Ксиониты
Ксиониты , хиониты или хиониты ( среднеперсидский : Xiyōn или Hiyōn ; авестийский : X́iiaona- ; согдийский xwn ; пехлеви Xyōn ) были кочевым народом в среднеазиатских регионах Трансоксианы и Бактрии . [ 1 ]
Хиониты, по-видимому, являются синонимами народов хуна из южноазиатских регионов классической/средневековой Индии . [ 2 ] и, возможно, также гунны европейской поздней античности связаны , которые, в свою очередь, были ономастически с хунну в китайской истории. [ 3 ]
Впервые они были описаны римским историком Аммианом Марцеллином , который находился в Бактрии в 356–357 гг. н.э.; он описал хионитов как живущих с кушанами . [ 4 ] что ксиониты ранее жили в Трансоксиане и после входа в Бактрию стали вассалами кушанов Аммиан указывает , , подверглись их культурному влиянию и переняли бактрийский язык . Они напали на империю Сасанидов , [ 1 ] [ 5 ] но позже (во главе с вождем по имени Грумбат ) служил наемниками в персидской сасанидской армии.
Внутри хионитов, по-видимому, существовало две основные подгруппы, которые были известны на иранских языках под такими именами, как Кармир Ксион и Спет Ксион . Префиксы кармир («красный») и спета («белый»), вероятно, относятся к среднеазиатским традициям, в которых определенные цвета символизировали стороны света . Кармир -ксионы были известны в европейских источниках как кермихионы или «красные гунны», а некоторые ученые отождествляли их с кидаритами и/или алчонами . Спет Ксион , или «Белые гунны», по-видимому, были известны в Южной Азии под родственным именем Света-хуна и часто, что противоречиво, отождествлялись с гефталитами .
Происхождение и культура
[ редактировать ]Первоначальная культура ксионитов и их географический урхеймат неясны. Судя по всему, изначально они следовали анимистическим религиозным верованиям. [ нужна ссылка ] который позже смешался с разновидностями буддизма [ нужна ссылка ] и Шиваизм . [ нужна ссылка ] Трудно определить их этнический состав. [ 1 ]
Различия между ксионитами, гуннами, вторгшимися в Европу в IV веке, и турками были подчеркнуты Карлилом Эйлмером Макартни (1944), который предположил, что название «Хион», первоначально принадлежавшее неродственному народу, «было позже перенесено на Гунны по сходству звучания». Хионы, появившиеся в IV веке в степях на северо-восточной границе Персии, вероятно, были ветвью гуннов, появившихся вскоре после этого в Европе. Гунны, по-видимому, напали и завоевали аланов, живших тогда между Уралом и Волгой около 360 г. н.э., а первое упоминание о Хионе относится к 356 г. н.э. [ 7 ]
По крайней мере, некоторые тюркские племена были вовлечены в формирование хионитов, несмотря на их более поздний характер как восточноиранского народа , согласно Ричарду Нельсону Фраю (1991): «Подобно тому, как более поздние кочевые империи были конфедерациями многих народов, мы можем предварительно предположить, что правящие группы этих захватчиков были или, по крайней мере, включали в себя тюркоязычные племена с востока и севера, хотя, скорее всего, основная масса людей в конфедерации Хиониты... говорили на иранском языке.... Это был последний раз в истории Средней Азии, когда ираноязычные кочевники играли какую-либо роль, в дальнейшем все кочевники говорили на тюркских языках». [ 8 ]
Предположение о том, что ксиониты, вероятно, произошли как иранское племя, было выдвинуто Вольфгангом Феликсом в «Энциклопедии Ираника» (1992). [ 1 ]
В 2005 году Ас-Шахбази предположил, что изначально они были гуннским народом , смешавшимся с иранскими племенами в Трансоксиане и Бактрии, где они приняли кушано-бактрийский язык . [ 5 ] Точно так же Питер Б. Голден писал, что хионитская конфедерация включала в себя более ранних иранских кочевников, а также протомонгольские и тюркские элементы. [ 9 ]
История
[ редактировать ]Поражение хунну в 89 г. н.э. силами династии Хань в битве при Их Баяне и последующие кампании ханьцев против них под руководством Бань Чао , возможно, были фактором этногенеза хионитов и их миграции в Среднюю Азию.
Сообщается, что хионитские племена организовались в четыре основные орды: «Черные» или северные (за Яксартом ), «Синие» или восточные (на Тянь-Шане), «Белые» или западные (возможно, эфталиты ), вокруг Хивы и «Красные» или южный ( кидариты и/или алхон ), южнее Окса . Артефакты, найденные в районе, где они жили, датируемые их периодом, указывают на то, что их тотемным животным, по-видимому, был (оленей) олень. Хиониты лучше всего документированы на юге Центральной Азии с конца 4 века до середины 5 века нашей эры.
Хионитовые правители Чача
[ редактировать ]Известно, что некоторые хиониты правили в Чаче (современный Ташкент ), у подножия Алтайского хребта , между серединой 4-го века нашей эры и 6-м веком нашей эры. [ 10 ] Им приписан особый тип чеканки, где они появляются на портретах в виде царей в диадемах, обращенных вправо, с тамгой в форме буквы X и круглой согдийской легендой. Они также часто появляются с полумесяцем над головой. [ 10 ] Было высказано предположение, что черты лица и прически этих хионитских правителей, изображенные на их монетах, аналогичны тем, которые изображены на фресках Балалык-Тепе южнее. [ 10 ]
-
Чеканка Чача
-
Чеканка Чача
-
Портрет на монете Чача.
Кидариты
[ редактировать ]Где-то между 194 и 214 годами, по данным армянского историка Моисея Хоренского (V век), хунны (вероятно, кидариты) захватили город Балх (армянское название: Куш ). [ 12 ] Согласно армянским источникам, Балх стал столицей хуннов.
В конце IV века нашей эры кидариты были оттеснены в Гандхару , после того как в Бактрию вошла новая волна захватчиков с севера — алхон. [ 13 ]
Столкновения с сасанидами
[ редактировать ]Ранние столкновения Сасанидской империи Шапура II с ксионитами были описаны Аммианом Марцеллином : он сообщает, что в 356 году н.э. Шапур II занимал зимние квартиры на своих восточных границах, «отражая военные действия пограничных племен» ксионитов и Эусены Кусени , имя, которое часто меняют на ( что означает кушаны ). [ 14 ] [ 15 ]
Шапур заключил союзный договор с хионитами и гелани в 358 году нашей эры. [ 16 ]
Алчон
[ редактировать ]Сообщается , что в 460 году Хингила I объединил правящую элиту эфталитов с элементами уара и ксионитов как Алхон (или Алхон ). [ нужна ссылка ] когда. [ нужна ссылка ]
В конце V века алчоны вторглись в Северную Индию, где они были известны как Хуна . [ нужна ссылка ] В Индии алчоны не отличались от своих непосредственных предшественников-эфталитов. [ нужна ссылка ] и оба известны там как Света-Хунас. [ нужна ссылка ] Возможно, дополняя этот термин, Прокопий (527–565) писал, что они были белокожими. [ нужна ссылка ] имели организованную королевскую власть, и что их жизнь не была дикой/кочевой, и они жили в городах.
Алхон славился своими самобытными монетами, отчеканенными в Бактрии в V и VI веках. Имя Хиги , написанное бактрийским письмом на одной из монет, и имя Нарендра на другой, побудили некоторых учёных [ ВОЗ? ] полагать, что цари-эфталиты Хингила и Нарана принадлежали к племени АлЧоНо. [ нечеткий ] [ нужна ссылка ] Они подражали более раннему стилю своих предшественников-эфталитов, кидаритов-гуннов, преемников кушанов. В частности, стиль Алчона имитирует монеты Кидарита Вархрана I (син. Кушан Вархрана IV). [ нужна ссылка ]
Самые ранние монеты Алхона имеют несколько отличительных особенностей: 1) голова короля представлена в вытянутой форме, что отражает практику связывания головы в Алхоне; 2) На аверсе монет изображена характерная бычья/лунная тамга Алхона. [ 18 ]
Эфталиты
[ редактировать ]Эфталиты, или белые гунны, были кочевым племенем, завоевавшим большую часть восточной части Ближнего Востока и, возможно, первоначально входившим в состав ксионитов.
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2018 г. ) |
Девочки
[ редактировать ]Хотя власть Хуна в Бактрии была подорвана в 560-х годах сочетанием Сасанидов и тюркских сил, последнему эфталитскому царю Наране/Нарендре удалось сохранить некое правление между 570 и 600 годами нашей эры над племенами нспк , напки или незак , которые остался.
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2018 г. ) |
Личность Кармира Ксиона и Белого Ксиона
[ редактировать ]Бейли утверждает, что пехлевийское имя Ксион можно читать как индийское Хуна из-за сходства звука. [ 19 ] В авестийской традиции (Yts. 9.30-31, 19.87) сяона характеризовались как враги Виштаспы , покровителя Зороастра . [ 1 ]
В более поздней традиции Пехлеви Кармир Ксион («Красный Ксион») и Спет Ксион («Белый Ксион»). упоминаются [ 1 ] Красный Ксион традиции Пехлеви (7 век) [ 20 ] были идентифицированы Бейли как Кермичионы или Эрмечионы . [ 1 ]
По мнению Бейли, Хара Хуна индийских источников следует отождествлять с Кармиром Ксионом из Авесты. [ 21 ] Точно так же он отождествляет Свету Хуну из индийских источников со Спет Ксионом из Авесты . Хотя эфталит не упоминается в индийских источниках, иногда его также связывают со Спет Ксионом (и, следовательно, возможно, со Светой Хуной ).
Еще более спорно то, что имена Кармир Ксион и Спет Ксион часто переводятся как «Красные гунны» и «Белые гунны», что отражает предположение о том, что ксионы были связаны с гуннами, зарегистрированными одновременно в Европе.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Феликс, Вольфганг. «ХИОНИТЫ» . Интернет-издание энциклопедии Ираника . Проверено 3 сентября 2012 г.
- ^ Хён Джин Ким , 2013, Гунны, Рим и рождение Европы , Кембридж, Великобритания/Нью-Йорк, Cambridge University Press , стр. 5, 36–38.
- ^ Шюсслер, Аксель (2014). «Фонологические заметки о транскрипции иностранных имен и слов периода Хань» (PDF) . Исследования по китайской и сино-тибетской лингвистике: диалект, фонология, транскрипция и текст. Серия монографий по языку и лингвистике. Тайбэй, Тайвань: Институт лингвистики, Академия Синика (53). п. 257, 264. цитата: «Сюнну» (1-6 匈奴 hɨoŋ-nɑ < *hoŋ-nâ) вполне может быть обычным ханьским периодом (или даже доханским) переводом слова «гунны», т.е. иностранного хуна или хуна, ср. санскр. Huna (но с долгой гласной [...]). 1-7 匈奴 Xiōngnú hɨoŋ-nɑ < *hoŋ-nâ 318 г. до н.э. [SJ 13; HS 94A:3748] Санскр.
- ^ о «Хионитах» Оригинальные отчеты Аммиана Марцеллина :
Упоминание у евсенов/ кусеней : 16.9.4 .
Упоминание у Гелани : 17.5.1 .
Упоминание у Шапура II : 18.7.21.
Упоминание при осаде Амиды : 19.2.3 и 19.1.7-19.2.1. - ^ Перейти обратно: а б Шапур Шахбази, А. «САСАНИАНСКАЯ ДИНАСТИЯ» . Интернет-издание энциклопедии Ираника . Проверено 3 сентября 2012 г.
- ^ Уведомление Британского музея
- ^ Макартни, Калифорния (1944). «О греческих источниках по истории турок в шестом веке». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 11 (2). Школа восточных и африканских исследований : 266–75. дои : 10.1017/S0041977X00072451 . ISSN 1474-0699 . JSTOR 609313 . S2CID 161863098 .
- ^ Ричард Нельсон Фрай , « Доисламские и ранние исламские культуры в Центральной Азии » в « Тюрко-Персия в исторической перспективе », под редакцией Роберта Л. Кэнфилда , Cambridge University Press, 1991. стр. 49.
- ^ Голден, Питер Б. (2005). «Турки и иранцы: культурный очерк». В Йохансоне, Ларс; Булут, Кристиана (ред.). Тюркско-иранские контакты: исторические и лингвистические аспекты . Тюркологика. Том. 62. Висбаден. п. 19. ISBN 3-447-05276-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Федоров, Михаил (2010). «Хионитские правители Чача в середине IV — начале VII века (по данным нумизматики)» (PDF) . Иран . 48 : 59–67. дои : 10.1080/05786967.2010.11864773 . ISSN 0578-6967 . JSTOR 41431217 . S2CID 163653671 .
- ^ Монеты СПГ
- ^ Китайский
- ^ Кочевники Степи. Архивировано 13 октября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Ширс, Саймон; Квегебер, январь (1982). Исследования, предложенные Полем Настером: Древний ориентализм (на французском языке). Издательство Питерс. п. 55. ИСБН 9789070192105 .
- ^ Аммиан Марцеллин, Римская история. Лондон: Бон (1862) XVI-IX.
- ^ Аммиан Марцеллин, Римская история. Лондон: Бон (1862) XVII-V.
- ^ Кембриджский спутник эпохи Аттилы, Майкл Маас стр.286
- ^ Заметки об эволюции монет Алчона, Панкадж Тандон, http://coinindia.com/Alchon.pdf
- ^ Бэйли, HW Иранские исследования , Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета. БСОАС, вып. 6, № 4 (1932)
- ^ «БАХМАН ЯШТ» в Иранской энциклопедии В. Сундермана
- ^ (Бейли, 1954, стр. 12-16; 1932, стр. 945),
Источники
[ редактировать ]- Крибб, Джо (2010). Альрам, М. (ред.). "Кидариты, нумизматические свидетельства.pdf" . Монеты, искусство и хронология II: 91–146.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Дарьяи, Турадж; Резахани, Ходадад (2017). «Сасанидская империя» . В Дарьяи, Турадж (ред.). Король семи стран: история древнего иранского мира (3000 г. до н.э. – 651 г. н.э.) . UCI Иорданский центр персидских исследований. стр. 1–236. ISBN 978-0-692-86440-1 .
- Пейн, Ричард (2016). «Создание Турана: падение и трансформация иранского Востока в поздней античности» . Журнал поздней античности . 9 . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса: 4–41. дои : 10.1353/jla.2016.0011 . S2CID 156673274 .
- Резахани, Ходадад (2017). «Восточный Иран в поздней античности». Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–256. ISBN 978-1-4744-0030-5 . JSTOR 10.3366/j.ctt1g04zr8 .