Jump to content

Альфонс Фавье

Пьер-Мари-Альфонс Фавье

Пьер-Мари-Альфонс Фавье-Дюперрон CM (китайский: 樊國樑 Язык: Фань Голян Уэйд-Джайлз: Фан Коуо-Леанг ) [1] (родился 22 сентября 1837 года в Марсанне-ла-Кот , Франция; умер 4 апреля 1905 года в Пекине) [2] был католическим апостольским викарием-лазаристом Северного Чжили , Китай (ныне включающим Римско-католическую архиепархию Пекина ) и титулярным епископом Пентакомии с 13 апреля 1899 года до своей смерти в 1905 году. Во время боксерского восстания 1900 года Фавье отвечал за оборону и сохранение собора Бэйтан ( букв. «Северный собор») в Пекине и защита тысяч китайских христиан-католиков. После восстания боксеров Фавье был обвинен в грабежах . [3] [4] [5]

Биографические данные

[ редактировать ]
Пьер-Мари-Альфонс Фавье

Пьер-Мари Альфонс Фавье-Дюперрон ( фр . Alphonse Favier ) родился 22 сентября 1837 года в Марсанне-ла-Кот ( Кот-д'Ор ), Франция. [6]

Образование

[ редактировать ]

Прежде чем поступить на служение католической церкви, Фавье получил образование архитектора. Он смог использовать это обучение для проектирования и надзора за строительством собора Бэйтан в Пекине. [7] После того, как Фавье изучал литературу в семинарии в Пломбьере , он перешел в семинарию в Дижоне , где изучал философию и год теологии.

Религиозная подготовка

[ редактировать ]

Фавье вошел в миссионерскую конгрегацию католической церкви (известную как лазаристы или винсентианцы ) в Париже 5 октября 1858 года. 6 октября 1860 года он заявил о своем желании стать священником. [1] На Генеральной ассамблее Конгрегации миссии, проходившей с 27 июля по 4 августа 1861 года, монсеньор Жозеф-Марциал Мули (孟振生), CM (родился 2 августа 1807 года; умер 4 декабря 1868 года), тогдашний апостольский викарий провинции Северный Чжили Китая , центром которой был Пекин, [2] [8] [9] присутствовал и говорил о новых возможностях евангелизации в Китае после Пекинской конвенции 1860 года. Господин Мули хотел, чтобы миссионеры и сестры сопровождали его по возвращении в Китай. [10] Фавье был одним из тех, кто положительно откликнулся на приглашение Мули.

Альфонс Фавье был рукоположен в священники 19 октября 1861 года в часовне Нотр-Дам-де-ла-Медаль Чудесная епископ Мули. [2]

Миссионерское служение в Китае (1862–1905).

[ редактировать ]

Священник-миссионер 1862–1897 гг.

[ редактировать ]

Альфонс Фавье отплыл из Тулона, Франция , 20 февраля 1862 года на корабле «Декарт» , путешествуя с епископом Мули и тремя другими миссионерами (включая Жана Пьера Армана Дэвида К.М. (1826–1900)), двумя братьями-мирянами и четырнадцатью дочерьми милосердия . Отправившись на восток через Средиземное море в Александрию (Египет) , группа миссионеров направилась по суше к Красному морю , где погрузилась на корабль «Япония» и отправилась в Китай. Пройдя Аденский залив и войдя в Индийский океан , их маленький корабль дал течь и был выброшен на берег (вероятно, на северной прибрежной оконечности Сомали ). После ремонта их корабля они продолжили путь в Китай. Фавье прибыл в Пекин (ныне Пекин ), Китай, 5 июля 1862 года. [10]

В Китае Фавье вел активное пастырское служение. [6] Во время Тяньцзиньской резни 21 июня 1870 года Фавье был руководителем лазаристской работы в районе Сюаньхуафу , примерно в 180 километрах к северо-западу от Пекина. В отсутствие апостольского викария Фавье вел переговоры с китайскими властями о восстановлении поврежденного церковного имущества. [11]

Позже Фавье стал главным административным помощником в Пекине и в этом качестве смог успешно способствовать внедрению траппистов в Китай в апреле 1883 года. [11] и братьев Марист в Китай в +1891 г. [12]

Фавье также был назначен архитектором и руководителем строительства нового собора Бэйтан в Пекине, который был построен за 160 000 долларов за счет императора и завершен к 1887 году. [13] [14]

После встречи с Фавье в 1895 году сэр Генри Норман (1854–1939) описал Фавье как «лучший образец священника, которого я когда-либо встречал, красавца церкви, который носит китайскую одежду и волосы уложены в косу, который говорит по-китайски». прекрасно, которого Император даже наградил сапфировой пуговицей». [15]

В 1897 году Фавье написал «Пекин, история и описание» — общую историю Пекина, в которую вошли репродукции фотографий города таких художников, как Томас Чайлд , [16] который впоследствии был пересмотрен после Боксерского восстания. [6] [17]

Титулярный епископ Пентакомии (1897 г.)

[ редактировать ]

12 ноября 1897 года Фавье был назначен коадъютором-апостольским викарием Северного Чжили , Китай, а также титулярным епископом Пентакомии. [2] В результате «прямых представлений Императора» Святому Престолу , [18] Фавье был рукоположен в титулярного епископа Пентакомии в Пекине 20 февраля 1898 года епископом Жюлем Брюгьером КМ (12 августа 1851 - 19 октября 1906), тогдашним апостольским викарием Юго-Западного Чжили. [19]

Фавье отвечал за переговоры по императорскому указу от 15 марта 1899 года, который поставил католических епископов в один ряд с китайскими губернаторами и генерал-губернаторами, что было непопулярным шагом среди ряда католиков, протестантов и китайцев. [6] По данным Католической энциклопедии :

Важный императорский указ от 15 марта 1899 г. установил на официальной основе отношения между католическим духовенством и местными властями Китая; епископы ставились наравне с наместниками и губернаторами, викарии — генеральные в ранге с казначеями, провинциальными судьями и дао-тай, жрецы — с префектами. Этот указ был подписан по предложению епископа Пекинского Фавье, но его мудрость вызывает много споров. [20]

Как следствие, правительство Цин пожаловало ему официальную форму второго ранга в знак вежливого приема. [21] Второй ранг носил «красную коралловую пуговицу и мантию, вышитую золотым фазаном; пряжка пояса была из золота, украшенного рубинами». [22]

Апостольский викарий Северного Чжили (1899–1905).

[ редактировать ]

После смерти своего предшественника, епископа Жана-Батиста-Ипполита Сарту, КМ (24 апреля 1840 г. - 13 апреля 1899 г.), [23] Фавье стал апостольским викарием Северного Чжили 13 апреля 1899 года. [2] В этом качестве Фавье сыграл большую роль в разделении Святого Престола и Китая, поскольку он повлиял на Святой Престол, чтобы тот отказался от своего плана по отправке нунция (апостольского делегата) в Китай, который будет осуществлять полномочия, независимые от западных держав. Фавье выступал за сохранение статус-кво французского протектората . [24] В 1900 году Фавье написал в обновленном издании своей книги «Пекин, история и описание» :

Мы еще раз убедились в необходимости французской защиты католических миссий, как это всегда осуществлялось и чему Церковь никогда не хотела положить конец. Соответственно, рядом с церковью всегда можно увидеть консульство. Здание, над которым развевается французский триколор , всегда будет защищать католический крест». [25]

По словам Кэмпса, «Китай никогда не забывал, что церковь и империализм работали вместе». [26]

По словам Джона Дж. Бёрча (ок. 1846–1900), посетившего Фавье в начале 1899 года в Пекине, Фавье «представляет собой восхитительного старого джентльмена с высокой и крепкой фигурой, но вряд ли похожего на епископа , поскольку он был одет в китайском стиле и курю длинную сигару ». [27] По словам Э.Г. Руоффа, «отец Фавье... был другом принца ( sic ) Юнг-Лу и многими считался наиболее информированным европейцем в китайских делах». [28] Однако Фавье утверждал, что «с китайцами следует разговаривать с «палкой в ​​одной руке и долларом в другой» — только тогда они поймут все, что им скажут!» [29]

Предупреждающее письмо Фавье от 19 мая 1900 г.

[ редактировать ]

Джордж Эрнест Моррисон , корреспондент «Таймс» , не большой поклонник миссионеров, «был полон похвалы за дальновидность и готовность епископа Фавье». [30] «Никто не знал больше об угрозе боксеров, чем монсеньор Альфонс-Пьер Фавье, римско-католический епископ Пекина». [31] Джон Стюарт Томсон согласился: «Ни один иностранец в Китае не был столь точен в своих пророчествах о предстоящих политических и массовых убийствах, как римско-католический епископ Пекина месье Фавир [ так в оригинале ]». [32]

В письме от 19 мая 1900 года Стефану Пишону , французскому посланнику в Китае, Фавье сообщил об усилении преследований христиан в Баодине (здесь латинизированном как Пао-тин-фу), включая убийства местных христиан, и что, по его мнению, это неизбежно. опасность антиевропейской и антихристианской деятельности боксеров . [33] Он указал, что восстание боксеров распространится на Пекин и что нападениям подвергнутся как церкви, так и иностранные миссии. Он попросил охрану охранять собор Бэйтан (здесь латинизированный как Пе-тан). [34]

В письме Фавье говорилось:

«Ситуация с каждым днем ​​становится все более серьезной и угрожающей. В префектуре Пао-тин-фу было убито более семидесяти христиан, трое других неофитов были изрезаны на куски. Несколько деревень были разграблены и сожжены, что еще больше. многие другие полностью заброшены. Более 2000 христиан бегут, без еды, одежды и крова; со временем нам, вероятно, придется заботиться о нескольких тысячах; нам придется распустить школы, колледжи и все больницы, чтобы освободить место для этих несчастных людей. На востоке нас ждут все новые и новые грабежи и поджоги; тревожные известия каждый час окружены со всех сторон; боксеры ежедневно приближаются к столице, задерживаясь лишь на принимаемых ими мерах по уничтожению всех христианских поселений. Уверяю вас, господин министр, что я. Я хорошо информирован и не делаю никаких заявлений наугад. Религиозное преследование является лишь слепым явлением; главная цель — истребить европейцев, и эта цель четко обозначена и записана на стандартах боксеров. Их ждут сообщники в Пекине; они должны начать с нападения на церкви и, наконец, напасть на миссии. Для нас, здесь, в Петане, действительно назначен день нападения; весь город знает, все об этом говорят, и народное волнение явно проявляется. Вчера вечером сорок три бедные женщины с детьми, спасаясь от резни, прибыли в дом сестер; Их сопровождало более 500 человек, говорящих, что хотя им однажды и удалось бежать, но вскоре они все погибнут здесь вместе с остальными. Я не буду говорить о бесчисленных плакатах, господин министр, расклеенных в городе против европейцев вообще; новые уведомления появляются ежедневно, каждое более четко выраженное, чем предыдущее. Люди, присутствовавшие при резне в Тяньцзинь 30 лет назад поражен сходством тогдашней ситуации с нынешней; те же плакаты, те же угрозы, те же объявления и та же недальновидность. Тогда, как и сегодня, миссионеры писали и просили, предвидя ужасное пробуждение. В этих обстоятельствах, господин министр, я считаю своим долгом просить вас прислать нам, по крайней мере в Петанг, 40 или 50 матросов для защиты нас и нашего имущества. Это делалось в гораздо менее критических случаях, и я надеюсь, что вы благосклонно рассмотрите мое скромное заявление. [35]

В 1901 году дневник осады Бэйтана Фавье был опубликован под названием « Сердце Пекина: дневник осады епископа А. Фавье, май – август 1900 года» . [36] как и его статья «Штаб-квартира католической миссии Петана» . [6] [37]

Осада Бейтана

[ редактировать ]
Бейтанский собор

Собор Бэйтан , расположенный в районе Сичэн в Пекине, был осажден примерно десятью тысячами боксеров с 14 июня 1900 года по 16 августа 1900 года. [38] Профессор Джозеф Эшерик вспоминает, что «боксеры сосредоточили большую часть своей энергии на осаде католического Северного собора. Это была последняя сохранившаяся церковь в городе, и около 10 000 боксеров присоединились к осаде». [39] По словам Мэй Цяньли, боксеры штурмовали церковь в течение шестидесяти двух дней, и осада не была остановлена ​​до тех пор, пока иностранные армии не вошли в Пекин, чтобы восстановить мир. [40] [41]

По мнению WAP Martin, «защита этого собора представляет собой самую блестящую страницу в истории осады». [42] «Успешная защита Фавье собора Пейтан в Пекине была не чем иным, как христианским чудом». [43] По словам Мартина, «новый, или северный, собор, стоявший отдельно на открытой местности, считался способным к обороне. Монсеньор Фавье смело решил удержать его во что бы то ни стало и таким образом сохранить жизни трех тысяч новообращенных, которые там находились. нашел убежище». [42] Поскольку собор располагался внутри Имперского города Пекин, недалеко от западных ворот, примерно в трех километрах (2 милях) от дипломатического квартала, он был изолирован от иностранных миссий. [44] Мартин объясняет:

Однако только после того, как осада была снята, мы не имели ни малейшего представления о серьезности конфликта, который преданная банда должна была вести, чтобы держать врага на расстоянии; ибо от нас, хотя их и отделяло всего лишь расстояние в две мили по прямой линии, они были отрезаны от сообщения так же полностью, как если бы они находились на северном полюсе. [42]

Соборы Дунтан (Восточный) и Наньтан (Южный) также были разрушены, как и все другие католические владения в провинции Чжили. Фавье подсчитал, что во время Боксерского восстания от 15 000 до 20 000 членов его «паствы» и три четверти часовен были разрушены. [45] Епископ Фавье принял компенсацию за разрушенные здания, но не принял никакой компенсации за человеческие жертвы. [46]

Во время осады более 3900 человек (в том числе около ста европейцев, преимущественно женщин и детей, и 850 сирот) искали убежища в каменных стенах собора. [44] который защищал всего сорок один французский и итальянский морской пехотинец во главе с итальянцем и французским офицером. Полагая, что собор будет атакован боксерами, с середины мая Фавье смог собрать огромные запасы еды, оружия и боеприпасов, но большое количество беженцев потребовало строгого нормирования до тех пор, пока 16 августа 1900 года японские военные не сняли осада. . [47] [48] Во время своей поездки в Китай летом 1901 года государственный деятель-миссионер Артур Джадсон Браун (1856–1963) взял интервью у Фавье, который подробно описал ущерб, нанесенный во время осады:

Я посетил знаменитого епископа. Это был, поскольку он уже умер, здоровенный бородатый француз лет шестидесяти пяти. Он принял нас очень радушно и охотно рассказал об осаде. Он сказал, что из восьмидесяти европейцев и 3400 христиан, находившихся вместе с ним в осаде, 2700 были женщинами и детьми. Было похоронено четыреста, из них сорок погибли от пуль, двадцать пять от одного взрыва, восемьдесят один от другого и один от другого. Из остальных некоторые умерли от болезней, но большая часть от голода. Двадцать один ребенок был похоронен одновременно в одной могиле. Помимо этих 400 человек, которые были убиты или умерли, многие другие были разорваны на куски взрывами, так что нечего было найти, чтобы похоронить. Таким образом исчез 51 ребенок, и не осталось ни единого фрагмента. [49]

После боксерского восстания (1900–1905).

[ редактировать ]
Монстр Фавье в 1900 году.

В 1901 году католическая церковь присвоила Фавье звание «Религиозный гвардеец» за его роль в защите Бейтана и сохранении жизни многих христиан. [21] Император Гуансю почтил Фавье, наградив его красной пуговицей первых мандаринов. Кроме того, в 1901 году Фавье был удостоен звания кавалера Почетного легиона . [50]

В 1905 году Фавье написал «Яньцзин кайцзяо люэ» , который представлял собой краткую историю основания Церкви в Пекине. [51]

Смерть (1905)

[ редактировать ]

4 апреля 1905 года Фавье умер в Пекине в возрасте 67 лет и был похоронен в соборе Бэйтан. [6]

Критика Ланьсиня Сяна

[ редактировать ]

Ланьсинь Сян, профессор международной истории и политики Высшего института международных исследований в Женеве, Швейцария , [52] считает, что Фавье внес большой вклад в антииностранные и антикатолические настроения китайских жителей до Боксерского восстания. Сян в своей книге «Истоки боксерской войны» скептически относится к статистике Фавье, обвиняя Фавье в искажении фактов (186) и преувеличении ситуации. [53] Например, после инцидента, произошедшего 12 мая 1900 года в деревне Каоло (ныне Гао Луо) уезда Лайшуй ,

Мгр. Фавье сразу заявил, что 68 новообращенных были убиты, все дома, принадлежавшие церкви и новообращенным, сожжены. Однако прибывшие в деревню китайские следователи сообщили о поджогах церквей и домов, но назвали гораздо меньшее число жертв, чем сообщил епископ Фавье. Число погибших составило не более пяти человек. [54]

Сян добавляет: «После беспорядков боксеры Гао Ло отправились в соседний округ и сожгли несколько домов, принадлежавших новообращенным, но никого не убили. Фавье снова заявил, что «там были сожжены все дома, а убитых новообращенных было бесчисленное множество». [54] В отчете Фавье впервые подразумевалось, что действия боксеров имели официальное разрешение китайского правительства. «Таким образом, соучастие китайского правительства сразу стало очевидным для дипломатического корпуса». По словам Сяна,

Версия Фавье о великой «резне» в Лайшуе вызвала шок среди иностранного сообщества в Пекине. Дипломаты и другие иностранные резиденты единогласно приняли это за истину... Преувеличения Фавье привели к психологическому поворотному моменту в дипломатических миссиях. Поскольку никто не усомнился в его подлинности. [54]

Далее Сян утверждает, что близорукий взгляд Фавье на беспорядки исказил его восприятие причин, обвиняя в спорах только необращенных и настаивая на том, чтобы наказывались только они, тем самым вызывая усиление недовольства: «Отношения между правительственными солдатами и местным населением Хуже того, правительственные солдаты часто действовали неизбирательно в своих военных операциях». [55] Поскольку Фавье был близок к Пишону, «картина, представленная Пишону, была неизбежно мрачной и крайне пессимистической». [56]

Критика д'Аддозио

[ редактировать ]

Один из подчиненных Фавье, отец Винсентиана П. Паскуале Раффаэле д'Аддозио (родился 19 декабря 1835 года в Брешии , Италия; замучен 15 августа 1900 года от рук боксеров в Пекине). [20] [57] [58] часто критиковал Фавье в адрес маркиза Джузеппе Сальваго-Раджи, итальянского посланника в Китае с 1899 года, обвиняя его в властолюбии, тем самым подтверждая «подозрения итальянского министра по поводу неискренности и скрытых мотивов католических миссионеров». [56]

Споры о грабежах

[ редактировать ]

Несмотря на то, что грабежи и конфискация частной собственности прямо запрещены Гаагскими конвенциями 1899 года, которые каждая страна Альянса восьми наций , подписала [59] Джеймс Эвиа указывает, что «грабежи в 1900 году были основным предметом разногласий и общественных дебатов в Китае, США и Западной Европе». [60] Историк Торальф Кляйн объясняет парадоксальную природу действий Альянса восьми наций:

Империя Цин была представлена ​​на Гаагской мирной конференции в 1899 году, но китайский делегат не подписал ее самый важный документ — законы и обычаи сухопутной войны. Возникшая правовая нестабильность позволила нарушениям не только международного права , но и национального военного уголовного права... остаться безнаказанными. Одним из немногих критиков, открыто осудивших пренебрежение международным правом, проявленное войсками союзников, был журналист Джордж Линч (1901: 303 и сл.). Таким образом, юридический дискурс создал двойную двойственность на стороне союзников: на теоретическом уровне вмешательство было направлено на обеспечение соблюдения международного права в стране, которая отказывалась его признавать. На практическом уровне метод обеспечения соблюдения международного права заключался в его постоянном нарушении. [61]

Фавье осудил чрезмерное применение силы международной экспедицией по оказанию помощи против китайских повстанцев. [6] однако грабежи были обычным явлением и масштабными. после Боксерского восстания [3] [4] [5] что «грабительская лихорадка охватила армии и евроамериканское гражданское население в Пекине... и последовала дикая оргия грабежей Хевия указывает , . [62] Пейсон Джексон Трит (1879–1972) [63] заметил, что «за немногими исключениями все иностранцы, военные и гражданские лица, принимали участие в грабеже либо непосредственно, либо посредством покупок у первоначальных мародеров». [64] По словам Саймона Ау:

Вопреки тому, что пишут некоторые историки, в поведении солдат из разных стран, по-видимому, мало различий. Джаспер Уайтинг, американский военный корреспондент, писал, что разграбление Пекина было самым необычайным и самым возмутительным происшествием, связанным с проблемами боксеров. По его наблюдениям, это не ограничивалось какой-либо группой людей или какой-либо национальностью, а также не ограничивалось мужчинами. На самом деле ему сказали, что это начали женщины. Симпсон резюмирует эту деятельность в одном из своих писем: «...Затем мы встретили американцев, снова немного французов, затем немного немцев, пока это не превратилось в бесконечную процессию грабителей - завоевателей и побежденных, смешанных и безразличных...». Сейчас организуются официальные аукционы, на которых можно будет купить легально и утвержденными методами любую добычу. [65]

Командующий силами Альянса восьми наций граф Альфред фон Вальдерзее , говоря о грабежах французских войск, в статье «Разграбление Пекина» указал:

Часть добычи была доставлена ​​епископу Фавье, чтобы компенсировать ему и его новообращенным их собственные ужасные потери. Фавье понемногу продавал эти изделия. Я лично купил у него несколько мехов по очень низкой цене. [66]

Обвинения против Фавье

[ редактировать ]

Одним из первых, кто опубликовал обвинения против Фавье и других миссионеров (в том числе Уильяма Скотта Амента из протестантского американского совета уполномоченных по иностранным миссиям ), был Уилбур Дж. Чемберлин, корреспондент газеты New York Sun , который в письме своему жена в декабре 1900 года писала:

Со времени снятия осады Пекина католический собор временами превращался в торговый зал награбленного имущества. Сегодня я разговаривал с человеком, который сам купил у этого человека украденное имущество на сумму более 7000 таэлей. Слово «украдено», конечно, довольно резкое. Армия превращает их в добычу, а миссионеры говорят об этом как о «возмещении». На самом деле это значит захватить собственность, принадлежащую другому лицу, вопреки желанию владельца, превратить ее в деньги и использовать эти деньги для целей, не санкционированных владельцем, и если словарь не определяет это как воровство, то с этим должно быть что-то не так. словарь. [67]

Юань Чанг (1846–1900)

В феврале 1901 года, находясь в отпуске во Франции, Фавье услышал, что его обвиняют в грабеже. В выпуске The New York Times от 10 февраля 1901 года сообщалось об обвинениях против Фавье со стороны

«Семье Лу-Сена (китайский министр иностранных дел, казненный вдовствующей императрицей за то, что он не санкционировал антииностранное движение), что архиепископ разграбил их дом с деньгами и ценностями общей стоимостью в миллион таэлей на следующий день . осада была снята». [3] [68]

«Лу-Сен» на самом деле был Юань Чанг ( кит .: 袁昶 ) (род. 1846; казнен 29 июля 1900 г.), цин (министр), который, согласно статье II Боксёрского протокола, подписанного 7 сентября 1901 г., «был заместителем - Председатель Суда по жертвоприношениям , который был «приговорен к смерти за протест против вопиющих нарушений международного права в прошлом году». [69] Юан Чан пытался отговорить вдовствующую императрицу Цыси от поддержки боксеров и нападок на иностранные миссии в Пекине. Юань Чанг и его коллега-реформатор Сюй Цзинчэн (кит.: 許景澄, пиньинь : Сю Цзюньчэн; Уэйд-Джайлс : Сюй Цзин-чэн ) (родился в 1845 г.; обезглавлен 29 июля 1900 г.), министр иностранных дел Китая, [70] направил Цыси три петиции в тщетной попытке остановить нападения на посольства, а также способствовать подавлению боксеров. [ нужна ссылка ] По словам Кляйна:

В июле 1900 года высокопоставленные чиновники Юань Чан и Сюй Цзинчэн неоднократно предупреждали престол, что убийство посланников запрещено не только « Весенними и осенними летописями », но и международным правом, и что карательная акция со стороны держав был уверен, что последует за ним. Этот вызов «ястребов» при дворе привел к их падению; оба впоследствии были казнены. [71]

Фавье был обвинен в продаже конфискованной коллекции фарфора Герберту Г. Сквайерсу , первому секретарю американской миссии и члену конгрегации Фавье. [5] [72] Джаспер Уайтинг, военный корреспондент Вестминстерской газеты , писал, что «лучшая коллекция добытой добычи принадлежала леди Макдональд, жене британского министра, а вторая по величине принадлежала первому секретарю американской миссии». [73] Журналист-расследователь Стерлинг Сигрейв утверждает, что «большие состояния были заработаны такими людьми, как Герберт Сквайерс, который знал, где найти самую богатую добычу, и выбирал свою добычу как знаток ». [74] Сквайерс покинул Пекин 2 сентября 1901 года «с несколькими железнодорожными вагонами, наполненными произведениями китайского искусства», которые, по словам Сквайерса, должны были быть переданы в дар Метрополитен-музею в Нью-Йорке . [75] Среди тех, кто критиковал происхождение пожертвования Сквайерса Метрополитен-музею, был журнал New Outlook , который утверждал, что «коллекция прекрасного китайского фарфора, как известно, была украдена из дворцов в Пекине». [76] В ответ на критику о том, что эта коллекция стала результатом разграбления, нью-йоркский Метрополитен-музей [77] и представители Госдепартамента США скептически отнеслись к тому, что это была большая коллекция добычи. [78] Его коллекция была передана в аренду Национальному музею США (более известному как Смитсоновский институт ) в Вашингтоне, округ Колумбия, с 1907 по 1908 год. [79] После его смерти его коллекция была продана на аукционе в Нью-Йорке в апреле 1912 года за 48 000 долларов. [80] [81] [82] Метод, который Сквайрс использовал для приобретения своей коллекции китайского искусства, продолжал подвергаться критике даже в 2003 году, когда журналист Сэнди Инглиш написала, что «большая часть коллекции Сквайрса [sic.] китайского искусства сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. , был украден из Пекина после восстания». [83]

Ответ Фавье

[ редактировать ]

В феврале 1901 года Фавье немедленно отверг все обвинения в грабежах или приказах кому-либо из своих последователей грабить, пообещал вскоре вернуться в Пекин и там доложить властям, ответить на обвинения и выплатить полное возмещение, если «будет показано, что любой христианин без его знание или порядок нанесли ущерб любой китайской семье». [3] Фавье отметил, что «если была совершена какая-либо несправедливость, несмотря на мой приказ об обратном, я прослежу, чтобы она была исправлена». [5]

Фавье отбыл в Китай в феврале 1901 года и по возвращении в Пекин в конце марта не смог найти против себя никаких необоснованных обвинений. [84] 1 апреля 1900 года Фавье телеграфировал решительное опровержение: «Епископ Фавье полностью отрицает сообщения, опубликованные в Европе и Америке, о том, что он провел огромную распродажу добычи. [85] Защита Фавье была аналогична защите Уильяма Скотта Амента , миссионера Американского совета по иностранным миссиям в Пекине, на которого в печати напал американский юморист Марк Твен , поскольку конфискованные товары предназначались для кормления и поддержки выживших неимущих христиан. [84]

20 октября 1901 года Фавье написал пространный ответ на обвинения, который впоследствии был опубликован в The New York Times 1 декабря 1901 года: [5] а также в декабрьском выпуске The Independent , [86] » отцов -паулистов « Католический мир , [87] и перепечатано в «Американском ежемесячном обзоре обзоров» под редакцией американского ученого, журналиста и реформатора Альберта Шоу (1857–1947). [88] Фавье указал в своей апологии , что 16 августа 1900 года насчитывалось около шести тысяч христиан, переживших пекинскую осаду, и что через шестьдесят дней они «теперь остались без крова, одежды и еды». Поскольку он не хотел

«позволить толпе умереть от голода. Именно тогда я уполномочил моего управляющего (министра) вести точный учет всей еды, которая должна быть взята из государственных запасов, чтобы ее можно было вычесть из запрашиваемой компенсации. на будущее. Аналогичный учет должен быть сделан тщательно для всех вещей, взятых из жилищ и складов частных лиц. Это он сделал. Стоимость вещей, взятых из государственных запасов, была вычтена из суммы, необходимой в качестве возмещения, и владельцев. все жилые дома и магазины были возмещены». [5]

Юань Чанг (1846-1900)

Фавье указал, что он не смог найти никого по имени Лу-Сен, но полагал, что это был Юань Чанг (здесь латинизированный как Янь Ли Чан), у которого «было довольно хорошее место жительства недалеко от моего. Он был приговорен к смерти и казнен принцем Туаном. .. Его дом был разграблен боксерами, которые также сожгли его, чтобы спастись». [5] Фавье утверждал, что христианам удалось спасти четыре ящика с фарфором из дома Янь Ли Чана и хранить их в доме Фавье. Эти ящики, а также его собственная ценная личная коллекция были проданы, чтобы обеспечить от 18 000 до 20 000 голодающих христиан в провинции. По словам Фавье, полагая, что у Яна не осталось выживших потомков, он решил продать Сквайерсу предметы из своей коллекции и коллекции Яна на общую сумму 1000 фунтов стерлингов, которые, по словам Фавье, были немедленно розданы нуждающимся. Найдя сына Юань Чана, Фавье заявил, что заставил его получить полное вознаграждение за проданные предметы. Фавье пришел к выводу, что благодаря своим усилиям он пользовался таким уважением, что получил многочисленные отзывы и благодарственные письма от благодарных язычников, и что большое количество из них обратилось в христианство: 1400 человек крестились и более четырех тысяч были зачислены в христианство. стать католиками. [5]

Фавье заключил:

Сейчас я написал именно то, что произошло. Если кто-то не желает поверить на слово старику и епископу, прожившему сорок лет в Пекине, я могу получить и послать письменные показания всех тех, кто понес убытки и получил возмещение... Мы имеем никогда не имел ни малейших проблем с добрыми людьми Пекина, которые хорошо знают, что я друг язычника так же, как и христианина. [5]

Последующая оценка

[ редактировать ]

В некрологе, опубликованном в «Нью-Йорк Таймс» 5 апреля 1905 года, были повторены обвинения в мародерстве, выдвинутые против него четырьмя годами ранее, но «Нью-Йорк Таймс» пришла к выводу:

Оказалось, что обвинения беспочвенны и что на самом деле епископ продал свою ценную коллекцию фарфора, чтобы не дать китайским христианам умереть с голоду. [4]

Однако это не помешало вьетнамскому революционеру-коммунисту Хо Ши Мину , в то время инструктору военной академии Вампоа в Кантоне, использовать тот же материал для критики Фавье в его статье 1925 года «Процесс де ла колонизация Франции» за его «грабежи». собственности. [89]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Фавье, Пьер-Мари-Альфонс (1837–1905)» . Круглый стол Риччи по истории христианства в Китае . Архивировано из оригинала 8 сентября 2006 года . Проверено 10 января 2008 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и «Епископ Пьер-Мари-Альфонс Фавье, КМ» Catholic-Hierarchy.org . Дэвид М. Чейни . Проверено 21 января 2015 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д « Монсеньор Фавье отрицает обвинения » The New York Times (10 февраля 1901 г.); по состоянию на 9 января 2009 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с « Смерть епископа Фавье; главы католиков в Китае – несправедливо обвиненного в грабежах в 1900 году ». Нью-Йорк Таймс (5 апреля 1905 г.): 9. Проверено 8 января 2009 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я « Епископ Фавье отрицает обвинения в грабеже », The New York Times (1 декабря 1901 г.); Проверено 9 января 1901 года.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Витек, Биографический словарь китайского христианства , http://www.bdcconline.net/en/stories/f/favier-pierremarie-alphonse.php. Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine . Проверено 9 января 2009 г.
  7. ^ Джеймс Энтони Уолш, Наблюдения на Востоке: отчет о путешествии по полям католической миссии в Японии, Корее, Маньчжурии, Китае, Индокитае и на Филиппинах (Оссининг, Нью-Йорк: Общество католических иностранных миссий Америки, 1919; ЧИТАЙТЕ КНИГИ, 2008):118;. Проверено 10 января 2009 г.
  8. ^ «Епископ Жозеф-Марциал Мули, КМ» Catholic-Hierarchy.org . Дэвид М. Чейни . Проверено 21 января 2015 г.
  9. ^ "Джозеф Марсьяль Мули" Жан-Пауло Вист, Словарь китайской христианской биографии ; http://www.bdcconline.net/en/stories/m/mouly-joseph-martial.php Архивировано 25 января 2010 г. в Wayback Machine . Проверено 10 января 2009 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Бернар Скотт, « Отец Жан Пьер Арманд Дэвид CM. Архивировано 11 сентября 2009 года в Wayback Machine », 59;. Проверено 14 января 2000 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б http://ricci.rt.usfca.edu/institution/view.aspx?institutionID=431 . Архивировано 25 марта 2007 г. в Wayback Machine . Проверено 11 января 2009 г.
  12. ^ http://ricci.rt.usfca.edu/institution/view.aspx?institutionID=372 . Архивировано 25 марта 2007 г. в Wayback Machine . Проверено 11 января 2009 г.
  13. ^ Дойл, Католический мир (1901): 552.
  14. ^ http://famvin.org/fr/missions/FAVIER/A_siegeJOURNAL.htm. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine . Проверено 10 января 2009 г.
  15. ^ Генри Норман, Народы и политика Дальнего Востока: путешествия и исследования в британских, французских, испанских и португальских колониях, Сибири, Китае, Японии, Корее, Сиаме и Малайе (TF Unwin, 1895; Adamant Media Corporation, 2001) :279.
  16. ^ Тирье, Регина (17 мая 2019 г.). Варварская линза, западные фотографы европейских дворцов императора Цяньлуна . Рутледж. п. 81. ИСБН  978-1138002234 .
  17. ^ Пекин, история и описание . Пекин: Печать. Винсентианцы, 1897 год. Рид. 1898 г.; Лилль: Общество Святого Августина, 1900; Лилль: Дескле де Брауэр, 1902 год.
  18. ^ « Католический епископ в Китае », The New York Times (21 февраля 1898 г.): 7;. Проверено 8 января 2009 г.
  19. ^ «Епископ Жюль Брюгьер (Бругьеро), CM» Catholic-Hierarchy.org . Дэвид М. Чейни . Проверено 21 января 2015 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Кордье, Анри (1908). «Церковь в Китае» . Католическая энциклопедия . Том. 3.
  21. ^ Перейти обратно: а б «Трагические годы Китая, 1900–1901 гг., глазами иностранца», http://www.china.org.cn/e-8guo/2/3.htm . Проверено 9 января 2009 г.
  22. ^ Гарольд Л. Ауман, «Мандаринские колокольчики на шляпе и пуговицах», приложение к колокольне (май 1966 г.). http://americanbell.org/forum/viewtopic.php?f=19&t=432&start=0&st=0&sk=t&sd=a . Архивировано 17 сентября 2010 г. в Wayback Machine . Проверено 10 января 2009 г.
  23. ^ «Епископ Жан-Батист-Ипполит Сарту, КМ» Catholic-Hierarchy.org . Дэвид М. Чейни . Проверено 21 января 2015 г.
  24. ^ Лучано Морра, SJ «Развитие отношений между Ватиканом, Китаем и католической церковью в Китае XIX века», документ, представленный на Международной конференции по боксерскому движению и христианству в Китае, Тайвань, 10–11 июня 2004 г.
  25. ^ Пьер-Мари-Альфонс Фавье, Пекин, история и описание , изд. 1900 г., 269; цитируется в «Исследованиях по истории азиатских миссий», 1956–1998 (BRILL, 2000): 113, автор: Арнульф Кэмпс.
  26. ^ Арнульф Кэмпс, Исследования по истории азиатских миссий, 1956–1998 (BRILL, 2000): 113.
  27. ^ Береза, Путешествия , 6.
  28. ^ Э. Г. Руофф, изд. Смертельные агонии династии: письма и дневники Чарльза и Бесси Юинг, миссионеров в Китае (Kent State University Press, 1990):7.
  29. ^ Цитируется по Китаю и Дании , ред. Кьелд Эрик Брёдсгаард и Мадс Киркебек (Северный институт азиатских исследований, 2001): 141.
  30. ^ Сирил Перл, Моррисон из Пекина (Ангус и Робертсон, 1967): 123.
  31. ^ Питер Томпсон и Роберт Маклин, Человек, который умер дважды: жизнь и приключения Моррисона из Пекина , (Аллен и Анвин, 2004): 166.
  32. ^ Джон Стюарт Томсон, Революция в Китае (компания Bobbs-Merrill, 1913): 303.
  33. ^ Питер Харрингтон; Алан Перри; Дэвид Чендлер; и Майкл Перри, Пекин 1900: Боксерское восстание (Osprey Publishing, 2001): 14.
  34. ^ Кеннет Г. Кларк, «Боксерское восстание 1899–1900 гг.», Русско-японское общество военных исследований, http://www.russojapanesewar.com/boxers.html. Архивировано 25 февраля 2021 г. в Wayback Machine . Проверено 8 января 2009 г.
  35. Оригинальная французская версия: Апостольский викариат Пекина и Че-ли Норд, Пекин, 19 мая 1900 г.«Господин министр,«С каждым днем ​​ситуация становится все более серьезной и угрожающей. В префектуре Пао-тин-фу было убито более семидесяти христиан, трое других неофитов были изрезаны на куски. Несколько деревень были разграблены и сданы огню; многие другие совершенно заброшены. Более двух тысяч христиан находятся в бегах, без хлеба, без одежды и без крова, около четырехсот беженцев, мужчин, женщин и детей, уже размещены с нами и с сестрами; дней у нас, вероятно, будет несколько тысяч; нам придется распустить школы, колледжи и все больницы, чтобы освободить место для этих несчастных людей.«На восточной стороне неизбежны грабежи и поджоги; мы получаем самые тревожные новости каждый час. Пекин окружен со всех сторон; боксеры приближаются к столице каждый день, задерживаясь только уничтожением, которое они делают христианами. Пожалуйста, поверьте мне. Господин министр, я хорошо информирован и не предлагаю ничего легкомысленного. Религиозные преследования — это лишь занавес, цель, которая ясно обозначена и написана на знаменах боксеров. в Пекине мы должны начать с нападения на церкви и закончить нападением на миссии, день даже назначен, все об этом говорят, и снова очевидно народное волнение, сорок три бедняка; женщины с детьми, спасаясь от расправы, прибыли в дом сестер, их сопровождало более 500 человек, говоря им, что, если они однажды сбежали, то скоро пройдут здесь вместе с остальными;«Я не говорю вам, господин министр, о бесчисленных плакатах, расклеенных в городе против европейцев вообще, каждый день появляются новые, один яснее предыдущего;«Люди, ставшие свидетелями резни в Тяньцзине тридцать лет назад, поражены сходством тогдашней ситуации с сегодняшней: те же плакаты, те же угрозы, те же предупреждения и даже слепота. Тогда, как и сегодня, миссионеры писали, умоляя: предвидя ужасное возрождение.«В этих обстоятельствах, господин министр, я считаю своим долгом просить вас послать нам, по крайней мере, в Петан, сорок или пятьдесят моряков для защиты нашего народа и нашей собственности. Это уже делалось в гораздо менее критических ситуациях. обстоятельства, и я надеюсь, что вы примете мою скромную просьбу во внимание.«Пожалуйста и т. д.,(Подпись) Альф. Фавье, Эв., Вик. Ап. из Пекина.", Ев.-коадъютор.«CM Гийом, вик-генерал».Альфонс Фавье — г-ну Пишону, 19 мая 1901 г.; цитируется по А. Генри Сэвиджу Лэндору, Китай и союзники , Vol. 1. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, май 1901 г. Страницы 54–58; https://archive.org/download/chinaallies01landuoft/chinaallies01landuoft.pdf
  36. ^ Сердце Пекина: Дневник осады епископа А. Фавье, май – август 1900 г. . Эд. Джозеф Фрери. Бостон: Марлье, 1901 г. https://archive.org/stream/heartpekinbisho00frgoog/heartpekinbisho00frgoog_djvu.txt . Проверено 8 января 2009 г.
  37. Штаб-квартира католической миссии Пе-тан . Анналы CM LXVI (66) (1901): 55–124. http://www.famvin.org/fr/missions/FAVIER/FAVIER_siegePetang.htm . Архивировано 5 декабря 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 9 января 2009 г.
  38. ^ М. А. Олдрич, В поисках исчезающего Пекина (Hong Kong University Press): 143.
  39. ^ Эшерик, Истоки боксерского восстания , 307.
  40. Мэй Цяньли, Пекин Цзяотан , 64 года.
  41. ^ Энтони Э. Кларк «Борющиеся католики Китая: второй отчет о церкви в Пекине», Ignatius Insight (13 сентября 2008 г.); http://www.ignatiusinsight.com/features2008/aclark_china2_sept08.asp Архивировано 23 декабря 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 14 января 2008 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б с WAP Мартин, «Западный отчет о боксерском восстании в Пекине», из книги «Осада Пекина, Китай против всего мира » (Нью-Йорк, FH Revell Company, 1900); http://www.shsu.edu/~his_ncp/bxr2.html Архивировано 18 февраля 2009 г. в Wayback Machine . Проверено 12 января 2009 г.
  43. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года . Проверено 12 января 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) . Проверено 11 января 2009 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б «Пекинские (Пекинские) дипломатические миссии, Китай, Осада (1900 г.)», 48–52, в книге « Война 1898 года и интервенции США, 1898–1934 гг.: Энциклопедия» , изд. Бенджамин Р. Бид. Тейлор и Фрэнсис, 1994.
  45. ^ Анналы распространения веры LXIV: 18,19.
  46. ^ «Епископ Пекинский Фавье принял компенсацию за разрушенные здания, но не принял компенсацию за потерянные жизни»; Леон Жоли, Le Christianisme et l'Extrême Orient , Том 1 (Париж, 1908), стр.136.
  47. ^ Эллеман, Современная китайская война , 126-128.
  48. ^ Руофф, 48.
  49. ^ Артур Джадсон Браун, Новые силы в Старом Китае: неизбежное пробуждение , 2-е изд. 1904, 199.; «Новые силы в Старом Китае / Браун, Артур Джадсон, 1856-1963» . Архивировано из оригинала 27 октября 2011 года . Проверено 12 января 2009 г. (по состоянию на 11 января 2009 г.).
  50. ^ http://www.patrimoine-de-france.org/femmes/honors-166.html Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine . Проверено 10 января 2009 г.
  51. ^ Яньцзин кайцзяо люэ [Краткий отчет об основании церкви в Яньцзине], Пекин: Пань Голян из пекинских винсентианцев, 1905.
  52. ^ http://graduationinstitute.ch/corporate/faculty_en.html?personneId=22d3b12c75126e8aa7819ee32ed60363 . Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine . Проверено 16 января 2009 г.
  53. ^ Ланьсинь Сян, Истоки боксерской войны: многонациональное исследование (Routledge, 2003): 186.
  54. ^ Перейти обратно: а б с Сян, 193.
  55. ^ Сян, 186-187.
  56. ^ Перейти обратно: а б Сян, 191.
  57. ^ Слуги Божьи, http://www.vincenziani.com/servdoEMARTIRI.htm . Проверено 13 января 2009 г.
  58. ^ Анри Кордье, «Мученики в Китае». Католическая энциклопедия Том. 9. (Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910); 13 января 2009 г. < http://www.newadvent.org/cathen/09746b.htm >.
  59. ^ КОНВЕНЦИЯ О ЗАКОНАХ И ОБЫЧАЯХ СУХОХОДНОЙ ВОЙНЫ (ГААГА, II) (29 июля 1899 г.), Приложение к Конвенции: ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЗАКОНАМ И ОБЫЧАЯМ СУХОХОДНОЙ ВОЙНЫ, РАЗДЕЛ III. О ВОЕННОЙ ВЛАСТИ НА ВРАЖДЕБНОЙ ТЕРРИТОРИИ, статья 46: «Семейные почести и права, личная жизнь и частная собственность, а также религиозные убеждения и свобода должны уважаться. Частная собственность не может быть конфискована»; Статья 47: «Мародерство формально запрещено»; и статья 50: «Ни одно общее наказание, денежное или иное, не может быть применено к населению за действия отдельных лиц, за которые оно не может считаться несущим коллективную ответственность». http://avalon.law.yale.edu/19th_ Century/hague02.asp . Проверено 15 января 2009 г.
  60. ^ Джеймс Луи Эвиа, Уроки английского языка: Педагогика империализма в Китае девятнадцатого века (Duke University Press, 2003): 210.
  61. ^ Торальф Кляйн, «Примерное исследование: боксерская война - боксерское восстание», Интернет-энциклопедия массового насилия (июль 2008 г.; последнее изменение: 23 июля 2008 г.): 6; http://www.massviolence.org/The-Boxer-War-The-Boxer-Uprising?artpage=6 (по состоянию на 15 января 2009 г.).
  62. ^ Джеймс Луи Эвиа, Уроки английского языка: Педагогика империализма в Китае девятнадцатого века (Duke University Press, 2003): 209.
  63. ^ Джордж Х. Ноулз и др. ., «Мемориал Пейсон Джексон Трит (1879–1972)», http://histsoc.stanford.edu/pdfmem/TreatP.pdf. Архивировано 7 июля 2010 года в Wayback Machine . Проверено 13 января 2009 г.
  64. ^ Пейсон Джексон Трит, Дальний Восток: политическая и дипломатическая история (Харпер и братья, 1928): 352.
  65. ^ Саймон Ау, 52, 55; http://209.85.175.132/custom?q=cache:0UnVFjJlEisJ:dspace.wesleyan.edu/dspace/bitstream/1967/196/3/au_simon_2007_ba.pdf+Herbert+Squiers+%22New+York+Times%22+China+ loot&hl =en&ct=clnk&cd=7&client=pub-4099951843714863#52 [ постоянная мертвая ссылка ] (по состоянию на 11 января 2009 г.).
  66. ^ Граф Альфред Вальдерзее, «Разграбление Пекина» в Preussische Jahrbücher [Берлинский консервативный националистический исторический ежемесячник] (март); перепечатано в The Living Age 317:4118 (9 июня 1923 г.):568. http://libweb.uoregon.edu/ec/e-asia/read/plunder.pdf (по состоянию на 11 января 2009 г.).
  67. Уилбур Дж. Чемберлин, письмо своей жене (11 декабря 1900 г.), в книге «Приказано Китаю: письма Уилбура Дж. Чемберлина: написано из Китая, находясь под руководством газеты New York Sun во время боксерского восстания 1900 года и международных осложнений, которые Далее следует (Нью-Йорк: Фредерик А. Стоукс, 1903): 191.
  68. ^ Один миллион таэлей составлял примерно 750 000 долларов США (из расчета 450 миллионов таэлей = 333 миллиона долларов, требуемых для возмещения ущерба в Боксерском протоколе). По словам Сэмюэля Х. Уильямсона, «в 2007 году 750 000 долларов США с 1900 года стоили: 19 103 992,63 доллара с использованием индекса потребительских цен; 16 362 491,78 доллара с использованием дефлятора ВВП; 50 789 222,37 долларов с использованием стоимости потребительского набора». Сэмюэл Х. Уильямсон, «Шесть способов расчета относительной стоимости суммы в долларах США с 1790 года по настоящее время», MeasuringWorth, 2008. http://www.measuringworth.com/uscompare/ (по состоянию на 16 января 2009 г.).
  69. ^ См. БОКСЕРСКИЙ ПРОТОКОЛ (ПЕКИН), статья II, Пекин, 7 сентября 1901 г.; http://web.jjay.cuny.edu/~jobrien/reference/ob26.html Архивировано 23 декабря 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 15 января 2008 г.
  70. ^ «Происхождение фамилии Сюй, Сюй, Хуэй, Хуэй» . www.yutopian.com . Проверено 16 января 2009 г.
  71. ^ Кляйн, 6; http://www.massviolence.org/The-Boxer-War-The-Boxer-Uprising?id_mot=9&nav=y&artpage=6 (по состоянию на 15 января 2009 г.); из Чжао Цзяньли, Тушуо Багуо Ляньцзюнь цинь Хуа симо [Иллюстрированная история агрессии армии восьми держав в Китае] (Гонконг: Сан Лиан Шудянь, 2001): 111–117; и С. Тенг и Дж. Фэрбенк, Ответ Китая Западу. Документальный обзор (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1954): 191f.
  72. ^ Скалли, Джон (1912). «Герберт Голдсмит Сквайерс» . Католическая энциклопедия . Том. 14.
  73. ^ От Шарфа и Харрингтона, 223; цитируется по Саймону Ау, диссертации, 54; http://209.85.175.132/custom?q=cache:0UnVFjJlEisJ:dspace.wesleyan.edu/dspace/bitstream/1967/196/3/au_simon_2007_ba.pdf+Herbert+Squiers+%22New+York+Times%22+China+ loot&hl=en&ct=clnk&cd=7&client=pub-4099951843714863#52 [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 11 января 2009 г.
  74. ^ Стерлинг Сигрейв и Пегги Сигрейв, Леди Дракон: Жизнь и легенда о последней императрице Китая (Vintage Books, 1993): 368.
  75. ^ Эвиа, Уроки , 217.
  76. ^ Новое мировоззрение (1901): 101.
  77. ^ « Подарок из Пекина Художественному музею: Герберт Сквайерс подарит этому городу бронзы и диковинки », The New York Times (3 сентября 1901 г.): 3;. Проверено 11 января 2009 г.
  78. ^ « Дунь г-на Сквайерса: чиновники Госдепартамента не верят, что он получил прибыль от продажи добычи в Пекине » Специально для The New York Times (4 сентября 1901: 1;. Проверено 11 января 2009 г.).
  79. ^ Уильям Кокс, «Отдел записей 192, Национальный музей США, постоянные административные файлы, 1877–1975», Архив Смитсоновского института, ящик 65 из 672. http://siarchives.si.edu/findingaids/FARU0192.htm . Проверено 11 января 2009 г.
  80. ^ В 2007 году 48 000 долларов США за 1912 год стоили: 1 058 767,66 долларов США с учетом индекса потребительских цен; 786 007,10 долларов США с использованием дефлятора ВВП; 2 185 893,58 долларов США с учетом стоимости потребительского пакета; 4 589 473,68 долларов США из заработной платы неквалифицированных работников;5 594 827,95 долларов США при номинальном ВВП на душу населения; или 17 728 283,97 долларов США, если использовать относительную долю ВВП. Источник: Сэмюэл Х. Уильямсон, «Шесть способов расчета относительной стоимости суммы в долларах США с 1790 года по настоящее время», MeasuringWorth, 2008. URL http://www.measuringworth.com/uscompare/ . Проверено 15 января 2009 г.
  81. ^ « Коллекция Сквайерса на распродаже; миссис Пембрук Джонс среди покупателей старого китайского фарфора ». «Нью-Йорк Таймс» (10 апреля 1912 г.): 22;. Проверено 11 января 2009 г.
  82. ^ « Китайские фарфоровые бутылки приносят 8000 долларов » The New York Times (11 апреля 1912 г.): 9;. Проверено 11 января 2009 г.
  83. ^ Сэнди Инглиш, «Археологи предупреждают о разрушительных последствиях войны в Ираке», Bull-lat-lat 3:7 (16–22 марта 2003 г.), Кесон-Сити, Филиппины; http://www.bulatlat.com/news/3-7/3-7-readerenglish.html (по состоянию на 11 января 2009 г.).
  84. ^ Перейти обратно: а б Эвиа, в Жетонах , 207.
  85. ^ Адольф [ так в оригинале ] Фавье, «Ответ на обвинения в грабежах», в «Католическом мире» 74 (октябрь 1901 – март 1902): 390. Отцы-паулисты.
  86. ^ Фавье, «Ответ на обвинения в грабежах», The Independent [Нью-Йорк] (декабрь 1901 г.).
  87. ^ Фавье, «Ответ на обвинения в грабежах» « Католический мир » 74 (октябрь 1901 г. - март 1902 г.): 387 и далее.
  88. ^ Фавье, «Ответ на обвинения в грабежах», The American Monthly Review of Reviews 25 (1902)
  89. ^ Хо Ши Мин, «Процесс французской колонизации», глава X «Клерикализм»; http://classiques.chez-alice.fr/ho/proc10.pdf . Проверено 10 января 2009 г.

Работает

[ редактировать ]
  • «Ответ на обвинения в грабежах» Catholic World 74 (октябрь 1901 г. - март 1902 г.): 387ff, 390.
  • Письма Альфонса Фавье (священника миссии Святого Лазаря) семье - с момента его отъезда в Китай, т.1. [ун., унд].
  • Письмо г-ну ______, члену центрального комитета Общества Святого Детства, 1 октября 1864 г., из Пекина [Пекин], Китай. Страницы 32–33 в Анналах Общества Святого Детства за искупление языческих детей . Том. VII. Пер. с французского. Лондон: Томас Ричардсон и сын, 1866 г. Проверено 10 января 2009 г.
  • Письмо г-ну ______, члену центрального комитета Общества Святого Детства, 25 января 1866 г. из Пекина [Пекин], Китай. Страницы 164–167 в Анналах Общества Святого Детства за искупление языческих детей . Том. VII. Пер. с французского. Лондон: Томас Ричардсон и сын, 1866 г. Проверено 10 января 2009 г.

Дальнейшее чтение и источники

[ редактировать ]

Статьи и главы

[ редактировать ]
  • Баренд Дж. тер Хаар. «Жители Запада как козлы отпущения», стр. 154–201. Глава 4 в книге «Рассказывание историй: колдовство и поиск козлов отпущения в истории Китая» . Лейден: Брилл, 2006.
  • Барри, Питер. « Международная конференция по боксерскому движению и христианству в Китае: отчет ». Штатив 24:134 (осень 2004 г.). Проверено 8 января 2009 г.
  • Дойл, А.П. « Кризис в Китае и миссии » Католический мир 71:424 (июль 1900 г.): 548–554;. Проверено 13 января 2009 г.
  • Фэрбенк, Джон Кинг. «Модели, стоящие за Тяньцзинской резней». Гарвардский журнал азиатских исследований 20:3/4 (1957): 480–511.
  • Хевиа, Джеймс Л. «Оставив клеймо в Китае: миссионерский дискурс после боксерского движения», Modern China 18:3 (июль 1992 г.).
  • Эвиа, Джеймс Л. «Разграбление Пекина, 1860, 1900», 192–213, в «Токены обмена: проблема перевода в глобальном обращении» . Под редакцией Лидии Хэ Лю. Издательство Университета Дьюка, 1999.
  • Хевиа, Джеймс Л. «Судьба Лута: экономика грабежа и моральная жизнь предметов из Летнего дворца императора Китая». История и антропология 6:4 (1994): 319–345.
  • Холмс, CJ «Архаичная китайская бронза». Журнал Burlington для ценителей 7:25 (апрель 1905 г.): 19–31.
  • Линч, Джордж «Горе побежденным!», Independent 52 (1901): 2681–2683.
  • Моррисон, доктор [Джордж Эрнест]. « Осада пекинских миссий ». Часть 1. В «Живом веке»: еженедельный журнал современной литературы и мысли 227: 2941 (17 ноября 1900 г.): 400–415; Перепечатка из депеши «Таймс» от 14 августа 1900 г. из Пекина). Проверено 13 января 2009 г.
  • Морра, Лучано, С.Дж. «Развитие отношений между Ватиканом, Китаем и католической церковью в Китае XIX века». Доклад, представленный на Международной конференции по боксерскому движению и христианству в Китае, Тайвань, 10–11 июня 2004 г.
  • Парк, Нэнси. «Императорское китайское правосудие и закон пыток» Поздний имперский Китай [Издательство Университета Джона Хопкинса] 29:2 (декабрь 2008 г.): 37–67. Э- ISSN   1086-3257 Печать ISSN   0884-3236 Фавье оправдывает пытки китайцев физиологическими причинами.
  • Паломник Богоматери мучеников 17 (1901): 20 и след., 60, 368 и далее. Католический протекторат церкви Святого Иосифа в Нью-Йорке, Троя, штат Нью-Йорк
  • Шир, А. «Альфонс Фавье и защита миссий в Китае (1870–1905)», New Journal of Missiology (NZM) 25 (1969): 1–13, 90–101.
  • Шир, А. «Нунциатура Пекина в 1886 году», NZM 24 (1968): 1–14, 94–110.
  • Вальдерзее, граф Альфред. « Разграбление Пекина ». Preussische Jahrbücher [Берлинский консервативный националистический исторический ежемесячник] (март); перепечатано в The Living Age 317:4118 (9 июня 1923 г.): 563–569. Проверено 11 января 2009 г.
  • Витек, Джон В., «Пьер-Мари Альфон Фавье». Биографический словарь китайского христианства . Проверено 9 января 2009 г.
  • Берч, Джон Грант. Путешествие по Северному и Центральному Китаю . Дэвидсон (Р.Дж.) и Исаак Мейсон, 1902. Перепечатка под ред. Адамант Медиа, 2001. Проверено 9 января 2009 г.
  • Брандт, Йозеф ван ден. Винсентийцы в Китае (1697–1935) . Пей-Пин: Imprimerie des Lazaristes, 1936.
  • Коэн, Пол А. Китай и христианство: миссионерское движение и рост китайского антииностранства, 1860-1870 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1963.
  • Дивайн, В. Четыре церкви Пекина . Бернс, Оутс и Уошборн, 1930.
  • Эллеман, Брюс А. Современная китайская война, 1795–1989 гг . Рутледж, 2001. См. стр. 126 и далее, чтобы узнать об осаде Северного собора и роли Фавье.
  • Джайлз, Ланселот. Осада пекинских миссий: Дневник . Включает «Китайский антииностранизм и восстание боксеров» Лесли Рональда Марчанта. Издательство Университета Западной Австралии, 1970.
  • Хейтер-Мензис, Грант. Императорский маскарад: Легенда о принцессе Дер Линг . Издательство Гонконгского университета, 2008. Страницы 89 и далее.
  • Хоу, Сюзанна. Женщины в осаде: Пекин, 1900 год . Оксфорд: Женская историческая пресса, 2000.
  • Линч, Джордж. Война цивилизаций, являющаяся записью опыта «иностранного дьявола» с союзниками в Китае . Лондон: Лонгманс, Гринс и Ко, 1901.
  • Престон, Диана. Осажденный в Пекине: история восстания боксеров 1900 года . Констебль, 1999. Страница 69.
  • Престон, Диана. Боксерское восстание: драматическая история войны Китая с иностранцами, потрясшей мир летом 1900 года . Уокер, 2000; См. стр. 395. Berkley Books, 2001. См. стр. 291 для описания миссионерского «грабежа».
  • Шарф, Фредерик А. и Питер Харрингтон. Китай, 1900 год: говорят очевидцы . Лондон: Гринхилл, Книги, 2000.
  • Стрейт, Роберт, изд., Анналы Конгрегации Миссии 70 (1905): 339–350.
  • Томас, Антуан. История Пекинской миссии . Полет. 2: От прибытия винсентианцев до боксерского восстания 1933 года.
  • Уил, Б.Л. Патнэм . Нескромные письма из Пекина: записки очевидца, изо дня в день довольно подробно излагающие реальную историю осады и разграбления многострадальной столицы в 1900 году — в год великой скорби . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания, 1908. Страница 326 и далее.
  • Уайтинг, Джаспер. Журнал Джаспера Уайтинга . Бостон: Наполеон Теннисон Гоббс-младший, 1902 год.
  • Сян, Ланьсинь. Истоки боксерской войны: многонациональное исследование . Рутледж, 2003. Обсуждается Фавье и Пишон.

Диссертации и диссертации

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b357b2e633438f908660658947c779fb__1716208080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/fb/b357b2e633438f908660658947c779fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alphonse Favier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)