Лили Гринэм
Лили Гринэм | |
---|---|
![]() Фотография Лили Гринхэм в датском паспорте, примерно начало 1950-х годов. | |
Рожденный | Лили Генриетта Лакс 4 января 1924 г. Вена, Австрия |
Умер | 31 октября 2001 г. (77 лет) Лондон, Англия |
Другие имена | Лилиана Лаксовна, Лили Лакс, Лили Пфаффер-Мэдсен |
Род занятий | оперный певец, художник, перформер, саунд-поэт, композитор |
Годы активности | 1947-1995 |
Известный | звуковая поэзия, конкретная поэзия, «Языковая музыка» |
Супруг (а) | Питер Гринхэм (м. 1951; дивизия 1964) |
Дети | никто |
Родители) | Доктор Габриэль Лакс, Рена Пфаффер-Лакс |
Лили Генриетта Гринхэм (4 января 1924 — 31 октября 2001) — датская художница, исполнительница, композитор и ведущая сторонница звуковой и конкретной поэзии австрийского происхождения .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Вена
[ редактировать ]Гринхэм родился в Вене , Австрия , 4 января 1924 года и был единственным ребенком в семье Рены Пфиффер-Лакс и доктора Габриэля Лакса, оба польско-украинско-еврейского происхождения. [1] Ее мать была известной оперной певицей сопрано из Пшемысля, выступавшей в Венской народной опере , Венской государственной опере , [2] и на различных международных площадках в 1920-е и 30-е годы. Ее отец был юристом, импресарио и бывшим комиссаром полиции из Бережан . [3] Ее родители развелись в 1929 году, а мать позже снова вышла замуж за датского певца Эгона Мэдсена в Копенгагене в 1933 году. [1] Лили до апреля 1938 года была ученицей прогрессивной школы Ральгассе в Вене, среди выпускников которой также филолог Гертруда Херцог-Хаузер , актриса и журналистка Лина Лоос , модельер (и спутница жизни Густава Климта ) Эмили Луиза Флёге и физик-ядерщик Мариетта Блау. .
Побег в Данию
[ редактировать ]В апреле 1938 года ее отец был среди первой волны видных еврейских граждан, арестованных в Вене и отправленных в концентрационный лагерь Дахау после присоединения Австрии к Германскому рейху . [4] Гринхэм сбежала в Копенгаген, чтобы воссоединиться со своей матерью благодаря усилиям отчима, который получил для нее выездную визу. [5] В пятнадцать лет мать Гринхэма начала давать ей уроки пения, и она выучила репертуар из песен и оперных арий. [6] Позже Мэдсен добился освобождения отца Гринхэма из концентрационного лагеря Бухенвальд в ноябре 1938 года. Ее отец отправился в Шанхай нашли убежище около 20 000 немецких, австрийских и польских евреев , чтобы работать журналистом, где во время Второй мировой войны . [7] Он умер там в апреле 1944 года. [8]
Побег в Швецию
[ редактировать ]После немецкой оккупации Дании в 1940 году мать Гринхэма попыталась бежать в Швецию в октябре 1943 года с группой датских евреев. Их обнаружил патруль «Крипо» ( Криминальная полиция ), а мать Гринхэма получила огнестрельное ранение в живот и через несколько дней скончалась от ран. Согласно мемуарам Эгона Мэдсена, Гринэм повлияла на свой драматический побег на лодке в Швецию, скрываясь в канавах и на церковном чердаке, спасаясь от нацистских патрулей. [5]
Послевоенный
[ редактировать ]После войны Гринхэм (в роли Лили Пфиффер-Мэдсен) и ее отчим вместе гастролировали и выступали в Швеции и Дании, включая передачу по датскому радио 1947 года, где они исполняли произведения Жоржа Бизе , Франца Легара и Антона Рубинштейна . В 1948 году Гринхэм переехал в Париж, чтобы изучать живопись, впоследствии женился на поэте Питере Гринхэме в Хендоне, Лондон, в 1951 году, а затем вернулся с ним в Австрию в 1952 году для учебы в Академии музыки и исполнительских искусств в Вене. Она и Питер Гринхэм развелись в 1964 году.
Карьера и взрослая жизнь
[ редактировать ]Вена и звуковая поэзия
[ редактировать ]Во время учебы в Вене в 1950-х годах Гринхэм проявил сильный интерес к современному искусству и стал участвовать в деятельности Wiener Gruppe (Венской группы), авангардного созвездия австрийских поэтов и писателей, в которое входили Х. К. Артманн и Герхард Рюм . Она стала хорошо известна благодаря радиопередачам и исполнению звуковой и конкретной поэзии многих писателей, поэтов и художников, в том числе Фридриха Ахтлейтнера, Елены Асинс , Алена Ариаса-Миссона , Роналдо Азередо, Боба Коббинга , Питера Гринхэма, Хельмута Хайсенбюттеля и Эрнста Яндла . Гринхэм говорила на нескольких языках, помимо своего родного немецкого, и переняла датский, о чем свидетельствует ее концерт звуковой поэзии на BBC Radio 3 в 1970 году, где она произнесла звуковые стихи на оригинальном испанском, французском и английском языках. [9]
Париж и выставки изобразительного искусства
[ редактировать ]В 1964 году Гринхэм вернулась в Париж, где присоединилась к Groupe de Recherche d'Art Visuel (GRAV) (Исследовательская группа визуального искусства) художников-оптокинетиков. Инновационные произведения Гринхэма в области оп-арта получили широкое признание и были показаны на нескольких крупных выставках, в том числе «Mouvement 2» (Галерея Дениз Рене , Париж, 1964), [10] Отзывчивый глаз ( Музей современного искусства (МоМа), Нью-Йорк, 1965), [11] Свет и движение (Музей современного искусства, Париж, 1967), [12] Вычислимые формы (Компьютерный центр Мадридского университета, 1969 г.) и 35-я Венецианская биеннале в 1970 г. [13]
Лондон и «лингвистическая музыка»
[ редактировать ]Гринхэм переехала в Лондон в 1972 году, где она обосновалась до конца своей жизни, и начала сосредотачиваться на своих собственных экспериментах со звуковой поэзией. Она сознательно дистанцировалась от того, чтобы ее считали просто интерпретатором чужой поэзии, особенно как одной из немногих женщин-практиков в области, где преимущественно доминируют мужчины. О своем ощущении себя посторонним она писала в книге «Un Arte de Vivir» («Искусство жизни»), первоначально опубликованной в испанском литературном журнале Inventario 5 (1995).
Когда я был активно вовлечен в одну из дисциплин, которыми активно занимался, я какое-то время отождествлял себя с определенными профессиональными группами, но никогда не был посвящен исключительно какой-либо одной дисциплине. Другие, кажется, тоже это осознавали, потому что в области музыки меня часто называли художником, в изобразительном искусстве меня видели поэтом, в литературных кругах - артистом и так далее... Ни национальности, ни религии, ни профессии, ни какая-либо классификация не охватывает мое собственное представление о себе. Категории не соответствуют ни моему характеру, ни моей душе. Я чужой в чужой стране.
Гринхэм ввела термин «лингвальная музыка» в 1973 году, чтобы описать свои эксперименты с наложением и обработкой катушечных записей собственного голоса. Свой подход она объяснила в каталоге выставки Tekst in geluid (Текст в звуке) в Стеделийк-музее в Амстердаме в 1977 году. [14]
Главной особенностью этих кассет является использование речи в качестве основного элемента. В отличие от традиционного способа «положения слов на музыку», в «лингвистической музыке» речь «предстает как музыка». Произведения «Языковой музыки» не могли быть исполнены вживую. Единственным используемым источником звука является человеческий голос (если не указано иное). Записанный материал обрабатывается электронным способом, и результат порой оставляет слушателя в сомнениях, слушает ли он «электронную музыку» или человеческий голос.
Сочинение и исполнение
[ редактировать ]В 1974 году она работала в радиофонической мастерской BBC , чтобы реализовать теорию относительности . [15] Эйнштейна используя слова из Специальной теории относительности и играя на связи между словом «электрон», используемым как в физике, так и в электронной музыке. Под детальным руководством Гринхэма, «Относительность» включала в себя значительные инженерные, монтажные и микширующие навыки Пэдди Кингсленда , Питера Хауэлла и Ричарда Йомана-Кларка и в следующем году транслировалась на BBC. [16] хотя этот отрывок был несколько коротким для определенного радиоролика (чуть более 8 минут), на самом деле он транслировался дважды подряд, а короткая ссылка, произнесенная телеведущим Ричардом Бейкером, опустилась в пробел. В 1975 году «Относительность» выиграла приз в области электроакустической музыки на престижном 5-м Международном фестивале экспериментальной музыки в Бурже. В том же году она работала с энергичным Хью Дэвисом в студии электронной музыки Голдсмитс Лондонского университета над созданием шт . Трафик . В «Circulation» (1975/6), стереофонической версии своего стихотворения « Трафик» на французском языке , Гринхэм исследовала ранние методы цифровой выборки — задолго до появления коммерческих сэмплеров — используя компьютер PDP-8 в Университетском колледже в Кардиффе с программным обеспечением, созданным программистом. Маркус Уэст.
Гринхэм продолжал выступать вживую по всей Европе, Северной Африке и Северной Америке на протяжении 1970-х и в 1980-х годах, давая бесплатные импровизационные выступления вместе с датским саксофонистом Джоном Чикаи и трио Боба Даунса Open Music. [17] В 1976 году она гастролировала по Голландии с Хью Дэвисом и Питером Кьюсаком . Гринхэм снова выступил на Международном фестивале экспериментальной музыки в Бурже в 1978 году, где были исполнены «7 согласных в пространстве» , «Движении» и «Обращении» .
Помимо своей собственной работы, Гринхэм участвовала во многих исполнениях современной музыки в 1960-х и 70-х годах, озвучивая и другие партии для произведений Джорджа Брехта , Джона Кейджа , Корнелиуса Кардью , Дитера Шнебеля , Эдгара Вареза и Ла Монте Янга . Одним из примеров была «Materials pour Monuments» в La Vieille Grille в Париже в январе/феврале 1968 года, где Гринхэм выступал вместе с такими исполнителями, как Кейт Хамбл и Серж Черепнин , последний был одним из разработчиков системы синтезатора Serge Modular .
Обучение и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]При жизни Гринхэм была приглашенным репетитором в ряде учебных заведений, в том числе во всемирно известной Летней школе Барри при Педагогическом колледже Гламорган в Уэльсе. [18] где она преподавала на курсах «Основы творчества» и «Кинетика цвета», а также в других смешанных медиа-проектах. Барри был известен своим новаторским подходом к художественному образованию, который ежегодно привлекал студентов со всего мира, а другие курсы предлагались в таких разнообразных областях, как валлийская литература, парусный спорт, шляпное производство, регби и кукольное искусство. [19] Среди известных преподавателей искусств были Джордж Брехт , Джеффри Стил , Патрик Хьюз , Энн Саттон и Том Хадсон .
В более позднем возрасте Гринхэм все больше посвящала свое время писательству, созданию произведений искусства с использованием ранних программ компьютерной графики и сотрудничеству с режиссерами, в том числе с Лис Роудс и Джо Дэвис в фильме «Держись минутку» (1983), входящем в серию короткометражных фильмов, созданных для Канал 4. [20] Гринхэм умер 31 октября 2001 года в Лондоне в возрасте 77 лет.
Наследие
[ редактировать ]Lingual Music , сборник ее работ на двух компакт-дисках, был выпущен Paradigm Discs в 2007 году с примечаниями композитора Майкла Парсонса . Ее единственная опубликованная книга стихов « Настройтесь на реальность!» , было переиздано изданием Distance No Object в 2022 году, [21] Первоначально он появился в 1974 году тиражом около 100 экземпляров на Форуме писателей Боба Кобббинга . Ее архив аудиозаписей, произведений искусства и документов сейчас хранится в Специальных коллекциях Голдсмитс Лондонского университета . После ее смерти ее спасли из ее муниципальной квартиры, и впоследствии за ними присматривали близкие друзья и коллеги Хью Дэвис, Майкл Парсонс, Макс Истли и бывший муж Питер Гринхэм.
Первая масштабная ретроспективная выставка ее звуковых и визуальных работ — «Лили Гринхэм: Искусство жизни» — открылась в Badischer Kunstverein в Карлсруэ , Германия, 8 марта 2024 года (продлится до 26 мая). [22] Он ознаменовал столетие со дня ее рождения и был реализован в сотрудничестве с Goldsmiths, Лондонским университетом и журналом Bricks from the Kiln .
Дискография
[ редактировать ]Под своим именем
- Международные языковые эксперименты 50-60-х годов / Тенденциозная неосемантика, 1970 г. На английском языке , издание Hoffmann, S-1 (LP) (1970). [23]
- Tune In To Reality , издание OT London, (кассета) (1974). Ограниченное издание из 100 стереокассет диаметром 1/4 дюйма с машинописным списком треков на цветной карточке. [24]
- Лингвальная музыка , диски Paradigm, PD22 (2 компакт-диска) (2007). [17]
С разными артистами
- Конкретная поэзия – Звуковая поэзия – Артикуляции ; Анастасия Битзос (LP) (1966). Ограниченный выпуск 100 экземпляров; документация выступлений в Кунстхалле Берн, Швейцария.
- International Sound Poetry 1 и 2 , Editions Jean-Michel Place, K7 № 1/10006 и K7 № 2/10007 (2 кассеты) (1979). (Гринхэм, Лили; Семь согласных в пространстве ).
- Breathingspace/79 (Sound Poetry) , Watershed Tapes, C-2003 (2 кассеты) (1979). (Гринхэм, Лили; 7 согласных в космосе ) [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Пфеффер-Лакс, Рена» . Австрийский музыкальный словарь онлайн . Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ «Выступления с Реной Пфаффер-Лакс» . Венская государственная опера . Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ Цивкач, Ольга (2020). Рена Пфиффер-Лакс-Мэдсен — «Женщина Карузо»: очерк жизни и творчества . Ивано-Франковск: Общество польской культуры Францишека Карпийского.
- ^ «Первый транспорт Дахау из Вены, 1 апреля 1938 года» . Архив документации австрийского сопротивления (DÖW) . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мэдсен, Эгон. «Датский гигль» . aabakken.dk . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Гринхэм, Лили (1995). «Un Arte de Vivir (Искусство жизни)». Инвентарио (5).
- ^ Эбер, Ирен (2012). Военный Шанхай и еврейские беженцы из Центральной Европы . Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH & Co. KG.
- ^ «База данных переживших и жертв Холокоста» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ «Лили Гринхэм: Концерт звуковой поэзии». BBC Radio Times (2409). 14 января 1970 года.
- ^ «Выставки 1951-1971 гг.» . Галерея Дениз Рене . Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ «Отзывчивый глаз, 1965» . МоМА . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ «Архив выставки Свет и движение » . Музеи города Парижа . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ Каталог 35-й Международной художественной биеннале в Венеции . Венеция: Биеннале. 1970.
- ^ «Текст в звуке, Стеделикский музей (1977)» (PDF) . Моноскоп . Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ Бриско, Десмонд; Кертис-Брэмвелл, Рой (1983). Радиофонический семинар BBC — первые 25 лет . Лондон: Британская радиовещательная корпорация.
- ^ «Семинар: Относительность Лили Гринхэм». BBC Radio Times (2683). 18 апреля 1975 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Лили Гринэм — Лингвальная музыка» . Парадигмальные диски . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ Льюис, Элизабет Мэтью (июнь 1966 г.). «Летняя школа в Уэльсе» . Художественное образование . 19 (6): 17–19 . Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ «Проспект летней школы Барри 1966 года» . Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ Родос, Лис; Дэвис, Джо. «Подожди минутку / Тайгер Лили» . Люкс Онлайн . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ Гринхэм, Лили. «Настройтесь на реальность!» . Расстояние без объекта . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ «Лили Гринхэм: Искусство жизни» . электронный поток . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ «Лили Гринхэм: Международные языковые эксперименты 50-60-х годов / Тенденциозная неосемантика 1970 года на английском языке» . Дискогс . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ «Лили Гринэм — Настройтесь на реальность (кассета)» . Ленточный маг . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ «Разное: Breathingspace79 (Звуковая поэзия)» . Дискогс . Проверено 25 февраля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- lilygreenham.org , Архив Лили Гринхэм.
- Архив радио Pacifica - Ода гравитации: Звуковая поэзия Лили Гринхэм : интервью Чарльза Амирханяна (1972).
- Работы Лили Гринхэм, проводимые ZKM (Центром искусства и медиа), Карлсруэ, Германия.
- Лили Гринхэм, Коллаж (1964) из коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
- Лили Гринхэм - Информель, Оп-Арт, Лингвальная музыка (2007) , Neue Gallerie Graz, Австрия.
- Лили Гринхэм, Настройтесь на реальность! (Расстояние без объекта, 2023).