Часовня Геллионнен
Часовня Геллионнен — унитарное место поклонения недалеко от Понтардаве , Южный Уэльс, Великобритания. Часовня была впервые построена в 1692 году протестантскими диссидентами, ставшими унитариями в конце 18 века. Он является членом Генеральной ассамблеи унитарных и свободных христианских церквей , головной организации британских унитаристов. [ 1 ] Часовня Геллионнен — старейшая часовня инакомыслящих в долине Суонси. [ 2 ] Это одна из старейших сохранившихся часовен в регионе, внесенная в список памятников архитектуры II * . [ 3 ]
История
[ редактировать ]До 1692 г.
[ редактировать ]Рядом с местом, где сейчас находится часовня, стояла кельтская церковь Ллан Эйтрим, недалеко от древнего колодца религиозного значения Финнон Вен. Ллан Эйтрим был рукоположен саксонским епископом Херевальдом в 1060 году нашей эры. Церковью руководил валлийский священник по имени Гвидир. Считается, что Ллан Эйтрим был разрушен во время Реформации.
Каменная табличка, известная как Камень Геллионнен, сохранилась из старой церкви Ллан Эйтрим и была встроена в стену часовни Геллионнен. Камень Геллионнен, датированный ок. 900 г. н. э., был подарен прихожанами музею Суонси в 1965 году.
В 1650-х годах этот район посетили несогласные протестантские проповедники, выступавшие на местных фермах. Среди них, очевидно, был Дженкин Джонс , катабаптист и пресвитерианский министр и ветеран Оливера Кромвеля парламентской армии во время гражданской войны в Англии . [ 2 ] В 1662 году преподобный Роберт Томас был изгнан из Кадокстонской церкви и основал общину в Геллионнене, собираясь сначала в местных домах и на фермах.
17 и 18 веков
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Часовня Геллионнен была впервые построена в 1692 году протестантскими диссидентами на Минидд Геллионнен (гора Геллионнен), которые, по-видимому, ранее встречались в местных домах и фермах. [ 4 ] Земля была подарена Бюсси Мэнселлом , землевладельцем, членом парламента и ветераном гражданской войны в Англии . [ 2 ] Геллионнен был одной из пяти часовен несогласных, созданных под руководством преподобного Роберта Томаса после его изгнания из англиканской церкви . Другие места поклонения в этой группе включали Мейзирхаф, Минидбах (Тирдвинкин), Кумлинфелл и Бленгврах , последний из которых также позже стал унитарным. [ 4 ] [ 5 ]
Считается , что в конце 1690-х и начале 1700-х годов преподобный Льюис Дэвис, приехавший из Лланеди в Кармартеншире, основал воскресную школу в часовне Геллионнен, которая просуществовала около сорока лет. Его соминистр с 1701 года Ллевеллин Беван был умеренным кальвинистом, считавшимся евангелистом по своим взглядам и демократическим по своим взглядам. Министром с 1712 по 1742 год был Роджер Хауэлл, кузнец, известный своим знанием Священных Писаний. [ 2 ] Хауэлл привел прихожан к арминианству, подготавливая путь для будущего развития часовни в сторону унитаризма. [ 4 ] В 1715 году в Геллионнене и ее родственной часовне, часовне Гвинфе (в 10 милях к северу), насчитывалось около 550 прихожан. Преемник Хауэлла на посту министра Джозеф Симмондс руководил школой в Ллансамлете , Суонси, где радикальный проповедник, философ и математик Ричард Прайс был образован.
В 1740-х и 1750-х годах арминианство и унитаризм среди общины Геллионнен начали развиваться .
Джозайя Рис и Иоло Моргануг
[ редактировать ]В 1764 году преподобный Иосия Рис стал священником часовни Геллионнен и руководил ее переходом к унитаризму и восстановлением часовни в 1801–02 годах. Иосия был сыном преподобного Оуэна Риса из Hen dy Cwrdd Trecynon (Старый молитвенный дом, Трецинон ) в Абердэре . Иосия был прогрессивным мыслителем и учился у Соломона Харриса в Суонси и у Сэмюэля Томаса, либерального наставника в Кармартене.
Около 1785 года Джозайя Рис открыл школу, отказавшись от должности директора пресвитерианского колледжа Суонси. Рис был редактором второго в истории журнала на валлийском языке Trysorfa Gwybodaeth или Yr Eurgrawn (1776 г.) и был уважаемым ученым, написавшим множество буклетов о своей вере. Он работал с Иоло Морганугом и Томосом Глином Коти (Томас Эванс), Рис изучал, собирал и копировал редкие валлийские рукописи, построив впечатляющую библиотеку в своем доме в Геллигроне. [ 4 ] Под влиянием Риса община Геллионнена стала «арминианской, арианской и полуунитарной». [ 4 ] В 1802 году Уэльское унитарное общество было основано во время собрания в часовне Геллионнен, на котором присутствовал Иоло Моргануг . [ 2 ] В том же году часовня была открыта после перестройки. Джозия Рис отправился в Лондон, чтобы собрать средства для часовни, и умер вскоре после возвращения из одной такой поездки в 1804 году. [ 4 ] В одном из своих последних писем Рис похвалил прихожан за сбор средств и заявил (возможно, с преувеличением), что недавнюю службу посетило 700 человек. [ 4 ]
В результате движения Геллионнена к унитаризму произошел раскол, и часть общины ушла. Те, кто уехал, в 1805 году построили часовню Баран в нескольких милях отсюда. [ 2 ] [ 4 ] Тем не менее, Геллионнен привлекал поклонников даже из Суонси, Нита, Кумлинфелла и Беттвса. [ 4 ]
На смену Джозайе Рису пришел его сын, доктор Томас Рис (1805–06). Томас Рис написал историю унитаризма, перевел Раковский катехизис и был важным унитарным священником в Лондоне. Его брат Оуэн Рис был соучредителем . издательской фирмы Лонгмана [ 2 ]
Преподобный Томас Морган (1737–1813) из Бленгвраха , который жил с семьей Рис и похоронен на их семейном участке в часовне Геллионнен, как полагают, был пионером в использовании вакцины от коровьей оспы для борьбы с оспой на сотнях местных детей еще до того, как работа знаменитого Эдварда Дженнера . [ 5 ] Внутри часовни находится памятник Томасу Моргану, предположительно вырезанный Иоло Морганугом . [ 5 ]
19 век
[ редактировать ]После ухода Томаса Риса Дэвид Оливер, генеральный баптист из Абердэра, служил с 1806 по 1814 год. Его служение было относительно консервативным, и среди прихожан царили волнения. В этот период независимые силы во главе со священником из капеллы Мюнидбах попытались захватить контроль над Геллионненом. Борьба за власть между независимыми и арминианами/унитариями завершилась «после битвы слов и кулаков» за пределами часовни, и фракция арминиан/унитаристов одержала победу. [ 2 ] [ 4 ]
Только во время служения преподобного Джона Джеймса (1815–1864 гг.) Геллионнен стал полностью унитарием. Преподобный Джеймс приехал в Геллионнен из Кардиганшира по настоянию Иоло Морганвга , который стремился к укреплению Геллионнена как центра унитаризма и либеральной религии. [ 4 ] Во время своего длительного служения в часовне Геллионнен ученый преподобный Джеймс руководил знаменитой средней школой-интернатом в своем доме в Вардре, Клидах . [ 2 ] Он также перевел на валлийский Джозефа Пристли » «Катехизис для детей и молодежи в 1805 году и » Томаса Белшема . «Спокойное исследование [ 4 ] Преподобный Джеймс был близок с Иоло Морганугом , и они переписывались по широкому кругу тем. Согласно традиции, из-за его знания древнегреческого языка преподобного Джеймса однажды вызвали в Ллангранног, чтобы поговорить с греческими моряками, потерпевшими кораблекрушение. [ 4 ]
В 1873 году часовня была полностью отремонтирована и отремонтирована во время служения преподобного Джона Эванса. Каменная черепица на крыше была взята из церкви Беттуса, а пол был заменен, а старые каменные плиты вынесены наружу. В то же время земля, на которой была построена часовня, была выкуплена общиной. [ 4 ] Как и его предшественник преподобный Джон Джеймс, преподобный Эванс руководил школой в своем доме в Требанос-Хаусе, Требанос . На смену Джону Эвансу пришел У. Дж. Дэвис (1887–1889), писатель и химик, который сформировал оркестр и хор в часовне. Дэвис уехал из Геллионнена в Лландисул , где опубликовал Hanes Plwyf Llandysul (1894) — первую книгу, опубликованную издательством Cambrian Press . [ 4 ] Дэвиса, в свою очередь, сменил Дж. Фишер Джонс (1889–92). При последнем в 1894 году в соседнем Требаносе была открыта сестринская часовня Геллионнена — часовня Грейга . [ 2 ] В 1895 году тысяча человек собралась на горе на летний фестиваль по сбору средств под выступления духового оркестра часовни. [ 4 ]
20 век
[ редактировать ]В 20 веке часовня Геллионнен была оживленным центром религиозной, общественной и культурной жизни. Служителем с 1895 по 1905 год был Ти Джей Дженкинс, популярный проповедник, за которым следовала Альфа Ричардс (1906–1910). Преподобный Ричардс был поэтом и проповедником, который собирал толпы людей в часовнях и писал прекрасные гимны. [ 4 ] Многие молодые люди из общины служили и были убиты во время Первой мировой войны . Министром в то время был генерал-лейтенант Рис, который служил с 1912 по 1930 год. Рис писал письма фронтовикам, организовывал бесплатные столовые и организовывал мероприятия по сбору средств. Он посетил Палестину и по возвращении прочитал лекции по этому предмету. [ 4 ]
Часовня Грейга была известна тем, что здесь был установлен один из лучших органов в этом районе. Д. Элвин Дэвис писал:
«В 1925 году, накануне «Большой забастовки», эти неугомонные люди могли искренне похвастаться тем, что установили в Грейге «лучший орган Долины», и, хотя он стоил 1179 фунтов, вскоре был заплачен. музыка ораторий и концертов, в которых простые люди вносят свой вклад в зависимости от своих возможностей, от состояния в 27 фунтов до пожертвования в размере шиллинга и шести пенсов, заработной платы женщины на сталелитейной печи в Понтардаве». [ 4 ]
Во время Великой депрессии местные безработные добровольно посвящали свое время уборке и украшению часовен Геллионнен и Грейг в период с 1921 по 1926 год. [ 4 ] В межвоенные годы в часовнях Геллионнен и Грейг были «оркестр и хор, оперные и драматические группы, проводились концерты и лекции по дешевке, а также проводились всевозможные социальные мероприятия». [ 4 ] Во время Второй мировой войны министром был преподобный Дж. Д. Джонс (1932–1948), который впоследствии стал директором колледжа в Кармартене. [ 4 ]
В начале 1950-х годов Р.И. Притчард был служителем Геллионнена и опубликовал книгу гимнов Salmau'r Mynydd, написанную и составленную общиной. [ 2 ] Преподобный Притчард имел методистское происхождение в Северной Валии и активизировал радикальное совесть и молодежное движение часовни. В послевоенный период преподобный Притчард организовал обмен визитами между молодыми людьми из общины и молодыми немцами. [ 4 ]
Преподобный Д. Элвин Дэвис был священником с 1957 по 1988/89 год и был известен как автор гимнов. Преподобный Дэвис был редактором уэльской унитарной газеты Yr Ymofynnydd и стал профессором греческого языка и Нового Завета в Мемориальном колледже в Суонси и Аберистуите. За время его служения Геллионнен дважды ремонтировался и украшался, а Камень Геллионнен был передан в музей Суонси . [ 4 ]
Часовня сегодня
[ редактировать ]Сегодня в часовне Геллионнен каждое воскресенье проводятся еженедельные службы. Часовня является частью унитарного движения, которое:
«Это непредвзятый и гостеприимный подход к вере, который поощряет индивидуальную свободу, равенство для всех и рациональное мышление. Не существует списка того, во что должны верить унитарии: вместо этого мы думаем, что каждый имеет право прийти к своим собственным выводам».
По данным сайта часовни:
«Мы стремимся создать любящее, заботливое религиозное сообщество, в котором мы: ценим людей в их разнообразии и уникальности, поощряем свободу мысли и слова, поддерживаем духовные исследования, создаем праздничное богослужение, защищаем справедливость, свободу, честность, целостность, мир и любовь. Поэтому мы стремимся: Извлекать максимальную пользу из той жизни, которую мы имеем, Быть демократичными в нашей практике, Прославлять жизнь во многих ее формах, Уважать людей, чьи убеждения и взгляды отличаются от наших». [ 6 ]
Часовня привлекает большую аудиторию во время ежегодного Летнего фольклорного фестиваля, службы Плигейн в канун Рождества и службы Мари Ллуид в Новый год.
В 2008 году в часовню ворвались молодые люди и подвергли их жестокому вандализму. [ 7 ] Часовня была полностью восстановлена после сбора средств.
В 2016 году часовня попала в заголовки газет из-за проведения первой в этом районе религиозной церемонии однополых браков. [ 8 ]
Список министров
[ редактировать ]В число служителей капеллы Геллионнен входили:
- Роберт Томас (1692)
- Льюис Дэвис (1692–1712)
- Ллевеллин Беван (ок. 1700–1724 гг.)
- Роджер Хауэлл (1712–42),
- Джозеф Симмондс (1724–1758 гг.)
- Джозайя Рис (1764–1804)
- Томас Рис (1805–06)
- Дэвид Оливер (1806–1814 гг.)
- Джон Джеймс (1815–64)
- Джон Эванс (1862–85)
- У. Дж. Дэвис (1887–89)
- Дж. Фишер Джонс (1889–92)
- Ти Джей Дженкинс (1895–1905)
- Альфа Ричардс (1906–10)
- DJ Рис (1912–30)
- Джей Ди Джонс (1932–48)
- Р. И. Причард (1949–53)
- Д. Элвин Дэвис (1957–1988/89)
- Ирион Филлипс (1985?–2005)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Унитарные часовни Геллионнен и Грейг» . Унитаристы . Проверено 28 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дэвис, Д. Элвин (1982). «Они думали сами за себя»: краткий обзор истории унитаризма в Уэльсе и традиции либеральной религии . Лландисул: Гомер Пресс. стр. 93–97.
- ^ «Капель Геллионнен (Унитарная церковь Геллионнен и Грейг)» . Британские здания, внесенные в список памятников архитектуры . Проверено 10 апреля 2017 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Дэвис, Д. Элвин (nd). Часовня Геллионнен, 1692–1992 гг . Суонси.
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Гаага, Грэм и Джуди (1986). Унитарное наследие: архитектурный обзор . Шеффилд: П.Б. Годфри. стр. 120–21.
- ^ «Унитарные часовни Геллионнен и Грейг, Требанос» . UKUnitarians.org . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «BBC NEWS | Великобритания | Уэльс | Юго-Западный Уэльс | Вандалы «разрушают» историческую часовню» . news.bbc.co.uk. Проверено 31 марта 2017 г.
- ^ Питтс, Джек (2 марта 2017 г.). « На гей-свадьбу в первую очередь оставайтесь поближе к дому» ». Вечерняя почта Южного Уэльса .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Д. Элвин Дэвис, Часовня Геллионнен, 1692–1992 (слайд: [Часовня Геллионнен], 1992)
- Д. Элвин Дэвис, «Они думали сами»: краткий взгляд на историю унитаризма и либеральной традиции в Уэльсе и за его пределами» (Gomer Press, 1982).