Jump to content

Пространственное познание

(Перенаправлено из «Пространственного познания »)

В когнитивной психологии пространственное познание — это приобретение, организация, использование и пересмотр знаний о пространственной среде. Больше всего речь идет о том, как животные, включая людей, ведут себя в космосе и о знаниях, которые они построили вокруг этого, а не о самом космосе. Эти возможности позволяют людям решать базовые и высокоуровневые когнитивные задачи в повседневной жизни. Многочисленные дисциплины (такие как когнитивная психология , нейробиология , искусственный интеллект , географическая информатика , картография и т. д.) работают вместе, чтобы понять пространственное познание у разных видов, особенно у людей. Таким образом, исследования пространственного познания также помогли связать когнитивную психологию и нейробиологию. Ученые обеих областей работают вместе, чтобы выяснить, какую роль пространственное познание играет в мозге, а также определить окружающую нейробиологическую инфраструктуру.

У людей пространственное познание тесно связано с тем, как люди рассказывают об окружающей среде, ориентируются в новой обстановке и планируют маршруты. Таким образом, широкий спектр исследований основан на отчетах участников, показателях производительности и т.п., например, для определения когнитивных эталонных систем, которые позволяют субъектам действовать. В этом контексте внедрение виртуальной реальности становится все более распространенным среди исследователей, поскольку оно дает возможность сталкивать участников с неизвестной средой в строго контролируемой форме. [1] Пространственное познание можно рассматривать с психологической точки зрения, а это означает, что поведение людей в этом пространстве является ключевым. Когда люди ведут себя в пространстве, они используют когнитивные карты — наиболее развитую форму пространственного познания. При использовании когнитивных карт сохраняется и используется информация об ориентирах и маршрутах между ориентирами. [2] Эти знания могут быть получены из различных источников; от четко скоординированного зрения и передвижения (движения), а также от символов на карте, словесных описаний и компьютерных систем указания. По мнению Монтелло, пространство имплицитно относится к телу человека и связанным с ним действиям. Он упоминает различные виды пространства; фигуральное пространство, которое меньше тела, перспективное пространство, которое более обширно, чем человеческое тело, пространство окружающей среды, которое познается посредством передвижения, и географическое пространство, которое является самым большим пространством и может быть изучено только посредством картографического представления. Однако, поскольку в человеческом мозгу представлено пространство, это также может привести к искажениям. При восприятии пространства и расстояния могут возникнуть искажения. Расстояния воспринимаются по-разному в зависимости от того, считаются ли они между данным местоположением и местом, которое имеет высокую когнитивную значимость , то есть выделяется. Различные воспринимаемые места и расстояния могут иметь «точку отсчета», которая более известна, чем другие, чаще посещается и более заметна. [3] Есть и другие виды искажений. Кроме того, существуют искажения при оценке расстояния и искажения при выравнивании углов. Искажение угла выравнивания означает, что ваш личный север будет рассматриваться как «север». Карта мысленно представляется в соответствии с направленностью личной точки зрения на обучение. Поскольку воспринимаемое искажение «субъективно» и не обязательно коррелирует с «объективным расстоянием», искажения могут возникать и в этом явлении. Завышение может быть на маршрутах в центре города, маршрутах с поворотами, кривых маршрутах и ​​границах или препятствиях.

Пространственные знания

[ редактировать ]

Классический подход к приобретению пространственных знаний, предложенный Сигелом и Уайтом в 1975 году, определяет три типа пространственных знаний – ориентиры, знания маршрутов и геодезические знания – и рисует картину этих трех как ступеньки в последовательном развитии пространственных знаний. [4]

В рамках этой концепции ориентиры можно понимать как заметные объекты в среде актера, которые сначала запоминаются без информации о каких-либо метрических отношениях. Путешествуя между ориентирами, расширяются знания о маршрутах, которые можно рассматривать как последовательную информацию о пространстве, соединяющем ориентиры. Наконец, более глубокое знакомство с окружающей средой позволяет развивать так называемые геодезические знания, которые объединяют как ориентиры, так и маршруты и связывают их с фиксированной системой координат, то есть с точки зрения метрических отношений и соответствия абсолютным категориям, таким как компасные пеленги и т. д. Это приводит к например, в таких способностях, как использование ярлыков, которые никогда раньше не использовались.

Совсем недавно новые открытия поставили под сомнение эту лестничную модель приобретения пространственных знаний. Принимая во внимание, что знакомство с окружающей средой действительно является важнейшим предиктором навигационных характеристик, [5] [6] во многих случаях даже знания, полученные в ходе опроса, могут быть получены после минимального исследования новой среды. [7] [8] [9]

В этом контексте Дэниел Р. Монтелло предложил новую концепцию, указывающую, что изменения в пространственных знаниях, происходящие с ростом опыта, носят скорее количественный, чем качественный характер, т.е. различные типы пространственных знаний становятся просто более точными и достоверными. [10] Более того, использование этих различных типов, по-видимому, преимущественно зависит от задачи. [5] [6] что приводит к выводу, что пространственная навигация в повседневной жизни требует множества стратегий с разным акцентом на ориентиры, маршруты и общие знания о съемках.

Космическая классификация

[ редактировать ]

Пространство можно классифицировать в соответствии с его расширением, как предложил Монтелло , различая фигуральное пространство, пространство перспективы, пространство окружающей среды и географическое пространство. Фигурное пространство — это первое и наиболее ограниченное пространство, которое относится к области, которую тело человека покрывает без какого-либо движения, включая объекты, до которых можно легко дотянуться. Пространство Vista — это второе подпространство, которое относится к пространству за пределами тела, но все же достаточно близко, чтобы его можно было полностью визуализировать, не перемещая, например, комнату. Пространство окружающей среды — это третье подпространство, которое, как говорят, «содержит» тело из-за его большого размера и может быть полностью исследовано только посредством движения, поскольку все объекты и пространство не видны напрямую, как в городе. [11] Пространство окружающей среды является наиболее подходящим подпространством для навигации людей, поскольку оно лучше всего позволяет перемещаться по пространству, чтобы понять окружающую среду. [12] Географическое пространство является последним уровнем, поскольку оно настолько велико, что его невозможно исследовать только посредством движения, и его можно полностью понять только с помощью картографических изображений, которые могут проиллюстрировать на карте целый континент. [11]

Системы отсчета

[ редактировать ]

Чтобы построить пространственные знания, люди конструируют когнитивную реальность, в которой они вычисляют окружающую среду на основе контрольной точки. Это обрамление окружающей среды является системой отсчета. [13]

Обычно различают эгоцентрическую (лат. ego: «Я») и аллоцентрическую (др.-греч. allos: «другой, внешний») системы отсчета; Эгоцентрическая система координат подразумевает размещение себя в окружающей среде и просмотр ее от первого лица, что означает, что расположение объектов понимается относительно вас самих. [13] Эгоцентрическая система координат сосредоточена вокруг тела. С другой стороны, аллоцентрическая система отсчета относится к расположению объектов на основе других объектов или ориентиров вокруг них. Аллоцентрическая система координат сосредоточена вокруг мира вокруг вас, а не вокруг вас самих. Однако можно сделать и третье различие, а именно геоцентрическую систему отсчета. [14] [15] Она похожа на аллоцентрическую систему отсчета в том смысле, что она способна кодировать местоположение, независимое от положения наблюдателя. Это достигается за счет кодирования пространства относительно осей, распределенных по расширенному пространству, а не за счет ссылки на заметные ориентиры. Геоцентрическое пространство чаще всего координируется по долготе и широте. Разница между аллоцентрической системой отсчета и геоцентрической системой отсчета заключается в том, что аллоцентрическая система отсчета используется для сред меньшего масштаба, тогда как геоцентрическая система отсчета используется для крупномасштабных сред, таких как Земля.

Хотя пространственная информация может храниться в этих разных структурах, похоже, что они развиваются вместе уже на ранних стадиях детства. [16] и, по-видимому, обязательно используются в совокупности для решения повседневных задач. [17] [18] [19]

Система отсчета также может использоваться при навигации в пространстве. Здесь информация кодируется таким образом, что она влияет на то, как мы ее запоминаем. Эта система отсчета используется, когда наблюдателю приходится общаться с другим человеком об объектах, содержащихся в этом пространстве.

При навигации по пространству наблюдатель может использовать либо перспективу маршрута, либо перспективу обзора. Перспектива маршрута — это когда наблюдатель перемещается относительно своего тела и местоположения, тогда как перспектива обзора — это вид окружающей среды с высоты птичьего полета для навигации в пространстве. Использование маршрутной перспективы не влияет на обзорную перспективу при активации мозга, и наоборот. используется их сочетание Перспектива может быть чисто маршрутной или обзорной, но часто в навигации . Люди могут переключаться между ними плавно, часто даже не замечая этого. [20]

Активная навигация, по-видимому, оказывает большее влияние на знание маршрута. [19] [21] [22] тогда как использование карты , по-видимому, лучше поддерживает исследовательские знания о более крупномасштабных и сложных средах. [19] [22] [23]

Индивидуальные различия

[ редактировать ]

Существуют также индивидуальные различия, когда дело доходит до восприятия пространства и пространственного познания, которым обладают люди. Если посмотреть на индивидуальные различия, то окажется, что большинство людей отдают предпочтение одной системе отсчета с разными стратегиями представления пространства. Некоторые люди склонны к просмотру маршрута (также называемому стратегией маршрута), в то время как другие отдают предпочтение обзорному виду (также называемому стратегией обзора или ориентации). [24] Люди, предпочитающие маршрутную перспективу, также склонны описывать пространство скорее в эгоцентрической системе координат. Люди, которые склонны к опросной перспективе, также склонны чаще использовать аллоцентрическую систему координат. Было замечено, что последние лучше справляются с навигационными задачами, когда им приходится изучать маршрут по карте. Эти индивидуальные различия сообщаются самими участниками с помощью анкет. [25]

Однако на выбор перспективы также влияют характеристики окружающей среды. [26] Когда в окружающей среде существует единственный путь, люди обычно предпочитают использовать перспективу маршрута. Однако когда среда открыта и наполнена достопримечательностями, люди склонны выбирать перспективу исследования.

В этом контексте возникла дискуссия о различных системах отсчета, которые представляют собой структуры, в которых кодируется пространственная информация. В целом две из них можно выделить как эгоцентрическую (лат. ego: «Я») и аллоцентрическую (др.-греч. allos: «другой, внешний») системы отсчета.

В эгоцентрической системе отсчета пространственная информация кодируется в терминах отношений к физическому телу навигатора, тогда как аллоцентрическая система отсчета определяет отношения объектов между собой, то есть независимые от физического тела «наблюдателя» и, следовательно, в более абсолютный способ, который учитывает метрические условия и общие положения, такие как стороны света. [27] Это предполагает, что знание маршрута, которое поддерживается прямой навигацией, с большей вероятностью будет закодировано в эгоцентрической системе отсчета. [4] [28] а знания обследований, которые подкрепляются изучением карт, с большей вероятностью будут, в свою очередь, закодированы в аллоцентрической системе отсчета. [4] [23] Более того, возможно взаимодействие эгоцентрического и аллоцентрического взглядов. Эта комбинация чаще всего используется при представлении пространственной среды, и это создает более богатое представление окружающей среды. Однако когда перспектива еще не обнаружена, использовать этот метод становится сложнее. [29]

Искажение

[ редактировать ]

Поскольку в других темах психологии существуют предвзятости, существуют и предвзятости в концепции пространственного познания. Люди совершают систематические ошибки, когда используют или пытаются сохранить информацию из пространственных представлений окружающей среды, таких как географические карты. [30] Это показывает, что их ментальное представление о картах и ​​знаниях, которые они отражают, систематически искажаются. Искажения — это повторяющиеся ошибки (предвзятость), которые люди показывают в своих когнитивных картах, когда их просят оценить расстояния или углы. Когда естественное пространственное восприятие организма нарушается, возникают пространственные искажения. Это можно создать экспериментально с помощью различных сенсорных модальностей. Существуют различные типы искажений.

Прежде всего, люди склонны совершать ошибки, когда дело касается оценки расстояния. По сравнению с их истинными размерами на изогнутой поверхности земного шара возникает неправильное представление о форме, размере, расстоянии или направлении между географическими ориентирами. Похоже, это происходит потому, что вы не можете отображать трехмерные поверхности в двух идеальных измерениях. Люди склонны упорядочивать свои когнитивные карты, искажая положение относительно небольших объектов (например, городов), чтобы они соответствовали положению более крупных объектов (например, государственных границ). [31] Длины наших маршрутов, как правило, переоцениваются, маршруты с большими поворотами и поворотами оцениваются длиннее, чем линейные маршруты. [32] Интерпретируя географические отношения между двумя местами, находящимися в разных географических или политических образованиях, люди допускают огромные систематические ошибки. [33] Наличие границы, как физической, так и эмоциональной, способствует предвзятости в оценке расстояний между элементами. Люди склонны переоценивать расстояние между двумя городами, принадлежавшими двум разным регионам или странам. Искажение расстояния также может быть вызвано наличием заметных ориентиров. Некоторые особенности окружающей среды не являются когнитивно равными; некоторые могут быть крупнее, старше, более известны или играть более важную роль в нашей повседневной жизни. Эти ориентиры часто используются в качестве справочных элементов для менее заметных элементов. Когда один элемент в местоположении более заметен, расстояние между контрольной точкой и другой точкой оценивается как более короткое. [34]

Во-вторых, есть искажения, когда дело доходит до выравнивания. Выравнивание означает расположение по прямой линии. [35] Когда объекты выровнены друг с другом, гораздо легче оценить расстояние между этими объектами и переключаться между разными эгоцентрическими точками зрения обоих объектов. Когда необходимо создать мысленное представление какой-либо пространственной среды, люди, как правило, совершают гораздо больше ошибок, когда объекты в пространственной среде не совпадают друг с другом. Особенно это касается случаев, когда разные объекты запоминаются отдельно. Когда человек видит объект, ошибок в пространственном познании будет меньше, если размещение этого объекта обращено к эгоцентрическому северу человека. Эффективность пространственного познания является наилучшей, когда ориентация обращена на север, и линейно уменьшается с увеличением угла отклонения. [36]

Наконец, угол, под которым объект расположен по отношению к другому объекту, играет важную роль в возникновении искажений, когда дело доходит до пространственного познания. Количество угловых ошибок значительно увеличивается, когда угол между двумя объектами превышает 90 градусов. Это явление встречается во всех возрастных группах, например, у молодых, среднего и старшего возраста. Когда угол неизвестен и его необходимо вычислить, люди склонны предполагать, что он равен 90 градусам. Кроме того, угловая ошибка также увеличивается, когда объект или место, на которое мы указываем (вне нашего поля зрения), находится дальше от нашего эгоцентрического пространства. Знакомство играет важную роль. Ошибки наведения меньше в отношении знакомых мест, чем в отношении незнакомых. Когда людям приходится использовать свою пространственную память , чтобы угадать угол, ошибки вперед значительно меньше, чем ошибки назад, а это означает, что запомнить противоположное направление сложнее, чем запомнить прямое направление движения. [37]

Кодирование

[ редактировать ]

Существует множество стратегий, используемых для пространственного кодирования окружающей среды, и они часто используются вместе в рамках одной задачи. В недавнем исследовании König et aliae [38] предоставили дополнительные доказательства, позволив участникам узнать расположение улиц и домов с помощью интерактивной карты. Участники воспроизводили свои знания как в относительном, так и в абсолютном выражении, указывая расположение домов и улиц относительно друг друга, а также их абсолютное расположение по сторонам света. Некоторым участникам было дано три секунды на составление описания, в то время как другим не было предоставлено никаких ограничений по времени. Их выводы показывают, что расположение домов лучше всего запоминалось при выполнении относительных задач, тогда как улицы лучше всего запоминались при выполнении абсолютных задач, и что увеличение времени, отведенного на когнитивные рассуждения, улучшало производительность в обоих случаях.

Эти результаты показывают, что ограниченные объекты, такие как дома, которые были бы сенсорно доступны в какой-то момент во время активного исследования, с большей вероятностью будут закодированы относительным/двоичным кодом, и что время для когнитивного рассуждения позволяет преобразовать их в абсолютные/унитарные. кодированный формат, который представляет собой вычисление их абсолютного положения относительно сторон света, направления компаса и т. д. Напротив, более крупные и абстрактные объекты, такие как улицы, с большей вероятностью будут закодированы абсолютным образом с самого начала.

Это подтверждает точку зрения о смешанных стратегиях: в данном случае пространственная информация разных объектов кодируется по-разному в рамках одной задачи. Более того, ориентация и расположение таких объектов, как дома, по-видимому, в первую очередь изучаются путем, ориентированным на действие, что также соответствует активной структуре человеческого познания.

В исследовании двух родственных видов грызунов половые различия в размере гиппокампа были предсказаны с помощью специфичных для пола моделей пространственного познания. Известно, что размер гиппокампа положительно коррелирует с работой лабиринта у линий лабораторных мышей и с селективным давлением на пространственную память у видов воробьиных птиц. У полигамных видов полевок (Rodentia: Microtus ) самцы в полевых условиях варьируются шире, чем самки, и лучше справляются с лабораторными измерениями пространственных способностей; оба этих различия отсутствуют у моногамных видов полевок. Десять самок и самцов были взяты из природных популяций двух видов полевок: полигамной луговой полевки M. pennsylvanicus и моногамной сосновая полевки M. pinetorum . Только у полигамных видов у самцов гиппокамп больше по сравнению со всем мозгом, чем у самок. [39] Это исследование показывает, что пространственное познание может варьироваться в зависимости от пола.

Одно исследование было направлено на то, чтобы определить, распространяется ли самец каракатицы ( Sepia officinalis ; головоногий моллюск) на большую территорию, чем самки, и связана ли эта разница с когнитивным диморфизмом в способностях ориентации. Сначала мы оценили расстояние, которое проходят половозрелые и половозрелые каракатицы обоих полов при помещении их в открытое поле (тест 1). Во-вторых, каракатиц обучали решать пространственную задачу в Т-образном лабиринте и определяли предпочтительно используемую пространственную стратегию (поворот направо/налево или визуальные подсказки) (тест 2). Результаты показали, что половозрелые мужчины преодолевали большее расстояние в тесте 1 и чаще использовали визуальные подсказки для ориентации во втором тесте по сравнению с тремя другими группами. [40]

[ редактировать ]

Навигация — это способность животных, включая человека, находить, отслеживать и следовать по путям, чтобы добраться до желаемого пункта назначения. [41] [42]

Навигация требует, чтобы информация об окружающей среде была получена от тела и ориентиров окружающей среды в качестве системы отсчета для создания мысленного представления окружающей среды, формирующего когнитивную карту . Люди перемещаются, переходя между различными пространствами и координируя как эгоцентрические, так и аллоцентрические системы отсчета. [ нужна ссылка ]

Навигация состоит из двух основных компонентов: передвижения и нахождения пути. [43] Локомоция — это процесс перемещения из одного места в другое у животных, включая человека. Передвижение помогает вам понять окружающую среду, перемещаясь по пространству и создавая его мысленное представление. [44] Поиск пути определяется как активный процесс следования или выбора пути между одним местом в другое посредством мысленных представлений. [45] Он включает в себя такие процессы, как представление, планирование и принятие решений, которые помогают избегать препятствий, оставаться на курсе или регулировать темп при приближении к определенным объектам. [43] [46]

Навигация и ориентирование могут осуществляться в экологическом пространстве. Согласно космической классификации Дэна Монтелло , существует четыре уровня пространства, третий из которых — экологический. Экологическое пространство представляет собой очень большое пространство, подобное городу, и его можно полностью изучить только посредством движения, поскольку все объекты и пространство не видны напрямую. [13] Также Барбара Тверски систематизировала пространство, но на этот раз приняв во внимание три измерения, соответствующие осям человеческого тела и его продолжениям: сверху/снизу, спереди/сзади и слева/справа. В конечном итоге Тверсский предложил четырехчленную классификацию судоходного пространства: пространство тела, пространство вокруг тела, пространство навигации и пространство графики. [47]

Человеческая навигация

[ редактировать ]

В человеческой навигации люди визуализируют в уме различные маршруты, чтобы спланировать, как добраться из одного места в другое. То, на что они полагаются при планировании этих маршрутов, варьируется от человека к человеку и является основой различных навигационных стратегий.

Некоторые люди используют меры расстояния и абсолютные направления (север, юг, восток и запад), чтобы визуализировать лучший путь от точки к точке. Использование этих более общих внешних сигналов в качестве указаний считается частью аллоцентрической навигационной стратегии. Аллоцентрическая навигация обычно наблюдается у мужчин и полезна в первую очередь в больших и/или незнакомых средах. [48] Вероятно, это имеет некоторую основу в эволюции, когда самцам во время охоты приходилось перемещаться по обширной и незнакомой среде. [49] Использование аллоцентрических стратегий при навигации в первую очередь активирует гиппокамп и парагиппокамп головного мозга. Эта стратегия навигации больше опирается на мысленную пространственную карту, чем на видимые подсказки, что дает ей преимущество в неизвестных областях, но также и гибкость, которую можно использовать и в небольших средах. Тот факт, что эту стратегию предпочитают в основном мужчины, вероятно, связан с общим мнением о том, что мужчины являются лучшими навигаторами, чем женщины, поскольку ее лучше применять в более разнообразных условиях. [48]

Эгоцентрическая навигация опирается на местные ориентиры и личные указания (влево/вправо) для навигации и визуализации пути. Подобная зависимость от более местных и хорошо известных стимулов для поиска пути затрудняет применение в новых местах, но вместо этого она наиболее эффективна в небольших, знакомых средах. [48] Эволюционно эгоцентрическая навигация, вероятно, исходит от наших предков, которые добывали себе пищу и должны были иметь возможность ежедневно возвращаться в одни и те же места в поисках съедобных растений. Этот поиск пищи обычно происходил в относительно близлежащих районах и чаще всего осуществлялся женщинами в обществах охотников-собирателей. [49] Сегодня женщины, как правило, лучше знают, где находятся различные ориентиры, и часто полагаются на них, указывая направление. Эгоцентрическая навигация вызывает высокий уровень активации в правой теменной доле и префронтальных областях мозга, которые участвуют в зрительно-пространственной обработке. [48]

Франц и Малло предложили иерархию навигации в книге Robotics and Autonomous Systems 30 (2006): [50]

Поведенческие предпосылки Навигационная компетентность
Местная навигация
Поиск Распознавание цели Нахождение цели без активной целеориентации
Следование направлению Согласовать курс с местным направлением Нахождение цели с одного направления
Прицеливание Держите цель впереди Поиск значимой цели в зоне охвата
Руководство Достичь пространственного отношения к окружающим объектам. Нахождение цели, определяемой ее отношением к окружению
Поиск пути
Реакция, вызванная признанием Ассоциация сенсорный образец-действие Следование фиксированным маршрутам
Топологическая навигация Интеграция маршрутов, планирование маршрутов Гибкая конкатенация сегментов маршрута
Обзорная навигация Встраивание в общую систему отсчета Поиск путей на новой местности

Путевая таксономия

[ редактировать ]

Существует два типа поиска пути человеком: с посторонней помощью и без посторонней помощи. [13] Автоматизированное нахождение маршрута требует от человека использования различных типов носителей , таких как карты , GPS , указатели направления и т. д., в процессе навигации, который обычно требует слабого пространственного мышления и менее когнитивных требований.

Для поиска пути без посторонней помощи такие устройства для человека, осуществляющего навигацию, не требуются. [13] Поиск пути без посторонней помощи можно подразделить на таксономию задач в зависимости от того, является ли он ненаправленным или направленным, что, по сути, позволяет определить, существует ли точный пункт назначения или нет: ненаправленный поиск пути означает, что человек просто исследует окружающую среду ради удовольствия без какой-либо установки. место назначения. [51]

Вместо этого направленный поиск пути можно разделить на поиск и приближение к цели. [51] Поиск означает, что человек не знает, где находится пункт назначения, и должен найти его либо в незнакомой среде, что называется неинформированным поиском, либо в знакомой среде, что называется информированным поиском. [ нужна ссылка ]

С другой стороны, при целевом приближении местоположение пункта назначения известно навигатору, но дальнейшее различие проводится в зависимости от того, знает ли навигатор, как добраться до пункта назначения или нет. Следование по пути означает, что окружающая среда, путь и пункт назначения известны, а это означает, что навигатор просто следует по уже известному пути и достигает пункта назначения, не задумываясь. Например, когда вы находитесь в своем городе и идете по той же дороге, по которой обычно идете от дома до работы или университета. [51]

Однако поиск пути означает, что навигатор знает, где находится пункт назначения, но не знает маршрут, по которому ему нужно добраться до пункта назначения: вы знаете, где находится конкретный магазин, но не знаете, как туда добраться или по какому пути идти. . Если навигатор не знает окружения, это называется поиском пути. Это означает, что известен только пункт назначения, но не известен ни путь, ни окружение: вы находитесь в новом городе и вам нужно прибыть на вокзал, но вы не знаете, как чтобы добраться туда. [51]

Планирование пути, с другой стороны, означает, что навигатор знает, где находится пункт назначения, и знаком с окружающей средой, поэтому ему нужно только спланировать маршрут или путь, по которому он должен следовать, чтобы достичь своей цели. Например, если вы находитесь в своем городе и вам нужно добраться до определенного магазина, пункт назначения которого вы знаете, но не знаете, какой конкретный путь вам нужно пройти, чтобы туда добраться. [51]

Индивидуальные различия в навигации и ориентировании

[ редактировать ]

Навигация и поиск пути могут различаться у разных людей по полу, возрасту и другим признакам. В области пространственного познания такими факторами могут быть:

  • Зрительно-пространственные способности. т.е. генерация, сохранение и преобразование абстрактных визуальных образов. [52] Зрительно-пространственные способности можно разделить на такие подфакторы, как пространственное восприятие , пространственная визуализация и умственное вращение , и измерить их с помощью конкретных задач. [53]
  • Пространственные наклонности: т.е. предпочтения, сообщаемые самим человеком (с использованием анкет), связанные с пространственной информацией и информацией об окружающей среде, а также такие настройки, как пространственная тревога , чувство направления (личная оценка своей способности ориентироваться и определять местонахождение в окружающей среде), опрос и Предпочтение маршрута (также называемое стратегиями ориентации и маршрута; предпочтительный для людей способ представления окружающей среды с точки зрения карты или человека), удовольствие от исследования (люди, которым нравится исследовать) и пространственная самоэффективность (вера в возможность достижения цели). пространственная задача). [54] [55] [56] [57]

Экспериментальный, корреляционный и тематический подходы используются для выявления закономерностей в индивидуальных различиях. Корреляционный подход основан на методе понимания индивидуальных различий в способностях навигации и навигации для сравнения групп или изучения связи между переменными на непрерывном уровне. Экспериментальный подход исследует причинно-следственную связь между переменными. Он манипулирует одной переменной (независимая переменная) и исследует влияние на отзыв среды (зависимая переменная). Подход тематических исследований используется, чтобы понять, в какой степени конкретный профиль связан с пространственным представлением и связанными с ним особенностями, например, случаи поражений головного мозга или дегенеративных заболеваний (затрагивающие структуры мозга и сеть когнитивных карт) или случаи когнитивных и поведенческих трудностей при приобретении информации. информацию об окружающей среде при отсутствии мозговых нарушений (как в случае топографической дезориентации в процессе развития ). [58]

Доказательство

[ редактировать ]

Факты показывают, что существует связь между пространственными способностями небольшого масштаба и пространственными способностями большого масштаба. Более конкретно, существует связь между зрительно-пространственными способностями (мелкомасштабные способности) с ориентировочными способностями (пространственная самооценка в большом масштабе) и способностью создавать мысленное представление окружающей среды или представлением окружающей среды (крупномасштабные способности). [59]

Доказательства, представленные в этом разделе, будут сосредоточены на результатах корреляционных исследований. Корреляционные исследования между переменными на непрерывном уровне направлены на проверку степени связи небольших зрительно-пространственных когнитивных способностей и крупномасштабных способностей. [60] [61]

Корреляционный подход

[ редактировать ]

Более того, корреляционные исследования также основаны на сравнении групп по индивидуальным различиям в навигации и связаны с ориентацией пути. Это может включать в себя сравнение крайних оценок индивидуальных различий участников (высокие и низкие самоотчеты в отношении ориентации, высокие и низкие способности в мелком масштабе) и изучение различий в пространственном обучении и обучении в окружающей среде. [62] [63] Или сравнивать чрезвычайно высокие и низкие результаты (после выполнения задачи по изучению окружающей среды, высокие или низкие) и изучать разницу в небольших пространственных способностях и подходах к поиску пути. [59]

Что касается корреляционных исследований на непрерывном уровне, новаторское исследование было проведено Алленом и др. (1996). Они попросили участников прогуляться по небольшому городу. Авторы измерили эффективность запоминания и оценили зрительно-пространственные (малые) способности. Зрительно-пространственные способности измерялись путем оценки задач пространственной визуализации, умственного вращения и пространственной памяти. Модель структурного уравнения показала, что пространственная последовательная память служит посредником во взаимосвязи между фактором зрительно-пространственных способностей и знаниями об окружающей среде. [60]

Кроме того, Хегарти и др. (2006) попросили участников изучить путь в реальной, виртуальной и записанной на видео среде. После этапа обучения их попросили оценить расстояние и направление определенных ориентиров в окружающей среде. Участники выполнили ряд вербальных и пространственных задач. [61]

Результаты использования модели структурного уравнения показывают, что факторы чувства направления и пространственных способностей связаны между собой; и что оба фактора связаны с вербальными способностями. Однако вербальные способности не предсказывают обучение окружающей среде (навигации). Вместо этого и пространственные способности, и чувство направления предсказывают обучение в окружающей среде, чувство направления предсказывает непосредственный опыт, а зрительно-пространственные способности тесно связаны с визуальным обучением (как виртуальным, так и записанным на видео). Оба корреляционных исследования показали связь между мелкомасштабными пространственными способностями и крупномасштабными пространственными способностями (исследованными с помощью обучения навигации). [60] [61] Аллен и др. (1996) предполагают, что связь между этими переменными является опосредованной. Подтверждение того, что связь между мелкомасштабными пространственными способностями и крупномасштабными пространственными способностями может быть опосредованной, дают и другие данные. [60] Например, Менегетти и др. (2016) показали, что способности к умственному вращению (мелкомасштабные способности) связаны с обучением в окружающей среде (виртуально приобретенный путь – воспроизведение крупномасштабных способностей) посредством зрительно-пространственной рабочей памяти (т.е. способности обрабатывать и сохранять временную визуально-пространственную информацию). [64]

Групповое сравнение

[ редактировать ]

Пример группового сравнения на основе индивидуальных предпочтений предложен Pazzaglia & Taylor (2007). Они выбрали людей с высокими и низкими предпочтениями для опроса (т.е. предпочтением формировать мысленную карту), чтобы изучить разницу в успеваемости в обучении в окружающей среде (по нескольким задачам). Результаты показали, что группа с высоким уровнем опроса показала лучшие результаты, особенно меньше навигационных ошибок, чем группа с низким уровнем опроса. [62]

Пример группового сравнения, основанного на характеристиках пространственной среды, предложен Weisberg et al. (2014). Они попросили участников изучить пути в виртуальной среде. Их проверяли на зрительно-пространственные способности (малые масштабы) и предпочтения в ориентировании. Затем они выполнили наведение (внутри маршрутов и между ними) и построение модели. Результаты показали, что участники, хорошо указывающие (между путями и внутри них), продемонстрировали высокие зрительно-пространственные способности (мысленное вращение) и предпочтения в поиске пути (чувство направления). [65]

Гендерные различия

[ редактировать ]

Гендер является источником индивидуальных различий в навигации и поиске пути. Мужчины проявляют большую уверенность во время навигации по сравнению с женщинами, а в точности представления окончательной среды даже гендерные различия могут быть смягчены некоторыми факторами (такими как переменные результата, обратная связь, знакомство). [66] [67]

Женщины испытывают более высокий уровень пространственной тревожности, чем мужчины. [54] две разные стратегии определения пути : женщины предпочитают больше использовать стратегию маршрута, в то время как мужчины больше используют стратегию исследования (ориентации). Кроме того, мужчины и женщины используют [54] Стратегия маршрута связана с следованием инструкциям по направлению, тогда как стратегия исследования (ориентации) представляет собой использование ориентиров в окружающей среде в зависимости от их положения.

Если рассматривать отношения на непрерывном уровне, пол является предиктором, который может повлиять на успех навигации: как мужчины, так и женщины могут успешно действовать. Однако на способность формировать мысленные представления о новой среде после навигации влияют различные модели отношений, включающие стратегию , убеждения/ самоэффективность и зрительно-пространственные когнитивные способности . Таким образом, как мужчины, так и женщины предполагают использование зрительно-пространственных индивидуальных факторов, способностей и склонностей, которые при различных закономерностях взаимоотношений влияют на способность ориентироваться и ориентироваться. [57]

Возрастные различия

[ редактировать ]

У пожилых людей способности в пространственной сфере снижаются. Однако это обобщение может привести к ошибкам. Действительно, необходимо учитывать, какой тип пространственных способностей мы рассматриваем, будь то мелкомасштабные, крупномасштабные пространственные способности или пространственная самооценка (как установка для поиска пути), и как эти переменные связаны друг с другом. Более того, некоторые другие факторы, которые уменьшаются с возрастом, также могут влиять на пространственные способности, такие как функции памяти , исполнительный контроль и другие когнитивные факторы. [68]

Малые способности, такие как ментальное вращение , пространственная визуализация , пространственное восприятие, [69] и перспективы идут на убыль. [70] [71] Даже ход снижения связан с типом способностей, особенностями задач и другими индивидуальными различиями (например, полом и уровнем владения этими способностями). В целом, способности снижаются примерно к 60 годам и могут начаться уже к 50 годам в перспективе.

Что касается ориентации на поиск пути , как правило, о которой сообщают сами люди, данные свидетельствуют о том, что они имеют тенденцию быть довольно стабильными на протяжении всей жизни, например, чувство направления, [72] с некоторыми изменениями, такими как легкое усиление пространственной тревоги . [71]

Способности к пространственному обучению и представлению также имеют тенденцию снижаться с возрастом. Различия между молодыми и пожилыми людьми связаны с несколькими факторами, как на индивидуальном уровне, так и на уровне окружающей среды. Фактически, пожилые люди с большей вероятностью отказываются от пространственных задач, основанных на аллоцентрических знаниях (отношениях между собой и объектом), по сравнению с эгоцентрическими знаниями (отношениях между собой и объектом). [73] Когда задача требует распознавания информации, разница в возрасте меньше, чем когда активное воспроизведение требуется . Когда окружающая среда знакома, она менее подвержена гендерным различиям по сравнению с молодыми людьми. В исследованиях с участием здоровых взрослых в возрасте 18–78 лет было обнаружено, что трудности возрастают, особенно с 70 лет. [68] Биологическими факторами, участвующими в упадке, являются снижение активности гиппокампа , парагиппокампальной извилины и ретросплениальной коры , что приводит к трудностям в приобретении новых пространственных знаний и их применении. [74]

Несмотря на снижение пространственных способностей (таких как зрительно-пространственная рабочая память и вращение), как пространственные способности, так и способность ориентироваться в разной степени способствуют поддержанию пространственного обучения и точности навигации у пожилых людей. [75] Действительно, исследования с выборками пожилых людей показали, что, несмотря на снижение пространственных способностей (небольшое), последние все еще играют функциональную роль в обучении окружающей среды. [76] [77] Другие исследования показали положительную роль ориентации на поиск пути, например, удовольствия от исследования мест, в поддержании точности пространственного обучения. Это выгодно, поскольку пространственное обучение имеет решающее значение для безопасности пожилых людей и, следовательно, их автономии, что является показателем качества жизни. [75]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Клэй В., Кениг П. и Кениг С.У. (2019) (2019). «Отслеживание взгляда в виртуальной реальности» . Журнал исследований движения глаз . 12(1):3 (1): 1–18. дои : 10.16910/jemr.12.1.3 . ПМК   7903250 . PMID   33828721 — через DOI: 10.16910/jemr.12.1.3. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Борен, Б.Б.; Сигел, ПБ (1975). «Световое воздействие во время инкубации на линии белых леггорнов, отобранных для быстрого и медленного вылупления» . Птицеводство . 54 (5): 1372–1374. дои : 10.3382/ps.0541372 . ПМИД   1187505 .
  3. ^ Садалла, Эдвард К.; Берроуз, У. Джеффри; Стаплин, Лорин Дж. (1980). «Опорные точки в пространственном познании» . Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память . 6 (5): 516–528. дои : 10.1037/0278-7393.6.5.516 . ПМИД   7430967 .
  4. ^ Jump up to: а б с Сигел, AW и Уайт, SH (1975) (1975). «Развитие пространственных представлений крупномасштабной среды». Достижения в развитии и поведении детей . 10 :9–55. дои : 10.1016/s0065-2407(08)60007-5 . ISBN  9780120097104 . ПМИД   1101663 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Jump up to: а б Нори Р. и Пиккарди Л. (2010). «Знакомство и пространственный когнитивный стиль: насколько они важны для пространственного представления?» . В: Пространственная память: зрительно-пространственные процессы, когнитивные функции и эффекты развития, под ред. Дж. Б. Томас (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: NovaPublisher), 123–144 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Jump up to: а б Пиккарди, Л.; Ризетти, М.; Нори, Р. (2011). «Знакомство и экологические представления города: самоотчетное исследование». Психологические отчеты . 109 (1): 309–326. дои : 10.2466/01.13.17.PR0.109.4.309-326 . ISSN   0033-2941 . ПМИД   22049671 . S2CID   28608449 .
  7. ^ Исикава Т. и Монтелло Д.Р. (2006 г.) (март 2006 г.). «Получение пространственных знаний на основе непосредственного опыта работы в окружающей среде: индивидуальные различия в развитии метрических знаний и интеграция отдельно изученных мест». Когнитивная психология . 52 (2): 93–123. дои : 10.1016/j.cogpsych.2005.08.003 . ПМИД   16375882 . S2CID   15344189 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Клацки Р.Л., Лумис Дж.М., Голледж Р.Г., Чичинелли Дж.Г., Доэрти С. и Пеллегрино Дж.В. (1990) (1990). «Приобретение маршрутных и геодезических знаний при отсутствии зрения». Журнал моторного поведения . 22 (1): 19–43. дои : 10.1080/00222895.1990.10735500 . ПМИД   15111279 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Лумис, Джек М.; Клацки, Роберта Л.; Голледж, Реджинальд Г.; Чичинелли, Джозеф Г.; Пеллегрино, Джеймс В.; Фрай, Филлис А. (1993). «Невизуальная навигация слепых и зрячих: оценка способности интеграции пути». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 122 (1): 73–91. дои : 10.1037/0096-3445.122.1.73 . ISSN   1939-2222 . ПМИД   8440978 . S2CID   7707523 .
  10. ^ Монтелло, ДР (1998). «Новая основа для понимания приобретения пространственных знаний в крупномасштабных средах» (PDF) . В: Пространственное и временное мышление в географических информационных системах, под ред. Р. Голледж (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета) : 143–154. {{cite journal}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Jump up to: а б Монтелло, Дэниел Р. (18 июля 2005 г.), Шах, Прити; Мияке, Акира (ред.), «Навигация» , Кембриджский справочник по визуально-пространственному мышлению (1-е изд.), Cambridge University Press, стр. 257–294, doi : 10.1017/cbo9780511610448.008 , ISBN  978-0-511-61044-8 , получено 6 мая 2022 г.
  12. ^ Дени, Мишель (2018). Пространство и пространственное познание: междисциплинарная перспектива . Нью-Йорк. ISBN  978-1-351-59617-6 . OCLC   1011544230 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Jump up to: а б с д и Денис, Мишель (13 ноября 2017 г.). Пространство и пространственное познание: междисциплинарная перспектива (1-е изд.). Рутледж. дои : 10.4324/9781315103808 . ISBN  978-1-315-10380-8 .
  14. ^ Монтелло, Дэниел Р. (18 июля 2005 г.), «Навигация» , Кембриджский справочник по зрительно-пространственному мышлению , Cambridge University Press, стр. 257–294, doi : 10.1017/cbo9780511610448.008 , ISBN  9780511610448 , получено 25 апреля 2022 г.
  15. ^ Берджесс, Нил (декабрь 2006 г.). «Пространственная память: как сочетаются эгоцентрическое и аллоцентрическое» . Тенденции в когнитивных науках . 10 (12): 551–557. дои : 10.1016/j.tics.2006.10.005 . ISSN   1364-6613 . ПМИД   17071127 . S2CID   14335017 .
  16. ^ Нардини, М; Берджесс, Н.; Брекенридж, К; Аткинсон, Дж (2006). «Дифференциальные траектории развития эгоцентрических, экологических и внутренних систем отсчета в пространственной памяти». Познание . 101 (1): 153–172. дои : 10.1016/j.cognition.2005.09.005 . ПМИД   16359653 . S2CID   8201650 .
  17. ^ Берджесс, Нил (2006). «Пространственная память: как сочетаются эгоцентрическое и аллоцентрическое». Тенденции в когнитивных науках . 10 (12): 551–557. дои : 10.1016/j.tics.2006.10.005 . ПМИД   17071127 . S2CID   14335017 .
  18. ^ Граманн, Клаус (2013). «Воплощение пространственных систем отсчета и индивидуальные различия в склонности системы отсчета». Пространственное познание и вычисление . 13 (1): 1–25. Бибкод : 2013SpCC...13....1G . дои : 10.1080/13875868.2011.589038 . ISSN   1387-5868 . S2CID   14690762 .
  19. ^ Jump up to: а б с Мейлингер, Тобиас; Франкенштейн, Джулия; Бюльтхофф, Генрих Х. (2013). «Учимся ориентироваться: опыт против карт». Познание . 129 (1): 24–30. дои : 10.1016/j.cognition.2013.05.013 . ПМИД   23820180 . S2CID   16842491 .
  20. ^ Тейлор, Холли А; Тверски, Барбара (1992). «Пространственные ментальные модели, полученные на основе исследований и описаний маршрутов» . Журнал памяти и языка . 31 (2): 261–292. дои : 10.1016/0749-596x(92)90014-о . ISSN   0749-596X .
  21. ^ Шелтон, Эми Л.; Макнамара, Тимоти П. (2004). «Ориентация и перспективная зависимость при обучении маршрутам и исследованиям». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 30 (1): 158–170. дои : 10.1037/0278-7393.30.1.158 . ISSN   1939-1285 . ПМИД   14736304 . S2CID   14893881 .
  22. ^ Jump up to: а б Тейлор, Холли А.; Нейлор, Сьюзен Дж.; Чечиле, Николас А. (1999). «Влияние конкретных целей на представление пространственной перспективы» . Память и познание . 27 (2): 309–319. дои : 10.3758/BF03211414 . ISSN   0090-502X . ПМИД   10226440 .
  23. ^ Jump up to: а б Монтелло, Д.Р., Хегарти, М. и Ричардсон, А.Е. (2004). «Пространственная память о реальной среде, виртуальной среде и картах» . В: Пространственная память человека: вспоминая, где, под ред. Г.Л. Аллен (Бока-Ратон, Флорида: CRC Press) : 251–285. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  24. ^ Лоутон, Кэрол А. (1994). «Гендерные различия в стратегиях поиска пути: связь с пространственными способностями и пространственной тревогой» . Сексуальные роли . 30 (11–12): 765–779. дои : 10.1007/bf01544230 . ISSN   0360-0025 . S2CID   144558948 .
  25. ^ Паццалья, Франческа; Де Бени, Россана (октябрь 2001 г.). «Стратегии обработки пространственной информации у людей, изучающих и ориентирующихся на ориентиры» . Европейский журнал когнитивной психологии . 13 (4): 493–508. дои : 10.1080/09541440125778 . ISSN   0954-1446 . S2CID   145352387 .
  26. ^ Тейлор, Холли А.; Тверски, Барбара (1996). «Перспектива в пространственных описаниях» . Журнал памяти и языка . 35 (3): 371–391. дои : 10.1006/jmla.1996.0021 . ISSN   0749-596X .
  27. ^ Клацки, Р. (1998) (1998). «Аллоцентрические и эгоцентрические пространственные представления: определения, различия и взаимосвязи». Пространственное познание . Конспекты лекций по информатике. Том. 1404. стр. 1–17. дои : 10.1007/3-540-69342-4_1 . ISBN  978-3-540-64603-7 . S2CID   7264069 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помощь ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  28. ^ Шелтон, Эми Л.; Макнамара, Тимоти П. (2001). «Системы пространственной привязки в человеческой памяти». Когнитивная психология . 43 (4): 274–310. дои : 10.1006/cogp.2001.0758 . ПМИД   11741344 . S2CID   9510685 .
  29. ^ Шелтон, Эми Л.; Макнамара, Тимоти П. (1997). «Множественные представления пространственной памяти» . Психономический бюллетень и обзор . 4 (1): 102–106. дои : 10.3758/bf03210780 . ISSN   1069-9384 . S2CID   18972411 .
  30. ^ Клиппель, Александр; Кнуф, Лотар; Хоммель, Бернхард; Фрекса, Кристиан (2005). «Перцептивные искажения в когнитивных картах» . Во Фрекса, Кристиан; Кнауф, Маркус; Криг-Брюкнер, Бернд; Небель, Бернар; Барковски, Томас (ред.). Пространственное познание IV. Рассуждение, действие, взаимодействие . Конспекты лекций по информатике. Том 3343. Берлин, Гейдельберг: Springer. стр. 204–213. дои : 10.1007/978-3-540-32255-9_12 . ISBN  978-3-540-32255-9 .
  31. ^ Окабаяси, Х.; Глинн, С.М. (октябрь 1984 г.). «Пространственное познание: систематические искажения когнитивных карт» . Журнал общей психологии . 111 (2-я половина): 271–279. дои : 10.1080/00221309.1984.9921116 . ISSN   0022-1309 . ПМИД   6512518 .
  32. ^ Бирн, RW (февраль 1979 г.). «Память для городской географии». Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 31 (1): 147–154. дои : 10.1080/14640747908400714 . ISSN   0033-555X . S2CID   145000373 .
  33. ^ Стивенс, Альберт; Купе, Пэтти (1 октября 1978 г.). «Искажения в оцениваемых пространственных отношениях» . Когнитивная психология . 10 (4): 422–437. дои : 10.1016/0010-0285(78)90006-3 . ISSN   0010-0285 . ПМИД   699514 . S2CID   44938809 .
  34. ^ Садалла, Эдвард К.; Берроуз, У. Джеффри; Стаплин, Лорин Дж. (1980). «Опорные точки в пространственном познании» . Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память . 6 (5): 516–528. дои : 10.1037/0278-7393.6.5.516 . ISSN   0096-1515 . ПМИД   7430967 .
  35. ^ «ALIGNMENT | Значение и определение для британского английского | Lexico.com» . Лексико-словари | Английский . Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 11 мая 2022 г.
  36. ^ Дени, Мишель (2018). Пространство и пространственное познание: междисциплинарная перспектива . Нью-Йорк: Рутледж. п. 71. ИСБН  978-1-315-10380-8 .
  37. ^ Дени, Мишель (2018). Пространство и пространственное познание: междисциплинарная перспектива . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 79–81. ISBN  978-1-315-10380-8 .
  38. ^ Кениг, Сабина У.; Гёк, Каспар; Мейлингер, Тобиас; Кениг, Питер (2019). «Совместимы ли аллоцентрические пространственные системы отсчета с теориями энактивизма?». Психологические исследования . 83 (3): 498–513. дои : 10.1007/s00426-017-0899-x . ISSN   0340-0727 . ПМИД   28770385 . S2CID   4032915 .
  39. ^ Джейкобс, Люсия Ф.; Гаулин, Стивен Дж. К.; Шерри, Дэвид Ф.; Хоффман, Глория Э. (1990). «Эволюция пространственного познания: половые модели пространственного поведения предсказывают размер гиппокампа» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 87 (16): 6349–6352. Бибкод : 1990PNAS...87.6349J . дои : 10.1073/pnas.87.16.6349 . ISSN   0027-8424 . JSTOR   2356205 . ПМК   54531 . ПМИД   2201026 .
  40. ^ Жозе-Алвес, Кристель; Модеран, Жюльен; Дикель, Людовик (2008). «Половые различия в пространственном познании у беспозвоночных: каракатицы» . Труды: Биологические науки . 275 (1646): 2049–2054. дои : 10.1098/rspb.2008.0501 . ISSN   0962-8452 . JSTOR   25249764 . ПМК   2596364 . ПМИД   18505716 .
  41. ^ «Фокус на пространственное познание» . Природная неврология . 20 (11): 1431. Ноябрь 2017 г. doi : 10.1038/nn.4666 . ISSN   1546-1726 . ПМИД   29073640 . S2CID   205441391 .
  42. ^ Вольберс, Томас; Хегарти, Мэри (март 2010 г.). «Что определяет наши навигационные способности?» . Тенденции в когнитивных науках . 14 (3): 138–146. дои : 10.1016/j.tics.2010.01.001 . ПМИД   20138795 . S2CID   15142890 .
  43. ^ Jump up to: а б Монтелло, Дэниел Р. (18 июля 2005 г.), Шах, Прити; Мияке, Акира (ред.), «Навигация» , Кембриджский справочник по визуально-пространственному мышлению (1-е изд.), Cambridge University Press, стр. 257–294, doi : 10.1017/cbo9780511610448.008 , ISBN  978-0-511-61044-8 , получено 6 мая 2022 г.
  44. ^ «Словарь психологии/локомоции APA» . словарь.apa.org . Проверено 6 мая 2022 г.
  45. ^ ГОЛЛЕДЖ, Реджинальд Г. (декабрь 2000 г.). «Когнитивные карты, пространственные способности и навигация человека» (PDF) . Географическое обозрение Японии . 73 : 93–104.
  46. ^ Толман, Эдвард К. (1948). «Когнитивные карты у крыс и людей» . Психологический обзор . 55 (4): 189–208. дои : 10.1037/h0061626 . ISSN   1939-1471 . ПМИД   18870876 . S2CID   42496633 .
  47. ^ Тверски, Барбара (январь 2003 г.). «Структуры ментальных пространств: как люди думают о пространстве» . Окружающая среда и поведение . 35 (1): 66–80. дои : 10.1177/0013916502238865 . ISSN   0013-9165 . S2CID   16647328 .
  48. ^ Jump up to: а б с д Андреано и Кэхилл (2009)
  49. ^ Jump up to: а б Гири (1998)
  50. ^ Франц, Матиас О.; Маллот, Ханспетер А. (2000). «Биомиметический робот-навигатор». Робототехника и автономные системы . 30 (1–2): 133–153. дои : 10.1016/S0921-8890(99)00069-X .
  51. ^ Jump up to: а б с д и Винер, Ян М.; Бюхнер, Саймон Дж.; Хёльшер, Кристоф (20 мая 2009 г.). «Таксономия задач поиска пути человеком: подход, основанный на знаниях» . Пространственное познание и вычисление . 9 (2): 152–165. Бибкод : 2009SpCC....9..152W . дои : 10.1080/13875860902906496 . ISSN   1387-5868 . S2CID   16529538 .
  52. ^ «АПА ПсихНет» . psycnet.apa.org . Проверено 9 мая 2022 г.
  53. ^ Линн, Марсия К.; Петерсен, Энн К. (1985). «Появление и характеристика половых различий в пространственных способностях: метаанализ» . Развитие ребенка . 56 (6): 1479–1498. дои : 10.2307/1130467 . ISSN   0009-3920 . JSTOR   1130467 . ПМИД   4075870 .
  54. ^ Jump up to: а б с Лоутон, Кэрол А. (1 июня 1994 г.). «Гендерные различия в стратегиях поиска пути: связь с пространственными способностями и пространственной тревогой» . Сексуальные роли . 30 (11): 765–779. дои : 10.1007/BF01544230 . ISSN   1573-2762 . S2CID   144558948 .
  55. ^ Паццалья, Франческа; Де Бени, Россана (1 октября 2001 г.). «Стратегии обработки пространственной информации у людей, изучающих и ориентирующихся на ориентиры» . Европейский журнал когнитивной психологии . 13 (4): 493–508. дои : 10.1080/09541440125778 . ISSN   0954-1446 . S2CID   145352387 .
  56. ^ Менегетти, Кьяра; Борелла, Эрика; Пасторе, Массимилиано; Де Бени, Россана (1 октября 2014 г.). «Роль пространственных способностей и самооценки в ориентировке по сторонам света на протяжении всей жизни» . Обучение и индивидуальные различия . 35 : 113–121. дои : 10.1016/j.lindif.2014.07.006 . ISSN   1041-6080 .
  57. ^ Jump up to: а б Миола, Лаура; Менегетти, Кьяра; Тоффалини, Энрико; Паццалья, Франческа (01 декабря 2021 г.). «Экологическое обучение в виртуальной среде: имеют ли значение пол, пространственная самоэффективность и зрительно-пространственные способности?» . Журнал экологической психологии . 78 : 101704. doi : 10.1016/j.jenvp.2021.101704 . ISSN   0272-4944 . S2CID   242905440 .
  58. ^ Менегетти, Кьяра; Миола, Лаура; Тоффалини, Энрико; Пасторе, Массимилиано; Паццалья, Франческа (01 июня 2021 г.). «Обучение навигации и задачи по оценке ее точности: роль зрительно-пространственных способностей и склонностей к навигации» . Журнал экологической психологии . 75 : 101614. doi : 10.1016/j.jenvp.2021.101614 . ISSN   0272-4944 . S2CID   234858728 .
  59. ^ Jump up to: а б Кьяра Менегетти, Лаура Миола, Томмазо Ферако, Вероника Муффато. Индивидуальные различия в навигации: вводный обзор. В: Пол Радж, редактор. Основные архивы по психологии: 2-е издание. Хайдарабад, Индия: Vide Leaf. 2022.
  60. ^ Jump up to: а б с д Аллен Г.Л., Кирасич К.К., Добсон Ш., Лонг Р.Г., Бек С. Прогнозирование экологического обучения на основе пространственных способностей: косвенный путь. Интеллект. 1996 год; 22: 327–355.
  61. ^ Jump up to: а б с Хегарти М., Ричардсон А.Е., Монтелло Д.Р., Лавлейс К., Суббия И. Разработка метода самооценки пространственных способностей окружающей среды. Разведка, 2002; 30: 425-447.
  62. ^ Jump up to: а б Паццалья Ф, Тейлор ХА. Перспектива, обучение и когнитивный стиль в пространственном представлении виртуальной среды. Пространственное познание и вычисление. 2007 г.; 7: 349-364.
  63. ^ Менегетти С., Паццалья Ф., Де Бени Р. Пространственные мысленные представления, полученные на основе опросов и описаний маршрутов: когда люди предпочитают внешнюю систему отсчета. Обучение и индивидуальные различия. 2011 г.; 21:150-157.
  64. ^ Менегетти С., Занкада-Менендес С., Сампедро-Пикеро П., Лопес Л., Мартинелли М. и др. Ментальные представления, полученные в результате навигации: роль зрительно-пространственных способностей и рабочей памяти. Обучение и индивидуальные различия. 2016 г.; 49: 314–322.
  65. ^ Вайсберг С.М., Шинази В.Р., Ньюкомб Н.С., Шипли Т.Ф. Эпштейн РА. Вариации когнитивных карт; Понимание индивидуальных различий в навигации. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание. 2014 г.; 40: 669-682.
  66. ^ Муньон, Ашер К.; Стефануччи, Жанин К.; Ровира, Эрика; Сквайр, Питер; Хендрикс, Майкл (01 декабря 2019 г.). «Гендерные различия в пространственной навигации: характеристика поведения при поиске пути» . Психономический бюллетень и обзор . 26 (6): 1933–1940. дои : 10.3758/s13423-019-01659-w . ISSN   1531-5320 . ПМИД   31432331 . S2CID   201115789 .
  67. ^ Назарет, Алина; Хуан, Син; Войер, Дэниел; Ньюкомб, Нора (01 октября 2019 г.). «Метаанализ половых различий в навыках навигации человека» . Психономический бюллетень и обзор . 26 (5): 1503–1528. дои : 10.3758/s13423-019-01633-6 . ISSN   1531-5320 . ПМИД   31270765 . S2CID   195798584 .
  68. ^ Jump up to: а б Дени, Мишель (2018). Пространство и пространственное познание: междисциплинарная перспектива . Нью-Йорк. ISBN  978-1-351-59617-6 . OCLC   1011544230 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  69. ^ Линн, Марсия К.; Петерсен, Энн К. (1985). «Появление и характеристика половых различий в пространственных способностях: метаанализ» . Развитие ребенка . 56 (6): 1479–1498. дои : 10.2307/1130467 . JSTOR   1130467 . ПМИД   4075870 .
  70. ^ Солтхаус, Тимоти А.; Митчелл, Дебора Р. (1990). «Влияние возраста и естественного опыта на эффективность пространственной визуализации» . Психология развития . 26 (5): 845–854. дои : 10.1037/0012-1649.26.5.845 . ISSN   1939-0599 .
  71. ^ Jump up to: а б Борелла, Эрика; Менегетти, Кьяра; Ронкони, Люсия; Де Бени, Россана (2014). «Пространственные способности на протяжении взрослой жизни» . Психология развития . 50 (2): 384–392. дои : 10.1037/a0033818 . ISSN   1939-0599 . ПМИД   23895173 .
  72. ^ Валковяк, С.; Кутро, А.; Хегарти, М.; Веласко, ПФ; Винер, Дж. М.; Далтон, Колорадо; Хёльшер, К.; Хорнбергер, М.; Спирс, HJ (21 октября 2022 г.). «Культурные детерминанты разрыва между самооценкой навигационных способностей и способностью ориентироваться: данные из 46 стран» . дои : 10.1101/2022.10.19.512889 . hdl : 20.500.11850/621962 . S2CID   253121519 . Проверено 4 мая 2023 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  73. ^ Газова Ивана; Лачо, Ян; Рубинова, Ева; Мокрисова Ивана; Гинцикова, Ева; Андел, Росс; Выхналек, Мартин; Шеардова, Катерина; Коулсон, Элизабет Дж.; Хорт, Якуб (2013). «Пространственная навигация у молодых и пожилых людей» . Границы стареющей неврологии . 5 : 94. дои : 10.3389/fnagi.2013.00094 . ISSN   1663-4365 . ПМЦ   3867661 . ПМИД   24391585 .
  74. ^ Дени, Мишель (2018). Пространство и пространственное познание: междисциплинарная перспектива . Нью-Йорк. п. 100. ИСБН  978-1-351-59617-6 . OCLC   1011544230 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  75. ^ Jump up to: а б Менегетти, Кьяра; Миола, Лаура; Ферако, Томмазо; Муффато, Вероника (2022). Радж, Пол (ред.). Индивидуальные различия в навигации: вводный обзор (2-е изд.). Хайдарабад, Индия: Vide Leaf. п. 29.
  76. ^ Кирасич, Кэтлин К. (1 июня 2000 г.). «Возрастные различия в пространственных способностях взрослых, изучении окружающей среды и ориентировочном поведении» . Пространственное познание и вычисление . 2 (2): 117–134. дои : 10.1023/А:1011445624332 . ISSN   1573-9252 . S2CID   20327269 .
  77. ^ Муффато, Вероника; Менегетти, Кьяра; Де Бени, Россана (29 марта 2019 г.). «Роль зрительно-пространственных способностей в изучении окружающей среды по картам и навигации на протяжении взрослой жизни» . Британский журнал психологии . 111 (1): 70–91. дои : 10.1111/bjop.12384 . ISSN   0007-1269 . ПМИД   30927263 . S2CID   88473544 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b3a6b819876950832b31d1c88217b7e2__1722085260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/e2/b3a6b819876950832b31d1c88217b7e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spatial cognition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)