Мочицура Хашимото
Мочицура Хашимото Моюки Хашимото | |
---|---|
![]() Mochitsura Hashimoto, as a lieutenant commander ( c. 1943 ) | |
Рожденный | 14 октября 1909 г. Киото , Япония |
Умер | 25 октября 2000 г. (91 год) Киото , Япония |
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1931–1945 |
Классифицировать | Командир |
Команды | Ро-31 И-158 Ро-44 И-58 |
Битвы/войны | Вторая китайско-японская война Вторая мировая война |
Награды | Орден Золотого Коршуна 5-й степени. Орден Восходящего Солнца 5-й степени. Орден Священного Сокровища |
Другая работа | Синтоистский священник |
Мочицура Хашимото ( 橋本 以行 , Хасимото Мочицура , 14 октября 1909 — 25 октября 2000) — японский офицер и командир подводной лодки Императорского флота Японии во время Второй мировой войны . Он был капитаном подводной лодки I-58 , которая потопила американский тяжелый крейсер USS Indianapolis в 1945 году после доставки им деталей и обогащенного урана для первого атомного оружия, использованного в военное время, Little Boy , перед нападением на Хиросиму .
Хасимото родился в Киото и получил образование в Императорской японской военно-морской академии . Он добровольно пошел на службу на подводных лодках и находился на борту подводной лодки I-24 во время нападения на Перл-Харбор в 1941 году. Большую часть войны Хашимото командовал прибрежным патрулем и тренировочными подводными лодками у берегов Японии. В 1944 году принял командование И-58 , подводной лодкой, оснащенной пилотируемыми торпедами «Кайтен» . После ряда неудачных операций I-58 под командованием Хашимото 30 июля потопил Индианаполис двумя торпедами Тип 95 во время ночного патрулирования.
Затем подводная лодка Хасимото вернулась в Японию, став одной из немногих японских подводных лодок, переживших войну. Хасимото был вызван для дачи показаний от имени обвинения в военном трибунале Чарльза Б. Маквея III , командующего Индианаполиса , шаг, который в то время вызывал споры. Позже он участвовал в попытке реабилитировать Маквея, которая в конечном итоге увенчалась успехом. Хасимото, вся семья которого погибла в результате атомной бомбардировки Хиросимы , позже стал синтоистским священником. Он умер в 2000 году, через тринадцать дней после того, как узнал об оправдании Маквея.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мочицура Хашимото родился в 1909 году в Киото , Япония. [ 1 ] восьмой из девяти детей и пятый сын каннуши ( синтоистского священника ). Он учился в Третьей средней школе Киото , престижной школе, где хорошо учился. [ 2 ] В юности его описывали как сдержанного и уважительного человека. По велению отца он подал заявление в Императорскую японскую военно-морскую академию . Семья не имела военно-морского опыта, но отец Хашимото испытывал финансовые трудности из-за государственной субсидии священника и чувствовал, что отправка его сына в армию поможет им обеспечить их. Один из старших братьев Хашимото впоследствии учился в Академии Императорской армии Японии и был зачислен в Императорскую армию Японии . Хашимото окончил среднюю школу в 1927 году и был принят в Военно-морскую академию. Впервые покинув дом, Хасимото затем посещал Императорскую японскую военно-морскую академию в Этадзиме четыре года , изучая историю Японии , инженерное дело и военно-морскую тактику, а также дзюдо и другие виды военной легкой атлетики. [ 3 ] Окончил и поступил на службу в 1931 году. [ 4 ]
В 1937 году Хасимото женился на Нобуко Мики, дочери успешного бизнесмена из Осаки . [ 3 ] У пары было трое сыновей; Мотихиро, 1940 года рождения, [ 5 ] Нобутаке, 1942 года рождения, и Томоюки, 1944 года рождения; [ 6 ] и Соноэ, дочь 1947 года рождения.
Военная карьера
[ редактировать ]В 1934 году Хашимото пошел добровольцем на службу на подводных лодках . [ 1 ] а в 1937 году он служил на борту эсминцев и охотников за подводными лодками у берегов Китайской Республики . 15 ноября в звании младшего лейтенанта Хасимото был приписан к экипажу канонерской лодки « Хозу получил звание лейтенанта . », а 1 декабря [ 7 ] [ 8 ] За это время его брат погиб в бою на материковой части Китая. [ 3 ]
его направили на эсминец «Окикадзе» . В 1938 году 15 декабря [ 9 ] В следующем году Хасимото был выбран в школу подводных лодок и 20 мая 1939 года был направлен в военно-морской округ Йокосука , а 1 июня записался на шестимесячные торпедные курсы, а 1 декабря поступил в военно-морскую школу подводных лодок как ученик класса B. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] По завершении обучения 20 марта 1940 года он был направлен на подводную лодку И-123 офицером-торпедистом, а 15 октября перешел на И-155 в той же должности. [ 13 ] [ 14 ]
15 июля 1941 года он был назначен на подводную лодку И-24 , а 31 октября стал ее офицером-торпедистом под командованием капитан-лейтенанта Хироши Ханабуса; корабль базировался в Куре . [ 15 ] [ 16 ] В течение года подводная лодка проводила учебные маневры с группой сверхмалых подводных лодок . [ 5 ] 18 ноября И-24 и ее группа вышли из Куре с прикрепленной к кормовой палубе миниатюрной подводной лодкой. Двигаясь на восток, он всплыл на поверхность в 10 милях (16 км) от Вайкики 6 декабря. [ 5 ] Подлодка входила в состав большой группы подводных лодок, которые должны были поддержать атаку на Перл-Харбор . [ 17 ] Хашимото стал свидетелем финального ритуала Кадзуо Сакамаки и Кёдзи Инагаки, которые должны были управлять сверхмалой подводной лодкой, отчалившей в 05:30. И-24 остался на месте встречи, чтобы дождаться сверхмалой субмарины, которая так и не пришла. 9 декабря И-24 направился в Куре. [ 6 ]
По возвращении подводной лодки в Куре 1 февраля 1942 года Хасимото был отделен и направлен на курсы повышения квалификации в Школе подводных лодок, чтобы подготовить его к командованию подводной лодкой. [ 18 ] Окончив этот курс 30 июня, Хашимото получил командование подводной лодкой Ро-31 , кораблем береговой обороны. [ 17 ] Оставшуюся часть 1942 года Хашимото управлял своим кораблем в домашних водах у Йокосуки, обучая экипажи, опробуя новое оборудование и проводя исследования для разработки доктрины японских подводных лодок. ему было присвоено звание лейтенанта-коммандера . 1 ноября [ 19 ] В 1943 году ему было поручено командовать подводной лодкой И-158 береговой обороны, а позже в том же году — подводной лодкой Ро-44 с теми же обязанностями. [ 6 ]
Командир И-58
[ редактировать ]В мае 1944 года капитан-лейтенант Хашимото получил командование подводной лодкой И-58. [ 20 ] который все еще строился в Сасебо . Хасимото курировал большую часть строительства I-58 . Позже подводная лодка была капитально отремонтирована и стала нести «Кайтэн» пилотируемые торпеды , что команда Хасимото считала большой честью. [ 21 ] I-58 была введена в эксплуатацию 13 сентября 1944 года, и Хасимото командовал ею во время ее круизов по диагностике , командуя своими людьми на повторных учениях без увольнения на берег . [ 22 ] [ 23 ] Он завершил обучение на подводной лодке в декабре 1944 года. Корабль пересек пролив Симоносеки во Внутреннее море и направился в Куре за припасами. Затем она переехала в Хирао , где погрузила шесть кайтэнов . [ 24 ]

29 декабря она отправилась в свой первый военный патруль, направляясь к Марианским островам . Он прибыл к побережью Гуама в 03:00 11 января 1945 года, и Хашимото приказал спустить на воду четыре кайтэна . Кайтены предварительно заявили, что танкер затонул, но не смогли проверить, действительно ли судно пострадало. [ 25 ] Забастовка не увенчалась успехом. [ 26 ] Затем она помчалась обратно в Куре и прибыла туда 20 января. Она оставалась там в порту до марта, вероятно, из-за нехватки поставок. 1 марта она была направлена на Иводзиму для поддержки происходящего там сражения . Оказавшись там, И-58 было приказано запустить все свои кайтены без пилотов и немедленно вернуться домой. [ 25 ] 2 апреля ей снова было приказано отправиться в плавание для поддержки японских войск в битве за Окинаву . Там она 50 раз подвергалась атакам самолетов. Она никогда не появлялась на поверхность более чем на несколько часов. Она добралась до Куре 29 апреля 1945 года и стала единственной японской подводной лодкой, вышедшей из операции. Он остался в порту из-за продолжающегося минирования, проводимого ВВС США , и отправился 16 июля в очередной военный патруль. В то время она была одной из четырех больших подводных лодок, оставшихся в составе ВМС Японии, и ее задачей было препятствовать союзников . коммуникациям [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Пройдя Внутреннее море в обход минных полей, I-58 направился к восточному побережью Филиппин, намереваясь атаковать там корабли. Пройдя к востоку от Окинавы и не заметив ни одного корабля, он направился на юг, достигнув судоходного пути Гуам- Лейте 27 июля. [ 30 ] [ 31 ] Она заметила танкер, сопровождаемый эсминцем , и Хашимото приказал ей спустить на воду два кайтэна в 14:31 и 14:43. Она слышала взрывы в 15:21 и 15:31, но ее экипаж не смог определить, ли кайтены поразили свои цели. Хасимото сообщил, что танкер предположительно затонул.
Затопление Индианаполиса
[ редактировать ]29 июля лейтенант-коммандер. Хашимото приказал подводной лодке направиться в район, где, по его мнению, пересекались морские пути между Гуамом, Лейте, Пелелиу и Окинавой. [ 32 ] В 23:35 того же дня Хасимото заметил на высоте 10 000 метров (33 000 футов) тяжелый крейсер «Индианаполис», направлявшийся к своей позиции на средней скорости. [ 33 ] Полагая, что это линкор класса « Айдахо » , он приказал I-58 погрузиться, а когда Индианаполис приблизился к глубине 1500 метров (4900 футов), он приказал запустить шесть обычных торпед в 00:02 30 июля. [ 32 ] [ 34 ] Заметив три взрыва в Индианаполисе , Хасимото приказал подводной лодке глубоко погрузиться, опасаясь обнаружения. После часа глубокого погружения для перезарядки она всплыла на поверхность и не заметила Индианаполиса . После безуспешных поисков обломков или каких-либо признаков корабля, [ 35 ] [ 36 ] он приказал И-58 удалиться в 02:30. Около 03:00 он передал коротковолновое радиосообщение в штаб 6-го флота в Куре, в котором отмечалось разрушение корабля. [ 37 ] Позже он написал об этом инциденте:
Позади нас была луна, и вражеский корабль теперь был хорошо виден. У него были две башни на корме и большая башенная мачта. Я принял его за линкор класса «Айдахо» . Экипаж нервничал, ожидая приказа запустить торпеды. Все было мертво тихо... приближался благоприятный момент для стрельбы. ... Наконец громким голосом я отдал приказ: «Готовься — огонь!» Выключатель торпеды нажимался с интервалом в две секунды, а затем из торпедного отсека доносился доклад: «Все аппараты выстрелили и исправны». Шесть торпед веером неслись к вражескому кораблю. ... Выведя лодку на курс, параллельный противнику, мы с нетерпением ждали. Каждая минута казалась целой вечностью. Затем по правому борту противника у передней, а затем и кормовой башни поднялись столбы воды, за которыми тут же последовали вспышки ярко-красного пламени. Затем рядом с башней номер 2 поднялся еще один столб воды и, казалось, окутал весь корабль — «Удар, удар!» Я кричал, когда каждая торпеда попадала в цель, и экипаж танцевал от радости. [ 38 ]
Хашимото приказал I-58 двигаться на север в поисках дополнительных кораблей для атаки. [ 39 ] Она уловила сообщения об атомной бомбардировке Хиросимы в перехваченных радиопередачах 7 августа, но Хашимото продолжал охотиться за кораблями союзников к югу от пролива Бунго . 9 августа она выпустила два кайтэна против конвоя, и Хашимото заявил, что, вероятно, эсминец затонул. 12 августа он спустил на воду оставшиеся кайтэны и заявил, что, вероятно, затонуло торговое судно. I-58 всплыл в проливе Бунго 15 августа, где Хашимото узнал о Гёкуон-хосо, сигнализирующем о капитуляции Японии и окончании войны. Она путешествовала по Внутреннему морю и прибыла в Хирао, где Хашимото эмоционально сообщил своей команде об окончании войны. [ 40 ] После войны было подтверждено, что Индианаполис был единственным кораблем I-58 . затонувшим [ 1 ] Это был последний успех японского флота во Второй мировой войне. [ 41 ] Когда Хасимото вернулся домой с войны, он узнал, что вся его семья погибла в результате атомной бомбардировки Хиросимы 7 августа.
Маквей военный трибунал
[ редактировать ]
Через три дня после официальной капитуляции Японии в Токийском заливе Хашимото был повышен до последнего звания командующего . [ 42 ] 20 ноября ему было поручено командование эсминцем « Юкикадзе» , одним из немногих кораблей Имперского флота, переживших войну, и ему было поручено выполнять обязанности по репатриации, возвращая войска в Японию из-за границы. [ 43 ] вызвали его Однако, прежде чем Хасимото смог приступить к своим новым обязанностям, военные США в качестве свидетеля обвинения в военном трибунале против Индианаполиса командующего капитана Чарльза Б. Маквея III , который предстал перед судом по обвинению в халатности, приведшей к корабль тонет. [ 41 ] 9 декабря 1945 года он был доставлен из Токио в Окленд, штат Калифорния , на борту самолета Военно-морской воздушной транспортной службы . Хашимото заверили, что с ним будут обращаться как с военно-морским офицером, а не как с военнопленным или военным преступником , но во время пребывания в Соединенных Штатах он оставался под охраной, и ему не разрешили покинуть отель, поскольку его появление было на первой полосе. Новости того дня в « Нью-Йорк Таймс» и других газетах. На следующий день он прибыл в Вашингтон, округ Колумбия , где проходили слушания. [ 44 ] На протяжении всего своего пребывания в США он общался через переводчика Фрэнсиса Эрла Истлейка из Управления военно-морской разведки . [ 45 ]
Хашимото первым в течение четырех часов разговаривал с судьей-адвокатом капитаном Томасом Дж. Райаном 11 декабря. На следующий день он несколько часов разговаривал с капитаном Джоном П. Кэди, главным адвокатом Маквея, поскольку оба офицера пытались определить его авторитет и компетентность, чтобы занять позицию в суде. Он сказал им, что в ночь нападения видимость была хорошей, и он смог легко обнаружить Индианаполис . Хашимото дал показания в суде 13 декабря в переполненном зале суда. [ 46 ] Это был первый случай, когда офицер страны, находящейся в состоянии войны с Соединенными Штатами, дал показания против офицера ВМС США в военном трибунале. [ 47 ] [ Примечание 1 ] По указанию Кэди Хашимото принял как японскую гражданскую присягу, так и присягу ВМС США, поэтому его могли обвинить в лжесвидетельстве в обеих странах. в случае лжи [ 45 ] 50-минутные показания Хасимото были сосредоточены на том, двигался ли Индианаполис «зигзагами», и он отметил, что корабль не отклонялся от своего курса. Однако он также отметил, что его расположение сделало бы такие маневры уклонения неэффективными и лишило бы его возможности атаковать корабль. [ 48 ] [ 49 ] Тем не менее, его показания считаются неотъемлемой частью окончательного убеждения Маквея в его халатности. [ 50 ] Чарльз Батлер Маквей III был реабилитирован в 2001 году . После своего появления на суде Хасимото оставался под стражей в США до начала 1946 года, когда его вернули в Японию на борту военного корабля США «Эффингем» . [ 51 ]
В связи с продолжающимся Нюрнбергским трибуналом и военных преступлений Японии раскрытием во время войны объявление о явке Хашимото в качестве дачи показаний против американского офицера вызвало серьезные споры в американских средствах массовой информации. Хотя Хасимото был известен как невиновный в каких-либо военных преступлениях и в целом к нему хорошо относились его охранники, он плохо говорил по-английски и подвергался насмешкам в прессе. [ 44 ] Среди публичных откликов светская львица Эвелин Уолш Маклин отправила гневную телеграмму министру военно-морского флота Джеймсу Форрестолу с жалобой, а представитель США Роберт Л. Даутон публично заявил: «Это самая презренная вещь, о которой я когда-либо слышал, — вызвать японского офицера для свидетельствовать против одного из наших офицеров. Я зарабатывал на жизнь юридической практикой в судах и комиссиях ВМФ в течение 25 лет, и этот показатель достигает рекордно низкого уровня в расследованиях судов, коллегий или Конгресса». [ 52 ] Обозреватель Роберт Руарк обвинил ВМС в использовании Хасимото для «раздувания шумихи» перед военным трибуналом. [ 52 ] Даже после его отъезда его показания оставались спорными, и газета Chicago Sun раскритиковала его поездку, которая, по оценкам, обошлась в 1820 долларов (что эквивалентно 30 800 долларам в 2023 году). [ 51 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]После возвращения в Японию Хасимото работал офицером- демобилизатором в военно-морском отделе Министерства демобилизации, отвечая за демобилизацию ветеранов и демонтаж того, что осталось от японского флота. Свою последнюю должность он завершил в июне 1946 года, когда стал капитаном гражданского торгового флота и решил уйти из армии. [ 26 ] [ 53 ] Когда его корабль случайно столкнулся с грузовым судном и затонул, он был вынужден уйти в отставку. [ 54 ]
После этого он стал синтоистским священником в храме в Киото . [ 55 ] Позже он дал интервью писателю Дэну Курцману для своей книги 1990 года « Роковое путешествие », в котором Курцман заявил: «Командир Хашимото был поражен американцами. Пока он был заперт в общежитии во время суда, с ним обращались скорее как с почетным гостем, чем как с врагом. офицер, который стал причиной гибели стольких американских мальчиков». [ 56 ] В 1954 году Хашимото написал книгу « Затонул: история японского подводного флота, 1941–1945» , в которой подробно описал действия японских подводных лодок во время войны, включая отчет о затоплении Индианаполиса. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] Известный американский писатель-подводник капитан Эдвард «Нед» Бич, автор книги «Беги тихо, беги глубоко », написал предисловие к американскому изданию книги Хашимото.
В декабре 1990 года Хасимото встретился с некоторыми из выживших на « Индианаполисе» в Перл-Харборе , где через переводчика заявил: «Я пришёл сюда, чтобы помолиться вместе с вами за ваших товарищей по кораблю, чью смерть я стал причиной», на что выживший Джайлс Маккой просто ответил: "Я прощаю тебя." [ 56 ]
В 1999 году он помог выжившей команде « Индианаполиса» попытаться снять с Маквея вину за затопление корабля, написав письмо в сенатский комитет по вооруженным силам , в котором он заявил, как и более пяти десятилетий назад, что даже если « Индианаполис » двигался зигзагами, не было бы никакой разницы: «Я был бы в состоянии провести успешную торпедную атаку по его кораблю, независимо от того, двигался он зигзагами или нет». Что касается осуждения Маквея, Хасимото написал:
Наши народы простили друг другу ту страшную войну и ее последствия. Возможно, пришло время вашим народам простить капитана Маквея за унижение, вызванное его несправедливым приговором. [ 56 ]
Хасимото умер в возрасте 91 года 25 октября 2000 года. [ 60 ] за пять дней до того, как резолюция о посмертном оправдании капитана Маквея была принята Конгрессом США и подписана президентом Биллом Клинтоном. [ нужна ссылка ] . Министр военно-морского флота Ричард Данциг отказался разрешить внесение этого языка в послужной список Маквея. Когда Джордж Буш стал президентом, а Гордон Ингланд стал министром военно-морского флота, министр Англии поручил капитану ВМС Уильяму Дж. Тоти , бывшему командиру военного корабля США « Индианаполис» (SSN-697) , внести в послужной список Маквея слова об оправдании в мае 2001 года: наконец закрыв эту главу американской военно-морской истории.
Ссылки
[ редактировать ]- Сноски
- ^ Историк Ричард Ньюкомб отметил, что командиры двух кораблей Континентального флота были осуждены и оправданы за потерю своих кораблей во время войны за независимость США : Джон Мэнли с военного корабля США «Хэнкок» и Элиша Хинман с военного корабля США « Альфред» . Однако ни один офицер ВМС США так и не предстал перед судом в связи с потерей своего судна в военное время. [ 47 ]
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с Фредриксен 2001 , стр. 213.
- ^ Ньюкомб 2000 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с Ньюкомб 2000 , с. 2.
- ^ Такер 2011 , с. 343.
- ^ Jump up to: а б с Ньюкомб 2000 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Ньюкомб 2000 , с. 4.
- ↑ Назначение на военно-морской флот от 15 ноября 1937 г., дополнение к публикации № 91. Японский центр азиатских исторических записей, код ссылки C13072072500 (jp)
- ^ Назначение на военно-морской флот от 1 декабря 1937 г., Приложение к публикации, Японский центр азиатских исторических записей, ссылочный код C13072072500 (jp)
- ↑ Назначение на военно-морской флот от 15 декабря 1938 г., дополнение к публикации (ограниченный доступ) № 273, Японский центр азиатских исторических записей, ссылочный код C13072074800 (jp)
- ^ Назначение на военно-морской флот от 20 мая 1939 г., Публикация (ограниченный доступ) № 338, Японский центр азиатских исторических записей, ссылочный код C13072075700 (jp)
- ^ Назначение на военно-морской флот от 1 июня 1939 г., Публикация (ограниченный доступ) № 342, Японский центр азиатских исторических записей, ссылочный код C13072075900 (jp)
- ^ Назначение на военно-морской флот от 1 декабря 1939 г., Публикация (ограниченный доступ) № 408, Японский центр азиатских исторических записей, ссылочный код C13072077100 (jp)
- ^ Назначение на военно-морской флот от 20 марта 1940 г., Публикация (ограниченный доступ) № 453, Японский центр азиатских исторических записей, ссылочный код C13072077800 (jp)
- ^ Назначение на военно-морской флот от 15 октября 1940 г., Публикация (ограниченный доступ) № 543, Японский центр азиатских исторических записей, ссылочный код C13072079100 (jp)
- ^ Назначение на военно-морской флот от 15 июля 1941 г., Публикация (ограниченный доступ) № 673, Японский центр азиатских исторических записей, ссылочный код C13072081600 (jp)
- ^ Назначение на военно-морской флот от 31 октября 1941 г., Публикация (ограниченный доступ) № 736, Японский центр азиатских исторических записей, ссылочный код C13072082900 (jp)
- ^ Jump up to: а б Фредриксен 2001 , стр. 214.
- ^ Назначение на военно-морской флот от 2 февраля 1942 г., Публикация (ограниченный доступ) № 805, Японский центр азиатских исторических записей, ссылочный код C13072084200 (jp)
- ^ Назначение на военно-морской флот от 1 ноября 1942 г., Публикация (ограниченный доступ) № 974, Японский центр азиатских исторических записей, справочный код C13072087700 (jp)
- ^ Харрелл 2005 , с. 65.
- ^ Ньюкомб 2000 , с. 5.
- ^ Ньюкомб 2000 , с. 6.
- ^ Харрелл 2005 , с. 66.
- ^ Ньюкомб 2000 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Ньюкомб, 2000 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Такер 2011 , с. 344.
- ^ Ньюкомб 2000 , с. 10.
- ^ Стэнтон 2002 , с. 79.
- ^ Бойд и Йошида 2002 , с. 179.
- ^ Ньюкомб 2000 , с. 57.
- ^ Стэнтон 2002 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Ньюкомб, 2000 , стр. 58–59.
- ^ Стэнтон 2002 , стр. 93–95.
- ^ Стэнтон 2002 , с. 100–101.
- ^ Ньюкомб 2000 , стр. 60–61.
- ^ Такер 2011 , с. 375.
- ^ Ньюкомб 2000 , с. 62.
- ^ Харрелл 2005 , с. 68–71.
- ^ Ньюкомб 2000 , с. 119.
- ^ Ньюкомб 2000 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б Фредриксен 2001 , стр. 215.
- ↑ Назначение на военно-морской флот от 11 сентября 1945 г., публикация № 1908, Японский центр азиатских исторических записей, ссылочный код C13072108400 (jp)
- ^ Назначение на военно-морской флот от 29 ноября 1945 г., публикация № 1994, Японский центр азиатских исторических записей, код ссылки C13072147800 (jp)
- ^ Jump up to: а б Ньюкомб, 2000 , стр. 213–214.
- ^ Jump up to: а б Ньюкомб 2000 , с. 224.
- ^ Ньюкомб 2000 , стр. 221–222.
- ^ Jump up to: а б Ньюкомб 2000 , с. 223.
- ^ Ньюкомб 2000 , стр. 226–227.
- ^ Стэнтон 2002 , с. 265–266.
- ^ Ньюкомб 2000 , с. 248.
- ^ Jump up to: а б Ньюкомб 2000 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б Ньюкомб 2000 , с. 215.
- ^ Назначение в Министерство демобилизации от 11 июня 1946 г., публикация № 155, Японский центр азиатских исторических записей, ссылочный код C13072159300 (jp)
- ↑ Вашингтон Пост, 29 сентября 1991 г.
- ^ Фредриксен 2001 , стр. 216.
- ^ Jump up to: а б с «Мочицура Хасимото» . USSIndianapolis.org. Архивировано из оригинала 11 июля 2019 года . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ Хасимото 2010 , стр. 1.
- ^ Харрелл 2005 , с. 67.
- ^ Бойд и Йошида 2002 , с. 242.
- ^ Стэнтон 2002 , с. 280.
Библиография
[ редактировать ]- Бойд, Карл; Ёсида, Ахико (2002), Японские подводные силы и Вторая мировая война , Аннаполис, Мэриленд : Naval Institute Press , ISBN 978-1-55750-015-1
- Фредриксен, Джон К. (2001), Военные противники Америки: от колониальных времен до наших дней , Санта-Барбара, Калифорния : ABC-CLIO , ISBN 1-57607-603-2
- Харрелл, Дэвид (2005), Из глубин , Мейтленд, Флорида : Xulon Press , ISBN 978-1-59781-167-5
- Хасимото, Мочицура (2010), Затонул: История японского подводного флота, 1941–1945 , Нью-Йорк, Нью-Йорк : Progressive Press, ISBN 978-1-61577-581-1
- Ньюкомб, Ричард Ф. (2000), Покиньте корабль! : Сага об авианосце США «Индианаполис», величайшей морской катастрофе ВМФ , Нью-Йорк, Нью-Йорк : HarperCollins Publishers , ISBN 0-06-018471-Х
- Стэнтон, Дуг (2002), На пути вреда: затопление авианосца «Индианаполис» и необыкновенная история его выживших , Нью-Йорк, Нью-Йорк : St. Martin's Press , ISBN 0-312-98337-9
- Такер, Спенсер (2011), Вторая мировая война на море: энциклопедия , Нью-Йорк, Нью-Йорк : ABC-CLIO , ISBN 978-1-59884-457-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мочицура Хашимото. Архивировано 11 июля 2019 года в Wayback Machine на USSIndianapolis.org.
- Допрос командующего Мочицуры Хашимото в Военно-морском управлении - Военно-морском историческом центре.