Хенрик Хиж
Хенрик Хиж | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 19 декабря 2006 г. | (89 лет)
Национальность | Польский Американский |
Гражданство | Польский Американский |
Образование | Свободный университет Брюсселя ( лицензия по философии , 1946) Гарвардский университет ( доктор философии , 1948 г.) |
Научная карьера | |
Поля | Математика , логика , формальный язык |
Учреждения |
|
Диссертация | (1948) |
Докторантура | WVO Куайн |
Хенрик Хиж (8 октября 1917 — 19 декабря 2006) — польский философ-аналитик, специализирующийся на лингвистике , философии языка , логике , математике и этике , большую часть своей жизни действовавший в США, один из самых молодых представителей львовско- Варшавская школа .
Ученик Тадеуша Котарбинского , Хиж учился в Варшавском университете . Во время немецкой оккупации Польши во Второй мировой войне он участвовал в польском движении сопротивления в качестве криптографа в Армии Крайовой . В 1944 году принимал участие в Варшавском восстании . В 1948 году он защитил кандидатскую диссертацию. в Гарвардском университете под руководством WVO Куайна .
В 1950 году он навсегда эмигрировал в США. Он поддерживал связь с американской логической средой, в том числе с Альфредом Тарским , и поддерживал живые контакты с польским академическим сообществом. С 1960 по 1988 год он читал лекции в Пенсильванском университете. В 1976 году он был научным сотрудником Гуггенхайма и приглашенным научным сотрудником в Кембриджском университете . В 1982 году он получил премию Фонда Альфреда Юржиковского. Был членом Варшавского научного общества .
Он опубликовал около ста оригинальных статей в рецензируемых научных журналах . под сильным влиянием Львовско-Варшавской школы, первоначально в своих исследованиях он интересовался семантикой , формальной логикой и методологией наук Находясь . С конца 1950-х годов он занимался преимущественно лингвистикой в связи с логикой и философией. Он называл себя натуралистом и лингвистическим бихевиористом , полагая, что лингвистическая работа посвящена прежде всего лингвистическому поведению. Он называл себя « негативным утилитаристом »; а также был пацифистом и атеистом .
Биография
[ редактировать ]Молодость и немецкая оккупация
[ редактировать ]Он родился 8 октября 1917 года в Петрограде в семье Тадеуша Хижа и Эмилии, урожденной Эльжановской. [1] У него был старший брат Станислав (1915–1999). [2] [3] В 1920 году семья приехала в Польшу , поселившись в Варшаве . [4] Мать Хенрика, Эмилия, была архитектором, а отец Тадеуш Хиж был журналистом, поддерживавшим связи с богемными кругами Варшавы. Францишек Фишер был среди прочих частым гостем в их доме. Спустя годы Хенрик Хиж сказал, что «многое он получил от родительского дома». [5]
Он учился в средней школе имени Николая Рея в Варшаве, где сдал вступительные экзамены в 1937 году. [1] [5] Два года он был актером Школьного театра института «Редута». [5] В 1938 году он сыграл в спектакле Костюшко близ Рацлавиц ( Kościuszko pod Racławicami ) в постановке Марии Дулембы , изображая исторического деятеля Бартоша Гловацкого . [6] В театре он также познакомился с Евой Куниной, Юлиушем Остервой и Иво Галлом . [5] В конце 1930-х годов он связался с так называемой «демократической молодежью», став одним из членов-учредителей антифашистского Демократического клуба в Варшаве. [7] [8]
В 1937 году он поступил в Варшавский университет для изучения философии . Он посещал лекции и семинары по логике под руководством Яна Лукасевича , Станислава Лесневского и Альфреда Тарского . [1] Наибольшее влияние на него оказал Тадеуш Котарбинский , которого он позже называл своим учителем. [1] После создания в университете скамеек-гетто Хиж вместе с группой студентов во время лекций стоял у стены, а не сидел, чтобы выразить свое несогласие с антисемитскими настроениями. [5] большинства тогдашних академических сотрудников и однокурсников.
После начала Второй мировой войны , во время немецкой оккупации Польши , Хиж продолжил образование в подпольном университете до 1944 года. [7] В то время он был назначен помощником Котарбинского и Лукасевича и руководил занятиями в их отсутствие. Во время войны он подружился с Ежи Пелцем, Клеменсом Шанявским, Яном Стшелецким, Анджеем Гжегорчиком и Кшиштофом Камилем Бачинским . [1] [5]
Хотя он был пацифистом с юных лет, [1] и он должен был сказать, что не сможет использовать оружие даже в целях самообороны, [1] он присоединился к Армии Крайовой и стал активным участником польского движения сопротивления . Позже он оправдывался тем, что «несколько облав морально или нервно вынудили его» сделать это. [5] Работал в Главном командовании Армии Крайовой, в отделе шифров. [1] [5] Шифрованию его научил математик Стефан Мазуркевич . [5] В 1943 году Генрик Хиж женился на Дануте Вицентович. [4] 1944 году принимал участие в Варшавском восстании звании подпоручика , в В . [9] После падения восстания был взят в плен нацистской Германией и вывезен в оффлаг в Любеке , где оставался до освобождения союзников . [1] [5] Он счел решение польского военного командования начать восстание «неразумным». [5]
Обучение в Бельгии и США, короткое возвращение в Польшу.
[ редактировать ]После освобождения он поступил на факультет философии в Свободный университет Брюсселя , где он и его жена учились у Хаима Перельмана и Эжена Дюпреэля . [1] [5] В 1946 году они получили степени магистра ( licence en Philosophie ). [1] В том же году Хенрик и Данута Хиж уехали в США вместе с послевоенной волной восточноевропейских эмигрантов и беженцев. [5]
В 1948 году Хиж защитил кандидатскую диссертацию. в Гарвардском университете под руководством Уилларда Ван Ормана Куайна . [5] В 1948–1949 годах он был преподавателем и наставником в Гарварде. [4] Там он встретил Кларенса И. Льюиса , Перси В. Бриджмена и Филиппа Франка . [1]
Он вернулся в Польшу, где в период с 1949 по 1950 год работал адъюнктом математического факультета Варшавского университета на кафедре философии математики, возглавляемой Анджеем Мостовским . [1] Весной 1950 года он читал лекции в Лодзинском университете . [4] ректором которого был Тадеуш Котарбинский. [1] Он дружил со Станиславом Оссовским и Марией Оссовской . [1] «Короткая попытка обосноваться в стране после войны закончилась разочарованием», [5] также из-за того, что « сталинский курс постепенно начинает доминировать» [1] в то время. В 1950 году Хенрик Хиж уехал с женой обратно в США. [5]
Постоянная эмиграция в США
[ редактировать ]С 1950 по 1951 год он преподавал в Бруклинском колледже Нью -Йоркского университета и в Пенсильванском университете в Филадельфии . В 1951–1953 годах он был доцентом кафедры философии математики в Университете Юты . В 1953–1954 годах он вернулся на работу в Пенсильванский университет, где читал лекции по философии. В 1954–1960 годах он был доцентом и доцентом математики Пенсильванского государственного университета . [4]
В 1962 году Хенрик Хиж и его жена получили американское гражданство. С 1960 года Хиж был доцентом, а с 1964 по 1988 год — профессором лингвистики Пенсильванского университета. [4] В 1958–1981 годах он был заместителем руководителя исследовательской группы по трансформации и анализу текста, субсидируемой Национальным научным фондом . Время от времени он также был членом факультета компьютерных наук и факультета философии Пенсильванского университета. [4] Он поддерживал связь с Альфредом Тарским , который помог Хижу устроиться на работу в США. [1] В Филадельфии Хиж близко познакомился с философом Чарльзом Х. Каном , который посвятил свою книгу «Глагол «быть» на древнегреческом языке Генрику и Дануте Хиж». [1]
В 1966 году Хиж преподавал в Институте перспективных исследований Тейт в Мумбаи . В 1968–1971 годах он был приглашенным профессором философии в Нью-Йоркском университете. В 1973–1976 годах преподавал философию в Колумбийском университете . [4] В период с 1976 по 1977 год он был научным сотрудником Гуггенхайма и приглашенным научным сотрудником в Клэр-холле университета Кембриджского . [4] В 1976 году он был президентом Семиотического общества Америки . [10]
В 1988 году вышел на пенсию [5] и с тех пор работал профессором лингвистики на пенсии. Он читал лекции в осеннем семестре 1988 года и весне 1990 года. [4]
Хиж «никогда не терял связи с польским научным сообществом и живо интересовался ситуацией в своей родной стране». [1] В США его дом «всегда встречал гостей из Польши». [1] Он работал в Польском институте искусств и наук Америки . [11] В 1976–1977 годах он был приглашенным профессором философии Ягеллонского университета . [1] [4] В 1991 году он был избран членом Варшавского научного общества . [1] В 1991–1992 годах он был приглашенным профессором философии Варшавского университета. [1] В 1995 году принял участие в VI Польском философском конгрессе в Торуни, где прочитал лекцию о рассуждениях на польском языке. [1] В 2001 году он представил доклад на конференции столетия Тарского в Варшаве. [1]
Он умер 19 декабря 2006 года в Кейп-Мэй-Пойнт. [12] и похоронен на Раковицком кладбище в Кракове , в семейной усыпальнице (штаб LX, южный ряд, место 23). [13]
Работа и мысль
[ редактировать ]Он специализировался на логике и теоретической лингвистике . Ян Воленский называл его «выдающимся представителем польской и американской аналитической философии», «самым молодым учеником львовско -варшавской школы », смерть которого привела к «настоящему концу» этой школы. [1]
Хиж не опубликовал ни одной книги, но он является автором около ста оригинальных статей, в том числе в «Журнале философии» , «Журнале символической логики» , «Методах» , «Философии и феноменологических исследованиях» , «Монисте » , «Синтезе » , «Философском форуме» и «Studia Logica» . [1]
В начале своей карьеры его интересовали вопросы, характерные для львовско-варшавской школы: , формальная логика и методология наук семантика . В этот период он апеллировал главным образом к философии номинализма Станислава Лесневского и реизма Тадеуша Котарбинского . [1] Наибольшее влияние на формирование его взглядов оказал Котарбинский (в частности, своей работой « Элементы теории познания, формальной логики и методологии наук» , 1929). Со временем, особенно под влиянием американских философов, Хиж начал отказываться от абсолютизма своих профессоров в пользу прагматизма и плюралистического эклектизма. [5]
С конца 1950-х годов «он занимался преимущественно лингвистикой и ее логико-философскими основаниями». [1] сосредоточив свою исследовательскую программу на грамматической теории естественного языка . [1] Он «стремился придать четкую форму грамматике разговорной речи ». [1] Таким образом, он вышел за рамки интересов львовско-варшавской школы, утверждая, что можно и нужно «развивать формальную логику так, чтобы она применялась к естественному языку», хотя «он не постулировал полной формализации языка и его теория». [1]
Его работы выдерживались в каноне учёного натурализма . Наибольшее влияние на него в лингвистике оказал Зеллиг Харрис , с которым он познакомился в 1951 году в Пенсильванском университете и которого считал главным создателем формальной грамматики. [1] Хиж не разделял Ноама Хомского , ментализм и нативизм хотя «признавал важность понятия языковой компетентности ». [1] Под влиянием Леонарда Блумфилда и У.В.О. Куайна он принял основы лингвистического бихевиоризма , согласно которым предметом работы лингвиста являются не психические процессы , а языковое поведение . [1] Он использовал терминологию, введенную Рудольфом Карнапом , хотя последовательно использовал термин предложение вместо предложения для обозначения основной единицы логического исследования (что выявило его связи со Львовско-Варшавской школой). [1] Он рассматривал язык как набор предложений, в которых происходят преобразования; тогда как понимание языка считалось тесно связанным с пониманием предложения в контексте системы других предложений. [1]
В этике он выступал за негативный утилитаризм , рекомендуя «заботиться не о добре для как можно большего числа людей, а о том, чтобы уменьшить зло в равной степени для каждого человеческого существа». [1] Он был пацифистом и жестким критиком всех форм расизма . [1]
Будучи «радикальным атеистом », [1] «он считал, что религиозная вера есть проявление иррационализма » [1] и «не видел способа примирить религию с наукой». [1] Однако, следуя точке зрения Котарбинского, он считал, что атеизм как часть мировоззрения следует отличать от «безбожия, или издевательства над религией, или устранения ее насильственным путем», и был «насколько это возможно далек от навязывания светского мировоззрения другим людям». ». [1]
В ряде своих работ он ссылался на труды польских философов, прежде всего Котарбинского, а также Станислава Лесневского и Леона Хвистека . [1] В 2013 году посмертно была опубликована подборка его произведений Яна Воленского и Барбары Станош, переведенная на польский язык Барбарой Станош. [14]
Награды
[ редактировать ]- Стипендия Гуггенхайма (1976) [4]
- Премия Фонда Альфреда Юржиковского (1982) [4]
День памяти
[ редактировать ]В 1992 году, по случаю «Философские отрывки внесли свой вклад в книгу семьдесят пятой годовщины со дня его рождения, ученики и друзья Генрика Хижа » под редакцией Ежи Пельца. [15]
В 2010 году Польское семиотическое общество учредило Премию Генрика и Дануты Хиж как «индивидуальную денежную премию, присуждаемую на конкурсе за лучшую работу по философии языка и теории знаков». [16] [17] Призовой фонд представляет собой финансовые ресурсы, предложенные Хенриком и Данутой Хиж дружному польскому браку, которые затем передали средства Польскому семиотическому обществу. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с Воленский, Ян (2013). "Предисловие". Генрих Хиж. Подборка сочинений . Варшава: Алетейя. стр. 7–14.
- ^ Гельжинский, Витольд (1960–1961). «Хиж Тадеуш Леон (1883–1945)». Польский биографический словарь . Том IX. стр. 539.
- ^ «Станислав Хиз – Некролог». Связь . 4 : 215–216. 1999.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Хиж, Хенрик (1992). «Календарь жизни». Философские фрагменты, подаренные Генрику Хижу к семидесятипятилетию со дня его рождения . Библиотека семиотической мысли. Том XXIII. Варшава: Кафедра логической семиотики, Варшавский университет, Польское семиотическое общество. стр. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Хиж, Хенрик (1992). «Моя биография (пока не полная)». Философские фрагменты, подаренные Генрику Хижу к семидесятипятилетию со дня его рождения . Библиотека семиотической мысли. Том XXIII. Варшава: Кафедра логической семиотики, Варшавский университет, Польское семиотическое общество. стр. 11–18.
- ^ «Генрик Хиж» . Энциклопедия польского театра . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Карковский, Чеслав (2009). «Логик, философ языка, специалист по этике: Хенрик Хиж (1917–2006)» (PDF) . Архив эмиграции: Исследования, очерки, документы . 1 (10): 190–192. дои : 10.12775/AE.2009.026 .
- ^ Жебровский, Вальдемар (2003). Демократическая партия в условиях демократизации политической системы . Ольштын: Ольштынская школа Выжса. стр. 19.
- ^ «Генрик Хиж» . Музей Варшавского восстания . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ «Кто мы» . Семиотическое общество Америки . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ «Хроника Польского института» . Польское обозрение . 30 (3): 315–352. 1985. JSTOR 25778155 .
- ^ «Смерти: Хиз, Генри» . Нью-Йорк Таймс . 27 декабря 2006 г. стр. C/11 . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ «Управление муниципальными кладбищами Кракова» . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Хиж, Хенрик (2013). Подборка сочинений . Варшава: Алетейя. Выбрано Барбарой Станош и Яном Воленским, переведено Барбарой Станош.
- ^ Пелц, Ежи, изд. (1992). Философские фрагменты, подаренные Генрику Хижу к семидесятипятилетию со дня его рождения . Библиотека семиотической мысли. Том XXIII. Варшава: Кафедра логической семиотики, Варшавский университет, Польское семиотическое общество.
- ^ «Семиотика в Польше» . Семиотикс. Май 2011 года . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Конкурс на премию Генрика и Дануты Хиж» . Семиотические исследования . 30 (1). 2016.
- 1917 рождений
- смертей в 2006 г.
- Польские философы XXI века
- Польские философы ХХ века
- Американские философы XXI века
- Американские философы 20-го века
- Польские специалисты по этике
- Польские логики
- Американские специалисты по этике
- Американские логики
- Повстанцы Варшавского восстания
- Польские эмигранты в США
- Офицеры Армии Крайовой
- Похороны на Раковицком кладбище.
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- факультет Колумбийского университета
- Академический состав Ягеллонского университета
- Академический состав Лодзинского университета
- факультет Нью-Йоркского университета
- Академический состав Варшавского университета
- Выпускники Свободного университета Брюсселя (1834–1969)
- Выпускники Гарвардского университета
- Польские атеисты
- Президенты Семиотического общества Америки