Jump to content

Лили Гринэм

Лили Гринэм
Фотография Лили Гринхэм в датском паспорте, примерно начало 1950-х годов.
Рожденный
Лили Генриетта Лакс

4 января 1924 г.
Вена, Австрия
Умер 31 октября 2001 г. (77 лет)
Лондон, Англия
Другие имена Лилиана Лаксовна, Лили Лакс, Лили Пфаффер-Мэдсен
Род занятий оперный певец, художник, перформер, саунд-поэт, композитор
Годы активности 1947-1995
Известный звуковая поэзия, конкретная поэзия, «Языковая музыка»
Супруг (а) Питер Гринхэм
(м. 1951; дивизия 1964)
Дети никто
Родители) Доктор Габриэль Лакс,
Рена Пфаффер-Лакс

Лили Генриетта Гринхэм (4 января 1924 — 31 октября 2001) — датская художница, исполнительница, композитор и ведущая сторонница звуковой и конкретной поэзии австрийского происхождения .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Гринхэм родился в Вене , Австрия , 4 января 1924 года и был единственным ребенком в семье Рены Пфиффер-Лакс и доктора Габриэля Лакса, оба польско-украинско-еврейского происхождения. [1] Ее мать была известной оперной певицей сопрано из Пшемысля, выступавшей в Венской народной опере , Венской государственной опере , [2] и на различных международных площадках в 1920-е и 30-е годы. Ее отец был юристом, импресарио и бывшим комиссаром полиции из Бережан . [3] Ее родители развелись в 1929 году, а мать позже снова вышла замуж за датского певца Эгона Мэдсена в Копенгагене в 1933 году. [1] Лили до апреля 1938 года была ученицей прогрессивной школы Ральгассе в Вене, среди выпускников которой также филолог Гертруда Херцог-Хаузер , актриса и журналистка Лина Лоос , модельер (и спутница жизни Густава Климта ) Эмили Луиза Флёге и физик-ядерщик Мариетта Блау. .

Побег в Данию

[ редактировать ]

В апреле 1938 года ее отец был среди первой волны видных еврейских граждан, арестованных в Вене и отправленных в концентрационный лагерь Дахау после присоединения Австрии к Германскому рейху . [4] Гринхэм сбежала в Копенгаген, чтобы воссоединиться со своей матерью благодаря усилиям отчима, который получил для нее выездную визу. [5] В пятнадцать лет мать Гринхэма начала давать ей уроки пения, и она выучила репертуар из песен и оперных арий. [6] Позже Мэдсен добился освобождения отца Гринхэма из концентрационного лагеря Бухенвальд в ноябре 1938 года. Ее отец отправился в Шанхай нашли убежище около 20 000 немецких, австрийских и польских евреев , чтобы работать журналистом, где во время Второй мировой войны . [7] Он умер там в апреле 1944 года. [8]

Побег в Швецию

[ редактировать ]

После немецкой оккупации Дании в 1940 году мать Гринхэма попыталась бежать в Швецию в октябре 1943 года с группой датских евреев. Их обнаружил патруль «Крипо» ( Криминальная полиция ), а мать Гринхэма получила огнестрельное ранение в живот и через несколько дней скончалась от ран. Согласно мемуарам Эгона Мэдсена, Гринэм повлияла на свой драматический побег на лодке в Швецию, скрываясь в канавах и на церковном чердаке, спасаясь от нацистских патрулей. [5]

Послевоенный

[ редактировать ]

После войны Гринхэм (в роли Лили Пфиффер-Мэдсен) и ее отчим вместе гастролировали и выступали в Швеции и Дании, включая передачу по датскому радио 1947 года, где они исполняли произведения Жоржа Бизе , Франца Легара и Антона Рубинштейна . В 1948 году Гринхэм переехал в Париж, чтобы изучать живопись, впоследствии женился на поэте Питере Гринхэме в Хендоне, Лондон, в 1951 году, а затем вернулся с ним в Австрию в 1952 году для учебы в Академии музыки и исполнительских искусств в Вене. Она и Питер Гринхэм развелись в 1964 году.

Карьера и взрослая жизнь

[ редактировать ]

Вена и звуковая поэзия

[ редактировать ]

Во время учебы в Вене в 1950-х годах Гринхэм проявил сильный интерес к современному искусству и стал участвовать в деятельности Wiener Gruppe (Венской группы), авангардного созвездия австрийских поэтов и писателей, в которое входили Х. К. Артманн и Герхард Рюм . Она стала хорошо известна благодаря радиопередачам и исполнению звуковой и конкретной поэзии многих писателей, поэтов и художников, в том числе Фридриха Ахтлейтнера, Елены Асинс , Алена Ариаса-Миссона , Роналдо Азередо, Боба Коббинга , Питера Гринхэма, Хельмута Хайсенбюттеля и Эрнста Яндла . Гринхэм говорила на нескольких языках, помимо своего родного немецкого, и переняла датский, о чем свидетельствует ее концерт звуковой поэзии на BBC Radio 3 в 1970 году, где она произнесла звуковые стихи на оригинальном испанском, французском и английском языках. [9]

Париж и выставки изобразительного искусства

[ редактировать ]

В 1964 году Гринхэм вернулась в Париж, где присоединилась к Groupe de Recherche d'Art Visuel (GRAV) (Исследовательская группа визуального искусства) художников-оптокинетиков. Инновационные произведения Гринхэма в области оп-арта получили широкое признание и были показаны на нескольких крупных выставках, в том числе «Mouvement 2» (Галерея Дениз Рене , Париж, 1964), [10] Отзывчивый глаз ( Музей современного искусства (МоМа), Нью-Йорк, 1965), [11] Свет и движение (Музей современного искусства, Париж, 1967), [12] Вычислимые формы (Компьютерный центр Мадридского университета, 1969 г.) и 35-я Венецианская биеннале в 1970 г. [13]

Лондон и «лингвистическая музыка»

[ редактировать ]

Гринхэм переехала в Лондон в 1972 году, где она обосновалась до конца своей жизни, и начала сосредотачиваться на своих собственных экспериментах со звуковой поэзией. Она сознательно дистанцировалась от того, чтобы ее считали просто интерпретатором чужой поэзии, особенно как одной из немногих женщин-практиков в области, где преимущественно доминируют мужчины. О своем ощущении себя посторонним она писала в книге «Un Arte de Vivir» («Искусство жизни»), первоначально опубликованной в испанском литературном журнале Inventario 5 (1995).

Когда я был активно вовлечен в одну из дисциплин, которыми активно занимался, я какое-то время отождествлял себя с определенными профессиональными группами, но никогда не был посвящен исключительно какой-либо одной дисциплине. Другие, кажется, тоже это осознавали, потому что в области музыки меня часто называли художником, в изобразительном искусстве меня видели поэтом, в литературных кругах - артистом и так далее... Ни национальности, ни религии, ни профессии, ни какая-либо классификация не охватывает мое собственное представление о себе. Категории не соответствуют ни моему характеру, ни моей душе. Я чужой в чужой стране.

Гринхэм ввела термин «лингвальная музыка» в 1973 году, чтобы описать свои эксперименты с наложением и обработкой катушечных записей собственного голоса. Свой подход она объяснила в каталоге выставки Tekst in geluid (Текст в звуке) в Стеделийк-музее в Амстердаме в 1977 году. [14]

Главной особенностью этих кассет является использование речи в качестве основного элемента. В отличие от традиционного способа «положения слов на музыку», в «лингвистической музыке» речь «предстает как музыка». Произведения «Языковой музыки» не могли быть исполнены вживую. Единственным используемым источником звука является человеческий голос (если не указано иное). Записанный материал обрабатывается электронным способом, и результат порой оставляет слушателя в сомнениях, слушает ли он «электронную музыку» или человеческий голос.

Сочинение и исполнение

[ редактировать ]

В 1974 году она работала в радиофонической мастерской BBC , чтобы реализовать теорию относительности . [15] Эйнштейна используя слова из Специальной теории относительности и играя на связи между словом «электрон», используемым как в физике, так и в электронной музыке. Под детальным руководством Гринхэма, «Относительность» включала в себя значительные инженерные, монтажные и микширующие навыки Пэдди Кингсленда , Питера Хауэлла и Ричарда Йомана-Кларка и в следующем году транслировалась на BBC. [16] хотя этот отрывок был несколько коротким для определенного радиоролика (чуть более 8 минут), на самом деле он транслировался дважды подряд, а короткая ссылка, произнесенная телеведущим Ричардом Бейкером, опустилась в пробел. В 1975 году «Относительность» выиграла приз в области электроакустической музыки на престижном 5-м Международном фестивале экспериментальной музыки в Бурже. В том же году она работала с энергичным Хью Дэвисом в студии электронной музыки Голдсмитс Лондонского университета над созданием шт . Трафик . В «Circulation» (1975/6), стереофонической версии своего стихотворения « Трафик» на французском языке , Гринхэм исследовала ранние методы цифровой выборки — задолго до появления коммерческих сэмплеров — используя компьютер PDP-8 в Университетском колледже в Кардиффе с программным обеспечением, созданным программистом. Маркус Уэст.

Гринхэм продолжал выступать вживую по всей Европе, Северной Африке и Северной Америке на протяжении 1970-х и в 1980-х годах, давая бесплатные импровизационные выступления вместе с датским саксофонистом Джоном Чикаи и трио Боба Даунса Open Music. [17] В 1976 году она гастролировала по Голландии с Хью Дэвисом и Питером Кьюсаком . Гринхэм снова выступил на Международном фестивале экспериментальной музыки в Бурже в 1978 году, где были исполнены «7 согласных в пространстве» , «Движении» и «Обращении» .

Помимо своей собственной работы, Гринхэм участвовала во многих исполнениях современной музыки в 1960-х и 70-х годах, озвучивая и другие партии для произведений Джорджа Брехта , Джона Кейджа , Корнелиуса Кардью , Дитера Шнебеля , Эдгара Вареза и Ла Монте Янга . Одним из примеров была «Materials pour Monuments» в La Vieille Grille в Париже в январе/феврале 1968 года, где Гринхэм выступал вместе с такими исполнителями, как Кейт Хамбл и Серж Черепнин , последний был одним из разработчиков системы синтезатора Serge Modular .

Обучение и дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

При жизни Гринхэм была приглашенным репетитором в ряде учебных заведений, в том числе во всемирно известной Летней школе Барри при Педагогическом колледже Гламорган в Уэльсе. [18] где она преподавала на курсах «Основы творчества» и «Кинетика цвета», а также в других смешанных медиа-проектах. Барри был известен своим новаторским подходом к художественному образованию, который ежегодно привлекал студентов со всего мира, а другие курсы предлагались в таких разнообразных областях, как валлийская литература, парусный спорт, шляпное производство, регби и кукольное искусство. [19] Среди известных преподавателей искусств были Джордж Брехт , Джеффри Стил , Патрик Хьюз , Энн Саттон и Том Хадсон .

В более позднем возрасте Гринхэм все больше посвящала свое время писательству, созданию произведений искусства с использованием ранних программ компьютерной графики и сотрудничеству с режиссерами, в том числе с Лис Роудс и Джо Дэвис в фильме «Держись минутку» (1983), входящем в серию короткометражных фильмов, созданных для Канал 4. [20] Гринхэм умер 31 октября 2001 года в Лондоне в возрасте 77 лет.

Наследие

[ редактировать ]

Lingual Music , сборник ее работ на двух компакт-дисках, был выпущен Paradigm Discs в 2007 году с примечаниями композитора Майкла Парсонса . Ее единственная опубликованная книга стихов « Настройтесь на реальность!» , было переиздано изданием Distance No Object в 2022 году, [21] Первоначально он появился в 1974 году тиражом около 100 экземпляров на Форуме писателей Боба Кобббинга . Ее архив аудиозаписей, произведений искусства и документов сейчас хранится в Специальных коллекциях Голдсмитс Лондонского университета . После ее смерти ее спасли из ее муниципальной квартиры, и впоследствии за ними присматривали близкие друзья и коллеги Хью Дэвис, Майкл Парсонс, Макс Истли и бывший муж Питер Гринхэм.

Первая масштабная ретроспективная выставка ее звуковых и визуальных работ — «Лили Гринхэм: Искусство жизни» — открылась в Badischer Kunstverein в Карлсруэ , Германия, 8 марта 2024 года (продлится до 26 мая). [22] Он ознаменовал столетие со дня ее рождения и был реализован в сотрудничестве с Goldsmiths, Лондонским университетом и журналом Bricks from the Kiln .

Дискография

[ редактировать ]

Под своим именем

  • Международные языковые эксперименты 50-60-х годов / Тенденциозная неосемантика, 1970 г. На английском языке , издание Hoffmann, S-1 (LP) (1970). [23]
  • Tune In To Reality , издание OT London, (кассета) (1974). Ограниченное издание из 100 стереокассет диаметром 1/4 дюйма с машинописным списком треков на цветной карточке. [24]
  • Лингвальная музыка , диски Paradigm, PD22 (2 компакт-диска) (2007). [17]

С разными артистами

  • Конкретная поэзия – Звуковая поэзия – Артикуляции ; Анастасия Битзос (LP) (1966). Ограниченный выпуск 100 экземпляров; документация выступлений в Кунстхалле Берн, Швейцария.
  • International Sound Poetry 1 и 2 , Editions Jean-Michel Place, K7 № 1/10006 и K7 № 2/10007 (2 кассеты) (1979). (Гринхэм, Лили; Семь согласных в пространстве ).
  • Breathingspace/79 (Sound Poetry) , Watershed Tapes, C-2003 (2 кассеты) (1979). (Гринхэм, Лили; 7 согласных в космосе ) [25]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Пфеффер-Лакс, Рена» . Австрийский музыкальный словарь онлайн . Проверено 26 февраля 2023 г.
  2. ^ «Выступления с Реной Пфаффер-Лакс» . Венская государственная опера . Проверено 26 февраля 2023 г.
  3. ^ Цивкач, Ольга (2020). Рена Пфиффер-Лакс-Мэдсен — «Женщина Карузо»: очерк жизни и творчества . Ивано-Франковск: Общество польской культуры Францишека Карпийского.
  4. ^ «Первый транспорт Дахау из Вены, 1 апреля 1938 года» . Архив документации австрийского сопротивления (DÖW) . Проверено 25 февраля 2023 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Мэдсен, Эгон. «Датский гигль» . aabakken.dk . Проверено 12 декабря 2022 г.
  6. ^ Гринхэм, Лили (1995). «Un Arte de Vivir (Искусство жизни)». Инвентарио (5).
  7. ^ Эбер, Ирен (2012). Военный Шанхай и еврейские беженцы из Центральной Европы . Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH & Co. KG.
  8. ^ «База данных переживших и жертв Холокоста» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 25 февраля 2023 г.
  9. ^ «Лили Гринхэм: Концерт звуковой поэзии». BBC Radio Times (2409). 14 января 1970 года.
  10. ^ «Выставки 1951-1971 гг.» . Галерея Дениз Рене . Проверено 26 февраля 2023 г.
  11. ^ «Отзывчивый глаз, 1965» . МоМА . Проверено 15 января 2023 г.
  12. ^ «Архив выставки Свет и движение » . Музеи города Парижа . Проверено 14 декабря 2022 г.
  13. ^ Каталог 35-й Международной художественной биеннале в Венеции . Венеция: Биеннале. 1970.
  14. ^ «Текст в звуке, Стеделикский музей (1977)» (PDF) . Моноскоп . Проверено 26 февраля 2023 г.
  15. ^ Бриско, Десмонд; Кертис-Брэмвелл, Рой (1983). Радиофонический семинар BBC — первые 25 лет . Лондон: Британская радиовещательная корпорация.
  16. ^ «Семинар: Относительность Лили Гринхэм». BBC Radio Times (2683). 18 апреля 1975 года.
  17. ^ Перейти обратно: а б «Лили Гринэм — Лингвальная музыка» . Парадигмальные диски . Проверено 25 февраля 2023 г.
  18. ^ Льюис, Элизабет Мэтью (июнь 1966 г.). «Летняя школа в Уэльсе» . Художественное образование . 19 (6): 17–19 . Проверено 3 февраля 2024 г.
  19. ^ «Проспект летней школы Барри 1966 года» . Проверено 3 февраля 2024 г.
  20. ^ Родос, Лис; Дэвис, Джо. «Подожди минутку / Тайгер Лили» . Люкс Онлайн . Проверено 25 февраля 2023 г.
  21. ^ Гринхэм, Лили. «Настройтесь на реальность!» . Расстояние без объекта . Проверено 25 февраля 2023 г.
  22. ^ «Лили Гринхэм: Искусство жизни» . электронный поток . Проверено 12 марта 2024 г.
  23. ^ «Лили Гринхэм: Международные языковые эксперименты 50-60-х годов / Тенденциозная неосемантика 1970 года на английском языке» . Дискогс . Проверено 25 февраля 2023 г.
  24. ^ «Лили Гринэм — Настройтесь на реальность (кассета)» . Ленточный маг . Проверено 31 января 2024 г.
  25. ^ «Разное: Breathingspace79 (Звуковая поэзия)» . Дискогс . Проверено 25 февраля 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b7760aaa481ed3895d78c1df72a728d1__1720497840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/d1/b7760aaa481ed3895d78c1df72a728d1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lily Greenham - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)