Андре Жоливе

Андре Жоливе (англ. произносится [ɑ̃dʁe ʒɔlivɛ] ; 8 августа 1905 — 20 декабря 1974) — французский композитор. Известный своей преданностью французской культуре и музыкальной мысли, Жоливе опирался на свой интерес к акустике и атональности , а также к древним и современным музыкальным влияниям, особенно к инструментам, использовавшимся в древние времена. Он сочинял в самых разных формах для самых разных типов ансамблей.
Жизнь
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2016 г. ) |

Андре Жоливе родился 8 августа 1905 года на улице Версиньи на Монмартре, Париж, в семье Виктора-Эрнеста Жоливе и Мадлен Перо; его отец художник, мать пианистка. Жоливе рано проявил интерес к искусству, взяв уроки рисования и игры на виолончели в возрасте 14 лет. Однако родители посоветовали ему стать учителем , он поступил в педагогический колледж и преподавал в начальной школе в Париже (взяв с перерывом в три года службы в армии ). Однако один из его собственных учителей считал, что у Жоливе есть будущее в музыке, настоятельно рекомендовал ему заниматься композицией и познакомил его с Полем Ле Флемом , первым учителем Жоливе по композиции. Ле Флем дал Жоливе прочную основу для классических форм гармонии и контрапункта . Услышав свой первый концерт Арнольда Шёнберга , Жоливе увлекся атональной музыкой, а затем по рекомендации Ле Флема стал единственным европейским учеником Эдгара Вареза , передавшим свои знания в области музыкальной акустики , атональной музыки. , звуковые массы и оркестровка . В 1936 году Жоливе стал соучредителем группы La jeune France вместе с композиторами Оливье Мессианом , Жан-Ивом Даниэлем-Лесюром и Ивом Бодрие , которые пытались восстановить более человечную и менее абстрактную форму композиции. La jeune France возникла на базе общества авангардной камерной музыки La Spirale , созданного Жоливе, Мессианом и Даниэлем-Лесуром в прошлом году.
Частная жизнь
[ редактировать ]Жоливе был женат дважды, первый раз на скрипачке Мартине Барбильон. [ 1 ] в 1929 году; у них родилась дочь Франсуаза-Мартина (1930–2004). В 1933 году он женился на Хильде Гуиги (также пишется Гиг) (1906–1996). [ 2 ] и у них было трое детей: Пьер-Ален (1935–2005), Кристина (1940 г.р.) и Мерри (1943–2014). [ 3 ] [ 4 ]
Смерть
[ редактировать ]Жоливе умер в Париже в 1974 году в возрасте 69 лет, оставив незавершенной свою оперу «Несчастный солдат» . Похоронен на кладбище Монмартр рядом с композитором Анри Соге (участок 27, возле могилы Гектора Берлиоза ).
Карьера
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2016 г. ) |
Эстетические идеалы Жоливе претерпели множество изменений на протяжении всей его карьеры. Его первоначальным желанием в подростковом возрасте было писать музыку для театра, что вдохновило его на создание первых композиций, в том числе музыки для балета. Клод Дебюсси , Поль Дюка и Морис Равель оказали на него следующее влияние после того, как он услышал концерт их произведений в 1919 году; он сочинил несколько пьес для фортепиано, когда учился на учителя, прежде чем пойти учиться у Ле Флема. Шёнберг и Варез были ярко выражены в первый период его зрелости как композитора, когда его стиль во многом опирался на атональности и модернистские идеи. «Мана» (1933), начало его «волшебного периода», представляло собой произведение из шести частей для фортепиано, каждая часть была названа в честь одного из шести предметов, которые Варез оставил ему перед переездом в Соединенные Штаты. Целью Жоливе как композитора на протяжении всей его карьеры было «вернуть музыке ее первоначальный, древний смысл, когда она была волшебным, заклинательным выражением религиозных верований человеческих групп». «Мана» , даже будучи одной из первых его зрелых работ, является отражением этого; Жоливе рассмотрел скульптуры [ который? ] как фетиш-объекты. Его более поздние произведения продолжали искать оригинальные значения музыки и ее способность к эмоциональному, ритуальному и праздничному выражению.
В 1945 году он опубликовал статью, в которой заявил, что «настоящая французская музыка ничем не обязана Стравинскому », хотя оба композитора в своем творчестве в значительной степени опирались на темы старинной музыки; Жоливе и «Женская Франция» отвергли неоклассицизм в пользу менее механического и прогрессивного, а вместо этого более духовного стиля композиции. Позже, во время Второй мировой войны , Жоливе отошел от атональности к более тональному и лирическому стилю композиции. После нескольких лет работы в этом более упрощенном стиле, в течение которых он написал комическую оперу «Долорес» или «Чудо светской женщины» (1942) и балет «Гиньоль и Пандор» (1943), он пришел к компромиссу между этим и его более ранние экспериментальные работы. Первая соната для фортепиано , написанная в 1945 году, демонстрирует элементы обоих этих стилей.
Наконец, осознав свои юношеские амбиции писать для театра, Жоливе стал музыкальным руководителем Французской комедии в 1945 году и занимал эту должность до 1959 года. Там он сочинял пьесы Мольера , Расина , Софокла , Шекспира и Клоделя , набрав 14 баллов. работает в целом. Он также продолжал сочинять для концертного зала, часто вдохновляясь своими частыми путешествиями по всему миру, адаптируя тексты и музыку из Египта, Ближнего Востока, Африки и Азии в свой отчетливо французский стиль.
В течение 1950-х и 1960-х годов Жоливе написал несколько концертов для различных инструментов, включая трубу , фортепиано , флейту , арфу , фагот , ударные , виолончель и скрипку . Эти произведения, хотя и высоко ценятся, требуют от исполнителей виртуозного технического мастерства. Жоливе также является одним из немногих композиторов, написавших для волн Мартено , раннего электронного инструмента, завершившего концерт для него в 1947 году, через 19 лет после изобретения инструмента. Жоливе основал Французский музыкальный центр гуманизма в Экс-ан-Провансе в 1959 году, а в 1961 году поступил преподавать композицию в Парижскую консерваторию .
Записи музыки Жоливе появляются на лейблах Stradivarius , Erato , Naxos и BIS .
Избранные работы
[ редактировать ]Камерная и сольная музыка
[ редактировать ]- 12 инвенций для духового квинтета, трубы, тромбона и струнного квинтета (1966)
- Адажио для струнных (1960)
- Анданте , для струнного оркестра (1934)
- Церемониал , дань уважения Варезу для шести ударных инструментов (1968)
- Chant de Linos , для флейты, скрипки, альта, виолончели и арфы (1944)
- Chant d'oppression , для альта и фортепиано (1935)
- Пять ритуальных танцев (1939)
- Cinq eclogues , для альта соло (1967)
- Пять заклинаний для флейты (1936)
- Космогония , для фортепиано (1938)
- Два концертных этюда для гитары (1965)
- Фантазия-экспромт , для саксофона и фортепиано (1953)
- Гимн Вселенной , для органа (1961)
- Мана , шесть пьес для фортепиано (1935)
- Мандала , орган (1969)
- Pastorales de Noël , для флейты, фагота и арфы (1943)
- Сентябрьская рапсодия , для семи духовых и струнных (1957)
- Серенада , для двух гитар (1956) (посвящена дуэту Иды Прести и Александра Лагоя )
- Серенада , для духового квинтета с основным гобоем (1945)
- Соната , для флейты (1958)
- Сонатина , для флейты и фортепиано (1961)
- Сонатина , для флейты и кларнета (1961)
- Сонатина , для гобоя и фагота (1963)
- Струнный квартет (1934)
- Дельфийская сюита для 12 инструментов (1943)
- Концертная сюита для флейты и четырех ударных инструментов (1965)
- Концертная сюита для виолончели (1965)
- Tombeau de Robert de Visée , для гитары (1972)
Клавиатура
[ редактировать ]- Пять ритуальных танцев , для фортепиано (1939)
- Космогония , для фортепиано (1938)
- Гимн Вселенной , для органа (1961)
- Мана , шесть пьес для фортепиано (1935)
- Мандала , для органа (1969)
- Шесть этюдов , для фортепиано (1931) [ 5 ]
- Соната, для фортепиано (1945)
- Соната, для фортепиано (1957)
- Trois Temps No. 1 , для фортепиано (1931)
- Trois Temps No. 2 , для фортепиано (1931) [ 6 ]
Концерты
[ редактировать ]- Концерт для волн Мартено с оркестром (1947)
- Концертино для трубы, фортепиано и струнного оркестра (1948)
- Концерт для флейты и струнных (1949)
- Концерт для фортепиано (1951)
- Концерт для арфы и камерного оркестра (1952)
- Концерт для фагота, струнных, арфы и фортепиано (1954)
- Концерт для трубы (1954)
- Концерт для ударных (1958)
- Концерт для виолончели № 1 (1962)
- Концерт для флейты и ударных (1965)
- Концерт для виолончели № 2 (1966)
- Концерт для скрипки (1972)
Оркестровая музыка
[ редактировать ]- 3 симфонии (1954, 1959, 1964)
- Пять ритуальных танцев (оркестровая версия, 1941 г.)
- Космогония (оркестровая версия, 1938)
- Заклинательный танец (1936)
- Дельфинская сюита для струнных, арфы, волн Мартено и ударных (1943)
- Симфония для струнных (1961)
Вокальная музыка
[ редактировать ]Песни
[ редактировать ]- Плач трех солдат , для голоса и оркестра (1940)
- Стихи для ребенка , для голоса и одиннадцати инструментов (1937)
- Dream Dreamed Again , концерт для сопрано с оркестром
- Литургическая сюита для голоса, гобоя, виолончели и арфы (1942)
- Эпиталам , для хора из 12 частей (1953)
Духовная музыка
[ редактировать ]- Правда о Жанне , оратория (1956)
- Массируйте свою жену (1962)
- Месса в честь Дня мира (1940)
Балеты
[ редактировать ]- Ариадна (1964)
- Балет звезд (1941)
- Гиньоль и Пандора (1943)
- Неизвестный (1950)
- Четыре истины (1940)
- Морские пехотинцы
Оперы
[ редактировать ]- Антигона (1951)
- Богомил (незаконченный)
- Долорес, или Чудо некрасивой женщины (1942)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дюшено, М. (2007). Музыкальный авангард и его общества в Париже с 1871 по 1939 год. Мардага.
- ^ Гиг, Х. (1978). С... Андре Жоливе . Фламмарион, Париж.
- ^ Рэй, К. (2006): «Жоливе о Жоливе. Интервью с дочерью композитора», в: The Musical Times , весна 2006 г.
- ^ Смерть художника Мерри Жоливе.
- ^ «Андре Жоливе: Шесть этюдов (1931)» (подробности работы) (на французском и английском языках). ИРКАМ . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ «Три доли: для фортепиано / Андре Жоливе» . Библиотека Принстонского университета . 1992 год . Проверено 21 июля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барбара Келли: «Жоливе, Андре», в: Grove Music Online, изд. Л. Мэйси, по состоянию на 28 мая 2005 г. (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine .
- Артур Хоре , Ричард Лэнгэм Смит: «Жоливе, Андре», в: Grove Music Online (OperaBase), изд. Л. Мэйси, по состоянию на 28 мая 2005 г. (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Друзья Андре Жоливе (официальный сайт)
- Аудио на YouTube , Chant de Linos , ансамбль Бриттен-Пирс
- 1905 рождений
- 1974 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Французские композиторы XX века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Похороны на кладбище Монмартр
- Композиторы для классической гитары
- Французские оперные композиторы
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы из Парижа
- Ученики Эдгара Вареза
- Композиторы для флейты