Jump to content

Ксиониты

(Перенаправлено с Chionitae )
Азия в 400 году нашей эры с изображением ксионитов («хионитов») и их соседей.

Ксиониты , хиониты или хиониты ( среднеперсидский : Xiyōn или Hiyōn ; авестийский : X́iiaona- ; согдийский xwn ; пехлеви Xyōn ) были кочевым народом в среднеазиатских регионах Трансоксианы и Бактрии . [ 1 ]

Хиониты, по-видимому, являются синонимами народов хуна из южноазиатских регионов классической/средневековой Индии . [ 2 ] и, возможно, также гунны европейской поздней античности связаны , которые, в свою очередь, были ономастически с хунну в китайской истории. [ 3 ]

Впервые они были описаны римским историком Аммианом Марцеллином , который находился в Бактрии в 356–357 гг. н.э.; он описал хионитов как живущих с кушанами . [ 4 ] что ксиониты ранее жили в Трансоксиане и после входа в Бактрию стали вассалами кушанов Аммиан указывает , , подверглись их культурному влиянию и переняли бактрийский язык . Они напали на империю Сасанидов , [ 1 ] [ 5 ] но позже (во главе с вождем по имени Грумбат ) служил наемниками в персидской сасанидской армии.

Внутри хионитов, по-видимому, существовало две основные подгруппы, которые были известны на иранских языках под такими именами, как Кармир Ксион и Спет Ксион . Префиксы кармир («красный») и спета («белый»), вероятно, относятся к среднеазиатским традициям, в которых определенные цвета символизировали стороны света . Кармир -ксионы были известны в европейских источниках как кермихионы или «красные гунны», а некоторые ученые отождествляли их с кидаритами и/или алчонами . Спет Ксион , или «Белые гунны», по-видимому, были известны в Южной Азии под родственным именем Света-хуна и часто, что противоречиво, отождествлялись с гефталитами .

Происхождение и культура

[ редактировать ]
Всадник Алчон-гунна на так называемой « эфталитовой чаше » в Британском музее , 460–479 гг. н.э. [ 6 ]

Первоначальная культура ксионитов и их географический урхеймат неясны. Судя по всему, изначально они следовали анимистическим религиозным верованиям. [ нужна ссылка ] который позже смешался с разновидностями буддизма [ нужна ссылка ] и Шиваизм . [ нужна ссылка ] Трудно определить их этнический состав. [ 1 ]

Различия между ксионитами, гуннами, вторгшимися в Европу в IV веке, и турками были подчеркнуты Карлилом Эйлмером Макартни (1944), который предположил, что название «Хион», первоначально принадлежавшее неродственному народу, «было позже перенесено на Гунны по сходству звучания». Хионы, появившиеся в IV веке в степях на северо-восточной границе Персии, вероятно, были ветвью гуннов, появившихся вскоре после этого в Европе. Гунны, по-видимому, напали и завоевали аланов, живших тогда между Уралом и Волгой около 360 г. н.э., а первое упоминание о Хионе относится к 356 г. н.э. [ 7 ]

По крайней мере, некоторые тюркские племена были вовлечены в формирование хионитов, несмотря на их более поздний характер как восточноиранского народа , согласно Ричарду Нельсону Фраю (1991): «Подобно тому, как более поздние кочевые империи были конфедерациями многих народов, мы можем предварительно предположить, что правящие группы этих захватчиков были или, по крайней мере, включали в себя тюркоязычные племена с востока и севера, хотя, скорее всего, основная масса людей в конфедерации Хиониты... говорили на иранском языке.... Это был последний раз в истории Средней Азии, когда ираноязычные кочевники играли какую-либо роль, в дальнейшем все кочевники говорили на тюркских языках». [ 8 ]

Предположение о том, что ксиониты, вероятно, произошли как иранское племя, было выдвинуто Вольфгангом Феликсом в «Энциклопедии Ираника» (1992). [ 1 ]

В 2005 году Ас-Шахбази предположил, что изначально они были гуннским народом , смешавшимся с иранскими племенами в Трансоксиане и Бактрии, где они приняли кушано-бактрийский язык . [ 5 ] Точно так же Питер Б. Голден писал, что хионитская конфедерация включала в себя более ранних иранских кочевников, а также протомонгольские и тюркские элементы. [ 9 ]

Поражение хунну в 89 г. н.э. силами династии Хань в битве при Их Баяне и последующие кампании ханьцев против них под руководством Бань Чао , возможно, были фактором этногенеза хионитов и их миграции в Среднюю Азию.

Сообщается, что хионитские племена организовались в четыре основные орды: «Черные» или северные (за Яксартом ), «Синие» или восточные (на Тянь-Шане), «Белые» или западные (возможно, эфталиты ), вокруг Хивы и «Красные» или южный ( кидариты и/или алхон ), южнее Окса . Артефакты, найденные в районе, где они жили, датируемые их периодом, указывают на то, что их тотемным животным, по-видимому, был (оленей) олень. Хиониты лучше всего документированы на юге Центральной Азии с конца 4 века до середины 5 века нашей эры.

Хионитовые правители Чача

[ редактировать ]
Фреска мужчины из Балалык-Тепе , внешне похожего на чеканку хионитов Чача . V–VII века нашей эры. [ 10 ]

Известно, что некоторые хиониты правили в Чаче (современный Ташкент ), у подножия Алтайского хребта , между серединой 4-го века нашей эры и 6-м веком нашей эры. [ 10 ] Им приписан особый тип чеканки, где они появляются на портретах в виде царей в диадемах, обращенных вправо, с тамгой в форме буквы X и круглой согдийской легендой. Они также часто появляются с полумесяцем над головой. [ 10 ] Было высказано предположение, что черты лица и прически этих хионитских правителей, изображенные на их монетах, аналогичны тем, которые изображены на фресках Балалык-Тепе южнее. [ 10 ]

Кидариты

[ редактировать ]
Портрет кидаритского царя Кидары , ок. 350–386 гг. н.э. [ 11 ]

Где-то между 194 и 214 годами, по данным армянского историка Моисея Хоренского (V век), хунны (вероятно, кидариты) захватили город Балх (армянское название: Куш ). [ 12 ] Согласно армянским источникам, Балх стал столицей хуннов.

В конце IV века нашей эры кидариты были оттеснены в Гандхару , после того как в Бактрию вошла новая волна захватчиков с севера — алхон. [ 13 ]

Столкновения с сасанидами

[ редактировать ]

Ранние столкновения Сасанидской империи Шапура II с ксионитами были описаны Аммианом Марцеллином : он сообщает, что в 356 году н.э. Шапур II занимал зимние квартиры на своих восточных границах, «отражая военные действия пограничных племен» ксионитов и Эусены Кусени , имя, которое часто меняют на ( что означает кушаны ). [ 14 ] [ 15 ]

Шапур заключил союзный договор с хионитами и гелани в 358 году нашей эры. [ 16 ]

Об искусственной деформации черепа свидетельствует портрет Хингила , короля Алхона ок . 430 – 490 гг. н.э. [ 17 ]

Сообщается , что в 460 году Хингила I объединил правящую элиту эфталитов с элементами уара и ксионитов как Алхон (или Алхон ). [ нужна ссылка ] когда. [ нужна ссылка ]

В конце V века алчоны вторглись в Северную Индию, где они были известны как Хуна . [ нужна ссылка ] В Индии алчоны не отличались от своих непосредственных предшественников-эфталитов. [ нужна ссылка ] и оба известны там как Света-Хунас. [ нужна ссылка ] Возможно, дополняя этот термин, Прокопий (527–565) писал, что они были белокожими. [ нужна ссылка ] имели организованную королевскую власть, и что их жизнь не была дикой/кочевой, и они жили в городах.

Алхон славился своими самобытными монетами, отчеканенными в Бактрии в V и VI веках. Имя Хиги , написанное бактрийским письмом на одной из монет, и имя Нарендра на другой, побудили некоторых учёных [ ВОЗ? ] полагать, что цари-эфталиты Хингила и Нарана принадлежали к племени АлЧоНо. [ нечеткий ] [ нужна ссылка ] Они подражали более раннему стилю своих предшественников-эфталитов, кидаритов-гуннов, преемников кушанов. В частности, стиль Алчона имитирует монеты Кидарита Вархрана I (син. Кушан Вархрана IV). [ нужна ссылка ]

Самые ранние монеты Алхона имеют несколько отличительных особенностей: 1) голова короля представлена ​​в вытянутой форме, что отражает практику связывания головы в Алхоне; 2) На аверсе монет изображена характерная бычья/лунная тамга Алхона. [ 18 ]

Эфталиты

[ редактировать ]

Эфталиты, или белые гунны, были кочевым племенем, завоевавшим большую часть восточной части Ближнего Востока и, возможно, первоначально входившим в состав ксионитов.

Портрет правителя Незака , ок. 460–560 гг. н.э.

Хотя власть Хуна в Бактрии была подорвана в 560-х годах сочетанием Сасанидов и тюркских сил, последнему эфталитскому царю Наране/Нарендре удалось сохранить некое правление между 570 и 600 годами нашей эры над племенами нспк , напки или незак , которые остался.

Личность Кармира Ксиона и Белого Ксиона

[ редактировать ]

Бейли утверждает, что пехлевийское имя Ксион можно читать как индийское Хуна из-за сходства звука. [ 19 ] В авестийской традиции (Yts. 9.30-31, 19.87) сяона характеризовались как враги Виштаспы , покровителя Зороастра . [ 1 ]

В более поздней традиции Пехлеви Кармир Ксион («Красный Ксион») и Спет Ксион («Белый Ксион»). упоминаются [ 1 ] Красный Ксион традиции Пехлеви (7 век) [ 20 ] были идентифицированы Бейли как Кермичионы или Эрмечионы . [ 1 ]

По мнению Бейли, Хара Хуна индийских источников следует отождествлять с Кармиром Ксионом из Авесты. [ 21 ] Точно так же он отождествляет Свету Хуну из индийских источников со Спет Ксионом из Авесты . Хотя эфталит не упоминается в индийских источниках, иногда его также связывают со Спет Ксионом (и, следовательно, возможно, со Светой Хуной ).

Еще более спорно то, что имена Кармир Ксион и Спет Ксион часто переводятся как «Красные гунны» и «Белые гунны», что отражает предположение о том, что ксионы были связаны с гуннами, зарегистрированными одновременно в Европе.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Феликс, Вольфганг. «ХИОНИТЫ» . Интернет-издание энциклопедии Ираника . Проверено 3 сентября 2012 г.
  2. ^ Хён Джин Ким , 2013, Гунны, Рим и рождение Европы , Кембридж, Великобритания/Нью-Йорк, Cambridge University Press , стр. 5, 36–38.
  3. ^ Шюсслер, Аксель (2014). «Фонологические заметки о транскрипции иностранных имен и слов периода Хань» (PDF) . Исследования по китайской и сино-тибетской лингвистике: диалект, фонология, транскрипция и текст. Серия монографий по языку и лингвистике. Тайбэй, Тайвань: Институт лингвистики, Академия Синика (53). п. 257, 264. цитата: «Сюнну» (1-6 匈奴 hɨoŋ-nɑ < *hoŋ-nâ) вполне может быть обычным ханьским периодом (или даже доханским) переводом слова «гунны», т.е. иностранного хуна или хуна, ср. санскр. Huna (но с долгой гласной [...]). 1-7 匈奴 Xiōngnú hɨoŋ-nɑ < *hoŋ-nâ 318 г. до н.э. [SJ 13; HS 94A:3748] Санскр.
  4. ^ о «Хионитах» Оригинальные отчеты Аммиана Марцеллина :
    Упоминание у евсенов/ кусеней : 16.9.4 .
    Упоминание у Гелани : 17.5.1 .
    Упоминание у Шапура II : 18.7.21.
    Упоминание при осаде Амиды : 19.2.3 и 19.1.7-19.2.1.
  5. ^ Уведомление Британского музея
  6. ^ Макартни, Калифорния (1944). «О греческих источниках по истории турок в шестом веке». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 11 (2). Школа восточных и африканских исследований : 266–75. дои : 10.1017/S0041977X00072451 . ISSN   1474-0699 . JSTOR   609313 . S2CID   161863098 .
  7. ^ Ричард Нельсон Фрай , « Доисламские и ранние исламские культуры в Центральной Азии » в « Тюрко-Персия в исторической перспективе », под редакцией Роберта Л. Кэнфилда , Cambridge University Press, 1991. стр. 49.
  8. ^ Голден, Питер Б. (2005). «Турки и иранцы: культурный очерк». В Йохансоне, Ларс; Булут, Кристиана (ред.). Тюркско-иранские контакты: исторические и лингвистические аспекты . Тюркологика. Том. 62. Висбаден. п. 19. ISBN  3-447-05276-7 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Федоров, Михаил (2010). «Хионитские правители Чача в середине IV — начале VII века (по данным нумизматики)» (PDF) . Иран . 48 : 59–67. дои : 10.1080/05786967.2010.11864773 . ISSN   0578-6967 . JSTOR   41431217 . S2CID   163653671 .
  10. ^ Монеты СПГ
  11. ^ Китайский
  12. ^ Кочевники Степи. Архивировано 13 октября 2007 г., в Wayback Machine.
  13. ^ Ширс, Саймон; Квегебер, январь (1982). Исследования, предложенные Полем Настером: Древний ориентализм (на французском языке). Издательство Питерс. п. 55. ИСБН  9789070192105 .
  14. ^ Аммиан Марцеллин, Римская история. Лондон: Бон (1862) XVI-IX.
  15. ^ Аммиан Марцеллин, Римская история. Лондон: Бон (1862) XVII-V.
  16. ^ Кембриджский спутник эпохи Аттилы, Майкл Маас стр.286
  17. ^ Заметки об эволюции монет Алчона, Панкадж Тандон, http://coinindia.com/Alchon.pdf
  18. ^ Бэйли, HW Иранские исследования , Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета. БСОАС, вып. 6, № 4 (1932)
  19. ^ «БАХМАН ЯШТ» в Иранской энциклопедии В. Сундермана
  20. ^ (Бейли, 1954, стр. 12-16; 1932, стр. 945),

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af46804d3a0807b78a6551832a3f4016__1716726420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/16/af46804d3a0807b78a6551832a3f4016.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xionites - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)