Бостон
Бостанай ( иврит : בוסתנאי), также транслитерируемый как Бустенай или Бустней , был первым эксилархом (лидером еврейской общины Месопотамии) под властью арабов. [ 1 ] Он жил в начале-середине VII века и умер около 660 года нашей эры. [ 2 ] Название происходит от персидского бустана или бостана (персидский: بوستان), что означает «Сад». [ 3 ] Бостанай — единственный вавилонский экзиларх темных веков, о котором известно что-то большее, чем сноска. Он часто становится героем еврейских легенд.
Согласно Маасе Бет-Давид , Бостанай был утвержден в должности эксиларха халифом Али не ранее 656 года. Халиф предоставил ему полномочия назначать гражданских судей и глав раввинских академий в Суре , Пумбедите и Нехардее . [ 4 ]
Семья Бостанай
[ редактировать ]Бостанай был посмертным сыном бывшего эксиларха Ханинаи известна как «дочь Ханании» и его жены, которая в Седер Олам Зутта . [ 5 ] о которых исторически мало что известно.
Привет, сынок Шарира [ 6 ] (умер в 644 г.) отдал ему в жены дочь сасанидского императора Хосрова II (умер в 628 г.) кажется, отождествляет Бостанай с Ханинаем и сообщает, что Рашидунский халиф Умар . [ 7 ] [ 8 ] Авраам ибн Дауд Однако [ 9 ] говорит, что это был последний сасанидский император Йездигерд III (род. 624; умер 651-652). [ 10 ] ), который отдал свою дочь Бостанаю. Но в таком случае почтить эксиларха таким образом мог только халиф Али (656-661), а не Омар. [ 11 ] Известно также, что Али оказал дружеский прием современнику Гаону Исааку ; [ 12 ] и поэтому весьма вероятно, что он определенным образом почитал эксиларха как официального представителя евреев.
Имя его еврейской жены неизвестно ни в каких записях, а относительно имен его детей имеются противоречивые сведения. Некий раввин Заккай упоминается Вениамином из Туделы как его сын. [ 13 ] хотя и мимоходом. Другой сын, Хасдай I , упоминается в Седер Олам Зутта как преемник его на посту эксиларха , а также Барадой , оба дети его еврейской жены. У Бостанаи якобы было трое детей от его персидской жены. [ 14 ] по крайней мере один сын, которого зовут Шахрияр [ 15 ] впоследствии стал предком других эксилархов.
Позже Бостанай возьмет на себя роль Гаона раввинской академии в Пумбедите . [ 16 ]
Спор между его наследниками
[ редактировать ]Отношения Бостанай с персидской принцессой по имени Дара. [ 17 ] или «Аздад-война» [ 18 ] имел неприятный семейный исход. Эксиларх жил с ней, не женившись на ней, и по раввинскому закону она должна была заранее получить свою «письмо о свободе», ибо, будучи военнопленной, она стала арабской рабыней и как таковая была представлена Бостанай.
После смерти Бостанай законность детей, которые он имел от нее, была поставлена под сомнение как вопрос наследования. [ 19 ] Дети его жены-еврейки настаивали на том, что принцесса и ее сын по-прежнему являются рабами и, следовательно, их собственностью. Мнения судей разделились, но в конце концов решили, что законные сыновья эксиларха должны выдать принцессе и ее сыну грамоты об освобождении, чтобы засвидетельствовать их освобождение. Это решение было основано на том, что Бостанай, вероятно, жил в законном браке с этой женщиной и, хотя доказательств не было, предположительно сначала эмансипировал, а затем женился на ней.
Тем не менее, потомки принцессы не были признаны законными 300 лет спустя. [ 20 ] Заявление в образце генизы (см. библиографию ниже), несомненно, продиктовано враждебностью к эксиларху; Заявление Авраама ибн Дауда [ 21 ] наоборот, предвзято настроен в пользу эксиларха; но сравните фрагмент генизы, опубликованный Шехтером. [ 22 ]
Раввинские легенды о Бостанае
[ редактировать ]Название «Бостанай» породило следующую легенду: Последний сасанидский император Хормизд VI , враждебный евреям, решил уничтожить царский дом Давида, так что в этом доме не осталось никого, кроме молодой женщины, муж которой был убит. вскоре после женитьбы и собирался родить ребенка. Тогда царю приснилось, что он находится в прекрасном саду («бостан»), где он вырвал с корнем деревья и сломал ветки, и, когда он поднимал свой топор против маленького корешка, старик выхватил у него топор. и нанес ему удар, который чуть не убил его, сказав: «Разве ты не удовлетворен тем, что уничтожил прекрасные деревья моего сада, что ты теперь пытаешься уничтожить и последний корень? Воистину, ты заслуживаешь того, чтобы память твоя исчезла с земли. " После этого король пообещал тщательно охранять последнее растение в саду. Никто, кроме старого еврейского мудреца, не смог истолковать сон, и он сказал: «Сад представляет линию Давида , всех потомков которой вы уничтожили, кроме женщины с ее нерожденным мальчиком. Стариком, которого вы видели, был Давид, которому вы обещали, что позаботитесь о том, чтобы его дом был обновлен этим мальчиком». Еврейский мудрец, отец молодой женщины, привел ее к царю, и ее определили в комнаты, обставленные с княжеским великолепием, где она родила из сада мальчика, получившего имя Бостанай. («бостан»), который царь увидел во сне.
Достоверность этого рассказа оспаривалась Шерирой бен Ханиной, который утверждал, что его собственная родословная восходит к добостанской ветви линии Давида . [ 23 ]
Бостанай при дворе короля
[ редактировать ]Фигура осы на гербе эксиларха стала предметом еще одной легенды. Король обрадовался умному мальчику и, проведя с ним один день, увидел, как он стоял перед ним, как оса ужалила его в висок. Кровь стекала по лицу мальчика, но он не сделал ни малейшего движения, чтобы прогнать насекомое. Царю, выразившему изумление по этому поводу, юноша рассказал, что в доме Давида, из которого он произошел, их учили, поскольку они сами лишились своего трона, ни смеяться, ни поднимать руку перед кем-либо. король, а стоять в неподвижном почтении. [ 24 ] Царь, тронутый этим, осыпал его милостями, сделал его эксилархом и дал ему право назначать судей иудеев и глав трех академий: Нехардеи, Суры и Пумбедиты. В память об этом Бостанай ввел в герб эксилархата осу.
Во фрагменте генизы говорится, что инцидент с осой произошел в присутствии халифа Омара, перед которым Бостанай шестнадцатилетним юношей выдвинул спор с шейхом, занявшим его должность во времена несовершеннолетия эксиларха, а затем отказавшимся ее отдать. вверх. Бостанай был эксилархом, когда Персия попала в руки арабов, а когда Али пришел в Вавилон, Бостанай пошел ему навстречу с великолепной свитой, чему халиф был настолько доволен, что попросил у Бостанаи благословения. Халиф, узнав, что Бостанай не женат, дал ему в жены Дару, дочь персидского царя; и эксиларху было разрешено сделать ее еврейкой и законно жениться на ней. У них было много детей, но их легитимность после смерти отца подверглась нападкам со стороны других сыновей эксиларха («Маасе Бостанай», несколько раз печаталось под разными названиями). [ 25 ] ). Эта легенда стала известна только в 16 веке (ср. Исаак Акриш ), но Седер Олам Зутта , составленный в начале 9 века, опирался на легенды о саду и осе (см. Мар Зутра II).
Имя «Дара» персидской принцессы в христианских источниках встречается также как имя дочери Хосрова. [ 26 ] Легенда, прославляющая Бостанай, вероятно, зародилась в Вавилоне , тогда как фрагмент генизы, клеймящий всех потомков Бостанай как незаконнорожденных, являющихся потомками раба и недостойных занимать высокие должности, происходит из Палестины. Эта последняя точка зрения, конечно, ошибочна, как можно понять из упомянутого выше замечания Хая, поскольку послебостанаитский дом эксилархов не произошел от принцессы. Однако верно, что бостанаиты ненавидели ученые и благочестивые люди, вероятно, отчасти потому, что Анан, основатель караимов и т. д., был потомком бостанайцев. [ 27 ] Вениамин Туделский рассказывает, что ему показали могилу Бостанаи близ Пумбедиты .
Культурные ссылки
[ редактировать ]есть улица, В общине Катамон города Иерусалима названная в честь эксиларха Бостанаи. [ 28 ]
Потомки Бостанаи
[ редактировать ]- Хасдай I бен Бустанай, эксиларх и Гаон (иврит) из Академии в Суре, Сирия
- Давид II , Эксиларх
- Соломон бен Хисдай, эксиларх
- Ханинай II бен Барадой, эксиларх
- Йозеф бен Якоб , Гаон Суры
- Вот Бен Давид , основатель караимского иудаизма. [ 29 ]
- Езекия Гаон , Эксиларх и Гаон из Пумбедиты
- Махир Нарбоннский , еврейский учёный.
- Самуэль ибн Нагрила , сефардский поэт и политик
- Джозеф ибн Нагрела , визирь Гранады
- Хийя ад-Дауди , поэт и гаон Андалусии
- Яиш ибн Яхья , советник короля Португалии Афонсу I.
- Яхья Бен Рабби , португальский рыцарь
- Яхья Бен Яхи III , главный раввин Португалии
- Мордехай Мейзель , мэр Праги еврейского города в 16 веке.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бустанай бен Ханинай - Еврейская виртуальная библиотека
- Бостанай - Еврейская энциклопедия
- Еврейские сказки и легенды. История Бостаная - Sacred-texts.com
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шерира Гаон (1988). Иггеры рава Шериры Гаона . Перевод Носсона Довида Рабиновича. Иерусалим: Школьное издательство раввина Джейкоба Джозефа - Институт Ахават Тора, Мознаим. стр. 113–114. OCLC 923562173 .
- ^ Морони, М. (1974). Религиозные общины в позднесасанидском и раннем мусульманском Ираке. Журнал экономической и социальной истории Востока, 17 (2), 113–135. дои: 10.2307/3596328
- ^ как имя собственное см. Фердинанд Юсти , Иранская книга имен , стр. 74)
- ^ Гуд, Александр Д. «Эксилархат в Восточном Халифате, 637–1258». Еврейское ежеквартальное обозрение , Новая серия, 31, вып. 2 (1940): 149–69. По состоянию на 12 августа 2021 г. doi:10.2307/1452602.
- ^ Нойснер, Джейкоб (11 декабря 2008 г.). История евреев в Вавилонии, Часть V: Поздние сасанидские времена . ISBN 9781606080788 .
- ^ Шаарей Цедек , с. 3а
- ↑ См. Соломона Иуду Лёба Рапопорта в « Биккуре ха-Иттим », x.83; Б. Гольдберг , в «Ха-Маггид», xiii.363.
- ^ Ричард Дж. Х. Готтейл. «Некоторая ранняя еврейская критика Библии: ежегодное обращение президента к Обществу библейской литературы и экзегезы». Журнал библейской литературы 23, вып. 1 (1904): 1–12. По состоянию на 12 августа 2021 г. doi:10.2307/3268954.
- ↑ В его «Сефер ха-Каббала» ( Адольфа Нойбауэра , Средневековые еврейские хроники i.64).
- ^ см. Нёльдеке , «Табари», стр. 397 и след.
- ^ См. «Маасе Бет Давид».
- ^ Шериры II «Письмо» , изд. Нойбауэр, иб. п. 35; Авраам ибн Дауд, иб. п. 62
- ^ Адлер, Миннесота «Маршрут Вениамина Туделского (продолжение)». Еврейский ежеквартальный обзор 17, вып. 3 (1905): 514-30. По состоянию на 12 августа 2021 г. doi:10.2307/1450981.
- ^ Гуд, Александр Д. «Эксилархат в Восточном Халифате, 637–1258». Еврейское ежеквартальное обозрение , Новая серия, 31, вып. 2 (1940): 149–69. По состоянию на 12 августа 2021 г. doi:10.2307/1452602.
- ^ Иудео-арабские исследования . Гиль, Моше. (2013). Том III исследований мусульманско-еврейских отношений. п. 164
- ^ Гуд, Александр Д. «Эксилархат в Восточном Халифате, 637–1258». Еврейское ежеквартальное обозрение , Новая серия, 31, вып. 2 (1940): 149–69. По состоянию на 12 августа 2021 г. doi:10.2307/1452602.
- ^ В «Маасе Бет Давид»
- ^ Нёльдеке , «Исдундад» согласно генизы фрагменту
- ^ Маркс, Александр. «Важность Генизы для еврейской истории». Труды Американской академии еврейских исследований 16 (1946): 183–204. По состоянию на 12 августа 2021 г. doi:10.2307/3622270.
- ^ Хай Гаон, LC
- ^ ЖК
- ^ На еврейском языке. Кварта. Откр. xiv.242-246
- ^ «ШЕРИРА Б. ХАНИНА» . Еврейская энциклопедия . 1901–1906.
Шерира хвастался, что его генеалогия восходит к добостанской ветви этой семьи, которая, как он утверждал, из-за ухудшения положения эксилархата отказалась от своих притязаний на него, предпочитая вместо этого жизнь ученого.
- ^ Синедрион 93б.
- ^ См. Бенджакоба , св.
- ^ Рихтер , «Аршациды», с. 554, Лейпциг, 1804 г.
- ^ См. «Письмо» Шериры, изд. Нойбауэр, и.33
- ^ «Маршрут проезда до улиц Бостанай и Хизкияху Ха-Мелех в Иерусалиме» .
- ^ Коэн, Мартин А. «Анан Бен Давид и караимское происхождение: II». Еврейский ежеквартальный обзор 68, вып. 4 (1978): 224–34. По состоянию на 12 августа 2021 г. doi:10.2307/1454304.