Святилище Тиниссут
Статуэтка Баал-Хаммона из святилища, символическое произведение, найденное во время раскопок святилища Тиниссут. терракота, Национальный музей Бардо, 38,5 × 23,5 × 22 см. [ А 1 ] | |
Расположение | Тунис |
---|---|
Координаты | 36 ° 26'13 "N 10 ° 35'49" E / 36,43694 ° N 10,59694 ° E |
История | |
Периоды | 1 век - 2 век |
Святилище Тиниссут — археологический объект , расположенный в Тунисе , раскопки которого начались в начале 20 века. Он расположен в современном районе Бир-Бурегба в регионе Кап-Бон , примерно в пяти километрах от города Хаммамет и в шестидесяти километрах к юго-востоку от столицы Туниса .
Хотя раскопанное место в основном датируется ранним имперским периодом , оно считается характерным для пунических культовых сооружений. Это место демонстрирует преемственность мест поклонения вплоть до римской эпохи, включая поздний период, и иллюстрирует синкретическое действующее религиозное движение. Первоначально он был посвящен поклонению Баал-Хаммону и его супруге Танит . Однако к более поздним почитаемым божествам относятся Сатурн , Целестида, Церера и другие эллинистические божества.
Обнаруженное здание представляет собой очень сложную конструкцию, использовавшуюся в течение значительного периода, от пунической эпохи до поздней античности . В результате это место представляет собой загородное святилище с чередой дворов и портиков . Эта характеристика представляет собой серьезную проблему для интерпретации сайта, причем одной из наиболее сложных задач является интерпретация истории сайта и его последовательного развития. Это место внесло значительный вклад в дискуссию об первоначальных характеристиках североафриканских и семитских мест поклонения.
В результате раскопок была собрана замечательная коллекция терракотовых статуй, которая сейчас находится в Национальном музее Бардо и Музее Набель . Части, найденные в разбросанных фрагментах, в основном отреставрированы и свидетельствуют об искусстве изготовления коронок . Коллекция обнаруженных терракот не имеет аналогов в финикийско-пунической сфере XXI века.
В начале 20-го века военные проводили раскопки, и это место, судя по всему, было разрушено, как отметил директор Управления древностей Туниса еще в 1960 году. Однако детали, зафиксированные в ходе первых раскопок, которые на тот момент были весьма исключительными, время, дайте возможность пересмотреть сайт в свете недавнего анализа и новых направлений исследований.
Расположение
[ редактировать ]Это место находится примерно в шестидесяти километрах к юго-востоку от Туниса, в двух километрах к северо-востоку от Бир-Бурегбы и в одном километре к северо-востоку от Сиагу. [ Б 1 ] Археологический объект возвышается над Уэд -Фауарой на двадцать-тридцать метров на ее левом берегу. [ Д 1 ] на пригорке. [ Б 2 ]
Это место выходит на залив Хаммамет , и создание здесь заповедника, вероятно, связано с исключительным ландшафтом. [ С 1 ]
История
[ редактировать ]Древняя история
[ редактировать ]На месте Бир-Бурегбы находился пунический город Танесмат, также известный как Тнсмт на финикийском языке и Тиниссут на латыни . [ К 1 ] [ Е 1 ] который был основан в V веке до нашей эры. Городом управляли два шопхета , что было устоявшейся особенностью пунических учреждений, в том числе и Карфагена . [ Б 2 ] О точном местонахождении города до сих пор ведутся споры, тем более что менее чем в двух километрах отсюда находился еще один древний город по имени Сиагу. [ Б 2 ] Присутствие римлян на этом месте засвидетельствовано с начала I века. [ Б 2 ] хотя это был сапсан , и подробности городской жизни трудно установить без точного местоположения. [ Б 3 ] [ Б 4 ]

Святилище Тиниссут — это загородное святилище, посвященное Баал-Хаммону и Танит . [ Ф 1 ] [ Дж 1 ] [ Б 2 ] Тип загородного заповедника обозначил границу. [ Ч 1 ] Хотя в первую очередь он датируется ранней Римской империей считают его , Серж Лансель и Эдвард Липински «одним из наиболее представительных примеров пунической религии». [ К 1 ]
Он использовался в течение длительного периода, о чем свидетельствуют находки монет II и IV веков. [ Ч 2 ] За свою долгую историю он претерпел расширение и трансформацию. [ С 2 ] Никаких свидетельств существования культа, предшествовавшего культу Баала и Танит, во время раскопок обнаружено не было. [ Ч 2 ]
Считается , что первоначальный архитектурный проект, включавший обширный двор с портиками и святилищем , был построен до падения Карфагена в 146 году до нашей эры. [ Б 5 ] В середине II века до нашей эры проект реконструкции, отмеченный известной пунической надписью, привел к уменьшению площади двора и строительству двух святынь. [ Б 5 ]

Пуническое святилище претерпело значительную реконструкцию между I веком до нашей эры и I веком нашей эры. [ Ч 2 ] [ Б 5 ] с расширением существующих структур и интеграцией новых божеств в местный пантеон. [ Б 6 ] Элементы этого места претерпели существенную реконструкцию, особенно две святыни: одна предназначалась для размещения статуй, а другая, меньшая, стала алтарем. [ Б 6 ] Добавление двух комнат позволило изолировать священное сердце Пунического святилища, самое священное пространство, в котором тогда находились целлы римского устройства. [ Б 5 ]
Прихожане предлагали святилищу стелы , алтари или статуи в соответствии со своим социальным статусом. Согласно найденному неопуническому посвящению, строительство было предложено всей общиной. [ С 3 ] Главным центром культовой жизни был двор, в котором также находились самые ранние статуи. [ Б 7 ] Расположение этого места и расположение статуй в пунический период, когда были построены две святыни, остаются неопределенными. Одна гипотеза предполагает, что это место было организовано глобально на одном этапе, в то время как другая предполагает, что статуи размещались постепенно в зависимости от щедрости верующих. [ Б 6 ]
Позже была добавлена небольшая комната. [ Б 5 ] а на заключительном этапе , была установлена цистерна, посвящённая Сатурну на этом месте во II веке Л. Помпеем Гоноратом, вписанным в карфагенское племя . [ Б 8 ] [ Б 9 ] [ 1 ]
Это место продолжало использоваться как место поклонения до полной христианской эры, о чем свидетельствует обнаружение монеты Юстиниана рядом с сердцем святилища и наличие христианских масляных ламп . [ Б 5 ]
Повторное открытие и раскопки
[ редактировать ]В 1908 году капитан Кассень провел раскопки на этом месте после случайного открытия римских ламп и керамики , что позволило предположить наличие древнего памятника в горном районе к северо-востоку от Бир-Бурегбы. [ Д 2 ]
Последующие раскопки обнаружили нео-пуническую надпись, в которой упоминается институт шопхетов и ливийские элементы. [ К 1 ] Кроме того, были обнаружены три латинские надписи, одна из II века, которые относились к посвящению цистерны Сатурну. [ К 1 ] В своем отчете капитан Кассень тщательно записал места обнаружения терракотовых статуй, что отличалось от более краткого подхода, обычно используемого при раскопках начала 20-го века. [ Б 10 ]
Предметы были оперативно перевезены в музей Бардо , где позже были выставлены. В этом музее, в свою очередь, были представлены «тринадцать самых интригующих терракотовых статуй». [ 2 ] как заметил Альфред Мерлин в своей работе 1910 года . [ Д 1 ] Пуническая надпись первоначально была помещена в музей Бардо, но впоследствии передана в музей Набель .
С тех пор ни один исследователь не вернулся на это место, а директор Управления древностей Туниса еще в 1960 году заявил , что полевые исследования бесполезны. [ Б 1 ] Попытки найти остатки культового комплекса и города не увенчались успехом. [ Б 2 ]
Описание святилища
[ редактировать ]Пространства, раскопанные археологом
[ редактировать ]
План святилища основан на полевых заметках, сделанных капитаном Кассенем, который определил семь мест в последнем состоянии этого места и для удобства использовал систему нумерации, указанную в самых последних работах и из-за отсутствия новых раскопок. [ Б 11 ]
Первая зона содержала три комнаты подряд. Первый [ 3 ] имел белый мозаичный пол с чешуйчатым узором, а ему предшествовала терраса со статуей леонтоцефала на постаменте . Были обнаружены и другие фрагментированные статуи, в том числе женская статуя, стоящая на льве , с латинской надписью. [ Б 1 ] Обстановка помещения датирована концом I века до нашей эры. [ Б 12 ] Во второй комнате был кирпично-бетонный пол , и в ней находились два сфинкса . Александр Лезин считал, что первые две комнаты станут «последним этапом строительства здания». [ Б 6 ] Третья комната, по мнению Мерлина, относится к более позднему времени, и в ней были найдены материалы для замкнутого пространства, в том числе лампа с двумя изливами и подвесной элемент, а также пунические монеты. [ Б 13 ]
Помещение № 4 на плане этажа, «ядро святилища», [ Б 7 ] представлял собой большой двор, вымощенный кирпичом и оборудованный портиком, возможно, сводчатым в римский период. [ Б 5 ] имелось отделение с жертвенными В северо-западном углу останками. Отмечены две святыни неодинаковой сохранности. Рядом с первым были обнаружены ступени , римские масляные лампы и фрагментированные статуи леонтоцефала. Вторая, более крупная святыня была разделена на два неравных помещения. В большем пространстве находились статуя Баал-Хаммона на троне, женская статуя в поло , сфинкс большего размера и надпись с именем некоего Л. Помпея Хонората. По словам Хеди Дриди и Мерием Себай, второе пространство этой эдикулы было отведено статуэткам и культовым предметам. Снаружи впоследствии были построены низкие стены, где кормящей была обнаружена статуя женщины. Эта статуя, датированная Лоренце Булло концом III века до нашей эры , [ Б 7 ] предполагает продолжение культового использования в римский период, о чем свидетельствует наличие обнаруженных поблизости римских масляных ламп. [ Б 8 ] весьма фрагментарная стоящая Афина . На постаменте была найдена [ Б 13 ] а также значительная пуническая надпись. [ Б 14 ] К югу от этого святилища была найдена фрагментированная статуя сидящей женщины. [ Б 11 ] В том же дворе были обнаружены останки как минимум двух других женских статуй леонтоцефала. [ Б 11 ] В этом пространстве совершались жертвоприношения и связанные с ними обряды, включая захоронение костей животных, использование ламп на алтаре и использование воды из ближайшей цистерны. [ Б 6 ]
Более поздняя цистерна, как определил Мерлин, располагалась к югу от этого обширного двора (№ 6 на его плане). В процессе расчистки обрушившегося свода он обнаружил римскую керамику, масляные лампы на христианскую тематику и фрагменты надписей. [ Б 11 ] Высокое качество строительства, по наблюдениям Дриди и Себаи, предполагает позднюю постройку. [ Б 8 ]
Аналогичным образом, во дворе № 5 также были портики, хотя их остатки менее впечатляющи. Разрушенная святыня занимала середину двора, галерея портика имела ширину примерно два метра, а колонны располагались на расстоянии трех метров друг от друга. Первоначально помещение было объединено с двором № 4. Во входном коридоре в южной части двора находились вотивные стелы. Найденные материалы были скудны, хотя монета, датированная периодом правления Юстиниана, содержит некоторые элементы датировки. [ Б 11 ] Никаких статуй здесь обнаружено не было. [ Б 7 ] В римский период это пространство использовалось как хранилище стел. [ Б 5 ]
В вольере № 7 размером примерно 14 х 8,20 метра находится основание статуи, установленной на открытом воздухе. [ Б 7 ] Кроме того, в ограждении находилось около тридцати вотивных стел с надписями на пуническом, неопуническом и латыни, которые палеографы датировали периодом между I веком до нашей эры и I веком нашей эры. [ Б 11 ] Считается, что это пространство было добавлено к культовому комплексу не позднее конца I века до нашей эры. [ Б 8 ] Липински и Лансель считают это пространство «полем жертвенных урн». [ К 1 ] Эту точку зрения разделяет Сесилия Россиньоли, которая считает, что его использовали для захоронения жертвенных останков. Однако Дриди и Себай оспаривают эту интерпретацию, предполагая, что это была фависса или комната, посвященная культу. В этом месте было обнаружено основание статуи. [ Б 8 ]
были найдены различные предметы, в том числе фрагменты стел и керамики в строгом смысле Кроме того, за пределами святилища . В помещении № 1 обнаружен клад жертвенных урн. В этих урнах, выстроенных в ряд, находился прах мелких животных. [ Б 11 ]
Путаница из-за длительного использования
[ редактировать ]Запутанная планировка святилища является результатом изменений, внесенных «на протяжении нескольких столетий». [ С 2 ]
Святилище состояло из ряда дворов, главное святилище располагалось в центре самого большого двора. [ К 1 ] К западу от главного святилища последовательно располагались три двора. Восточную часть главного святилища определял двор с портиками. Юго-восточную часть занимал закрытый двор, служивший полем для урн. [ К 1 ]
Пуническая надпись указывает, что первоначальное строительство включало две часовни, посвященные Баалу и Танит, оснащенные необходимыми литургическими элементами, бронзовыми вазами и внешним покрытием. Этими первоначальными постройками были две святыни двора № 4, покрытие которых было признано археологом. [ 4 ] Позже святыни были изменены. Скамейки служили для хранения культовых предметов. [ Б 9 ] Предложенная Мерлином эволюция святилища противоречит археологическим свидетельствам. Впоследствии Лезин пересмотрел эту эволюцию, предположив, что примитивный двор с портиком позже был уменьшен и дополнен. [ Б 9 ] В 1998 году Россиньоли предложил оригинальное святилище с внутренним двором из трех портиков, двумя часовнями сзади и доступом с юга. Надпись напоминает о строительстве часовни, находящейся после ее анализа. [ Б 9 ] Дриди и Себай придерживались аналогичной конфигурации, хотя и критиковали анализ Россиньоли относительно более поздней реконструкции часовен. Эти элементы были построены, как указано в сохранившемся тексте. [ Ч 2 ] [ Б 15 ]
Согласно Дриди и Себаи, первое святилище представляло собой внутренний двор с портиком, объединяющий №№ 4 и 5, со святилищем, в котором находились культовые статуи. Надпись напоминала о перемещении статуй в два более построенных святилища. Первоначальное большое пуническое здание должно было быть заменено меньшим святилищем с новыми часовнями. Заброшенная часть служила хранилищем, о чем свидетельствует наличие стел. [ Ч 2 ]
Внутреннее функционирование святилища в римский период понять труднее, учитывая перераспределение и сложность культов. [ Ч 2 ] Датировка постройки помещений №№ 1–3 представляет собой серьезную проблему. Однако наличие сводовых трубок, использовавшихся с начала III в. [ Б 8 ] предлагает датировать значимые произведения именно этим периодом. Дриди и Себай предлагают I век для строительства помещения № 1. [ Б 6 ]
Художественные открытия
[ редактировать ]Археологические раскопки сельского святилища выявили множество артефактов «чрезвычайного богатства и разнообразия». [ С 4 ] Особо следует отметить терракотовые элементы, которые оказались «самой неожиданной и замечательной находкой». [ Д 1 ]
Терракотовые статуи
[ редактировать ]
Самыми поразительными открытиями на этом месте, несомненно, являются терракотовые статуи, которые отличаются огромным количеством и размерами. Некоторые статуи достигают высоты 1,40 метра. [ С 3 ] Однако многочисленные фрагменты не смогли быть включены в процесс реставрации, что позволяет предположить, что общее количество выставленных статуй должно было быть значительным. [ Д 1 ]
Помимо этих находок, статуя Ваала, сидящего между двумя крылатыми сфинксами . в главной часовне центрального святилища была обнаружена [ К 1 ] Бог увенчан тиарой из растений и перьев, а его длинная туника соответствует восточной традиции. [ Дж 1 ] Работа датирована II веком. Однако, по мнению Азедина Бешауша , в некоторых аспектах он остается совместимым с пунической иконографической традицией . разделяет изображение того же божества на стеле с тофета Суса В частности, оно . [ я 1 ] Эта стела из Суса была обнаружена во время раскопок Пьера Синтаса и отмечена Ланселем как вероятно утерянная. [ Дж 2 ] Хотя работа датирована более поздним периодом, ее, тем не менее, можно считать архетипом, который можно проследить до VII века до нашей эры в области глиптики и ювелирного дела . [ Ф 2 ]
Раскопки также выявили наличие статуи Цереры или Целестиды, увенчанной полосом . [ Б 4 ]
Леонтоцефальные страны статуи, идентифицированные как изображения Африки , гения африканской , [ К 1 ] имеют особое значение. В одной комнате было как минимум четыре одинаковых статуи леонтоцефала. [ Б 6 ] Костюм этих статуй состоит из птиц и вдохновлен, по мнению Ланселя и Липински, иконографией египетской богини Сехмет ; [ К 1 ] их также отождествляют с богиней Танит. [ А 2 ] [ Ф 3 ] Хеди Слим постулирует, что изображение костюма напоминает женские саркофаги, раскопанные в так называемом некрополе Сент-Моник на археологических раскопках Карфагена . [ С 5 ] Статуи располагались у входа в храм как грозные стражи, хотя и имеющие человеческий облик. [ С 3 ] У основания их шеек был диск. [ Д 3 ] В 1998 году Россиньоли предложил апотропную функцию этой репрезентации, в то время как Дриди и Себай рассматривали ее как сторожевую функцию. [ Б 12 ] По мнению Мхамеда Хасина Фантара , миссия богини - «защитить священную территорию храма и культовое выражение». [ Ф 3 ]
Женские статуи можно интерпретировать как изображения всемогущей Танит. [ С 6 ] Формы изображения богини оказывают разнообразное влияние. Тип leontocéphale отражает африканский культурный субстрат, поза льва имеет восточное влияние, поскольку это священное животное богини Астарты . [ К 1 ] греческое влияние проявляется в изображении матери с ребенком. [ С 1 ] Статуя Деметры, кормящей Демофонта, символизирует «бесконечную сладость материнства» и датируется III веком до нашей эры. [ Б 6 ] [ С 6 ] По мнению Фантара, это изображение богини куротрофос, «богини-матери, предлагающей свою грудь младенцу», является одним из самых красивых изображений в этой серии. [ Ф 4 ]
Кроме того, Афина-Ника со шлемом и щитом Медузы была обнаружена . Стоящая статуя Афины с головой Медузы на груди выполняла защитную функцию, аналогичную функции богинь-леонтоцефалов. [ Б 7 ]
Статуя, изображающая богиню в пеплосе , тунике и головном уборе, может быть идентифицирована как Деметра . [ С 6 ] В ходе раскопок также было обнаружено несколько версий Сфинкса с выдающейся грудью разного размера. Это изображение не только служит охранителем, но и символизирует плодородие . [ С 6 ] Эти статуи в настоящее время выставлены в Национальном музее Бардо и Музее Набель .
- Терракотовые статуи обнаружены в Тиниссуте
-
Леонтокефальная богиня.
-
Фрагментарная статуя.
-
Леонтокефальная богиня.
-
Деметра кормит Демофонта , 118×55×51 см.
-
Сфинкс с выдающейся грудью.
Другие открытия
[ редактировать ]На этом сайте были сделаны важные эпиграфические открытия, которые создают проблемы для интерпретации.
Одно из таких открытий — неопуническая стела, вырезанная из местного серо-белого мрамора , в настоящее время экспонирующаяся в музее Набеля . Эта посвящающая надпись из семи строк имеет особое значение для понимания этого места. [ Б 2 ] найденный в целости и сохранности во дворе № 4. [ Б 7 ] [ г 1 ]
Мерлин предлагает датировать надпись серединой II века до нашей эры, и эту дату принимает Слим. [ С 7 ] Дриди и Себай. [ Б 7 ] Надпись, состоящая из пунических и неопунических символов, аналогичных тем, что изображены на некоторых стелах из карфагенского тофета , [ Б 7 ] упоминает возведение святилищ Баал-Хаммона и Танита, причем ливийские имена намекают на присутствие ливийского субстрата в обществе. [ С 7 ] В надписи также упоминаются магистраты, а также лица, ответственные за строительство и украшение святилища. [ С 3 ] [ 6 ]
Во время раскопок были обнаружены три латинские надписи. Только посвящение цистерны, датированное II веком, явно отсылает к культу Сатурна, наследника Баал-Хаммона. [ 1 ] [ К 1 ] Там написано: «Сатурну Августу, посвящение: Луций Помпей Хонорат из племени Арненсис построил на свои собственные средства и в знак щедрости цистерну, которую он также посвятил». [ Ф 5 ] Надпись была предложена итальянскими купцами, которые поселились в этом районе, чтобы завоевать расположение местных божеств. [ Ф 6 ]
Интерпретация
[ редактировать ]
Сайт примечателен тем, что может облегчить изучение пунической религиозной преемственности и затронуть спорную тему африканских храмов семитской традиции. По словам Слима, святилище Тиниссут — это «святое место между Тофетом [...] и настоящим африканским храмом». [ С 2 ]
Первая тема находится в центре внимания исследователей с начала ХХ века. [ Б 16 ] Это место демонстрирует отсутствие перерыва в культовой деятельности между пуническим и римским периодами. [ Б 17 ] Мужскому божеству, восседающему на троне, продолжали поклоняться во времена Римской империи, и сердце пунического святилища сохраняло ту же роль и в римскую эпоху. «Культовая и ритуальная деятельность была значительной на протяжении всего римского периода без какого-либо реального разрыва с пунической сферой». [ Б 6 ] Помимо непрерывности использования святилища, существовала также «забота о защите, вероятно, древних культовых статуй».
Однако в существующие постройки были внесены изменения, расширение пантеона и перемещение культовых статуй внутри комплекса. Широкое распространение статуй указывает на стремление к постановке, которую можно охарактеризовать как настоящую «сценографию» с направлением движения с востока на запад. Об этом свидетельствуют статуи-хранители на каждом пороге пространств, посвященных различным божествам, и «прогресс к святая святых». [ Б 5 ]
Техника изготовления терракотовых статуй свидетельствует о значительном художественном таланте коропластов . [ С 8 ] богатство месторождений глины в регионе и достоинства материалов. Эта исключительная техника рассматривалась по экономическим причинам, но также подчеркивались [ С 8 ]
Терракотовые статуи свидетельствуют о религиозной жизнеспособности и открытости внешним влияниям того периода, а также являются свидетельством начала романизации . [ С 6 ] Как утверждают Лансель и Липински, сопоставление различных божеств в этих статуях предполагает «сохранение доримских религиозных традиций в сельской местности». [ К 1 ] [ Дж 1 ] «Композитные» формы этих статуй, в свою очередь, обнаруживают местные влияния, а также влияния Египта , Востока и Греции . [ С 8 ]
Изображение богини леонтоцефала является результатом «сложного синкретизма ». [ А 2 ] В то время как Булло датирует работу III веком до нашей эры, Дриди и Себай предполагают вторую половину I века до нашей эры. [ Б 12 ] на основе изучения устройства святилища. [ Б 6 ] Женские статуи, найденные на этом месте, напоминают модели, которые были широко распространены в западном Средиземноморье с IV века до нашей эры . [ Ч 2 ]
Изображение Баал-Хаммона соответствует значению пантеона в римской Африке , особенно превосходству Сатурна. [ я 2 ] и Танит-Целестида. [ С 2 ] Надписи идентифицируют Сатурн, а также присутствуют Целестида или Церера. Женские божества актуальны, даже если они не идентифицированы эпиграфикой. [ Б 18 ]
Дриди и Себай утверждают, что обнаружение древних статуй является «актом благочестия, направленным на сохранение исконных божеств Танесмата». Жители Тиниссута адаптировали своих божеств-покровителей к интерпретации romana и устроили святилище, уважая святилище Пунической эпохи, чтобы интегрировать его в более широкую сферу, о чем свидетельствует принятие культовых статуй в эллинистическом стиле. [ Б 4 ]
Еще в 1910 году Мерлин определил «значительную ценность религиозной истории древней Африки». [ Д 1 ] Он включил святилище Тиниссут в число святилищ восточной традиции, а Александр Лезин рассматривал его как тип сиро-восточного святилища, импортированного до падения Карфагена в конце Третьей Пунической войны . [ Б 16 ] Тем не менее, Дриди и Себай утверждают, что стремление к такой модели, основанной на «идеологическом постулате», бесполезно. [ Б 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Надпись AE 1908, 00161 [ архив ] = ILAfr 00309 = ILPBardo 00192 = D 09291 = Сатурн-01, р 99 = LBIRNA 00366 = AE 1911, +00084.
- ^ Мерлин 1909 , с. 230
- ^ Нумерация комнат соответствует публикации Мерлина 1910 года .
- ^ Полный текст надписи см. в Dridi & Sebaï 2008 , стр. 111
- ^ Доннер, Герберт; Рёллиг, Вольфганг (1973). Ханаанские и арамейские надписи (КАИ) (на немецком языке). Том II: Комментарии. Висбаден: Харрасовиц. стр. 136–137.
- ^ Полный текст надписи см. Dridi & Sebaï 2008 , стр. 110–111.
- Карфаген, столица Африки
- ^ Коллектив 1995а , с. 33
- ^ Jump up to: а б с Коллектив 1995а , с. 30
- От Танесмата до Тиниссута: новые наблюдения о планировке африканского храма
- ^ Jump up to: а б с Дриди и Себай 2008 , с. 104
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дриди и Себай 2008 , с. 103
- ^ Дриди и Себай 2008 , стр. 103–104.
- ^ Jump up to: а б с д Дриди и Себай 2008 , с. 116
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Дриди и Себай 2008 , с. 115
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Дриди и Себай 2008 , с. 114
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Дриди и Себай 2008 , с. 110
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дриди и Себай 2008 , с. 113
- ^ Jump up to: а б с д Дриди и Себай 2008 , с. 111
- ^ Дриди и Себай 2008 , стр. 101–102.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дриди и Себай 2008 , с. 107
- ^ Jump up to: а б с Дриди и Себай 2008 , с. 108
- ^ Jump up to: а б Дриди и Себай 2008 , с. 106
- ^ Дриди и Себай 2008 , стр. 106–107.
- ^ Дриди и Себай 2008 , стр. 111–112.
- ^ Jump up to: а б Дриди и Себай 2008 , с. 102
- ^ Дриди и Себай 2008 , стр. 113–114.
- ^ Дриди и Себай 2008 , стр. 115–116.
- Древний Тунис: от Ганнибала до Святого Августина
- ^ Jump up to: а б Slim & Fauqué 2001 , с. 168
- ^ Jump up to: а б с д Slim & Fauqué 2001 , с. 164
- ^ Jump up to: а б с д Slim & Fauqué 2001 , с. 165
- ^ Slim & Fauqué 2001 , стр. 164–165.
- ^ Slim & Fauqué 2001 , с. 74
- ^ Jump up to: а б с д и Slim & Fauqué 2001 , с. 166
- ^ Jump up to: а б с Slim & Fauqué 2001 , с. 60
- ^ Jump up to: а б с Slim & Fauqué, 2001 , стр. 218–219.
- Святилище Ваала и Танит возле Сиагу
- ^ Jump up to: а б с д и Мерлин 1910 , с. 6
- ^ Мерлин 1910 , с. 5
- ^ Мерлин 1910 , с. 7
- Надпись найдена в Бир-Бу-Рекбе.
- ^ Мерлин 1911 , с. 837
- Карфаген: подход цивилизации
- ^ Фантар 1995 , с. 13
- ^ Фантар 1995 , с. 283
- ^ Jump up to: а б Фантар 1995 , стр. 259.
- ^ Фантар 1995 , с. 254
- ^ Фантар 1995 , с. 264
- ^ Фантар 1995 , стр. 263–264
- Пуническая архитектура Туниса
- ^ Фантар 1998 , с. 253
- Карфаген и пунический мир
- ^ Дриди 2006 , с. 186
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дриди 2006 , с. 112
- Легенда о Карфагене
- Карфаген
- ^ Jump up to: а б с Лансель 1992 , с. 219
- ^ Лансель 1992 , с. 218
- Словарь финикийской и пунической цивилизации
Библиография
[ редактировать ]Общая литература
[ редактировать ]- Коллектив (1995а). «Карфаген, столица Африки». Connaissance des Arts (на французском языке) (69): 28–47. ISSN 0293-9274 .
- Бешауш, Азедин (2001). Легенда о Карфагене . Галлимарские открытия / Археология (на французском языке). Полет. 172. Париж: Editions Gallimard . ISBN 2-07-053212-7 .
- Липински, Эдвард (1992). Словарь финикийской и пунической цивилизации (на французском языке). Париж: Бреполи. ISBN 2-503-50033-1 .
- Слим, Хеди; Фоке, Николя (2001). Древний Тунис: от Ганнибала до Святого Августина (на французском языке). Париж: Менгес. ISBN 2-85620-421-Х .
- Слим, Хеди; Маджуби, Аммар; Белходжа, Халед; Эннабли, Абдельмаджид (2003). Общая история Туниса (на французском языке). Полет. Я: Античность. Париж: Мезоннёв и Лароз. ISBN 2-7068-1695-3 .
- Коллектив (1995). Карфаген: история, его след и его отголосок (на французском языке). Париж: Французская ассоциация художественных действий. ISBN 9973-22-026-9 .
Литература о Пуническом Карфагене
[ редактировать ]- Амадаси, Мария (2007). Карфаген (на французском языке). 978-2-13-053962-9: Прессы Universitaires de France . ISBN 978-2-13-053962-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - Дриди, Хеди (2006). Карфаген и Пунический мир (на французском языке). Париж: Les Belles Lettres . ISBN 2-251-41033-3 .
- Фантар, Мхамед Хассин (1998). Карфаген: подход цивилизации (на французском языке). Тунис: Алиф. ISBN 9973-22-019-6 .
- Фантар, Мхамед Хассин (2007). Карфаген: Пунический город (на французском языке). Тунис: Церера. ISBN 978-9973-22-019-6 .
- Фантар, Мхамед Хассин (1995). «Пуническая архитектура Туниса». Археологические файлы (на французском языке) (200 «Тунис, перекресток древнего мира»): 6–17. ISSN 1141-7137 .
- Лансель, Серж (1992). Карфаген (на французском языке). Париж: Файард . ISBN 2-213-02838-9 .
- Шницер, Морис (2001). «Карфаген и пуническая цивилизация». Рим и завоевание Средиземноморья (на французском языке). Полет. 2: Генезис империи. Париж: Presss Universitaires de France . стр. 545–593.
- Тлатли, Салах-Эддин (1978). Пунический Карфаген: урбанистика, город, его функции, его влияние (на французском языке). Париж: Адриен-Мезоннёв.
Похожие статьи
[ редактировать ]- Мерлин, Альфред (1911). «Надпись trouvée à Bir-Bou-Rekba» . КРАЙ (на французском языке). 55 (10): 836–839. дои : 10.3406/crai.1911.72771 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2023 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
- Мерлин, Альфред (1909). «Новые разработки в музее Бардо в Тунисе» . Journal des sçavans (на французском языке). 7 (5): 230–231. ISSN 0021-8103 . Архивировано из оригинала 17 июня 2024 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
- Дриди, Хеди; Себай, Мерием (2008). «От Танесмата до Тиниссута: новые наблюдения о планировке африканского храма». Места культа: вотивные площади, храмы, церкви, мечети: IX международная конференция по истории и археологии древней и средневековой Северной Африки, Триполи, 19-25 февраля 2005 г. Исследования африканских древностей (на французском языке). Париж: Французский национальный центр научных исследований . стр. 101–117.
- Мерлин, Альфред (1910). Святилище Ваала и Танит близ Сиагу (на французском языке). Париж: Департамент древностей и искусств. Архивировано из оригинала 2 января 2022 года . Проверено 17 июня 2024 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )