Jump to content

Шуанггудуй

Шуанггудуй
Шуанггудуй
Шуанггудуй находится в Китае.
Шуанггудуй
Расположение в Китае
Расположение Аньхой, Китай
Координаты 32 ° 54' с.ш., 115 ° 48' в.д.  /  32,9 ° с.ш., 115,8 ° в.д.  / 32,9; 115,8
Тип гробницы
История
Периоды династия Хань
События Запечатано 165 г. до н.э.

Шуанггудуй ( упрощенный китайский : 双古堆 ; традиционный китайский : 雙古堆 ; пиньинь : Шуанггудуй ) — археологический памятник, расположенный недалеко от Фуяна в китайской провинции Аньхой . Могила Шуанггудуй №. 1, принадлежащий Сяхоу Цзао ( 夏侯灶 ), второму маркизу Жуйинь ( 汝陰侯 ), был запечатан в 165 г. до н.э. во времена ранней династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). При раскопках в 1977 году было обнаружено большое количество текстов, написанных на бамбуковых полосках , в том числе фрагменты « Классики поэзии» и «Песен Юга» , текст о дыхательных упражнениях, «годовая таблица» ( 年表 ), рассказывающая исторические события. события, руководство по собакам, версия И Цзин ( Ицзин ), отличающаяся от принятой, а также артефакты , включая старейшую из известных космических досок, инструмент для гаданий. Как и Мавандуй и Годянь , две другие гробницы на территории старого государства Чу , находка Шуангдуй пролила свет на культуру и обычаи ранней династии Хань.

Раскопки и идентификация

[ редактировать ]
Городской музей Фуян
Могила Сяхоу Цзао (спереди), сейчас находится в местном музее Фуяна.
Могила Сяхоу Цзао (сзади). Место могилы Сяхоу Цзао стало известно как Шуанггудуй.

Шуанггудуй ( 双古堆 , буквально «парные древние курганы ») был раскопан в июле 1977 года во время расширения муниципального аэропорта Фуян в Аньхой провинции , Китай . [1] Известно, что на этом месте, расположенном примерно в двух милях от Фуяна в то время, находились старые гробницы, однако неясно, были ли раскопки запланированы заранее или поспешили сразу после начала строительства. [2] Раскопки проводились под руководством двух археологов из группы по поиску археологических реликвий провинции Аньхой, которые обнаружили две гробницы, в одной из которых (Гробница 1, на востоке) были обнаружены тексты и артефакты. [1] Пандус шириной 4,1 метра (13 футов) вел к камере гроба размером 9,2 метра (30 футов) с севера на юг и 7,65 метра (25,1 фута) с востока на запад, что составляет примерно половину площади более известной гробницы 3 , которая была обнаружена в Мавандуи в 1973 году. [3]

На некоторых бронзовых артефактах, найденных в Гробнице 1, было указано имя обитателя гробницы Жуинь Хоу ( 女[汝]陰侯 ), что означает «Повелитель Руинь». [2] Этот титул впервые был предоставлен Сяхоу Ину (ум. 172 г. до н.э.), который помог Лю Бангу (годы правления 202–195 до н.э.) основать династию Хань . Археологи определили, что гробница принадлежала сыну Инь Сяхоу Цзао, второму правителю Жуйина. О нем мало что известно, кроме того, что он умер через семь лет после своего отца. [4] Таким образом, считается, что гробница была запечатана в 165 г. до н.э., на пятнадцатом году императора Вэня . правления [5]

Артефакты

[ редактировать ]

Космические доски

[ редактировать ]

В гробнице Шуанггудуй находились самые ранние известные доски прорицателя ( ши ), или «космографы», гадательные инструменты, которые широко использовались во времена династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). [6] Эти две лакированные астрологические доски состоят из подвижного диска диаметром 9,5 см (3,7 дюйма), символизирующего Небеса, установленного на квадратном основании размером 13,5 на 13,5 см (5,3 на 5,3 дюйма), представляющего Землю. [7] В центре круглого верха изображены семь звезд Северной Медведицы (которая считалась могущественным астральным божеством ), тогда как на ободе как диска, так и на квадратном основании начертаны астро-календарные знаки, которые помогали совершать гадания. [8] Дональд Харпер, написавший об этом артефакте вскоре после его открытия, утверждал, что его следует называть «космической доской», поскольку он «очевидно представляет собой механистическую модель самого космоса». [9]

Использование таких досок описано или упоминается во многих древних китайских текстах, таких как Чу Ци , Хань Фейцзы , Хуайнаньцзы и некоторых военных текстах. [10] Прорицатель вращал диск до тех пор, пока Ковш не указывал в выбранном направлении, обычно соответствующем текущей дате. [11] Затем он нашел бы ответ на свой вопрос посредством нумерологических вычислений. [12] Манипулирование этой миниатюрной моделью космоса должно было принести власть ее пользователю. [13]

Сопоставление цифр на внутренней, круглой части доски соответствует раскладке Луошу , которая, как считалось, была изобретена во времена Шести династий (220–589). Это древнейшее возникновение магического квадрата Луошу . «Надписи… по-видимому, принадлежат… «Обращению Тайи среди Девяти дворцов» (Тайи син цзюгун太一行九宮)». [14]

Другие объекты

[ редактировать ]

Наиболее ценные вещи, погребенные вместе с обитателем гробницы, уже давно были разграблены при раскопках гробницы в 1977 году. Помимо двух космических досок, тем не менее было найдено множество лакированных сосудов, а также терракотовые музыкальные инструменты, металлическое оружие ( немногие из железа, но большая часть из бронзы), а также ряд бронзовых артефактов, таких как зеркало, лампа и котел. [1]

Бамбуковые полоски

[ редактировать ]

Грабители, разграбившие гробницу в конце второго века н.э., вытащили бамбуковые полоски из лакированной бамбуковой корзины , в которую они были помещены, и оставили полоски на земле гроба. [15] Сама камера позже обрушилась, полоски разорвались, а мутная вода покрыла полоски, в конечном итоге превратив их в «листы толщиной с бумагу, сросшиеся в комки под давлением грунта». [15] Самый большой из трех комков был около 25 сантиметров (9,8 дюйма) в длину, 10 сантиметров (3,9 дюйма) в ширину и 10 сантиметров (3,9 дюйма) в высоту. [5] Ситуация усложнялась тем, что раскопки 1977 года проходили под сильным ливнем, и насос, которым экскаваторы использовали для удаления грязи из камеры гроба, также откачивал другие фрагменты бамбуковых полосок. [5]

Группе под руководством Хань Цзыцяна ( 韩自强 ) из Краеведческого музея Фуяна и Юй Хаоляна ( 于豪亮 ; 1917–1982) из ​​Бюро культурных реликвий в Пекине потребовалось почти два года, чтобы отделить уцелевшие фрагменты. [16] Сначала они удаляли грязь с комков, замачивая их в «слабом растворе уксуса», а затем запекали, чтобы удалить влагу. Затем они отделяли тонкие и чрезвычайно хрупкие фрагменты полосок от комков один за другим и фотографировали каждый кусочек. [16] Историк Эдвард Шонесси , работавший над некоторыми текстами Шуанггудуи, считает «чудом», что их удалось реконструировать из такого поврежденного материала. [16]

После смерти Юй Хаоляна в 1982 году Ху Пиншэн ( 胡平生 ) сменил его во главе команды. [5] Ху и Хань Цзыцян отредактировали тексты для публикации. [16]

Классика перемен

[ редактировать ]

Самый длинный текст, найденный в Шуанггудуе, представляет собой неполную версию « Ицзин» , или «Классики перемен» , в 752 фрагментах, содержащих 3119 символов. [17] Гексаграмма и строковые утверждения текста Шуанггудуй очень похожи на полученную версию, но они слишком фрагментарны, чтобы восстановить полный текст какой-либо отдельной гексаграммы или даже последовательность, в которой они были представлены. [18]

Почти две трети этого Шуангдуй Ицзин состоят из «формульных утверждений о гадании», которых нет ни в полученном Ицзин , ни в версии, найденной в Мавандуе , которая также была запечатана в 160-х годах до нашей эры. [19] Эдвард Шонесси предположил, что строки полученной Книги Перемен могли возникнуть из аналогичных, но более старых утверждений о гадании. [20]

Классик поэзии

[ редактировать ]

более 170 фрагментов « Классика поэзии» или «Книги од» общим количеством 820 знаков. В Шуанггудуе также обнаружено [21] Эти фрагменты длиннее и более тщательно изучены, чем другие неполные версии Шицзин, найденные в древних гробницах, таких как Годиан (гробница запечатана около 300 г. до н. э.) и Мавандуй (168 г. до н. э.). [22]

Версия Shuanggudui содержит отрывки из 65 песен из раздела «Airs of States» ( Guofeng 國風 ) и 4 из раздела «Xiaoya» 小雅 . [23] Хотя названия песен такие же, как и в полученной версии, текст существенно отличается от текста других ранних версий Хана . [23] Поскольку каждая полоса содержала одну строфу ( чжан ), символы писались меньше, когда длинная строфа должна была уместиться на одной полосе. [24]

Цанцзепян

[ редактировать ]

Названный в честь мифического изобретателя китайской письменности , словарь Cangjiepian или Cang Jie Wordbook был одним из первых букварей китайских иероглифов. [25] Впервые он был составлен Ли Си (ок. 280–208 гг. до н.э.) – важным государственным деятелем династии Цинь , который хотел использовать его для поддержки своей политики объединения языков – а позже дополнен двумя другими работами. [26] Версия Shuanggudui насчитывает 541 символ, чуть менее 20 процентов от всего произведения. [27] Он длиннее и разборчивее, чем фрагменты того же произведения, найденные в Цзюань 居延 (на границах Внутренней Монголии и Ганьсу ), а также среди дуньхуанских рукописей . [28] Его присутствие в нескольких ранних ханьских гробницах показывает, что Цан Цзе Пянь «был если не обычным руководством по элементарному обучению, то, по крайней мере, не редким произведением». [29]

Текст, который китайские редакторы назвали «Мириады вещей» или «Десять тысяч вещей» ( Ваньу 萬物 ), представляет собой обширный список природных веществ, которые историки китайской медицины считают предшественниками более поздней китайской гербологии или литературы по Материи медике , такой как Шэннун. Бенсао Цзин . [30] В нем объясняется, как использовать некоторые вещества в лечебных целях. [31] но также содержит техническую информацию о том, как ловить животных или изгонять вредителей. [32] По словам историка Дональда Харпера, эта работа «отражает человеческое любопытство к продуктам природы», отмечая, среди прочего, что пинеллия может откармливать свиней и что «лошадиную пищеводную трубку можно использовать для дыхания под водой». [33] Названия лекарств и болезней, найденных в Вану, соответствуют названиям, найденным в «Рецептах от пятидесяти двух недугов» , тексте, датируемом примерно 200 г. до н. э. и похороненном в гробнице в Мавандуе в 168 г. до н. э. [34] Эти и другие соответствия между двумя текстами показывают, что одни и те же знания о наркотиках распространялись как в южном регионе Чу (Мавандуй), так и в долине реки Янцзы (Шуанггудуй). [34]

Исторические анналы

[ редактировать ]

Самым фрагментарным и сильно поврежденным из текстов, найденных в Шуанггудуе, является текст, который китайские редакторы назвали «Таблица» ( biao ), летописный сборник событий примерно с 850 г. до конца третьего века до н.э., то есть с поздний Западный Чжоу в период весны и осени и воюющих государств . [35] На некоторых полосках до сих пор сохранились горизонтальные маркеры, разделяющие текст на строки. [36] Существование этой хронологической «Таблицы» в начале второго века до нашей эры показывает, что Сыма Цянь не изобрел этот способ исторического представления, как он часто производил впечатление в своем выдающемся опусе « Шиджи» . [37]

Дыхательные упражнения

[ редактировать ]

В Шуанггудуе также был раскопан неполный текст, посвященный дыхательным упражнениям. [38] Современные редакторы назвали его синци 行氣 , или «Движение паров » . [1] Наряду с аналогичными текстами, найденными в Мавандуе , Чжанцзяшане и Шуйхуди , он свидетельствует о широком существовании гимнастических практик во времена Хань. [38]

Руководство по собакам

[ редактировать ]

В гробнице также находился « Классика по физиогномике собак» ( Сян Гоу Цзин 相狗經 ), «текст для оценки качеств собак». [39] Его сравнивали с другим текстом о собаках из Инькешаня (гробница, запечатанная во второй половине второго века до н. э.) и с работой по физиономии лошадей, раскопанной в могиле в Мавандуе (запечатанной в 168 г. до н. э.). [32]

Другие фрагменты

[ редактировать ]

В гробнице также были найдены фрагменты следующих текстов:

  • Восемь бамбуковых полосок с 56 иероглифами из «Разных глав» ( Zapian 雜篇 ) Чжуанцзы . [40]
  • Справочник для государственных чиновников, который современные редакторы назвали Цзоу Юаньчэн 作務員程 , или Душевая норма трудовых обязанностей . [1] В этом руководстве приводятся «стандартные нормы работы для различных задач, выполняемых фермерами и ремесленниками». [41]
  • Альманахи ( ришу 日書 или «дневные книги») и другие гадательные тексты, подобные тем, которые были найдены в других могилах, таких как Инькешань . [42]
  • Девяносто шесть полосок с текстом, напоминающим « Чунцю Шию» 春秋事語 ( «Истории и поговорки о весне и осени »), раскопанных в Мавандуе. [1]
  • Три «деревянные доски» ( du ), на каждой из которых указано содержание одной книги. Один из них — « Чунцю Шию» (см. предыдущую запись), а наиболее полный — «Руцзячжэ Янь 儒家者言» ( «Высказывания школы Ру» ), близкий по содержанию « Кунцзы Цзяюй 孔子家語» ( «Школьные высказывания Конфуция »), в котором было передано в настоящее время. [1]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Шонесси 2014 , с. 190.
  2. ^ Перейти обратно: а б Шонесси, 2014 , стр. 190–91.
  3. ^ Шонесси 2014 , стр. 189–90.
  4. ^ Грейтрекс 1994 , с. 98; Шонесси 2014 , с. 191.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Шонесси 2014 , с. 191.
  6. ^ Льюис 2006 , с. 275 (самый ранний); Дорофеева-Лихтманн 2007 , с. 294 («космограф»); Ценг 2011 , с. 47 (широко используемый); Шонесси, 2014 , стр. 190–91 («две хорошо сохранившиеся доски прорицателя»). Рисунок одной из этих досок, впервые опубликованный в китайском журнале Каогу («Археология») в 1978 году, воспроизведен в Harper 1999 , с. 840; Дорофеева-Лихтманн 2007 , с. 294; и Ценг 2011 , с. 49.
  7. ^ Харпер 1999 , с. 839 («астрологический инструмент» и описание); Ценг 2011 , стр. 47 (лакированное) и 49 (размеры).
  8. ^ Harper 1999 , стр. 839 (о помощи в гадании) и 841 (о Северной Медведице как божестве); Ценг 2011 , с. 47 (описание артефакта).
  9. ^ Харпер 1978–1979 , с. 1.
  10. ^ Харпер 1999 , стр. 841–43.
  11. ^ Харпер 1999 , с. 839; Ценг 2011 , стр. 47–49.
  12. ^ Харпер 1999 , с. 839.
  13. ^ Льюис 2006 , с. 278.
  14. ^ Калиновский 2013 , стр. 340–341.
  15. ^ Перейти обратно: а б Шонесси 2001 , с. 8.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Шонесси 2014 , с. 192.
  17. ^ Shaughnessy 2001 , стр. 9 («самый большой отдельный текст среди полос Фуяна», 752 фрагмента) и 10 (3, 119 символов).
  18. ^ Shaughnessy 2001 , стр. 10 (слишком фрагментарно, нет информации о последовательности) и 12 (близко к полученному тексту).
  19. ^ Shaughnessy 2001 , стр. 9 («формульные утверждения о гадании», сравнение с Мавандуй Ицзин ) и 10 (2 009 из 3 119 символов являются утверждениями о гадании).
  20. ^ Шонесси 2001 , с. 18 и примечание.
  21. ^ Керн 2005 , стр. 152 (количество фрагментов) и 156 (количество символов).
  22. ^ Керн 2005 , с. 150.
  23. ^ Перейти обратно: а б Керн 2005 , с. 152.
  24. ^ Керн 2005 , с. 153.
  25. ^ Уилкинсон 2000 , с. 794; Хейхо 1992 , с. 28.
  26. ^ Hayhoe 1992 , стр. 28 (Ли Си, языковая политика); Greatrex 1994 , стр. 101 ( Цан Цзе Пиан, Ли Си состоящий из трех работ, включая более короткую «Цан Цзе» ).
  27. ^ Саббан 2000 , с. 807 (количество символов); Грейтрекс 1994 , с. 104 («почти двадцать процентов оригинальной книги»).
  28. ^ Уилкинсон 2000 , с. 49, прим. 38 (местонахождение остальных находок); Грейтрекс 1994 , с. 104 («это самое крупное и заметное открытие»).
  29. ^ Грейтрекс 1994 , с. 104.
  30. ^ Харпер 1998 , с. 34; Невинность и Чжэн 2005 , с. 21.
  31. ^ Сюй 2010 , с. 24.
  32. ^ Перейти обратно: а б Стеркс 2002 , с. 27.
  33. ^ Харпер 1998 , с. 33.
  34. ^ Перейти обратно: а б Харпер 1998 , с. 34.
  35. ^ Ху 1989 , стр. 1–6; Ванкеерберген 2007 , с. 297. Иллюстрацию 32 фрагментов можно найти у Ху 1989 , стр. 24–25, и у Дорофеевой-Лихтманн 2004 , стр. 297. 16 .
  36. ^ Ванкеерберген 2007 , с. 298.
  37. ^ Ванкеерберген 2007 , с. 299.
  38. ^ Перейти обратно: а б Грациани 2009 , с. 465.
  39. ^ Шонесси 2001 , с. 27.
  40. ^ Шонесси 2014 , с. 311, примечание 6.
  41. ^ Грейтрекс 1994 , с. 100.
  42. ^ Шонесси 2014 , с. 189.

Библиография

[ редактировать ]

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Дорофеева-Лихтманн, Вера (2004), «Пространственная организация древних китайских текстов (предварительные замечания)», в Чемле, Карине (редактор), История науки, История текста , Дордрехт: Springer, стр. 3–49, ISBN  1-4020-2320-0 .
  • ——— (2007), «Картографирование без клена: существовали ли когда-либо карты Шанхай цзин ?», Франческа Брей; Вера Дорофеева-Лихтманн; Жорж Метайе (ред.), Графика и текст в производстве технических знаний в Китае: основа и уток , Лейден и Бостон: EJ Brill, стр. 217–94, ISBN  978-90-04-16063-7 .
  • Грациани, Ромен (2009), «Субъект и суверен: исследование себя в раннем китайском самосовершенствовании», у Джона Лагервея; Марк Калиновский (ред.), Ранняя китайская религия. Часть первая: от Шанга до Ханя (1250 г. до н.э. – 220 г. н.э.) , Лейден: Брилл, стр. 459–518, ISBN.  978-90-04-16835-0 .
  • Грейтрекс, Роджер (1994), «Синонимикон раннего западного хань: фуянская копия Цан Цзе пиана », в книге Йоакима Энвалла (редактор), « Протянутые листья на его бамбуковом посохе: очерки в честь Йорана Мальмквиста в честь его 70-летия» , Стокгольм: Ассоциация востоковедения, стр. 97–113, ISBN.  91-970854-3-Х .
  • Харпер, Дональд (1978–1979), «Космическое правление Хань ( ши 式)», Ранний Китай , 4 : 1–10, doi : 10.1017/S0362502800005836 , JSTOR   23351383 . – через JSTOR (требуется подписка)
  • ——— (1998), Ранняя китайская медицинская литература: Медицинские рукописи Мавандуи , Лондон и Нью-Йорк: Кеган Пол Интернэшнл, ISBN  0-7103-0582-6 .
  • ——— (1999), «Натурфилософия воюющих государств и оккультная мысль», Майкл Лоу; Эдвард Л. Шонесси (ред.), Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н. э. , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 813–84, ISBN  0-521-47030-7 .
  • Хейхо, Рут (1992), Образование и модернизация: китайский опыт , Оксфорд и Нью-Йорк: Pergamon Press , ISBN  0-08-037411-5 .
  • Сюй, Элизабет (2010), Пульсовая диагностика в ранней китайской медицине: говорящее прикосновение , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  978-0-521-51662-4 .
  • Ху, Пиншэн胡平生 (1989), «Некоторые заметки об организации бамбуковых «анналов» династии Хань, найденных в Фуяне», Early China , 14 , перевод Деборы Портер: 1–25, doi : 10.1017/S0362502800002571 , JSTOR   23351410 . – через JSTOR (требуется подписка)
  • Калиновский, Марк (2013), «Понятие «Ши»式 и некоторые связанные с ним термины в календарной астрологии Цинь-Хань», Early China , 35 : 331–360, doi : 10.1017/S0362502800000535 .
  • Керн, Мартин (2005), « Оды в раскопанных рукописях», в книге Мартина Керна (ред.), Текст и ритуалы в раннем Китае , Сиэтл: University of Washington Press, стр. 149–93, ISBN.  978-0-295-98787-3 .
  • Льюис, Марк Эдвард (2006), Строительство космоса в раннем Китае , Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press, ISBN  0-7914-6608-6 .
  • Саббан, Франсуаза (2000), «Когда форма выходит за рамки объекта. История макарон в Китае (3 век до н.э. – 3 век нашей эры)» [Когда форма выходит за рамки вещи: история макарон в Китае, 3 век до н.э. – 3 век нашей эры) н. э.], Анналы. История, социальные науки , 55 (4): 791–824, номер документа : 10.3406/ahess.2000.279881 .
  • Шонесси, Эдвард Л. (2001), «Фуян Чжоу И и создание руководства по гаданию» (PDF) , Asia Major , Третья серия, 14 (1): 7–18.
  • ——— (2014), Раскрытие изменений : недавно обнаруженные рукописи И Цзин ( И Цзин ) и связанные с ними тексты , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, ISBN  978-0-231-16184-8 .
  • Стеркс, Роэл (2002), Животное и демон в раннем Китае , Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press, ISBN  0-7914-5270-0 .
  • Ценг, Лилиан Лань-ин (2011), Изображение рая в раннем Китае , Кембридж (Массачусетс) и Лондон: Азиатский центр Гарвардского университета, распространяется издательством Harvard University Press, ISBN  978-0-674-06069-2 .
  • Уншульд, Пол У.; Чжэн, Цзиньшэн (2005), «Рукописи как источники по истории китайской медицины (перевод с немецкого Митча Коэна)», в Вивьен Ло; Кристофер Каллен (ред.), Средневековая китайская медицина: медицинские рукописи Дуньхуана , Нью-Йорк: RoutledgeCurzon, стр. 19–44, ISBN  0-415-34295-3 .
  • Ванкеерберген, Грит (2007), «Таблицы ( бяо » Сыма Цяня ) в « Ши цзи : Риторика и воспоминания», Франческа Брей; Вера Дорофеева-Лихтманн; Жорж Метайе (ред.), Графика и текст в производстве технических знаний в Китае: основа и уток , Лейден и Бостон: EJ Brill, стр. 295–311, ISBN  978-90-04-16063-7 .
  • Уилкинсон, Эндимион (2000), История Китая: Руководство . Пересмотренное и дополненное , Кембридж (Массачусетс) и Лондон: Азиатский центр Гарвардского университета, ISBN.  0-674-00247-4 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фуян Хань Цзянь Чжэнлицзу 蜜阳汉典综合组, [Организационная группа бамбуковых палочек династии Хань из Фуяна] (1983), «Фуян Хань Цзянь Цан Цзе Пянь 蜜阳汉典 «Цанцзе Пянь» [ Цан Цзе Пянь в Хань - бамбук династии ускользает из Фуяна], Культурные реликвии Вэньу , 1983 (2): 24–34.
  • ——— (1984), «Фуян Хань Цзянь Шицзин 蜜阳汉典«Книга песен» [Классическая поэзия бамбуковых пластинок династии Хань из Фуяна ] , Вэньу Культурные реликвии , 1984 (8): 1–12.
  • ———— (1988), «Фуян Хань Цзянь Ван Ву 霜阳Hanjian Wan Wu в » [ Вань Ву бамбуковых побегах династии Хань из Фуяна], Культурные реликвии Вэньу , 1988 (4): 36–54.
  • Син, Вэнь 邢文 (2003), «Изображения гексаграмм и ранние школы И: пересмотр книги изменений в свете раскопанных текстов И», Monumenta Serica: Journal of Oriental Studies , 51 : 571–604, doi : 10.1080/02549948.2003. 11731403 , JSTOR   40727382 — через JSTOR (требуется подписка)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b58157d0cc7cab5c4b2650dec20fd72e__1710709620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/2e/b58157d0cc7cab5c4b2650dec20fd72e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shuanggudui - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)