Jump to content

Pochaiv Lavra

Координаты : 50 ° 00'18 "N 25 ° 30'24" E  /  50,00500 ° N 25,50667 ° E  / 50,00500; 25.50667

Pochaiv Lavra
Russian : Свято-Успенская Почаевская Лавра
Общий вид Почаевской лавры
Pochaiv Lavra, что находится в городе Тернопил Область
Pochaiv Lavra
Pochaiv Lavra
Общая информация
Расположение Похаив , Кременетский район , Тернопил Область , Украина
Страна  Украина
Координаты 50 ° 00'18 "N 25 ° 30'24" E  /  50,00500 ° N 25,50667 ° E  / 50,00500; 25.50667
Карта

The Holy Dormition Pochaiv Lavra [1] ( Russian : Свято-Успенская Почаевская Лавра : Sviato - Uspenska Pochaivska Lavra Свято - Успенская Лавра , Polish : Ławra Poczajowska , : , romanized , Русский , ion Почаевская Ternopil Oblast , Ukraine . Монастырь сверху 60-метровый холм в городе Почаев, 18 км к северу от Кременцев и 70 км к северу от Тернопил .

Почаевская Лавра была важным духовным и идеологическим центром восточного православия до 1720 года, затем греко-католицизма до 1831 года, после чего вернулась в лоно русского православия. В декабре 2023 года, после многих лет споров, [2] [3] Постановление Верховного суда Украины лишило Украинскую Православную Церковь (Московский Патриархат) преимущественного контроля над монастырем. [4]

Происхождение

[ редактировать ]

Первое упоминание о монастыре в Почаеве относится к 1527 году, хотя местное предание утверждает, что он был основан тремя веками ранее, во время монгольского нашествия , несколькими беглыми монахами, то ли из Киево-Печерского монастыря , то ли со Святой Горы Афон. . Легенда гласит, что Богородица явилась монахам в виде огненного столба, оставив свой след на скале, на которой стояла. [5] [6] [7] Этот отпечаток стал почитаться местным населением и братией за целебные, лечебные свойства идущей из него воды.

В 16 веке аббатство было достаточно процветающим, чтобы построить каменный собор и проводить оживленную ежегодную ярмарку . Его авторитет еще более укрепился в 1597 году, когда знатная дама Анна Хойская подарила монастырю свои обширные земли и чудотворную икону Богородицы. Этот образ, традиционно известный как Почаевская Богоматерь , был подарен Хойской прохожим болгарским епископом и помог вылечить ее брата от слепоты.

Святой Иов Почаевский

[ редактировать ]

В 1604 году к монашеской общине присоединился Иван Зализо, известный поборник восточного православия в союзе с недавно признанным тогда Московским патриархатом Русской православной церковью и ярый критик Брестской унии . Ранее связанный с типографией князя Острожского , Зализо в 1630 году основал в Почаеве типографию, которая снабжала всю Галичину и Волынь русинской православной богословской литературой. Пресс продолжал функционировать до 1924 года, когда его перевезли сначала в Чехословакию, затем в Мюнхен, а затем, в 1946 году, в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, штат Нью-Йорк .

монастыря Зализо получил монашеское имя Иов и был избран игуменом . Иов ввел строгую дисциплину и другие реформы монашеской жизни. Во время его пребывания в должности монастырю приходилось отражать непрекращающиеся нападки со стороны наследников Хойски, в частности Анджея Фирлея , кастеляна Белза , который подал в суд на монахов из-за завещания своей бабушки. В 1623 году Фирлей совершил набег на монастырь, забрав с собой святую икону и храня ее до 1641 года, пока по решению суда икона наконец не была возвращена монахам. Иов Почаевский скончался 25 октября 1651 года и вскоре был прославлен в лике святых.

В союзе с Римом

[ редактировать ]
Вид на Почаев в начале 1800-х годов.

Во время Збаражской войны 1675 года монастырь был осаждён турецкой армией , которая, по общему мнению, бежала, увидев явление Богородицы в сопровождении ангелов и святого Иова. Согласно традиции, многие турецкие мусульмане, ставшие свидетелями этого события во время осады, впоследствии обратились в христианство. Это событие увековечено в одной из монастырских часовен.

По некоторым данным, в Почаеве постригся в монашество принял Феофан Прокопович , русинский реформатор Русской Православной Церкви ; Впоследствии он посетил монастырь со своим государем Петром Великим в 1712 году.

После 1720 года, когда монастырь был отдан греко-католическим монахам -басилианам . Процесс был обращен вспять из-за, казалось бы, чудесного происшествия. карета графа Николая Базилия Потоцкого В 1759 году у монастырских стен перевернулась . В порыве гнева Потоцкий трижды выстрелил в своего водителя, но все безрезультатно. Списывая эту неудачу на божественное заступничество, Потоцкий поселился в Почаеве и начал осыпать монастырь дарами.

В 1773 году Потоцкий (который изначально был католиком, а затем стал греко-католиком) обратился к Папе с просьбой признать Почаевскую икону чудотворной, а святого Иова - католическим святым. Было принято только первое ходатайство. После смерти Потоцкого в 1782 году он был похоронен в Успенском соборе, строительство которого он субсидировал.

Между Польшей и Россией

[ редактировать ]
The Virgin of Pochaiv, 1840. Ivan Honchar Museum .

В 1795 году в результате Польши третьего раздела Волынь вошла в состав Российской империи . Хотя возвращение греко-католиков в православие началось, российские имперские власти не стали сразу настаивать на конфискации имущества тех, кто предпочел этого не делать. Более того, типографские и религиозные школы в монастыре продолжали использовать латынь , тогда как основным языком общения был польский . первые русофильские Тем не менее именно тогда проявились тенденции.

Через тридцать лет после раздела Польши православный епископ Волыни Стефан написал императору Александру I с просьбой передать Почаевский монастырь Русской православной церкви в 1823 году, но его просьба сначала была отклонена. Однако только девять лет спустя, в 1831 году, после поддержки греко-католиков Ноябрьского восстания , Николай I приказал передать монастырь приверженцам Русской Православной Церкви . Монастырь был переосвящен как православное образование при общении Московского Патриархата 10 октября 1831 года, положив конец 110-летней греко-католической монашеской жизни.

Два года спустя, в 1833 году, Русская Церковь присвоила монастырю статус лавры , хотя во времена василиан он был лаврой. [8] Он также стал летней резиденцией русских православных епископов Волыни. К концу XIX века Почаев стал Меккой православных паломников со всей Российской империи и Балкан . Его политически символический образ как западного форпоста имперского православия (находившегося всего в нескольких километрах от греко-католиков в управляемой Австрией Галиции ) широко использовался в пропаганде панславизма .

В первые дни Первой мировой войны тысячи галицких украинцев совершили паломничество в Лавру, а некоторые обратились в православие после того, как российские имперские войска захватили большую часть Галичины. Битва за Галицию - некоторые славянские элементы в Австро-Венгерской империи армии, сдающиеся русским (ср. российская оккупация Восточной Галиции, 1914–1915 ). В 1915 году Лавра вместе со всей Волынью стала линией фронта между Австрией и Россией Великого отступления (Русского) . Однако грабежи австрийцев в 1915 году были лишь началом долгого пути в ХХ век.

После Октябрьской революции 1917 года, очередного грабежа большевиков , недолговечных украинских движений и польско-советской войны в 1920 году западная Волынь была передана Польше в соответствии с условиями Рижского мира . В 1921 году Лавра оказалась в кризисном состоянии: мало еды и большой физический ущерб, вызванный почти десятилетними беспорядками. Однако самым тревожным фактором для монахов было церковное звено, которому оно должно было подчиняться. Как и большинство русских православных общин, оказавшихся за пределами СССР и, следовательно, вне всякого возможного церковного контроля со стороны преследуемой Русской Православной Церкви , Вселенский Константинопольский Патриархат согласился взять на себя роль Москвы, и Лавра стала частью Польской Православной Церкви в 1923 году.

До конца 1920-х годов Лавра была мирным местом, многие поврежденные здания были отремонтированы. Это был первый полноценный монастырь, имевший собственное электричество. В 1929 году, после прекращения действия декрета Польской республиканской партии о защите русинов, Римско-католическая церковь немедленно начала этим пользоваться. В адрес Лавры поступило более сотни обвинений и требований от православных передать обитель. Несмотря на многочисленные обвинения, Лавра пережила их все и в процессе снова стала самым заметным православным центром Второй Польской Республики .

Новейшая история

[ редактировать ]

Почаевская Лавра оказала косвенное влияние на православие на Западе. Архимандрит Виталий (Максименко), директор монастырской типографии, эвакуировал монастырскую типографию после русской революции. Затем он бежал в Чехословакию , где основал новое братство и возобновил издательскую деятельность. Это новое братство святителя Иова Почаевского переехало из Чехословакии в Германию, а затем и в Америку, где оно присоединилось к Свято-Троицкому монастырю недалеко от Джорданвилля, штат Нью-Йорк , и его настоятелем стал ныне архиепископ Виталий. Таким образом, Свято-Троицкий монастырь продолжил издательское наследие преподобного Иова Почаевского. [9]

В 1939 году по условиям пакта Молотова-Риббентропа Секретного протокола Западная Волынь была присоединена к Украинской ССР . Часть местного населения рассматривала это, по крайней мере первоначально, как форму освобождения от польского владычества. Однако антирелигиозная позиция советского правительства стала новым источником угнетения, хотя украинская форма этого преследования была несколько менее жесткой, чем в русских землях начала 1920-х годов. Лавра самостоятельно перешла в ведение Московского Патриархата , за это время тысячи православных паломников со всего СССР на свой страх и риск воспользовались возможностью посетить монастырь, который, как они опасались, разделит участь всех остальных. в СССР. Этого не произошло, хотя Лавра была тщательно обыскана, монастырский скот, приют и другие коммунальные услуги, которые она предоставляла местному сообществу, были быстро конфискованы, огромное количество посетителей не позволило Советам принять немедленные меры против места, которое снова стал прибежищем православия.

Когда нацистская Германия вторглась в СССР 22 июня 1941 года, немцы не закрыли Лавру, но конфисковали все, что Советы не смогли заполучить. В это время была образована Украинская автокефальная православная церковь . Немцы поддержали эту церковь и насильно передали ей часть православного имущества. Однако Почаевская Лавра отказалась пойти на так называемый раскол. Вместо этого в 1941 году он стал центром «автономистского» движения, которое заявляло о своем юрисдикционном подчинении Москве и в то же время имело право действовать независимо от Москвы, пока Московский Патриарх находился под советским контролем. [10]

Во время Второй мировой войны советская политика в отношении религии, казалось, полностью изменилась. Восстановив патриархат, Русская Православная Церковь (МП) заняла решительную просоветскую позицию в отношении нацистов и участвовала в сопротивлении на территориях, находящихся под нацистами. Несмотря на то, что Лавра была очень заметным центром православия, она не позволяла Лавре играть настолько активную роль, насколько она потенциально могла, тем не менее, она все же обеспечивала убежище местному населению от преследований нацистов. В августе 1944 года Красная Армия освободила Волынь. [ по мнению кого? ] «на этот раз воины поклонились его могучим стенам». [ нужна ссылка ]

Здания монастыря были конфискованы Советским Союзом, и с 1960-х по 2000 год монахи были обязаны платить арендную плату. [11]

После войны Лавра располагалась на территории, где была самая большая концентрация православных приходов в СССР. Его положение форпоста православия на Западной Украине еще больше укрепилось в 1948 году после организованного советским государством Львовского Синода, который расторг Брестскую унию и насильственно распустил греко-католицизм в Восточной Галиции , обратив их в русское православие. Однако послевоенное снисходительное отношение к религии в Советском Союзе быстро закончилось с приходом новой оттепели политики Никиты Хрущева в конце 1950-х годов. В это время Лавра находилась под сильным давлением со стороны советского правительства, подвергалась регулярным рейдам и обыскам, а также постоянному наблюдению. В 1959 году в одном из конфискованных церковных зданий был открыт музей атеизма . Однако, несмотря на это давление, Лавра пережила закрытие и к концу 1970-х годов стала главным богословским центром Украинского экзархата Московского Патриархата в Русской Православной Церкви.

В конце 1980-х годов, после того как Советский Союз ослабил ограничения на религию, бывший Музей атеизма был закрыт и сначала превращен в духовную школу, которая, в свою очередь, в 1991 году стала семинарией. Также в это же время Украинская Греко-Католическая Церковь была возрождена, как и Украинская автокефальная православная церковь . Община Лавры единогласно отвергла всякую симпатию к этим недавно восстановленным общинам, отчасти объясняя их действия некоторыми из наиболее жестоких методов, которые применялись при поддержке националистических военизированных формирований против приходов Русской Православной Церкви. [12]

В противовес этому был сформирован казачий полк для охраны русских православных приходов. Поскольку восстановление Лавры после советских преследований совпало с этими событиями, ее политико-историческое положение как форпоста православия на Западной Украине было еще раз раскрыто. Казаки предотвратили захват православных общин на Волыни и на Украине юрисдикцией греко-католической или Украинской Киевского патриархата (неоднозначная позиция греко-католических храмов и имущества, изъятого для русского православия, осталась неурегулированной. [13]

В 2000 году указами президента Лавры были возвращены церкви во владение, а монахам больше не требовалась арендная плата. [11]

В 2002 году Тернопольский областной совет учредил Кременец-Почаевский государственный историко-архитектурный заповедник и объявил монастырь его частью. Однако в 2003 году по ходатайству монахов Кабинет Министров Украины вывел исторические здания Лавры из заповедника и передал их Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) и монахам на условиях сдачи в аренду. 49 лет, до 1 января 2052 года. [11] [14]

В июле 2014 года Тернопольский областной совет инициировал обращение к премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой расторгнуть договор аренды и вернуть монастырские здания заповеднику. В апреле 2015 года областной совет проголосовал за обращение к Яценюку и его кабинету министров с просьбой вывести монастырь из рук Украинской православной церкви (Московского Патриархата) и превратить его в музей. [11]

В ноябре 2022 года Служба безопасности Украины (СБУ), украинская полиция и Национальная гвардия Украины провели рейд в Лавре после вторжения России в Украину в 2022 году . [15] [14] Это было частью новых обысков, проведенных украинскими правоохранительными органами в помещениях Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). [16]

В январе 2023 года Украинская Греко-Католическая Церковь заявила, что хочет получить право на проведение богослужений в Почаевской лавре. [17] [14]

В феврале 2023 года Тернопольский областной совет создал рабочую группу по изучению законности аренды Украинской православной церковью (Московским патриархатом) лаврского комплекса. [14] В следующем месяце Православная Церковь Украины просит выделить им помещения Лавры «для монашеской жизни, богослужения и другой религиозной деятельности». [14]

Святитель Амфилохий Почаевский

[ редактировать ]
Святая икона Божией Матери Почаевской в ​​золотой диадеме, подаренная Папой Климентом XIV .

12 мая 2002 года Украинская Православная Церковь канонизировала схимонаха Амфилохия (Амфилохия) Почаевского. Амфилохий Почаевский (в миру Яков Головатюк 1894 - 1971) родился 27 ноября 1894 года в селе Малая Иловица Шумского района Тернопольской области на западе Украины . В 1925 году он стал монахом и приобщился к общине Почаевской Лавры. В 1936 году Амфилохию был присвоен сан иеромонаха (иеромонаха). Его целительные дары привлекли внимание многих людей.

Архимандрит Лавры благословил преподобного на это дело и разрешил ему поселиться в небольшой хижине недалеко от кладбища. Летом паломничество к Амфилохию, прозванному тогда отцом Иосифом, увеличивалось, достигая 500 человек ежедневно. 11/12 мая 2002 года он был канонизирован Православной Церковью после того, как церковная комиссия исследовала его жизнь. Накануне Пасхи его мощи были обретены в целости и сохранности. Принять участие в поклонении святителю Амфилохию прибыло более 20 тысяч православных паломников. Многие исцеления происходили, когда люди приходили прикоснуться к его мощам.

С момента обретения независимости Лавра приложила немало усилий, чтобы стать вторым православным центром в Украине после Киево-Печерского монастыря . Первые выпускники его семинарии к настоящему времени получили сан епископа. Издаваемую литературу и иконы на его стенах можно найти по всей Украине, а также за ее пределами – в соседних России и Белоруссии. посещают миллионы православных паломников Древнюю обитель со всего бывшего СССР, Балкан и более отдаленных православных мест.

В лавре доминирует Успенский собор, задуманный Николаем Потоцким как крупнейший из греко-католических храмов и построенный между 1771 и 1783 годами по проекту немецкого архитектора Готфрида Гофмана . Внешний вид собора с двумя высокими башнями, обрамляющими фасад, строго оформлен в стиле, переходном между барокко и неоклассицизмом . несколько вспомогательных построек, в частности зимняя часовня 1862 года и трапезная К главной церкви примыкает 1888 года.

После возвращения греко-католического духовенства в православие богатый и изысканный интерьер собора пришлось полностью отреставрировать, чтобы он соответствовал традиционным православным требованиям. После пожара 1874 года внутренние росписи перекрасил академик Васильев, в котором также участвовал скульптор Полиевский. В соборе находится могила Николая Потоцкого и две величайшие святыни Почаева – след и икона Богородицы.

К юго-востоку от Успенского собора возвышается 65-метровая колокольня , одна из самых высоких в Украине, возведенная в четыре уровня в период с 1861 по 1869 год. Самый большой колокол, отлитый в 1886 году, весит 11,5 тонны.

Рядом находится Троицкий собор, построенный в 1906–1912 годах по возрожденческому проекту Алексея Щусева . Строгий внешний вид собора основан на средневековой северорусской архитектуре, а крыльца украшены символистской мозаикой и картинами Николая Рериха .

Пещерные церкви святого Иова и святых Антония и Феодосия большей частью расположены под землей. Их строительство началось в 1774 году и велось в несколько этапов, последний из которых состоялся в 1860 году. В церкви святого Иова хранится знаменитый дар графини Орловой — серебряный раковик с мощами этого святого.

Среди более поздних построек - две часовни, одна в честь 400-летия перенесения святой иконы Богородицы Анной Хойской была завершена в 1997 году. Другая часовня, в честь второго тысячелетия со дня Рождества Христова, была построена в 2000 году.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Почаевский монастырь» .
  2. ^ [ https://www.unian.info/m/society/10965947-ukraine-s-police-open-criminal-cases-over-lockdown-violations-by-moscow-patriarchate-church-members.html Полиция Украины открыта уголовные дела по факту нарушения режима самоизоляции членами церкви Московского Патриархата, УНИАН (20 апреля 2020)
  3. ^ Юлия Штрук (30 ноября 2023 г.). «Службы безопасности Украины обыскивают связанный с Россией Почаевский монастырь» . Киев Почта .
  4. ^ «Украинские верующие вырвали из-под контроля Москвы знаменитый Почаевский монастырь» . Киев Почта . 7 декабря 2023 г.
  5. ^ О следе Богородицы Николай Лесков писал: «Какого-либо отчетливого сходства с человеческим следом здесь не заметно, но видна, во-первых, темная поверхность цельного камня гранитной скалы, в нескольких местах как бы потрескавшаяся, и в середине его площади имеется значительная продолговатая полость, в форме раковины, узкой, но длинной, как тарелка для рыбы. Такой длины ни одна человеческая нога не бывает».
  6. ^ „Никакого хоть маломальски отчетливого подобия следа ноги человека здесь незаметно, а видна, во-первых, темноватая поверхность сплошного камня гранитной породы, в нескольких местах как бы надтреснувшего, и посреди ее площади есть значительная продолговатая впадина, в форме раковины узкой, но длинной, наподобие подрыбного блюда. В такую длину никакая нога человеческая не бывает.” − Н. С. Лесков. «След ноги Богородицы в Почаеве. (Заметка по поводу статьи кн. Н. С. Голицына)». / «Исторический вестник», 1882, № 10, стр. 227–236. / С. 230
  7. ^ Емелях Л. И. «Происхождение христианского культа» / Л. И. Емелях. - Ленинград : Лениздат, 1971. - 198 с. : ил.; / С. 67
  8. ^ «Икона Почаевской Божией Матери: священная реликвия между Востоком и Западом» (PDF) .
  9. ^ «Строитель церкви – архиепископ Виталий Максименко» . Православная Америка . 1990. Архивировано из оригинала 17 ноября 2017 года . Проверено 13 февраля 2013 г.
  10. ^ Пол Роберт Магокси . (1996). История Украины . Торонто: Издательство Университета Торонто: стр. 628-629.
  11. ^ Jump up to: а б с д «Почаевская лавра на Украине может быть передана государству», Православие , 29 апреля 2015 г.
  12. ^ Джеральдин Фэган, Александр Щипков. «Украинские греко-католики в неоднозначном положении» . Религия, государство и общество, Vol. 29, № 3. 2001.
  13. ^ Джеральдин Фэган, Александр Щипков. «Украинские греко-католики в неоднозначном положении» . Религия, государство и общество, Vol. 29, № 3. 2001.
  14. ^ Jump up to: а б с д и «ПЦУ создает свой монастырь в Почаеве, где сейчас находится Лавра УПЦ МП» . Украинская правда (на украинском языке). 28 марта 2023 г. Проверено 28 марта 2023 г.
  15. ^ " Бог не открывается": как украинцы реагируют на обыск СБУ в Киево-Печерской лавре" . Украинская правда - «Жизнь» (на украинском языке). 11 ноября 2022 г. Проверено 28 марта 2023 г.
  16. ^ «Министерство иностранных дел отвергает утверждение ООН о том, что обыски в церквях, связанных с Москвой, могут носить «дискриминационный характер» » . Киевская газета Independent . 27 марта 2023 г. Проверено 28 марта 2023 г.
  17. ^ «УГКЦ хочет получить право служить в Почаевской лавре» . Украинская правда (на украинском языке). 19 января 2023 г. Проверено 28 марта 2023 г.
  • Амвросий, игумен Почаевский. Сказания о Почаевской Успенской лавре. Почаев, 1878 г.
  • ВП Андрийский. На Почаевской Лавре. Kyiv, 1960.
  • Монастыри Русской Православной Церкви. Москва, 2000.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b8a8ce8fc5c02c0e0dce534a9cf01959__1721479980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/59/b8a8ce8fc5c02c0e0dce534a9cf01959.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pochaiv Lavra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)