Jump to content

Андре Жоливе

(Перенаправлено с Андре Жоливе )
Андре Жоливе в 1930 году.

Андре Жоливе (англ. произносится [ɑ̃dʁe ʒɔlivɛ] ; 8 августа 1905 — 20 декабря 1974) — французский композитор. Известный своей преданностью французской культуре и музыкальной мысли, Жоливе опирался на свой интерес к акустике и атональности , а также к древним и современным музыкальным влияниям, особенно к инструментам, использовавшимся в древние времена. Он сочинял в самых разных формах для самых разных типов ансамблей.

Мемориальная доска на улице Варенн, 59 в Париже, посвященная Андре Жоливе.

Андре Жоливе родился 8 августа 1905 года на улице Версиньи на Монмартре, Париж, в семье Виктора-Эрнеста Жоливе и Мадлен Перо; его отец художник, мать пианистка. Жоливе рано проявил интерес к искусству, взяв уроки рисования и игры на виолончели в возрасте 14 лет. Однако родители посоветовали ему стать учителем , он поступил в педагогический колледж и преподавал в начальной школе в Париже (взяв с перерывом в три года службы в армии ). Однако один из его собственных учителей считал, что у Жоливе есть будущее в музыке, настоятельно рекомендовал ему заниматься композицией и познакомил его с Полем Ле Флемом , первым учителем Жоливе по композиции. Ле Флем дал Жоливе прочную основу для классических форм гармонии и контрапункта . Услышав свой первый концерт Арнольда Шёнберга , Жоливе увлекся атональной музыкой, а затем по рекомендации Ле Флема стал единственным европейским учеником Эдгара Вареза , передавшим свои знания в области музыкальной акустики , атональной музыки. , звуковые массы и оркестровка . В 1936 году Жоливе стал соучредителем группы La jeune France вместе с композиторами Оливье Мессианом , Жан-Ивом Даниэлем-Лесюром и Ивом Бодрие , которые пытались восстановить более человечную и менее абстрактную форму композиции. La jeune France возникла на базе общества авангардной камерной музыки La Spirale , созданного Жоливе, Мессианом и Даниэлем-Лесуром в прошлом году.

Частная жизнь

[ редактировать ]

Жоливе был женат дважды, первый раз на скрипачке Мартине Барбильон. [ 1 ] в 1929 году; у них родилась дочь Франсуаза-Мартина (1930–2004). В 1933 году он женился на Хильде Гуиги (также пишется Гиг) (1906–1996). [ 2 ] и у них было трое детей: Пьер-Ален (1935–2005), Кристина (1940 г.р.) и Мерри (1943–2014). [ 3 ] [ 4 ]

Могила Жоливе рядом с могилой Анри Соге.

Жоливе умер в Париже в 1974 году в возрасте 69 лет, оставив незавершенной свою оперу «Несчастный солдат» . Похоронен на кладбище Монмартр рядом с композитором Анри Соге (участок 27, возле могилы Гектора Берлиоза ).

Эстетические идеалы Жоливе претерпели множество изменений на протяжении всей его карьеры. Его первоначальным желанием в подростковом возрасте было писать музыку для театра, что вдохновило его на создание первых композиций, в том числе музыки для балета. Клод Дебюсси , Поль Дюка и Морис Равель оказали на него следующее влияние после того, как он услышал концерт их произведений в 1919 году; он сочинил несколько пьес для фортепиано, когда учился на учителя, прежде чем пойти учиться у Ле Флема. Шёнберг и Варез были ярко выражены в первый период его зрелости как композитора, когда его стиль во многом опирался на атональности и модернистские идеи. «Мана» (1933), начало его «волшебного периода», представляло собой произведение из шести частей для фортепиано, каждая часть была названа в честь одного из шести предметов, которые Варез оставил ему перед переездом в Соединенные Штаты. Целью Жоливе как композитора на протяжении всей его карьеры было «вернуть музыке ее первоначальный, древний смысл, когда она была волшебным, заклинательным выражением религиозных верований человеческих групп». «Мана» , даже будучи одной из первых его зрелых работ, является отражением этого; Жоливе рассмотрел скульптуры [ который? ] как фетиш-объекты. Его более поздние произведения продолжали искать оригинальные значения музыки и ее способность к эмоциональному, ритуальному и праздничному выражению.

В 1945 году он опубликовал статью, в которой заявил, что «настоящая французская музыка ничем не обязана Стравинскому », хотя оба композитора в своем творчестве в значительной степени опирались на темы старинной музыки; Жоливе и «Женская Франция» отвергли неоклассицизм в пользу менее механического и прогрессивного, а вместо этого более духовного стиля композиции. Позже, во время Второй мировой войны , Жоливе отошел от атональности к более тональному и лирическому стилю композиции. После нескольких лет работы в этом более упрощенном стиле, в течение которых он написал комическую оперу «Долорес» или «Чудо светской женщины» (1942) и балет «Гиньоль и Пандор» (1943), он пришел к компромиссу между этим и его более ранние экспериментальные работы. Первая соната для фортепиано , написанная в 1945 году, демонстрирует элементы обоих этих стилей.

Наконец, осознав свои юношеские амбиции писать для театра, Жоливе стал музыкальным руководителем Французской комедии в 1945 году и занимал эту должность до 1959 года. Там он сочинял пьесы Мольера , Расина , Софокла , Шекспира и Клоделя , набрав 14 баллов. работает в целом. Он также продолжал сочинять для концертного зала, часто вдохновляясь своими частыми путешествиями по всему миру, адаптируя тексты и музыку из Египта, Ближнего Востока, Африки и Азии в свой отчетливо французский стиль.

В течение 1950-х и 1960-х годов Жоливе написал несколько концертов для различных инструментов, включая трубу , фортепиано , флейту , арфу , фагот , ударные , виолончель и скрипку . Эти произведения, хотя и высоко ценятся, требуют от исполнителей виртуозного технического мастерства. Жоливе также является одним из немногих композиторов, написавших для волн Мартено , раннего электронного инструмента, завершившего концерт для него в 1947 году, через 19 лет после изобретения инструмента. Жоливе основал Французский музыкальный центр гуманизма в Экс-ан-Провансе в 1959 году, а в 1961 году поступил преподавать композицию в Парижскую консерваторию .

Записи музыки Жоливе появляются на лейблах Stradivarius , Erato , Naxos и BIS .

Избранные работы

[ редактировать ]

Камерная и сольная музыка

[ редактировать ]
  • 12 инвенций для духового квинтета, трубы, тромбона и струнного квинтета (1966)
  • Адажио для струнных (1960)
  • Анданте , для струнного оркестра (1934)
  • Церемониал , дань уважения Варезу для шести ударных инструментов (1968)
  • Chant de Linos , для флейты, скрипки, альта, виолончели и арфы (1944)
  • Chant d'oppression , для альта и фортепиано (1935)
  • Пять ритуальных танцев (1939)
  • Cinq eclogues , для альта соло (1967)
  • Пять заклинаний для флейты (1936)
  • Космогония , для фортепиано (1938)
  • Два концертных этюда для гитары (1965)
  • Фантазия-экспромт , для саксофона и фортепиано (1953)
  • Гимн Вселенной , для органа (1961)
  • Мана , шесть пьес для фортепиано (1935)
  • Мандала , орган (1969)
  • Pastorales de Noël , для флейты, фагота и арфы (1943)
  • Сентябрьская рапсодия , для семи духовых и струнных (1957)
  • Серенада , для двух гитар (1956) (посвящена дуэту Иды Прести и Александра Лагоя )
  • Серенада , для духового квинтета с основным гобоем (1945)
  • Соната , для флейты (1958)
  • Сонатина , для флейты и фортепиано (1961)
  • Сонатина , для флейты и кларнета (1961)
  • Сонатина , для гобоя и фагота (1963)
  • Струнный квартет (1934)
  • Дельфийская сюита для 12 инструментов (1943)
  • Концертная сюита для флейты и четырех ударных инструментов (1965)
  • Концертная сюита для виолончели (1965)
  • Tombeau de Robert de Visée , для гитары (1972)

Клавиатура

[ редактировать ]
  • Пять ритуальных танцев , для фортепиано (1939)
  • Космогония , для фортепиано (1938)
  • Гимн Вселенной , для органа (1961)
  • Мана , шесть пьес для фортепиано (1935)
  • Мандала , для органа (1969)
  • Шесть этюдов , для фортепиано (1931) [ 5 ]
  • Соната, для фортепиано (1945)
  • Соната, для фортепиано (1957)
  • Trois Temps No. 1 , для фортепиано (1931)
  • Trois Temps No. 2 , для фортепиано (1931) [ 6 ]

Концерты

[ редактировать ]
  • Концерт для волн Мартено с оркестром (1947)
  • Концертино для трубы, фортепиано и струнного оркестра (1948)
  • Концерт для флейты и струнных (1949)
  • Концерт для фортепиано (1951)
  • Концерт для арфы и камерного оркестра (1952)
  • Концерт для фагота, струнных, арфы и фортепиано (1954)
  • Концерт для трубы (1954)
  • Концерт для ударных (1958)
  • Концерт для виолончели № 1 (1962)
  • Концерт для флейты и ударных (1965)
  • Концерт для виолончели № 2 (1966)
  • Концерт для скрипки (1972)

Оркестровая музыка

[ редактировать ]
  • 3 симфонии (1954, 1959, 1964)
  • Пять ритуальных танцев (оркестровая версия, 1941 г.)
  • Космогония (оркестровая версия, 1938)
  • Заклинательный танец (1936)
  • Дельфинская сюита для струнных, арфы, волн Мартено и ударных (1943)
  • Симфония для струнных (1961)

Вокальная музыка

[ редактировать ]
  • Плач трех солдат , для голоса и оркестра (1940)
  • Стихи для ребенка , для голоса и одиннадцати инструментов (1937)
  • Dream Dreamed Again , концерт для сопрано с оркестром
  • Литургическая сюита для голоса, гобоя, виолончели и арфы (1942)
  • Эпиталам , для хора из 12 частей (1953)

Духовная музыка

[ редактировать ]
  • Правда о Жанне , оратория (1956)
  • Массируйте свою жену (1962)
  • Месса в честь Дня мира (1940)
  • Ариадна (1964)
  • Балет звезд (1941)
  • Гиньоль и Пандора (1943)
  • Неизвестный (1950)
  • Четыре истины (1940)
  • Морские пехотинцы
  • Антигона (1951)
  • Богомил (незаконченный)
  • Долорес, или Чудо некрасивой женщины (1942)
  1. ^ Дюшено, М. (2007). Музыкальный авангард и его общества в Париже с 1871 по 1939 год. Мардага.
  2. ^ Гиг, Х. (1978). С... Андре Жоливе . Фламмарион, Париж.
  3. ^ Рэй, К. (2006): «Жоливе о Жоливе. Интервью с дочерью композитора», в: The Musical Times , весна 2006 г.
  4. ^ Смерть художника Мерри Жоливе.
  5. ^ «Андре Жоливе: Шесть этюдов (1931)» (подробности работы) (на французском и английском языках). ИРКАМ . Проверено 4 июля 2022 г.
  6. ^ «Три доли: для фортепиано / Андре Жоливе» . Библиотека Принстонского университета . 1992 год . Проверено 21 июля 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b7bc3a0597eb654b61d38a11f7cfc133__1724228340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/33/b7bc3a0597eb654b61d38a11f7cfc133.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
André Jolivet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)