войны и требовал от канадского правительства предоставить убежище американским уклонистам, бежавшим в Канаду. [ 47 ]
была опубликована статья Файнберга, в которой описывался его недавний визит в Москву в октябре 1966 года В 1967 году в газете Globe & Mail , и которая была внесена в протокол Конгресса сенатором-республиканцем Джейкобом Джавитсом как иллюстрирующая нынешнее состояние советского еврейства. [ 48 ] Фейнберг похвалил Советский Союз как улучшение по сравнению с имперской Россией, заявив, что «зловещее зловоние царей» исчезло, но он раскритиковал обращение с советскими евреями как очень далекое от равного. [ 48 ] Файнберг и его жена присутствовали на праздновании Симхат-Торы в единственной синагоге Москвы, которую, по его словам, посетили 15 000 советских евреев, радостно поющих на иврите и идише на улицах. [ 48 ] Фейнберг сообщил, что почти все пожилые евреи мужского пола были ветеранами Второй мировой войны, которые с гордостью носили свои медали Красной Армии, и что многие из них были тяжело ранены, у них отсутствовали конечности, такие как руки и/или ноги. [ 48 ]
Далее он сообщил, что все московские евреи, с которыми он разговаривал, выразили благодарность Красной Армии за победу над нацистской Германией, отметив, что если бы Вермахт взял Москву в 1941 году, то московские евреи были бы истреблены так же, как киевские евреи. Смоленск, Одесса, Кишинев, Севастополь, Минск и многие другие советские города, захваченные немцами, были уничтожены. [ 48 ] Файнберг писал, что «героические» солдаты Красной Армии, победившие нацистскую Германию, спасли всю советскую еврейскую общину от истребления во время Холокоста, что делает его благодарным за жертвы простых солдат Красной Армии, которые так упорно сражались и так много страдали. . [ 48 ] Но в то же время Фейнберг раскритиковал Иосифа Сталина за то, что он «убил, среди прочих, тысячи иностранных, космополитических, интеллектуальных евреев» после 1945 года. [ 48 ] Фейнберг писал, что многие московские евреи старшего возраста говорили ему, что им до сих пор снятся кошмары о послевоенных антисемитских чистках. [ 48 ]
Он отметил, что политика ассимиляции советского режима имела свои последствия: молодые советские евреи говорили по-русски, а не на идише, а самобытная культура ашкенази была включена в русскую культуру. [ 48 ] Фейнберг привел статистические данные, согласно которым по переписи 1926 года 70% советских евреев назвали идиш своим первым языком, но по переписи 1959 года только 18%. [ 49 ] Фейнберг, который свободно говорил на идиш, но не говорил по-русски, сообщил, что ему приходилось пользоваться услугами переводчиков, чтобы разговаривать с молодыми советскими евреями. [ 49 ] Файнберг писал, что он «нежно восхищается русским народом», что делало едва завуалированные антисемитские высказывания, которые он слышал от советских чиновников, еще более болезненными. [ 48 ] Файнберг обвинил советский режим в стремлении «стереть всякий транс еврейской идентичности» и сообщил, что почти все евреи, с которыми он разговаривал, жили в условиях «напряжения, лишений и смятения». [ 48 ] Фейнберг назвал Биробиджан , советскую еврейскую «родину», расположенную в пустынной сельской местности вдоль берегов реки Амур, образующей границу с Китаем. Своего рода жестокой шуткой [ 49 ]
Фейнберг писал, что «правительственное безразличие и запугивание» сильно давили на советских евреев. [ 49 ] Фейнберг писал, что издавать Танах в Советском Союзе с 1926 года было невозможно и «вся сеть еврейских культурных учреждений, существовавшая до войны, исчезла; обширная идишская издательская структура разрушена, некогда всемирно известная Москва Еврейский театр — призрачное воспоминание. Еврейская культурная сцена — это пустырь, где комическое облегчение обеспечивалось труппой странствующих певцов и выходящей три раза в неделю газетой в Биробиджане тиражом в 1000 экземпляров». [ 49 ] Фейнберг раскритиковал холодную войну, написав, что напряженность в отношениях с западными державами, особенно поддержка перевооружения Западной Германии со стороны Соединенных Штатов, препятствует либерализации в Советском Союзе. [ 48 ] Файнберг писал, что ядерная война между Соединенными Штатами и Советским Союзом или между Китаем и Советским Союзом станет катастрофой для человечества, и мировым лидерам необходимо сделать больше для снижения напряженности в холодной войне. [ 49 ] Наконец, Фейнберг призвал Советский Союз разрешить неограниченную еврейскую эмиграцию в Израиль, заявив, что тем евреям, которые хотят совершить алию, должно быть разрешено сделать это. [ 49 ]
После Шестидневной войны 1967 года лидер Объединенной церкви преподобный Эрнест Маршалл Хауз опубликовал статью «Кто должен контролировать Иерусалим?» утверждая, что Израиль не имел претензий ни на один из Иерусалимов , города, о котором он писал, который «охранялся и защищался» палестинцами в течение 1300 лет. [ 50 ] Заявление Хауса о том, что Иерусалим не является священным и священным городом для евреев, вызвало бурную реакцию, и он провел публичные дебаты с Фейнбергом по этому вопросу. [ 51 ] Тезис Хауза о том, что Талмуд и вся сионистская литература являются формой антиязыческой «литературы ненависти», заставил Файнберга сказать, что, согласно логике Хауза, евреи «должны оставаться отвергнутыми и скитаться, как Каин». [ 52 ] Против утверждений Хауза о том, что раввинов следует сажать в тюрьму за проповедь ненависти к неевреям на том основании, что антиязычество является основой иудаизма, Фейнберг заявил, что преданность Хауза христианству превратила его в естественного антисемита. [ 52 ] Помимо статуса Иерусалима, Хауз и Файнберг спорили по поводу происхождения Холокоста. Хауз заявил, что не существует никакой связи между христианством и народным расизмом, изображая нацистскую Германию и «окончательное решение еврейского вопроса» как «причудливые отклонения» Запада, утверждая, что западная христианская цивилизация естественным образом выступает против таких явлений, как геноцид. [ 52 ] Вопреки Хаузе, Файнберг утверждал, что народный расизм во многом связан с христианским антисемитизмом.
В 1969 году Файнберг отправился в Монреаль, чтобы присоединиться к Джону Леннону и Йоко Оно в их « Bed In For Peace ». [ 2 ] Певец Файнберг присоединился к Леннону и Оно в песне « Give Peace a Chance ». [ 2 ] Фейнберг предложил внести некоторые изменения в текст песни «Give Peace a Chance», который был включен Ленноном. [ 4 ] Газета Montreal Gazette в выпуске от 30 мая 1969 года приписала Файнбергу название песни. [ 53 ] «Раввин», упомянутый в «Дайте миру мир», — это Файнберг. [ 54 ]
В то время Фейнберг рассказал The Montreal Gazette , что присоединился к группе «Bed-In» из-за восхищения Ленноном, заявив, что «он оказывает одно из самых влиятельных лиц в современном мире, и я чувствую, что он делает феноменальные успехи». вещь ради мира». [ 55 ] Описывалось, что Файнберг сблизился с Ленноном, и у них мгновенно сложилась дружба. [ 55 ] В 1967 году Хо подарил Файнбергу трость с жаждущим азиатского дракона в качестве головы в качестве прощального подарка, который Фейнберг почти подарил Леннону, но решил, что для Хо будет оскорблением отдать свою вьетнамскую трость. [ 55 ] Когда Файнберг сказал, что едва успевает за современной музыкой, Оно сказал ему: «Это не имеет значения. Ты дитя Божье, и любой звук, который исходит из тебя, прекрасен». [ 55 ] По поводу обвинения в том, что для раввина недостойно общаться с Ленноном и Оно, Фейнберг сказал The Montreal Gazette : «Меня не интересует, что люди говорят о достоинстве. Я не преклоняюсь перед респектабельностью. Я чувствую, что вы можете петь правду. , справедливость и мир». [ 55 ]
1 июня 1969 года в своем номере в отеле Queen Elizabeth Леннон и Оно записали версию Give Peace A Chance вместе с хором своих друзей, которая была представлена публике. [ 56 ] Файнберг выступал в качестве одного из бэк-вокалисток, составив припев в Give Peace A Chance вместе с Тимоти Лири , Петулой Кларк , Алленом Гинзбергом , Томом Смотерсом , Кёко Кокс , Дереком Тейлором и многими другими. [ 56 ] В августе 1969 года была выпущена версия Give Peace A Chance , записанная в Монреале. [ 56 ] В 1969 году в Торонто Файнберг и Леннон записали дуэт « Give A Peace A Chance» , который был выпущен как сингл. [ 4 ] В течение 1969 года Файнберг и Леннон вместе работали над несколькими мирными проектами. [ 4 ] Успех дуэта с Ленноном вдохновил Фейнберга возобновить певческую карьеру, и за последние годы своей жизни он выпустил еще 10 песен. [ 2 ] При поддержке Леннона Файнберг записал альбом I Was So Much Older then , который был записан в 1969 году и выпущен в 1970 году. [ 4 ] Песни на альбоме I Was So Much Older then в основном представляли собой каверы на песни Нила Янга , Леонарда Коэна и Боба Дилана , что, как заметил рецензент Billboard в 1970 году, дало ключ к пониманию того, какую музыку слушал Фейнберг. [ 57 ]
В июне 1969 года Элдридж Кливер из «Черных пантер» посетил Алжир и заявил о своей поддержке группы Аль-Фатх Организации освобождения Палестины (ООП). [ 58 ] В письме редактору «Черной пантеры», опубликованном 9 августа 1969 года, Файнберг назвал себя «евреем», «раввином» и «сторонником Пантеры», который выразил свое беспокойство по поводу пропалестинских высказываний Кливера. [ 58 ] Фейнберг призвал «Черных пантер» отмежеваться от ООП, которую он описал как группу, стремящуюся положить конец Израилю посредством насилия и изгнать два миллиона евреев Израиля. [ 58 ] Никакого ответа на письмо Фейнберга так и не было дано, и «Черная пантера» продолжала придерживаться крайне антиизраильской, пропалестинской линии, изображая ООП как героических борцов за свободу, ведущих ту же борьбу, что и «Пантеры». [ 58 ]
В декабре 1969 года Файнберг выступил на митинге, на котором присутствовали американские уклонисты, живущие в Торонто, где он похвалил их как американских патриотов, сказав: «Вы не должны чувствовать, что предаете Америку, вы ее спасаете. Я отрицаю, что я Я гораздо более лоялен Соединенным Штатам, чем молчаливое большинство» [поддержка Ричарда Никсона, отсылка к «речи молчаливого большинства» Никсона]. [ 59 ] 11 марта 1970 года Файнберг был ведущим докладчиком на мероприятии по сбору средств в Торонто, организованном группой «Красные, белые и черные», которая стремилась собрать деньги для адвокатов « Чикагской семерки ». [ 60 ] «Красные, белые и черные» были группой поддержки американских уклонистов, живущих в Канаде, которая стремилась помочь им интегрироваться в канадское общество, протестуя против войны, проводя антивоенные митинги перед американским консульством в Торонто. [ 61 ] 14 февраля 1971 года жена Файнберга умерла в Торонто от рака. [ 4 ]
Вернуться в Америку
[ редактировать ]В 1972 году он вернулся в Соединенные Штаты, чтобы быть рядом со своим сыном Джонатаном. [ 2 ] Фейнберг поселился в Беркли, Калифорния , и работал раввином в Мемориальной церкви Глайд в Сан-Франциско, которая обслуживала «изгоев нашей социальной системы». [ 2 ] Фейнберг стал «резидентным раввином» в Мемориальной церкви Глайд, методистской церкви, которую в основном посещали гомосексуалы и бездомные. [ 5 ] В пожилом возрасте он принимал активное участие в движении «серых либералов», требуя лучшего обращения со стариками. [ 2 ] В Беркли он вел радиошоу под названием Grey Lib , критикуя обращение Америки с пожилыми людьми. [ 4 ] В 1976 году он поселился в Рино, куда его сын Джонатан уехал работать врачом. [ 2 ] В Рино Фейнберг работал «резидентным раввином» в Синайском храме. [ 5 ] Он также работал раввином в Центре религии и жизни Университета Невады. [ 62 ] С 1976 по 1978 год он вел еще одну радиостанцию в Рино под названием Gray Lib Plus . [ 4 ]
Его последняя книга « Секс и кафедра » содержала требование к иудаизму больше признавать здоровую сексуальность человека как источник счастья. Файнберг утверждал, что то, что он называл «сексуальным отрицанием», было искажением иудаизма. [ 63 ] Файнберг использовал книги из Танаха, такие как весьма эротичные « Песнь Песней» и « Книга Притчей», с их замечаниями о том, как муж должен делать свою жену счастливой, чтобы обосновать свои доводы против «сексуального отрицания». [ 64 ] Выдвигая феминистский аргумент, Фейнберг утверждала, что мужчины на древнем Ближнем Востоке боялись женской сексуальности и что многие из наиболее патриархальных аспектов иудаизма, христианства и ислама были основаны на попытках контролировать сексуальность женщин. [ 65 ] Файнберг утверждал, что женщины испытывают большее желание секса, поскольку клитор доставляет больше сексуального удовольствия, чем пенис, в результате чего сексуальное подавление становится способом контроля над женщинами. [ 65 ] Он утверждал, что калечащие операции на женских половых органах, включающие вырезание клитора, являются особенно жестокой формой мужского контроля. [ 66 ] Он также отметил, что на Ближнем Востоке очень распространено калечащие операции на женских половых органах. Файнберг писал, что для мужчин самый большой страх, когда женщина рожает, - это независимо от того, принадлежит ли им ребенок или нет, отсюда страх, что неконтролируемая женская сексуальность будет означать, что они никогда не узнают, действительно ли они стали отцом детей, которых они считали своими. Во время своих визитов в Иерусалим Фейнберг отметил, что видел в православных кварталах таблички, осуждающие женщин, которые носили короткие юбки или с обнаженными руками, как «проституток». [ 67 ] Он также сообщил, что видел, как студенты из ортодоксальных ешивот выкрикивали слова «проститутки» в адрес любых израильских женщин, одетых в любой манере, которая могла хоть в малейшей степени возбудить мужское сексуальное желание, и он использовал это, чтобы доказать, что в ортодоксальном иудаизме существует сильный страх перед женской сексуальностью. [ 67 ]
Он отметил, что многие народы, с которыми древние евреи находились в конфликте, например, египтяне, финикийцы и греки, поклонялись таким богиням, как Исида , Иштар , Диана и Афродита , что усиливало контраст между патриархальным Яхве и богинями их враги. [ 68 ] Он также отметил, что во многих культах богинь на древнем Ближнем Востоке, таких как Великая Мать Богов с открытыми семью грудями, были равные жрецы и жрицы. [ 68 ] Однако в культе Великой Матери Богов, зародившемся во Фригии и распространившемся по всей Римской империи, жрецы должны были кастрировать себя, чтобы почтить Великую Мать, и одеваться как женщины, в то время как жрицы не должны были сексуально калечить себя и не приходится носить мужскую одежду. [ 68 ] Фейнберг утверждал, что такие культы усиливают страх мужчин перед женщинами в иудаизме, наблюдая, как Пророки Танаха с большой яростью осуждали распущенную религию, исповедуемую народами Ханаана и Финикии. [ 69 ] Он также утверждал, что иудаизм больше уважает женщин, соблюдая культ Иштар, требующий, чтобы все женщины служили священными проститутками в ее храмах по крайней мере один раз в год, в то время как поклонение Молоху требовало человеческих жертвоприношений путем сжигания детей заживо. [ 70 ]
Фейнберг также выступал против того, что он называл «империализмом пениса», и против права женщин контролировать свою сексуальность. [ 71 ] В той же книге у Фейнберга была целая глава под названием «Приветствие другу-гею», в которой приводились доводы в пользу терпимости и принятия гомосексуализма как нормального явления. [ 72 ] Файнберг также выступал за признание раввинов-геев и синагог для геев как правильного выражения иудаизма. [ 72 ] Он утверждал, что история Содома и Гоморры в Книге Бытия не была осуждением гомосексуализма, отмечая, что преступление жителей Содома и Гоморры заключалось в том, что они были враждебны и недружелюбны по отношению к чужакам, желая изнасиловать двух ангелов, которых Лот принял в качестве своих гостей. [ 73 ] Наконец, Фейнберг утверждал, что Бог одинаково любит людей обоих полов, а это означает, что для женщин приемлемо служить раввинами. [ 74 ]
В 1983 году Фейнберг женился на Патриции К. Бланшар. [ 4 ] В 1986 году он умер в Рино от рака. [ 4 ]
Книги Файнберга
[ редактировать ]- Штурмуйте ворота Иерихона (1964)
- Ханойский дневник раввина Файнберга (1968)
- Секс и кафедра (1981).
Книги и статьи
[ редактировать ]- Браун, В.С. (декабрь 1969 г.). «Мастерская Торонто» . Амекс . 2 (12): хв.
- Черчилль, Дэвид (декабрь 2010 г.). «Американские эмигранты и создание альтернативного социального пространства в Торонто, 1965–1977» . Обзор городской истории . 39 (1): 39–44. дои : 10.7202/045106ар .
- Дайнс, Уэйн (1987). Возрождение Рутледжа: Гомосексуализм: Руководство для исследования . Лондон: Рутледж. ISBN 1138280909 .
- Файнберг, Авраам (11 января 1967 г.). «Выживут ли евреи в Советском Союзе?» . Отчеты Конгресса: Труды и дебаты Конгресса США . Проверено 25 июня 2020 г.
- Фейнберг, Авраам (1968). Ханойский дневник раввина Файнберга . Лондон: Лонгман.
- Фейнберг, Авраам (1981). Секс и кафедра . Лондон: Метуэн. ISBN 0458945501 .
- Генизи, Хаим (2002). Холокост, Израиль и канадские протестантские церкви . Монреаль: Издательство Университета Макгилла. ISBN 0773524010 .
- Жирар, Филип (2015). Бора Ласкин: воплощая закон в жизнь . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-1442616882 .
- Гудман, Абрам (март 1967 г.). «Рецензия на штурм ворот Иерихона». Американский еврейский исторический ежеквартальный журнал . 56 (3): 358–359.
- Левенсон, Пол (январь 1966 г.). «Воинствующий реформаторский раввин». Еврейские течения . 20 (1): 35–36.
- Левин, Аллан (2018). В поисках легендарного города: опыт канадских евреев . Торонто: Макклелланд и Стюарт. ISBN 978-0771048050 .
- Люфт, Эрик фон дер (2009). Умри в нужное время!: Субъективная культурная история американских шестидесятых . Северные Сиракузы, Нью-Йорк: Gegensatz Press. ISBN 978-1933237398 .
- Мехта, Хариш К. (2018). Народная дипломатия Вьетнама: мягкая сила в войне сопротивления, 1965-1972 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1527538757 .
- Рафалько, Франк (2011). МХ/ХАОС: Кампания ЦРУ против радикальных новых левых и «Черных пантер» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1612510705 .
- Саперштейн, Марк (2009). «Академическое исследование канадских еврейских проповедников». Еврейский журнал . 23 (2): 107–116.
- Сокнат, Томас (январь 2007 г.). «Отказники от военной службы по соображениям совести в контексте канадского движения за мир». Журнал меннонитских исследований . 25 (1): 61–75.
- Стюарт Логан, Уильям (2000). Ханой: Биография города . Рандвик: Издательство Университета Нового Южного Уэльса. ISBN 0868404438 .
- Сребрник, Генри (2008). Иерусалим на Амуре: Биробиджан и канадское еврейское коммунистическое движение, 1924-1951 гг . Монреаль: Издательство Университета Макгилла. ISBN 978-0773575011 .
- Стингель, Джанин (2000). Социальная дискредитация: антисемитизм, социальный кредит и еврейская реакция . Монреаль: Издательство Университета Макгилла. ISBN 0773520104 .
- Тульчинский, Джеральд (2001). « « Справедливость и только справедливость, к которой ты должен стремиться »: размышления о социальном голосе канадских раввинов-реформаторов». В Маргарите Ван Ди (ред.). Религия и общественная жизнь в Канаде: исторические и сравнительные перспективы . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 0802082459 .
- Тульчинский, Джеральд (2008). Евреи Канады: путешествие народа . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-0802093868 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Раввин Авраам Фейнберг» . Нью-Йорк Таймс . 8 октября 1986 года . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Менкис, Ричард. «Авраам Л. Файнберг» . Энциклопедия иудаики . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гудман 1967 , с. 358.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В «Документы Авраама Л. Фейнберга» . Американские еврейские архивы . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Авраам Фейнберг умер в возрасте 87 лет» . Еврейское телеграфное агентство. 15 октября 1986 года . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Файнберг, Авраам (25 января 1964 г.). «Наконец-то! Поэт-принц воздушных путей рассказывает все!» . Маклина . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Сангстер, Дороти (1 октября 1950 г.). «Импульсивный крестоносец Святого Цветения» . Маклина. Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тульчинский 2001 , с. 323.
- ^ Фейнберг 1981 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б «Оценивает высказывания раввина Фейнберга как незрелые, но называет его критику полезной» . Еврейское телеграфное агентство. 10 марта 1930 года . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Драч, Шэрон. «Авраам Фейнберг» . Канадская энциклопедия . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Тульчинский 2001 , с. 323–324.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мехта 2018 , с. 60.
- ^ Жирар 2015 , с. 248.
- ^ Тульчинский 2001 , с. 319.
- ^ Jump up to: а б Стингель 2000 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с д Стингель 2000 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с Генизи 2002 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Жирар 2015 , с. 191.
- ^ Жирар 2015 , с. 254.
- ^ Сребрник 2008 , с. 183.
- ^ Файнберг, Авраам (1 марта 1945 г.). « Эти евреи». Мы боремся с вероучением Гитлера за рубежом… но у нас есть ростки этого прямо здесь, дома, — говорит этот раввин» . Маклина . Архивировано из оригинала 26 июня 2020 года . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Жирар 2015 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б Стингель 2000 , с. 114.
- ^ Стингель 2000 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Стингель 2000 , с. 119-120.
- ^ Левин, Аллан. «Медленный путь к толерантности» . История Канады . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Левин 2018 , с. 230.
- ^ Jump up to: а б с д Левин 2018 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б Левин 2018 , с. 242–243.
- ^ Левин 2018 , с. 242-243.
- ^ Тульчинский 2008 , с. 414-415.
- ^ Левин 2018 , с. 245.
- ^ Jump up to: а б с д и Левин 2018 , с. 246.
- ^ Jump up to: а б Стингель 2000 , с. 205.
- ^ Саперштейн 2009 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Пламмер, Кевин (25 января 2014 г.). «Историк: Запретить маленькое черное самбо» . Торонтоист . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Генизи 2002 , с. 114.
- ^ Генизи 2002 , с. 114–115.
- ^ Генизи 2002 , с. 115.
- ^ Левенсон 1966 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д и Пламер, Кевин (29 июня 2013 г.). «Скормите Уоллеса львам» . Торонтист . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фейнберг, Авраам (5 сентября 1964 г.). «Ради спора» . Маклина . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Стюарт Логан 2000 , с. 166.
- ^ Файнберг 1968 , с. 24.
- ^ Мехта 2018 , с. 60–61.
- ^ Сокнат 2007 , стр. 69.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Фейнберг 1967 , с. А25.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фейнберг 1967 , с. А26.
- ^ Генизи 2002 , с. 71.
- ^ Генизи 2002 , с. 71-72.
- ^ Jump up to: а б с Генизи 2002 , с. 72.
- ^ «Все, что мы говорим…» The Montreal Gazette. 30 мая 1969 года . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Салкин, Джеффри (4 февраля 2014 г.). «Были ли Битлз «хорошими для евреев»?» . Еврейский журнал . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Файнберг присоединяется к песне Битлз» . Монреальская газета. 31 мая 1969 года . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Воздух 2009 , с. 371.
- ^ «Тогда я был намного старше» . Рекламный щит. 25 июля 1970 года . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Рафалько 2011 , с. 121.
- ^ Браун 1969 , с. хв.
- ^ Черчилль 2010 , с. 35 и 43.
- ^ Черчилль 2010 , с. 35.
- ^ «Раввин, активист Авраам Фейнберг умер в возрасте 87 лет» . Чикаго Трибьюн. 8 октября 1986 года . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Файнберг 1981 , с. 78.
- ^ Файнберг 1981 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Фейнберг 1981 , с. 205.
- ^ Фейнберг 1981 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б Фейнберг 1981 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с Фейнберг 1981 , с. 37.
- ^ Файнберг 1981 , с. 37–39.
- ^ Фейнберг 1981 , с. 38–39.
- ^ Фейнберг 1981 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б Женщина 1987 , с. 350.
- ^ Фейнберг 1981 , с. 245–287.
- ^ Файнберг 1981 , с. 191–192.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Простой ребенок, которого любят , Авраам Файнберг.
- 1899 рождений
- 1986 смертей
- Американские раввины-реформисты
- Канадские раввины-реформисты
- Еврейский союзный колледж – выпускники Еврейского института религии
- Канадские раввины XX века
- Канадский еврейский конгресс
- Американские раввины 20-го века
- Американские сионисты
- Канадские сионисты
- Активисты за гражданские права афроамериканцев
- Канадские активисты за права ЛГБТ
- Американские активисты за права ЛГБТ
- Активисты против апартеида
- Американские активисты против войны во Вьетнаме
- Канадские антивоенные активисты
- Выпускники Американской консерватории