Jump to content

Святилище Тиниссут

Святилище Тиниссут
Статуэтка Баал-Хаммона из святилища, символическое произведение, найденное во время раскопок святилища Тиниссут. терракота, Национальный музей Бардо, 38,5 × 23,5 × 22 см. [ А 1 ]
Святилище Тиниссут находится в Тунисе.
Святилище Тиниссут
Показано в Тунисе
Расположение Тунис
Координаты 36 ° 26'13 "N 10 ° 35'49" E  /  36,43694 ° N 10,59694 ° E  / 36,43694; 10,59694
История
Периоды 1 век - 2 век

Святилище Тиниссут археологический объект , расположенный в Тунисе , раскопки которого начались в начале 20 века. Он расположен в современном районе Бир-Бурегба в регионе Кап-Бон , примерно в пяти километрах от города Хаммамет и в шестидесяти километрах к юго-востоку от столицы Туниса .

Хотя раскопанное место в основном датируется ранним имперским периодом , оно считается характерным для пунических культовых сооружений. Это место демонстрирует преемственность мест поклонения вплоть до римской эпохи, включая поздний период, и иллюстрирует синкретическое действующее религиозное движение. Первоначально он был посвящен поклонению Баал-Хаммону и его супруге Танит . Однако к более поздним почитаемым божествам относятся Сатурн , Целестида, Церера и другие эллинистические божества.

Обнаруженное здание представляет собой очень сложную конструкцию, использовавшуюся в течение значительного периода, от пунической эпохи до поздней античности . В результате это место представляет собой загородное святилище с чередой дворов и портиков . Эта характеристика представляет собой серьезную проблему для интерпретации сайта, причем одной из наиболее сложных задач является интерпретация истории сайта и его последовательного развития. Это место внесло значительный вклад в дискуссию об первоначальных характеристиках североафриканских и семитских мест поклонения.

В результате раскопок была собрана замечательная коллекция терракотовых статуй, которая сейчас находится в Национальном музее Бардо и Музее Набель . Части, найденные в разбросанных фрагментах, в основном отреставрированы и свидетельствуют об искусстве изготовления коронок . Коллекция обнаруженных терракот не имеет аналогов в финикийско-пунической сфере XXI века.

В начале 20-го века военные проводили раскопки, и это место, судя по всему, было разрушено, как отметил директор Управления древностей Туниса еще в 1960 году. Однако детали, зафиксированные в ходе первых раскопок, которые на тот момент были весьма исключительными, время, дайте возможность пересмотреть сайт в свете недавнего анализа и новых направлений исследований.

Расположение

[ редактировать ]

Это место находится примерно в шестидесяти километрах к юго-востоку от Туниса, в двух километрах к северо-востоку от Бир-Бурегбы и в одном километре к северо-востоку от Сиагу. [ Б 1 ] Археологический объект возвышается над Уэд -Фауарой на двадцать-тридцать метров на ее левом берегу. [ Д 1 ] на пригорке. [ Б 2 ]

Это место выходит на залив Хаммамет , и создание здесь заповедника, вероятно, связано с исключительным ландшафтом. [ С 1 ]

Древняя история

[ редактировать ]

На месте Бир-Бурегбы находился пунический город Танесмат, также известный как Тнсмт на финикийском языке и Тиниссут на латыни . [ К 1 ] [ Е 1 ] который был основан в V веке до нашей эры. Городом управляли два шопхета , что было устоявшейся особенностью пунических учреждений, в том числе и Карфагена . [ Б 2 ] О точном местонахождении города до сих пор ведутся споры, тем более что менее чем в двух километрах отсюда находился еще один древний город по имени Сиагу. [ Б 2 ] Присутствие римлян на этом месте засвидетельствовано с начала I века. [ Б 2 ] хотя это был сапсан , и подробности городской жизни трудно установить без точного местоположения. [ Б 3 ] [ Б 4 ]

Спутниковый снимок залива Хаммамет.

Святилище Тиниссут — это загородное святилище, посвященное Баал-Хаммону и Танит . [ Ф 1 ] [ Дж 1 ] [ Б 2 ] Тип загородного заповедника обозначил границу. [ Ч 1 ] Хотя в первую очередь он датируется ранней Римской империей считают его , Серж Лансель и Эдвард Липински «одним из наиболее представительных примеров пунической религии». [ К 1 ]

Он использовался в течение длительного периода, о чем свидетельствуют находки монет II и IV веков. [ Ч 2 ] За свою долгую историю он претерпел расширение и трансформацию. [ С 2 ] Никаких свидетельств существования культа, предшествовавшего культу Баала и Танит, во время раскопок обнаружено не было. [ Ч 2 ]

Считается , что первоначальный архитектурный проект, включавший обширный двор с портиками и святилищем , был построен до падения Карфагена в 146 году до нашей эры. [ Б 5 ] В середине II века до нашей эры проект реконструкции, отмеченный известной пунической надписью, привел к уменьшению площади двора и строительству двух святынь. [ Б 5 ]

План святилища.

Пуническое святилище претерпело значительную реконструкцию между I веком до нашей эры и I веком нашей эры. [ Ч 2 ] [ Б 5 ] с расширением существующих структур и интеграцией новых божеств в местный пантеон. [ Б 6 ] Элементы этого места претерпели существенную реконструкцию, особенно две святыни: одна предназначалась для размещения статуй, а другая, меньшая, стала алтарем. [ Б 6 ] Добавление двух комнат позволило изолировать священное сердце Пунического святилища, самое священное пространство, в котором тогда находились целлы римского устройства. [ Б 5 ]

Юстиниана Солид (иллюстрация), обнаруженный при раскопках городища, указывает на длительный период использования.

Прихожане предлагали святилищу стелы , алтари или статуи в соответствии со своим социальным статусом. Согласно найденному неопуническому посвящению, строительство было предложено всей общиной. [ С 3 ] Главным центром культовой жизни был двор, в котором также находились самые ранние статуи. [ Б 7 ] Расположение этого места и расположение статуй в пунический период, когда были построены две святыни, остаются неопределенными. Одна гипотеза предполагает, что это место было организовано глобально на одном этапе, в то время как другая предполагает, что статуи размещались постепенно в зависимости от щедрости верующих. [ Б 6 ]

Позже была добавлена ​​небольшая комната. [ Б 5 ] а на заключительном этапе , была установлена ​​цистерна, посвящённая Сатурну на этом месте во II веке Л. Помпеем Гоноратом, вписанным в карфагенское племя . [ Б 8 ] [ Б 9 ] [ 1 ]

Это место продолжало использоваться как место поклонения до полной христианской эры, о чем свидетельствует обнаружение монеты Юстиниана рядом с сердцем святилища и наличие христианских масляных ламп . [ Б 5 ]

Повторное открытие и раскопки

[ редактировать ]

В 1908 году капитан Кассень провел раскопки на этом месте после случайного открытия римских ламп и керамики , что позволило предположить наличие древнего памятника в горном районе к северо-востоку от Бир-Бурегбы. [ Д 2 ]

Последующие раскопки обнаружили нео-пуническую надпись, в которой упоминается институт шопхетов и ливийские элементы. [ К 1 ] Кроме того, были обнаружены три латинские надписи, одна из II века, которые относились к посвящению цистерны Сатурну. [ К 1 ] В своем отчете капитан Кассень тщательно записал места обнаружения терракотовых статуй, что отличалось от более краткого подхода, обычно используемого при раскопках начала 20-го века. [ Б 10 ]

Предметы были оперативно перевезены в музей Бардо , где позже были выставлены. В этом музее, в свою очередь, были представлены «тринадцать самых интригующих терракотовых статуй». [ 2 ] как заметил Альфред Мерлин в своей работе 1910 года . [ Д 1 ] Пуническая надпись первоначально была помещена в музей Бардо, но впоследствии передана в музей Набель .

С тех пор ни один исследователь не вернулся на это место, а директор Управления древностей Туниса еще в 1960 году заявил , что полевые исследования бесполезны. [ Б 1 ] Попытки найти остатки культового комплекса и города не увенчались успехом. [ Б 2 ]

Описание святилища

[ редактировать ]

Пространства, раскопанные археологом

[ редактировать ]
Ранний план святилища, исследованный во время раскопок начала 20 века.

План святилища основан на полевых заметках, сделанных капитаном Кассенем, который определил семь мест в последнем состоянии этого места и для удобства использовал систему нумерации, указанную в самых последних работах и ​​из-за отсутствия новых раскопок. [ Б 11 ]

Первая зона содержала три комнаты подряд. Первый [ 3 ] имел белый мозаичный пол с чешуйчатым узором, а ему предшествовала терраса со статуей леонтоцефала на постаменте . Были обнаружены и другие фрагментированные статуи, в том числе женская статуя, стоящая на льве , с латинской надписью. [ Б 1 ] Обстановка помещения датирована концом I века до нашей эры. [ Б 12 ] Во второй комнате был кирпично-бетонный пол , и в ней находились два сфинкса . Александр Лезин считал, что первые две комнаты станут «последним этапом строительства здания». [ Б 6 ] Третья комната, по мнению Мерлина, относится к более позднему времени, и в ней были найдены материалы для замкнутого пространства, в том числе лампа с двумя изливами и подвесной элемент, а также пунические монеты. [ Б 13 ]

Помещение № 4 на плане этажа, «ядро святилища», [ Б 7 ] представлял собой большой двор, вымощенный кирпичом и оборудованный портиком, возможно, сводчатым в римский период. [ Б 5 ] имелось отделение с жертвенными В северо-западном углу останками. Отмечены две святыни неодинаковой сохранности. Рядом с первым были обнаружены ступени , римские масляные лампы и фрагментированные статуи леонтоцефала. Вторая, более крупная святыня была разделена на два неравных помещения. В большем пространстве находились статуя Баал-Хаммона на троне, женская статуя в поло , сфинкс большего размера и надпись с именем некоего Л. Помпея Хонората. По словам Хеди Дриди и Мерием Себай, второе пространство этой эдикулы было отведено статуэткам и культовым предметам. Снаружи впоследствии были построены низкие стены, где кормящей была обнаружена статуя женщины. Эта статуя, датированная Лоренце Булло концом III века до нашей эры , [ Б 7 ] предполагает продолжение культового использования в римский период, о чем свидетельствует наличие обнаруженных поблизости римских масляных ламп. [ Б 8 ] весьма фрагментарная стоящая Афина . На постаменте была найдена [ Б 13 ] а также значительная пуническая надпись. [ Б 14 ] К югу от этого святилища была найдена фрагментированная статуя сидящей женщины. [ Б 11 ] В том же дворе были обнаружены останки как минимум двух других женских статуй леонтоцефала. [ Б 11 ] В этом пространстве совершались жертвоприношения и связанные с ними обряды, включая захоронение костей животных, использование ламп на алтаре и использование воды из ближайшей цистерны. [ Б 6 ]

Более поздняя цистерна, как определил Мерлин, располагалась к югу от этого обширного двора (№ 6 на его плане). В процессе расчистки обрушившегося свода он обнаружил римскую керамику, масляные лампы на христианскую тематику и фрагменты надписей. [ Б 11 ] Высокое качество строительства, по наблюдениям Дриди и Себаи, предполагает позднюю постройку. [ Б 8 ]

Аналогичным образом, во дворе № 5 также были портики, хотя их остатки менее впечатляющи. Разрушенная святыня занимала середину двора, галерея портика имела ширину примерно два метра, а колонны располагались на расстоянии трех метров друг от друга. Первоначально помещение было объединено с двором № 4. Во входном коридоре в южной части двора находились вотивные стелы. Найденные материалы были скудны, хотя монета, датированная периодом правления Юстиниана, содержит некоторые элементы датировки. [ Б 11 ] Никаких статуй здесь обнаружено не было. [ Б 7 ] В римский период это пространство использовалось как хранилище стел. [ Б 5 ]

В вольере № 7 размером примерно 14 х 8,20 метра находится основание статуи, установленной на открытом воздухе. [ Б 7 ] Кроме того, в ограждении находилось около тридцати вотивных стел с надписями на пуническом, неопуническом и латыни, которые палеографы датировали периодом между I веком до нашей эры и I веком нашей эры. [ Б 11 ] Считается, что это пространство было добавлено к культовому комплексу не позднее конца I века до нашей эры. [ Б 8 ] Липински и Лансель считают это пространство «полем жертвенных урн». [ К 1 ] Эту точку зрения разделяет Сесилия Россиньоли, которая считает, что его использовали для захоронения жертвенных останков. Однако Дриди и Себай оспаривают эту интерпретацию, предполагая, что это была фависса или комната, посвященная культу. В этом месте было обнаружено основание статуи. [ Б 8 ]

были найдены различные предметы, в том числе фрагменты стел и керамики в строгом смысле Кроме того, за пределами святилища . В помещении № 1 обнаружен клад жертвенных урн. В этих урнах, выстроенных в ряд, находился прах мелких животных. [ Б 11 ]

Путаница из-за длительного использования

[ редактировать ]
Вотивные алтари, обнаруженные в Тиниссуте и хранящиеся в музее Набеля.

Запутанная планировка святилища является результатом изменений, внесенных «на протяжении нескольких столетий». [ С 2 ]

Святилище состояло из ряда дворов, главное святилище располагалось в центре самого большого двора. [ К 1 ] К западу от главного святилища последовательно располагались три двора. Восточную часть главного святилища определял двор с портиками. Юго-восточную часть занимал закрытый двор, служивший полем для урн. [ К 1 ]

Пуническая надпись указывает, что первоначальное строительство включало две часовни, посвященные Баалу и Танит, оснащенные необходимыми литургическими элементами, бронзовыми вазами и внешним покрытием. Этими первоначальными постройками были две святыни двора № 4, покрытие которых было признано археологом. [ 4 ] Позже святыни были изменены. Скамейки служили для хранения культовых предметов. [ Б 9 ] Предложенная Мерлином эволюция святилища противоречит археологическим свидетельствам. Впоследствии Лезин пересмотрел эту эволюцию, предположив, что примитивный двор с портиком позже был уменьшен и дополнен. [ Б 9 ] В 1998 году Россиньоли предложил оригинальное святилище с внутренним двором из трех портиков, двумя часовнями сзади и доступом с юга. Надпись напоминает о строительстве часовни, находящейся после ее анализа. [ Б 9 ] Дриди и Себай придерживались аналогичной конфигурации, хотя и критиковали анализ Россиньоли относительно более поздней реконструкции часовен. Эти элементы были построены, как указано в сохранившемся тексте. [ Ч 2 ] [ Б 15 ]

Согласно Дриди и Себаи, первое святилище представляло собой внутренний двор с портиком, объединяющий №№ 4 и 5, со святилищем, в котором находились культовые статуи. Надпись напоминала о перемещении статуй в два более построенных святилища. Первоначальное большое пуническое здание должно было быть заменено меньшим святилищем с новыми часовнями. Заброшенная часть служила хранилищем, о чем свидетельствует наличие стел. [ Ч 2 ]

Внутреннее функционирование святилища в римский период понять труднее, учитывая перераспределение и сложность культов. [ Ч 2 ] Датировка постройки помещений №№ 1–3 представляет собой серьезную проблему. Однако наличие сводовых трубок, использовавшихся с начала III в. [ Б 8 ] предлагает датировать значимые произведения именно этим периодом. Дриди и Себай предлагают I век для строительства помещения № 1. [ Б 6 ]

Художественные открытия

[ редактировать ]

Археологические раскопки сельского святилища выявили множество артефактов «чрезвычайного богатства и разнообразия». [ С 4 ] Особо следует отметить терракотовые элементы, которые оказались «самой неожиданной и замечательной находкой». [ Д 1 ]

Терракотовые статуи

[ редактировать ]
Женская статуя с короной для игры в поло.

Самыми поразительными открытиями на этом месте, несомненно, являются терракотовые статуи, которые отличаются огромным количеством и размерами. Некоторые статуи достигают высоты 1,40 метра. [ С 3 ] Однако многочисленные фрагменты не смогли быть включены в процесс реставрации, что позволяет предположить, что общее количество выставленных статуй должно было быть значительным. [ Д 1 ]

Помимо этих находок, статуя Ваала, сидящего между двумя крылатыми сфинксами . в главной часовне центрального святилища была обнаружена [ К 1 ] Бог увенчан тиарой из растений и перьев, а его длинная туника соответствует восточной традиции. [ Дж 1 ] Работа датирована II веком. Однако, по мнению Азедина Бешауша , в некоторых аспектах он остается совместимым с пунической иконографической традицией . разделяет изображение того же божества на стеле с тофета Суса В частности, оно . [ я 1 ] Эта стела из Суса была обнаружена во время раскопок Пьера Синтаса и отмечена Ланселем как вероятно утерянная. [ Дж 2 ] Хотя работа датирована более поздним периодом, ее, тем не менее, можно считать архетипом, который можно проследить до VII века до нашей эры в области глиптики и ювелирного дела . [ Ф 2 ]

Раскопки также выявили наличие статуи Цереры или Целестиды, увенчанной полосом . [ Б 4 ]

Леонтоцефальная богиня , 150×46×36,50 см. [ А 2 ]

Леонтоцефальные страны статуи, идентифицированные как изображения Африки , гения африканской , [ К 1 ] имеют особое значение. В одной комнате было как минимум четыре одинаковых статуи леонтоцефала. [ Б 6 ] Костюм этих статуй состоит из птиц и вдохновлен, по мнению Ланселя и Липински, иконографией египетской богини Сехмет ; [ К 1 ] их также отождествляют с богиней Танит. [ А 2 ] [ Ф 3 ] Хеди Слим постулирует, что изображение костюма напоминает женские саркофаги, раскопанные в так называемом некрополе Сент-Моник на археологических раскопках Карфагена . [ С 5 ] Статуи располагались у входа в храм как грозные стражи, хотя и имеющие человеческий облик. [ С 3 ] У основания их шеек был диск. [ Д 3 ] В 1998 году Россиньоли предложил апотропную функцию этой репрезентации, в то время как Дриди и Себай рассматривали ее как сторожевую функцию. [ Б 12 ] По мнению Мхамеда Хасина Фантара , миссия богини - «защитить священную территорию храма и культовое выражение». [ Ф 3 ]

Женские статуи можно интерпретировать как изображения всемогущей Танит. [ С 6 ] Формы изображения богини оказывают разнообразное влияние. Тип leontocéphale отражает африканский культурный субстрат, поза льва имеет восточное влияние, поскольку это священное животное богини Астарты . [ К 1 ] греческое влияние проявляется в изображении матери с ребенком. [ С 1 ] Статуя Деметры, кормящей Демофонта, символизирует «бесконечную сладость материнства» и датируется III веком до нашей эры. [ Б 6 ] [ С 6 ] По мнению Фантара, это изображение богини куротрофос, «богини-матери, предлагающей свою грудь младенцу», является одним из самых красивых изображений в этой серии. [ Ф 4 ]

Кроме того, Афина-Ника со шлемом и щитом Медузы была обнаружена . Стоящая статуя Афины с головой Медузы на груди выполняла защитную функцию, аналогичную функции богинь-леонтоцефалов. [ Б 7 ]

Статуя, изображающая богиню в пеплосе , тунике и головном уборе, может быть идентифицирована как Деметра . [ С 6 ] В ходе раскопок также было обнаружено несколько версий Сфинкса с выдающейся грудью разного размера. Это изображение не только служит охранителем, но и символизирует плодородие . [ С 6 ] Эти статуи в настоящее время выставлены в Национальном музее Бардо и Музее Набель .

Другие открытия

[ редактировать ]
Посвящение Баал-Хаммону и Таниту конца I века до нашей эры или I века нашей эры, пуническая надпись, найденная в 1908 году и сохранившаяся в музее Набеля, 0,21 х 0,30 м. [ С 7 ] [ 5 ]

На этом сайте были сделаны важные эпиграфические открытия, которые создают проблемы для интерпретации.

Одно из таких открытий — неопуническая стела, вырезанная из местного серо-белого мрамора , в настоящее время экспонирующаяся в музее Набеля . Эта посвящающая надпись из семи строк имеет особое значение для понимания этого места. [ Б 2 ] найденный в целости и сохранности во дворе № 4. [ Б 7 ] [ г 1 ]

Мерлин предлагает датировать надпись серединой II века до нашей эры, и эту дату принимает Слим. [ С 7 ] Дриди и Себай. [ Б 7 ] Надпись, состоящая из пунических и неопунических символов, аналогичных тем, что изображены на некоторых стелах из карфагенского тофета , [ Б 7 ] упоминает возведение святилищ Баал-Хаммона и Танита, причем ливийские имена намекают на присутствие ливийского субстрата в обществе. [ С 7 ] В надписи также упоминаются магистраты, а также лица, ответственные за строительство и украшение святилища. [ С 3 ] [ 6 ]

Во время раскопок были обнаружены три латинские надписи. Только посвящение цистерны, датированное II веком, явно отсылает к культу Сатурна, наследника Баал-Хаммона. [ 1 ] [ К 1 ] Там написано: «Сатурну Августу, посвящение: Луций Помпей Хонорат из племени Арненсис построил на свои собственные средства и в знак щедрости цистерну, которую он также посвятил». [ Ф 5 ] Надпись была предложена итальянскими купцами, которые поселились в этом районе, чтобы завоевать расположение местных божеств. [ Ф 6 ]

Интерпретация

[ редактировать ]
Деталь Баал-Хаммона, сидящего на троне , одного из знаковых экспонатов Национального музея Бардо.

Сайт примечателен тем, что может облегчить изучение пунической религиозной преемственности и затронуть спорную тему африканских храмов семитской традиции. По словам Слима, святилище Тиниссут — это «святое место между Тофетом [...] и настоящим африканским храмом». [ С 2 ]

Первая тема находится в центре внимания исследователей с начала ХХ века. [ Б 16 ] Это место демонстрирует отсутствие перерыва в культовой деятельности между пуническим и римским периодами. [ Б 17 ] Мужскому божеству, восседающему на троне, продолжали поклоняться во времена Римской империи, и сердце пунического святилища сохраняло ту же роль и в римскую эпоху. «Культовая и ритуальная деятельность была значительной на протяжении всего римского периода без какого-либо реального разрыва с пунической сферой». [ Б 6 ] Помимо непрерывности использования святилища, существовала также «забота о защите, вероятно, древних культовых статуй».

Однако в существующие постройки были внесены изменения, расширение пантеона и перемещение культовых статуй внутри комплекса. Широкое распространение статуй указывает на стремление к постановке, которую можно охарактеризовать как настоящую «сценографию» с направлением движения с востока на запад. Об этом свидетельствуют статуи-хранители на каждом пороге пространств, посвященных различным божествам, и «прогресс к святая святых». [ Б 5 ]

Голова, обнаруженная доктором Луи Картоном в месте поклонения, известном как «Картонная часовня», и хранится в Национальном музее Карфагена .

Техника изготовления терракотовых статуй свидетельствует о значительном художественном таланте коропластов . [ С 8 ] богатство месторождений глины в регионе и достоинства материалов. Эта исключительная техника рассматривалась по экономическим причинам, но также подчеркивались [ С 8 ]

Терракотовые статуи свидетельствуют о религиозной жизнеспособности и открытости внешним влияниям того периода, а также являются свидетельством начала романизации . [ С 6 ] Как утверждают Лансель и Липински, сопоставление различных божеств в этих статуях предполагает «сохранение доримских религиозных традиций в сельской местности». [ К 1 ] [ Дж 1 ] «Композитные» формы этих статуй, в свою очередь, обнаруживают местные влияния, а также влияния Египта , Востока и Греции . [ С 8 ]

Изображение богини леонтоцефала является результатом «сложного синкретизма ». [ А 2 ] В то время как Булло датирует работу III веком до нашей эры, Дриди и Себай предполагают вторую половину I века до нашей эры. [ Б 12 ] на основе изучения устройства святилища. [ Б 6 ] Женские статуи, найденные на этом месте, напоминают модели, которые были широко распространены в западном Средиземноморье с IV века до нашей эры . [ Ч 2 ]

Изображение Баал-Хаммона соответствует значению пантеона в римской Африке , особенно превосходству Сатурна. [ я 2 ] и Танит-Целестида. [ С 2 ] Надписи идентифицируют Сатурн, а также присутствуют Целестида или Церера. Женские божества актуальны, даже если они не идентифицированы эпиграфикой. [ Б 18 ]

Дриди и Себай утверждают, что обнаружение древних статуй является «актом благочестия, направленным на сохранение исконных божеств Танесмата». Жители Тиниссута адаптировали своих божеств-покровителей к интерпретации romana и устроили святилище, уважая святилище Пунической эпохи, чтобы интегрировать его в более широкую сферу, о чем свидетельствует принятие культовых статуй в эллинистическом стиле. [ Б 4 ]

Еще в 1910 году Мерлин определил «значительную ценность религиозной истории древней Африки». [ Д 1 ] Он включил святилище Тиниссут в число святилищ восточной традиции, а Александр Лезин рассматривал его как тип сиро-восточного святилища, импортированного до падения Карфагена в конце Третьей Пунической войны . [ Б 16 ] Тем не менее, Дриди и Себай утверждают, что стремление к такой модели, основанной на «идеологическом постулате», бесполезно. [ Б 4 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Надпись AE 1908, 00161 [ архив ] = ILAfr 00309 = ILPBardo 00192 = D 09291 = Сатурн-01, р 99 = LBIRNA 00366 = AE 1911, +00084.
  2. ^ Мерлин 1909 , с. 230
  3. ^ Нумерация комнат соответствует публикации Мерлина 1910 года .
  4. ^ Полный текст надписи см. в Dridi & Sebaï 2008 , стр. 111
  5. ^ Доннер, Герберт; Рёллиг, Вольфганг (1973). Ханаанские и арамейские надписи (КАИ) (на немецком языке). Том II: Комментарии. Висбаден: Харрасовиц. стр. 136–137.
  6. ^ Полный текст надписи см. Dridi & Sebaï 2008 , стр. 110–111.
  • Карфаген, столица Африки
  • От Танесмата до Тиниссута: новые наблюдения о планировке африканского храма
  • Древний Тунис: от Ганнибала до Святого Августина
  • Святилище Ваала и Танит возле Сиагу
  • Надпись найдена в Бир-Бу-Рекбе.
  • Карфаген: подход цивилизации
  • Пуническая архитектура Туниса
  • Карфаген и пунический мир
  • Легенда о Карфагене
  • Карфаген
  • Словарь финикийской и пунической цивилизации

Библиография

[ редактировать ]

Общая литература

[ редактировать ]
  • Коллектив (1995а). «Карфаген, столица Африки». Connaissance des Arts (на французском языке) (69): 28–47. ISSN   0293-9274 .
  • Бешауш, Азедин (2001). Легенда о Карфагене . Галлимарские открытия / Археология (на французском языке). Полет. 172. Париж: Editions Gallimard . ISBN  2-07-053212-7 .
  • Липински, Эдвард (1992). Словарь финикийской и пунической цивилизации (на французском языке). Париж: Бреполи. ISBN  2-503-50033-1 .
  • Слим, Хеди; Фоке, Николя (2001). Древний Тунис: от Ганнибала до Святого Августина (на французском языке). Париж: Менгес. ISBN  2-85620-421-Х .
  • Слим, Хеди; Маджуби, Аммар; Белходжа, Халед; Эннабли, Абдельмаджид (2003). Общая история Туниса (на французском языке). Полет. Я: Античность. Париж: Мезоннёв и Лароз. ISBN  2-7068-1695-3 .
  • Коллектив (1995). Карфаген: история, его след и его отголосок (на французском языке). Париж: Французская ассоциация художественных действий. ISBN  9973-22-026-9 .

Литература о Пуническом Карфагене

[ редактировать ]
  • Амадаси, Мария (2007). Карфаген (на французском языке). 978-2-13-053962-9: Прессы Universitaires de France . ISBN  978-2-13-053962-9 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  • Дриди, Хеди (2006). Карфаген и Пунический мир (на французском языке). Париж: Les Belles Lettres . ISBN  2-251-41033-3 .
  • Фантар, Мхамед Хассин (1998). Карфаген: подход цивилизации (на французском языке). Тунис: Алиф. ISBN  9973-22-019-6 .
  • Фантар, Мхамед Хассин (2007). Карфаген: Пунический город (на французском языке). Тунис: Церера. ISBN  978-9973-22-019-6 .
  • Фантар, Мхамед Хассин (1995). «Пуническая архитектура Туниса». Археологические файлы (на французском языке) (200 «Тунис, перекресток древнего мира»): 6–17. ISSN   1141-7137 .
  • Лансель, Серж (1992). Карфаген (на французском языке). Париж: Файард . ISBN  2-213-02838-9 .
  • Шницер, Морис (2001). «Карфаген и пуническая цивилизация». Рим и завоевание Средиземноморья (на французском языке). Полет. 2: Генезис империи. Париж: Presss Universitaires de France . стр. 545–593.
  • Тлатли, Салах-Эддин (1978). Пунический Карфаген: урбанистика, город, его функции, его влияние (на французском языке). Париж: Адриен-Мезоннёв.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c77cb7679d7646eda6955af7d32e3c82__1720884900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/82/c77cb7679d7646eda6955af7d32e3c82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sanctuary of Thinissut - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)