Jump to content

Alexey Shchusev

(Перенаправлено из Алексея Шусева )

Alexey Shchusev
Shchusev in 1914
Рожденный ( 1873-10-08 ) 8 октября 1873 г.
Died24 May 1949(1949-05-24) (aged 75)
Alma materImperial Academy of Arts
OccupationArchitect
AwardsStalin Prize
(1940, 1946, 1948, 1952)
Practice
  • 2nd Mosproekt Workshop
    (1932–1937)
  • Akademproekt
    (1938–1948)

Alexey Victorovich Shchusev [ А ] (Русский: Алекс -Викторовиги , 8 октября [ ОС 26 сентября] 1873 - 24 мая 1949 г.) был русским и советским архитектором, который был успешным в течение трех последовательных эпох российской архитектуры - Арт -нуво (широко истолкованный), конструктивизм и стелино -архитектура [ 2 ] Будучи одним из немногих российских архитекторов, которые будут отмечаться как при Романе , так и в коммунистах, став самым украшенным архитектором с точки зрения награжденных сталинских призов . [ 3 ]

В 1900-х годах Шкусев зарекомендовал себя как церковный архитектор и разработал свой протомодернистский стиль, который смешал искусство с архитектурой русского возрождения . Непосредственно перед и во время Первой мировой войны он разработал и построил железнодорожные станции для семьи фон -Мек , в частности, казанский железнодорожный терминал в Москве. После октябрьской революции Шчесв прагматично поддерживал большевиков и был вознагражден контрактом на мавзолей Ленина . Он последовательно спроектировал и построил три мавзолей, два временных и одного постоянного, и контролировал дальнейшее расширение последнего в 1940 -х годах. В 1920 -х и начале 1930 -х годов он успешно принял конструктивистскую архитектуру , но быстро вернулся к историке, когда правительство считало модернизм неуместным для коммунистического государства. Он был одним из членов Ассоциации искусства « Четыре искусства », которая существовала в Москве и Ленинграде в 1924-1931 годах.

His career proceeded smoothly until September 1937, when, after a brief public smear campaign, Shchusev lost all his executive positions and design contracts, and was effectively banished from architectural practice. Modern Russian historians of art agree that the charges of professional dishonesty, plagiarism, and exploitation raised against Shchusev were, for the most part, justified. In the following years he gradually returned to practice, and restored his public image as the patriarch of Stalinist architecture. The causes of his downfall and the forces behind his subsequent recovery remain unknown.

Early years

[edit]

Alexey Shchusev was born in Chișinău (in present-day Moldova, then part of the Russian Empire), as the fourth of five children in the family of a provincial civil administrator.[4] Both his parents died when Alexey was fifteen years old.[5] With the help of older siblings and a scholarship from the Chișinău city council, Alexey and his younger brother Pavel (1880–1957) graduated from the local gymnasium and continued their educations at the university level.[6][b] Pavel, like Alexey, would become an architect and a bridge engineer; he would collaborate with Alexey on bridge projects in Moscow and be the custodian of Alexey's artwork and archive after his death.[7]

In 1891, Alexey left Chișinău and enrolled at the Imperial Academy of Arts in Saint Petersburg.[8][9] In his first years at the Academy, Shchusev attended both architecture and painting classes. In 1894, he joined the class of Leon Benois and concentrated on architecture.[10][11] At about the same time, 1893 or 1894, he designed and built his first tangible project on a private estate in Bessarabia. In 1895, he took his first study tour of Central Asia, with professor Nikolay Veselovsky.[12] In the same year, Shchusev designed and built a crypt chapel in Russo-Byzantine style at the Alexander Nevsky Lavra.[13] Later, according to Shchusev himself, he browsed through the obituaries in a newspaper, and was making cold calls to the families of the deceased. A family member accepted his offer, and Shchusev (still an undergraduate student) received his first commission in Saint Petersburg.[13][14]

In 1896, his last year at the Imperial Academy, Shchusev studied old Northern Russian architecture in Kostroma, Rostov, and Yaroslavl;[15] and the European architecture of Romania and Austria-Hungary.[16] The next year, he graduated from the academy with the right to a state-sponsored tour of Europe.[13][17] While the paperwork for the latter was being prepared, he traveled to Chișinău to marry his fiancée, Maria Karchevskaya.[12][18] He spent the winter of 1897–1898 in Samarkand, with Veselovsky, studying and documenting medieval shrines.[12] This exposure to Islamic architecture would influence his design of the 1898 orientalist Karchevsky House in Chișinău, and later designs for Soviet-era projects built in the Caucasus, Kazakhstan, and Central Asia.[19] In August 1898, Shchusev and his wife started their sixteen-month Grand Tour, via Vienna, Trieste, Italy to Tunisia, and then via Italy to Paris, where Shchusev studied for six months at the Académie Julian.[19][20]

Major architectural projects

[edit]

Religious architecture (1900–1918)

[edit]
Trinity Cathedral of the Pochayiv Lavra
Church in Natalievka [ru]
Church on the Kulikovo Field
Cathedral of the Marfo-Mariinsky Convent
Saint Basil monastery in Ovruch

Upon returning to Saint Petersburg, Shchusev tried to set up an independent practice, but failed to find clients.[21][22] His fortunes changed in 1901–1902, when his design for a new iconostasis for the main cathedral of the Kyiv Pechersk Lavra was noticed approvingly by fellow architects and the Orthodox clergy.[23][24][25] [26] He was appointed as a consultant to the Holy Synod, and soon had the chance to assist Mikhail Nesterov with the repairs to the poorly-built church in Abastumani. Nesterov was impressed, and became Shchusev's patron.[27] Shchusev's contracts with the Kharitonenko [ru] and von Meck families and the charity of Grand Duchess Elisabeth were, to varying degrees, the result of Nesterov's recommendations.[26] In the course of a decade, Shchusev established himself as primarily a church architect, and quickly progressed from historic styles to the creation of his own proto-modernist style, blending Art Nouveau with the Russian Revival tradition.[28] He did not have as much luck in getting lucrative residential and government contracts; his lay buildings of the period are scarce and, as a whole, are distinctly inferior to his churches.[29] Shchusev's church murals, influenced by the works of Viktor Vasnetsov and Mikhail Vrubel, did not impress contemporary observers either. Alexander Blok complained that they were "neither bold, nor religious".[30]

In 1904, the Holy Synod entrusted Shchusev with the restoration of the ruined twelfth century church [ru] in Ovruch.[31] Shchusev's controversial five-domed design in the Byzantine style was much debated by architects and preservationists, but was nevertheless approved for construction in 1907. Further debate followed; and in 1908 Shchusev was forced to submit a revised design, with the help of Pyotr Pokryshkin [ru] and Leonid Vesnin. From 1908 to 1911, the church was rebuilt, according to the revised design.[31]

In 1905, Shchusev was commissioned to design the new cathedral [ru] at the Pochayiv Lavra. The building, executed in Novgorod-Pskov medieval style, and starkly contrasting with its Ukrainian Baroque setting, was also completed in 1911.[32] Thus, Shchusev joined the small circle of builders of very large structures during this time.[33]

The first building to display Shchusev's distinct style was the diminutive chapel at the grave of Natalya Shabelskaya [ru] in Nice (1904–1907).[24] Although Shchusev clearly alluded to medieval Vladimir-Suzdal architecture, he carefully avoided rote stylization. Instead of merely copying his sources, he created his own free-flowing visual language.[24] This approach, common in Art Nouveau and in the nascent modernism, was radically different from contemporary revivalist practice.[24] Another personal touch, already present in the Pochayiv Cathedral,[c] is the deliberate asymmetry of Shchusev's churches. One facade of the church may look perfectly symmetrical, while the other is distinctly irregular.[28] According to Andrey Ikonnikov [ru], in the beginning Shchusev merely imitated the irregularities of medieval churches, but soon went beyond what he found in historical sources and elevated asymmetry and irregularity to an almost grotesque level.[35]

According to Dmitry Chmelnizki [de], the best example of this style is the Saint Basil Monastery in Ovruch, designed in 1907–1909 and completed in 1910: "the strictly functional floorplan, nearly absolute absence of direct borrowings, and the freedom in the treatment of form foreshadow Shchusev's constructivist buildings... thoroughly modern, in spite of clear allusions to Old Russian architecture".[28] According to biographer Kirill Afanasyev [de], the most visually striking is the small church on the Natalievka estate [ru], conceived as a private museum of Russian icons.[36] The best known of Shchusev's churches, and arguably one of the best works of Russian Art Nouveau is the cathedral of the Marfo-Mariinsky Convent in Moscow, which Shchusev designed in collaboration with Nesterov in 1908 and completed in 1912.[37][38] Prior to the outbreak of World War I, Shchusev also designed and built churches in Bari and Sanremo, in Italy; in Cuhureshti in Moldova; and on the Kulikovo Field in Southern Russia.[39][40] The last building to be completed before 1918 was the church of the Brotherhood Cemetery [ru], which was built during the war to administer last rites to the dying soldiers and was demolished in the 1940s.[41][29]

The stylistic classification of Shchusev's churches in Soviet and Russian literature has been heavily influenced by politics. For most of the Soviet period, Art Nouveau was despised as a decadent movement. Stalin-era critics avoided references to Art Nouveau altogether, presenting Shchusev's work as an indigenous, patriotic, and "progressive" art. The official brief biography, written in 1948 for an American audience, omitted church designs altogether.[42]

Late Soviet theory, as outlined by Ikonnikov, placed Shchusev at the evolutionary end of the Neorussian style that emerged around 1880 in the works of Victor Vasnetsov and the Abramtsevo art colony [ru].[43] The style, very different from the "official" Russian Revival, was further developed by Fyodor Schechtel, who introduced the ideas of Finnish Art Nouveau,[44] and ultimately peaked in the works of Shchusev and Vladimir Pokrovsky [ru].[35] Pokrovsky leaned to a "true" recreation of the medieval spirit, while Shchusev was more responsive to Art Nouveau influences.[45] According to Ikonnikov, Shchusev stood above Pokrovsky, due to a combination of his natural intuitive talent, first-hand knowledge of world architecture, and experience in archaeological research.[35] Works by "second-tier" architects such as Ilya Bondarenko were markedly inferior to those of either Shchusev or Pokrovsky.[45]

Railway architecture (1911–1930s)

[edit]
The completed Kazansky Terminal in 2019

In 1911, Shchusev won an invitational competition with his design of the Kazansky rail terminal in Moscow.[46] Work on the proposal continued for at least three more years; the first relatively complete elevations were published in 1913.[46] While the 1911 plans tended toward Shchusev's free-flowing church style, the final result was different.[47] Shchusev decided to break the 220 meter long facade into an asymmetric row of visually separate pavilions, and to use Naryshkin Baroque styling.[48] He visited old towns to study their extant baroque architecture, and used the knowledge thus gained in his design for the exterior of the new building.[49] The design for the staggered corner tower borrows from the Söyembikä Tower and the Borovitskaya Tower, and is at the same time distinctly unique.[50] The clock tower and the clock itself were influenced by St Mark's Clocktower in Venice.[51]

Functionally, the terminal was compromised by cost cuts.[52] Although Shchusev preferred a two-storey floorplan for easier separation and distribution of passenger flow, the client insisted on a cheaper single-storey plan.[52] Construction began in 1913 but was interrupted by World War I and the revolutions of 1917. The team of artists and craftsmen, which united almost all of the Mir iskusstva group, fell apart; but Shchusev managed to retain the core of his architectural assistants. Painter Eugene Lanceray, one of the few reliable sources on the inner workings of the Shchusev firm, stayed with it until the end of his life.[52][53] It took until 1926 to complete and commission the first part of the terminal;[53] the western facade was finished in 1940. The last part of the original plan [ru] was not built until the 1990s. Shchusev's firm also designed adjacent service buildings and the elevated viaduct of the nearby Alekseevskaya railway line [ru] that serves as a picture frame for the terminal.[54]

In 1914–1916, Shchusev also designed a series of station buildings for the new railroad lines in the Upper Volga region.[55] Most of the lesser stations followed a standardized design inspired by Petrine and Elizabethan Baroque.[55] The larger stations, in Krasnoufimsk and Sergach, were styled in Elizabethan Baroque and the Russian version of the Empire style, respectively.[55]

Lenin's Mausoleum (1924, 1929–1930, 1940s)

[edit]
The second (wooden) Lenin Mausoleum
The third (permanent) Lenin Mausoleum. Typically for Shchusev, the two corners of the stylobate are asymmetrical[56]

During the Russian Civil War, Shchusev stayed in Moscow, collaborating with the Bolshevik authorities on urban planning matters. By 1921, he had become the informal doyen of Moscow's community of old-school architects, and was elected chairman of their association, the Moscow Architectural Society (MAO).[57][58][59] His tangible projects of the early 1920s—the 1922–1923 propylaea on Tverskaya Square, the pavilions of the 1923 All-Russian Exhibition of Agriculture and Domestic Industry, and the two temporary Lenin mausoleums of 1924—were not meant to last, and were demolished by the end of the decade.[60][61]

В ночь на 22–23 января 1924 года Шкусев был вызван в Кремль, чтобы получить самое важное комиссию в его жизни, дизайн мавзолеума Ленина . [62][63][d] Причины выбора Шхузева остаются неизвестными. Дмитрий Чмельницки предполагает, что, независимо от политики консервативного планирования Шкусева, он уже стал «архитектором, наиболее близким к элите Коммунистической партии». [ 64 ] Первый, временный деревянный мавзолей был спроектирован в течение ночи и построен за три дня, при температуре, достигающих -30 ° C. [ 65 ] [ 66 ] Из -за отсутствия времени и ресурсов первоначальное предложение Шхузева было сокращено до минимума. [ 67 ] Полученная импровизированная хижина была слишком мала для ее намеченной роли коммунистической святыни; Таким образом, в марте 1924 года Шхузеву было приказано разработать и построить более крупную временную структуру, которая также может функционировать в качестве трибуны для использования правительственными чиновниками. [ 61 ] Второй деревянный мавзолей был построен в апреле и открылся для посетителей в августе 1924 года. [ 68 ]

Пять лет спустя правительство решило, что концепция «прошла испытание временем», и заключило Shchusev контракт на разработку третьего постоянного мавзолей. [ 68 ] [ 64 ] Раннее предложение Shchusev и Isidor Frantsuz [ RU ] было заметно асимметричным, с круглой трибуной в переднем левом углу. [ 69 ] [ 70 ] Правительство отвергло это и поручило архитекторам следовать схеме деревянного мавзолея. [ 68 ] [ 70 ] Полученный дизайн, приписанный Шкусева, Франтуз и дизайнеру интерьера Г.К. Яковлеву, был построен в шестнадцать месяцев в 1929–1930 годах. [ 71 ] [ 70 ] Городская легенда , поддерживаемая местным историком Алексами Клименко, утверждает, что мавзолей был спроектирован исключительно Франтуз. [ 72 ] Последующее исследование восстановило Шхузева на его законное место; Тем не менее, верно, что во время процесса проектирования Шхусев часто выходил из Москвы, оставляя Франтсуз в качестве фактического ведущего архитектора. [ 69 ] [ 72 ]

Как правило, для Shchusev, утвержденный дизайн много раз менялся во время строительства. Первоначально Шкусев хотел одеть листовой на месте бетонную раму [ 73 ] В черном порфире создать иллюзию идеального монолита . [ 74 ] Возможность была потеряна, когда архитекторы заменили большую часть порфира гранитом. [ E ] Shchusev создал иллюзию, что мавзолей изготовлен из твердых гранитных блоков, когда на самом деле он в основном бетон, покрытый тонкими гранитными панелями. [ 74 ] Этот третий мавзолей, поверхностно похожий на его предшественник, утилизируемый с пилястрами и рифлеными панелями ; [ 75 ] В то время как второй деревянный мавзолей наклонился к упрощению неоклассицизма, третий, безусловно, был под влиянием российского авангарда . [ 76 ] Как и церкви Шчесве, мавзолей отчетливо и преднамеренно асимметричен, хотя асимметрия избегает уведомления случайных наблюдателей. [ 56 ] [ f ]

Несмотря на то, что здание и изображение саркофага Ленина внутри стала символами советской москвы, очень мало известно о подземном ядре мавзолея. По состоянию на 2021 год его планы этажей, структурная и вертикальная планировка остаются классифицированными. [ 77 ] Один из публикаций 1930 года показала, что построенный внутренний объем третьего мавзолеума охватывал 2400 кубических метров (85 000 куб. [ 77 ] Дальнейшее расширение последовало в 1939–1946 годах, но единственными видимыми изменениями, приписываемыми исключительно Шкузеву, были перепроектирование саркофага Ленина и правительственного трибунала. [ 78 ] [ 79 ]

Конструктивистские проекты (1923–1932)

[ редактировать ]
Здание военной транспортной академии

Около 1923–1924 гг . Он поддержал новую школу на публике, но никогда не сочетался с конструктивизмом Sensu Stricto , который включал небольшую группу, занимающуюся бесконечным соперничеством с другими авангардными фракциями . Шхусев прямо предупреждал от поверхностных имитаций модернистских идей с неподходящими материалами и неуместными функциями. [ 80 ] Его первое строительство конструктивистского периода, клуб железнодорожных рабочих [ RU ], прилегающий к Казанному терминалу, был переходным дизайном, который противоречил его собственным предупреждениям. [ 53 ] Внешний декор представляет собой грубую имитация барокко, предназначенную для смешивания с историческим терминалом; Но выразительный без загроможденного плана пола, безусловно, модернистский. [ 53 ]

В 1925 году Шхусев принял участие в трех громких архитектурных соревнованиях: разработать Gosprom в Харкиве , центральный телеграф [ RU ] и Государственный банк в Москве. [ 81 ] Все три предложения Шчесва были отчетливо конструктивистскими, и все трое потеряли другим участникам. [ 81 ] В 1928–29 годах Шчесв потерял еще один соревнование, чтобы спроектировать библиотеку Ленина в Москве. [ 82 ] На этот раз он произвел два предложения с почти идентичными планами этажей. [ 82 ] Первое предложение показало симметричный неоклассический фасад и было отвергнуто как «устаревший». [ 82 ] Второй был поразительно модернистским, больше склоняясь к работам Ле Корбюзье и Эриха Мендельона , а не русского конструктивизма. [ 82 ] Соперничающая команда Владимира Шхуко и Владимира Хелфрейха пошла в обратном направлении, от модернизма до ар -деко ; Последнее предложение выиграло конкурс. [ 82 ] Авангардные группы единогласно осуждены «стилистическим двойным погашением» как Шчусева, так и Шкчуко. [ 83 ] Презрение к неизбирательной «вспомогательности» Шкусева сохранялось на протяжении десятилетий, даже пробившись в учебник Советского колледжа 1985 года. [ 84 ] Даже Нестеров пожаловался, что Шкусев был о стилизации, а не стиле . [ 85 ]

Шхузева Первые завершенные конструктивистские здания - санаторий в Матесте и компактное жилое здание [ RU ] в Москве - были задуманы в 1927 году и построены в 1928 году. [ 86 ] Крупнейший из его конструктивистских дизайнов, здание Наркомзума [ RU ] в Москве, было задумано в 1928–1929 годах и завершено в 1933 году. [ 87 ] Истинное авторство дизайна здания, которое, вероятно, находилось под влиянием здания Шокена в Штутгарте , не может быть решено. [ 88 ] All sources credit its design to Alexander Grinberg  [ ru ] and Shchusev. [ 88 ] Гринберг отодвинулся на ранней стадии проекта; Шкусев лично справился с строительством. [ 88 ] Трое мужчин из команды Шчусева произвели большинство черновиков, но только два (Frantsuz и Yakovlev) были зачислены в качестве младших соавторов. [ 88 ]

Одно из последних конструктивистских зданий Shchusev в Москве, военная транспортная академия, была разработана в 1929–1930 годах и завершено в 1934 году. [ 89 ] По словам Дмитрий Чмельницки, это была «одна из лучших работ Шкусева ... настоящая современная архитектура - рациональная, сдержанная, серьезное и мелко нарисованное». [ 89 ] Наконец, в 1930 году Shchusev разработал два конструктивистских гостиничных здания для интуистов . [ 90 ] Отель в Батуми был завершен в 1934 году, отель в Баку в 1938 году. [ 90 ] Недавно созданный интурист был управляется NKVD , поэтому эти отели редко упоминались советскими СМИ. [ 90 ] Невозможно проследить начало сотрудничества Шхузева с Лаврентией Берией в этих проектах; Однако, будучи руководителем организации Коммунистической партии Трансайды , Берия была, ex Officio , прямым клиентом Shchusev. [ 90 ]

Ранний сталинский период (1932–1937)

[ редактировать ]
Московский отель в 1966 году
Новосибирский оперный фасад
The Navoi Theatre in Tashkent
Было здание и tbilisi
Дом архитекторов в Москве (фон)

Архитектурный конкурс для дворца Советов , проведенный на четырех этапах в 1931–1933 годах, совпал с резким поворотом советской архитектуры от модернизма 1920 -х годов до монументального историзма сталинистской архитектуры . Проекты Шкузева, опубликованные в 2001 году, указывают на то, что он, вероятно, ожидал стилистической революции еще в 1931 году. [ 91 ] Однако его первая запись в конкурсе была полностью модернистской, напоминающей Ле Корбюзье и довольно скромный по размеру. [ 92 ] Критики жаловались на то, что это «не похоже на дворец». [ 92 ] Шкусев мудро пропустил вторую, самую рекламную стадию конкурса. Его записи в третьем и четвертых этапах были должным образом неоклассическими, но скучными. [ 93 ] Джозеф Сталин уже сделал свой выбор в пользу Бориса Иофана и с подозрением относился к мотивам Шкусева: «Проект Шкусева - тот же собор Христос Спаситель , но без креста. Возможно, Шхусев надеется добавить крест на более позднее свидание. .. [ 94 ] [ 95 ]

В 1933 году бывшие независимые архитектурные фирмы Москвы были национализированы и реорганизованы в десять государственных семинаров. [ 96 ] Shchusev был назначен руководителем 2 -й государственной мастерской, довольно большой дизайнерской фирмы, в которой работала десятки профессиональных архитекторов и инженеров. [ 96 ] [ 97 ] Некоторые из них, такие как Дмитрий Чечулин , Алексей Рухладев [ ru ] и тандем Леонида Saullyev [ ru ] и Освальд Стапран [ Ru ] - управляли своими собственными проектными командами . [ 96 ] Оставшийся персонал сформировал личную команду Шхузева, «фирму в фирме». [ 97 ]

В то время как соревнования для дворца Советов все еще разворачивались, Шческе было дано указание взять на себя постоянные громкие конструктивистские проекты, а также перепроектировать и завершить их в «неоклассическом стиле». [ 98 ] Первые три жертва сталинистского «улучшения» стали гигантским театром в Новосибирске (оригинальный дизайн Александра Гринберга [ RU ] , 1928–1931); Театр Мейерхолд в Москве ( Михаил Бархин [ Ру ] , Сергеи Вахтангов и Всеволод Мейерхолд , 1930–1931); и Московский отель (Леонид Saullyev и Oswald Stapran, 1931). [ 98 ]

В случае московского отеля, поглощение Шкусева было публично объяснено как необходимое из -за неопытности Saulelyev и Stapran, которые якобы допустили слишком много ошибок дизайна и не смог их исправить. [ 98 ] Согласно Chmelnizki, Savelyev и Stapran были достаточно компетентны, чтобы завершить свой первоначальный дизайн; [ 98 ] Но, как и большинство выпускников Vkhutemas , им не хватало классического образования изобразительного искусства , которое было обязательным условием для «стилистических улучшений». [ 98 ] Таким образом, в апреле -мая 1932 г. правительство назначило Шхузева и Бруно Таута в качестве совместных менеджеров проекта. [ G ] [ 99 ] К концу года Таут выпал; [ 100 ] и Шкусев взял на себя полную ответственность. [ 101 ] Первая часть отеля, модифицированная в соответствии с дизайном Shchusev, была открыта в декабре 1935 года. [ 101 ] Чем дольше северо -западный фасад получил положительные отзывы, но более высокий и более короткий юго -западный фасад пришел за большую критику из -за его пропорций и заметного асимметричного декора. [ 102 ] [ 103 ] На этот раз асимметрия была принудительной специальной реакцией на структурную слабость бывшего здания Grand Hotel, который был включен в новый отель. [ 103 ] Театрам в Новосибирске и Москве были менее удачливыми. Первый был завершен для внешнего дизайна Shchusev в 1945 году, потеряв внутренние инновации Гринберга в процессе. [ 101 ] Последний был завершен до неописуемого дизайна Дмитрий Чечулин в 1940 году, как Чайковский зал [ ru ] . [ 96 ]

В 1934–1936 гг. Семинар Шкусева предложил большое количество щедрых, эклектичных , а иногда и совершенно невероятных зданий для Москвы, предвещающих поздний сталинистский стиль послевоенных лет. [ 104 ] [ 105 ] Только один из них [ ru ] будет построен. [ 104 ] Театр в Ташкенте , разработанный в тот же период, будет построен в 1940-х годах, в упрощенной, уменьшенной форме. [ 104 ] Шкузев намного лучше в регионе Кавказа . [ 106 ] В 1933 году он выиграл соревнование в Институте Маркса-Энгелс-Ленина (Имель) в Тбилиси . [ 106 ] Проект, спонсируемый и контролируемый Берией, [ 107 ] был завершен в 1938 году и мгновенно стал ориентиром сталинской архитектуры. [ 106 ] Он отдаленно напоминает Альберт Кан 1913 года связь , хотя может быть чисто случайной. [ 106 ]

Позор и восстановление (1937–1938)

[ редактировать ]

30 августа 1937 года, на пике Великой Чистки , Правда опубликовала разоблачение Saulelyev и Stapran, обвиняющую Шхузева в плагиате , нечестности, «контрреволюционном мышлении» и «укрывании врагов государства». [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ] В течение недели кампания мазок обошлась в общественное моббинг . [ 112 ] [ 109 ] [ 110 ] Новые обвинения варьировались от «антисоветской физиогномии » до того, что имели контакты с выполненным Михаилом Тухачевским и множественными пунктами преднамеренного разрушения . [ 113 ] Каро Алабиан , лидер Сталинистского Союза советских архитекторов [ RU ] , организовал «единогласное негодование» своей московской ячейкой и выгнал Шхусева из Союза. [ 114 ] Дмитрий Чечулин , доверенный заместитель Шкусева в мастерской, присоединился к «безумию чистки», [ 110 ] вместе со многими из его бывших партнеров. К концу сентября Шкусев был уволен с всех своих управленческих должностей; Его председатель 2 -й государственной мастерской перешел в Чечулин. [ 115 ] [ 112 ] [ 116 ] Новый босс немедленно уволил тех, кто сочувствовал Шкусеву, и распространил свои текущие проекты другим помощникам. [ 115 ] Очень немногие люди, в частности, Юджин Лансерай и Виктор Веснин , осмелились защитить Шкусева на публике. [ 115 ] Журналы, опубликованные в октябре, благоприятно рассмотрели здание Шкусева, но не упомянули имя архитектора. [ 117 ]

По словам Хью Хадсона и Карла Шлёгеля , атака на Шхузева была организована Алабином в попытке покорить независимых профессионалов, которые стояли на пути Союза Советских Архитекторов. [ 110 ] [ 118 ] В кампании погибли менее известных урбанистов Соломона Лизагора [ RU ] и Михаила Окхитовича ; Но, по словам Шлёгеля, его истинной целью было старшее поколение устоявшихся архитекторов, таких как Shchusev. [ 118 ] Марк Мерович согласен с мотивом, но не называет Алабиана или какого -либо конкретного человека. [ 109 ] Согласно Дмитрии Чмельницки, ни люди, стоящие за нападением, ни их мотивы не могут быть установлены с какой -либо уверенностью. [ 108 ] Одним из возможных предложений, упомянутых в мемуарах Никиты Хрушчева , было общественное сострадание Шкусева к недавно казненной Ионе Якир . [ 108 ] [ H ] [ 119 ] Хрущев писал, что «все это было сообщено Сталину, но Сталин сдержался и не сделал никакого движения против Шкусева». [ 119 ] [ 120 ] В качестве альтернативы, преследование могло быть спровоцировано конфликтом Шхузева с Вячеславом Молотовым в июне 1937 года. [ 112 ] [ 121 ]

Шкусев исчез из общественности и, по словам его помощника Ирины Синьова, заперлся в своем исследовании в Москве. [ 122 ] Государство не пыталось преследовать его; Согласно Chmelnizki, более устоявшиеся архитекторы обычно освобождались от правления террора , которое разрушило все уровни советского общества. [ 123 ] Несколько месяцев спустя президент Академии наук Владимир Комаров спокойно заключил Шкусева контракт на дизайн штаб -квартиры Академии, с достаточным финансированием для повторного запуска своего дизайнерского семинара. [ 117 ] [ 124 ] Согласно Синьове, Комаров действовал с предыдущим согласием Совета народных комиссаров . [ 124 ] Правительство не осудило обвинения, выдвинутые против Шхусева, но молчаливо согласился дать ему второй шанс. [ 124 ] Кампания мазки мгновенно ослабилась. [ 117 ] В июле 1938 года новый семинар Шусева был реорганизован как Институт Akademproekt, государственную фирму, номинально предъявленную проектированию различных проектов академии. [ 117 ] В последующие десять лет Шкусев разработал различные здания института академии в Москве и здание Казахстанской академии наук в Алмати . Тем не менее, проекты для основного здания академии, над которым Шчесв работал до его смерти, оставались бесплодными упражнениями в дальновидной архитектуре . [ 125 ]

Akademmproekt был созданием Lavrentiy Beria , бывшего клиента Shchusev в Кавказе. [ 126 ] Дмитрий Чмельницки предполагает, что осенью 1937 года Шхусев бежал Москву для Кавказа [ я ] Обращаться непосредственно к Берии, и что Берия действительно помогла архитектору с контрактом академии. [ 126 ] Когда Берия была назначена начальником NKVD , Akademproekt стал собственной дизайнерской фирмой NKVD и получил контракты на расширение здания Любьянка и мавзолей Ленина . [ 127 ] После Второй мировой войны Берия покинула NKVD, чтобы контролировать проект советской атомной бомбы , а Akademproekt сконцентрировался на высших медицинских исследовательских учреждениях, таких как будущий институт Кучатов . [ 128 ] Связь между Берией и Шчесевом, по слухам, была слухи на протяжении десятилетий. В то время как Дмитрий Чмельницки считает это само собой разумеющимся, биограф Александр Васкин [ ru ] не согласен. По словам Васкина, гипотеза «интересна» и «правдоподобна»; Но есть очень мало прямых доказательств. [ 129 ] Единственный уверенный факт заключается в том, что Шхусев был частым гостем в резиденции Берии [ RU ] . [ 129 ]

Военные и послевоенные проекты (1941–1949)

[ редактировать ]
Юджин Лансерай . Реконструкция Истры, главной площади и мэрии. Акварель, 1942. [ J ]
Komsomolskaya-Koltsevaya metro station

Вскоре после начала операции «Барбаросса » Анастас Микоян вызвал Шкусева, чтобы укрепить мавзолей Ленина против авиаударов Германии . [ 130 ] Шхусев решил, что задача была технически невозможна, и тело Ленина было эвакуировано в Сибири [ RU ] . [ 130 ] Мало что известно о других аварийных назначениях Шхузева до момента возведения временного павильона военного трофей в парке Горького (1941–1942). [ 128 ] «Неожиданно эффективная» деревянная структура странно объединила выразительность с обязательной монументальностью. [ 128 ]

В сентябре 1942 года, [ k ] Шкусев, Лансерай и их помощники приехали в Истру , небольшой войну, разбитый войной город, расположенный между Москвой и Рзгевской дистанцией . [ 131 ] [ L ] Несколько месяцев спустя Шчесв предложил восстановить ISTRA в эксклюзивный зимний лыжный курорт. [ 131 ] Новая мэрия, спроектированная Лансером, выглядела подозрительно похожей на мэрию Стокгольма , примерно на одинаковом размере, но с экстерьером барокко Наришкина . [ 131 ] [ 132 ] Матеша была окружена дико украшенными отелями и отдаленными деревянными туристическими домиками с роскошными интерьерами. [ 131 ] Цель этого фантастического, невероятного, но широко разрекламированного предложения остается необъяснимой. [ 133 ] Согласно Chmelnizki, это могло быть исследованием для закрытого города , вероятно, связанного с военной разведывательной средой около Истры. [ 133 ] Матеша была фантазией, предназначенной для обмана, но различные меньшие, недорогие здания не были, а некоторые были построены рядом с новым Иерусалимским монастырем . [ 132 ]

В 1943–1948 гг. Шкусев работал над проектами для оснащения Сталинграда , Veliiiii Novgorod, Kreshatyk Chiișinishu , Tuapse и Street в Киеве . [ 134 ] Эти проекты были запланированы не в Akademproekt, а на специальной государственной мастерской для городской реконструкции. [ 135 ] Akademproekt, расширившийся благодаря найму бывших партнеров Шхузева, был перегружен текущими проектами и новыми защитными контрактами. [ 136 ] Первый включал в себя расширение мавзолеума Ленина, нового здания Любьянка, созданного после того, как Palazzo Della Cancelleria в Риме и проекты «Академия наук» в Москве, Москва -Илсту и Алмати , [ 136 ] которые были стандартными, ничем не примечательными сталинистскими зданиями с совершенно симметричными планами и центральными портиками . [ 125 ] В 1947 году, когда правительство объявило о планах построить серию небоскребов в Москве, Shchusev подал заявку на контракт на разработку будущего отеля Ufraina , но проиграл команде Аркади Мордвинов и Вьячесслав Олтарчевски . [ 125 ]

Shchusev's final major work was the Komsomolskaya–Koltsevaya metro station, which was conceived by Shchusev in 1945, fully designed by Alisa Zabolotnaya and Viktor Kokorin  [ ru ] in 1949, and built in 1949–1951. [ 137 ] Базовая конструкция, использующая тогда новую конструкцию с полностью стальной, предусмотрена для исключительно просторного интерьера. [ 138 ] Основной мотив барокко повторяет украшение казанского терминала, который, в свою очередь, был основан на 17 -го века Ходегетрии Ростове в церкви . [ 139 ] Дизайн заработал Шхузева свою четвертую премию Сталин , посмертно наградился в 1952 году. [ 125 ] Позже иностранные и советские авторы раскритиковали «флоридно преуспели» [ 140 ] Дизайн для его чрезмерного и навязчивого историзма, который, по словам Иконникова, был неуместным для занятого транспортного центра. [ 139 ] [ 140 ]

В мае 1949 года Шкусев перенес сердечный приступ [ 141 ] Во время короткой деловой поездки в Кив. [ 142 ] [ 143 ] Он решил вернуться в Москву, а через несколько дней в больнице скончался. [ 142 ] [ 143 ]

Официальные награды и последующая переоценка

[ редактировать ]

В последнее десятилетие своей жизни Шкусев разработал и построил очень мало запоминающихся зданий. Однако в том же периоде он накопил исключительное количество государственных наград, в том числе четыре сталинских приза : для здания Имеля (1940), расширение мавзолеума Ленина (1946), Театра Навуа в Ташкенте (1948) и Коммольской Станция -Колцевая (1952, посмертно). Согласно Chmelnizki, эти награды не свидетельствуют о собственных достижениях Шхузева. Скорее, они отразили влияние окончательных работодателей Шчесва - NKVD в 1938–1946 годах и MGB в 1946–1948 годах. Миньоны из них, наиболее влиятельные объекты режима Сталина, вполне естественно пожинали самые сталинские призы в области технологий и архитектуры. Награды не сделали Шчесва неуязвимым в непредсказуемых поворотах сталинистской политики. [ 142 ] В 1948 году, когда была направлена ​​новая мазкая кампания на Каро Алабиян , Борис Иофон и Иван Жольтовский , Шчесв не подвергался непосредственно; Но он, тем не менее, временно потерял свой контроль над Akademproekt. [ 142 ] Он должен был обратиться непосредственно к Сталину, чтобы восстановить его. [ 142 ]

Посмертно, государство присудило Shchusev беспрецедентные награды. [ 144 ] Краткая пропагандистская кампания объявила его самой ценной и талантливой из всех советских архитекторов, подняв его на тот же уровень, который Владимир Маяковский держал в поэзии. [ 145 ] Его религиозное и модернистское наследие было забыто; Вместо этого критики подчеркнули активное отвращение Шхузева к « космополитизму » и его вклад в создание « социалистического реализма в архитектуре». [ 145 ] Несмотря на все награды, Шчесв в конечном итоге не смог адаптироваться к правилам тоталитарной архитектуры . [ 116 ] Хотя он публично заявил, что «государство хочет великолепие!» ( Русский : штат нуждается в напитке! ), Он все еще ценил функциональность и свободу композиции над внешними украшениями. [ 116 ] Он распорядился своей торговой асимметрией, но никогда не освоил новый визуальный код «сверхчеловеческой монументальности». Очень скоро он проиграл молодому поколению архитекторов, которые преднамеренно и искренне приняли тоталитаризм . [ 116 ] По словам Чмельницки, Шчесв выступал в сталинской архитектуре так же блестяще, как и в искусстве и конструктивизме; Но на этот раз превосходная степень не имела никакого отношения к искусству. Скорее, они ознаменовали «самую высокую степень соответствия требованиям цензуры», в том числе Shchusev, иногда выступая в качестве цензуры. [ 2 ]

Общественная деятельность и споры

[ редактировать ]
Портрет Шкусева Михаила Нестеровым , созданный в июне - июле 1941 года, вскоре после вторжения Германии . Шкусев носит восточную одежду, которую он принес из Самарканда в 1890 -х годах

Стиль работы и этика

[ редактировать ]

В начале 1900 -х годов Шкусев быстро перешел от роли индивидуального подрядчика до роли харизматического лидера крупной профессиональной фирмы. [ 116 ] Опытный рисунок в чернилах и акварели, он сам создал свои собственные узнаваемые рисунки до примерно 1914 года. [ 116 ] Работая над казанским терминалом, он уменьшил свое участие в быстрых набросках , которые затем были распространены его помощникам для правильного рисования. [ 116 ] Почти все чернильные рисунки и акварели, опубликованные Shchusev в 1920–1940 -х годах под его собственным именем, были созданы другими. [ 116 ] Шкусев ценил прекрасное черновик; Несколько хорошо выполненных акварели могут гарантировать заявителю место в фирме Шхузева. [ 146 ] Это было, например, дело с Михаилом Посокхином [ RU ] , который был нанят в 1935 году и к 1946 году стал лидером его собственного института дизайна. [ 146 ] Тем не менее, большинство сотрудников Shchusev оставались в фирме на протяжении десятилетий. [ 147 ] Некоторые долгосрочные партнеры, в частности, Юджин Лансерай и Исидор Франтуз, хорошо известны коллекционерам искусства, и их работы, как правило, легко идентифицируются. [ 116 ] Другие работали исключительно для фирмы и оставались неизвестными; Их авторство не может быть надежно установлено. [ 116 ]

Отстуда, итеративный цикл набросков и состановки позволил Шхузеву исследовать множество альтернатив одновременно и продолжать улучшать конструкцию во время строительства. Его завершенные здания неизменно отклоняются от первоначально утвержденного проекта. [ 148 ] Шхусев считал себя строителем, а не дизайнером, и никогда не колебался изменить дизайн, будь то его собственные или желания клиента. [ 148 ] Он был в равной степени дома, имея дело с ортодоксальными епископами, руководителями железной дороги и большевиками . [ 28 ] An often quoted shchusevism asserts that "If I could negotiate with the priests, I would somehow do it with the Bolsheviks" ( Russian : Если я умел договариваться с попами, то с большевиками я как-нибудь договорюсь ). [ 116 ] Большевики, в свою очередь, оценили готовность Шхузева адаптироваться. Лазар Каганович в частном порядке писал, что Шхусев, «деловой и прагматический эклектитик », был более ценным для режима, чем серьезный, упрямый неоклассицист Иван Жольтовский . [ 149 ]

Обвинения в плагиате и управлении «творческим потогонным мастером », которые были подняты в 1937 году, по большей части были оправданы. [ 150 ] Этика на рабочем месте Шхузева не сильно отличалась от таковых других советских архитектурных боссов, но его отношение к помощникам было особенно спорным. [ 150 ] Никифон Тамонкин (1881–1951), один из его самых близких партнеров в течение почти сорока лет и сам по себе компетентный архитектор, [ м ] Описал Шкусев как неумолимый, неуважительный, безжалостный эксплуататор «меньших людей». [ 152 ] [ n ] «У него была нулевая терпимость к своим помощникам, особенно ко мне. Из -за моих крестьянских корней и отрывочного образования он смотрел на меня как на американский или англичанин, смотрит на« дефектный ». личность." [ 151 ] По словам Тамонкина, Шчусев относился к своей жене, детям и его младшему брату Павелу так же резко: в своем биполярном мире «важных» и «неважных» людей семья принадлежала второму классу. [ 151 ]

Политическая пропаганда

[ редактировать ]

В то же время Шчесв часто действовал в качестве защитника «меньших людей», неправомерно преследуемых коммунистическим режимом. [ 154 ] Он был весьма эффективен в этой роли благодаря своему деловому навыку и его из первых рук знание коммунистических лидеров, в частности вождей NKVD. [ 154 ] NKVD был неповторимым для голосов профессиональной элиты и часто прислушивался к их просьбам - даже более ныне, когда адвокат был архитектором мавзолеума Ленина. [ 154 ] До 1937 года Шкусев никогда не колеблелся, используя мавзолей в качестве своей карты Трампа; Хотя, после 1937 года, по словам Васкина, этот аргумент потерял свою прежнюю эффективность. [ 155 ]

Запись о пропаганде Шхузева начинается с ареста Нестерового в 1924 году; Несколько дней спустя Нестеров был освобожден, и обвинения против него упали. [ 156 ] В 1925 году Шкусев обратился к выпуску монулиста Владимира Комаровского [ RU ] . [ 157 ] Когда первоначальная апелляция потерпела неудачу, Shchusev организовал совместную петицию с коллегами -художниками. В том же году Шкусев защищал художника Владимира Голицина [ RU ] и историка искусств Юрия Ольсуфьев [ RU ] . [ 158 ] Все трое были Scions of Pricely Families и, следовательно, легкие цели красного террора . [ 159 ] Тем не менее, Комаровский и Олсуфьев были убиты в декабре 1937 года и в марте 1938 года, соответственно, когда сам Шхусев ожидал ареста; Голицин погиб во время Второй мировой войны. [ 159 ] Аналогичным образом, Шхусев не смог помочь зятям Нестерову Виктору Шротеру [ RU ], но в конечном итоге обеспечил выпуск дочери Нестерове Ольги. [ 156 ] В 1943 году Шхусев, Игорь Грабар , Борис Асафив и Виктор Веснин совместно обратился к Берии для освобождения художника Пайотра Нерадовского [ RU ] и удалось вытеснить его из изгнания. [ 160 ] In 1948, Shchusev and Grabar arranged the release of art historian В [ 160 ]

Городское планирование и сохранение

[ редактировать ]
Шкусев и храм Сергия Радонежа на поле Куликово на гербовом листе России 2023 года

На консервативные взгляды Шхузева на городское планирование и перепланировку повлияли его опыт в Украине , Бессарабии и Италии , где он узнал искусство адаптации к исторической среде. [ 161 ] Его подход к примирению прошлого и настоящего был похож на подход молодого поколения итальянских урбанистов, особенно Марчелло Пиацентини . [ 161 ] Два архитектора знали друг друга после выставки Рима 1911 года и развили большой интерес к работам друг друга; Пиацентини будет ссылаться на архитектуру Шкусева до 1950 -х годов. [ 161 ]

В 1918 году Шчусев и Иван Жольтовский приняли контроль над новым планом реконструкции Москвы, спонсируемом Коммунистическим городским советом. Команда планирования стала расширением мастерской Жольтовского; Но к 1922 году Шхусев, как председатель Московского архитектурного общества, стал единственным лидером проекта. [ 59 ] [ 162 ] Хотя его сотрудники состояли из модернистских архитекторов, от братьев Веснина до первокурсников Vkhutemas , результат был тщательно консервативным, с большой территориальной экспансией в умеренно плотные пригороды и небольшое вторжение в старый город. [ 163 ] [ 164 ] [ 162 ] Шхузев предложил перенести национальный административный центр на северо -западе на поле Ходинки , таким образом освобождая городское ядро ​​от быстро растущего заторов. [ 162 ] Большая часть города в садовом кольце останется нетронутой, с тщательно расположенными «лучами» бульваров и парков, простирающихся от Кремля до пригородов. [ 162 ] Shchusev постоянно отвергал крупномасштабные идеи перепланировки «все или ничего» и предпочитал продолжать строить из существующего города. [ 165 ] Он часто сталкивался с городскими властями, выступая против сноса исторических зданий. К концу 1925 года его позиция по сохранению вступила в дистанцию ​​с правительством, что заменило его гораздо более поддающимся Сергею Шестаков [ RU ] . [ 166 ] Генеральный план Шкусева был должным образом утвержден, а затем удалился в архивы. [ 166 ]

Когда они не угрожали историческим зданиям, Шкусев использовал последние идеи европейских и американских планировщиков. Ему понравилась идея автономных высокоэтажных зданий, как это было за то, что он защищал Ле Корбюзье и Уолтер Гропиус , но считал их слишком дорогими для советской экономики и слишком опасными для существующего уровня технологий. [ 167 ] Хотя в 1924 году он объявил себя антиамериканским , к 1929 году он передумал. [ 168 ] Это видно из его покровительства русского издания Ричарда Нейтра Виа Баут Америка? ( Как строит Америка? ). [ 168 ] Шхузев все еще сожалел о том, что американцы заменяли искусство инженерным и предупреждали от слепой имитации своей деловой практики. [ 168 ] В то же время он высоко оценил американские технологии и зонирование как инструменты смягчения неблагоприятных последствий высотного строительства. [ 168 ] Его взгляды развивались до публикации архитектурной организации города в 1934 году . К этому времени политическое давление положило конец независимой теоретизировании. [ 168 ]

Управление музеем

[ редактировать ]

1920 -е годы не были такими продуктивными для Шхузева, как для Константина Мельникова или братьев Веснина . Частые, но бесплодные соревнования, которые привели к нечастым ощутимым рабочим местам, оставили в 1926 году достаточно свободного времени, чтобы принять предложение о управлении национализированной галереей Тритикова . [ 169 ] Во время своего короткого пребывания в галерее он установил электрическую проводку и новую нагрев и вентиляцию в старом главном здании, которое он простирал на север. [ 170 ] «Шкусевское крыло», завершенное в 1936 году, стало его последним проектом в стиле российского возрождения. [ 171 ] Шкусев любил работать полный рабочий день в качестве куратора музея , организуя выставки, обеспечивая соблюдение процедур каталога и открытки печати. [ 172 ] Тем не менее, комиссар по образованию Анатолия Луначарски имел разные планы, и в начале 1929 года заменил Шхусева на Михаил Кристи [ RU ] , чисто политический назначен. [ 173 ]

Летом 1945 года Шчесв начал проводить кампанию за создание музея российской национальной архитектуры . Лично он выбрал бывший дом Тализина [ RU ] , который занял NKVD , и использовал свои связи в этой организации, чтобы освободить его для музея. [ 174 ] Под руководством Шкусева музей стал убежищем для безработных евреев из-за антикосмополитической кампании , такой как Дэвид Аркин [ RU ] , Абрам Эфрос [ RU ] и Александр Габричевский [ RU ] . [ 175 ] [ O ] Коллекция немецкого искусства Baldin была тайно внесена в музей с согласия Шхузева в 1948 году. [ 177 ] Однако главной целью музея, как это предусмотрено самим Шческом, была запись и архивирование российского наследия, которое было уничтожено или повреждено во время войны. [ 178 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также написал Шусев (предпочтительное англоязычное правописание Музеем архитектуры Шхусева ), немецкий : ščusev (академическое правописание), немецкий : Schtschussew , French : Chtchoussev , польский : Szczusiew . [ 1 ]
  2. ^ Все четыре брата и их сводная сестра от первого брака отца получили полное образование на уровне университета, несмотря на то, что они были из скромных средств. [ 7 ]
  3. ^ Северная апсида Троицкого собора, в форме башни крепости, явно выше, чем другие [ 34 ]
  4. ^ Все источники, касающиеся этого эпизода, в конечном итоге прослеживаются до собственной учетной записи Шкусева, опубликованной в Советском Союзе в 1937 году. [ 63 ]
  5. ^ Porphyry использовался только для черной «талии», в которую инкрустируются контрастные буквы λ ghoninen (Ленин). Остальная часть структуры одета в гранит. [ 74 ]
  6. ^ Передний правый угол мавзолея имеет утопленную нишу, которая отсутствует в переднем левом углу. Архитектор рассуждал, что посетители, приближаясь к входу справа, не должны столкнуться с острым массивным углом. Таким образом, он удалил последнее, когда строительство была в значительной степени завершена. [ 56 ]
  7. ^ Решения были официально объявлены через мэрию Москвы
  8. ^ Якир, как и Шкусев, родился и вырос в Чишине. Шчесв был хорошо знаком с дядей Якира, уважаемым местным врачом. [ 112 ]
  9. ^ К этому времени у Шусева развились сахарный диабет и астма . Независимо от кампании моббинга, он любил жить на юге, что дало ему временное физическое облегчение. [ 126 ]
  10. ^ Это один из многих рисунков, подписанных Shchusev (подпись, обрезанная в этом сканировании, но хорошо видна в книге), но надежно приписывается Lanceray. [ 116 ]
  11. ^ Прибытие Шхузева в ISTARA совпало с самым дальним продвижением дела синего цвета и ранними этапами битвы при Сталинграде .
  12. ^ Немцы эвакуировали RZHEV Divient в мае 1943 года. Даже тогда фронт прошел менее чем в 300 километрах (190 миль) от Москвы, и около 250 километров (160 миль) от Истры. Красная армия выиграла примерно на сто километров больше в наступлениях Смоленска в августе - октябрь 1943 года, а затем фронт -линии стабилизировался до лета 1944 года .
  13. ^ Во время своего пребывания в Шачусеве Тамонкин был официально зачислен в качестве ведущего архитектора как минимум двух зданий академии наук в Москве. [ 151 ]
  14. ^ Васкин цитирует длинные отрывки из мемуаров Тамонкина, написанные после смерти Шкусева в 1950 году. Рукопись без цензуры никогда не была предназначена для печати. После смерти Шкусева он был депонирован в Музее архитектуры Шхусева и в настоящее время доступен исследователям. [ 153 ]
  15. ^ Это было косвенным следствием государственной политики заработной платы. Официально устанавливаемые музейные зарплаты были настолько скудными, что они могли привлечь только социальные изгои. [ 176 ]
  1. ^ Chmelnizki 2021 , с.
  2. ^ Jump up to: а беременный Chmelnizki 2021 , с.
  3. ^ «Алексей Шхузев (șciusev) (1873–1949) | Чисинау» . Посетите Chișinău . Получено 2 октября 2023 года .
  4. ^ Afanasyev 1978 , p. 6.
  5. ^ Waema 2015 , с.
  6. ^ Waema 2015 , с. 38, 41, 53.
  7. ^ Jump up to: а беременный Afanasyev 1978 , p. 7.
  8. ^ Afanasyev 1978 , p. 8.
  9. ^ Waema 2015 , с.
  10. ^ Afanasyev 1978 , p. 9.
  11. ^ Waema 2015 , с.
  12. ^ Jump up to: а беременный в Afanasyev 1978 , p. 12.
  13. ^ Jump up to: а беременный в Afanasyev 1978 , p. 11.
  14. ^ Waema 2015 , с. 86–87.
  15. ^ Waema 2015 , с. 82–85.
  16. ^ Waema 2015 , с.
  17. ^ Waema 2015 , с.
  18. ^ Waema 2015 , с.
  19. ^ Jump up to: а беременный Afanasyev 1978 , p. 13.
  20. ^ Waema 2015 , с. 93–104.
  21. ^ Afanasyev 1978 , p. 14.
  22. ^ Waema 2015 , с. 104–110.
  23. ^ Afanasyev 1978 , pp. 14–16.
  24. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Chmelnizki 2021 , с.
  25. ^ Waema 2015 , с. 110–114.
  26. ^ Jump up to: а беременный Vaskin 2015 , с. 340–341.
  27. ^ Waema 2015 , с. 338–339.
  28. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Chmelnizki 2021 , с.
  29. ^ Jump up to: а беременный Chmelnizki 2021 , с.
  30. ^ Waema 2015 , с. 114–115.
  31. ^ Jump up to: а беременный Afanasyev 1978 , pp. 18–21.
  32. ^ Afanasyev 1978 , pp. 21–22.
  33. ^ Chmelnizki 2021 , с. 13: Собор был не таким высоким, как соседний собор общежития. Тем не менее, его этаж в 36 на 24 метра (118 на 79 футов) был очень большим для православной церкви.
  34. ^ Afanasyev 1978 , p. 22.
  35. ^ Jump up to: а беременный в Ikonnikov 1990 , p. 351.
  36. ^ Afanasyev 1978 , pp. 27–28.
  37. ^ Afanasyev 1978 , p. 23.
  38. ^ Chmelnizki 2021 , стр. 14–15.
  39. ^ Chmelnizki 2021 , с.
  40. ^ Afanasyev 1978 , pp. 27–28, 35.
  41. ^ Afanasyev 1978 , pp. 28–30.
  42. ^ «Великий архитектор России, Шкусев» . Информационный бюллетень СССР . 8 (22). Посольство Советского Союза в Соединенные Штаты. 1948.
  43. ^ Ikonnikov 1990 , pp. 340–341.
  44. ^ Ikonnikov 1990 , p. 347.
  45. ^ Jump up to: а беременный Ikonnikov 1990 , p. 353.
  46. ^ Jump up to: а беременный Afanasyev 1978 , p. 40.
  47. ^ Afanasyev 1978 , p. 45.
  48. ^ Afanasyev 1978 , p. 43.
  49. ^ Afanasyev 1978 , p. 44.
  50. ^ Afanasyev 1978 , pp. 44, 70.
  51. ^ Waema 2015 , с.
  52. ^ Jump up to: а беременный в Afanasyev 1978 , p. 42.
  53. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Chmelnizki 2021 , с.
  54. ^ Afanasyev 1978 , p. 47.
  55. ^ Jump up to: а беременный в Afanasyev 1978 , p. 49.
  56. ^ Jump up to: а беременный в Khan-Magomedov 1972 , p. 104.
  57. ^ Afanasyev 1978 , p. 180.
  58. ^ Colton 1995 , p. 216
  59. ^ Jump up to: а беременный Colton 1995 , p. 225
  60. ^ Afanasyev 1978 , pp. 85.
  61. ^ Jump up to: а беременный Khan-Magomedov 1972 , pp. 61–62.
  62. ^ Khan-Magomedov 1972 , p. 41.
  63. ^ Jump up to: а беременный Afanasyev 1978 , p. 99.
  64. ^ Jump up to: а беременный Chmelnizki 2021 , с.
  65. ^ Khan-Magomedov 1972 , p. 44.
  66. ^ Afanasyev 1978 , p. 92.
  67. ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 47–48.
  68. ^ Jump up to: а беременный в Khan-Magomedov 1972 , p. 91.
  69. ^ Jump up to: а беременный Khan-Magomedov 1972 , pp. 93–94.
  70. ^ Jump up to: а беременный в Chmelnizki 2021 , с.
  71. ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 92–93, 106.
  72. ^ Jump up to: а беременный Vaskin, A. (2013). "Как Мавзолей Красную площадь спас" [How the Mausoleum saved the Red Square]. Историк (13 May).
  73. ^ Khan-Magomedov 1972 , p. 105.
  74. ^ Jump up to: а беременный в Khan-Magomedov 1972 , p. 110.
  75. ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 99–104.
  76. ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 111–112.
  77. ^ Jump up to: а беременный Chmelnizki 2021 , с. 26–27.
  78. ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 121–122.
  79. ^ Afanasyev 1978 , p. 106.
  80. ^ Afanasyev 1978 , pp. 80–81.
  81. ^ Jump up to: а беременный Chmelnizki 2021 , с. 29–32.
  82. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Chmelnizki 2021 , с. 33–37.
  83. ^ Chmelnizki 2021 , стр. 36–37.
  84. ^ Bylinkin, N. P. (1985). История советской архитектуры (1917–1954) [ The history of the Soviet architecture 1917–1954 ]. Стройиздат. p. 11.
  85. ^ Waema 2015 , с.
  86. ^ Chmelnizki 2021 , стр. 150–151.
  87. ^ Chmelnizki 2021 , стр. 37, 151.
  88. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Chmelnizki 2021 , с. 37–38.
  89. ^ Jump up to: а беременный Chmelnizki 2021 , с. 38–39.
  90. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Chmelnizki 2021 , с. 40–42.
  91. ^ Chmelnizki 2021 , с.
  92. ^ Jump up to: а беременный Chmelnizki 2021 , с. 43, 45.
  93. ^ Chmelnizki 2021 , стр. 45, 47–52.
  94. ^ Zubovich 2020 , с. 35
  95. ^ Chmelnizki 2021 , p. 51 cites Stalin's letter of 7 August 1932 addressed to Kaganovich, Molotov and Voroshilov, published in 1999..
  96. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Chmelnizki 2021 , с.
  97. ^ Jump up to: а беременный Vaskin 2015 , с. 284–285.
  98. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Chmelnizki 2021 , с.
  99. ^ Chmelnizki 2021 , с.
  100. ^ Chmelnizki 2021 , с.
  101. ^ Jump up to: а беременный в Chmelnizki 2021 , с.
  102. ^ Afanasyev 1978 , p. 111.
  103. ^ Jump up to: а беременный Рогачев, Алексей; Простаков, Сергей (20 June 2014). "Тайна асимметрии гостиницы "Москва" " [The mystery of the asymmetry of the hotel "Moscow"]. Russian Planet (in Russian). Archived from the original on 10 January 2022 . Retrieved 3 April 2022 .
  104. ^ Jump up to: а беременный в Chmelnizki 2021 , с. 60–61.
  105. ^ Chmelnizki 2007 , p.
  106. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Chmelnizki 2021 , с.
  107. ^ Vaskin 2015 , p. 374, cites the 1940 book by Shchusev on the IMEL.
  108. ^ Jump up to: а беременный в Chmelnizki 2021 , с.
  109. ^ Jump up to: а беременный в Meerovich, M. (2015). " "Жизнь и деятельность архитектора Щусева" " [The life and deeds of architect Shchusev]. Archi.ru (in Russian) (30 July).
  110. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Hudson 2015 , p. 198.
  111. ^ Waema 2015 , с. 309–315.
  112. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Chmelnizki 2021 , с.
  113. ^ Хадсон 2015 , с. 199.
  114. ^ Waema 2015 , с. 319–323.
  115. ^ Jump up to: а беременный в Vaskin 2015 , с. 326–327.
  116. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л Chmelnizki, D. (20 January 2020). "Загадки Щусева" . archi.ru.
  117. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Chmelnizki 2021 , с.
  118. ^ Jump up to: а беременный Schlögel 2014 , «В то время как удар упал на Окхитовича ...».
  119. ^ Jump up to: а беременный Васкин 2015 , с.
  120. ^ Хрушев, Никита (2004). Мемуары Никиты Хрущевы: Комиссар, 1918–1945, том 1 . Penn State Press. п. 111. ISBN  9780271023328 .
  121. ^ Waema 2015 , с. 307–308.
  122. ^ Waema 2015 , с. 327–329.
  123. ^ Chmelnizki 2007 , p.
  124. ^ Jump up to: а беременный в Васкин 2015 , с.
  125. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Chmelnizki 2021 , с.
  126. ^ Jump up to: а беременный в Chmelnizki 2021 , с. 64–65.
  127. ^ Chmelnizki 2021 , с.
  128. ^ Jump up to: а беременный в Chmelnizki 2021 , с.
  129. ^ Jump up to: а беременный Vaskin 2015 , с. 331–332.
  130. ^ Jump up to: а беременный Voronin, Anatoly (14 December 2019). Москва, 1941 [ Moscow 1941 ] (in Russian). Комендант Мавзолея Кирюшин...: Litres. ISBN  9785042208768 .
  131. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Chmelnizki 2021 , с. 67–68.
  132. ^ Jump up to: а беременный Chmelnizki 2021 , с.
  133. ^ Jump up to: а беременный Chmelnizki 2021 , с. 68–69.
  134. ^ Chmelnizki 2021 , стр. 70–71.
  135. ^ Chmelnizki 2021 , с.
  136. ^ Jump up to: а беременный Chmelnizki 2021 , с. 65, 70–72.
  137. ^ Chmelnizki 2021 , стр. 72–73, 155.
  138. ^ Ikonnikov 1990 , p. 363.
  139. ^ Jump up to: а беременный Ikonnikov 1990 , p. 365.
  140. ^ Jump up to: а беременный Colton 1995 , p. 327.
  141. ^ Waema 2015 , с.
  142. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Chmelnizki 2021 , с.
  143. ^ Jump up to: а беременный Afanasyev 1978 , pp. 175, 177.
  144. ^ Chmelnizki 2021 , с.
  145. ^ Jump up to: а беременный Chmelnizki 2021 , с.
  146. ^ Jump up to: а беременный Zubovich 2020 , с. 113.
  147. ^ Waema 2015 , с.
  148. ^ Jump up to: а беременный Afanasyev 1978 , p. 54.
  149. ^ Chmelnizki 2007 , p. 208, cites a 1943 letter by Kaganovich to his daughter, published in 1996..
  150. ^ Jump up to: а беременный Васкин 2015 , с.
  151. ^ Jump up to: а беременный в Васкин 2015 , с.
  152. ^ Waema 2015 , с. 398–402.
  153. ^ Waema 2015 , с.
  154. ^ Jump up to: а беременный в Vaskin 2015 , с. 422–423.
  155. ^ Waema 2015 , с. 429.
  156. ^ Jump up to: а беременный Vaskin 2015 , с. 331, 347, 423.
  157. ^ Waema 2015 , с. 423–424.
  158. ^ Waema 2015 , с. 424–426.
  159. ^ Jump up to: а беременный Vaskin 2015 , с. 423–426.
  160. ^ Jump up to: а беременный Васкин 2015 , с.
  161. ^ Jump up to: а беременный в Вяцемтвва А. (2019). «Трансформация Рима и генерального плана в реконструкцию Москвы». Города в переходе: трансформация и реорганизация итальянских городов и их архитектура в межвоенный период . п. 116. ISBN  9783839446607 .
  162. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ovsyannikova, Ye.; Vasilyev, N. (2019). "«Новая Москва» Щусева и историческая застройка ['New Moscow': Shchusev and the historical environment]". История архитектуры Москвы. Конец XIX века — первая половина 1930–х годов [ History of the architecture of Moscow. End of 19th century to the first half of the 19302 ] (in Russian). Tatlin. ISBN  9785000752029 .
  163. ^ Colton 1995 , стр. 225–227.
  164. ^ Afanasyev 1978 , pp. 60–61.
  165. ^ Sokolov 1975 , p. 154.
  166. ^ Jump up to: а беременный Colton 1995 , pp. 228–230.
  167. ^ Sokolov 1975 , p. 177.
  168. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Коэн 2021 , с. 223
  169. ^ Waema 2015 , с.
  170. ^ Waema 2015 , с.
  171. ^ Waema 2015 , с. 262–263.
  172. ^ Waema 2015 , с. 261–266.
  173. ^ Waema 2015 , с.
  174. ^ Waema 2015 , с. 419–420.
  175. ^ Waema 2015 , с. 418–421.
  176. ^ Waema 2015 , с. 427–417.
  177. ^ Waema 2015 , с. 421–422.
  178. ^ Waema 2015 , с.

По-английски

[ редактировать ]

На русском языке

[ редактировать ]
  • Afanasyev, K. [на русском языке] (1978). А. В. Рыба [ av shchuseev ] (на русском языке). Стройсдат.
  • Chmelnizki, D. [in German] (2007). Архитектура Сталина [ Stalin's Architecture ] (in Russian). Прогресс-Традиция. ISBN  978-5898262716 Полем Примечание: русское издание 2007 года приводит к неверному ISBN-10. Здесь действительный код ссылается на перепечатку 2013 года.
  • Ikonnikov, A. [in Russian] (1990). Тысяча лет русской архитектуры [ One thousand years of Russian architecture ]. Iskusstvo.
  • Khan-Magomedov, S. [in Russian] (1972). Мавзолей Ленина [ Lenin's Mausoleum ] (in Russian). Просвещение.
  • Sokolov, N. (1975). "А. В. Щусев" [A. V. Shchusev]. Мастера советской архитектуры об архитектуре, том 1 [ Leading Soviet architects on architecture ] (in Russian). Iskusstvo. pp. 150–156.
  • Vaskin, A. [in Russian] (2015). Щусев: Зодчий всея Руси [ Shchusev: The architect of All Russia ]. Молодая гвардия. ISBN  9785235038073 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b85f2bd26847855f245fd85cd3fc20e6__1722165360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/e6/b85f2bd26847855f245fd85cd3fc20e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexey Shchusev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)